Развитие способностей ребенка с ограниченными возможностями
Наталья Осипова
Развитие творческих способностей детей с ОВЗ
Творчество играет огромную роль в жизни человека, а тем более для детей с ограниченными возможностями здоровья. Таким детям легче выразить свои чувства, переживания и эмоции с помощью зрительных образов, чем вербально.
В процессе творчества у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, возникает чувство внутреннего контроля и порядка, активно строятся индивидуальные социальные контакты. Аверина Н. Л. рекомендует использовать развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов средствами изобразительного искусства.
Кроме того некоторые дети с ОВЗ ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и эмоции, оказывается невербальные средства.
Так же творческая деятельность помогает справиться детям с негативными переживаниями и внутренними трудностями, которые кажутся для ребенка непреодолимыми. Если ребенок нерешительный, боязливый, застенчивый, для него очень полезна творческая деятельность, она независимо от сюжета, позволяет ребенкувыйти из состояния зажатости.
Для детей с ОВЗ развитие творческих способностей, очень важно, так как способствует реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации.
Для развития творческих способностей у детей с ОВЗ огромный потенциал заключен в изобразительной и декоративной деятельности, использование нетрадиционных техник (витраж, коллаж пуговиц, рисование пластилином, свечой; папье-маше, комбинированная аппликация).
Все эти перечисленные техники привлекают своей художественной выразительностью, активизируют индивидуальные способности детей.
В работе с детьми мы стараемся найти с ними контакт. Этому способствует мягкий речевой тон, яркие изобразительные материалы, игровой момент (показ персонажа кукольного театра) в зависимости от возраста ребенка. Выявляем умения и навыки детей: способность пользоваться карандашом, фломастером, умение проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать овал, круг. На последующих занятиях пытаемся выяснить художественную одаренность детейпосредством различных игр:
o разрезные картинки (сначала из 2–3 частей составить целую, затем увеличить количество частей);
o сюжетные картинки (разложить по порядку 3–4 картинки);
серия «Дополни изображение» («что увидел котёнок?»); серия «Лото» («что нужно повару, врачу для работы?»).
Занятия строим из 4–5 частей:
1. Эмоциональный настрой (можно использовать игру, персонажей кукольного театра, эпизоды из сказок с нарисованными персонажами). Если у ребенка плохое настроение,и он раздражен – мы применяем следующий прием: кладем перед ним большой лист зеленой или желтой бумаги, в комнате раскладываем 2–3 предмета такие же по цвету, ребенку предлагается найти эти предметы.
2. Чтение стихотворения или рассматривание иллюстраций по теме занятия, показ образца.
3. Пальчиковая гимнастика.
4. Объяснение задания.
5. Непосредственная работа.
Специфика проведения занятий определяется их особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на указание взрослого. Поэтому, в коррекционных целях, мы используем выполнение работы частями, чередуя объяснение с выполнением работы. Переключение видов деятельности повышает работоспособность, нормализует темп работы.Чередование объяснения с выполнением работы решает и коррекционно-воспитательные цели: воспитание выдержки, включение в деятельность, её темп. Обязательно включаем пальчиковую гимнастику, применение которой наиболее способствует развитию продуктивной деятельности и очень нравится детям. Игры с пальчиками очень увлекательны. Играем пальчиками – развиваем речь, творческую деятельность. Дети с удовольствием повторяют движения, развивают мелкую моторику рук. Так вырабатывается умение управлять своими движениями, координировать внимание.
В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья особое место имеет эмоциональный настрой. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей, поэтому мы стараемся постоянно поддерживать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Дети испытывают потребность не только в познании, но и в овладении навыками, умениями, способами деятельности.
Можно выделить два направления, которые удовлетворяют любопытство маленького художника, и в тоже время не требуют от него технической виртуозности. Это игры с красками и работа с разными материалами. Т. С.Комарова отмечала: «Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка». «Научение» начинается с формирования мотива — «Я хочу и должен это делать, хочу, потому что мне это интересно».
В своей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья мы выбрали нетрадиционные способы рисования, новые виды материалов, что позволяет развивать фантазию, воображение и творчество, так как они особенно интересны для детей. Новый материал представляется как увлекательный, игровой, как сказка или история, с выходом на деятельность. Различные действия с красками, материалами, необычные техники помогают детям преодолеть страх перед чистым лицом, помогают удовлетворить их любопытство и преодолеть боязнь, возможность показаться непонятыми, смешным. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить яркие положительные эмоции.
Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для успешной адаптации в социуме, равные возможности для дальнейшего существование в нем.
Результат очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные техники и различные материалы достаточно просты и напоминают игру. Детям будет интересно узнать, что рисовать можно даже на воде, а также пальчиками и ладонью? Техника печати позволяет изображать один и тот же предмет много раз, составляя различные композиции. Тампонирование – совершенно увлекательное занятие,когда необходимо нарисовать что-то легкое и воздушное: прикоснулся к бумаге тампоном и получилось облачко или одуванчик. Монотипия, кляксография, рисование свечой, цветными ниточками – все эти техники способствуют развитию воображения, внимания, развития моторики руки и зрительно-двигательной координации. Необычность рисования помогает развивать познавательную активность, желание экспериментировать, а главное корректировать их психические процессы, ведь для ребенка важен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.
В своей работе используем интегрированные виды занятий. (Нарисованную ёлочку предлагаем украсить разноцветными шариками, вырезанными из бумаги; Дед Мороз – борода, шапка, отделка костюма из ваты). Помогает в работе использование ИКТ (мы рассматриваем слайды по теме занятия, презентации).
Развитие творческих способностей, для детей с ОВЗ имеют важное значение. Способствует раскрытию личного потенциала, реализации себя, приобретениюуспешного опыта в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Развивая творческие способности, мы создаем условия для успешной адаптации в социуме.
Список используемой литературы:
1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г. Г. Григорьева — М.: Академия, 1999.
2. Комарова Т. С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы / Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова — М.: Педагогическое общество России, 2000.
Источник
Автор: Меркулова Карина Юрьевна
В стремительно изменяющемся мире очень часто происходит то, что задачи и цели, возложенные на школу поддаются изменению или же меняются кардинально, но без изменений остаётся лишь то, что в наше время образовательная политика в сфере образования создана и направлена на создание условий для развитий творческих способностей и личностей.
В Национальной стратегии в интересах детей на 2012-2017 годы, Указом Президента Российской Федерации утверждено, что должны создаваться условия для развития жизненной перспективы для ребёнка, его воспитание, развитие, образование, социализация, и максимальное использование всех своих возможностей для раскрытия своих творческих способностей.
Дети и подростки с ОВЗ, так же, как и здоровые дети, имеют способности и стремление к творческой деятельности. Но для развития творческих способностей у детей с ОВЗ требуется помощь специалистов. Не только специалисты могут помочь детям, но и родители сами должны способствовать и помогать ребенку проявлять себя.
О развитии творческой одарённости у детей с ОВЗ прежде чем говорить, необходимо уточнить базовые понятия: творчество, способность, одарённость.
«Творчество является уделом всех… оно является нормальным и постоянным спутником детского развития» (В.В.Давыдов). Творческая деятельность индивидуальна, но ее формирование а так же развитие являются актуальной проблемой в теории воспитания и обучения детей» [2, 321].
Под словом способность, следует понимать индивидуальные черты и качества ребенка, которые обеспечивают ему с лёгкостью выполнять какое-либо действие. Способности – не только являются врождёнными качествами, они еще существуют в процессе развития, и не могут развиваться без различных видов деятельности, например: как рисование, лепка, хореография [3, 192].
Творческая одарённость является одним из первых и самых особых видов одарённости. Так, А.М. Матюшкин даёт своё виденье творчеству так, что есть лишь один вид одарённости-творческий. Если нет творчества, то бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи утверждают правомерность существования творческой одарённости как отдельный самостоятельный вид [4, 127].
Как же можно помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья развить свои творческие способности и раскрыть свой потенциал?
В таком случае существуют три ступени к развитию таланта и творческих способностей детей с ОВЗ:
Первая ступень – завлечь детей в творческую среду. Это поможет решению укрепления психологического и физического состояния ребёнка, преодоление комплекса неполноценности, улучшение эмоционального состояния. Это и есть главные условия, которые могут дать и дают стимул к развитию творческих способностей детей с ОВЗ [1, 58].
Вторая ступень – это создание ситуации успеха. В этом важно то, чтобы ребёнок смог сам оценить не только свой успех, но и успех своих близких, и товарищей. Обратил внимание на свой результат и мог бы сам дать оценку выполнения своей работы и других детей. Важно создавать для ребёнка ситуацию успеха. Обращать нужно особое внимание на его творческую деятельность, хвалить его труд, поддерживать во всех начинаниях, поощрять его. Важно объяснять ребенку, что не всё сразу получается с первого раза и сразу, нужно стараться чтобы получить и достичь ожидаемый результат.
Третья ступень – психологическая поддержка родителей, воспитывающих детей с ОВЗ:
– принятие ребёнка таким, какой он есть;
– укрепление уверенности родителей в возможностях и таланте своего ребёнка;
–решение различных конфликтных ситуаций в семье, формирование позитивного образа отношений в семье.
Следует принять и понять, что болезнь ребёнка – это тяжелое испытание на силу духа, которое преодолевается любовью, заботой и терпением.
На сегодняшней момент одной из важных задач является развенчивание мифов о бесталанности детей с ОВЗ. Нужно полностью развеять все сомнения, что ребёнок с ограниченными возможностями здоровья не может добиться успеха. Нужно формировать различные установки для развития творческой деятельности, привлекать специалистов, которые способны понять этих детей и помочь им раскрыть и развить их способности. Не разрушать у детей с ОВЗ свой взгляд на этот мир и принять их такими какие они есть.
Список литературы
1. Альфред А.Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека. Наука жить, Киев,1997.
2. Давыдов В.В.Проблемы развития обучения.М.: Педагогика,1986.
3. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одарённости: Учебное пособие для студентов и педагогов. М.: ТЦ «Сфера»,1999.
4. Матюшкин А.М.Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики., Школа-Пресс, 1993.
comments powered by HyperComments
Источник
Доклад на тему: «Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ»
Подготовила: Н.Н. Позднякова
педагог дополнительного образования
Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем развитии, и в частности, эстетическом развитии личности ребенка.
По мнению Л.С. Выготского, творческая деятельность – это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».
Что же такое творческие способности?
Творческие способности – это не просто способности к различным видам художественной деятельности (умение красиво рисовать, сочинять стихи, петь, танцевать и т. п.) , а индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Профессор О.А. Карабанова подчеркивает, что дети и подростки с ОВЗ так же, как и здоровые дети, обладают талантами, способностями, одаренностью, только для развития способностей детей с ограниченными возможностями здоровья требуется специальная помощь и поддержка.
Что же может помочь им развить свои таланты и способности, реализовать себя и добиться успеха?
Как развить творческие способности у детей с ОВЗ?
Основной и сложной задачей воспитания и обучения таких детей является их социальное развитие: способность жить максимально полноправной личностью, обрести уверенности в себе, найти силы для достижения желаемой цели и преодоления встретившихся затруднений.
Современная школа реализует учение Л.С. Выготского о компенсаторных возможностях ребенка с дефектами развитии, суть которого заключается в создании условий, раскрывающих внутренние возможности и резервы ребенка для дальнейшей социализации и адаптации в обществе.
В целях совершенствования процесса социализации детей с ОВЗ в нашей школе используется социально-педагогический потенциал дополнительного образования, который восполняет недостающие или отсутствующие звенья основного образования. Оно решает задачи не только социализации, но и индивидуализации личности ребенка и становится основным фактором развития творческих способностей. Именно здесь в полной мере осуществляется принцип природосообразности, меняется характер воспитательных отношений, превращая их в партнерские, включаются механизмы творческого воспитания. Поэтому одна из главных задач коррекционно-воспитательной работы школы – развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, которая успешно решается в кружках декоративно-прикладного творчества.
Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья очень сложная работа и присуща только педагогам не простос высоким уровнем профессионализма и владеющим каким -либо профессиональным навыком в дополнительном образовании детей, но и обладающим огромным терпением и желанием работать с данным контингентом детей.
У учащихся с ОВЗ отмечается неадекватность самооценки, нарушения мотивационно-эмоциональной сферы, для этой категории детей характерно отсутствие достаточного межличностного общения, в том числе невербального, отмечается ограниченность знаний и представлений о социальной действительности.
Исследование проблемы мотивации приводит к выводу, что нельзя подготовить детей с ОВЗ к самостоятельной трудовой деятельности, к жизни в обществе, не воспитав у них эмоционально-волевых качеств, не научив правильно вести себя в различных ситуациях. Полноценная социальная адаптация детей с ОВЗ невозможна без формирования системы их ценностных ориентаций.
Дети с ОВЗ имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Это становится серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена.
Социализация ребенка средствами художественного творчества понимается как процесс вовлечения и приобщения ребенка к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира.
Таким образом, основной задачей учебно-воспитательного процесса в школе является формирование личности ребёнка, создание коррекционно-развивающего пространства как оптимального условия для формирования и развития личности ребёнка с ОВЗ. В нашей школе учебно-воспитательный процесс организован таким образом, когда в 1 смену дети работают на уроках, а во второй половине дня проводятся коррекционно-развивающие занятия и воспитательные мероприятия. В работе педагога, помимо образовательного компонента, на первый план выступают задачи реабилитации и коррекции имеющихся физических и психических недостатков, социальной адаптации.
С целью развития творческих способностей детей с ОВЗ педагоги разрабатывают программы кружковой деятельности и коррекционно-развивающих занятий, обязательно учитывая индивидуальные и психофизические возможности каждого ребенка и медицинские показания. Педагог продумывает приемлемые формы и методы работы при дополнительном образовании детей с ОВЗ, так как методический арсенал при работе с данной категорией детей качественно отличается от работы с детьми с нормальным интеллектом. Для раскрытия творческого потенциала детей на занятиях в кружках можно с успехом использовать нетрадиционные техники обучения.
Для развития творческих способностей использую нетрадиционные техники (рисование пластилином, тестопластика, лепка из глины, оригами, коллаж(с применением крупы, семян, пуговиц), комбинированная аппликация – применение войлока, ткани, кружева, тесьмы, пряжи и т.д). Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять и совершенствовать с учетом возраста и интересов учащихся, а также с учетом индивидуального подхода к развитию творческих способностей каждого ребенка.
Работа с новыми материалами полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Без самоуважения, самоутверждения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое. Многогранная деятельность детей на занятиях прикладного творчества создает положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы. Как показал опыт, использование нетрадиционной техники
выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей. Мнение, что творческая деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет обоснованность.
Самой распространённой формой внеурочной деятельности в школе является кружковая работа. Положительный эмоциональный фон кружковых занятий создаёт «ситуацию успеха», благоприятную для формирования личностных качеств, уверенности в себе, активности, инициативы, мотивации к художественной исполнительской деятельности, а также помогает ребёнку мобилизовать себя на продолжительную произвольную деятельность, что благотворно сказывается на других занятиях. В нашей школе на протяжении многих лет работает объединение «Чудесница», в котором занимаются очень разные дети, среди которых есть и дети с ОВЗ.
Дети с увлечением занимаются в кружке, если педагог:
эмоционально рассказывает о предстоящей деятельности и о ее пользе для жизни человека;
умеет ярко демонстрировать продукт деятельности;
создает располагающие к творческой деятельности условия;
обладает отзывчивостью, терпением и душевной добротой;
готов повторять с ребенком каждое движение терпеливо и многократно, доведя до автоматизма определенные навыки и умение;
имеет большой арсенал коррекционно-развивающих упражнений для развития психических функций ребенка с ОВЗ.
обладает умением вовремя поощрить, простимулировать ребенка.
Дети с ОВЗ непостоянны, инертны, быстро теряют интерес к творческой деятельности и только педагог, умеющий выработать требования к детям, мотивационные ресурсы и стимулирование, добивается высоких и эффективных результатов.
Подбор видов деятельности, содержание занятий выстраиваются так, чтобы формировать и развивать творческий потенциал детей. Вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Например, создание самодельных игрушек, поделок стимулирует развитие креативного мышления у детей. + Занятия творческой деятельностью приносят ребятам огромное удовольствие. = Подарок, сделанный своими руками, в который ребенок вкладывает не только тепло своих рук, но и частичку своей души. Именно поэтому развитие потенциальных творческих способностей очень важно при воспитании и обучении детей с ОВЗ.
Дети, научившиеся определенному виду искусства начинают радоваться успехам, желают продолжения и укрепления своих успехов, принимают участие в различных выставках, конкурсах.
В процессе творческой деятельности у ребенка с ОВЗ усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Средства творчества предоставляют ребенку возможность для выражения деструктивных чувств в социально приемлемой манере, понижая их активность или ликвидируя полностью. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезна творческая деятельность, позволяющая ребенку выйти из состояния зажатости.
Многие дети не имеют возможности проявлять и реализовывать свои творческие способности, потому что нет включения ребенка в активную деятельность. Но доступность к творческой деятельности у детей разных категорий не одинакова.
Развитие творческих способностей детей способствует психологическому оздоровлению, развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации воспитанников. Для детей и их родителей необходимо проводить творческие конкурсы, выставки творческих работ, детские праздники. Демонстрация своих работ перед родителями, и перед своими сверстниками не только повышает исполнительский уровень детей с ОВЗ, но и воспитывает у них чувство гордости за себя, веру в свои силы и возможности. Все это способствует социализации, развитию и самоутверждению среди сверстников.
Для развития творческих способностей детей с ОВЗ необходима технология педагогической поддержки. Поддержать – значит оказать помощь, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья мог бы проявить самостоятельность, инициативу, творчество, свои уникальные качества. Задача педагога находить способы поддержки ребенка с ОВЗ, опираясь на его потенциальные возможности. Поддержка – это такое взаимодействие с ребенком, которое помогает ему поверить в свои силы, увидеть те реальные возможности и способности, которые он может использовать. И она способствует включению механизмов творческого воспитания., потому что имеет место труд не по необходимости или по принуждению, а по велению души.
Всё вышесказанное чрезвычайно важно и актуально также и при дистанционном обучении детей с ОВЗ.
Ожидаемые результаты:
В творческом процессе дети с ОВЗ:
учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении.
ими обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения, социальная компетентность.
получают ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения.
обретают атмосферу доброжелательности, общения и защищённости
получают индивидуальную и групповую коррекцию
продолжают заниматься творчеством после окончания школы
Работа по развитию творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога. Нужно постоянно помнить, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного для него уровня развития. Все дети рождаются со своими природными задатками, талантами и возможностями. Перед педагогом стоит задача – раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем. Положительные результаты, достигнутые в ходе работы с детьми, убеждают в том, что начатая деятельность востребована обществом, необходима и значима для интеллектуального и творческого развития личности, и требует своего продолжения на следующих ступенях образования. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения таких детей.
Дети с ОВЗ, также как все дети, должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Список используемой литературы
1. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761
“О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы”
2. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – Москва : РИОР, 2009.
3. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06
4. «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) – Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6
5. Борзова В. А. , Борзов А. А. Развитие творческих способностей у детей. – Самара,1994.
6. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. – М.,1999.
7.Цирулик Н.А., Уроки творчества/Н.А.Цирулик.-С.:Федоров,1999.-112с.
8.Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического
развития до одаренности: Учебн. пособие для студентов и преподавателей. М.: ТЦ «Сфера», 1999. 192 с.
9. Ершова, А.П. Искусство в жизни детей/.-М.:Просвещение,1991.-128с.
Источник