Развитие способностей ребенка в семье
Роль семьи в развитии способностей ребёнка.
Многое может сделать семья для развития способностей её маленького члена. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у ребёнка особый интерес, к какому виду деятельности малыш проявляет склонность?
Взять заботу по воспитанию широких, устойчивых интересов, выделить среди них центральные, отражающие главные стремления, склонности ребёнка к какой-либо деятельности — значит, уже способствовать созданию важных предпосылок для развития его способностей. Важно помочь ребёнку включиться в процесс активного познания действительности. Вы купили сыну новый конструктор. Не торопитесь сразу же объяснять, показывать, как с ним действовать. Дайте возможность ребёнку вначале самому поэкспериментировать. Предварительная самостоятельная широкая ориентировка в возможностях конструктивного материала позволит в дальнейшем находить самые неожиданные комбинации и получать оригинальные конструкторские решения. Ребёнок нашёл жука. Что за жук — майский, плавунец? Подождите с ответом. Предложите проверить — плавает ли? Так и есть — плавунец.
Широкое использование проблемных вопросов, экспериментирования, элементарного опытничества даже в условиях дома, приусадебного участка даёт возможность ребёнку не только самостоятельно обнаружить новые важные качества предметов и явлений окружающей природы, но и стимулирует развитие познавательных способностей и направленности. Созданию интереса, развитию способностей к определённому виду деятельности у ребёнка содействует атмосфера увлечённости, бытующая в семье. Вот почему так часто в семье, где увлекаются музыкой, ребёнок также проявляет интерес к ней, в семье увлечённых биологов — к природе, в семье, где господствует атмосфера увлечённости техникой, дети также проявляют склонность к конструкторской деятельности.
Велика роль семьи и в формировании у ребёнка склонности к труду, которая рассматривается психологами как фактор очень важной одарённости. Думая о будущем ребёнка, проявляя заботу о развитии его способностей, родители должны позаботиться о формировании у него трудолюбия, умения настойчиво, систематически трудиться, преодолевать лень, если та успела пустить корни.
Стремясь развить способности ребёнка, необходимо подумать и о формировании его воображения, без которого невозможно творчество. Несомненную пользу для развития творчества может принести использование наряду с другими средствами специальных творческих заданий. Большей эффективности можно добиться, если задания эти будут постепенно усложняться. Вначале детям целесообразно предлагать задания, требующие от них первоначально.
Большей эффективности можно добиться, если задания эти будут постепенно усложняться. Вначале детям целесообразно предлагать задания, требующие от них первоначальной ориентировки в творческой деятельности. При этом создаётся установка на новые для ребёнка способы действий: сочини, придумай, найди, измени (например, ребёнок подражает различным звукам, пению птиц и т. д.). На этом этапе он действует совместно с родителями, активно копирует предлагаемые действия; в дальнейшем ребёнку можно давать задания, которые вызывали бы у него целенаправленные действия, поиски решений. Способы действий при этом стимулируются взрослым уже косвенным путём (сочинить песню на предложенный текст, придумать действия определённых персонажей на основе рассказанной сказки и т. п.). Важно, что при этом возникает атмосфера сотворчества со взрослым, ребёнок получает первое представление о том, что общими усилиями можно доставить другим удовольствие, радость. Когда малыш научится справляться с этими заданиями, их можно усложнить: предложить сочинить песню, выбрав текст по своему желанию из нескольких заданий, и т. д.
Творчество основывается на тех знаниях, умениях, опыте, которые приобретает ребёнок. Способности ребёнка связаны с его навыками, умениями. Надо помочь малышу овладеть и исполнительской, «рабочей» частью деятельности — определённой техникой рисования, приёмами лепки, конструирования из бумаги, природного материала, танцевальным движениям. Не пожалейте на это время.
Долг родителей — создать в каждой семье условия для всестороннего развития способностей. Владение умениями и навыками будет благотворно влиять на дальнейшее развитие способностей вашего сына, дочери; отсутствие же их делает способности бескрылыми, лишает ребёнка средств для реализации своего замысла.
Источник
Развитие способностей ребёнка в семье СЛАЙД
Содержание СЛАЙД
1. Семья – среда для развития способностей детей.
2. Родители и дети – одно целое.
3. Познавательный интерес – что это?
4. Функция семьи по организации досуга и отдыха.
5. Заключение.
Семья – среда для развития способностей детей. СЛАЙД
По преданию семь мудрецов Древней Греции, сойдясь в храме Аполлона в Дельфах, написали на нём: «Познай самого себя». Это высказывание в полной мере относится к проблеме способностей. Как только человек начинает осознавать себя, выделять как личность из окружающего мира, перед ним встают важные жизненные вопросы: «кто я?», «в чём моё предназначение?», «на что я способен?».
Что же такое способности СЛАЙД
Способности – это индивидуальные психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений; это такие качества, которыми отличается один человек от другого. Специалисты расходятся в своём мнении (СЛАЙД) по поводу происхождения и развития способностей: одни считают, что способности даны человеку от природы, а воспитание и обучение лишь способствуют развитию способностей в течение жизни человека. Другая группа учёных уверена, что все дети рождаются с одинаковыми возможностями, а способности – результат обучения и усилий родителей, воспитателей,преподавателей. Истина, как говорится, находится посередине. Существует и третье мнение: и врождённые возможности (задатки) и влияние среды одинаково важны для развития и проявления способностей.
Считается, что каждый здоровый ребёнок имеет от природы все способности, чтобы овладеть любым делом, любой профессией до среднего уровня.
Семья может многое сделать для развития познавательных способностей ребенка.СЛАЙД Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у ребёнка есть особый интерес, к какому виду деятельности проявляет склонность? Взять заботу по воспитанию широких, устойчивых интересов, выделить среди них центральные, отражающие главные стремления, склонности ребёнка к какой-либо деятельности — значит, уже способствовать созданию важных предпосылок для развития его способностей. Важно помочь ребёнку включиться в процесс активного познания действительности.
Широкое использование проблемных вопросов, экспериментирования, элементарного исследования даже в условиях дома, во дворе, даёт возможность ребёнку не только самостоятельно обнаружить новые важные качества предметов и явлений окружающей природы, но и стимулирует развитие познавательных способностей и направленности.
Велика роль семьи и в формировании у ребёнка склонности к труду. Думая о будущем ребёнка, проявляя заботу о развитии его способностей, родители (СЛАЙД)должны позаботиться о формировании у него трудолюбия, умения настойчиво, систематически трудиться, преодолевать лень, если та успела пустить корни. Стремясь развить способности ребёнка, необходимо подумать и о формировании его воображения, без которого невозможно творчество. Способности ребёнка связаны с его навыками, умениями.
Задачей родителей является создать в семье условия для всестороннего развития способностей. Владение умениями и навыками будет благотворно влиять на дальнейшее развитие способностей вашего сына, дочери; отсутствие же их делает способности бескрылыми, лишает ребёнка реализовывать средства для своего замысла.
Родители и дети – одно целое.СЛАЙД
Родителям, которые уделяют большое внимание воспитанию и развитию познавательных интересов у детей, хорошо виден эмоциональный подъем. Возгласы удивления, восхищения, вызванные познанием нового, поражающего воображения, смех в ответ на шутку, улыбка, чувство удовольствия и удовлетворения по поводу своего удачного ответа – все это разные по своей значимости для личности и глубине проявления чувства, но все они разбужены познавательным интересом.
Дети в таких семьях, как правило, всегда чем-то заняты: читают книги, что-то мастерят, занимаются своим любимым делом. И это все вызывает у них положительные эмоции, радость, стремление «сделать» что-то новое, усовершенствовать «старое», достичь более высоких результатов. СЛАЙДПри подготовке домашнего задания увлеченные дети стремятся узнать еще что-то новое, неизвестное. Для того чтобы дети не останавливались на каком-то уровне, а продолжали двигаться дальше, нужна помощь родителей в поддержании и дальнейшем развитии познавательных интересов своих детей. А в семьях, где родители не уделяют внимание воспитанию интересов, дети, обычно, предоставлены сами себе. Они не «совершенствуют» свои знания, считая, что достаточно того, что дают в школе. В этом и кроется ошибка родителей.
Познавательный интерес – что это?СЛАЙД
Характерной особенностью познавательного интереса является его волевая направленность. На низших ступенях своего развития (любопытство, случайный интерес, возникший под влиянием определенной ситуации и затухающий с ее исчезновением) интерес может носить чисто созерцательный характер. Познавательный же интерес, как одна из высших стадий развития интереса, активен, он обязательно связан с волевой устремленностью личности к продуктивной деятельности.
Познавательный интерес – это интерес, не только полный мыслей и чувств, это и интерес действия и активный, целенаправленный поиск лучших путей в решении познавательной, а часто и практической задачи. Поэтому-то он является важным стимулом в развитии таких ценных качеств личности, как целеустремленность, настойчивость в достижении цели, стремление к завершенности действия, к достижению намеченных результатов.
Познавательный интерес обычно связан с усилиями, необходимыми для преодоления препятствий и трудностей на пути к познанию избранной области знаний. Наличие затруднения в процессе познания, необходимость преодоления его, самостоятельное и творческое решение многих вопросов привлекают к себе школьников возможностью попробовать свои силы в умственном труде, в практической деятельности. Эта особенность интереса, выражающаяся во взаимосвязи его с усилием, которое прилагает человек в процессе деятельности, доказывает, что познавательный интерес содействует развитию воли, подкрепляет волевые действия личности.
Под влиянием интереса развивается мыслительная активность, которая выражается во множестве вопросов, с какими ребенок, обращается к родителям, выясняя сущность интересующего его явления. Отыскание и чтение книг в интересующей области, выбор определенного вида деятельности, способных удовлетворить его интерес, – все это формирует и развивает личность ребенка.
Воспитание интереса в отрыве от воспитания всей личности человека невозможно. Для формирования познавательного интереса у ребенка необходима «почва», которую и должны подготавливать родители с самого детства у своих детей. Во-первых, родители должны организовать жизнь ребенка. Во-вторых, создать условия для формирования нужных качеств: упорядочить жизнь ребенка, создать, своего рода, режим дня.
Познавательный интерес надо специально воспитывать: вызывать положительное эмоциональное отношение к предметам и деятельности.
Как вызвать положительное отношение к деятельности:СЛАЙД
· роль родителей в воспитании любви к различным видам деятельности;
· пример отца и матери, старших братьев и сестер;
· их отношение к делу;
· совместная деятельность;
· беседы о роли знаний;
· советы (вовремя данные), помощь (своевременно оказанная);
Весь уклад жизни семьи, распределение обязанностей и требований к их выполнению закладывают основы сознательного, ответственного отношения к труду, к учению, к любому порученному делу.
Функция семьи по организации досуга и отдыхаСЛАЙД
В настоящее время возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом понимается внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотрению. Свободное время – это незаменимое средство восстановления физических и духовных сил, всестороннего развития личности.
Семейный досуг включает в себя:
- Чтение
- разгадывание кроссвордов
- просмотр кинофильмов
- встречи с родственниками, друзьями и знакомыми
- совместный отдых
- посещение театров, музеев, кинотеатров и концертов
- проведение ежегодного отпуска
- посещение парков
- туристские походы, экскурсии, прогулки на природу
- занятия спортом
- участие в соревнованиях, в проведении праздников.
Это всё влечёт за собой познание окружающего мира.
Но в организации семейного досуга обнаруживается немало ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора или компьютера, мало бывают на свежем воздухе, родители недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на занятость, усталость. Это – ошибки современной семьи.
Заключение
Современное образование ориентируется на развитие личности учащихся; на формирование глубокого личностного мотива, стимула к получению образования. (СЛАЙД) Главными задачами являются: научить школьников учиться и хотеть учиться, развивать у них познавательный интерес и повысить его уровень. И это не только работа школы, но и семьи.
Список используемой литературы
1. Вахрушева Л.Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе. // Начальная школа. 2006. – № 4. – с.63-68.
2. Кувалдина Е.А. Роль семьи в развитии познавательных интересов школьника.// Молодая семья XXI века: тенденции, проблемы и перспективы развития. – Киров, 2004. – С. 118-119.
2. Сухарь Е. Ошибки семейного воспитания.// Воспитание школьников, №3, 2005. – С. 46.
Сообщение подготовила И.П. Воронова
учитель начальных классов.
Сообщение зачитала на родительском собрании
14.03.2015 года
Источник
Морозова Марина Юрьевна
Развитие способностей детей в условиях семейного воспитания
«Каждое дитя до известной степени гений»
А. Шопенгауэр.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей.В настоящее время существуют две точки зрения: «все дети являются одарёнными» и «одарённые дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одарённого можно развить практически любого здорового ребёнка при условии создания благоприятных условий. Для других одарённость – уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одарённых детей.
Проблемы диагностики одарённости и её развития волнуют педагогов и психологов на протяжении многих столетий. Интерес к данному феномену достаточно высок и в настоящее время. Это объясняется, во – первых, значимостью способностей для развития личности, во – вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих творчески подходить к решению задач, способных созидать новое в различных сферах жизни. Именно таким потенциалом и обладают одарённые люди.
Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделён огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и даёт возможность ребёнку достигать больших высот в своём развитии. Реальная одарённость человека, та, с которой сталкиваемся мы в повседневной жизни, зависит не только от того, что даровано этому человеку природой, но и от того, в какой среде он рос, какое получил образование, как сам заботился о развитии своего потенциала. Современная психология утверждает, что одарённость не статическая, а динамическая характеристика. Дар существует лишь в динамике, в постоянном движении, в развитии, поэтому непрерывно меняется. Важно отметить, что одарённость – всего лишь потенциал, что может привести к успеху, а может и не реализоваться. Потому – то в обществе ценится не сама одарённость, не то, у кого какой умственный потенциал, а то, что достиг тот или иной человек. Среда,в которой формируется личность: талантливые педагоги, энергичные, творческие сверстники и, конечно же, заботливые умные родители.
Исследования показывают, что на развитие ребёнка влияют:
– 15 % – наследственность;
– 57 % – родители;
– 25 % – окружающая среда;
– 3 % – образовательные учреждения.
Роль родителей в воспитании и развитии ребёнка невозможно переоценить.
К. Д.Ушинский говорил: «Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребёнка в дошкольном и школьном возрасте вся принадлежит детскому саду и школе. Оказывается, образовательное учреждение (детский сад, школа) имеют только весьма небольшую долю в том естественном развитии дитяти, на которое гораздо больше влияния оказывают время, природа и семейная жизнь».
Поэтому основная роль в воспитании, развитии его способностей отводится родителям, семье. Кому если не родителям известны все тонкости характера ребёнка? Только родители могут решить, как лучше использовать то, что дала ребёнку природа, а также и предупредить те недостатки, к которым есть предрасположенность.
Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Известный отечественный психолог Л. С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основной её механизм – воспитание. Ребёнок ежедневно видит вокруг себя живую действительность и непосредственно участвует в ней. Общение в семье построено на любви, семейное воспитание не имеет границ.
Исследования, посвящённые изучению влияния различных условий обучения на успешность развития способностей одарённых детей, позволяют на новом уровне поставить вопрос о роли семьи в развитии одарённости у детей.
Экспериментальные исследования влияния родителей на особенности развития их детей касаются главным образом изучения связи самооценки, успехов детей в той или иной области, их представлений о способностях с социальными ожиданиями родителей. Факты, полученные в результате исследований, свидетельствуют о роли семейных представлений об «идеальной» модели обучения на развитие мотивационно – личностных установок ребёнка, способствующих или препятствующих развитию способностей (одарённости) у детей. Чтобы избежать проблем дальнейшего обучения и социализации в обществе сверстников, следует уделять особое внимание первоначальному воспитанию одарённого ребёнка в семье.
Ведь родители, как никто другой, способны разглядеть первые признаки одарённости у ребёнка. Существует столько видов одарённости, сколько есть видов человеческой деятельности. В каждой деятельности – своя шкала успешности и оригинальности достижений, от бездарности до гениальности. И именно от правильного отношения родителей к особенностям своего ребёнка будет исходить и признание его в обществе.
Исследования показали, что для развития творческого потенциала ребёнка необходима не только адекватная оценка его сил и возможностей, но даже немного завышенная, благодаря чему у него появляется запас сил и уверенности при встрече с неудачами. Родителям необходимо быть примером для ребёнка, шире использовать свои знания, умения, навыки, не злоупотребляя помощью специалистов. Часто родители одарённых детейсами пытаются заниматься с ними: читают книги, отвечают на вопросы, помогают в творческом самовыражении, что является немаловажным в воспитании любого ребёнка. Тем не менее, не нужно забывать об одном мудром педагогическом правиле – «не навреди». Но, чтобы вырастить по – настоящему творческого человека, необходимо, прежде всего, обратить свой взор на себя, на свои отношения с ребёнком со стороны. Самое первое и главное – любить своего ребёнка и принимать его таким,какой он есть: радоваться его успехам, быть внимательным к его делам и поступкам, идти за ребёнком в развитии его интересов, давать ему возможность выбора, осторожно открывая всё новые области знаний, направляя его внимание. Атмосфера доброты и чуткости, внимательности необходима в развитии одарённого ребёнка. В обратном случае, способности ребёнка могут затихать, угасать из – за отсутствия интереса, насмешек и даже критических замечаний взрослых.
Литература.
1. Белова Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., Флинта, 2001.
2. Богоявленская М.Требуется помощь: школьные проблемы одарённых детей. Школьный психолог. – 2005. – 16 -31 янв. (№2).
3. Гурьева Л. Психология развития творческих способностей дошкольников. Коррекционно – развивающее образование. – 2011. -№4.
4. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. Творческий центр Сфера. Москва. 2005.
5. Козлова А. В. Работа ДОУ с семьёй. Творческий центр Сфера. Москва. 2007 6. Кумарина Г. Ф. Педагогическая диагностика в системе формирования готовности – способности детей к обучению в условиях реализации новых образовательных стандартов. УЦ «Перспектива». Москва 2014.
7. Под редакцией Коломинского Я. Л., Панько Е. А. Психология социальной одарённости. Линка – Пресс. Москва 2009.
8. Савенков А. И. Ваш ребёнок талантлив: детская одарённость и домашнее обучение.Ярославль: Академия развития, 2002.
9. Токарь И. Е. Одарённые дети: на грани риска, Н. Е. Зарубина.
10. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. Москва. «Вако».2009.
Источник