Развитие статики ребенка первого года жизни

Развитие статики ребенка первого года жизни thumbnail

Медицина / Физиология / Физиология (статья)

Статья | 
20-11-2015, 21:07
 | 

Нервно-психическое развитие ребенкаНервно-психическое развитие ребенкаУ ребенка при рождении есть безусловные рефлексы, которые делят на три категории: стойкие пожизненные автоматизмы; рефлексы, которые отражают специфические условия, когда ребенок находится в конкретном промежутке физического развития и которые со временем исчезают; автоматизмы или рефлексы, которые только начинают проявляться, поэтому они не всегда выявляются сразу после рождения.

К первой группе рефлексов относятся: роговичный рефлекс – при прикосновении к роговице глаза смыкается глазная щель; конъюнктивальный рефлекс – практически то же самое, что и роговичный рефлекс; глоточный рефлекс – при раздражении глотки с помощью катетера у ребенка возникает кашель; а также глотательный, сухожильный рефлекс конечностей и др.

Ко второй группе рефлексов относят: поисковый рефлекс – во время прикосновения к щеке ребенка, он поворачивает голову в сторону раздражителя и начинает вытягивать губы в поиске соска матери; сосательный рефлекс; хватательный рефлекс – при вкладывании пальца в ладошку ребенка, он его обхватывает; ладонно-ротовой рефлекс – при надавливании на ладошку ребенка в области основания первого пальца, ребенок открывает рот; рефлекс опоры и автоматической ходьбы – ребенка держат под мышки и опускают таким образом, чтобы ножки коснулись пола (стола или другой плоской горизонтальной поверхности), ребенок выпрямляет ноги в коленях, а если его немного наклонить вперед, он начинает ступать так, как будто ходит; другие рефлексы.

К третьей группе рефлексов относят: симметричный шейный тонический рефлекс – при пассивном сгибании шеи новорожденного, который лежит на спине, повышается тонус сгибателей рук и разгибателей ног, а при разгибании шеи происходят обратные реакции; лабиринтный тонический рефлекс – при повороте ребенка на живот, у него повышается тонус сгибателей шеи, конечностей и спины, тогда как при положении лежа на спине повышен тонус разгибателей шеи, ног и спины; некоторые другие, не менее сложные рефлексы.

Важно отметить, что некоторые моторные рефлексы помогают обеспечить как нормальное течение беременности, так и самого процесса родов. Например, рефлекторные повороты головки и туловища, отталкивание ножками от дна матки способствуют успешным родам.

Когда после родов новорожденного кладут на столик, он беспорядочно двигает конечностями, тонус которых повышен в сгибателях, его движения хаотичны, нецеленаправлены и некоорденировпнны, а фиксация взгляда отсутствует.

И только на 2-3-й недели жизни новорожденного начинает формироваться координация движений. Сначала ребенок начинает фиксировать взгляд на ярких предметах, потом следить за ними, а позже поворачивать за ними голову. После развивается координация движения рук: ребенок приближает их к носу, глазам, начинает их тереть, позже он поднимает их над лицом и рассматривает. В возрасте 3-3,5 месяцев ребенок начинает ощупывать свои руки, перебирать край одеяла. В этот период у ребенка должны быть более мелкие игрушки, которые можно подвесить над ребенком в кровати и он мог до них дотянуться. И только с 5-го месяца протягивание к предмету руки и его хватание становятся похожими на движения взрослого человека. Однако и в этих действиях есть свои особенности – наличие сопутствующих нерациональных движений (хватательное движение параллельно сопровождается движениями другой руки, двигаются ноги и туловище, открывается рот).

В возрасте 4-5 месяцев у ребенка начинает развиваться координация мышц спины, которая сначала проявляется способностью поворота со спины на живот, а позже (в возрасте 5-6 месяцев) – с живота на спину. В 6-месячном возрасте ребенок начинает самостоятельно сидеть, что свидетельствует о развитии координации движений ног. В возрасте 7-8 месяцев, когда ребенок уже довольно уверенно ползает, он начинает приподнимать животик, что дает ему возможность двигаться на четвереньках. В 8-9 месяцев ребенок может стоять в кроватке и переступать ножками вдоль бортика кроватки. Позже он начинает ходить, сначала держась за две, а потом и за одну руку взрослого. Самостоятельно ходить некоторые дети уже начинают в 10 месяцев, другие в 1 год, иногда в 1,5 года. При этом зрелая походка устанавливается в течении нескольких лет. То же происходит и с другими видами движений. Если наблюдать за становлением координации движений у взрослых, которые занимаются каким-либо видом спорта, то наилучшего развития она достигает в 25-30 лет. Однако в этом возрасте уже снижается выносливость, скорость и гибкость, но глазомер и точность движений в этом возрасте намного выше, чем у более молодых спортсменов.

Схема моторики и статики у детей раннего возрастаСхема моторики и статики у детей раннего возраста

Схема моторики и статики у детей раннего возраста

Если говорить об индивидуальном физическом развитии ребенка, то совершенствование моторной деятельности зависит от формирования соответствующих регулирующих звеньев и в большей степени зависит от повторений тех или иных действий, другими словами – от тренировки или двигательного воспитания. Мощным стимулом развития нервной регуляции движений является также самообучение ребенка движению.

У ребенка до 1 года двигательная активность повышается пикообразно, а не постепенно: первый пик активности происходит при первом общении со взрослыми на 3-4 месяце – радость и оживление при приближении знакомого человека (матери, отца, няни, бабушки и т.д.); второй пик двигательной активности – при формировании бинокулярного зрения (способность четко видеть предмет одновременно обеими глазами, что позволяет создавать трехмерные (объемные) изображения и четко видеть удаленные предметы) и активизации ползания; третий пик – когда ребенок начинает ходить.

Читайте также:  Концепция развития ребенка по выгодскому

Также стоит рассмотреть психоэмоциональную сферу ребенка.

Эмоции новорожденного по своему характеру исключительно отрицательны, однообразны (крик и плач) и всегда рациональны, так как служат надежным сигналом какого-бы то ни было неблагополучия или раздражения как во внешней, так и во внутренней среде ребенка. То есть, когда ребенку комфортно, он молчит, если что-то не так – кричит и плачет.

Но не только в пики повышения двигательной активности, а и с первых дней после рождения при приближении взрослого у ребенка усиливается двигательная активность и сосательные движения (реакция предвосхищения кормления). Уже в возрасте 2-3 недель во время паузы при кормлении ребенок начинает внимательно рассматривать лицо матери, ее руки, пытается ощупать грудь или бутылочку. В возрасте 1 месяца такой интерес возникает не только в момент кормления, а и в момент общения со взрослыми. С 6 недели (1,5 мес) у ребенка начинает формироваться улыбка, а в 8 недель (2 месяца) его улыбка становится очевидной. На 9-12 неделе кроме улыбки у ребенка появляется смех, а также общее двигательное оживление: радостные повизгивания, перебирание ножками, вскидывание ручек.

В 4-5 месяцев при приближении незнакомого человека ребенок прекращает движения и гуления. У него широко открываются глаза и часто открывается рот. Такая ориентировочная реакция вызывает либо радостное оживление, либо страх и негативную реакцию в виде плача и крика. Стоит отметить, что чем старше ребенок, тем более закономерно у него происходят негативные реакции. Вместе с этим также формируется негативная реакция на прекращение общения с людьми, с которыми сложились “дружеские” отношения, или уход матери (когда ребенок остается в помещении один или мать находится вне поля его зрения).

Уже в возрасте 5 месяцев ребенок узнает мать среди других людей. А в 6-7месяцев ребенок начинает активно играться игрушками, что можно использовать, например, во время визита к врачу, так как ребенок, который негативно реагирует на незнакомого ему человека, легко и с удовольствием отвлекается на новую игрушку.

В этом же периоде у ребенка обогащается лепет и появляется сенсорная речь (он начинает понимать значение отдельных слов). Это можно наблюдать, когда ребенок при назывании какого-либо предмета или человека поворачивает в его сторону голову и протягивает в его направлении ручки.

Эмоции у ребенка начинают формироваться после 9 месяцев. Он значительно труднее устанавливает контакт с незнакомым человеком, а его реакции на разных людей очень избирательны. Появляется стеснительность и робость. Сенсорная речь обогащается – ее можно использовать для организации действий ребенка (он понимает запрет и другие простые инструкции). В это же время начинает формироваться настоящая моторная речь.

Развитие речи является результатом общения ребенка со взрослыми, а также результатом воспитания и любви взрослых к ребенку.

Развитие речи ребенка делится на несколько этапов:

1 этап – подготовительный – развитие лепета и гуления (в возрасте 2-4 месяцев). Сначала гуление не имеет никакого смыслового значения, а только означает хорошее расположение ребенка. Примерно в возрасте 5 месяцев гуление становится длительным, певучим и разнообразным по количеству звуков. В 7-месячном возрасте появляется лепет – ребенок начинает произносить отдельные слоги: да-, ма-, ба- и др.

2 этап – возникновение понимания речи – ребенок начинает понимать отдельные элементы речи взрослого, т.е. понимать названия отдельных предметов и образов. Определить возможность понимания у ребенка можно при появлении поисковой реакции на вопрос: “Где мама?”, “Где папа?”, “Где котик?”, “Помаши ручкой?” и др. Также у ребенка лепет становится богаче: он обогащается интонациями. Ребенок начинает понимать слова “нельзя”, “можно”, “надо”.

3 этап – возникновение речи – в большинство детей начинают произносить первые слова в возрасте 10-11 месяцев. Уже к первому году жизни словарный запас ребенка составляет примерно 10-15 слов. Стоит отметить, что девочки начинают говорить раньше и лучше, чем мальчики. Конечно эти слова состоят из одного-двух слогов: ма-ма, па-па, де-да, ав-ав и др. В возрасте от 1 до 1,5 года словарный запас ребенка не сильно обогащается (примерно до 30-40 слов), при этом происходит хорошее развитие сенсорной речи – ребенок начинает понимать много слов). В возрасте 1,5 – 2 лет ребенок начинает выполнять большое количество просьб и инструкций. Также происходит большой прогресс в формировании моторной речи: словарный запас увеличивается до 200-300 слов, улучшается артикуляция. Ребенок начинает говорить простыми предложениями, которые сначала строятся по принципу примыкания слов, типа “ляля бай-бай”, а к концу второго года жизни его предложения состоят уже из 3-4 слов. В этот момент у ребенка начинает формироваться суждение и его речь занимает ведущее место среди способов общения с окружающими.

Источник

Оценка НПР: В педиатрии используются 2 определения – синонима:

нервно-психическое развитие (НПР)

психомоторное развитие (ПМР)

Критериями НПР являются: моторика, статика, условно-рефлекторная деятельность (I сигнальная система), речь (II сигнальная система), высшая нервная деятельность.

Моторика – (движение) – это целенаправленная, манипулятивная деятельность ребенка.

Для здорового новорожденного в спокойном состоянии характерен – физиологический мышечный гипертонус и на фоне этого сгибательная поза.

Читайте также:  Набор для развития ребенка от 0

Мышечный гипертонус симметрично выражен во всех положениях: на животе, спине, в положении бокового и вертикального подвешивания. Руки согнуты во всех суставах, приведены и прижаты к грудной клетке. Кисти согнуты в кулак, большой палец приведен к ладони. Ноги согнуты во всех суставах и слегка отведены в бедрах, в стопах преобладает тыльное сгибание. Во время сна мышцы не расслабляются.

Статика – это фиксация и удержание определенных частей туловища в необходимом положении. первый признак статики – удерживание головы на 2-3 месяце, в 3 месяца ребенок должен хорошо держать голову в вертикальном положении

второй признак – малыш сидит с 6-7 месяцев, на 7 месяце развивается ползание

третий признак – ребенок стоит в 9-10 месяцев

четвертый признак – малыш ходит – к концу 1-го года жизни

Условно- рефлекторная деятельность – это адекватная реакция ребенка на раздражающие факторы окружающей среды и собственные потребности.

Условные рефлексы на внешние раздражители

Главным рефлексом у ребенка является пищевая доминанта.

На 1-ом месяце – ребенок внимательно рассматривает лицо матери, ощупывает грудь.

На 2-ом месяце – формируется улыбка.

На 3-ем месяце – радостные движения конечностями при виде матери.

При оценке ПМР нужно помнить, что признаки динамичны по времени, т.е. в каждом возрасте каждый критерий проявляется по-разному.

Пр.: 5 месяцев – оральное внимание – при показе яркой игрушки широко открывает глаза, рот, прекращает движения.

8 месяцев – тянется за игрушкой рукой. При наличии орального внимания у ребенка к концу 1-го года жизни – задержка НПР.

4-5 месяцев – комплекс оживления – на незнакомого человека, матери, отца.

8-9- месяцев – к матери тянется руками, на чужого человека возникает реакция страха и негативизма.

Слуховое и зрительное сосредоточение (на 2 месяце – это проверяет невропатолог).

для оценки слуха – врач хлопает руками на расстоянии 30-40 см сбоку от ушей ребенка – ребенок должен моргнуть веками.

зрение – врач проводит ярким предметом на высоте 30 см над глазами ребенка – глаза ребенка следят за движениями предмета.

к концу года – сенсорная речь – понимание ребенком отдельных слов, которые звучат со стороны (поворот головы, потягивание ручек).

Речь появляется у ребенка на 4-6 неделе, когда он начинает аукать.

Гуление – произношение первых звуков (а, гу-у, э-э-э).

6 месяцев – отдельные слоги (ба-ба-ба, ма-ма-ма), лепет – произносит слоги, не понимая смысл их.

К концу 1-го года жизни – в лексиконе малыша 8-12 слов, смысл которых он понимает (дай, папа, мама). Среди них имеются звукоподражатели (ам-ам – кушать, ав-ав – собака, тик-так – часы).

2 года – запас слов до 300, появляются краткие предложения.

Высшая нервная деятельность – является признаком созревания умственной способности и интеллекта человека.

окончательный вывод о состоянии высшей нервной деятельности можно сделать в 5-6 лет.

для оценки состояния нервной системы необходимо еще выяснить у новорожденного и ребенка грудного возраста выраженность филогенетически закрепленных безусловных рефлексов.

3 группы: стойкие, транзиторные и установочные.

Стойкие рефлексы – существуют на протяжении всей жизни.

· глотательный

· сухожильные рефлексы конечностей (Пр.: удар по сухожилию четырехглавой мышцы бедра ниже коленной чашечки вызывает разгибание ноги в коленном суставе)

· роговичный (корнеальный рефлекс) – прикосновение к роговице глаза – смыкание век

· конъюктивальный

· надбровный (внутренний край надбровной дуги – постукивание → смыкание век)

Транзиторные рефлексы -существуют после рождения, однако постепенно исчезают в определенном возрасте

оральные (стволовые рефлексы)-сосательный, хоботковый и др.

спинальные рефлексы-хватательный, защитный, рефлекс опоры

миелоэнцефальные позотонические рефлексы-симметричный и ассим. шейные тонические рефлексы

Установочные рефлексы-их нет сразу после рождения, а формируются они в определенном возрасте.(верхний ,нижний рефлекс Ландау)

При оценке результатов исследования безусловных рефлексов нужно учесть: их наличие или отсутствие; при наличии – симметричность

время появления и исчезновения; соответствие выраженности рефлекса возрасту ребенка.

При нормальном нервно-психическом развитии ребенка безусловные рефлексы должны своевременно исчезнуть.

Отсутствие рефлексов в необходимом возрасте являются признаком задержки нервно-психического развития. Рефлексы считаются патологическими, если они имеют место у ребенка в том возрасте, в котором должны отсутствовать

Общие правила определения НПР:

· в теплом помещении

· через 1 час после кормления и не на голодный желудок

· вначале выясняется состояние всех 5 признаков (моторика, статика, условно-рефлекторная деятельность – 1 сигнальная система), речь (2 сигнальная система), высшая нервная деятельность

· после этого оценка безусловных рефлексов начинается с позы ребенка на спине, затем на животе, в последнюю очередь – в вертикальном положении, а также те, которые вызывают боль.

Для оценки НПР в зависимости от возраста выделяют 6 этапов:

1 этап – 0-1 мес.

2 этап – 1-3 мес.

3 этап – 3-6 мес.

4 этап – 6-9 мес.

5 этап – 9-12 мес.

6 этап – 1-3 года

n в норме показатели НПР должны соответствовать указанному возрастному этапу его становления

n длительное заболевание и недостаточное воспитание могут привести к допустимому отставанию всех показателей только на 1 этапе, но не далее

n такая задержка (на 1 этапе) называется функциональной

Читайте также:  Этапы развития ребенка до года таблица

n отставание на 2 этапе и далее – патологическая задержка развития и ставится диагноз – энцефалопатия

n при нормальном развитии ребенка к 2 годам все критерии должны прийти к финишу, если этого не наступает, то после 2 лет ставится конкретный диагноз: олигофрения, гидроцефалия, эпилепсия.

Date: 2015-07-02; view: 2004; Нарушение авторских прав

Источник

В 50-70 годы чешский доктор Вацлав Войта, который занимался лечением новорожденных, заметил, что у детей есть инстинктивные, или рефлекторные движения. Их наличие или отсутствие позволяет сделать выводы о том, насколько развитие двигательной активности малыша соответствует его возрасту. Эти рефлекторные движения являются результатом возникновения импульсов в центральной нервной системе.

Доктор Вацлав Войта за работой

Доктор Вацлав Войта за работой.

Каждому месяцу на первом году жизни ребенка соответствуют определенные навыки:

1 месяц

В положении лежа на спине малыш сжимает кулачки, сгибает ручки в локтях, бедра также согнуты под углом 90 градусов. При повороте головы положение рук изменяется. В положении на животе руки максимально согнуты в локтевых суставах и прижаты к туловищу, ноги поджаты под себя. Тазобедренные суставы не лежат на поверхности опоры. Если они распластаны (поза лягушки), возможно, имеет место мышечная гипотония. Малыш пока не фиксирует взгляд. Это происходит лишь к концу первого месяца.

2 месяц

В положении на животе малыш опирается на предплечья. Может кратковременно поднимать и удерживать голову. В положении на спине постепенно уменьшается угол сгибания конечностей. Происходит контакт «рука-рука». Малыш охотно подтягивает и сгибает ноги. Ребенок чувствует центральную ось своего тела. В положении лежа на спине голова и туловище располагаются по продольной оси. Руки раскинуты в стороны, ладони смотрят вперед.

f1.jpg

Контакт «рука – рука – рот».

3 месяц

В положении лежа на животе тело располагается симметрично. Малыш опирается на локти, уверенно удерживает голову. В положении лежа на спине сгибает ноги под углом 90 градусов во всех суставах. Тазобедренные суставы ложатся на опору. Ось голова-позвоночник-таз прямая. Малыш тянет обе руки в рот. Не нужно сразу вынимать их, это необходимый этап двигательного развития. Нецеленаправленно захватывает предмет. Исследует свое тело руками до пояса.

4 месяц

В положении лежа на спине происходит контакт «стопа-стопа». Малыш может поворачиваться на бок и обратно. Опирается пятками на поверхность, поднимает в этом положении таз и двигает им из стороны в сторону. В положении лежа на животе может опираться на один локоть, выводя при этому другую руку вперед. Демонстрирует «обезьяний» захват –удерживает предмет четвертым и пятым пальцами кисти.

5 месяц

Ребенок делает попытки переворота со спины на живот. Может тянуться рукой за предметом через центр тела (к противоположной стороне). В положении лежа на спине происходит контакт «рука-бедро». Тянет руки в рот и сосет их. Обследует свое тело руками до колен. Перекладывает игрушку из одной руки в другую. Захват осуществляется 2-5 пальцами кисти. В положении лежа на животе половину времени проводит в позе «самолетик», а вторую половину – с опорой на руки.

6 месяц

В положении лежа на животе симметрично опирается на выпрямленные руки и голени. Стоя на четвереньках, малыш может поднять одну руку параллельно полу. Уверенно захватывает игрушку. Может демонстрировать координацию при перевороте со спины на живот (обычно единичный случай). Происходит контакт «рука-стопа-рот». До 6 месяцев ребенок не должен скрещивать ножки, это признак неврологической патологии.

f2.jpg

Контакт «рука – стопа».

7 месяц

Сидение в позе «русалка» с опорой на одну руку. Принимает положение стоя на четвереньках, раскачивается при этом. В положении лежа легко заводит ногу или руку на противоположную сторону. Осуществляется координированный поворот на бок (не спонтанный) и на живот. Ребенок также умеет переворачиваться с живота на спину. Удерживает предметы в обеих руках одновременно.

Малыш лежит на животе, опираясь на вытянутые руки

Малыш лежит на животе, опираясь на вытянутые руки.

8 месяц

Малыш начинает ползать по-пластунски, ноги пассивны. Осуществляет переворот с живота на спину через уверенное положение на боку. Хватает игрушки, расположенные сверху. Сидит и даже может вставать у опоры. Очень важен момент пинцетного захвата – ребенок впервые удерживает или пробует взять предмет подушечками большого и указательного пальцев. Пальцы при этом прямые.

9 месяц

Ребенок уверенно ползает на четвереньках. От пинцетного захвата малыш переходит к щипковому – указательный и большой пальцы сгибаются, скругляются в момент удерживания предмета.

10 месяц

Ребенок совершенствует свои навыки ползания на четвереньках.

11 месяц

Малыш делает первые шаги. Ходьба у опоры осуществляется в основном боком приставным шагом, а также корпусом вперед (также у опоры). Может находиться в положении стоя, опираясь на опору только одной рукой, поворачивает корпус.

12 месяц

Самостоятельное стояние и самостоятельная ходьба. 

Сдвиги в сроках на 6 недель в ту или иную сторону также являются вариантом нормы. Грубое нарушение сроков может стать поводом для внепланового визита к педиатру или детскому неврологу. Очень важно отслеживать двигательную активность ребенка на первом году жизни. Это позволяет очень рано выявить имеющуюся патологию или предпосылки к ее возникновению. В столь раннем возрасте очень многие нарушения легко поддаются коррекции и от них не остается и следа.

Источник