Развитие способностей у одаренного ребенка в биологии

Система  выявления и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности детей (из опыта работы)

Развитие,  выявление, и поддержка одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных креативно решать поставленные задачи и формулировать новые.

Ирония судьбы заключается в том, что каждый человек рождается с богатейшими творческими способностями. Все маленькие дети – прирожденные строители, ученые, музыканты и поэты. Но уже в ранние годы творческие порывы можно убить при неумелом их развитии, при отсутствии грамотного управления ими, а также при отсутствии условий для реализации  творческого потенциала обучающихся.

Гораздо труднее на протяжении дальнейшего обучения поддерживать те творческие способности, которые были у ребенка выявлены в начальной школе. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности.

В основе ФГОС лежит системно-деятельный подход, который среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества. В этом плане большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом обладает предмет – биология.  Однако в школе должны быть созданы благоприятные  условия и творческая атмосфера  для успешного развития способностей всех детей. Такие условия возможно создать, осуществляя личностно-ориентированный подход в обучении. Основной принцип такого подхода: в центре обучения должен находиться   ученик, а не учитель. Не секрет, что в каждом классе  есть ученики, различные по способностям: слабые, средние  и способные.

       Талантливый  ребенок, какой он?

Обладает:

  •  отличной памятью,
  • высоким уровнем мышления и интеллекта,
  • хорошо развитой речью и хорошим произношением
  • большим словарным запасом.
  • широким кругозором
  • отличается любознательностью и наблюдательностью
  • способен  сосредоточиться на нескольких видах деятельности
  • быстро схватывает новый материал
  • самостоятельно достигает поставленной цели
  • легко усваивает  учебный материал и обладает коммуникативными умениями
  • выполняет задания повышенной трудности
  • умеет искать, анализировать, обобщать

Очень важно понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания.

В практике своей работы я пользуюсь разными  технологиями. В работе с одаренными детьми часто использую проектные и  информационно – коммуникативные технологии. Они делают процесс обучения интересным; расширяют познания за пределы темы; придают учебному процессу динамичность и привлекательность; учащиеся становятся творческими исследователями; получают удовлетворение от работы.

Дифференцированный подход

Способным   детям  не достает темпа продвижения,  сложности и оригинальности заданий. Они быстро утрачивают интерес к ежедневным однообразным занятиям. Если не занимать таких детей заданиями повышенной сложности, проблемными, творческими, то такого ребенка можно потерять как ученика. Такие дети, сделав задание быстро и качественно, сидят и с нетерпением ждут, когда другие закончат выполнение задания, либо начинают рисовать, читать, или смотреть , что дальше будет в учебнике. Ну как тут не задуматься над тем, чем и как занять таких детей. И начинается творческий поиск учителя – осуществляется дифференцированный подход. Для таких  детей, я использую на уроках следующие творческие задания: 

  • Придумать загадку;
  • Составить тест по теме
  • Объяснить материал отстающим
  • Составить или решить кроссворд
  • Выполнить задание повышенной сложности
  • Придумать задание по теме в виде таблицы или схемы
  • Оценить и дополнить ответы одноклассников

      В своей работе в качестве дополнительного материала для учащихся с особыми образовательными потребностями использую банк  творческих заданий и упражнений повышенной сложности (материалы прошлых олимпиад, интернет-ресурсы) и банк контрольно – измерительных материалов базового и повышенного уровня.

Внеурочная работа по предмету

 Традиционно главными направлениями в такой работе являются проектная деятельность, работа с одарёнными учащимися по подготовке к олимпиадам и конкурсам и неделя химии и биологии. Широко использую такую форму, как тематический лекторий  с медицинским уклоном, выпуск стенгазет, конкурс фотографий.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады.

Именно они во многом способствуют выявлению способных учащихся, для дальнейшей поддержки и развития  их творческих способностей и интереса к научной деятельности, созданию необходимых условий для поддержки одаренных детей.

Портфолио школьника

Работа с одарёнными детьми привела меня к мысли о возможности создания портфолио.  Туда может входить подборка творческих работ и других свидетельств об успехах ученика в освоении предмета, проекты и другие письменные работы, компьютерные диски с работами и рисунками, выполненными в классе или дома,  сертификаты и грамоты.

Станет ли ребёнок талантливой личностью с признаками одарённости ? Это зависит от широкого спектра причин и факторов .Важную роль в этом играют взрослые ,перед педагогом стоит нелегкая задача по созданию максимально благоприятных ,комфортных условий для всестороннего развития ученика ,формированию ситуации успеха ,которая будет положительно мотивировать и стимулировать творческую активность одарённых школьников .На протяжении моей работы в школе ,я пытаюсь достичь этого .

Читайте также:  Индивидуальный план ребенка на развитие памяти

Источник

БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЧЕРНЯЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ТАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Работа с одаренными детьми на уроках биологии

Учитель биологии Евтина В.П.

2018 г.

Тема одаренных и талантливых детей постоянно звучит в средствах массовой информации. Действительно ее можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Учеными давно установлено и доказано, что научно-технический прогресс страны, да и благополучие общества в целом во многом зависит от интеллектуального потенциала людей.

Основная нагрузка при решении проблем одаренности в современной школе ложится на плечи педагогов. Перед учителями-предметниками остро стоят проблемы выявления и раскрытия интеллектуально-творческого потенциала детей, развития логического мышления и креативности, разработка и реализация, организационных мер, направленных на обучение детей в целом, и одаренных детей в частности. Все это требует качественных нововведений на уровне обучения и специализированной профессиональной подготовки самого педагога.

Одаренные дети характеризуются тем, что в основе их деятельности, вне зависимости от предметной ориентации, доминируют мотивы, связанные с содержанием деятельности, такие как влечения, желания, склонности, интересы. Они очень креативны, умеют самостоятельно видеть проблему, продуцировать оригинальные идеи, обладают гибкостью ума и оригинальностью мышления, владеют разнообразными умениями и навыками, без которых никакая творческая деятельность невозможна.
Главная работа учителя заключается в том, что он должен способствовать развитию перечисленных слагающих компонентов одаренной личности, путем применения различных методик и форм работы с одаренными детьми.

Формы работы с одаренными детьми на уроках биологии

Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей предполагает деятельность в самых разных направлениях: взаимная деятельность ребенка с педагогами, общение со сверстниками и взаимодействие с предметно-пространственной средой.

Особое место в работе с одаренными детьми, развитии их творческих способностей при обучении биологии, стоит отвести организации проектно-исследовательской деятельности. Ребята, под опытным руководством учителя, выбирают интересующий натуральный объект, явление, процесс, определяют тему исследования, учатся формулировать цели и задачи предстоящей исследовательской деятельности, выдвигать гипотезы, планировать этапы работы, проводить исследования, оформлять результаты работы и как финал – защищать свой творческий исследовательский проект

Работая с одаренными детьми на уроках биологии, учителю необходимо организовывать и активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся, ориентировать их на получение знаний на частично-поисковом и творческом уровнях. Уделяя особое внимание творческому развитию учащихся, необходимо предлагать им, проблемные вопросы и задания, заставляющие активно работать мысль, стимулировать познавательную потребность, которая проявляется в стремлении постоянно задавать вопросы, желании что-то изучать (например, поведение животных, жизнедеятельность растений), придумывать собственные методики исследования и применять их на практике, прогнозировать результаты. Нужно учесть, что современным детям интереснее выполнять задания, связанные с использованием ИКТ.

В ходе работы с одаренными детьми, учителю необходимо акцентировать внимание на теоретической важности и практической значимости изучаемого материала, делать упор именно на практическую часть, предлагать перенести уже имеющиеся знания в новую нестандартную ситуацию. Необходимо обсуждать на уроках биологии интересные и новые факты, связанные с новыми биотехнологиями и биологическими открытиями, так как это способствует стремлению к познанию неизвестного, чтению дополнительной литературы, рождению новых оригинальных идей.

Основная задача учителя, работающего с одаренными детьми, постоянно организовывать работу, направленную на развитие творческого мышления, включая в учебную деятельность решение различных видов развивающих заданий.

Приведем примеры некоторых заданий, которые можно использовать для развития одаренности учащихся при обучении биологии:

Задания на нахождение закономерностей

Закон симметрии – один из законов развития живой природы, в результате простых наблюдений это несложно заметить, чтобы научить этому, необходимо предлагать учащимся решать следующие задачи:

а) Найти в окружающей действительности и нарисовать объекты с одной осью симметрии;

б) Подумать, что общее имеют: Млечный Путь, морская раковина, горный баран, последовательность чисел 1, 1, 2, 2, 3, 3, 4, 4…. и т. д.? (последовательность чисел описывает спираль). Попробовать найти примеры спиралей в природе и технике.

в) Дорисовать вторую половину рисунка: частей тела, органов животного, растения и т. д.

Задания на конструирование. Например, сконструировать из бумаги или пластилина изображения животных или растений, схему цикла развития животных и т. д.

Задания на нахождение аналогий. Например, найти технические объекты, делая которые, люди пользовались аналогиями с живой природой.

Читайте также:  Развитие ребенка 5 лет тесты и задания

Задания на нахождения соответствий и ассоциаций между понятиями, явлениями, признаками объектов и т. д.

Задания на классификацию, нахождение сходств и различий при изучении объектов.

Задания, направленные на развитие речи и воображения. Например, придумать название к тексту, картине; написать письмо несуществующему животному, составить рассказ, используя понятия, изученные на уроке и т. д.

Таким образом, виды деятельности по развитию одаренности довольно разнообразны и хорошо, если они будут сочетаться между собой.

Подводя итог ко всему выше сказанному необходимо отметить, что одаренные дети – это особый мир детства, и задача педагогов понять этот мир, направить все усилия на то, чтобы передать детям максимум своего опыта и знаний, используя разные виды деятельности, но главное помнить, что обычные «мерки» к ним не подходят. Необходимо знать природу одаренности и стимулировать ее проявление. Целостный подход к одаренному ребенку как к личности позволит максимально реализовать его дар.

Литература

1. Рабочая концепция одаренности под ред. Богоявленской Д.Б. – 2-е изд., расш. и перераб. – М., 2003

Источник

Индивидуальная программа  развития.

«Одарённые дети»

по биологии .

Цель программы: 

 Предусмотреть степень и метод самораскрытия одаренных обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальные различия обучающихся;

Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность);

Коммуникативная адаптация;

Помощь одаренным детям в самораскрытии (их творческая направленность);

Самопрезентация в отношениях. 

Задачи:

выявить способных и одаренных детей, проявляющие интерес к предмету;

использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках биологии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу.

                 Отличительные особенности одаренных детей

1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.

2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.

  3.Испытывают радость от умственного труда.

Категории одаренных детей

1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

2.Дети с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки, искусства.

3.Учащиеся, не достигающие по каким – либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Модель системы работы с одаренными детьми

Направления работы:

диагностика – изучение личности учащихся.

работа со способными и одаренными учащимися на уроках биологии;

внеклассная работа.

Требования за рамки общепринятых программ.

Выходить за рамки общепринятых программ

Учитывать специфику интересов обучающихся.

Соответствовать стилю усвоения знаний обучающими.

Не ограничивать стремление детей глубоко вникать в сущность той или иной изучаемой темы.

Принципы специализации учебных программ применительно к одаренным детям:

Предусматривать детальное, углубленное изучение наиболее важных тем, идей;

Давать возможность приобщаться к новой информации, прививать стремление к приобретению знаний;

Предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения;

Поощрять инициативу  детей, их самостоятельность в учебе и развитии.

Методы работы:

анкетирование, опрос; собеседование; тестирование; анализ литературных источников; творческие работы; проективный метод; метод прогнозирования; метод исследования проблемы; синквейн.

 Формы работы с одаренными детьми:

Гибкий и мобильный учебный план;

Независимое продвижение при изучении отдельных предметов;

Планирование и принятие решений самими учениками;

Конструирование учебного плана на базе интересов обучающихся;

Маневренные блоки; урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности; факультатив; кружковая работа; организация временных групп; свободное самообразование; проведение предметных недель; научно-практические конференции; олимпиады; интеллектуальный марафон.

Содержание программы

Диагностика учащихся – методика оценки общей одаренности

Методика оценки общей одаренности

Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов.

Инструкция

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведении;

4 – свойство  выражено, но проявляется непостоянно при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;

3 – оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оценевающему;

1 – четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оценеваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Обработка результатов.

Читайте также:  Влияние окружающей среды на развитие личности ребенка

Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.

№        Качество                                        Отметка

1Любознательность

2Сверхчувствитeльность к проблемам

3Способность к прогнозированию

4Словарный запас

5Способность к оценке

6Изобретательность

7Способность рассуждать и мыслить логически

8Настойчивость

9Перфекционизм

Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. Идеальный результат – правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации. Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую воспитательную работу.

2. Работа со способными и одаренными учащимися на уроках биологии и химии – разработан широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний Использование системы заданий повышенной сложности .

задания на развитие логического мышления: нахождение общего, частного, промежуточного понятий; расположение понятий от более частных к более общим; нахождение обобщающего (родового) понятия для видовых; установление причинно-следственных отношений;

задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ учащихся ;

задания на составление проектов – создание учащихся проектов в результате самостоятельной деятельности;

задания на прогнозирование ситуаций.

3. Внеклассная работа с учащимися – создание постоянных (факультатив, кружок) и временных групп (группы по подготовке к олимпиадам и научно-практическим конференциям) с учетом интересов учащихся. Существенным преимуществом системы внеклассной работы является то, что учащийся выступает как субъект обучения, т.е., исходя из своей индивидуальности, находит в содержании и в процессе деятельности цели, cooтветствующие его интересам, способностям и возможности их самостоятельной реализации

Основной принцип работы – принцип “обогащения”.

Ресурсное обеспечение программы:

наличие учебной аудитории;

библиотечный фонд – наличие литературы по проблемам биологии.

Управление, связь с заинтересованными организациями:

Управление осуществляется учителем биологии, заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

Критерии эффективности:

Высокий уровень познавательного интереса к предмету.

Отсутствие неуспивающих по предмету.

Увеличение количества учащихся, выбирающих биологию как экзамен с успешной сдачей его.

Учащиеся становятся призерами олимпиад по биологии и лауреатами районной и областной научно-практических конференций.

План работы с одаренными детьми

на 2018/2019 учебный год

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Работа с учащимися

1

Входная диагностика развития ребенка, пополнение банка данных школы 1-11 класс «одаренный ребенок» по направлениям

сентябрь

учителя, классные руководители, педагог-психолог

2

Выбор форм работы с учащимися, в том числе и дополнительного образования, на текущий учебный год с учетом диагностики и возрастных особенностей

сентябрь

учителя, классные руководители, педагог-психолог

3

Проведение 1-го этапа олимпиады и марафона школьников по предметам

октябрь

Прашутина Л.Г.

4

Проведение школьного этапа олимпиад и марафона по биологии, химии

март

Прашутина Л.Г.

5

Проведение школьного этапа интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг»        

февраль

Прашутина Л.Г.

6

Участие в районных научно-исследовательских конференциях «Дети. Творчество. Интеллект»

март

Прашутина Л.Г.

7

Участие в заочных олимпиадах по биологии и химии

на протяжении года

Прашутина Л.Г.

8

Организация участия в областной очно-заочной школе по биологии

на протяжении года

Прашутина Л.Г.

9

Участие в международных и республиканских и областных конкурсах

на протяжении года

Прашутина Л.Г.

10

Поощрение одаренных учащихся по итогам учебного года

май

администрация

Работа с учителями

1

Продолжить внедрение проблемно-исследовательских, проектных методов обучения, методик КСО

в течение года        

учителя предметники

2

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

-олимпиады по предметам,

-разработки интеллектуальных мероприятий,

– диагностические материалы по работе с одаренными учащимися

в течение года

Прашутина Л.Г.

Работа с родителями одаренных детей

1

Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся:

-собеседования школьного психолога с, родителями;

-определение рекомендаций по оказанию помощи со стороны родителей одаренным детям

-привлечение родителей для совместного проведения интеллектуальных мероприятий на уровне учреждения образования

в течение года    

педагог-психолог, Прашутина Л.Г.

2

Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на ежегодном публичном отчете школы                

май

администрация

Ожидаемый результат:

Развитие творческих и умственных способностей ученика,

Устойчивый интерес к  биологии, желание самостоятельно работать и проявлять творческий подход при решении поставленных задач;

Участие в олимпиадах и достижение результата.

                                                  Список обучающихся

Ф.И. обучающихся

Класс

               Мероприятия

              Результативность

1

 Авраменко Ксюша

4

2

Розенблюм Ксения

Янькова Вероника

11

3

Фахрутдинова Мария

8

4

Фахрутдинова Ксения

7

5

Агафонов Кирилл

2

Источник