Развитие способности ребенка к самоопределению

Анна Ильдерханова
Допрофессиональное самоопределение и ранняя профориентация детей

Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребёнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.

Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном детстве.

Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. На этом этапе у ребёнка должна сформироваться определённая наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям.

В процессе возрастного развития ребёнок насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий (водитель, врач и т. п., основываясь на наблюдениях за действиями взрослых. Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, впечатлений, конкретных ситуаций из жизни, историй.

Профориентационные занятия и мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации, целью которой является допрофессиональное самоопределение дошкольников. Ранняя профориентация призвана:

– дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

– сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

– предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности; с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребёнок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.

Работа по профессиональнойориентации проводится по нескольким направлениям: информирование – передача сведений, диагностика – оценка индивидуальных особенностей, консультирование – помощь в разрешении проблем.

Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются: – профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);

профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий). Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации.

На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной организации заключаются в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств, методов воздействия на личность ребёнка с учётом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также в создании соответствующей предметно – пространственной развивающей среды. Кроме того, ранняя профориентация включает в себя информационные консультации для родителей, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней профориентации детей.

Задачи профориентационной работы с детьми дошкольного возраста

Дошкольный возраст традиционно подразделяется на три подпериода: младший дошкольный возраст (3-4 года, вторая младшая группа детского сада); средний дошкольный возраст (4-5 лет, средняя группа детского сада); старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная группы детского сада).

Анализ специализированной литературы позволяет выделить обобщённые задачи работы по формированию у детей представлений о труде взрослых для каждой возрастной группы.

Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года).Задачи работы:

-формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;

-учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;

-обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;

-развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.

Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Задачи работы:

-формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;

-формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;

-формировать первичные представления о мотивах труда людей;

-формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;

-учить сравнивать профессии;

-учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;

-знакомить с наиболее распространёнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Задачи работы с детьми 5-6 лет:

-расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;

-расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;

-формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;

-формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;

-систематизировать знания о труде людей в разное время года;

-знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи работы с детьми 6-7 лет:

-расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);

-расширять и систематизировать представления о современных профессиях;

-расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;

-расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;

-формировать представление о видах производственного труда (шить, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование, о связи результатов деятельности людей различных профессий.

Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:

– ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;

– называет профессии разных сфер экономики;

– различает профессии по существенным признакам;

– называет профессионально важные качества представителей разных профессий;

– выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);

– объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;

– объясняет роль труда в благополучии человека;

– имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;

– моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;

– участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;

– эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;

– демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.

Достижение заявленных результатов возможно, если в дошкольной образовательной организации ведётся планомерная профориентационная работа с воспитанниками.

Источник

Профессиональное самоопределение дошкольников.

Аннотация.

В статье раскрывается сущность профессионального самоопределения дошкольников. Описывается значимость ролевых игр в процессе профессионального самоопределения дошкольников.

Ключевые слова: дошкольный возраст, профессиональное самоопределение, профессиональное самосознание

Выбор профессии по душе одно из слагаемых счастливой жизни человека. К сожалению, нередко этот выбор делается по настоянию родителей или за «компанию» с другом. А зачастую ответить на вопрос о том, кем стать, не удается из-за нехватки знаний о специфике той или иной профессиональной деятельности. Традиционно принято считать, что основным периодом самоопределения  является подростковый возраст. Однако первое знакомство с миром профессий происходит еще в дошкольном детстве. Ведь делать выбор гораздо легче, когда представлено большое многообразие материала для выбора и отведено достаточно времени на размышления.

Э.Ф. Зеер считает, что «дошкольный возраст является периодом первоначального, аморфного профессионального и личностного самоопределения, возникновения эмоционального предвосхищения последствий своего поведения и самосознания» [1]

В дошкольные годы формирование профессионального самоопределения выражается посредством познаний о трудовой деятельности взрослых.

Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через наблюдения за трудовой деятельностью взрослых, общение с взрослыми и чтение художественной литературы узнают о разных профессиях. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Наблюдая за ребёнком, можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области. Чем больше ребенок впитывает разнообразной информации, тем легче ему будет сделать в будущем свой выбор.

В младшей возрасте продолжается развитие игр, связанны х с бытовым трудом людей. Трудовые действия пока еще носят имитационный, подражательный характер, но их становится значительно больше. В этой группе дети проявляют творчество и фантазию, используя предметы – заместители вместо недостающих атрибутов.  Развивая у дошкольников интерес к деятельности взрослых, необходимо обратить внимание детей не только на определенные действия, но и на результаты труда.

Детей старшего возраста больше привлекает труд людей, работающих за пределами детского сада. Они воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления. Наряду с играми предыдущих лет, дети этого возраста охотно играют в более сложные игры, отражая характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения.

 В выпускной к школе группе ознакомление с трудом взрослых значительно усложняется и требует применения более разнообразных методических приемов. Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, следует обратить внимание на представления детей о нравственной стороне труда: какую пользу приносят родители своим трудом? Для чего все люди работают? Дети седьмого года жизни продолжают представлять в игре  работу членов семьи, уклад жизни, деятельность  людей. Расширяются и углубляются понятия  о различных специальностях: пилоты управляют самолётами, но также имеются механики, радисты, штурманы; на пароходах есть капитаны, штурманы, рулевые, матросы. Обобщаются понятия  о взаимосвязи работы людей, работающих на одном и том же предприятии  (например: дизайнер, закройщик, швея трудятся в ателье; сантехник, каменщик, плиточник – на стройке).  Дети начинают самостоятельно создавать игровую обстановку, определяют  тему игры. Они выбирают роли, обмениваются ролями, «вживаются» в роль. В старшем дошкольном возрасте вводятся игры, отображающие инновационные общественно – финансовые взаимоотношения и новейшие специальности, сопряжённые с компонентами рыночной экономики.

Огромную значимость в профессиональном самоопределении имеют первоначальные трудовые действия – осуществление простых операций по уходу за растениями, одеждой, уборке помещений. Данные действия содействуют у малышей формированию заинтересованности к труду взрослых. Сюжетно – ролевые игры, наблюдение за действиями взрослых, осуществление элементарных видов труда  способствуют самоопределению дошкольников. Малыши охотно копируют поступки старших и, исходя из этого, идет ориентация на профессии находящихся рядом людей. Понимание ребёнком собственных способностей, а также способностей на базе имеющегося опыта в игровой, трудовой деятельности создаёт понимание о будущей специальности.

При знакомстве детей  с трудом взрослых необходимо не только расширять знания о профессиях, но и углублять, ориентироваться не только на количество, но и на качество предоставляемой дошкольникам  информации. Именно основательность такой информации положительно сказывается на дальнейшем профессиональном самоопределении детей.

Немаловажно придерживаться системности в расширении данных о профессиях. Обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают неглубокие знания, что отрицательно влияет на формирование правильного отношения к трудовой деятельности. Умело организованная образовательная деятельность даёт возможность не только понимать  специфику работы людей разных специальностей, но также формирует познавательную заинтересованность к труду взрослых, вызывает желание подражать трудовому поведению людей.

Подводя итоги вышеизложенного, хочется подчеркнуть, важность использования всех видов деятельности в формировании профессионального самоопределения, их интеграцию и огромное эмоциональное воздействие на дошкольника. Конечно, основным является создание условий для организации сюжетно-ролевых игр, трудовых действий, насыщенность и разнообразие предметной среды, взаимодействие взрослых в процессе работы по данному направлению. Особенно хочется отметить и использование разных форм и методов в работе с детьми по теме профессионального самоопределения: проектная деятельность воспитателей, детей и родителей, проведение экскурсий, тематических праздников, «профессиональных» выступлений, создание родительских клубов, проведение встреч по интересам и т.д.  

Таким образом, создавая уже в дошкольном образовании условия для профессионального самоопределения воспитанников, мы осуществляем ориентацию детей на трудовую подготовку, влияем на выбор востребованных  в дальнейшем профессий, и способствуем решению задач образовательной системы в целом.

Литература

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов.— 2-е изд., перераб., доп. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.— 336 с.
  2. Зырянова, С.М. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста : учеб. пособие [Текст] / С.М. Зырянова [и др.]. – Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т. – 2006. – 184 с.
  3. Комарова Т.С., Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. Трудовое воспитание в детском саду. Изд.: М «Синтез», 2009г.
  4. Кузовкова Ю.С., Статья профессиональное и личностное самоопределение в дошкольном возрасте-2013г.
  5. Маханева М. Д., Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М. ТЦ«Сфера», 2012.

Источник

Раннее профессиональное самоопределение

Помочь ребенку сделать правильный выбор – непростая задача для родителей. Но разностороннее развитие ребенка раннего возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость.

У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы, путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике  и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. К примеру, если ваш кроха мечтает работать на заводе игрушек, то не стоит его отговаривать. Просто поговорите с ним о том, как он представляет себе эту работу, что привлекает его в этой сфере деятельности, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать и т.п., чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка.  

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Общеизвестно стремление детей в своих играх подражать взрослым и воспроизводить их действия и деятельность. В дошкольном возрасте широкое распространение получают сюжетно ролевые игры, часть из них имеет профессионально ориентированный характер. Дети играют, присваивая себе роли врача, продавцов, воспитателей, водителей транспортных средств, поваров и др.

Важное значение для дальнейшего профессионального самоопределения имеют первоначальные трудовые пробы — выполнение несложных действий по уходу за одеждой, растениями, уборке помещений и др. Эти трудовые действия развивают интерес к труду, составляют основу воспитания положительной мотивации к любой деятельности вообще, обогащают знания детей о труде взрослых.

Положительное влияние на дальнейшее профессиональное самоопределение имеют знания о труде взрослых. Для их формирования оправданно наблюдение за работой взрослых, а затем описание содержания труда.

Результатом профессионально-ролевых игр, выполнения простейших видов труда, наблюдения за трудом взрослых становится «самоопределение» дошкольников на основе различения видов труда и сравнения разных профессий.

Таким образом, чем раньше начнётся специально организованное информирование детей дошкольников о мире профессий посредством игровой деятельности, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, профессиональное и личностное развитие, удовлетворённость жизнью, личностный и профессиональный рост каждого человека в современном обществе.

Детский сад является первой и важной ступенью подготовки будущих тружеников своей страны. Уже в детском саду дети начинают знакомиться с трудом взрослых, узнают о разных профессиях.  Так же в дошкольном возрасте происходит формирование первоначальных трудовых навыков и умений: ребенок учится лепить, рисовать, делать поделки из разных материалов, строить из конструктора, выполняет несложные трудовые поручения по уходу за растениями и животными, помогает родителям в быту.  Эти трудовые действия развивают интерес к труду, составляют основу воспитания положительной мотивации к любой деятельности вообще, обогащают знания детей о труде взрослых. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Сюжетно-ролевая игра является незаменимым помощником в приобщении детей к миру профессий. Она возникает в том случае, когда у ребенка имеются определенные знания и представления о каком-нибудь событии или явлении, которое ему интересно и которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие. И  чем больше у дошкольника знаний  о разных профессиях и действиях, которые выполняет взрослый в рамках свой профессиональной деятельности, тем разнообразнее сюжет и интереснее игра ребенка.  Результатом профессионально-ролевых игр, выполнения простейших видов труда, наблюдения за трудом взрослых становится «самоопределение» дошкольников на основе различения видов труда и сравнения разных профессий.

Уже в дошкольном детстве, наблюдая за игрой ребенка, можно выявить его интересы и способности. У кого-то лучше получается выполнять задание  по образцу  или схеме, придуманной взрослым, а кто-то, наоборот, сам с удовольствием придумывает новые конструкции домов или узор, играя с мозаикой. Кто-то в игре берет на себя главные роли и придумывает замысел игры, а  кто-то лишь выполняет задуманное.

Для детей школьного возраста, которые начинают задумываться о своем дальнейшем профессиональном выборе, есть методика Е.А. Климова. Для детей старшего дошкольного возраста я адаптировала данную методику. Возможно, уже сейчас можно помочь ребенку развить его способности и поддерживать его в выбранном им направлении.

Беседа с целью выявления раннего профессионального самоопределения для детей дошкольного возраста

Фамилия, имя ребенка________________________________________________________ Возраст_________________________ Дата проведения_____________________________

Беседа проводится индивидуально с детьми старшего дошкольного возраста педагогом-психологом или воспитателем. Ребенку предлагают выбрать одно из двух утверждений.

Ответь на вопрос: «Мне нравится…»

1а. Ухаживать за животными.   

или

1б. Играть с машинками.

2а. Помогать больным людям.

или

2б. конструировать что-то по схеме, образцу.

3а. Рассматривать иллюстрации в книге, открытки.

или

3б. Ухаживать за растениями.

4а. Делать поделки из природного материала, картона, бумаги.

или

4б. Играть в магазин.

5а. Читать энциклопедию.

или

5б. Читать сказки.

6а. Заботиться о домашних животных.

или

6б. Учить друзей (или младших) выполнять какие-либо задания (игровые, учебные, спортивные).

7а. Лепить из глины, делать оригами.

или

7б. Управлять подъемным краном в игре.

8а. Рассказывать детям из других городов, что интересное можно увидеть в Москве.

или

8б. Участвовать в концерте.

9а. Помогать чинить велосипед.

или

9б. Искать и исправлять ошибки в рисунках.

10а. Лечить животных.

или

10б. Решать примеры.

11а. Сажать в огороде морковь, лук, клубнику.

или

11б. Конструировать новые постройки из лего.

12а. Мирить поссорившихся друзей.

или

12б. Собирать пазлы, мозаику по схеме.

13а.  Делать украшения из бусинок (для девочек) делать поделки из дерева (для мальчиков)

или

13б. Наблюдать за насекомыми.

14а. Чинить миксер и фен в игровой мастерской.

или

14б. Оказывать друзьям медицинскую помощь (забинтовать руку, помазать зеленкой царапину)

15а. Расставлять значки в табличке по схеме.

или

15б. Участвовать в театральной постановке.

16а. Наблюдать за изменениями в природе.

или

16б. Учить малышей отмечать изменения в календаре природы.

17а. Расписывать деревянную посуду красками.

или

17б. Помогать чинить компьютер, машину.

18а. Играть с друзьями в семью.

или

18б. Играть на музыкальных инструментах.

19а. Выполнять задание по образцу, строить дома из конструктора.

или

19б. Срисовывать с книжки картинки, рисовать схему.

20а. Защищать растения от вредителей.

или

20б. Работать на компьютере, принтере.

Запишите ответы в таблицу

Группы профессий

Человек — природа

Человек — техника

Человек — человек

Человек — знаковая система

Человек — художественный образ

10а

10б

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

16б

17а

17б

18а

18б

19а

19б

20а

20б

Результаты тестирования

Теперь подсчитайте количество ответов в каждом столбике. Там, где оказалось их наибольшее количество  —  и есть профессиональная направленность.

Человек — природа. Сюда входят профессии, в которых человек имеет дело с различными явлениями неживой и живой природы, например биолог, географ, геолог, математик, физик, химик и другие профессии, относящиеся к разряду естественных наук.

Человек — техника. В эту группу профессий включены различные виды трудовой деятельности, в которых человек  имеет дело с техникой, её использованием или конструированием, например профессия инженера, оператора, машиниста, механизатора, сварщика и т.п.

Человек — человек. Сюда включены все виды профессий, предполагающих взаимодействие людей:  политика, религия, педагогика, психология, медицина, торговля, право.

Человек — знаковая система. В эту группу включены профессии, касающиеся создания, изучения и использования различных знаковых систем, например лингвистика, языки математического программирования, способы графического представления результатов наблюдений и т.п.

Человек — художественный образ. Эта группа профессий представляет собой различные виды художественно-творческого труда, например литература, музыка, театр, изобразительное искусство.

Источник