Развитие способностей у ребенка в три года

Жизнь с трехлетним ребенком похожа на приключение. Ваш дом наполняется смехом, упрямством, независимостью и постоянным проявлением любопытства. Малыш учится общаться на новом уровне, уверено контролирует свое тело и развивает воображение. С каждым днем он становится более интересным и творческим.

Можно выделить основные этапы и ориентиры развития в три года, но не стоит забывать о том, что все дети уникальны. Задача родителей – не упустить время и помочь раскрыться скрытому потенциалу своего ребенка.

Этапы развития ребенка в три года:

1. Социальное развитие.

Малыш развивает свои социальные навыки, зарождаются первые дружеские отношения с другими детьми. В три года он начинает осознавать себя в окружающем мире, появляются первые «не хочу» и «не буду». Здесь важно мягко указать ребенку на границы дозволенного. Если трехлетка почувствует, что ему все можно, в нем начнет зарождаться эгоист. В этот период важно показать, что малыш любим и желанен, особенно, если в доме появляется второй ребенок. Любовь – это то, в чем остро нуждается не только новорожденный, но и первенец.

2. Эмоциональное развитие.

Сопровождается частыми истериками и слезами. Это объясняется периодом кризиса трех лет, ребенок «отделяется» от своей матери и становится самостоятельным. Истерики – это реакция на стресс, с которым малыш учится бороться. В этом возрасте формируется основа для будущего эмоционального и психического развития. Благодаря наблюдению за сверстниками и взрослыми, малыш учится понимать свои и чужие эмоции. Может выразить сочувствие, когда другому человеку больно или грустно, делится игрушками и учится играть с другими детьми. Если кризис трех лет прошел не правильно, в будущем малышу будет проблематично справляться со сложными ситуациями. Важно научить ребенка делиться игрушками, иначе он никогда не будет принят в детский коллектив.

3. Когнитивное развитие.

Позволяет ребенку сосредоточиться и поглощать огромные объемы информации. Уже в этом возрасте малыш способен начать изучать алфавит и цифры. Появляется множество вопросов и понимание полученных ответов. Родители должны знать, что теперь ребенок может усидеть на одном месте до 30 минут, он любознателен и жаждет новых знаний. Поэтому не стоит упускать время, лучше заняться развивающими упражнениями. Малыш с радостью будет рассматривать картинки, находить сходства и различия, собирать большие пазлы, рисовать и слушать чтение сказок.

4. Общее физическое развитие.

Трехлетний ребенок не только растет в высоту и набирает вес, у него развивается мелкая и крупная моторика. Малыш бегает, прыгает, ловит мяч, играет в футбол, катается на трехколесном велосипеде.

Развиваются навыки самообслуживания: может налить себе сок, намазать масло на бутерброд, застегивает пуговицы, завязывает шнурки, сам собирает одежду в зависимости от сезона. В три года важно развивать мелкую моторику, давать возможность пользоваться ножницами, рисовать, вырезать, нанизывать бусины.

Чего ждать в плане умственного развития от ребенка трех лет:

1. Малыш в три года понимает родной язык и говорит, как минимум, 300 слов, а то и больше. Умеет говорить предложениями из 6-8 слов, с существительными и глаголами. Может понять двойную конструкцию-поручение, например, «сходи в свою комнату и принеси кофту».

2. С ребенком в три года можно строить пирамидки из кубиков, находить решение, почему башня неустойчивая и исправлять ошибки. Ребенок легко запоминает и воссоздает конструкцию по памяти.

3. Трехлетний малыш задает множество вопросов обо всем, что видит. Чем сложнее и настойчивее вопросы, тем лучше развита познавательная активность у ребенка.

4. Помнит важные или яркие события, даже если они произошли неделю назад. Может рассказать о них и ответить на наводящие вопросы.

5. Умеет обижаться, радоваться, шутить и грустить. Может быть доброжелательным или враждебным.

6. В состояние идентифицировать предметы по размеру и цвету.

7. При правильном воспитании формируется положительное отношение к своей личности, гордость и стремление сделать все как можно быстрее и лучше. Появляются выражения: «Я сам!», «Я могу», «Я хочу!».

Не страшно, если ваш ребенок не умеет делать какие-то вещи, перечисленные в этой статье. Это всего лишь говорит о том, что он развивается в своем собственном темпе и ему нужно уделить чуть больше внимания, чтобы помочь обрести необходимые навыки и знания.

Вы нас очень поддержите, если поставите “Лайк” и ПОДПИШИТЕСЬ на наш канал 🙂

Источник

Творческий потенциал особенно сильно ценится в современном мире, поэтому выявлять его нужно с первых лет жизни. Это поможет легче понять малыша, определить, что ему на самом деле необходимо, направить его таланты в нужное русло и не дать им исчезнуть. Нынешнее общество дает много возможностей реализовать творческие способности, начиная с самого раннего детства.

Читайте также:  Психическое развитие личности ребенка в онтогенезе

Как определить творческие способности у малыша

У малышей первого года просыпается желание постичь все новое, неизведанное. Однако, часто родители не относятся серьезно к фантазиям ребенка и делают это напрасно. Именно в этом возрасте могут впервые заявить о себе еще до конца не сформированные, творческие способности вашего ребенка. Дети не боятся пробовать все новое, каждый вид деятельности является для них открытием. Часто во время игры дети проявляют свои наклонности, поэтому именно игра для малышей является одним из способов выявления способностей. С помощью некоторых игровых тестов профессионалы могут определить, насколько развито у ребенка воображение, как устроено мышление.

Считается, что если ребенок – левша, тогда у него, возможно, имеется творческая одаренность, потому что правое полушарие, которое доминирует у таких малышей, отвечает именно за творческое начало, абстрактное мышление и развитое воображение. Среди левшей больше всего художников, а также танцоров и музыкантов.

Понаблюдайте за ребенком. Уже в возрасте 1-2 лет малыш может иметь хорошо развитое чувство ритма. Если ребенок четко улавливает мотив мелодии, чувствует ритм, может двигаться или что-то напевать в такт, возможно, у него имеется музыкальная одаренность.

В 3 года ребенок способен рисовать. Художественно одаренные дети хорошо чувствуют цвета, их оттенки, могут создавать картины.

Если малыш не умеет рисовать, чувствовать ритм, у него не очень буйная фантазия, не расстраивайтесь. Возможно, у него хорошо получается считать, а разные операции с цифрами, например, вычитание или сложение, даются ему легко. Скорее всего, у ребенка имеются математические способности.

Как развить способности ребенка

Существует много методов развития творческого потенциала малыша. Они простые и доступные для родителей. Если вы хотите, чтобы ребенок максимально раскрыл свои таланты, нужно создать подходящие условия.

  • Прежде всего, нужно как можно раньше заняться физическим развитием малыша. Чем быстрее ребенок овладеет своим телом, тем проще ему будет раскрыть потенциал. Для этого, с первых месяцев нужно начинать физические занятия.
  • Можно создать обстановку, которая опередит развитие ребенка. Например, уже в годик подарить ему кубики с цифрами и буквами. Во время игр ненавязчиво называть их, показывать, какие действия можно совершать с ними, отнимать или прибавлять, складывать слова.

Запомните, что любые способности получают успешное развитие, если не останавливаться на достигнутых результатах, а постоянно повышать планку.

  • Давайте больше свободы малышу, не спешите за него решать какую-либо проблему, если например, какая-либо игрушка закатилась за шкаф. Пусть ребенок сам попробует разобраться с ситуацией, возможно, он найдет такое решение, о котором даже вы не догадываетесь.
  • Чтобы воображение ребенка развивалось, нужно придерживаться простых рекомендаций. Например, читать как можно больше сказок или сочинять их вместе с малышом. Обязательно читайте ребенку книжки с выражением, можно даже по ролям. Свои рассказы желательно дополнять собственными иллюстрациями. Попросите малыша нарисовать сказочных героев. Ребенок в 3 года уже способен справиться с подобной задачей. По мотивам прочитанных книг вы вместе с малышом можете придумать детский спектакль, который вы покажете другим членам семьи или знакомым.
  • Развивайте музыкальные способности и чувство ритма. Чаще давайте слушать ребенку разные музыкальные произведения, детские песенки, классику. Обязательно вместе с ребенком устраивайте танцевальные конкурсы, проводите игры. Вы можете вместе петь, двигаться под музыку или играть на музыкальных инструментах, например, бубне или барабане.
  • Больше рисуйте с малышом. Дети 1 года только знакомятся с окружающим миром. В это период малыши рисуют линии, учатся держать в руках карандаш, знакомятся с цветами. Вы не должны вмешиваться в процесс познания. Ваша задача – наблюдать и знакомить малыша с разными предметами для рисования, следить за безопасностью. К 2 годам ребенок обычно рисует каракули. Здесь уже можно принимать активное участие, объясняя и фантазируя, представляя, на что похожи разные нарисованные ребенком линии или кружочки.

Развивая творческие способности, запомните, что главное в этих занятиях – их систематичность.

Заниматься нужно постоянно, но делать это ненавязчиво и обязательно в игровой форме, чтобы у ребенка было желание продолжать ваши совместные упражнения. Вы должны также обеспечить малыша необходимыми материалами – красками, бумагой или, например, пластилином. Обязательно хвалите ребенка и ни в коем случае не насмехайтесь над неудачами.

Читайте также:  Влияние среды на психическое развитие ребенка психология

Расскажите о своих занятиях с малышом. Как вы развиваете его творческие способности?

Кинетический песок: интересный вид творчества с ребенком. Как выявить творческие способности у ребенка 1-3 года. Читайте в следующей нашей статье.

Значимость творчества в развитии малышей до года.

Игровое обучение музыке в возрасте 1-3 года

Источник

В 3 года ребенок переживает очередной возрастной кризис развития. Сменяется ведущая деятельность, появляются новые психические образования, малыш приобретает новые знания об окружающем мире, осваивает бытовые, социальные и поведенческие навыки и умения.

Знания и умения ребенка в 3 года

Согласно возрастной периодизации Д. Б. Эльконина, ребенок в 3 года переходит из раннего детства в дошкольный возраст. Ведущей деятельностью остается предметно-манипулятивная игра, но уже появляется стремление к социально-ролевым играм. У малыша уже сформировано наглядно-действенное мышление и «Я»-концепция, ему предстоит усвоить нравственные нормы социума.

Развитие речи у трехлетнего ребенка

В возрасте трех лет у малыша уже хорошо сформирована речь. Ребенок бегло рассказывает, во что любит играть, идет на контакт со взрослыми. Трехлетка знает свои имя и фамилию. Если родители занимаются с ним, то может рассказать, где живет: город, название улицы, номер дома.

В трехлетнем возрасте малыши становятся более социальными. Во время игры на детской площадке они ведут диалоги со сверстниками, могут общаться как с ровесниками, так и со взрослыми. Обычно у малышей, которых воспитывают в домашних условиях, а не в детском саду, социальные навыки развиты немного хуже.

Грамматическая составляющая их речи становится более сложной:

  • словарный запас составляет около 1000 слов;
  • речь состоит из коротких, но осмысленных и согласованных предложений;
  • в речи используются существительные, прилагательные, глаголы и предлоги;
  • слова согласованы по падежам и временам.

Улучшается артикуляция, почти все слова понятны взрослым. Ребенок выговаривает большинство звуков, однако могут возникнуть проблемы при произношении дрожащих и шипящих звуков.

Развитие речи во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка и от того, насколько хорошо с ним занимаются родители. Некоторые детки в возрасте трех лет только начинают говорить, другие же в этом возрасте декламируют стишки, пересказывают услышанные сказки, поют и начинают изучать буквы.

Мышление и память

К трем годам у ребенка уже полностью сформировано наглядно-действенное мышление. Это самый примитивный этап когнитивной деятельности, который необходим для развития способности мыслить. Развитие происходит через манипуляции с предметами. Трехлетки решают возникшую проблему сразу же, перебирая возможные варианты, а не формируют образ решения в воображении, чтобы потом претворить его в жизнь.

Ближе к возрасту 4 лет начинает формироваться наглядно-образное мышление. Ребенок уже способен вообразить пути решения проблемы, предположить возможные последствия своего решения.

Если родители занимаются с малышом, то у него начинает формироваться математическая логика. Трехлетка может различать один предмет, два и несколько, знает, что у него, например, один нос, но два глаза.

Именно в трехлетнем возрасте происходит активное развитие когнитивных процессов:

  • Восприятие является ведущим когнитивным процессом. Именно на нем основывается развитие памяти, внимания, воображения. Трехлетка подмечает одну-две яркие характеристики предмета: лимон кислый, небо голубое, мяч круглый, и воспринимает эти качества как неотделимые от самого объекта.
  • Внимание имеет непроизвольный характер. С наступлением 3 лет ребенок может удерживать внимание одновременно на 2 предметах, а ближе к 4 годам способен сконцентрироваться уже на 4 объектах. Длительность концентрации внимания составляет 7-8 минут.
  • Память также носит непроизвольный характер. Преобладает процесс узнавания. Объем памяти составляет 4 объекта. Развивается долговременная память, ребенок помнит, где лежат его вещи, может рассказать, где был на прошлой неделе.
  • Воображение пока развито слабо. Малыш только учится «преобразовывать» предметы в воображаемые, например представлять, что палочка — это вилка, а листики — это конфеты.

Формировать когнитивные способности помогают развивающие занятия. Доктор Комаровский предлагает развивать умения в игровой форме: сделать яркие, цветные карточки с названиями животных, купить кубики с буквами, конструктор для развития мелкой моторики.

Бытовые навыки

В 3 года наступает очередной возрастной кризис, характеризующийся резкой перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт. Благодаря формированию понимания собственного «Я» ребенок старается быть более самостоятельным, негативно относится к попыткам помочь ему.

Конечно, все получается не сразу, малыш застегивает кофту через пуговицу, разбивает чашку во время попытки помыть ее, неправильно складывает игрушки. Однако родителям важно не подавлять самостоятельность трехлетки, правильное воспитание предполагает ее поощрение и направление, ведь именно так формируются личные границы маленького человечка.

Читайте также:  Детские книжки для развития ребенка

Трехлетка обязательно должен научиться обслуживать себя перед детским садиком. Какие бытовые навыки должны быть сформированы:

  • самостоятельно ест вилкой и ложкой;
  • умывается и пользуется зубной щеткой;
  • садится на горшок;
  • умеет обуваться, застегивать обувь на липучках;
  • застегивает пуговицы, натягивает носочки;
  • складывает после игры свои вещи.

Представление об окружающем мире

В 3 года дети активно интересуются окружающим миром. Они становятся «почемучками», их интересует все происходящее вокруг: почему небо голубое, почему светит солнце, почему конфета сладкая. Родители не должны отмахиваться от любопытного малыша, им следует просто и понятно отвечать на любые, даже самые странные и неудобные вопросы.

В этом возрасте ребенок впервые начинает интересоваться различиями между полами, задает вопросы, как он появился на свет. Родителям важно не пугаться такого интереса, не отмахиваться и не ругать ребенка. Необходимо кратко, понятным трехлетке языком объяснить, откуда появляются дети. Если мамы и папы понимают, что им трудно общаться с детьми на такие деликатные темы, они могут приобрести книжки для дошкольников, доступно освещающие подобные темы.

У ребенка складывается собственное представление об окружающем мире, появляется ориентация в пространстве. Он видит взаимосвязь между вещами, может соотносить объект и его признак: кошка пушистая, игрушка круглая, апельсин кислый. Малыш различает цвета, формы предметов. Ему понятны родственные связи между людьми: бабушка — это мама мамы, девочка постарше — это его сестра, тетя, которая часто приходит в гости, – это папина сестра.

Двигательные навыки

Трехлетки уже обладают хорошей координацией движения. Они активны, энергичны, не могут усидеть на месте. Взрослым кажется, что их дети неутомимы — они просыпаются рано, отказываются спать днем, а вечером их не уговоришь лечь в кровать.

В 3 года детки умеют:

  • спускаться и подниматься по лестнице шаг за шагом;
  • играть в мяч — бросать его и ловить;
  • прыгать и бегать;
  • стоять и ходить на цыпочках;
  • ходить назад;
  • стоять на одной ноге;
  • ездить на трехколесном велосипеде.

Родители часто жалуются, что они не могут справиться с шумными трехлетками, не знают, чем их занять. Не нужно ругать ребенка за физическую активность и шумные игры, это естественное состояние для его возраста. Чтобы направить энергию в нужное русло, многие мамы и папы предпочитают отдавать своих детей в спортивные секции. 3 года — это подходящий возраст, чтобы начать ходить на танцы, игровые виды спорта, гимнастику. Важно, чтобы ребенку нравилось посещать занятия. Если трехлетка теряет интерес, отказывается ходить на занятия, не нужно его заставлять.

Творческие навыки

Важно развивать у дошкольника творческие способности. Рисование, лепка, игра с конструктором — это не только приятное времяпрепровождение, но и формирование полезных умений:

  • Мелкая моторика. Когда малыш рисует карандашами или пальчиками, лепит из пластилина или глины, делает куколок из ткани или бумаги, у него развивается мелкая моторика. В будущем это поможет ему лучше осваивать такие бытовые процессы, как пользование столовыми приборами, застегивание пуговиц, завязывание шнурков. Стимуляция кончиков пальцев и мелкой моторики оказывает прямое влияние на развитие когнитивных способностей.
  • Эмоциональный интеллект. С помощью творчества ребенок учится распознавать, формулировать и выражать эмоции. Сочиняя сказку, рисуя человечков и животных, малыш приписывает им переживание своих чувств, может отреагировать свои страхи.
  • Познавательные способности. Творчество развивает воображение, усидчивость, память. Ребенок учится различать цвета, материалы, лучше запоминает, как выглядят те или иные предметы, животные (рекомендуем прочитать: когда ребенок начинает четко различать цвета?).

Развитие мальчиков и девочек

Если спросить у трехлетки, кто он — мальчик или девочка, ребенок отчетливо назовет свою половую принадлежность. Уже в столь раннем возрасте проявляются гендерные отличия. Дочки проявляют интерес к платьям и маминой косметике, стараются подражать взрослым женщинам. Сыновья ассоциируют себя с папами, интересуются машинками, инструментами.

Последние исследования показали, что различий в мозге мужчины и женщины, которые бы объясняли разные интересы и разную психологию, нет. То, что разнополые дети начинают интересоваться разными игрушками, обусловлено воспитанием и влиянием социума. Именно поэтому девчонки-сорванцы и спокойные, усидчивые мальчишки — это тоже норма.

По когнитивным, двигательным, социальным умениям разницы между мальчиками и девочками нет. Все различия в трехлетнем возрасте обусловлены индивидуальными особенностями ребенка и стилем воспитания, принятым в его семье.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Источник