Развитие способностей ребенка в раннем детстве

Развитие способностей ребенка в раннем детстве thumbnail

Развитие способностей ребенка в раннем детстве

Каждая мама мечтает, чтобы ее ребенок вырос успешным и всесторонне развитым. Каким должно быть развитие в период раннего детства?

Преобразования, которые происходят с ребенком в период раннего детства (от 1 года до 3 лет) настолько значительны, что являются основой развития психики человека. В этом возрасте все происходит впервые: закладываются основы речи, взаимодействия с другими детками, познания себя, своих границ, окружающих, мира. 

Наиболее важные базовые способности человека также развиваются в возрасте до 3 лет. Конечно же, они не возникают сами по себе и только потому, что ребенок достиг определенного возраста. Значение взрослого в этот период бесценно. Малыш наблюдает, копирует, осмысляет, а затем пытается импровизировать и тем самым познавать.

Особенности развития у детей младшего возраста

базовое развитие ребенка

Когда ребенку наступает годик, неразрывность единства взрослого и малыша начинает разрушаться. Кроха становится более самостоятельным, но при этом взрослый продолжает быть проводником в предметный мир. Открыть свойства предметов самому не по силам. Совместная деятельность в этом возрасте прежде всего должна быть направлена на понимание назначения предметов, их функционирование и использование в жизни. Чем больше ты включена в процесс обучения, чем больше объясняешь, показываешь, даешь самостоятельно освоить, тем скорее ребенок приобретает новый опыт. Получив его, малыш с легкостью переносит освоенную модель на другой предмет. Таким образом, в игре происходит отработка и совершенствование приобретенного навыка.

Читай также:  Что делать каждый день, чтобы обогащать сенсорный опыт ребенка до года?

Присмотрись внимательнее к своему сыночку или дочке. Не научившись уверенно держать ложку и полноценно орудовать ею, он начинает практиковаться в игре и оттачивать данное умение с любимой игрушкой. Усаживает ее на горшок, укладывает в кроватку… Подключайся к забавам и ты! Ролевые игры не только могут быть веселыми и увлекательными, но и позволят проработать глубинные задачи, оказывая при этом отменный терапевтический эффект!..

Предметная деятельность

Восприятие в предметной деятельности является основополагающим. Именно оно определяет сознание и поведение ребенка. Память в раннем детстве лишь формируется. Способность помнить в этом возрасте осуществляется благодаря узнаванию, то есть при помощи восприятия. Ты показываешь кошку на картинке, ребенок находит такую же на другой, сопровождая процесс мяуканьем. Ты напоминаешь о прогулке, он несет тебе ботиночки.

Читай также: А твой ребенок счастлив? 6 признаков по-настоящему довольных жизнью детей

До 3 лет мышление ребенка основано на том, что он устанавливает взаимосвязи между предметами, которые попали в фокус его восприятия. Именно поэтому ему сложно фокусировать внимание, когда вокруг много интересного.

Фото: depositphotos

Источник видео: umnitsaco

Больше полезной информации ты найдешь в новом выпуске журнала «Твой Малыш» №2-3/2019. Подпишись, чтобы быть в курсе новостей первой!

Источник

Елена Китаева
Особенности развития ребенка в раннем возрасте

Раннее детство (от 1 до 3 лет) – один из самых важных этапов в жизни ребенка.Основными достижениями этого периода являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. В этом возрасте ребенок входит в социальное пространство человеческих отношений, где происходит развитие и становление потребности в положительных эмоциях и потребности быть признанным.

В этом возрасте у ребенка возрастает интерес к окружающим его предметам, что побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Развитие речевой функции зависит от того, как взрослые общаются с ребенком. Если родители ограничиваются только уходом за детьми, а общению уделяется мало внимания, то они могут резко отставать в развитии речи. Но с другой стороны, если взрослые в общении с ребенком исполняют все, что он хочет, по первому жесту, ребенок также может долго не разговаривать. Взрослые должны стремиться вынуждать ребенка говорить внятно, выражать словами свои желания и только тогда выполнять их.

Развитие активной речи ребенка до полутора лет происходит медленно. В этот период он усваивает от 30-40 до 100 слов и употребляет их очень редко. После полутора лет ребенок начинает пытаться произносить слова, но у него пока не хватает речевых возможностей. Малыши в этом возрасте часто задают вопрос «Это что?» К концу второго года ребенок употребляет уже до 300, а к концу третьего года – от 500 до 1500 слов. Поначалу речь ребенка абсолютно не похожа на речь взрослого человека, так как ребенок употребляет такие слова, которыми взрослые обычно не пользуются (такие слова, как «ам-ам», «ням-ням», «тпруа», «бяка», «ав-авка»). Такую речь называют автономной. При правильном речевом воспитании (если взрослые, общаясь с ребенком, будут требовать от него четкого произнесения слов) автономная речь быстро исчезает. В противном случае автономная речь может сохраниться надолго.

В раннем возрасте очень интенсивно развивается память ребенка. Кроме того, она становится ведущей функцией. Память в раннем возрасте полностью непроизвольна, то есть ребенок не совершает никаких специальных действий для того, чтобы запомнить или припомнить что-нибудь. Дети раннего возраста часто удивляют взрослых тем, что запоминают наизусть длинные стихи. Однако такое запоминание ничего не говорит об интеллектуальном развитии ребенка и его индивидуальных особенностях. Это свойственно всем детям раннего возраста и объясняется результатом общей пластичности нервной системы.

В раннем возрасте начинает возникать воображение. Оно также носит непроизвольный характер, то есть возникает внезапно под влиянием эмоций и настроения. В этом возрасте воображение у детей ограничено, так как представляет собой всего лишь воспроизведение действия или ситуации, заимствованных от взрослых. К концу раннего возраста дети могут «сочинять» собственные сказки, однако, это всего лишь умение варьировать предшествующим опытом.

Мышление ребенка в раннем детстве является наглядно-действенным. Все мыслительные операции, направленные на исследование окружающего мира, осуществляются при помощи внешних ориентировочных действий.

Центральным местом в развитии познавательной сферы ребенка является восприятие. В раннем детстве интенсивно развивается зрительное и слуховое восприятие. Восприятие ребенком на всем протяжении раннего возраста тесно связано с выполняемыми действиями. Ребенок в раннем возрасте может достаточно точно определить форму, величину, цвет предметов, их положение в пространстве, когда выполняет какое-то действие.

Дети в раннем возрасте, подражая взрослым, постепенно овладевают свойственными человеку формами поведения в обществе. Под влиянием взрослых начинает формироваться внутренний мир ребенка. Но они не могут вложить в него свое отношение к людям, к вещам, передать ему свои способы поведения. Часто воспитательные воздействия взрослых не приводят к желаемым результатам, так как ребенок принимает их в соответствии со своими потребностями и интересами.

Отличительной особенностью поведения ребенка раннего возраста является непроизвольность, то есть он действует под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний. Поэтому его поведение зависит от внешних обстоятельств. Малыша очень легко привлечь к чему-нибудь, но так же легко и отвлечь. Например, если ребенок заплакал от того, что у него отобрали игрушку, его легко можно утешить, если дать взамен другую, или вообще занять его чем-нибудь.

В период с двух с половиной до трех лет ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека. Возникновение и осознание себя как «Я» происходит ближе к трем годам и зависит от общения взрослых с ребенком. В это же время появляется новый тип отношения ребенка к взрослому. Он начинает сравнивать себя с взрослыми и стремится быть более независимым и самостоятельным. У ребенка в отношении взрослого начинают развиваться такие черты, как негативизм, упрямство. Он все хочет делать сам. Такое поведение характерно для кризиса 3-х лет. Это новая ступень в развитии личности ребенка, так как именно переживания кризиса учат ребенка навыкам позитивного общения, умению сравнивать себя с другими, а также развивают сензитивность (чувствительность) ребенка к чувствам других людей. Взрослым необходимо в этот период проявить терпение, уметь договориться с ребенком, найти выход из детского противостояния.

Основным развивающим видом деятельности ребенка двух-трех лет является игра. Если в предыдущем возрастном периоде ребенок играл только с теми предметами, которые находились в поле его зрения, то теперь он может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы. К концу третьего года жизни игра уже носит сюжетно-ролевой характер. То есть ребенок принимает на себя определенную роль, (например, изображает из себя маму или папу, в точности повторяя позу, жесты, мимику, речь). Поэтому в присутствии ребенка взрослым следует обращать внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и т. д. Кроме того, ребенок не просто копирует взрослых, а исполняет определенную роль, перевоплощается то в доктора, то в парикмахера, то в шофера. Переход к ролевой игре является новым этапом в умственном развитии ребенка.

Зная возрастные особенности ребенка, можно понять причины того или иного поведения, а также грамотно подойти к развитию умственных способностей и личностных качеств малыша.

Дорогие родители, старайтесь уважать желания, настроения, интересы своего ребенка, внимательно наблюдайте за своим малышом, будьте мудры и терпеливы.

Источник

Развитие психических функций в раннем возрасте

Раннее детство – это особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личность. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, очень значительны. Некоторые психологи считают серединой психического развития человека, возраст трех лет. Кажется, еще вчера ваш малыш был милым и послушным, а вы, уже немного отдохнув от бессонных ночей, начали ощущать всю радость материнства (или отцовства), как вдруг перед вами новое испытание – ребенка как подменили. Он капризничает, упрямится, с ним трудно даже договориться в тех ситуациях, в которых раньше достаточно было просто попросить или даже указать на то, что нужно делать. Приблизительно к трем годам, начинают приобретать человеческие свойства: память, восприятие, воображение и внимание ребенка. Но главное заключается в том, что в данном возрасте ребенок овладевает тем умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Именно в раннем возрасте ребенок впервые открывает, для себя тот замечательный факт, что все в мире людей имеет свое название. Через речевое общение с взрослыми он приобретает в десятки раз больше информации об окружающем его мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств. Для ребенка речь является не только незаменимым средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Направленная с конца раннего детства не только на окружающих людей, но и на самого себя, речь позволяет ребенку овладевать собственным поведением и собственными психическими процессами, делать их в определенной степени произвольно регулируемыми. Речь идет о способности понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми. Благодаря речевому взаимодействию с взрослыми, ребенок из биологического существа, превращается, по своим поведенческим и психологическим качествам в человека, а к концу этого периода в личность, появляются личные действия и сознание “Я сам”, проявление “Я” ребенка. Дошкольное детство – важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов.

В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет словарный состав речи. Как и в предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других – меньше, это зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Приведем средние данные: в 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года – 1000 слов, в 6 лет – 2500-3000 слов. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического (строение слова) и синтаксического (построение фразы) порядка. Ребенок 3-5 лет не просто активно овладевает речью, он творчески осваивает языковую действительность. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством. Вообще в дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения – монологи, рассказы. Полноценное общение с другими детьми достигается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи. Продолжает развиваться, как известно, и общение со взрослыми, которых дети воспринимают как эрудитов, способных объяснить все что угодно, и рассказать обо всем на свете. Усложняются, становятся содержательными диалоги, ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждать – думать вслух. Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет специфические особенности. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания, причем, чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической, поэтому нельзя считать, что у дошкольников, с большой точностью повторяющих чужой текст, преобладает механическая память. Кроме того, появляющаяся в дошкольном возрасте способность к рассуждению (ассоциациям, обобщениям и так далее, независимо от их правомерности) также связана с развитием памяти. Восприятие в дошкольном возрасте благодаря появлению опоры на прошлый опыт становится многоплановым. Помимо чисто персептивной составляющей (целостного образа, определяемого суммой сенсорных воздействий), оно включает самые разнообразные связи воспринимаемого объекта с окружающими предметами и явлениями, с которыми ребенок знаком по своему предшествующему опыту. Постепенно начинает развиваться апперцепция – влияние на восприятие собственного опыта. С возрастом роль апперцепции постоянно повышается. В связи с появлением и развитием в дошкольном возрасте апперцепции восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Основная линия развития мышления – переход наглядно-действенного к наглядно-образному, а затем – к словесному мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное мышление. К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта. Все процессы развития в раннем детстве тесно связаны с развитием речи. Данный период детского развития является наиболее благоприятным для развития именно этой психической функции. “Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни ребенка, как показывают многочисленные исследования, – не просто количественное накопление словаря. Это сложнейший нервно-психологический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения с взрослым”. При нормальном развитии ребенок к трем годам накапливает около 1000 слов. Он учится строить первые предложения, обобщения. Появляются первые вопросы, ребенок начинает активно использовать речевые средства для общения. Наиболее интенсивно речь развивается после полутора лет, когда ребенок становится более активным и инициативным. В этот период появляется так называемая автономная речь – искаженные слова, обозначающие абстрактные понятия, а также словотворчество – изобретение собственных новых слов для предметов и явлений.

Факторы, влияющие на развитие речи. На развитие речи оказывает влияние огромное количество факторов. Это влияние может быть, как положительным, так и негативным. Что касается степени влияния наследственных и средовых факторов на развитие речи, с уверенностью можно сказать следующее. Врожденные способности, сильное желание общаться с окружающими и богатство языка и социальной среды объединяются, чтобы содействовать детям в освоении функций и закономерностей родного языка. Особое значение в период раннего детства для развития ребенка имеет его взаимодействие с матерью, как с самым близким человеком в его жизни. “Многие исследователи, занимающиеся проблемами материнства (И.С. Кон, Е.О. Смирнова, Т.М. Сорокина, Р.В. Овчаров, Г.Г. Филиппова и др.), выделяют характерные особенности такого общения и механизмы его влияния на становление психических функций, эмоциональное развитие ребенка, его познавательную активность. В работах большинства исследователей главный акцент делается на эмоциональную сферу матери”. Мать, воспитывающая ребенка, должна обладать достаточной эмоциональной зрелостью и позитивным отношением к себе и окружающим. Существует прямая взаимосвязь между вербальным интеллектом матери, в частности, способностью к обобщению, и пассивным словарем ребенка. Способность к обобщению матери также положительно корректирует с экспертной оценкой воспитателя и общим баллом обследования речевого развития. Девочки обнаруживают более раннее речевое развитие по сравнению с мальчиками (начинают “гулить” и “лепетать” в более раннем возрасте). Однако подобное опережение заметно, в первую очередь, в младенческом возрасте, затем темп развития сравнивается. Возраст матери не оказывает значимого влияния на развитие речи ребенка раннего возраста. Образование и профессия матери выступают факторами речевого развития ребенка. «Например, наиболее развит пассивный словарь у тех детей, матери которых имеют среднее специальное образование, работают, и их профессия относится к категории “Человек – человек”. Порядковый номер рождения ребенка взаимосвязан с развитием речи, например, активным словарем. Первенцы обнаруживают больший запас слов в активном словаре. Наличие речевых нарушений у родственников больше всего влияет на активный словарь ребенка. Таким образом, формирование речи на протяжении первых трех лет жизни ребенка – сложнейший нервно-психологический процесс, осуществляющийся в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения с взрослыми. Период раннего детства является наиболее благоприятным для развития речи. На процесс развития речи влияют различные факторы, среди которых можно выделить врожденные способности, желание ребенка общаться с окружающими, взаимодействие с матерью, порядковый номер рождения ребенка, наличие речевых нарушений у родственников и медицинские факторы. В результате перехода действия от совместного к действию самостоятельному за взрослым сохраняются контроль и оценка выполняемого ребенком действия, они и составляют содержание общения ребенка и взрослого по поводу предметных действий. К концу этого возраста ребенок использует свои предметные действия для налаживания контактов с взрослым, с помощью предметного действия ребенок пытается вызвать взрослого на общение. Когда с помощью освоенного действия ребенок вызывает взрослого на игру, снова возникает общение как деятельность, предметом которой для ребенка становится взрослый человек. Таким же образом, как развивается предметное действие, подчеркивал Д. Б. Эльконин, происходит формирование речи. Слово в раннем возрасте выступает для ребенка как орудие, которое, однако, он использует гораздо чаще, чем любое другое орудие. Именно потому, что слово в этом возрасте выступает как орудие, происходит чрезвычайно интенсивное развитие речи. Ребенок практически за два-три года овладевает родным языком, а в двуязычной среде и двумя. Подобно любым другим орудиям, слово дифференцируется, насыщается предметным значением и, благодаря переносу в другие ситуации, отрывается от предмета и обобщается. Велика роль изображения и игрушек в этом процессе. Л.С. Выготский писал, что для того, чтобы оторвать слово от предмета, надо силой одной вещи похитить имя у другой. Это и происходит в изобразительной деятельности и игре. Значение проблемы эмоций едва ли нуждаются в обосновании. Какие условия и детерминанты ни определяли бы жизнь и деятельность человека – внутренне, психологически действенными они становятся лишь в том случае, если им удаётся проникнуть в сферу его эмоциональных отношений, переломиться и закрепиться в ней. Конституируя в человеке пристрастность, без которой немыслим ни один активный его шаг, эмоции со всей очевидностью обнаруживают своё влияние в различных ситуациях жизнедеятельности.

Такая универсальная значимость эмоций должна являться, казалось бы, надёжным залогом как повышенного интереса к ним, так и сравнительно высокой степени их изученности. Как известно, детство человека – самое продолжительное по отношению ко всем остальным представителям живых существ на Земле. По мере развития науки о ребенке изменялись качественная характеристика каждого этапа и представление о продолжительности детства.

Кризисы трехлетнего возраста имеют большое значение для дальнейшего развития ребёнка. Поэтому очень важно, чтобы взрослые с пониманием, и терпением относились к ребёнку в это время. Для этого рекомендуется избегать крайностей в общении с ребёнком (нельзя всё позволять малышу или всё запрещать). Важно согласовать стиль поведения со всеми членами семьи. Нельзя оставлять без внимания то, что происходит с ребёнком, но при этом надо постараться объяснить ему, что у его родителей и других родственников есть другие дела кроме заботы о нём. И что в решении некоторых проблем он может помочь. Важно давать ребенку выполнять самостоятельно задания, чтобы он почувствовал свою автономность. Нужно поощрять его инициативу, побуждать к ней (если её нет). Но при этом ребёнок должен всегда чувствовать поддержку и одобрение значимого для него взрослого. Нужно помнить, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные средства воспитания, и попытаться обходиться без них. Когда ребёнок станет чуть – чуть старше, важно расширять круг знакомств ребёнка, чаще давать ему поручения, связанные с общением c другими взрослыми и сверстниками. При этом следует укреплять уверенность ребёнка в своих силах. Но надо помнить, что ребёнок в своём поведении и поступках подражает взрослым, и постараться подавать ему хороший личный пример. Однако всё это возможно только в том случае, если у ребёнка с взрослым (родителем) установлен тесный эмоциональный контакт. В кризисе трех лет происходит внутренняя перестройка по оси социальных отношений. Негативизм надо отличать от простого непослушания, а упрямство от простой настойчивости, так как причины этих явлений разные: в первом случае – социальные, во втором – аффективные.

Литература:

  1. Авдеева Н. Н., Елагина М. Г., Мещерякова С. К. Формирование личности ребенка в дошкольном возрасте / Психологические основы формирования личности. Под ред. И. В. Дубровиной, Н. II. Толстых. М., 1996г.
  2. Белогай К. Н., Сонина Н.А. Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами.
  3. Выготский Л.С. Кризис трех лет. Вопросы детской психологии. Санкт-Петербург, 1997г.
  4. Гуськова Т. В., Елагина М. Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет. 1999 г.
  5. Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология. М., 2001. С. 65.
  6. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст]: учебник / И. В. Шаповаленко. – М.: Гарадарики, 2009г.

Источник