Развитие способностей ребенка в процессе воспитания и обучения

Развитие способностей ребенка в процессе воспитания и обучения thumbnail

Проблеме интеллектуального развития и воспитания в педагогике уделяется немало внимания. Оно и понятно: воспитание интеллектуальных компетенций подрастающего поколения – залог будущего благополучия не только отдельно взятого ребенка, но и общества в целом. И если ценность темы интеллектуального воспитания очевидна, то пути достижения цели могут быть самыми разными – о них мы расскажем ниже.

Содержание интеллектуального (умственного) воспитания по сути состоит из нескольких направлений, или видов:

  • интеллектуально-нравственное, духовное воспитание (сюда же можно отнести и эстетическое) – формирование нравственной позиции, знакомство с общечеловеческими нормами морали и этики. Важно, чтобы необходимость поступать в соответствии с ними стала внутренней потребностью маленького человека. Обогащение внутреннего мира ребенка, развитие способности видеть прекрасное;
  • интеллектуально-познавательное воспитание – развитие познавательных способностей, любознательности, умения анализировать, глубины и скорости мышления, общей эрудиции, критического, логического и абстрактного мышления;
  • интеллектуально-творческое воспитание позволяет ребенку создавать что-либо новое, придумывать нестандартные решения и претворять идеи в реальность.

Что касается целей и задач интеллектуального воспитания, они понятны любому взрослому. К ним относятся:

  • умственное развитие ребенка;
  • развитие познавательной активности;
  • повышение уровня развития всех компонентов интеллекта: мышления, внимания, памяти, когнитивных процессов, восприятия.

Интеллектуальное воспитание детей в семье: мероприятия, игры

На уровень развития человека влияют в наибольшей степени два фактора: наследственность и окружающая обстановка.

Поэтому воспитание интеллектуально развитого ребенка немыслимо без участия близких родственников. Если наследственные особенности кардинальным образом изменить невозможно, то в силах родителей создать благоприятную обстановку для правильного развития сына или дочери. Лучше всего это сделать с учетом особенностей интеллектуального воспитания детей разного возраста.

Воспитание дошкольников

Отметим, что программа интеллектуального развития и воспитания дошкольников довольно проста и строится в соответствии с особенностями возрастной психологии и физиологии. Так, в развитии дошкольников велика роль интеллектуальных игр.

  • Научите ребенка играть в шахматы (о введении в школах обязательных занятий шахматами читайте здесь). Вместе с ним отгадывайте ребусы, головоломки, решайте кроссворды. Неплохо было бы купить адаптированные для дошкольников наборы для опытов по физике и химии, разнообразные конструкторы и развивающие настольные игры (обзор лингвистических игр вы найдете здесь). Лепку, рисование и аппликации также имеет смысл включить в ваш план интеллектуального воспитания.
  • Как можно больше разговаривайте с ребенком. Если он совсем маленький, подойдут потешки, народные сказки. С ребенком постарше, вступившим в возраст почемучек, старайтесь находить исчерпывающие объяснения для всего, что его интересует. Поощряйте вопросы на любую тему и сами спрашивайте, побуждая его мыслить, анализировать, обращать внимание на неочевидные вещи. 
  • Читайте дошкольнику вслух – это не только развивает кругозор малыша, но и способствует сближению родителей и детей любого возраста.
  • Особое внимание следует уделять физической активности – это стимулирует мыслительные процессы. Чем больше подвижных игр будет у ребенка ежедневно, тем лучше. 
  • Полезны для развития сюжетно-ролевые игры, кукольный театр.

Детский психолог Маргарита Корнилова рекомендует:

Чтобы стимулировать интеллектуальное развитие ребенка и подготовить его к школе, родители начинают усиленное умственное развитие малыша: пишут вместе в прописях, решают задачки… Но для детсадовца лучший способ интеллектуального развития – игра. Играйте вместе с ним и чаще оставляйте наедине с самим собой (без гаджетов!). Сначала он поскучает, а затем начнет возводить дом из подушек (для себя или для плюшевого медведя) или поезд из стульев, придумывать сказки, мастерить совершенно невообразимые наряды для себя и кукол, строить целую флотилию из подручных материалов, рыть тоннель и возводить замки в песочнице. Именно в игре у дошкольника закладываются все необходимые навыки, развиваются фантазия, творчество, инициативность и, конечно, интеллект – все то, что понадобится ему в школе и не только. 

Воспитание школьников

Что касается интеллектуального воспитания школьников, то здесь роль родителей остается по-прежнему важной. Они не должны самоустраняться, полагая, что раз ребенок пошел в школу, то его умственное развитие теперь прерогатива учителей.

  • Поощряйте интерес ребенка к чтению. Знакомьте его с хорошими книгами – можно даже не в строгом соответствии с возрастом, а с некоторым опережением, «на вырост». Обсуждайте прочитанное. Можно предложить ребенку рассказать всю историю или ее часть с точки зрения другого персонажа, а не того, от лица которого она рассказана.
  • Посещайте музеи и тематические выставки, ходите в театр (в том числе и на постановки по произведениям из школьной программы), на экскурсии, мастер-классы и квесты. 
  • Обеспечьте школьнику занятия спортом, правильное питание, свежий воздух и 8–10-часовой сон – ребенку будет легче даваться учеба.
  • Играйте всей семьей в интеллектуальные настольные игры, отгадывайте головоломки. 
  • Если видите, что школьник проявляет явный интерес или склонность к какому-либо предмету и хочет изучать его углубленно, поощряйте это стремление, даже если вам кажется, что такое увлечение ненадолго.

Интеллектуальное воспитание детей в школе: мероприятия, игры

Понятно, что учеба в любом образовательном заведении уже сама по себе имеет целью умственное развитие. Стандартной учебной программы вполне достаточно, чтобы получить необходимый набор знаний и выйти на качественно новый уровень мышления. Тем не менее есть способы, позволяющие сделать процесс обучения более интересным и эффективным. Отметим, что средства и методы интеллектуального воспитания учащихся разного возраста не тождественны друг другу. 

Варианты для учеников начальной школы

  • Ребенок-ведущий с помощью мимики и жестов изображает какое-либо чувство, состояние. Тот из детей, кто первый угадал задуманное, становится новым ведущим. Это упражнение способствует развитию эмоционального интеллекта, учит детей быть внимательными, понимать эмоции и желания друг друга. Социальные навыки, в свою очередь, влияют на школьную успеваемость.
  • Учитель называет предмет, а дети по очереди подбирают по одному прилагательному к данному существительному. Повторять слова за другими участниками нельзя. Тот, кто не смог вспомнить подходящее прилагательное, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто последним назвал слово.
  • Учитель начальных классов из Кемеровской области Светлана Алексеевна Горбикова предлагает такую игру. Педагог называет предмет: например, «вертолет». Дети записывают на листочке слова, близкие к этому предмету по какому-либо признаку: например, «машина» (транспорт), «бабочка» (летает), «отвертка» (принцип вращения) и т. д. Выигрывает тот, кто придумает больше всего таких групп.

Варианты для подростков

Работа с подростками отличается от интеллектуального воспитания младших школьников. Полноценное мышление развивается к 14-15 годам, проходя через несколько стадий: 

  • сенсомоторного, или наглядно-действенного мышления (к 2 годам);  
  • дооперационального, или наглядно-образного мышления (к 7 годам);
  • конкретных операций, или словесно-логического мышления (к 11-12 годам);
  • формальных операций, или абстрактно-логического мышления (к 14-15 годам).

Что же можно предложить подросткам?

  • Как ни банально это звучит, но воспитанию интеллектуальных способностей больше всего помогает вдумчивое изучение предметов школьной программы. Ведь именно они развивают логику (физика, химия, математика), грамотную речь (русский язык, литература), память (история, иностранные языки), воображение (музыка, ИЗО, МХК). 
  • Ирина Васильевна Богуславская, педагог индустриально-судостроительного лицея в Санкт-Петербурге проводит такую игру для учащихся (16–20 лет). Они делятся на две команды, ведущий закрепляет самодельный маятник, приводит его в движение и позади него показывает три репродукции картин. Ученики должны посчитать, сколько колебаний совершил прибор, и запомнить содержание картин. После этого три игрока из каждой команды по очереди дают описание одной из репродукций, а четвертый сообщает, сколько раз качнулся маятник. Выигрывает команда, участники которой дали наиболее правильные ответы. По опыту Богуславской, это упражнение развивает произвольное внимание, что положительно сказывается на учебной деятельности подростков и, как следствие, на оценках. 
  • Для школьников любого возраста непременное условие интеллектуального воспитания – чтение книг сверх школьной программы. Важное условие: это должны быть не дешевые бульварные издания, а литература хорошего качества, знакомство с которой принесет пользу. Василий Александрович Сухомлинский рассказывал, что педагоги его школы убедились: плохо или медленно соображающим детям для полного усвоения обязательных знаний следует прочитать некий объем дополнительной научно-популярной литературы – не для запоминания, а чтобы активизировать умственную работу, настроить мозг на осмысление и сохранение в памяти основных знаний. Когда Сухомлинский преподавал физику, он давал прочитать неуспевающим ученикам интересные научно-популярные брошюры. В результате дети стали быстрее осмысливать причинно-следственные связи, лучше запоминать информацию. От самостоятельного чтения зависит развитие памяти, абстрактного мышления, уровень интеллектуального воспитания.
  • Одна из форм интеллектуального воспитания подростков – воспитание информационной культуры. Для этого вполне подойдут классные часы. Темы могут охватывать самые разные вопросы в виде цикла: от правил поведения в виртуальном пространстве до умения распознавать фейковую информацию. Здесь стоит исходить из интересов и уровня развития конкретного класса. Кстати, об информационной гигиене и правилах поведения в Сети мы подробно рассказывали в этой статье. 

Независимо от возраста

Напоследок отметим, что умственному развитию школьников любого возраста способствуют:

  • викторины и олимпиады различного уровня по школьным дисциплинам;
  • знакомство с биографиями выдающихся ученых, творцов, политических деятелей;
  • участие в опытах, проектах, экспериментах.

Автор: Марина Севастьянова

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник

Развитие способностей ребенка в процессе воспитания и обучения

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Судить о наличии способностей у детей можно, прежде всего по тому, как они учатся, понимают учебный материал, запоминают его и применяют свои знания, насколько хорошо ориентируются при решении задач, в какой мере владеют устной и письменной речью. Некоторыми показателями способностей детей могут быть следующие качества: внимательность, быстрое и прочное запоминание, умение думать сообразительность, развитое воображение, инициатива, самостоятельность в работе и ее продуктивность.

Учителю надо знать, какие склонности и способности имеются у ребенка, как они развиваются. При этом нельзя спешить с выводами. Бывает так, что ученика ленивого или имеющего по каким-то причинам пробелы в знаниях считают неспособным. Однако, если устранить то, что мешает его работе, заинтересовать, ободрить, вовремя помочь ему, он проявляет достаточные способности, чтобы успешно учиться.

Среди нормальных детей нет таких, способности которых не позволили бы им удовлетворительно овладеть учебным материалом начальных классов. Конечно, уже в младшем школьном возрасте намечается дифференциация способностей. А в подростковом – дальнейшее их развитие. Одни дети более способные к чтению и письму, другие – к математике, третьи – к рисованию (или к ручному труду). Одни быстро запоминают, но быстро забывают, другие запоминают медленно, но надолго. И учителю необходимо считаться с этими индивидуальными различиями детей.

Если у ребенка не замечается ни общих, ни специальных способностей, нельзя делать вывод о том, что он бездарный человек. Ни к чему не способных людей нет. Учитель должен внимательно присмотреться к каждому ученику и постараться открыть в нем способности, которые нередко не так легко обнаружить.

Как уже говорилось, способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, заниматься лепкой, учатся правильно петь и узнавать мелодии, чувствовать их ритм. Немного позже они начинают конструировать, занимаясь с детским «Конструктором», пробуют сочинять рассказы, простые стихотворения. С поступлением в школу значительно расширяется возможности включения ребенка в ту или иную деятельность. Особая роль здесь принадлежит различным творческим кружкам – научным и техническим кружкам в школах, при домах пионерах, при детских технических станциях, литературным, музыкальным, художественно-изобразительным – при школах, по месту жительства.

Одна из задач системы воспитания – всестороннее развитие способностей у всех детей. Одностороннее, узкое, однобокое развитие ребенка, когда он проявляет яркие способности в какой-либо одной области при глубоком равнодушии ко всему остальному, неправильно. Конечно, интерес, связанный со способностями, должен доминировать, но при этом учитель стремится к всестороннему, гармоническому развитию личности ребенка, повышению его общей культуры и расширению кругозора. Только развитие обеспечивает подлинный расцвет способностей.

Каждый нормальный и здоровый в психическом отношении ребенок имеет общие способности, необходимые для успешного обучения в школе. Иногда ученик может казаться неспособным к тому или иному учебному предмету. Это происходит из-за отсутствия у школьника некоторых знаний и умений, из-за пробелов в знаниях, тех или иных проявлений темперамента.

Помимо общих способностей к учению, каждый ученик обладает возможностью развития и специальных способностей.

Способности формируются и развиваются в деятельности. Однако не всякая деятельность, в которую включают ребенка, автоматически формирует и развивает способности к ней. Для того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям.

Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникает стремление по собственной инициативе, без принуждения заниматься ею. Живая заинтересованность, желание выполнить работу возможно лучше, а не формальное, равнодушное и безразличное отношение к ней – необходимые условия того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей.

Поскольку способности смогут принести плоды лишь в том случае, когда они сочетаются с глубоким интересом и устойчивой склонностью к соответствующей деятельности, учителю надо активно развивать интересы детей, стремясь к тому, чтобы эти интересы не носили поверхностного характера, а были серьезными, глубокими, устойчивыми и действенными.

Во-вторых, деятельность должна быть по возможности творческой. Например, для развития литературных способностей полезно постоянно и систематично упражняться в написании очерков, рассказов и стихотворений и их последующем детальном разборе в кружке: полезны специальные экскурсии на природу с установкой на наблюдательность и эстетическое восприятие действительности с последующим красочным и выразительном описанием виденного и слышанного.

В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Особенно нуждаются во все более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определившимися способностями.

В школе применяют активные методы обучения, при которых ученик не только запоминает, но и много думает, что очень помогает развитию его способностей. Полезно, чтобы ученик под руководством учителя чаще выводил правила по русскому языку и математике, пересказывал и обобщал прочитанное, самостоятельно продумывал математические задачи и решал их, писал творческие сочинения. Учитель должен всемерно поощрять инициативу и творчество детей в любом виде работ. При затруднениях не следует спешить на помощь ученику. Лучше предоставить ему возможность самому подумать, а если надо, задать наводящие вопросы.

Большое значение имеет постепенное увеличение трудностей. Поставленные перед учеником задачи должны требовать умственных усилий. Но необходимо осуществлять индивидуальный подход к школьникам, учитывая их различия, давать дифференцированные задания. Сильным ученикам давать дополнительную работу, чтобы они не скучали на уроке и имели достаточную нагрузку дома. Слабым следует больше помогать, предъявляя ним посильные требования, предлагать задания облегченного типа, которые ребенок мог бы успешно выполнить. Таких учеников надо чаще хвалить, замечать малейшие успехи в работе, это внушит им веру в свои силы и желание учиться. Следует привлечь родителей и старших детей к оказанию систематической помощи слабым учащимся. Обычно все эти меры помогают, дети благополучно оканчивают 3 класс и удовлетворительно учатся в средней школе.

К сожалению, бывает так, что ученика, имеющего все данные для успешной работы, иногда считают неспособным к ней из-за некоторой умственной пассивности. Она проявляется в отсутствии интереса к знаниям, в стремлении избегать умственных усилий, в сложившемся убеждении, что умение – очень трудное дело, для которого у ребенка нет способностей. Такого ребенка надо расшевелить, активизировать, заинтересовать сведениями, которые близки к его склонностям. Полезно давать ему дополнительный увлекательный материал, давать пережить радость приобретения знаний (например, при успешном решении задач, раньше казавшихся ему недоступными). Это укрепит веру школьника в свои силы, он поймет, что может учиться не хуже других.

Учителю нельзя забывать и о той опасности, которая предостерегает сообразительных, способных детей. Им легко делать учение, и по этому у них может не вырабатываться привычка к труду, не разовьется необходимое прилежание. Отсутствие умственных усилий может привести к тому, что у таких детей постоянно угасают способности, из одаренных школьников они могут превратиться в посредственных и даже слабых работников, мало пригодных к труду.

«Если ребенку в учении все дается легко, у него постоянно вырабатывается лень мысли, которая развращает человека… И развивается лень мысли больше всего в младших классах, когда способный ребенок, легко овладевающий тем, что для других детей связано с определенным напряжением умственных сил, по существу, бездельничает. Не допустить безделье учащихся – тоже своеобразная воспитательная задача», – пишет В.А.Сухомлинский. Воспитывая у детей настойчивость в работе, самостоятельность, трудолюбие, учитель тем самым помогает и развитию важного качества, которое называется – работоспособностью.

В отношении одаренных учащихся надо проявлять осторожность: не захвалить их, не подчеркивать исключительность этих детей, чтобы не воспитывать в них самомнения, зазнайства, гордости, основанной на чувстве превосходства над другими. Одаренный ребенок обычно понимает, что он способней других, но надо, чтобы в связи с этим у него было и повышенное чувство за работу.

Некоторые дети проявляют способности в каком-нибудь одном виде деятельности: в живописи, музыке. Надо помогать дальнейшему росту этих способностей, но не за счет других сторон личности. Надо помнить, что задача школы – всестороннее развитие ребенка, его духовных и физических сил.

Развитию способностей детей содействуют различные формы внеклассной и внешкольной, в частности кружковой работы: математические, творческие, технические, биологически и т.д. кружки, в которые следует привлекать и младших школьников.

Во многих школах созданы уголки живой природы, оборудованы специальные помещения, в которых дети проводят свободное время и занимаются моделированием, столярными и слесарными поделками, работают с наборами «конструкторов» и т.д. важно развивать склонность к ручному труду, которая свойственна, в частности, всем школьникам. На занятиях по труду где дети изготавливают несложные изделия из дерева, картона, проявляя изрядную смекалку, изобретательность, творчество. На этих занятиях у ребят развиваются умение организовывать и планировать свою деятельность, складываются навыки самоконтроля.

Воспитывая способности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и способности не дадут результата. Иногда школьник, охладевает к прежде любимым занятиям. В этих случаях учитель должен подбодрять ребенка, помочь ему преодолеть трудности.

Стремясь развивать способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность к себе, умение критически отнестись к себе. Важно формировать у детей правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Никоим образом нельзя прямо или косвенно внушать ребенку мысль о его исключительности, превосходстве над другими, не следует чрезмерно восторгаться способностями детей, захвалить их, противопоставлять их другим детям. Наоборот, надо внушать способному ребенку, что он вовсе не исключительный человек, что другие дети тоже обладаю способностями и если он превосходит товарищей в одном, то они превосходят его в другом.

Вопрос №20(1)

Мухина стр.318-322



Источник