Развитие способности ребенка к самоопределению самореализации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                 «Средняя общеобразовательная школа № 5»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ПО ТЕМЕ: «САМОРАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ»

Подготовил: классный руководитель 7а класса                                Логвинова А.С.

Курск 2016-2017

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования приоритетной задачей современного образования является формирование универсальных учебных действий. Это означает, что современный выпускник должен овладеть умением учиться, стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию.

Задачей педагога является активизация у обучающихся механизмов самореализации, саморазвития, саморегуляции, самовоспитания. Актуальными и востребованными для выпускников являются навыки самоорганизации, саморегуляции, способностью к саморазвитию, что является одним из важнейших личностных результатов.

Проблема саморазвития личности в учебной деятельности исследована многими учеными, определяющее значение имеют труды педагогов (Ю.К.Бабанский, Л.Г.Вяткин, В.В.Давыдов, Г.И.Железовская, В.П.Жуковский, В.А.Сластенин, Д.Б.Эльконин) и психологов (Л.С.Выготский, Н.Ф.Гальперин, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, С.Л.Рубинштейн).

Процесс саморазвития определяется как сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.

Таким образом, выпускник должен ясно осознавать цели, идеалы, личностных смыслов.

Движущими силами саморазвития считается внутренние противоречия личности как субъекта деятельности, возникающие между целями, задачами и имеющимися для их достижения средствами; между стремлениями и возможностями для их удовлетворения; между тенденциями к изменчивости и к сложившимся стереотипам; между старым и новым в жизни человека.

Основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются ее высшие потребности: в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в самоопределении, в самоактуализации.

В традиционной дидактике считается, что для того, чтобы изменить (обучить, развить) человека, необходимо правильно выбирать цели, содержание, методы, организационные формы обучения и т.д. Но опускается главное: а будет ли востребовано это человеком, тем конкретным учеником, которого мы обучаем и развиваем.

В связи с этим весь арсенал так тщательно выстраиваемых учителем дидактических средств часто работает как бы вхолостую, поскольку ни высокой мотивации учения, ни глубинного понимания того, что и как необходимо изменить в самом себе, ученик должным образом не осознает, а потому КПД наших дидактических усилий часто оказывается очень низким.

Если же в стимулировании мотивационно-потребностной сферы отталкиваться от идей А. Маслоу [4], то потребности в самопознании, самоопределении, самоуправлении, самореализации являются базовыми потребностями для саморазвития личности.

Использование потребностей саморазвития для мотивации учебно-воспитательного процесса – важнейшая задача технологии саморазвития школьника.

Ведущей мотивацией в среднем и старшем звене школьного образования должна стать не познавательная и не внешняя социальная, а внутренняя, нравственно-волевая, основанная на всем спектре потребностей саморазвития. Для того, чтобы процессы саморазвития стали доминантными в психическом развитии, необходима организация трех групп условий:

1. Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.

2.Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности, определенный опыт успеха и тренинг достижений.

3.Адекватные стиль и методы внешних воздействий: условий обучения и воспитания и уклада жизнедеятельности.

В контексте требований к личностным и метапредметным результатам освоения образовательных программ, важной задачей необходимо считать создание условий для полноценного развития следующих функций личности: избирательности (способности к

выбору); рефлексии (умение оценивать свою жизнь); бытийности (поиск смысла жизни и

творчество); формирующей функции (формирование образа «Я»); функции ответственности (в соответствии с формулировкой «Я отвечаю за все»); автономности личности (освобождение от влияния многих факторов).

Необходимо заложить в ученике механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и самообразования.

Посредством системного психолого-педагогического сопровождения процесса освоения учащимися образовательных программ следует достичь их осознанной включенности в реализацию основных человекообразующих функций:

  • гуманитарная (признание самоценности человека, обеспечение его физического и нравственного здоровья, осознании смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности реализации собственного потенциала);
  • культуросозидательная (сохранение, передача, воспроизводство и развитие культуры учащихся средствами образования);
  • функция социализации (обеспечение и воспроизводство социального опыта).[2]

Самообразование – это источник получения знаний. Знания же по своему содержанию разнообразны, они выполняют различные функции. Овладевая ими, личность в то же время формирует себя, собственную жизненную позицию.

Главной целью технологии саморазвития личности учащегося является создание условий для перехода развития в саморазвитие, введение личности ребенка в режим саморазвития, поддержание и стимуляция этого режима на каждом возрастном этапе, формирование веры в себя и снабжение инструментарием саморазвития.

Существует динамическая трехступенчатая модель активизации саморазвития личности учащегося. Сущность модели состоит в том, что она способна обеспечить активное саморазвитие личности учащегося как субъекта и творца своего жизненного опыта. Моделирование процесса активизации саморазвития личности учащегося определило выявление основных целей:

1)формирование потребности учащегося в саморазвитии;

2)стимулирование саморазвития личности учащегося;

3) активизация процесса саморазвития.

Критерии эффективности саморазвития личности обучающего:

– на первом этапе (формирование потребности учащегося в саморазвитии): наличие

потребностей в саморазвитии; положительное отношение к самоизменению; наличие индивидуальной программы саморазвития; положительное отношение к взаимодействию со сверстниками, педагогами, психологами;

– на втором этапе (стимулирование саморазвития личности учащегося в процессе поисковой деятельности): активное участие в урочной и внеурочной деятельности; овладение навыками самоорганизации, саморегуляции, самопознания, самоопределения, самоуправления, самосовершенствования и самореализации; овладение поисковыми навыками и умениями;

– на третьем этапе (активизация саморазвития личности учащегося в процессе обобщения и трансляции опыта реализации поисковой функции в учебной деятельности): положительные изменения в результативности освоения учебного материала, рост удовлетворенности собственной деятельностью; способность учащегося к саморазвитию.

Активизировать саморазвитие личности учащегося позволяет психолого-

педагогическое сопровождение. Это особый вид гуманитарного сопровождения

образовательного процесса, где сущностной характеристикой является взаимодействие

учащихся, педагогов и психологов, создающих условия для саморазвития, самоактуализации.

Реализация функций психологического сопровождения возможна при использовании личностно ориентированных технологий саморазвития:

– развивающей диагностики;

– тренингов личностного развития и саморазвития;

– психологического консультирования по проблемам активизации саморазвития.

Совместная деятельность учащихся, педагогов, психологов позволяет создать условия для максимального раскрытия способностей каждого школьника и саморазвития личности, способной к полноценной реализации себя как части социума.

Подводя итоги, следует отметить, что самопознание и саморазвитие на определенных возрастных этапах подчинены объективным закономерностям. Многое зависит от социального окружения, педагогов. От того, как они смогут организовать эти процессы, насколько сами включены в них, будет зависеть культура самовоспитания, которая приводит к культуре саморазвития личности, создающей предпосылки для самоосуществления, самореализации.

Список литературы

1. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого- педагогические показатели деятельности

школы. М.: ТЦ Сфера, 2004..

2. Лукьянова М.И. Формирование учебной деятельности школьников: проектирование и

анализ современного урока: учебно-методическое пособие/ М.И. Лукьянова. – Ульяновск:

УИПКПР,2013.

3. Маслоу А. Самоактуализация// Психология личности. Тексты.- М.,1982.

4.Психология. Словарь// под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского – М.:Политиздат.1990.

5. Селевко Г.К. Технология внутришкольного управления/ Г.К.Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.

6. Соколова И.Ю. Психолого-педагогические основания развития личности и сохранения ее здоровья в системах общего и профессионального образования//Фунжаментальные

исследования.– 2013. – № 6 (Электронный журнал).

7.Тазиев С.Ф., Талыпова А.А.Организация образовательного пространства по саморазвитию детей и педагогов в учреждении дополнительного образования//Современные проблемы науки и образования.- 2013. – №1 (Электронный журнал).

8.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего

образования/М-во образования и науки Рос.Федерации. -. : Просвещение, 2011.

Источник

Педагогический проект

«Пути формирования у школьников способности к профессиональному и личностному самоопределению»

Автор: учитель физики I категории

МОУ – СОШ №9 г. Аткарска

Ермакова Оксана Михайловна

Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе.

Подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии – важная социально-педагогическая задача школы. Адекватное профессиональное самоопределение является непременным условием достижения успеха в трудовой деятельности, удовлетворения от её выполнения и продвижения по работе, подготовки функционально грамотных,  профессионально мобильных специалистов, способных успешно адаптироваться к быстро изменяющейся социально-экономической и профессионально-производственной среде.

Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых компетенций, но и обладать такими личностными качествами, которые позволят им реализовать себя в профессиональном и социальном плане. То есть существенное  отличие современного понимания профориентационной работы заключается в её нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных компетенций у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственным за свой выбор, быть профессионально мобильным.

Умение анализировать содержание профессий, оценивать свои профессиональные возможности и на этой основе осуществлять жизненный и профессиональный выбор – одна из ключевых компетенций выпускника современной общеобразовательной школы.

Выпускники старшей школы должны уметь уточнять и корректировать свои профнамерения, осуществлять поиск и анализ информации о рынке труда, путях профессионального образования и трудоустройства. У них должна быть сформирована готовность к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования и продвижению в деловой карьере.

Чтобы сделать правильный профессиональный выбор, необходимо знать мир профессий, знать какие требования предъявляют профессии к человеку, надо изучить самого себя: свои личностные особенности, особенности мышления, нервной системы, характера и т.д.

Как известно, старший подростковый возраст является тем возрастным этапом развития, который наиболее благоприятен для осознания самого себя, своих индивидуальных особенностей, построения более и менее четких планов на ближайшее и отдаленное будущее. Этот этап можно назвать готовностью к самоопределению. Самоопределение означает определение себя в мире, своего места в обществе. Часто учащиеся испытывают серьезные затруднения в выборе такого рода.  Но, решая эту проблему, они приобретают ценный жизненный опыт и новые способности – способности выбирать и осуществлять свой выбор.

Сегодня я являюсь классным руководителем 8 класса, поэтому  для себя выделила несколько основных функций классного руководителя, которые,  на мой взгляд,  помогут мне в решении тех задач, которые я ставлю пред собой:

  1. воспитательная – обогащение и расширение культурного уровня учащихся, формирование в классе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;
  2. креативная – создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
  3. компенсационная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
  4. рекреационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления психо-физических сил ребенка;
  5. интеграционная  –  координация взаимодействия ученика, семьи и школы;
  6. функция социализации – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
  7. функция самореализации – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;
  8. профориентационная – формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию. При этом школа способствует не только осознанию и дифференциации различных интересов ребенка, но и помогает выбрать учреждение дополнительного образования, где силами специалистов обнаруженные способности могут получить дальнейшее развитие.

Исходя из этих функций для меня важно правильно организовать профориентационную деятельность и помочь учащимся в их профессиональном самоопределении.

Актуальность проекта.

К сожалению, психологические исследования показывают низкую готовность учащихся к осознанному выбору профессии.

Анкетирование учащихся показывает, что наиболее сильное влияние на выбор профиля обучения и соответственно, последующего профессионального самоопределения оказывают следующие мотивы:

  1. предрешенная мотивация: мнение родителей, родственников, желание продолжить семейную профессиональную традицию;
  2. мотивация с ориентацией на сверстников: возможность учиться с друзьями в одном профильном классе, советы друзей и одноклассников;
  3. рекомендации учителей (следование рекомендациям учителей), личность классного руководителя профильного класса;
  4. прагматичная и престижная мотивация: стремление учиться в каком-то определенном ВУЗе, ориентация на высокооплачиваемую работу, престижную должность;
  5. мотивация с ориентацией на интересы и профессиональные склонности подростка, его способности, возможность углубленного изучения отдельных предметов, реальная успеваемость;
  6. мотивация с ориентацией на успех или на избегание неудач.

Актуальность проекта заключается в потребности в самоопределении учащихся на рубеже старшего подросткового и раннего юношеского возрастов.

Выбор профессии – это сложный и одновременно интересный вопрос, который ставит перед учащимися сама жизнь. Можно самостоятельно пробовать, выбирать, ведь всегда есть возможность сменить направление, но для успешного самоопределения необходим прогноз специальных способностей ученика, который должен осуществляться не только на основе оценки уровня общеобразовательных знаний, но и с учетом предрасположенностей к определенному виду деятельности с учетом личностных психофизиологических качеств, мотивов, интересов, склонностей и др.

Цели проекта.

  1. помочь обучающимся выявить и развить склонности к определенному виду деятельности;
  2. сформировать готовность обучающихся самостоятельно, целенаправленно и осознанно выбрать курс профилизации.

Для достижения намеченной цели проекта необходимо  решить следующие задачи:

  1. Формирование у школьников представлений о мире профессий и их требованиях.
  2. Выявление профессиональных интересов и склонностей обучающихся.
  3. Активизация учащихся в подготовке к самостоятельному самоопределению.

Объектом педагогического проекта является процесс социально-профессионального самоопределения обучающегося.

Субъектом проекта являются мотивационные и познавательные аспекты поведения учащихся 8 классов.

Для решения намеченных задач были использованы следующие методы:

-анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме

-анкетирование учащихся, беседы с учащимися, родителями, учителями;

-диагностирование уровня мотивации личности к самоопределению и выбору профессии;

-проектная деятельность обучающихся;

– анализ результатов.

Состав участников проекта:

  1. обучающиеся  8 классов МОУ-СОШ №9;
  2. Ермакова О.М. социальный педагог;
  3. учителя-предметники;
  4. Рожкова И.В.  психолог школы.

Сроки реализации проекта: декабрь 2010 года – март 2011 года.

1.Организационный этап (декабрь 2010 года)

  1. Выявление приоритетных проблем.
  2. Подбор диагностического материала.
  3. Построение модели проекта.
  4. Проведение анкетирования на выявление субъективной позиции среди учащихся 8 классов, готовности к самостоятельному выбору профессии.
  5. Анализ  анкетирования учащихся.

Впоследствии будет возможность сравнить результаты анкетирования на начало проекта и в его конце и таким образом оценить эффективность.

2. Этап реализации проекта (январь 2011 года – январь  2012 года)

-разработка и проведение внеклассных мероприятий по профориентации;

-внеклассная работа по предметам, направленная на активизацию познавательного интереса;

-организация проектной деятельности обучающихся;

-отслеживание успешности решения проблемы.

Этап реализации проекта состоит из двух блоков.

В первом блоке представлен цикл классных часов и групповых занятий, разработанных совместно с психологом, направленные на изучение учащимися собственных особенностей, интересов и склонностей.

Мероприятие

Сроки проведения

Классный час «Мир профессий»

Занятие «Мотивы выбора профессии»

Классный час «Формула выбора профессии»

Занятие «Профессиональный тип личности»

Занятие «Способности и выбор профессии»

Классный час «Социальные проблемы труда»

Занятие «Ошибки при выборе профессии»

Профориентационная игра «Вакансия»

Классные часы позволяют осознать учащимися значение правильного выбора профессии в жизни. На проведенных классных часах ребята познакомились с классификацией профессий по Е.А. Климову, с основными пунктами, характеризующими профессию, вывели формулу выбора профессии.

Интересны для учащихся занятия с психологом, на которых они изучают психологические особенности своей личности, такие как темперамент, характер, анализируют способности, учатся управлять эмоциями. Опросник «ориентация»  заставил задуматься о соответствии своих желаний своим возможностям. Учащиеся пришли к выводу, что каждая профессия требует определенных способностей, поэтому важно правильно оценивать свои возможности.

Второй блок представлен проектно-исследовательской деятельностью учащихся. Им было предложено исследовать взаимосвязь конкретных учебных предметов с профессиями. В результате личного выбора учащихся были сформированы группы, которые работали по следующим направлениям.

Мероприятия

Сроки

Проект «Человек и компьютер»

Проект «Физика в профессии»

Проект «Химия в профессии»

Проект «В мире прикладной биологии»

Проект «Профессии экономического профиля»

Индивидуальные проекты «Мой     выбор»

Внеклассное мероприятие «Ярмарка профессий»

Работа над проектами не только интересна, но и важна для учащихся, так как в ходе её они  развивают следующие компетентности:

  1. информационную (работа с большим объемом информации, с печатными и электронными ресурсами);
  2. коммуникативную (умение работать в группах, добиваться намеченных целей и получать определенный продукт совместной деятельности);
  3. интеллектуальную  (расширение кругозора, углубление знаний по предмету, повышение уровня самообразования);
  4. исследовательскую (умение анализировать, сопоставлять, систематизировать, делать выводы).

Так работая над проектом «Физика в профессиях» ребята рассмотрели сущность нескольких физических явлений и их место в профессиональной деятельности человека.

В проекте «Человек и компьютер» были рассмотрены современные профессии, связанные с знанием информатики и ИКТ.

Данная проектная деятельность заставляет учащихся по-новому взглянуть на учебные предметы, узнать их роль и значение для своей будущей профессии, изменить свое отношение к их изучению.

Заключительным шагом этапа реализации проекта должны стать индивидуальные проекты учащихся «Мой выбор», в которых они, учитывая свои интересы и склонности,  состояние здоровья, исследуют конкретную профессию, составят её формулу, в которой отражаются учебные предметы, знание которых необходимо, профессиограмму, исследуют потребности рынка труда, и составят списки образовательных учреждений, в которых осуществляется подготовка специалистов данного профиля.

По итогам данной работы планируется проведение мероприятия для родителей и учащихся 8-9 классов «Мир профессий, или какую дверь открыть?».

3. Аналитический этап (ноябрь – декабрь 2011 года)

– определение степени реализации проекта

– подведение итогов проекта.

Планируемые образовательные результаты

По итогам окончания проекта учащиеся овладевают навыками и умениями:

  1. предварительного профессионального самоопределения (выбор или не выбор определенной профессии);
  2. самостоятельного, активного, инициативного поведения в выборе профессии;
  3. расширят кругозор;
  4. обучаться навыкам рефлексии;
  5. воспитают в себе такие качества, как настойчивость, целеустремленность, что позволяет заложить фундамент творческой личности;
  6. разовьют способность анализировать, сравнивать, сопоставлять информацию;
  7. реализуют навыки успешной социализации.

Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата.  

Источник