Развитие способностей ребенка через конструирование
Мария Бурцева
Консультация «Конструирование как средство развития познавательных способностей детей»
Заниматься конструированием дети начинают в очень раннем возрасте, вспомним всеми любимые цветные пирамидки и цветные кубики, которые нравятся всем без исключения. Выделяют два вида конструирования – техническое (из строительного материала, деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления ; крупногабаритных модульных блоков) и художественное (из бумаги и природного материала)
Первый вид – техническое конструирование. Дети в основном отображают реальные объекты, придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом моделируются структурные и функциональные признаки. Конструирование тесно связано с игровой деятельностью (дети сооружают постройки, неоднократно перестраивают их во время игры). Второй вид – художественное конструирование. Дети, создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают своё отношение, передают характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. Ролевые игры, в которые включаются элементы конструирования, способствуют развитию сюжета. Полноценное конструирование влияет на сам процесс (отбирается материал, обдумываются способы, планируется и контролируется деятельность.) В раннем возрасте конструирование слито с игрой; в младшем игра уже побудитель к конструированию. Конструктивная деятельность способствует развитию познавательных способностей, проявляются в умении выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. Необходимым условием развития этих способностей есть тяга к умственным усилиям. Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности.
Дети знакомятся с различными материалами, осваивают сенсорные эталоны, закрепляют конструктивные навыки, учатся ориентироваться в пространстве.Кроме этого хочу перечислить еще ряд положительных факторов: развивается мелкая моторика, совершенствуется координация движений пальцев и кистей. конструирование также развивает психические процессы – память, мышление, воображение, внимание и восприятие. Нельзя пропустить и воспитательные моменты. Работа детей сближает, дисциплинирует, появляются общие интересы. Конструирование стимулирует развитие восприятия. Для того, чтобы правильно выполнить постройку или поделку, нужно тщательно рассмотреть предложенный образец, понять из какого материала он выполнен, сделать соответствующие выводы. Не всегда этот образец можно потрогать.
Наряду с развитием восприятия в старшем дошкольном возрасте идет процесс совершенствования внимания. При изготовлении постройки- поделки необходимо очень внимательно следить за объяснением воспитателя, а потом также внимательно выполнять действия, чтобы получилась хорошая работа. Практика показала, что игровые занятия способствует развитию произвольного внимания. В первый момент детей увлекает будущая деятельность, им очень хочется сделать то, что предлагает воспитатель. Но позже нужно приложить немало усилий для достижения конечного результата. Здесь необходимо относится к работе с повышенным вниманием.
Хочу предложить более подробно рассмотреть взаимосвязь конструирования и развития познавательных способностей. Прежде чем начать изготавливать постройку или поделку, мы с ребятами рассматриваем материал, выявляем его особенности, сравниваем с другими материалами. Здесь используются как занятия, так и исследовательская деятельность, дидактические игры. Малыши, например, сравнивают бумагу и картон, ребята постарше знакомятся с тканями различными, пряжей. Вместе мы заготавливаем природный материал, по ходу закрепляя названия деревьев, кустарников. Во время изготовления поделки у ребят закрепляется представление об сенсорных эталонах. Огромное значение имеет развитие конструктивных навыков, для некоторых детей это сложный процесс. Прежде чем, получится постройка или поделка ее нужно собрать, причем выполнить это правильно, подогнать все детали, склеить или сложить их ровно, точно. Особое место в конструирование занимает техника “Оригами”. При изготовлении этих игрушек, даже самых простых, нужна точность и острый глазомер. А когда все складывается, то сразу виден результат. Для детей это очень важный момент. Для лучшего результата можно использовать различные планы, схемы, карты, алгоритмы. Старшие дошкольники с удовольствием изучают такие инструкции, очень часто бывает так, что понимают их лучше некоторых взрослых.
Так же в процессе конструирования развивается:
• речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др., которые в других видах деятельности употребляются редко;
• дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький, в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т. д.).
Благодаря конструированию у детей пополняется словарный запас, развивается речь, воображение, а так же художественно-творческие способности.
Творческие способности – это в первую очередь способность ребенка находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора
Творческие способности – это такие психические свойства и качества личности, которые необходимы для успешного овладения различными видами художественной деятельности и развития творчества ребенка. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов.
Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях.
Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников.
В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:
• трудолюбие,
• самостоятельность,
• инициатива,
• упорство при достижении цели,
• организованность.
Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки)играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:
• умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.);
• работать дружно, не мешая друг другу. Становясь старше, дети уже более осознанно собирают свои постройки по замыслу или по схеме. Они строят домики для любимых игрушек из крупного конструктора или цветных кубиков, при этом сами не осознавая, начинают развивать сенсорику, исследуют окружающие предметы по цвету, форме, величине, динамическим качествам.
Строительные игры формируют потребность в общении, которое требует собственной активации речи. Не стоит забывать, что любую постройку можно и нужно обыгрывать в различного вида играх.
Выбор материала для конструирования очень велик и разнообразен, для каждого возраста различные строительные наборы, магнитный конструктор, деревянные, пластмассовые или крупногабаритные мягкие модули для детей младшего возраста.
. Очень важная роль в процессе конструирования отводится взрослому, для обучения детей конструированию необходимо пользоваться разнообразными приемами.
Основными приемами обучения являются следующие:
1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки. Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и построение занятия, общий порядок работы.
2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы.
3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций, поделок. Например, в постройке – как сделать перекрытие на высоких устоях, как добиться устойчивой конструкции; в бумажном конструировании – как склеивать стороны закрытого куба или бруска; в работе с конструктором – как крепить колеса на осях с помощью гайки; в работе с природным материалом – из какого материала лучше сделать отдельные части, в каких случаях лучше применить для скрепления пластилин, клей, как пользоваться шилом и т. д.
4. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.
При этом необходимо, чтобы на занятиях воспитатель общался со всей группой и с каждым ребенком отдельно, чтобы проверить, усвоил ли он новый материал.
Игровые занятия художественно-конструктивной деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми. Кроме того, художественно-конструктивнаядеятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включение в педагогический процесс занятий художественно-творческой направленности.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.Практика показала: с помощью традиционных форм работы нельзя решить в полной мере эту проблему – проблему развития творческой личности. Для этого необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его интересы и способности, т. е. нужно искать новые формы работы с детьми и родителями, развивать потребность в творческой деятельности.
Практика работы показывает, что в большей степени развивают у дошкольников речь и творческие способности такие формы организации обучения конструированию (по Л. А. Парамоновой,как:
• конструирование по образцу – обеспечивает переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера, помогает детям овладеть обобщенным способом анализа,
• конструирование по теме – позволяет детям сами создавать замысел конкретных построек и поделок, выбирать способы их выполнения, материал,
• конструирование по замыслу – развивает умение строить замысел, искать решение, не боясь ошибок,
• конструирование по условиям – задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, что соответствует принципам деятельностного подхода.
Подводя итог, следует сказать, конструирование как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающихи воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий и речевого развития, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребенка.
Источник
Туменбаева Г.К.
воспитатель
КГКП «Ясли- сад № 9 «Айгөлек»
г. Семей, ВКО
«Развитие познавательных способностей детей через конструирование»
«Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль
в действие – самая трудная вещь на свете» (И.Гете)
В настоящее время педагогические коллективы в своей работе интенсивно внедряют инновационные технологии. Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояния в другое, ранее не существующего компонента.
Целью внедрения является повышения качества образования профессионального мастерства педагога, формирование активности ребенка в познании окружающей действительности, раскрытию индивидуальности в процессе взаимодействия педагога с воспитанником.
Конструирование является практической деятельностью детей, направленной на получение определенного, заранее продуманного продукта. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей потребностям и интересам детей. Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, но и форму, величину, строение; у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, практически разбирает образец на детали. А затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ и синтез).
Понятие «Конструирование» в переводе с латинского означает создание модели, построение.
Именно конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития умственных и творческих способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. В средней группе одной из основных задач, которые я ставлю перед детьми, является обучение использования строительных деталей с учетом их конструктивных свойств : (устойчивость, форма, величина), строительство объектов по операционным картам, используя детали разного цвета для создания постройки
В организованной учебной деятельности по конструированию в своей группе ставлю все эти задачи.
Для решения поставленных задач большое значение имеет организация предметно-развивающей среды по конструированию.
В нашей группе выделили специальное место для игр со строительным материалом. Там имеется крупный деревянный и пластмассовый конструкторы. Там же у нас находятся игрушки для обыгрывания (дикие и домашние животные средних размеров, деревья , машины разных размеров, сказочные персонажи, матрёшки, куклы). На дидактическом столе расположили мелкий деревянный конструктор и соответствующие игрушки для обыгрывания, а также рисунки и фотографии построек. Используя интернет-технологии, оформили папку с фотографиями мостов различного вида ( пешеходного, архитектурного, автомобильного и т.д.), фотографии самолётов, домов, кораблей. Накануне, перед занятием, проводим с детьми предварительную работу, которая отражена в циклограмме, с целью расширения и уточнения знаний и представлений детей об определённых предметах и объектах. рассматриваем фотографии, иллюстрации, рисунки этих объектов и предметов. Так, например, вместе с детьми, за день до занятия по строительству моста, рассматривали фотографии мостов. Знакомя детей с различными видами мостов, подводили к понятию того, что мосты бывают разные, имеют разное значение, строение. У детей появилось более расширенное представление об этих сооружениях. На занятиях используем мелкий деревянный конструктор. Перед занятием готовим рабочее место для ребят. На столах располагаем ящик со строительным материалом для детей. Количество деталей в ящике превышает необходимое. Все занятия проводятся в игровой форме, используем сюрпризные моменты.
В начале года продолжали учить детей строить постройки по образцу. Постройки мы строили с конкретной целью: домик для матрёшек, мост для машин и пешеходов и т.д. Вначале с детьми рассматривали образец в целом. Затем выделяли части, из которых состоит образец, определяли назначение этих частей и их пространственное расположение по отношению друг к другу (крыша расположена на перекрытиях). Далее выделяли, из каких деталей сделаны эти части и как они расположены (крыша состоит из призм, поставленных в ряд). Порядок обследования образца соответствует последовательности возведения постройки. Далее дети самостоятельно выполняют работу. В процессе выполнения постройки детьми следим за тем, чтобы дети точно следовали образцу, правильно отбирали детали и правильно их использовали, помогаем отдельным детям (не мешая при этом другим) советом, вопросом («А проедет ли твоя машина в эти ворота?»).
Если у ребёнка не получается постройка, мы обращаем его внимание на операционную карту и вместе с ним пытаемся разобраться в его затруднениях. Если мы видим, что многие дети не могут выполнить задание, или замечаем ошибки общие для нескольких детей, то мы еще раз объясняем и показываем, акцентируя внимание детей на моментах, вызывающих у них трудности. Далее мы даём анализ детской деятельности, так же привлекаем к анализу и самих детей, спрашиваем, из каких деталей состоит постройка, из каких деталей сделаны эти части и т.д. Мы отмечаем не только результаты детей (правильность и аккуратность построек), но и сам процесс: как дети рассматривали образец, подбирали материал, выполняли отдельные действия и т.д. В конце занятия показываем детям, как можно играть с данной постройкой и предоставляем им для этого время. После занятий и игр ребята самостоятельно разбирают постройки и укладывают все на место.
На данном этапе мы продолжаем обучать ребят конструктивным действиям по образцу, по условиям, предложенным воспитателем, и по собственному замыслу. Когда дети строят что-либо по образцу, мы учим их его анализировать, обследовать (общий вид, основные части, детали, их пространственное расположение). В середине года в качестве образца мы начали использовать схемы построек. Это более сложный вид конструирования. Применяя наглядные схемы на занятиях, мы объясняем детям подробно, как правильно выбрать и разместить детали в пространстве, с чего начать, а так же стараемся отрабатывать у детей технику их точного соединения, учим ребят выделять в предметах те свойства, которые должны быть переданы в постройке. Поэтому одной из основных задач таких занятий является обучение детей умению анализировать чертёж.
Также мы знакомили детей с тем, что одни детали можно заменить другими, соответственно соединив их: два кирпичика, положенные один на другой на широкую грань, заменяют два кубика, из 2-3 кубиков можно составить брусок.
После проведённого занятия мы обязательно закрепляем с детьми полученные знания и умения в процессе игр, в индивидуальной работе во втором блоке. Мы предлагаем детям строительный материал, вовлекая их в игру ( -Ребята, давайте построим большой, красивый корабль и отправимся на нём в путешествие.) Во второй половине дня мы с ребятами проводили игру на закрепление знаний строительных деталей( «Строительные детали»). Мы раздали детям строительные детали и предложили действовать с ними по ходу стихотворения: Как –то кубик в лес пошёл, там кирпичика нашёл…
Играли в дидактические игры «Подбери детали», «Найди детали». В игре «Найди детали» дети находили детали, у которых есть прямоугольные стороны (круглые, треугольные), находили детали, которые могут кататься. Так же мы проводили работу с иллюстрациями. Предлагали детям рассмотреть иллюстрации, на которых изображены разные постройки и назвать изображённые на ней предметы. Так же мы играли и в другие игры: «Преврати фигуру», «Тень», «Выложи фигурами» и др.
Основные наши помощники – это родители. Поэтому, в феврале месяце, для родителей была оформлена ширма на тему: «Развитие конструктивных способностей у детей дошкольного возраста», так же мы оформили папки передвижки по теме конструирование, проводились индивидуальные беседы с родителями, консультация на тему: «Конструируем из ЛЕГО», родительское собрание.
К середине учебного года наши дети стали уже хорошо различать детали по форме и величине, знают названия основных деталей, правильно пользуются словесными обозначениями: длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, создают постройки по образцу, по условию, умеют отбирать нужные детали, умеют видоизменять образец. В процессе обучения дети усвоили, что детали обладают разной степенью устойчивости, которая зависит и от положения на плоскости, и от сочетания с другими деталями: кубик на любой грани устойчив.
Работая над этой темой разработала новую инновационную технологию: работа по операционным картам.
Например из строительного материала: на тему: «Гараж с воротами» был сюрпризный момент (игровая технология: создаю радостную обстановку, развиваю фантазию детей): звук мотора. Что это за звук? (издают звучание машины) Что это едет? Какая машина? А кто приехал в машине?
Здесь использовала несколько образовательных областей: «Познание», «Коммуникацию».
«Давайте познакомимся» в группу приходит мальчик Айдос. При знакомстве с ним , дети называют свои имена. Он приглашает поиграть в дидактическую
игру: »Чудесный мешочек»; определить на ощупь форму строительных деталей и предлагает построить гараж для машинок.
Применяется технология ИТК с ее помощью рассматриваются части гаража, закрепляются названия (стены, ворота, крыша)
Айдос предлагает придумать рассказ про гараж (ТРИЗ).
Работа по операционным картам. Дети рассматривают карточки, которые принес Айдос и определяют последовательность работы: сначала нужно возвести заднюю стену гаража. Для этого необходимо поставить кирпичик на узкую длинную сторону, затем построить боковые стены. Ставим кирпичик с правой стороны, а затем с левой на узкую длинную сторону (фундамент)
Ворота строим ставя кирпичик впереди на узкую длинную сторону. Кладем пластину сверху на кирпичик. Получается крыша Вот и построили гараж для машинок.
Айдос предлагает самостоятельно выполнить постройку. Воспитатель оказывает помощь. Затем расставляют машинки в гаражи и рассматривают постройки. На протяжении всей ОУД проводится билингвальный компонент, дети повторяют слова, гараж, на трех языках.
Одним из видов конструирования: оригами-складывание игрушек из листа квадратной формы в разных направлениях. На этой ОУД рассказала «Что такое оригами?», историю возникновения. В переводе с японского «ори» -сгибать, «гами»- бумагу. Это фигурки зверей, птиц, рыб и т.д.Мы слушали стихотворение об оригами. Затем дети последовательно работали по операционным картам, создали образ собачки из бумаги.
Поделки из природного материала
Во всех видах конструирования дети относятся к материалу бережно, развиваю художественный вкус, память, воображение, мышление, глазомер, мелкую моторику рук, воспитываю :самостоятельность, наблюдательность, силу воли, в конце анализируют, начатое дело доводят до конца. Поделки сделанные используем в играх, в инсценировках, дарим на дне рожденья, к празднику своим родителям. Например: мы сделали самолетики дети взяли на прогулку и самостоятельно организовали игры: «»Чей самолетик дальше улетит», «Летчики». Этот пример говорит о том, что дети в самостоятельной деятельности смогли использовать свою игрушку в другом виде деятельности – игре).
В своей дальнейшей работе планируем закреплять и усовершенствовать конструктивные навыки наших детей, особое внимание будем уделять конструированию по чертежам и схемам; пополнять свой методический запас различными играми, фотографиями, схемами, чертежами, рисунками. Поставленные задачи нашли своё отражение в перспективном годовом плане.
Источник