Развитие способностей ребенка на уроке биологии
«Развитие творческого потенциала учащихся на уроках биологии»
Выступление на Педагогическом совете
МБОУ «Ершичская средняя школа»
24.03.2016
Учитель биологии Закроева Л.А.
Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности обучающихся – развитие их творческих способностей. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, подготовить обучающихся к умению самостоятельно пополнять знания, воплощать в жизнь научно-технические решения, дать высшим учебным заведениям хорошо подготовленных абитуриентов, способных творчески овладеть выбранной специальностью.
Развитие познавательных способностей обучающихся – цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели. Понимание этого важно для работы учителя. Поэтому, заботясь о развитии обучающегося, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Но, применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей обучающегося. Сложные познавательные задачи можно предъявлять лишь ученикам, обладающим высоким уровнем развития познавательных способностей. Все это позволяет заключить, что развитие познавательных способностей обучающихся – длительный процесс. Система работы учителя по активизации познавательной деятельности школьников должна строиться с учетом постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемой цели – развитие познавательных творческих способностей обучающегося. И в то же время, используемые учителем приемы и методы в обучении должны предусматривать постепенное, целенаправленное и планомерное развитие мышления обучающихся и одновременно формирование у них мотива к учению.
Приемы развития познавательного интереса на этапе восприятия знаний
Приёмами, способствующими развитию познавательного интереса на этапе восприятия знаний и активизирующие деятельность учащихся, являются:
1) Прием новизны, предполагающий включение в содержание учебного материала интересных фактов, сведений и др. При этом учитель должен постоянно заботиться о том, чтобы не сводить свое изложение к простому пересказу учебника, а делать его живым, увлекательным и глубоким по содержанию, обогащающим и расширяющим имеющиеся у школьников знания.
В качестве примера: Один гектар леса в течение года очищает 18 миллионов кубометров воздуха! Сколько цветков посещают пчёлы? Пчела посещает в среднем 12 цветков в минуту, 720 цветков в час, 7200 цветков за 10 часов своего рабочего дня. Даже сравнительно слабая семья пчёл может отправить в поле до 10 тысяч рабочих пчёл. Если принять условие, что все они будут собирать только нектар, то посетят они не менее 72 миллионов цветков в день.
Приемы развития познавательного интереса на этапе осмысления изучаемого материала
Основными приемами развития познавательного интереса, используемые на этапе осмысления изучаемого материала, являются:
1) Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации и др.:
На уроках в IX классах мы используем следующие вопросы:
• В фантастическом романе «Человек-амфибия» юноше Ихтиандру пересажены жабры, которыми он дышит в воде. Какую физиологическую проблему, возникшую после этой пересадки и не позволяющую выжить человеку-амфибии в воде, не учёл автор романа?
• Щенка кормили только молоком. Будет ли у него выделяться слюна, если ему покажут кусок мяса? Ответ поясните.
В результате использования проблемных вопросов в ходе изучения учебного материала установлено, что они способствуют появлению у школьников удивления, озадаченности, интеллектуальной активности, эмоциональной приподнятости, стремления к узнаванию, более глубокому ознакомлению с предметом – состояний, свойственных познавательному интересу.
2) Исследовательский прием.
На основе проведенных обучающимися опытов, наблюдений и анализов литературных данных учащимся предлагается самостоятельно решить познавательную задачу, сформулировать вывод:
• Неподалеку от водоёма, населенного многими видами животных, в том числе и земноводными, находится завод, не имеющий на трубах очистительных фильтров. В водоёме стала наблюдаться массовая гибель земноводных. Анализ проб воды не показал наличия каких-либо вредных веществ для живых организмов. Почему погибли земноводные?
3). Эвристический прием.
Учитель, опираясь в своем вопросе на имеющиеся у обучающихся знания, помогает им с помощью наводящих вопросов найти правильный ответ.
• Предположим, что вы съели бутерброд с ветчиной. В каких отделах пищеварительной системы и с помощью каких веществ будут перевариваться его составные части?
• Назовите основные отличительные черты кольчатых червей по сравнению с другими типами червей.
• Почему их появление на Земле стало ещё одним эволюционным шагом к прогрессу.
4) Прием научного спора.
На уроке учитель создает ситуацию спора, особое внимание уделяя умениям обучающихся доказывать и обосновывать свои суждения.
Приемы развития познавательного интереса на этапе закрепления изучаемого материала
На этапе осмысления и закрепления полученных знаний используются следующие приемы, активизирующие познавательный интерес к учебному предмету:
1) Использование натуральных объектов в заданиях для обучающихся.
Розданы микропрепараты крови лягушки и человека (без надписи).
Задание: различить и ответить на вопрос: с чем связано именно такое строение эритроцитов крови человека?
2) Прием моделирования. В качестве примера можно привести следующее задание:
• Учащиеся получают набор (в пакете) организмов, обитающих на определенной территории. Задание: смоделируйте, используя набор, все возможные пищевые цепи.
3) Составление схем, таблиц.
Развитию познавательного интереса способствует использование на уроках биологии заданий по построению схем, работе с таблицами:
Использование биологических задач при развитии познавательного интереса к биологии
Верным является утверждение, что коль нет познавательной задачи, нет и работы мысли, есть задача – есть поиск ее решения. Постановка задач в процессе обучения повышает активность обучающихся. Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различные предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии. В практике работы школы используются следующие типы задач:
а) Задачи на воспроизведение имеющихся знаний.
Задача 1. Клетки кожицы листа прозрачные, бесцветные. Какое значение в жизни растения имеет такая особенность их строения?
Задача 2. Почему слизни в знойные дни укрываются под камнями, дисками, а в сырую погоду их можно увидеть ползущими по земле или на растениях.
б) Задачи, способствующие развитию логического мышления.
Задача 1. Весной на учебно-опытном участке посеяли семена спаржи.
Из них выросло только одно растение, остальные семена не взошли. На следующий год спаржа разрослась, на каждом её побеге образовались цветки, но плодов не было. В последующие года наблюдалось такое же явление. Какое предположение вы можете сделать по описанному случаю?
в) Задачи на распознавание натуральных объектов.
Задача 1. Рассмотрим под микроскопом препарат растительной ткани.
Определите, какая это ткань. Укажите признаки, по которым вы определили вид ткани, укажите местоположение этой ткани в растении.
г) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.
Задача 1. Замечено, что содержащиеся в аквариуме пиявки перед грозой или снегопадом выползают из воды и присасываются к стеклу над её поверхностью. В ясную солнечную погоду они обычно находятся на дне водоёма или плавают в толще воды.
– Предложите максимальное число гипотез, объясняющих это явление.
– Какие из них кажутся наиболее вероятными?
Задача 2. Лишайники на стволах деревьев не редкость. Они используют дерево просто как место поселения, т.е. это «квартиранты». А вот на деревьях в больших городах лишайников не встретишь. Предложите свои гипотезы, объясняющие данное явление.
д) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.
Задача 1. Земноводные могут различать окраску предметов, цветов.
Особенно они чувствительны к фиолетовой части спектра.
– Какими опытами можно подтвердить эту реакцию амфибий?
– Какие опыты вы могли бы предложить по изучению этого явления?
е) Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.
Задача 1. Когда берут кровь из вен предплечья, врач накладывает жгут на плечо. Пациент сжимает и разжимает кисть руки, при этом вены набухают и становятся чётко обозначенными. Как это можно объяснить?
ж) Задачи, связанные с самонаблюдением.
Задача 1. Измерьте свой рост утром, как только встанете, и вечером, перед сном. Сравните эти величины. Объясните причины изменения роста в течение дня.
Задача 2. Докажите, что видимые сосуды на тыльной стороне руки – это вены.
з) Задачи, содержащие новую для обучающихся информацию.
Задача 1. Летучие мыши чемпионы по непостоянству температуры тела.
Амплитуда изменения температуры – 56°! Когда зверек летит, температура бывает около 40°, а зимой она снижается до 7,5°. Летом сердце сокращается у них 420 раз в минуту, а в спячке – всего 8 раз. Какое значение имеют эти биологические явления в жизни летучих мышей?
Биологические задачи различного характера вызывают у школьников живой интерес, создают благоприятный эмоциональный фон. Они способствуют активизации мыслительной деятельности обучаемых, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии. У обучающихся в ходе их решения возникают вопросы, которые свидетельствуют об умственной активности, о стремлении узнать больше, что является показателем развивающегося познавательного интереса к биологии.
Познавательные игры как средство развития познавательного интереса к биологии
Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» – писал В.А. Сухомлинский.
К игре, как любой форме, предъявляются психологические требования:
• Как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а обучающимся необходимо испытывать потребность в ней.
• Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре.
• Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры.
• Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.
– Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически.
– Применяя игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности её использования.
Учебная игра выполняет несколько функций:
– обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);
– ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи);
– мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса. Приведем примеры познавательных игр, которые применяют на практике учителя.
а) Игры – упражнения.
Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний обучающихся, во внеклассной работе.
Пример: «Пятый лишний». Обучающимся предлагается найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно случайно попавшее в этот список.
б) Игра-поиск.
Обучающимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.
в) Игры – соревнование.
Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных
конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.
г) Сюжетно-ролевые игры.
Их особенность в том, что обучающиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это “Пресс-конференция”, «Круглый стол» и др. Обучающиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, рыбоохраны, ученого-орнитолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений обучающихся.
д) Познавательные игры – путешествия.
В предлагаемой игре обучающиеся могут совершать «путешествия» на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для обучающихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра-путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний обучающихся. За каждую «станцию» выставляются отметки.
Компьютерные технологии, как средство активизации процесса обучения
На уроках биологии и во внеурочное можно использовать электронные учебники, созданные на платформе «1С: Образование», такие как:
«Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.» 6 класс;
«Биология: Животные» 7 класс;
«Биология: Человек» 8 класс;
«Основы общей биологии» 9 класс;
энциклопедия Кирилла и Мефодия и др.
Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы обучающихся, сделав занятия более наглядными и интересными.
Использование ИКТ на уроках биологии позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.
Заключение
1. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии;
2. В обучении надо активно работать над развитием всех обучающихся, как сильных по успеваемости, так и слабых;
3. Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний обучающихся по курсу биология;
Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приемов активизации познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков.
Источник
Я – учитель биологии, и я учу впускать этот
прекрасный мир в себя. А чтобы достичь этого,
вначале надо научиться видеть, как окружающий
мир прекрасен: полет мотылька, цветок, тянущийся
к солнцу, трель соловья, улыбка ребенка.
Моя задача как учителя состоит в создании
условий для реализации и развития
индивидуальных и творческих способностей
учащихся, в воспитании личности:
– способной к саморазвитию и творчеству,
– обладающей стремлением к успеху, верой в свои
возможности, потребностью в новых достижениях,
– имеющей позитивное мышление,
– умеющей предвидеть результаты своих действий,
– обладающей активной жизненной позицией.
В течение трех лет я работала над методической
темой “Развитие творческих способностей
учащихся на уроках биологии”.
Свою методическую тему сочетала с технологией
проблемного обучения и воспитания.
В системе работы каждого учителя центральное
место занимает урок.
При современном подходе к образовательному
процессу урок уже нельзя рассматривать как
основную несущую конструкцию этого процесса.
Урок – лишь элемент в более крупной единице,
предназначенной для изучения темы.
Творчество – это высшая форма активности и
самодеятельности человека. Хотя научить
творчеству нельзя, но можно создать условия,
способствующие формированию творческой
личности.
Для того, чтобы сделать урок более эффективным,
чтобы активизировать процесс познания,
разнообразить деятельность учащихся и тем самым
вызвать интерес к биологии, в моей системе работы
есть и такие направления, как:
- Творческие работы;
- Проектно-исследовательская деятельность;
- Ролевые и интеллектуальные игры;
- Решение творческих биологических задач;
- Дидактические игры;
Творческие работы дают возможность создать
условия для реализации и развития творческих
способностей, опираясь на внутренние
потребности самоутверждения, самовыражения,
самореализации учеников, а также развития
самостоятельности и активности.
Активность – качество не врожденное и не
постоянное, а динамически развивающееся и
прогрессирующе. На уровень творческой и
познавательной активности ребенка сильно влияют
отношение учителя, его стиль общения, а также
настроение самого ученика. Если ученику удалось
себя реализовать в творчестве, достичь успеха в
тех направлениях деятельности, которые ему
особенно хорошо удаются, это значительно
повышает его интерес к предмету.
Творческие работы учеников состоят в создании:
– компьютерных презентаций к урокам,
– кроссвордов, криптограмм, ребусов, шарад,
– викторин.
Для учащихся, имеющих литературный талант –
написать стихи, сочинения. Например,
“Путешествие по клетке”, “Путешествие капельки
воды по зеленому растению”, “Путешествие
молекулы кислорода по организму человека”.
Во время работы над исследовательским проектом
каждый ученик имеет возможности реализовать
себя, применить имеющиеся у него
знания и опыт, продемонстрировать свою
компетентность, ощутить успех.
В ходе работы над исследовательским проектом
возможно и целесообразно развитие следующих
исследовательских умений: понимание сущности
проблемы и формулирование проблемного вопроса,
формулирование и обоснование гипотезы,
определение задач исследования, отбор и анализ
литературных данных, проведение эксперимента
или наблюдения, фиксирование и обработка
результатов, формулирование выводов, оформление
отчета о выполнении исследования. А также
развитие таких коммуникативных умений и навыков,
как организация внутригруппового
сотрудничества, совместная выработка способов
действий, публичная презентация работы.
Мои ученики работали над следующими проектами:
– модификационная изменчивость у растений (9
класс);
– влияние условий на рост и развитие
растительного организма (6 класс);
– влияние вредных факторов на растения (6 класс);
– влияние условий на рост и развитие комнатных
растений (6 класс);
– стресс и депрессия (9 класс).
Учащимися было проведено исследование причин и
форм проявления стресса и депрессии у людей.
Анкетирование подводилось по возрастным
группам, были построены диаграммы.
Мы, к великому нашему сожалению, сажая за парты
и навязывая форму получения знаний, иногда
отбиваем у ребенка желание учиться. Чтобы
побудить детей к творчеству, развить интерес к
изучению биологии, я на уроках и во внеурочной
деятельности использую различные игры и игровые
моменты.
Например, ролевые игры “Посещение врача”,
“Суд над сигаретой”, “Поле чудес”, “Своя
игра”, “Найди лишнее”.
Творческие биологические задачи могут быть
самыми разными. В своей деятельности я использую
следующие:
1. Задачи на выбор информации.
Выберите признаки характерные для
2. Задачи на исправление ошибок.
Исправьте ошибки…
Например:
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем
Лишь два крыла.
…Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот дышу… А. Фет
3. Задачи на сравнение и сопоставление выводов
Сравните строение, функции, образ жизни лягушки
и ящерицы.
4. Задачи на установление взаимосвязей.
Установите взаимосвязи между процессами:
питанием и фотосинтезом; строением и образом
жизни и т.д.
5. Задачи на выявление приспособлений.
Какие приспособления имеются у растений,
животных, конкретного вида и т.д.
6. Задачи на определение значения
приспособлений.
Какое значение имеет выделение фитонцидов у
растений.
7. Задачи на выявление противоречий.
Из биологической литературы выбирается
информация о живой системе, несущая
противоположные требования к ней. Например,
активность двух видов муравьев, питающихся одной
пищей в разное время суток.
Задача: Объясните активность муравьев в разное
время суток.
8. Задачи на постановку опытов.
Предложите опыты для выяснения причин,
например, листопада или механизма испарения воды
листьями.
9. Задачи на выдвижение гипотез.
Предложите гипотезы для объяснения данного
факта или явления: например, замедления дыхания
во время спячки у медведя.
10. Задачи на объяснение результатов опыта.
Объясните результаты данного опыта.
11. Задачи на анализ гипотезы.
Согласно одной из гипотез жизнь зародилась на
глине. Сделайте анализ этой гипотезы.
Для успешного решения биологических задач
использовались элементы теории решения
изобретательских задач (ТРИЗ).
ТРИЗ имеет большое количество приемов и
способов, помогающих создать решение и
“извлечь” решение из подсознания.
В своей деятельности я использовала такие
приемы, как:
1. Прием “Наоборот”.
Он рекомендует вместо прямого действия,
диктуемого условиями задачи, попробовать
осуществить обратное действие, общепринятые
решения сменить на обратные. Например,
Есть очень вкусные шоколадные конфеты –
“бутылочки с сиропом”. При их изготовлении
сталкиваются с противоречием:
– Сладкий желеподобный сироп должен быть
горячим, чтобы его легко было залить в шоколадную
бутылочку, но тогда плавится шоколад.
– Если сироп холодный, то шоколад не плавится, но
очень трудно его залить. Что делать?
Делают наоборот: сироп не нагревают, а
замораживают в виде бутылочки, а шоколад делают
жидким и окунают в него бутылочку.
2. Прием “Обрати вред в пользу”.
Это трудный, но в то же время мудрый прием. Он
требует хорошо знать систему, знать, что в ней
плохо, попытаться обратить вред в пользу.
Например,
- В настоящее время резко уменьшилось число
работающих промышленных предприятий и сельских
хозяйств. Это плохо. А что хорошего?
Ответ: Экологическая обстановка многих районов
стала заметно лучше.
- Чарльз Дарвин в детстве много болел. Это плохо. А
что хорошего?
Ответ: Это закалило его волю и он дал
человечеству новую научную концепцию жизни на
Земле.
- Жак Ив Кусто рассказал о таком случае. В месте,
где нерестится рыба, затонуло рыболовецкое
судно. Это плохо. А что хорошего?
Судно стало мешать ловить в этом районе рыбу,
так как появилась опасность потерять очень
дорогие капроновые сети
На обобщающих уроках по темам использую задачи
на смекалку.
По прямой линии идут три черепахи. Первая
говорит: “За мной идут две черепахи”. Вторая
говорит: “За мной идет одна черепаха”. Третья
говорит: “За мной идут две черепахи”. Почему она
так говорит?
- Если курица стоит на одной ноге и весит 2 кг, то,
сколько она буде весить, если встанет на две ноги? - Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут,
то, сколько времени нужно одной кошке, чтобы
поймать одну мышь? - У кого есть шапка без головы и нога без сапога?
- Могут ли быть на яблоне яйца?
- Может ли страус называть себя птицей?
Проведение на уроках дидактических игр
позволяет включить в активную работу как хорошо
подготовленных учащихся, так и слабо знающих
материал. Предлагаю варианты дидактических игр,
которые являются универсальными для любой
возрастной группы.
1. “Третий лишний”.
На доске написаны несколько столбцов, в каждом
из которых по три названия каких-либо организмов
или явлений живой природы. Они сгруппированы по
определенному признаку, но одно название в
каждом столбце не имеет этого признака, поэтому
является лишним.
2. “Продолжи ряд”.
Дана последовательность слов, относящихся к
определенной теме, но в ней не хватает нескольких
понятий, которые надо дописать.
Урок в современной школе по-прежнему остается
важнейшим компонентом образовательного
процесса. Все самое важное и самое главное для
школьника совершается на уроке. Как сделать,
чтобы каждый новый урок для ученика стал
ступенькой нового знания и развития?
Включаю в свои уроки элементы проблемного и
развивающего обучения, тестовые технологии,
индивидуальную, дифференцированную работу,
работу в группах.
Из технологии проблемного обучения использую разъясняющую
беседу. Провожу ее тогда, когда тема плохо
усваивается учащимися.
Например, дети получили задание найти стебель у
подорожника и одуванчика. Дети не справляются с
задачей и им предлагается следующий ход
рассуждений:
– Посмотрите на фуксию. Где у нее расположены
листья?
– На стебле.
– Так какой же главный признак стебля?
– На стебле растут листья.
– Теперь найдите стебель у одуванчика и
подорожника, используя известный вам признак.
Дети находят укороченный стебель растений. Эта
беседа носит репродуктивный характер, так как
направлена на усвоение знаний по показанному
образцу. Однако в приведенном примере есть над
чем подумать.
В старших классах на отдельных уроках
использую метод проблемного изложения
материала. Строя проблемное изложение, я отбираю
выразительный познавательный материал,
способный пробудить любопытство и
заинтересованность у обучающихся. Проблемное
изложение побуждает школьников внимательно
слушать, следить за логикой развертывания мысли,
искать и находить противоречия в логике самого
изложения. Проблемное изложение создает почву
для самостоятельных рассуждений ребят над
услышанным, для возникновения разнообразных
мнений в отношении изучаемого объекта, тем самым,
активизируя и обостряя процесс мышления.
В качестве источника материалов для
проблемного изложения использую гипотезы о
возникновении жизни на Земле и попытки их
доказательств. Не менее интересными сюжетами
являются: открытие процесса фотосинтеза,
гипотеза о способах репликации ДНК, вопросы,
связанные с реальностью эволюционного процесса.
Используя различные методики и технологии в
тесном взаимодействии, добиваюсь позитивных
результатов.
Растет мотивация к изучению предмета:
– повышается интерес к изучению биологии;
– не допускаются детьми пропуски уроков без
уважительной причины;
– дети выполняют домашние задания;
– усилилась активность детей на уроках;
– наблюдается повышение интереса к
исследовательской деятельности;
– с интересом и желанием участвуют в конкурсном
движении на разных уровнях;
– продолжают участвовать и побеждать в научных
объединениях, конкурсах по предметам.
На протяжении всей своей профессиональной
деятельности я являюсь заведующей кабинетом
биологии. Учебный кабинет так же, как и слово
учителя, призван учить и воспитывать ребенка. От
того, насколько учащимся комфортно в нем, зависит
многое.
В кабинете биологии школы:
– имеется большое видовое разнообразие
комнатных растений, в выращивании которых
участвуют и дети;
– создана и постоянно пополняет копилка
творческих работ учащихся;
– весь дополнительный материал, подготовленный
учащимися, систематизирован и используется на
уроках и во внеклассной работе;
– имеется материально-техническая база для
работы с учащимися и развития их творческих
способностей (компьютер, мультимедийное
оборудование, цифровой микроскоп);
– проводится исследовательская работа.
Работа, направленная на развитие ребенка как
творческой индивидуальности – процесс
длительный, требующий больших затрат времени,
усилий, терпения. И очень важно, не
останавливаясь на полпути, достичь своих целей.
Источник