Развитие способностей ребенка в семье родительское собрание
Развитие
способностей
ребёнка
в семье
Родительское собрание
У каждого человека есть общие способности, которые помогают человеку адаптироваться в мире, получать, перерабатывать и хранить новую информацию, использовать социальный и практический опыт в практической деятельности. Многие способности формируются в детском возрасте, поэтому развитие способностей ребёнка имеет особое значение.
Для начала определим, что же такое способности:
- Это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
- Это особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности.
- Способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека.
Чем больше у ребёнка развиты способности, тем проще ему справляться с различными задачами.
Назовём эти общие способности так:
- Интеллект — некая жизненная способность адаптироваться, обнаруживающая себя в конкретных ситуациях познавательного контакта человека с миром и как способность решать задачи на основе применения имеющихся знаний.
- Креативность — способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии.
- Обучаемость — способность приобретать новые знания.
Каждый из вас наверняка задавал себе вопросы: «А у моего ребёнка достаточно высокие способности, чтобы он хорошо учился, был успешным в жизни?» «Может быть, мой ребёнок талантливый, ведь он так хорошо рисует, придумывает сказки?» «Могу я что-нибудь сделать, чтобы развить способности моего ребёнка?». Давайте поищем ответы вместе и подумаем, что можете и должны сделать для ребёнка именно вы и никто другой.
Интересные факты об интеллекте
- Наиболее интенсивно интеллект развивается от 2 до 12 лет.
- Мамы и папы по-разному могут помочь ребёнку развить свой ум, однако есть общее — эмоциональная поддержка ребёнка.
- У ребёнка, живущего в благоприятной эмоциональной среде, когда его любят, в семье царит радость, у всех хорошее настроение, уровень интеллекта постоянно повышается.
- У детей, по отношению к которым родители не проявляют достаточной заботы, наблюдался процесс снижения интеллекта.
- Интеллект повышается, если родители предоставляют ребёнку возможность развить свои способности, умения и навыки, не стараются исправить то, что сделал ребёнок.
Верьте в возможности своего ребёнка, будьте спокойны и терпеливы!
Мамы! В ваших силах повысить и развить умственные способности ребёнка, если вы предъявите ребёнку систему требований и будете следить, чтобы он их выполнял. Требования являются необходимым средством воспитания. Это то, что ожидается от ребёнка, Через требование взрослый сообщает ребёнку, как надо себя вести, что делать, чтобы быть успешным. И ещё – поддерживайте у ребёнка высокую самооценку.
Папы! Оказывается ваш вклад в развитие интеллекта ребёнка примерно в 2 раза больше.
Интеллект ребёнка будет расти «прямо на глазах» если вы:
- Будете играть с ребёнком в самые разные игры или заниматься совместными делами.
- Именно вы будете привлекать ребёнка-дошкольника к обсуждению семейных дел (например, что подарить маме, что купить, куда переставить стол и т. п.).
- Предъявите систему запретов. Запреты — это также одно из важнейших средств развития и воспитания. Что же делать маме, если папа постоянно на работе и не успевает общаться с ребёнком? Мама в течение недели может напоминать ребёнку те правила, которые в выходной день ему сообщил папа.
- Не стремитесь сразу удовлетворять все потребности ребёнка. Это неблагоприятно сказывается на развитии умственных способностей детей.
О креативности
Креативность – умение мыслить нестандартно, творчески. Переключаться с одной идеи на другую, выполнять одно и то же дело по-разному. Креативный ребёнок, как правило, доставляет родителям много хлопот. Он всё время что-то придумывает, переключается с одного дела на другое, меняет увлечения. Но зато как богата его фантазия, как разнообразны рисунки! А ещё такой ребёнок сочиняет стихи, сказки. В его игре много сюжетов, персонажей. По-настоящему креативный ребёнок — всем известный Буратино. Помните, как он продал Азбуку, чтобы пойти в театр? Не очень умно, зато как интересно.
Задумались? Но учтите, что креативность выручает человека в сложной ситуации, когда надо поступить нестандартно. Пока другие сказочные куклы плакали и боялись, именно Буратино придумывал, как спасти друзей, как помочь папе Карло. Значит, креативность тоже очень нужна человеку для успешной жизни.
Итак, что надо делать, чтобы развивалась креативность ребёнка?
Нужно знать, что есть два сенситивных периода развития креативности, когда способности развиваются очень быстро. Первый — 3-5 лет (развивается в сюжетной игре), второй — примерно 10-12 лет (период развития так называемой культурной креативности).
И мамы и папы повышают уровень развития креативности, если играют в совместные игры, уделяют ребёнку внимание, а папы привлекают ебенка к семейным делам, обсуждению планов.
Об обучаемости
Предпосылкой обучаемости служит интеллект. Её высокий уровень связан с развитием личности. А значит, обучаемость ребёнка развивается в тесном общении со взрослым.
Для развития обучаемости:
- Чаще задавайте ребёнку вопросы.
- Разговаривая о природе и людях, событиях или просмотренных телепередачах, рассматривая картины, говорите ребёнку: «Подумай», «Посмотри внимательнее», «Вспомни».
- На прогулке отмечайте прекрасное и необыкновенное.
- Не бросайте начатое дело, доводите его до конца.
- Обсуждайте с ребёнком, устраивает ли вас его результат работы, думайте, как исправить то, что не нравится.
О сенсорном развитии ребёнка
Возможно, вы приобретаете в магазинах игрушки, игры и т. д. В каждой семье сейчас достаточно много игрушек и игр. К сожалению, наряду с большим количеством плюсов детских развивающих игр и игрушек, есть один существенный минус. С игрушкой можно делать всё, что угодно, а самое главное — она не даёт обратной связи и не может выразить собственного желания или нежелания во время взаимодействия.
В процессе изучения объектов живой природы у ребёнка реализуется одна из главных способностей — чувственное познание мира. Он получает живой непосредственный опыт. Происходит активизация всех сенсорных систем: отрабатывается зрительно-моторная координация, зрительно-пространственное восприятие, формируется произвольное поведение и т. д.
Только богатый мир окружающей природы помогает детям перенести свои впечатления в мир творческого воображения, повышает интерес к овладению новых умений и навыков, получению дополнительных знаний.
Всё, что нужно для нормального сенсорного развития — это восстановить естественный контакт с природой.
Подведем итоги — развитие способностей ребёнка процесс многосторонний и постепенный, в который активно должны быть включены и мама и папа. Будьте рядом и способности вашего ребёнка не перестанут вас удивлять!
Источник
Разработка родительского собрания для 3 класса на тему «Способности ребёнка – как их распознать и развить?»
Время проведения: I четверть.
Цели: ознакомление родителей с классификацией способностей и обучение правилам эффективного развития способностей своих детей.
Задачи: дать информацию о способностях и одаренности ребенка; рассказать об условиях развития способностей; познакомить с результатами тестирования детей.
Ход собрания
I. Подготовительный этап
Подготовить материалы для лекции.
На доске написать тему собрания и афоризмы.
II. Организационный этап
Родители должны быть обеспечены блокнотами для записей.
III. Этап педагогического всеобуча
Классный руководитель. Каждый ребенок так многогранен и бездонен, и каждый родитель может так много удивительного рассказать о своем сыне или дочке, описать их неповторимость, что не хватило бы целой книги. Кого-то удивляют детские рисунки, кто-то восхищается музыкальными способностями, чей-то ребенок не по годам рассудительный, кого-то утомляют бесконечные «почему». Чем определяется исключительность, неординарность способностей детей? Как распознать в чем, в какой области более талантлив ребенок? Как сделать так, чтобы эти способности не рассеялись, словно дым, в нашем суетном мире? О способностях все наслышаны, о них часто ведут разговор, когда речь идет о детях и об их будущем. В этих вопросах стараются разобраться не только педагоги, но и родители, бабушки, дедушки. Поэтому очень важно иметь ясное и правильное представление о сущности способностей, об их видах и условиях развития.
Во-первых, надо четко уяснить, что такие качества ребенка, как трудолюбие, аккуратность, целеустремленность, высокий уровень умений и навыков в каком-либо деле, не являются прямыми показателями способностей. И неспособный ребенок может быть трудолюбивым и аккуратным, может овладеть хорошими умениями и навыками в какой-либо работе. Но высоких результатов в какой- либо деятельности он не обязательно достигнет.
Во-вторых, таланты у ребенка обнаруживаются не всегда сразу, лишь у некоторых наиболее одаренных детей они проявляются в дошкольном возрасте. У большинства ребят способности обнаруживают себя несколько позже, лишь в школьном возрасте, а иногда даже во взрослом состоянии. Это объясняется едиными школьными стандартами. Если родители ребенка не заметили талантов ребенка в какой-либо области и не отдали его в специализированное учреждение дополнительного образования детей, то в школе они могут не обнаружиться. Многие гениальные деятели науки и искусства в детском возрасте, в школе считались совершенно неспособными, а только став взрослыми, занявшись любимым делом, они обнаружили свою гениальность. Такими были, например, физик И. Ньютон, писатель Н.В. Гоголь, художник В.И. Суриков и др.
Чтобы разобраться в этом вопросе, дадим определение этому понятию. Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, обусловливающие быстроту и легкость овладения им какой-либо деятельностью и достижение в ней наивысших результатов по сравнению со средним уровнем. Способности человека можно разделить на несколько групп:
• общие способности (способности к выявлению закономерностей, общий интеллект);
• модальные общие способности (технический, пространственный, вербальный, т. е. словесный интеллект и т. п.);
• специальные способности (музыкальные, артистические и т. д.);
• частные способности (уровень развития памяти, мышления, воображения и т. д.).
Существенными предпосылками способностей являются природные задатки, с которыми рождается ребенок. От задатков к способностям – в этом и состоит путь развития личности. Это происходит лишь тогда, когда условия и обстоятельства жизни ребенка благоприятствуют проявлению природных наклонностей. И задача родителей – обеспечить эти условия. Даже если вы просто выделили в квартире угол для занятий живописью или не жалеете денег на покупку конструкторов, вы содействуете развитию сына или дочки. Тогда в процессе занятий у него из задатков вырастут способности к той или иной деятельности. А если его развитием занимаются специалисты, шансы на будущий успех будут выше.
От имеющихся природных задатков и от их дальнейшего развития зависит, какова будет судьба этого человека, как он осуществит себя как личность, что он оставит своим потомкам. Поэт Леонид Мартынов написал об этом такие стихи:
Входя в дома любые –
И в серые, и голубые,
Входя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ, скажи:
Какой ты след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
Итак, природные задатки ребенка могут развиться при условии занятий ребенка специальной деятельностью, а также получения необходимых знаний, навыков и умений. Возможны различные варианты развития способностей и их применения в жизни.
Вариант первый. Быстрый взлет. Яркое проявление способностей, большие успехи в какой-то определенной деятельности (или даже в нескольких). Родители и все близкие в восторге. Дань восхищения или даже преклонения со стороны окружающих перед нарождающимся талантом или гением. Но проходит какое-то время, и талант блекнет, успехи становятся все менее впечатляющими, развитие как бы замедляется, а потом и вовсе прекращается.
Вариант второй. Вначале растрата времени, очень медленное продвижение вперед, иногда даже отставание от обычных сверстников. Затем постепенно развитие ускоряется, иногда сразу огромный расцвет ранее дремавших задатков, большие успехи в какой-то деятельности, выдавшиеся достижения в ней.
Вариант третий. Нередко встречающийся: растрата времени и природных задатков на протяжении всей жизни, выразительный пример из литературы – Обломов. Человек, явно природою одаренный, но вместе с тем абсолютно безвольный, Обломов «проживает» жизнь, «доживает» ее в устоявшихся, привычных условиях. Подчиненность устоявшемуся образу жизни, неспособность выйти за ее рамки и противопоставить обстоятельствам свою активную волю свойственны для многих людей.
Вариант четвертый. Оптимальное использование своих задатков и способностей на протяжении всей жизни. Ранний расцвет дарования, напряженнейшая, всепоглощающая и чрезвычайно продуктивная деятельность. В результате человек оставляет такой след, который воспринимается потомками веками. Часто этот след бывает оставлен людьми, прожившими по обычным меркам короткую жизнь: Пушкин погиб в 37 лет, Лермонтов – в 27. Известный математик Эварист Галуа, именем которого даже назван целый отдел математики, прожил всего 20 лет. К сожалению, столь гениальных людей немного.
По исследованиям психологов, распределение детей по уровню умственного развития таково.
1. Умственно одаренные – 2%.
2. Повышенные умственные способности – 15-16%.
3. Умственная норма – 65%.
4. Пониженные умственные способности – 15-16%.
5. Различные степени умственной дефективности – 4-5%.
Как видим, умственно одаренных от природы детей очень и очень мало. Но жизнь, судьба и тот след, который оставит человек в истории, зависят не только от его задатков, природных способностей и дарований, а по большей части от того, на что он затратил свою жизнь. А это уже зависит главным образом от условий и обстоятельств, в которых оказался ребенок после рождения, от его воспитания в семье, а затем и в школе, оттого, какой личностью он станет. Важным условием является и трудолюбие, упорство, терпение. Это подтверждает такой афоризм: «Талант – это 1% способностей и 99% труда».
Как же развивать способности ребенка? Об этом спорили и спорят до сих пор. Рассмотрим разные взгляды.
1. Все дети рождаются способными, неспособных детей нет, неспособными они становятся в результате неправильного воспитания. Верно ли это положение? Выше приведены данные о распределении детей по уровню умственных способностей, которые лежат в основе всех других способностей. Как видим, около 20% ребят, т. е. каждый пятый, имеет пониженные умственные способности или даже умственную дефективность. Так что объективные обследования противоречат приведенному утверждению. Да, встречаются дети, явно неспособные даже к нормальному умственному развитию, но это не значит, что они ни на что не годные, – эти дети при разумном и правильном воспитании и обучении могут овладеть хорошими умениями и навыками в различных профессиях, не требующих высоких умственных способностей, и добиться в них хорошего мастерства. А как быть с остальными? У всех ли из них можно развить высокие способности к какой-то деятельности? По этому вопросу мнения также расходятся, ибо ответ на этот вопрос основан на двух прямо противоположных утверждениях. Одно из них следующее.
2. Воспитание не всесильно, все зависит от природных задатков детей. Известный психолог Зигмунд Фрейд утверждал: «…человек наделен многообразными задатками влечений, которым ранние детские переживания придают окончательную направленность». Он считал, что степень развития человеческих способностей имеет границы. Тем более, утверждает он, что «люди, во-первых, не имеют спонтанной любви к труду и, во-вторых, доводы разума бессильны против их страстей». Таким образом, согласно этому утверждению, как бы вы ни старались, существует порог, выше которого ребенок не перешагнет. Многие же придерживаются противоположного утверждения.
3. Воспитание всесильно, можно выпестовать любого ребенка, чрезмерно развить его способности, все зависит от педагогов. Собственно говоря, этой точки зрения придерживались официальная советская педагогика и школа. На этом основывалась попытка построения в нашей стране коммунистического общества, в котором каждый бы трудился по возможности и получал по потребности. Считалось, что можно воспитать идеальных людей, членов идеального общества.
Истина, как это часто бывает, где-то посередине. Развивать ребенка конечно же нужно, но нельзя заставлять его заниматься тем, к чему у него еще не возник интерес, к чему у него нет никаких задатков. Часто мамы и бабушки такое насилие совершают ради своего тщеславия, чтобы вырастить из своего чада объект для гордости. Вот как свои детские переживания показал поэт Борис Слуцкий в одном из своих стихотворений.
Музшкола имени Бетховена в Харькове
Меня оттуда выгнали за проф.
Так называемую непригодность.
И все-таки не пожалею строф
И личную не пощажу я гордость,
Чтоб этот домик маленький воспеть,
Где мне пришлось терпеть и претерпеть.
Я был бездарен, весел и умен,
И потому я знал, что я – бездарен.
О, сколько бранных прозвищ и имен
Я выслушал: ты глуп, неблагодарен,
Тебе на ухо наступил медведь.
Поешь? Тебе в чащобе бы реветь!
Ты никогда не будешь понимать
Не то что чижик-пыжик – даже гаммы!
Я отчислялся до прихода мамы.
Но приходила и вмешивалась мать,
Она меня за шиворот хватала
И в школу шла, размахивая мной,
И объясняла нашему кварталу:
– Да, он ленивый, да, он озорной,
Но он способный: поглядите руки,
Какие пальцы: дециму берет.
Ты будешь пианистом. Марш вперед! –
Я не давался музыке. Я знал,
Что музыка моя – совсем другая,
А рядом, мне совсем не помогая,
Скрипели скрипки и хрипел хорал.
Так я мужал в музшколе той вечерней,
Одолевал упорства рубежи,
Сопротивляясь музыке учебной
И повинуясь музыке души.
И таких примеров родительских амбиций можно привести множество. Сколько бы об этом ни писали и ни говорили, каждый год все снова повторяется сначала. Такое насильное втаскивание сына или дочки в придуманную мамой или бабушкой гениальность заканчивалось трагедией: ребенок разуверялся в своих возможностях, время для развития подлинных способностей упускалось, и погибали не открытые таланты.
Одаренный ребенок требует отдельного разговора, особого отношения к себе. Чтобы такие дети имели возможность противостоять негативным факторам, чтобы из них выросли будущие ученые, философы, исследователи, надо соблюдать некоторые правила общения с ними. Вот как сформулировала их психолог Алла Баркан.
Как надо вести себя родителям с одаренным ребенком
• Понять ребенка и осознать его неординарность.
• Не игнорировать всю уникальность его данных.
• Не восторгаться им сверх меры.
• Не драматизировать неудачи.
• Не превращать жизнь ребенка в «скачки» для удовлетворения родительских амбиций.
• Создать условия для поощрения таланта.
• Не проецировать на одаренного ребенка собственные увлечения и интересы.
• Не культивировать необходимость преуспеть.
• Не заставлять его все время делать вам приятное, используя свою незаурядность.
• Не заставлять чрезмерно увлекаться любимым делом и не перегружать его.
• Создать ребенку атмосферу творчества и не гасить возникший интерес.
• Учить терпению и поощрять за все старания.
• Тактично, деликатно помогать ему.
• Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию.
• Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную его ранимость.
• Спокойно относиться к эмоциональным перепадам.
• Учить владеть эмоциями.
• Попытаться помочь изжить чувство неудовлетворенности, немного приземлив тот идеал, которому он подражает.
• Все делать, что от вас зависит, чтоб он не занижал свою самооценку и в то же время чтобы не выставлял сверходаренность напоказ.
• Не возвышать его над остальными детьми в семье.
• Не противопоставлять специально другим детям в семье или коллективе и не разжигать соперничество или ревность.
• Наладить отношения со сверстниками. Учить быть дружелюбным в коллективе.
• Стараться объяснить, что нетактично поправлять других, показывая свою образованность и превосходство.
• Как можно больше уделять внимания физической активности ребенка.
• Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки.
• Все время ободрять его.
• Тактично обращаться с ним.
• Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению к нему, привлекая не только близких, но и воспитателей ребенка.
• Не подрезать ребенку крылья, а отправляться с ним в «полет».
В заключение хочется рассказать об одном уникальном феномене. Одним из самых потрясающих примеров одаренности может служить феноменальный мальчик из Кореи Ким Юн Ван. В 3 года он уже разбирался в интегральном исчислении, прекрасно играл в шахматы, мог разговаривать свободно на 3 иностранных языках, делал успехи в живописи, писал стихи и даже выпустил свой первый сборник стихотворений. Родился он совсем обыкновенным малышом, но поразил всех уже на 4-м месяце от роду, когда вдруг у него одновременно прорезалось и появилось 19 зубов. Как только появились зубы, Ким начал разговаривать. В 5 месяцев ребенок стал ходить, в 7 научился, словно первоклассник, читать, писать, увлекся шахматами, а после года он за пару месяцев освоил 3 иностранных языка (китайский, английский, немецкий). В год с небольшим малыш увлекся рисованием, достигнув больших успехов. Вообще, за что бы не брался Ким Юн Ван, он делал это мастерски. Ему надо было только захотеть. Уже в 3 года не было такого, о чем бы мальчуган еще не знал. А все, что знал, он делал превосходно, записывая свои мысли в дневнике, который вел уже с 2,5 лет. Конечно, Ким – феномен из феноменов. Простому смертному такого не постичь. И все-таки такой «божественный» ребенок родился не в заоблачном Олимпе, а на нашей прозаичной, казалось бы, ничем не примечательной Земле.
IV. Подведение итогов собрания
Классный руководитель. Развитие способностей ребенка – сложная, но важная задача семейного и общественного воспитания, и от того, как она будет решена, зависит не только судьба каждого человека, но и судьба страны. Вот поэтому в нашей стране приоритетными стали национальные проекты в области образования и здравоохранения. Каждая семья надеется на то, что ребенок сможет состояться во взрослой жизни. Но без развития специальных способностей, творчества, интеллекта это сделать очень трудно.
Мы с детства уже знаем все о Моцарте и Гете, о Рубенсе, Шопене и Карузо. Да разве всех возможно перечесть? Известно, что они родились гениальными и вряд ли кто-нибудь когда-нибудь их превзойдет, ведь гении всегда неповторимы. И как бы ни был гениален Блок, его поэзия «по-блоковски», а не «по-гетевски». И как бы мы ни преклонялись пред Чайковским, он уникален «по-чайковски», а не «по-шопеновски». И голос легендарного Карузо – это не голос столь же легендарного Шаляпина. А может быть, среди наших детей есть будущие Шаляпины, Чайковские, Энштейны?
V. Возможное решение собрания
1. Понаблюдать, к какому виду деятельности ребенок имеет больше склонностей.
2. Поощрять занятия сына или дочки любимым делом, предоставить условия для развития.
3. Если ребенок не занимается в учреждениях дополнительного образования, подумать о записи в такую школу на семейном совете.
4. Познакомить остальных членов семьи с результатами тестирования, выработать единые требования к ребенку, разрешать разногласия в отсутствие сына или дочки.
Рекомендуем посмотреть:
Родительское собрание в 3 классе. Воспитательная система класса
Родительское собрание в 3 классе. Воспитание ответственности
Родительское собрание в 3 классе. Непослушный ребёнок
Родительское собрание в 3 классе. Совместная работа семьи и школе
Родительское собрание в 3 классе. Правильно ли питаются ваши дети?
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Источник