Развитие способности ребенка к школе

Развитие способности ребенка к школе thumbnail

Подготовка к школе / Дошкольное развитие

Команда «ЛогикЛайк» рассказывает про навыки, которые важно освоить в дошкольном и младшем школьном возрасте в первую очередь.

Развитие способности ребенка к школе

Развитие способности ребенка к школе

ЛогикЛайк — онлайн-платформа для развития детей 5-12 лет. Учим детей рассуждать и работать с информацией, развиваем логику и нестандартное мышление.

1. Умение и желание учиться: познавательные способности и интерес к учёбе

Восприятие, внимание, память, воображение, речь, мышление — психические познавательные процессы, из которых складывается умение и желание учиться. У большинства детей развитие познавательного интереса — естественный процесс, заложенный природой. В дошкольном возрасте пытливые дети более всего желают открывать для себя что-то новое.

Ближе к 5-7 годам ребёнок уже не просто воспринимает информацию в готовом виде, как это было ранее. Пытливый ум стремится находить ответы на вопросы самостоятельно. Любознательный дошкольник учится приводить разные понятия в одну систему, анализирует их, сравнивает, отыскивает закономерности и делает выводы.

Горячий интерес и любознательность — основа самостоятельной мотивации дошкольника и первоклассника к учёбе.

Программа начальной школы не содержит отдельных занятий, посвященных развитию познавательных способностей. Поэтому задача научить ребёнка учиться во многом ложится на родителей.

Высокий познавательный интерес плюс развитое внимание, память, мышление и другие познавательные способности помогут без стресса привыкнуть к школе, стать более самостоятельным, инициативным и избежать хронической неуспеваемости.

Смотрите также: Польза занимательной математики и решения задач на логику.

Умение учиться самостоятельно невозможно переоценить. Технологии развиваются в разы быстрее, чем 20 лет назад, и специалисты любой профессии участвуют в гонке за новыми знаниями. Попробуйте представить, что будет еще через 20 лет.

2. Творческое мышление: умение мыслить нестандартно, вопреки шаблонам

Способность создавать нечто новое, нешаблонное — так определяет понятие «творческое мышление» классическая психология. Не стоит связывать его исключительно с искусством: неординарные решения приветствуются в любой сфере деятельности, будь то актёрское мастерство или разработка мобильных приложений.

В возрасте 5-7 лет мышление не сковано стереотипами и ребёнку проще научиться «креативить». Это поможет в будущем выходить из любых затруднительных ситуаций, просто подключая творческое мышление.

Читайте также: 10 идей и упражнений для развития творческих способностей.

Развитие способности ребенка к школе

Умение мыслить нешаблонно полезно не только в повседневной жизни. Например, инженер и орнитолог Эйджи Накатсу разработал закругленный нос для сверхскоростного поезда. Идея пришла во время наблюдений за зимородком — птицы, чей обтекаемый клюв позволяет ей легко рыбачить, погружаясь в воду без всплесков. Такая конструкция поезда снизила сопротивление воздуха и затраты на энергию.

3. Умение мыслить логически: развиваем логико-математический интеллект

Некоторые бытовые и учебные задачи можно решить творчески. Но в большинстве случаев, когда нужен объективный, взвешенный подход, креативности недостаточно. На помощь приходит логическое мышление:

  • умение размышлять;
  • доказывать истинность или ложность суждений;
  • принимать обоснованные решения;
  • объяснять свою позицию себе и окружающим.

Когда ребёнок прокачивает логическое мышление и математические способности, он учится пользоваться конкретными понятиями, «взвешивать» варианты и принимать решения.

Развитие способности ребенка к школе

Решение занимательных логических задач — проверенный способ развития логики у дошкольников и младших школьников. Вашему ребёнку 5-7 лет? Это идеальное время для старта.

Развитие способности ребенка к школе

Дети с развитым логико-математическим интеллектом легко справляются со школьной математикой. В 3-4 классе они побеждают в математических олимпиадах и в целом имеют больше шансов на рывок в общем интеллектуальном развитии.

4. Пространственное мышление и воображение: развиваем визуально-пространственный интеллект

Создавать в голове 3D-картинки, разглядывать их в мельчайших деталях и вращать как угодно возможно с помощью пространственного мышления и воображения. Развивая эти способности, ребёнок учится ориентироваться в пространстве, распознавать направления движения, определять стороны горизонта, понимать положение объектов в пространстве и воспринимать их форму.

Развитие способности ребенка к школе

Это интересно: Игры и задания для развития пространственного мышления дошкольников.

Универсальные навыки для успехов в любых начинаниях

Умение и желание учиться, творческое, логико-математическое и пространственное мышление являются составляющими интеллекта и абсолютно необходимы и детям, и взрослым. Однако для достижения успеха этого мало.

Специальные, «твёрдые» навыки (hard skills) влияют на успех человека в конкретной деятельности. Их тоже можно и нужно развивать с самого детства, особенно если у ребёнка есть явные задатки и интересы.

Что может определить успехи человека в самых разных видах деятельности? Общие, «гибкие» навыки (soft skills): умение учиться, мыслить нестандартно, красиво и правильно говорить, грамотно распределять время и т.п. Это одинаково полезно в учёбе, работе и в личных делах. «Мягкие» навыки — база для развития специальных умений и эффективности человека во всем.

Мы выделили 4 универсальных навыка, качества (их группы), которые однозначно пригодятся вашему ребёнку в школе и дальнейшей жизни.

5. Коммуникативные навыки: умение общаться и выступать публично

Развитие способности ребенка к школе

Умение вести диалог, договариваться, где-то убеждать, а где-то уступать, помогает влиться в коллектив и найти общий язык с любым человеком. У коммуникабельного человека больше шансов раскрыть свои способности и добиться успеха, нежели у того, кто зажат в общении.

6. Умение работать с информацией

Когда информация в голове не раскладывается по полочкам, а сваливается в кучу, найти и использовать что-то ценное гораздо сложнее.

Для эффективной работы и учебы важно уметь:

  • оценивать информацию на достоверность и надежность;
  • отсеивать лишнее и пустое, выделять главное;
  • объединять элементы в смысловые группы;
  • запоминать и вовремя находить нужную информацию.

«Кто владеет информацией, тот владеет миром».
Натан Ротшильд

7. Самоорганизация, тайм-менеджмент

Иногда кажется, что человека по жизни организовывают обстоятельства. Школа загоняет в рамки уроков по 45 минут, работа создает границы 8-10-часового рабочего дня.

Но без умения планировать дела и управлять своим временем сложно быть продуктивным. Это то, чему не учат в школе, но без чего сложно обойтись в жизни.

Развитие способности ребенка к школе

«Я не раз думала о том, как бы убить время!» — говорила Шляпнику Алиса из сказки Льюиса Кэрролла. Он отвечал ей:

«Разве такое ему (времени) может понравиться? Если б ты с ним не ссорилась, могла бы просить у него все, что хочешь».

8. Личные качества: лидерство, воля, упорство

Целеустремленный, стрессоустойчивый, ответственный, инициативный, трудолюбивый, умеющий справляться с рутинными задачами — словно вырванная строчка из резюме топового специалиста, не правда ли? Все эти качества относят к soft skills. Они не связаны с конкретной профессией, но без них тяжело дается любая работа.

Развитие способности ребенка к школе

Качества личности формируются в детстве и зависят от воспитания. Важно в этом плане правильно «распределить обязанности» между школой и родителями.

Способности и навыки открывают ребёнку мир возможностей

Все начинается с обнаружения задатков, заложенных природой, которые проще всего развить в способности. Но без усилий даже богатые задатки рискуют остаться в стадии непроросших зерен.

Яркий пример — в биографии русского живописца Василия Сурикова. Его задатки к рисованию проявились рано, но к моменту поступления в художественную академию не были развиты в достаточной по мнению учителей степени.

«Это ваши работы? Да за такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить!»
— сурово заметил экзаменатор.

Суриков не согласился, за три месяца прошел трехгодичный курс у художника Дьяконова и успешно поступил. Чтобы этот пример стал еще показательнее, представьте, что Суриков так и не открыл свою способность к рисованию.

Как вам такое, если ваш ребёнок согласится со школьным учителем, мол, «ну нет способностей к математике и логике — гуманитарий»?

В любом возрасте не рано и не поздно!

Развитие способности ребенка к школе

В детстве закладывается потенциал на далекое будущее. Но означает ли это, что взрослым людям уже поздно развивать свои способности? Вовсе нет.

Это подтверждают люди, которые своим примером развенчивают мифы. Белорусская биатлонистка Дарья Домрачева получила два высших экономических образования, прежде чем реализоваться в спорте.

Художник-самоучка Анри Руссо начал заниматься живописью уже в зрелом возрасте, имея за плечами разве что военную службу и опыт работы на таможне. Никогда не поздно развиваться и открыть у себя второе дыхание.

О чём ещё стоит помнить?

  • Прислушивайтесь к ребёнку и помогайте развиваться в том, что нравится ему. Не старайтесь реализовать исключительно свои амбиции, не стремитесь вырастить нового Ханса Циммера или Стива Джобса.
  • Закладывайте основные способности, которые точно пригодятся любому подростку и взрослому. За это он обязательно скажет вам спасибо.
  • Продолжайте развитие мышления, познавательного интереса и других навыков вместе с ЛогикЛайк. Наши задания увлекают детей и взрослых!

На платформе ЛогикЛайк мы обучаем и развиваем детей в игровой форме, от простого — к сложному.
Занимайтесь онлайн в любое удобное время.

Источник

Светлана Казаненкова
Развитие творческих способностей как необходимый компонент готовности к школе

Развитие творческих способностей как необходимый компонент готовности к школе

Ключевые слова: творческие способности, творческое воображение, творчество, старший дошкольный возраст.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных задач в дошкольной педагогике. Психологической основой творческой деятельности является воображение.Это объясняется в следующем:

– во-первых, творческое воображение является основой любой творческой деятельности ребенка;

– во-вторых, это воображение как психическая деятельность, определенный путь развития личности ребенка в дальнейшем;

– в-третьих, воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, что в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение (чертеж, схема). Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Творческое воображение позволяет, минуя цепочку выводов, доказательств, как бы увидеть что-то совсем новое. [4].

«Творчество – процесс создания человеком объективно и субъективно нового, посредством специфических интеллектуальных процессов, которые нельзя представить как точно описываемые и строго регулируемые системы операций или действий. Применительно к изобразительному творчеству дошкольника – это процесс создания субъективно нового (для ребенка) продукта (рисунок, скульптурное изображение, аппликация, в который малыш вкладывает свои знания, представления, эмоциональное отношение к изображаемому, применив усвоенные на занятиях под руководством педагога или найденные им самим средства» [4].

Проблемой развития творческого воображения занимались многие философы Платон, Аристотель, Сократ, Пифагор, Платон. Ф. Бэкон, Т. Гоббс, И. Кант, Н. А. Бердяев, М. Ю. Бородай, Я. Э. Голосовкер, П. А. Флоренский и другие.

Психологи Л. С. Выготского, В. В. Дывадова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и других рассматривали творческое воображение в своих исследованиях.

Педагоги Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, В. В. Давыдов, О. М. Дъяченко, А. А. Запорожец, Е. Е. Кравцова, Н. Н. Поддъяков, Н. П. Сакулина и другие отмечали необходимость развития творческого воображения

Старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования творческого воображения.Именно в этом возрасте происходит активация воображения: сначала репродуктивного, воссоздающего, а затем творческого (которое обеспечивает возможность создания нового образа). И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.

Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных внешних и внутренних условий. Внешние условия природная и общественная среда (макросреда: общество, его социально-экономическая и политическая система; стратегическое, национально-культурные и социально-демографические особенности места проживания ребенка; микросреду – непосредственное окружение, близкие взрослые, семья). Внутренние условия психического развития ребенка – это его психические особенности (развитие сознания, опыт, образование, мотивация).

На развитиевоображения могут влиять различные факторы: наследственность, среда (природные условия, государственный строй, система общественных отношений, материальные условия жизни, непосредственное предметное окружение ребенка) и воспитание (эффективность зависит от готовности ребенка к педагогическому воздействию и его активности,которая является залогом формирования разных видов его деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, художественной, учебной, общения).

Учитывая условия и факторы развития творческого воображения педагоги используют различные средства для формирования творческого воображения детей.Это может быть: природа, общение, трудовая деятельность, народное творчество, искусство (музыка, литература, изо деятельность, театр) и другое.

Одним из приоритетных средств развития творческого воображения детей является искусство. Искусство формирует и развивает человека, разносторонне влияет на его духовный мир в целом. Оно углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы и творческие способности.

Особенно значимым становится выявление специфики воображения, закономерностей его развития и становления при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период, как указывал Л. С. Выготский [1], закладываются основы развития данного процесса.

Л. С. Выготский отмечал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта [3].

Л. С. Выготский утверждал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни.Он писал: “Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека” [3].

Исследования О. М. Дъяченко [5], Е. Е. Кравцовой [8], В. Т. Кудрявцева [9] и другие, включают изучение психологических закономерностей развития воображения (возможность «схватывать» целое раньше части и переносить черты одного объекта реальности на другой). Развитие этих особенностей у дошкольников рассматривалось на материале изучения различных видов деятельности, в том числе художественной.

В исследовании О. М. Дъяченко на основе модифицированного варианта методики Е. П. Торренса были разработаны задания, выполняя которые ребенок подчинял свое воображение определенной задаче (методика «Дорисовывание фигур»). В исследовании доказано, что развитие воображения стимулирует выполнение творческих заданий, а противоречия, которые обеспечивают саморазвитие воображения, зарождаются и разрешаются в деятельности. Она анализировала две линии становления творческих способностей. Первая связана со спецификой деятельности, а вторая с овладением средствами художественной выразительности, необходимыми для самостоятельности и вариативности их использования [5].

С помощью воображения ребенок не только осваивает новый опыт, прогнозирует свою жизнь, но и формирует представление о себе как личности, причем не только на данный момент, но и на будущее. Воображаемый образ может быть выражен в рисунке, отражающем в этом случае, доминирующие черты личности.

Поэтому воображение детей – это психическая деятельность, создания существующих и не существующих образов и предметов, не воспринимающихся человеком в действительности, характеризующаяся способностью создавать образы действительности, с целью адаптации в настоящей жизни и решения ситуационных проблем.

Развивающееся воображение влияет на формирование личности ребенка, ее моральных качеств, способностей. С другой стороны, складывающиеся в процессе развития свойства личности – ее характер, способности, направленность интересов, включаясь в деятельность воображения, влияют на его содержание, силу и яркость образов. Именно поэтому представления, получаемые детьми в школе, должны быть полными, яркими, красочными. На их основе строятся образы воображения. Такое словесное рисование, драматизация, активизируя деятельность воображения, способную его развитию; оно развиваетсятакже в разных видах деятельности: в труде, рисовании, лепке, творческих играх [2].

Педагоги используют различные средства для формирования творческого воображения детей.Это может быть: природа, общение, искусство (музыка, литература, изо деятельность, театр, трудовая деятельность, народное искусство и другое.

Одним из важных средств развития творческого воображения детей является интеграция различных видов искусство и творческой деятельности детей.

Комарова Т. С. [6] отмечает, что интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества, способствует раскрытию его способностей.

Виды интегрированных занятий для детей 5-6 лет.

Первый вид занятий, используемый в системе – интегрированные тематические занятия направлены на обобщение и закрепление знаний по изученной теме, проводятся совместно с воспитателями групп. Задания с высоким уровнем сложности, во избежание переутомления детей, сочетаются с более простыми заданиями, играми и динамическими паузами,

Такие занятия решают задачи всестороннего развития детей: художественно-эстетического (музыка, изобразительная деятельность, познавательного, социально-нравственного. Для этого на занятиях используются высокохудожественные образцы литературных и классических музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства и художественного творчества, активизирующие музыкально-творческуюдеятельность детей методы: перевоплощение, импровизация, упражнения-имитации и т. п.

Второй вид интегрированных занятий в системе – занятия художественно – эстетического направления. Они проводятся совместно с воспитателем по изобразительной деятельности и педагогом группы, с целью через приобщение к искусству активизировать творческий потенциал ребенка, музыкально-творческие способности.

Третий вид интегрированных занятий – занятия, проведенные со специалистами (педагогом-психологом, учителем-логопедом). Такие занятия проводятся с цель помочь в формировании эмоционально-благополучной личности, одной из отличительных черт которой можно назвать ощущение самоценности и ценности другого человека и представляют собой комплексинтегративных психотехник: дыхательных, медитативных, танцевально – двигательных, интегративного рисунка.

Зацепина М. Б. [7] акцентирует внимание на том, что педагогу необходимо варьировать виды занятий в зависимости от возраста детей, уровня развития.

На таких занятиях дети и педагог становятся партнерами, царит общая творческая атмосфера. Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для дошкольников. Утомляться детям не дает постоянная смена деятельности. На интегрированных занятиях в творческий процесс, включается собственное созидание ребенка, его творчество, продуктом которого являются рисунки, пластика движений, словесное творчество. Подбирая содержания необходимо ориентироваться на ребенка, на то,что ему близко и дорого: мир природы, близкие люди, игры, русский фольклор и разные виды искусства.

На занятиях используются разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции, развития творческих способностей, расширения кругозора, активации социально – адаптивных способностей.

Таким образом, занятия построены так, чтобы виды деятельности (активные и пассивные) сменяли друг друга для обеспечения работоспособности и заинтересованности детей в течение всего занятия. Использование различных методов и приемов, стимулирующих творческую активность воспитанников, способствует развитию творческих способностей, креативности личности дошкольников, творческого потенциала. Пример развлечений для детей старшего дошкольного возраста, направленных на развитие творческих способностей, представлен в (Приложении).

Можно сделать вывод, что развитие творческих способностей дошкольников возможно только при организации различных видов деятельности. Основная задача детского сада – создать такую развивающую среду, в которой каждый ребенок мог проявить свои способности и раскрыть творческий потенциал.

Литература

1. Валицкая А. П. докторская диссертация «Эстетика русского Просвещения» (1986).

2. Веракса Н. Е. Перспективы изучения детского развития в лаборатории способностей и творчества. // Психолог в детском саду. — 2000. — № 2-3. — С. 69-80.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1996.

4. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников- М.: Academia, 1997.

5. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. М., 2008.

6. Комарова Т. С.Изодеятельность в детском саду: программа и методические рекомендации. – М., 2006

7. КомароваТ. С., ЗацепинаМ. Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада /пособие для педагогов дошкольных учреждений, М. – Мозаика-Синтез, 2010 г.

8. Кравцова Е. Е. Развитие воображения и коррекция детей с трудностями в поведении. Смоленск, 1992.

9. Кудрявцев В. Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития. 1997—2000.

Источник