Развитие способностей ребенка работа психолога

Развитие способностей ребенка работа психолога thumbnail

РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАЗВИТИИ ОДАРЁННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Т.А. Герасимович

БДОУ «Детский сад № 9 г. Тары», г. Тара

Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка – позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.

При этом особая роль в выявлении и развитии одарённости у дошкольников отводится педагогу-психологу, основной целью деятельности которого является разработка целого комплекса мероприятий, направленных не только на детей, но и на их родителей, и педагогов ДОУ.

При рассмотрении проблемы одаренности дошкольников наиболее продуктивны и важны идеи о творчестве как универсальном механизме развития психики (С.Л. Рубинштейн, А.М.Матюшкин, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, П. Торренс); о значимости и самоценности дошкольного периода детства (Л.С. Выготский, А.А. Люблинская, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисицина, Л.А. Венгер). 

Н. С. Лейтес выделяет три категории детей, которых принято именовать одаренными: дети с высоким IQ; дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности; дети с высокой креативностью [3, С. 4, 6].

Научно доказано, что одаренность и способности не бывают врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки, которые при соответствующем развитии могут стать способностями, а те, в свою очередь, одарённостью. Дошкольное детство это период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов, происходящих в психике. Таким образом, можно утверждать, что дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития задатков одарённости.

Самое важное условие успешности работы с одарёнными детьми – слаженная работа всех участников (воспитателей, педагога-психолога и родителей). Наиболее значимая роль отводится педагогу-психологу, так как именно этот специалист осуществляет необходимые мероприятия для выявления предпосылок одарённости и их развития.

Проблема выявления одаренности в дошкольном возрасте представляется как сложная в методическом плане задача, особенно с точки зрения определения процессуальных характеристик. А именно они наиболее значимы на этапе дошкольного детства как для самого ребенка (он в большей степени увлечен процессом творчества, чем получением определенного продукта), так и для оценки его одаренности. Выявление одаренных дошкольников должно быть связано с задачами их воспитания и развития, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки, с созданием благоприятных условий для совершенствования присущих им видов одаренности [1].

 Хочется отметить, что показатели диагностических методик не являются единственными и достаточными индикаторами одаренности дошкольника.

Существует определённая возрастная последовательность проявления способностей в разных областях.

В возрасте 2-3 лет ребёнок восприимчив к музыке, театру, устному народному творчеству. В процессе слушания музыки, стихов, потешек, встречаясь с героями сказок, дошкольник испытывает первые эстетические переживания, которые влияют на развитие у него чувственной сферы. Таким образом создаётся благоприятная среда для общего развития ребёнка, в частности для пробуждения его природного потенциала.

В возрасте 3-5 лет ребёнок, участвуя  в разных видах деятельности, закрепляет интерес к творчеству и желание заниматься. При этом необходимо учитывать уровень развития ребёнка в конкретном виде деятельности. Поэтому педагог-психолог оказывает профессиональную помощь воспитателям в определении индивидуального подхода к ребёнку в воспитательно-образовательной работе.

Развитие дошкольника в 5-6 лет характеризуется ярким проявлением его природного материала. Один из показателей одарённости ребёнка – повышенный уровень интеллекта, креативности, развития творческого мышления. На этом этапе педагог-психолог и воспитатели создают интеллектуально-творческий портрет одарённого ребёнка [2, С. 32].

Педагог-психолог рекомендует родителям и педагогам правильно организовать и создать условия для дальнейшего развития одарённости у дошкольника. Он становится координатором действий воспитателей групп и родителей. Воспитатели по рекомендации специалиста подбирают для детей соответствующие их развитию игры и контролируют усвоение воспитанниками программ обучения и воспитания.

Проблема организации педагогического процесса, развивающего одарённость, рассматривается в работах Ю.К. Кулюткина, М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина, В.И. Панова, А.В. Хуторского и др. Исследователи отмечают, что следует осуществлять системное формирующее воздействие на одаренных детей через определенный комплекс психолого-педагогических условий. Среда, в которой одарённость могла бы актуализироваться, должна обладать следующими особенностями:

  • Высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариативностью (богатством возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых. Многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения.
  • Предметно-информационное обогащение среды (наличие необходимого (максимального) материального и информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность любого их использования).
  • Активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды (разнообразные, неожиданные преобразования среды).
  • Гибкость в использовании времени, средств и материалов. Предполагает отсутствие прямых указаний, предоставление дошкольникам возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения.
  • Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с её коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности.

На основании выделенных психолого-педагогических условий, характеристик развивающей среды можно авторы предлагают следующие рекомендации по развитию одаренных детей дошкольного возраста:

1) вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;

2) моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;

3) акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.);

4)  разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;

5) использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;

6) привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;

7)  обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды (наличие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной микросреде, в т.ч. современные ИКТ-средства, возможность разнообразного их использования детьми);

8) стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение;

9)  использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения;

10) создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний;

11)  организации соответствующей развивающей среды;

12) целенаправленная поддержка одаренности ребенка со стороны окружающих его взрослых [3, с. 34-35].

Существует много различных способов работы с одаренными  детьми, в частности в нашем детском саду мы применяем разнообразные направления арт-терапии для развития интеллектуально-творческой способностей дошкольников.

Реализация предложенного подхода предъявляет особые требования к специалистам, работающим с одаренными детьми,  и предполагает соответствующие формы подготовки этих специалистов. Основная цель работы с одаренными детьми – это содействие их превращению в одаренных взрослых, людей способных нестандартно, творчески  мыслить.

Список использованной литературы

  1. Фурсова М.Ю. О выявлении и развитии детских талантов и одарённости // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. –  2009, № 10. – с. 149 – 153.
  2. Харрасова М.Г. Особенности работы педагога-психолога в развитии одарённости у дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. –  2009, № 12. –  С. 32.
  3. Морозова И.С. Развитие одаренности дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения: методические рекомендации / авторы-сост.:      И. С. Морозова, О. Ф. Григорьева. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2012. – 45 с.

Источник

Вырастить из своего ребенка гения мечтает чуть ли не каждый родитель. При этом фанатичное увлечение какой-то областью знаний, спорта или музицированием, как правило, происходит у взрослых в виде массовой тенденции — к примеру, сейчас «модно» детей водить на математику, информатику и конструирование. Но как определить истинные способности сына или дочки? Семейный психолог дал ответ.

– Мода на определенные занятия среди родителей уже много лет портит жизнь их детям, – рассказывает семейный психолог Михаил Шилов. – Многие советские подростки испытывали жгучую ненависть к фортепиано, современные ребята нередко стонут от кружков олимпиадной математики и информатики.

При этом у каждого ребенка есть свои склонности, развитие которых действительно пошло бы на пользу и в будущем дало хороший результат. С первых лет жизни нужно внимательно наблюдать за малышом и делать определенные выводы по манере его игровой деятельности, а не пытаться подогнать под некие стандарты.

Конечно, можно заставлять прирожденного лирика ломать голову над сложными математическими задачами, но должного результат в большинстве случаев за этим не последует, и скорее всего вообще отобьет у ребенка охоту к предмету.

По мнению специалистов, тот факт, что ребенок овладел какими-то навыками раньше сверстников, еще не говорит о склонности, а может быть просто высокой нормой развития. Очень часто до школы невозможно даже понять, технарь малыш или гуманитарий. Примерно тоже самое можно сказать и про склонность к определенному виду спорта, к примеру, многие впоследствии известные футболисты стали посещать соответствующие секции лишь с 7-9 лет.

– Сын практически с рождения был помешан на машинах, мотоциклах и скутерах, на любой технике, — рассказывает Наталья Морозова. – В два года он уже ездил на двухколесном велосипеде и отлично водил электронную машинку, предназначенную для пятилетних детей, а в четыре освоил управление небольшим квадроциклом.

Когда мы задумались о том, на какой спорт отдать ребенка, муж настоял на секции борьбы, но ничего хорошего из этого не вышло. Сын каждый раз устраивал истерику перед занятиями, естественно, никакого результата тренировки не дали.

Затем та же история повторилась и с футбольной секцией. В конце концов мы сдались и привезли сына на пробное занятие по картингу, хотя считали, что это мало что дает для физического развития. Однако уже через несколько месяцев он показывал лучшие результаты в группе и, главное, занимается с удовольствием уже третий год.

Психологи уверены, что главный залог успеха — в развитии тех или иных способностей ребенка, в том, чтобы занятия были интересны ему самому. Специалисты советуют давать возможность до школы походить в разные кружки, и не опускать руки, если ему постоянно что-то не нравится. Маленькие дети постоянно находятся в состоянии познания мира, поэтому их предпочтения могут очень быстро меняться.

Ловись, талант, большой и маленький

– Независимо от того, какие склонности обнаруживаются у малыша, любому ребенку необходимо гармоничное «базовое» развитие, – объясняет Михаил Шилов. – Кроме того, далеко не все способности ребенка, на которые в первую очередь обращают родители, оказываются действительно самыми значимыми. Именно поэтому нужно развивать малыша, что называется, вширь.

Вариантов для этого очень много. Например, при чтении сказки можно попросить его пересказать историю или ответить на вопрос, как бы он поступил на месте героев. Если ребенок изрисовал в комнате обои, не нужно сразу ругать его, лучше развесить на стены листы ватмана и порисовать вместе.

Дошкольные педагоги и психологи также советуют как можно больше играть в ролевые игры. Ребенку будет интересно примерить на себя профессию врача, парикмахера или космонавта, а по его предпочтениям взрослые смогут сделать определенные выводы.

Также полезно приобрести малышу различные детские профессиональные наборы из серии «Юный биолог» или «Начинающий врач», а также набор игрушечных музыкальных инструментов. При этом специалисты сходятся во мнении, что даже при явных успехах в раннем возрасте не стоит устраивать культа из способностей малыша, заставлять его демонстрировать знания перед каждым знакомым. Очень часто такие перегибы приводят к тому, что интерес к тем или иным занятиям сходит на нет.

– Самое главное, от чего нужно воздержаться родителям, это пытаться откопать в своем ребенке собственные нереализованные стремления, – уверена педагог раннего развития Ирина Белая. – Нет смысла отдавать в балетную школу девочку, у которой нет нужных физических данных лишь из-за того, что мама мечтала быть балериной. Или пытаться слепить из увлеченного конструкторами малыша гениального футболиста, потому что так хочет папа. Самое главное для успешного будущего любого ребенка — это стремление к новому, готовность проявлять усилия ради достижения цели. Ведь если ребенку что-то интересно, возможно, в этом и проявляются его способности, а главные победы еще впереди.

О чем говорят некоторые склонности ребенка: Литературные способности: ребенок пытается сочинять собственные рассказы и стихи, выделяет в тексте самое важное, отбрасывая незначительные детали, грамотно и последовательно может построить рассказ, использует в речи большое количество эпитетов.

Технические способности: малыш с ранних лет любит мастерить, разбирать и собирать различные механизмы, чинить сломанные приборы, интересуется устройством различных механизмов и машин, имеет склонность к конструированию, часто разгадывает различные ребусы и головоломки.

Научные способности: ребенок с раннего возраста умеет четко и ясно выражать свои мысли, уже перед школой много читает, интересуется энциклопедиями и научно-популярными изданиями, ищет смысл и причины различных процессов, хорошо усваивает абстрактные понятия, рано учатся анализировать и искать причинно-следственную связь.

Из личного опыта. Ирина, менеджер проекта: «Мой мальчик рос разносторонне развитым — спасибо моим родителям, которые с ним занимались. Рано начал читать, неплохо рисовал, любил мастерить. Поступил в хорошую школу.

Мы с мужем — ярко выраженные гуманитарии в том смысле, что работаем с текстами и изображениями. И даже предположить не могли, что сын захочет стать математиком. Дело в том, что старшие классы в его школе — спецматематические, туда набирают со всей Москвы. Общаясь с увлеченными преподавателями и ребятами из старших классов, сын, можно сказать, проникся математикой, начал ходить на кружок, в итоге прошел большой конкурс в маткласс. «Математический поворот» у него случился в 12 лет.

Теперь главное в его жизни — математика, и, честно говоря, мне трудно объяснить, что стало тому причиной: то, что дома мы показывали сыну «весь спектр» возможностей в разных областях развития, или школьное окружение, или нечто сложно формулируемое, скажем так — врожденные особенности его мозга».

Из личного опыта. Валентина, пенсионерка: «Эта история когда-то меня поразила. Мой знакомый, кинорежиссер, усыновил парнишку из детского дома. Родился тот в цыганской семье.

У мальчика были проблемы: хулиганистый, с трудом научился писать и считать, еле высиживал уроки. Приемные родители (своих детей не было) отдавали ему всю свою любовь, но не могли понять, кем сын может стать, какую профессию может выбрать.

Когда ему было лет 13, отец в очередной раз взял его с собой на съемки. Должны были снимать историческую батальную сцену с лошадьми. Занимаясь реквизитом, зашли в мастерскую к шорнику, который делал седла, сбрую и так далее. Посмотрев на его работу, парень сказал: «Папа, я хочу здесь остаться!»

В итоге он закончил восьмилетку и стал заниматься экзотическим шорным делом. Сейчас он один из лучших специалистов в стране в этой области».

Ольга, журналист: «Моим любимым занятием в детстве было чтение. Я занималась и фехтованием, и училась в художественной школе, но в какой-то момент поняла, что лучшей я в этих областях не буду. А лучше всего у меня получалось писать.

Родители, конечно, думали о том, в каком направлении меня направить — и говорили со мной о журналистике. Мне очень понравилась такая идея. Я в девятом классе я пошла в школу юного журналиста на журфак МГУ, принесла свои заметки в федеральные газеты — их опубликовали, а дальше понеслась. С тех пор ни минуты не жалела о своем выборе».

Источник

Набор психолога «Приоритет» – комплексное развитие способностей ребенка

Я работаю педагогом-психологом в детском саду на протяжении десяти лет. За долгие годы практической деятельности мною было пересмотрено большое количество методик и программ. Мой выбор был остановлен на развивающем наборе психолога «Приоритет».  Это универсальный инструмент для работы с детьми младшей возрастной и дошкольной группы. Его можно смело использовать, занимаясь с воспитанниками, которые имеют нарушения интеллектуального развития и статус ОВЗ. Набор прекрасно подходит для проведения общеобразовательных занятий. Методическая разработка прошла стандартизацию и соответствует всем нормативам ФГОС. О безопасности и высоком качестве материала свидетельствует наличие сертификатов.

Материалы продукции характеризуются безукоризненным качеством, что особенно важно при работе с детьми. Детали выполнены из дерева высокой прочности. Покраска осуществлена с применением красителей натурального происхождения.

Набор психолога «Приоритет» – это беспроигрышное решения для таких направлений деятельности педагога-психолога, как развитие, коррекция и реабилитация. Он включает в себя семь модулей. Их использование направлено на реализацию следующих целей:

  • развитие мелкой моторики и зрительно-пространственной ориентации;
  • развитие операций словесно-логического мышления – анализа, синтеза, обобщения, классификации;
  • развитие идентификации и оценки взаимосвязи предметов по таким критериям, как цвет, форма, конфигурация, назначение;
  • развитие памяти;
  • освоение каллиграфии;
  • развитие свойств произвольного внимания;
  • изучение ментальной математики начального уровня.

Универсальная разработка помогает мне грамотно построить коррекционно-развивающие занятия. Ведь в ней есть все необходимое для работы. Она включает в себя методические рекомендации по работе, мобильный органайзер, разделенный на семь ящиков, а также учебно-игровые доски. Набор дополнен модулями-накопителями, оснащенными ячеистой системой. Названия модулей – «Движение на плоскости», «Геометрические фигуры», «Схожее и различное», «Пространственные объекты», «Навыки письма», «хватательные движения», «Математические навыки».

Особенно мне нравится использовать на занятиях модуль «Движение на плоскости. Комплект включает в себя 150 элементов, которые предназначены для составления фигурок, игровых карт, машинки. Из всех составляющих ребенку необходимо сконструировать карту «дороги», в которой должны прослеживаться все логические линии. Все объекты проводятся по траектории дороги. Работа реализуется в игровой форме и вызывает положительные эмоции у детей.

Дети полюбили модуль «Схожее и различное» и всегда просят с ними в него поиграть. Он состоит из 200 деталей – палочки, бусины, шнуры. Занятие развивает воображение, художественный вкус.

В век компьютеризации проблемы мелкой моторики возникают часто. Блок «Хватательные движения» приходит на помощь. Он учит понимать характеристики различных предметов, повторять форму по установленному образцу. Ребята с удовольствием играют, а после занятия делятся друг с другом, что больше всего понравилось. Счастливые лица детей и высокая динамика развития – главные подтверждения работы методики.

Освоить основы математики можно в увлекательной и занимательной форме. Блок «Математические навыки» как нельзя лучше для этого подходит. Совершая манипуляции с деталями набора, ребенок учится сложению, вычитанию и решает логические задания.

Изучение навыков письма превращается в интересное занятие, не вызывающее утомления. Ручка с магнитным наконечником помогает освоить принцип написания букв.

Источник