Развитие способности к общению ребенка инвалида

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ “ГИМНАЗИЯ  №1637”

111401, г. Москва, ул. 3-я Владимирская, д.12А                                       тел.(495) 672-02-35

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Подготовила: учитель-логопед

Плахова Т.Н.

Москва

2016

«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет
ему комфортно жить в обществе людей…»
Выготский Л.С.



Проблема развития коммуникативных качеств дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) всегда была в центре внимания отечественных педагогов. Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя. В современном обществе коммуникативной сфере ребенка уделяется значительно меньше внимания, чем интеллектуальному развитию.  Дети стали меньше общаться со сверстниками и со взрослыми, все больше времени проводят у экранов компьютеров и планшетов.

Поэтому в первую очередь мы, педагоги, и конечно родители должны помочь детям научиться общаться, приобрести необходимые  для этого качества.

Коммуникативные качества — это те качества личности, которые помогают ориентироваться в различных ситуациях общения. Они не являются чем-то врожденным, их можно и нужно развивать, особенно у детей с ОВЗ.

Итак, что же это за качества:

– желание вступать в контакт с окружающими, пользоваться правильной речью для выражения своих мыслей

– знание норм и правил, которым необходимо следовать в процессе общения с окружающими

– умение организовывать общение и слушать собеседника

– умение эмоционально сопереживать, разрешать конфликтные ситуации

Все эти качества должны развиваться комплексно, чтобы в итоге дети могли гармонично вписаться в любой коллектив и чувствовать себя полноправными членами общества.

Направления социально-коммуникативного развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования (2.6.)

«…Социально-коммуникативное развитие направлено на

– усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

– развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

– развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

– формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

– формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

«Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

… ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты» (4.6.).

Дети с ОВЗ — это особая группа детей, которые имеют физические и (или) психические недостатки, препятствующие их нормальному развитию.

Особенности коммуникации детей с ОВЗ:

– снижение потребности в общении, большинство детей с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми;  

– речевые недостатки (нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя и трудности построения связного высказывания) мешают правильному выражению мыслей;

– нежелание вступать в контакт;

– трудности понимания обращенной речи;

– часто ребенок не знает, как подойти попросить, что сказать (дома часто его потребности угадываются родителями до того, как он о чем-то попросит);

– замена обращения к другим за помощью многократным повторением «безадресного» сообщения о своей потребности;

– трудности в употреблении невербальных средств общения – выразительных движений, мимики, жестов;

– при нарушениях зрения наблюдается также затрудненное восприятие неречевых средств, дети не видят реакцию собеседника (они не видят и не понимают улыбку, одобрение);

– некоторые дети неактивны в ходе диалога со взрослым, ограничиваются невербальным или односложным ответом;

– другие наоборот импульсивны, многословны, невнимательны к словам собеседника.

Как развивать коммуникативные качества детей?

Основным условием преодоления трудностей в общении является включение ребенка в различные виды совместной деятельности со взрослыми и детьми:

1) в игровой деятельности (дидактические, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, театрализованные игры)

2) через беседы, обсуждения литературных произведений

3) в творческой деятельности

1) Словесные дидактические игры являются одним из важных средств формирования и развития диалогической речи. В ходе таких игр дети решают разнообразные мыслительные речевые задачи: описывают предмет, отгадывают по описанию, группируют предметы, учатся строить диалог с педагогом и друг с другом. В таких играх развиваются не только психические процессы, но и умение договариваться, умение бесконфликтно убеждать и доказывать свою точку зрения.

Общими задачами развития коммуникативных навыков в процессе сюжетно-ролевой игры являются следующие:

1. Обучать детей формированию диалогической речи как средству коммуникации, используя схемы, модели, картинные планы.

2. Формировать культуру общения, практически использовать формулы речевого этикета.

3. Учить задавать вопросы и отвечать на них в краткой и полной форме.

4. Обучать слушать и слышать собеседника, поддерживать тему разговора.

5. Учить рассуждать, аргументировать, выражать свои чувства.

6. Учить контролировать себя и друг друга во время речевого общения.

7. Развивать фантазию, речевую активность, эмоциональное состояние детей.

8. Формировать социально-нравственные отношения детей друг с другом и с взрослыми.

9. Обучать анализировать и оценивать поведение детей, литературных персонажей, сказочных героев.

10. Воспитывать интерес к окружающим людям, удовлетворять потребность детей в общении.

11. Формировать адекватное поведение в обществе, способствовать наиболее полному развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

12. Расширять общий кругозор детей

Театрализованные игры развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет сочувствовать персонажам, сопереживать им. Кроме того, такие игры позволяют ребенку решать свои проблемные ситуации от лица персонажа, помогают преодолевать застенчивость, робость, неуверенность в себе.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей активизируется и пополняется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно и четко изъясняться.

Любые игры соревновательного характера (например, эстафеты) учат ребенка работать в команде, сотрудничать с другими людьми для достижения общей цели. Кроме того, поскольку в таких играх подразумевается победа или поражение, это хорошая тренировка для контроля своих эмоций: победитель должен вести себя тактично, а проигравший достойно принимать поражение.

2) Детей полезно приучать к слушанию сказок, рассказов из детских книг и обсуждению их содержания. Беседуя по материалам прочитанного, важно показать ребенку, что ситуации, которые описаны в книге, имеют место и в жизни детей. При этом взрослый должен высказать свое отношение к конфликтам и событиям, которые имели место в группе детей на занятиях.

Кроме того, сочинение сказок детьми по одной фразе (друг за другом) помогает научиться терпеливо слушать, не перебивая, улавливать сюжет, привносить новое и связно выражать свои мысли.

3) Развитию коммуникативных навыков также способствует и творческая деятельность (лепка, рисование, конструирование).  В процессе такого рода деятельности обеспечивается возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. При этом педагог для ребенка становится партнером, готовым откликнуться на любую просьбу о поддержке и помощи.

Хорошо влияет на развитие коммуникативных качеств дошкольника или младшего школьника общение с людьми разного возраста. Это позволяет ему освоить параллельно несколько шаблонов поведения: уважительное отношение к взрослым, подражание старшим и забота о детях младшего возраста, ответственность за них. Все это служит основой для дальнейшего встраивания человека в любой коллектив и общество в целом.

Необходимо развивать как вербальные, так и невербальные средства общения. Детям со зрительной патологией важно научиться самостоятельно и правильно использовать мимику, жесты и интонацию с целью:

– в своих действиях и поведении не выделяться среди нормально видящих;

– передавать адекватными речевыми и неречевыми средствами свое эмоциональное состояние.

Внимательное, заботливое отношение педагога к детям и регулярное использование разнообразных игр, дает положительные результаты и составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей. Очень важно работу по развитию коммуникативных качеств детей с ОВЗ продолжать в семье. Родителям наравне с педагогами необходимо тренировать коммуникативные умения своего ребенка и готовить его к полноценному взаимодействию с коллективом младшей школы.

Список литературы:

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

2. Зорина С.С. Формирование коммуникативных умений у детей с нарушениями зрения. Специальное образование, №4, 2010.

3. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Елисеенкова О.М. Формирование коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности / Современные проблемы науки и образования, №3, 2014.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Источник

Маргарита Страшко
Советы психолога по развитию коммуникативных навыков у детей-инвалидов, не успешных в общении

Важным условием социализации ребенка-инвалида, является его успешность в общении со сверстниками. Общение со сверстниками оказывает влияние на развитие личности ребенка, на успешность в обучении и на психологическое здоровье в целом.

Развитие коммуникативных навыков у детей-инвалидов, не успешных в общении, представляет собой систему игр и упражнений. Эти игры и упражнения направлены на обучение детей выстраивать устойчивые, продуктивные взаимоотношения со сверстниками, помочь ребенку в преодолении отчужденного отношения к сверстникам, разрушить защитные барьеры, отгораживающие ребенка-инвалида от других, увидеть в сверстниках не противников и конкурентов, не объекты самоутверждения, а партнеров по обучению и игре.

Появление у ребенка страхов, что тебя недооценивают, отвергают, порождает либо стремление утвердиться любым способом через агрессивную демонстрацию своей силы, либо уход в себя и полное игнорирование окружающих сверстников и взрослых. Доброжелательность и внимание сверстников может оказать помощь в снятии этих страхов. С этой целью необходимо исключить игры, носящие соревновательный характер и наоборот следует организовать игры, в которых дети должны говорить друг другу комплименты, приятные слова, давать ласковые имена, видеть и подчеркивать в другом только хорошие положительные качества, стараться сделать что-нибудь приятное для окружающих ребят.

Предлагаю вашему вниманию игры и игровые упражнения на:

* знакомство детей друг с другом,

* снятие страха тактильных контактов,

* формирование позитивного отношения к ситуации игрового взаимодействия со сверстниками.

Педагог должен быть готов к тому, что разным детям для этого потребуется разное количество времени. Все игры необходимо проводить при добровольном участии детей. Всегда есть часть детей, которым необходимо наблюдать за происходящим со стороны, и лишь после этого они могут присоединиться к общей игре. На этом же этапе необходимо дать ребенку возможность самому выразить поддержку другим, помочь детям в затруднительных игровых обстоятельствах. Такая поддержка и помощь другим, даже если она стимулируется всего лишь правилами игры, позволяет получить удовлетворение от своего доброго поступка, от того, что он может принести радость другим детям. Взаимная забота и участие в нуждах своих партнеров объединяют детей и задают чувство причастности. Эта забота не требует от ребенка-инвалида особых жертв,поскольку заключается в несложных игровых действиях: спасти от «салочки» или уступить дорогу на узком мостике.

Игры и упражнения.

«Передай привет по кругу» – каждый здоровается тем способом, который показал педагог, или придумывает свой способ, отличный от других.

«Назови соседа ласково» – выходя в круг, игрок называет свое имя и показывает движение. Потом все остальные игроки называют имя ребенка «Ты Савелий, ты умеешь делать так…» и повторяют его движения.

«Само презентация» – перекидывая мяч из рук в руки, надо посмотреть на соседа и назвать его ласково по имени.

«Встаньте те, у кого…» – дети подбегают к тому игроку, которого назвали по имени.

«Ветер дует на …» – по команде педагога поднимаются только те, у кого, например, есть сестра, собака…

«Купаемся в хорошем настроении» – круг детей символизирует ванну. С помощью улыбок, смеха наполняем ее хорошим настроением. Каждый желающий прыгает в круг, и окружающие купают его с хорошим настроением с помощью ласковых прикосновений.

«Добрые волшебники» – все игроки заколдованы в злых и противных. Тот, кто вызвался быть волшебником, с помощью хороших и добрых слов должен расколдовать каждого.

«Мы одно большое животное» – все игроки берутся за руки, образуя тело большого животного,и двигаются в едином ритме: так дышит животное, так оно перемещается и т. д.

«Волшебные очки» – каждый игрок, который надевает волшебные очки, все и всех видит только с хорошей стороны, о чем и рассказывает всем.

«Подарки» – педагог предлагает детям выбрать из шкатулки с мелкими игрушками одну, которая больше понравилась, и подарить тому, кому он захочет. Следить, чтобы каждому достались подарки.

«Царевна Несмеяна» – водящий – «царевна Несмеяна». Остальные игроки стараются развеселить водящего разными способами.

«Бездомный заяц» – домиков для зайцев на один меньше, чем самих зайцев. По сигналу «волк идет» зайцы должны спрятаться в условные домики. Ситуация с бездомным зайцем побуждает детей оказать поддержку.

Результаты:

отсутствие страхов перед контактами со сверстниками, позитивное отношение к занятиям, активное участие в играх, умение оказывать поддержку сверстникам и принимать ее в условиях отсутствия конкурентных отношений.

Следующий этап – научить детей правильно воспринимать сверстников – их движения, действия, слова,понимать эмоциональные состояния:

* привлечь внимание детей к сверстникам, их эмоциональному состоянию, поведению;

* научить детей понимать разные языки общения: мимику, движения, прикосновения, голос (интонацию) и др. ;

* развить у детей умение самим адекватно использовать разные языки общения в контакте со сверстниками.

Дети часто не замечают эмоционального состояния другого человека. Если ребенок сосредоточен на себе, он обращает внимание на других детей только тогда, когда они мешают или угрожают ему или когда в их руках он видит привлекательные для себя вещи. Задача педагога в этих случаях состоит в том, чтобы привлечь их внимание к другим детям, научить прислушиваться и присматриваться к ним. Наилучшим способом для этого является воспроизведение чужих слов или действий, эмоциональных состояний. Способность к такому «уподоблению» – важный шаг к становлению чувства общности и причастности к другому. Если данная способность не формируется, то дети в дальнейшем испытывают проблемы в общении со сверстниками.

Предлагаю рассмотреть игры, направлены на формирование этой способности.

«Зеркало» – игроки как можно точнее повторяют движения за водящим.

«Упражнения» – передай свое настроение (мимикой, словом, интонацией, прикосновением, движением).

«Узнай настроение по пиктограмме (назови)» – подбери заданное настроение (на карточках). Найди грустного, веселого, сердитого… человечка. Каждому ребенку дают зеркало и предлагают внимательно посмотреть в него и найти веселого, грустного, удивленного, сердитого, спокойного, испуганного человечка. Необходимо добиваться правильных мимических движений, участия не только рта, глаз, но и бровей.

«Доскажи«Я сержусь, когда…»; «Когда меня ругают, я …»

«Дорисуй:» – настроение (по заданной части пиктограммы).

«Скажи фразу:» – веселым, сердитым, грустным голосом.

«Пойми меня» – расшифровать показанные жесты.

«Покажи заданную эмоцию» -педагог называет эмоциональное состояние человека, а дети мимикой показывают.

«Цветопись настроения» – детям предлагают палитру с разными цветами и лист бумаги, необходимо изобразить настроение с помощью цвета.

Результаты: дети знают названия основных эмоциональных состояний, умеют адекватно передавать их разными способами и считывать на уровне пиктограмм, сюжетных картинок, мимики, поз, голоса, прикосновений сверстников. Понимают и могут отразить эмоциональное состояние сверстника.

Источник

Зоя Ермакова
Особенности общения детей с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация

В данной статье раскрываются особенности общения детей, которые имеют отклонения в здоровье. Рассматривается понятие общение в целом, особенности общения в зависимости от типа дефекта, рекомендации и способы помощи данной категории детей.

Ключевые слова: дети, ограниченные возможности здоровья, общение, барьеры, социальная реабилитация.

Summary

Features communion children who have problems with health, reveals in this article. The notion of communion as a whole is regarded, features communion depending on the type of defect, advice and ways to help this category of children.

Key words: children, limited health abilities, communion, barriers, social rehabilitation.

Важным элементом деятельности человека является общение. С помощью общения человек способен обмениваться опытом, устанавливать контакт с другими людьми, передавать реальные или вымышленные сведения об окружающей действительности. Для детей с ограниченными возможностями здоровья процесс общения протекает сложнее, так как существуют языковые, слуховые, двигательные и другие барьеры для овладения социальным взаимодействием. Проблему общения детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривают в педагогике, философии в разделах общей психологии: психологии развития, детской психологии, психологии здоровья и т д.

В современном мире, к детям с ограниченными возможностями здоровья относятся такие дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания [2]. В освоении образовательной программы основную роль играет общение, как со сверстниками, так с взрослыми. Согласно психологическому словарю А. М. Петровского, М. Г. Ярошевского, общение это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами,порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию, интеракцию и социальную перцепцию [1]. Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, формирования его личности.

Основой развития общения ребенка на начальном этапе его жизненного пути являются взаимоотношения в системе «взрослый – ребенок». С точки зрения Л. С. Выготского взрослый выступает для ребенка в качестве посредника в его общении с предметным миром. Все виды поведения все психические свойства ребенком приобретаются благодаря тому, что его уже в раннем детстве обучают ходить, действовать с предметами, видеть, слушать, наблюдать, узнавать, понимать. Только благодаря воздействию социального окружения и специального обучения из ребенка формируется личность, способная чувствовать и мыслить по-человечески. В процессе общения со взрослыми, получения от них новых сведений у ребенка постепенно развивается потребность к общению, к познанию окружающего мира [5]. Так, при дефиците общения ребенка со взрослым приводит к такому заболеванию как «госпитализм», в последствии чего возникает разрушение «Я-концепции», социальная депривация, снижение интеллектуальной активности.

Отклонения в развитии приводит к нарушению связи ребёнка с социумом. Особенности поведения этих детей препятствует спонтанному складыванию отношений и взаимодействий со сверстниками. Возникает необходимость развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающими, чтобы преодолеть социальную изоляцию, расширить возможности произвольного взаимодействия со сверстниками.

Затруднено социальное развитие ребенка, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения, с большими трудностями овладевают средствами речевого общения. Усвоенные ими речевые средства не рассчитаны на удовлетворение потребности в общении. Контакты носят поверхностный характер, а у многих общение со сверстниками эпизодическое. Большинство детей предпочитает играть в одиночку. Когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. Общение по поводу игры наблюдается в единичных случаях.

Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума. Существуют особенности развития детей с ограниченными возможностями, которые препятствуют их социальному становлению. Так, например, у детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается низкий уровень развития восприятия, недостаточно сформированы пространственные представления. Также дети невнимательны, с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Память ограничена в объеме, снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации. Страдает игровая деятельность, у детей с серьезным психическим отклонением не может быть сформирован сюжет, способы общения и игровые роли бедны. Имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы [4]. Перечисленные выше факторы связаны с интеллектуальной и социальной активностью ребенка. Детям сложно договориться, сосредоточить свое внимание на конкретном собеседнике (взрослый или сверстник); речь безграмотна, с ошибочными элементами грамматического строя, нарушены причинно-следственные связи между предложениями, малый объём словарного запаса.

Расставляя акцент на особенности общения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, следует отметить препятствующие трудности установлению нормальных контактов между сверстниками и взрослыми. Можно выделить три группы трудностей, которые чаще всего наблюдаются в общения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья,это: трудности, возникшие в связи с дефектами развития ребенка (нарушение речевого развития, умственная отсталость, задержки психического развития и др.); трудности общения, порожденные социальными факторами (социальная изоляция и депривация, педагогическая запущенность, трудновоспитуемость и др.); трудности, обусловленные индивидуально-типологическими особенностями (темперамента, характера, эмоциональных состояний и др.) [3]. В связи с данными трудностями возникают барьеры, которые препятствуют полноценному общению ребенка с ограниченными возможностями здоровья,среди таких барьеров отмечают: смысловой барьер (требования к ребенку предъявляются некорректно как по содержанию, так и по форме, барьер страха (оказывает гнев и ругань со стороны взрослых, на которые дети чутко реагируют, барьер стыда (дети, имеющие тот или иной дефект, постепенно начинают все больше осознавать свою неполноценность, что они не такие как другие, барьер страдания (затруднение в общении часто возникает у детей, которых помещают на обучение в специализированные учреждения. Тревожные переживания детей в связи с разлукой с близкими ему людьми часто проявляются как внутренний протест по отношению к взрослым., барьер вины (может возникнуть, когда ребенка перестают замечать взрослые и не высказывают одобрений).

Для преодоления трудностей и барьеров в общении с детьми ограниченными возможностями здоровья включаются ряд специалистов (психолог, дефектолог, логопед, специалист по социальной реабилитации, воспитатель, педагог-психолог, которые помогают как детям, так и их родителям. Данные специалисты выстраивают занятия, учитывая возрастные и индивидуально-личностные особенности ребенка.

В общении с детьми с ограниченными возможностями занимает центральное положение процесс социальной реабилитации. Данный процесс включает в себя занятия,где в одном случае они носят познавательный характер: ребенка приобщают к разговору на познавательные темы, в другом – по формированию навыков личностного общения. В основе занятий учитывается инициатива взрослого, так как специалисты демонстрируют ребенку образцы общения, увлекает своими действиями. В процесс социальной реабилитации учитывается активность ребенка, его настроение, сосредоточенность [4].

Для преодоления трудностей в общении подчеркиваются интересы и увлечения ребенка. Интерес автоматически не появляется, его надо развивать. Ребенку с ограниченными возможностями можно привить интерес к ухаживанию за цветами, наблюдению за облаками, птицами. Наличие интересов у ребенка позволяет ребенку преодолеть барьеры, увеличить словарный запас.

Особенности общения детей с ограниченными возможностями здоровья зависят не только от социального окружения (сверстников и взрослых, но и от наличия дефекта. Например, глухонемые дети, при отсутствии слуха, в качестве социального взаимодействия используют двигательные и зрительные ощущения. Форма коммуникации между слабослышащим и его близкими – это жестикуляция, использование остатков слуха, т. е. усиленная громкость речи, речь на ухо, чтение с губ и др. Устная и письменная речь детей с отклонениями слуха страдает пропусками букв и слов, их заменой не по смыслу, а по внешнему сходству [6].

Для детей с нарушением зрения также имеются свои особенности общения, при снижении работы зрительного анализатора дети воспринимают информацию на слух. Однако существуют препятствия переработки определенной информации. Нарушение зрения делает невозможным восприятие партнера по общению, его выразительных средств, несущих информацию об особенностях характера и эмоциональном состоянии. Невозможность дистанционного восприятия мимических и пантомимических проявлений собеседника приводит к неадекватному восприятию реальных характеристик и состояний субъекта, а также вызывает трудности формирования речевой функции [6].

Установить контакт, ребенком РДА (ранний детский аутизм) практически невозможно. Ребенка сложно понять, так как, любую тревогу, любые проблемы ребенок с аутизмом выражает не с помощью речи, а криком, нарушением и изменением своего поведения, доходящим до агрессии и аутоагрессии. Помимо проблем социального характера у детей с аутизмом наблюдаются значительные трудности в распознавании эмоций по человеческим телодвижениям, жестам, выражению лица и голосу. Самостоятельные выражения эмоций характеризуются ограниченным и непроизвольным использованием экспрессивных жестов при преобладании инструментальных и эксцентричной, невнятной или непроизвольной мимикой, что свидетельствует о своеобразии не только переработки, но и передачи эмоциональной информации [7].

У ребенка с ДЦП (детский церебральный паралич) функция общения формируется неравномерно, по сравнению со своими здоровыми сверстниками. Нарушение координации движений и артикуляции неблагоприятно воздействуют на процесс общения с взрослыми. Также отрицательно сказывается на общении неспособность в выражении собственного эмоционального состояния. Как основное средство общения, речь развивается за счет движений и непосредственно в социальном взаимодействии, и основа ее формируется еще в первые годы жизни ребенка [8].

Таким образом, рассмотрев особенности общения детей с ограниченными возможностями здоровья, можно сделать следующие выводы. В общении данной категории лиц существуют барьеры, которые могут возникать не с рождения, а при развитии, достигнув определенного возраста, перестать развиваться. Свои особенности имеет общение и в зависимости от типа нарушения (слух, зрение, речь, опорно-двигательная система и др.). Преодолению трудностей могут помочь курсы социальной реабилитации со специалистами, которые учтут возрастные и индивидуальные особенности, и помогут как детям, так и родителям.

Литература

1.Краткий психологический словарь: научное издание / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., расш., испр. и доп. –Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. – 512 с.

2. Бондаренко, Б. С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностямивследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации / Б. С. Бондаренко. – М.: Владос, 2009. – 300 с.

3. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М., 1990. – 238 с.

4. Лисина, М. М. Общение детейс взрослыми и сверстниками: общее и различное / М. М. Лисина // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. – М., 1990. – 279 с.

5. Елисеева, Ю. Н. Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ / Ю. Н. Елисеева // Молодой ученый. – 2016. – №3. – С. 959-964.

6. Барабанов, Р. Е. Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха / Р. Е. Барабанов //Педагогика:традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). –Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 140-143.

7. Сырова, Н. В. Проблемы общения детей с синдромом раннего детского аутизма / Н. В. Сырова, Н. С. Бережанская //Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). —Уфа: Лето, 2014. — С. 71-73.

8. Яковлев, И. П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций /И. П. Яковлев – СПб.: «Авалон», «Азбука-классика», 2006. – 240 с.

Источник