Развитие способностей и дарований ребенка главным образом зависит

Развитие способностей и дарований ребенка главным образом зависит thumbnail

Лекция для родителей:

«От чего зависит развитие интересов, способностей и дарований школьников»

Педагог-психолог

МАОУ «Гимназия №13»

Турова Ю.С.

Социальные процессы, происходящие в обществе, выдвигают новые требования к развитию личности. Настоятельной потребностью времени является проявление творчества, поиск рациональных нестандартных путей решения задач в любой сфере деятельности,  повышение интеллектуального  потенциала  каждого  члена  общества,  максимального развития творческих способностей человека.
        Проблему психолого-педагогических особенностей развития творческого потенциала школьников, невозможно рассматривать как процесс самостоятельный, отдельный от комплексного формирования личности. На мой взгляд, на формирование личности влияют такие психологические факторы, как: наследственность, среда, активность, воспитание, образование, развитие.

Понятие «коллектив» в силу его неоднозначности нуждается в уточнении. Можно выделить 2 основных значения, которые ему придают, что дает основание говорить о двух подходах в трактовке этого понятия.

Один из подходов состоит в том, что коллектив понимается как высший уровень развития малой группы. В соответствии с этими представлениями коллективом можно назвать группу, в развитии которой достигнуты:

   – высокая степень сплоченности;

   – ценностно-ориентационное единство и другие показатели высокой организации (разные авторы выделяют различные системы показателей).

Согласно другому подходу, коллективом считают особым образом сформированная группа, которая в реальной жизни  проходит определённые этапы своего развития от нулевого до высшего уровня. Однако не зависимо от того, на каком уровне развития  находится эта группа, она является коллективом. В этом случае коллектив отличается по известным признакам:

– выдвижение общественно значимой цели;

– совместная деятельность, направленная на ее достижение.

Процесс развития личности

В переводе с латинского «процесс» означает «движение вперед», «изменение».
Если человек достигает такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Понятие «личность» в отличие от понятия «человек» — социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу, посильного вклада в сокровищницу материальных и духовных ценностей, с другой. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием.

Развитие человека — очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему. Характерная особенность этого процесса — диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

Человек — кузнец своего счастья

Не зря сказано: вся жизнь — борьба. Начинает ее человек с первым криком младенца и ведет до гробовой доски. Борьбу трудную, изнуряющую, не прекращающуюся ни на секунду, Вот и нынешним утром по звонку будильника нам пришлось включиться в вечное состязание и решать непростую задачу — идти на первую пару по педагогике или поспать еще. Вечное противоречие «хочу» — «надо». Каждый вышел из него по-своему: в результате кто-то чуточку «прибавил» в своем развитии, а кто-то остался на прежнем уровне. То, что мы называем развитием, складывается из малозаметных ежедневных «прибавок».

Изучая человеческое развитие, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, — с другой. Анализ факторов развития был начат еще античными учеными. В отечественной педагогике и психологии ощутимых результатов в изучении развития школьников добились П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Г.С. Костюк, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия. Заметный след в науке о развитии оставили зарубежные исследователи Л. Термен, Э. Геккель, Ф. Мюллер, Й. Шванцара.

Требовалось прежде всего ответить на главный вопрос: почему различные люди достигают различного уровня развития, от каких условий зависит этот процесс и его результат? Длительные исследования позволили вывести общую закономерность: развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями. К внутренним условиям относятся физиологические и психические свойства организма. Внешние условия — это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые взаимоотношения, что в свою очередь приводит к очередному изменению И так без конца. Соотношение внешнего и внутреннего, объективного и субъективного бывает разным в различных формах проявления жизнедеятельности личности и на различных ступенях ее развития.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду прежде всего среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, а вторую — к ближайшему. В понятие социальная среда входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие. Ближняя среда — это семья, родственники, друзья.

Каково же влияние среды на формирование человека? Единства в его оценке среди педагогов, стоящих на различных методологических платформах, нет. Точнее говоря, огромную важность среды признают педагоги всего мира. Не совпадают взгляды при оценке степени влияния среды. Как известно, абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно, человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.

Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентации. Семья же предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.

Нынешняя семья переживает не лучшие времена. Растет число разводов, неполных семей, растет и число социально обездоленных детей. Кризис семьи, по мнению специалистов, стал причиной многих негативных общественных явлений, и прежде всего первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних. Подростковая преступность в России достигла угрожающих размеров. Значительное число правонарушений в стране совершается подростками и молодыми людьми в возрасте 14— 18 лет.

Деятельность как фактор развития

Влияние на развитие наследственности, среды и воспитания дополняется еще одним чрезвычайно важным фактором — деятельностью личности. Под этим понимается все многообразие занятий человека, все то, что он делает. Из глубины веков дошли до нас мудрые наблюдения: «Скажите мне, что и как делает ребенок, и я скажу вам, каким он вырастет»; «Ни один бездельник еще ничего не достиг»; «Сколько пота — столько успеха»; «Человек сам кузнец своего счастья»; «Кто рано встает, тому Бог дает»; «По труду и честь»; «Творение указывает на творца» и т. п. Словом, очевидна прямая связь между результатами развития и интенсивностью деятельности. Это еще одна общая закономерность развития, которую можно сформулировать так: чем больше работает человек в определенной области, тем выше уровень его развития в этой области. Разумеется, пределы действия этой закономерности не безграничны, а определяются «сдерживающими» факторами — способностями, возрастом, интенсивностью и организацией самой деятельности и другими.

Читайте также:  Зона ближайшего развития ребенка позволяет

В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, ее нужно организовать и разумно направить.
Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности. Познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Для нее характерна не только потребность решать познавательные задачи, но и необходимость применять полученные знания на практике. Трудовая активность стимулирует быстрое и успешное формирование духовного и нравственного мира личности, определяет готовность много и успешно трудиться.

Все проявления активности имеют один и тот же постоянный источник — потребности. Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. Показать растущему человеку полезные, максимально ослабить ложные направления активности — постоянная и одновременно очень сложная задача воспитания. Сложность в том, что потребности и мотивы деятельности в период интенсивного становления человека очень подвижны и переменчивы. На различных возрастных ступенях должны оперативно меняться виды и характер деятельности. Массовое школьное воспитание не всегда успевает за этими переменами, а должно успевать, чтобы не допускать необратимых последствий.

Тесты с нами

На практике обычно применяется, не один, а комплекс тестов для всестороннего изучения определенных качеств. Для примера познакомимся с тестом чешского психолога Й. Йырасека, составленным для диагностики уровня вербального (словесного) мышления шестилетних детей. Этот тест входит в комплекс тестов для определения школьной зрелости.

Тест ВМ (вербальное мышление)

1. Какое животное больше — лошадь или собака?
Лошадь = 0, неправильный ответ = -5.
2. Утром мы завтракаем, а в полдень …?
Обедаем = 0, полдничаем, ужинаем, спим и т. д. = -3.
3. Днем светло, а ночью …?
Темно = 0, неправильный ответ = -4.
4. Небо голубое, а трава …?
Зеленая = 0, неправильный ответ = -4.
5. Черешни, груши, сливы, яблоки … это что?
Фрукты = 1, неправильный ответ = -1.
6. Почему раньше, чем проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы?
Чтобы никто не попал под поезд и т. д. = 0, неправильный ответ = -1.
7. Который час? (Показать на бумажных часах: четверть седьмого, без пяти минут восемь, четверть двенадцатого и пять минут.)
Хорошо показано = 4, показано только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3, не знает = 0.
8. Что такое Прага, Бероун, Плзень?
Города = 1, станции = 0, неправильный ответ = -1.
9. Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это …, маленькая овечка — это…?
Щенок, ягненок = 4, только одно из двух = О, неправильный ответ = -1.
10. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Чем, что у них одинакового?
На кошку (достаточно одного признака) = 0, на кошку (без приведения признаков подобия) = 1, на курицу = -3.
11. Почему во всех автомобилях тормоза?
Две причины (тормозить с горы, остановиться и т.д.) = 1, одна причина = 0, неправильный ответ = -1.
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? Два общих признака = 3, одно подобие = 2, неправильный ответ = 0.
13. Чем похожи друг на друга белка и кошка? Определение, что это млекопитающее, или приведение двух общих признаков (четыре ноги, хвост и т.д.) = 3, одно подобие = 2, неправильный ответ = 0.
14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты их узнал? У винта нарезка = 3, винт завинчивается или у винта гайка = 2, неправильный ответ = 0.
15. Футбол, прыжок в высоту, теннис, плавание … это? Спорт (физкультура) = 3, игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2, неправильный ответ = 0.
16. Какие ты знаешь транспортные средства?
3 наземных транспортных средства и самолет или корабль = 4, после подсказки = 2, неправильный ответ = 0.
17. Чем отличается старый человек от молодого? Три признака = 4, одно или два различия = 2, неправильный ответ (у него палка. Он курит) = 0.
18. Почему люди занимаются спортом? Две причины = 4, одна причина = 2, неправильный ответ = 0.
19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы? Правильный ответ =2, неправильный ответ = 0.
20. Почему на письмо нужно наклеивать марку?
Так платят за пересылку = 5, чтобы не платить штраф = 2, неправильный ответ = 0.

Результат теста — это сумма баллов (+ и -), достигнутых по отдельным вопросам. Классификация результатов:

Отлично……………………………………….+24 и более
Хорошо………………………………………..+14 до+23
Удовлетворительно………………………+0до +13
Плохо…………………………………………..-1 до -10
Очень плохо…………………………………-11 и хуже.

Литература для самообразования

Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Методологические и теоретические проблемы педагогики. — М., 1969.

Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. — М., 1980.

Филонов Г.Н. Формирование личности: проблема комплексного подхода в процессе воспитания школьников. — М., 1983.

Шванцара Й. Диагностика психического развития. — Прага, 1978.

Источник

Елена Каргашилова
Развитие способностей и одарённости как важная составляющая формирования личности ребёнка

Известно, что одаренность и способности человека могут ярко проявиться в любом возрасте и самых разнообразных направлениях деятельности. Анализируя взгляды отечественных и зарубежных ученых (Ф. Гальтон, Дж. Гилфорд, Е. И. Игнатьев, А. Г. Ковалев, А. М. Матюшкин, Э. Мейман, С. Л. Рубинштейн, А. И. Савенков, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина, Б. М. Теплов, Э. П. Торренс и др.) на способности и одаренность, я основываюсь на положения специалистов, четко выделявших структуру способностей, их составляющие компоненты, возможность формирования в процессе соответствующих видов деятельности, начиная с дошкольного возраста.

В вопросах развития способностей ребенка отечественная педагогика и психология исходят из того принципа, что способности проявляются и развиваются именно в той деятельности, для осуществления которой они нужны и формируются в процессе целенаправленного обучения при условии руководящей роли педагога. Это общее положение полностью относится и к способностям к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста, а затем и в школе, где при условии обеспечения преемственности (см. работы Я. Чарнецкого, Р. Мирошкиной) этот процесс продолжает развиваться.

Как показали исследования, посвященные подготовке детей к школе, проводившиеся под руководством известного ученого В. И. Слободчикова в начале 90-х гг. XX века, такая важная составляющая как овладение школьниками умением учиться, закладывается еще в дошкольном возрасте, в том числе, через рисование, которое способствует формированию у дошкольников образных представлений.

Вопросы возникновения и развития детского рисунка издавна привлекали внимание художников, педагогов, психологов, исследователей детского изобразительного творчества. Значение рисования в жизни и развитии ребенка подчеркивали крупнейшие педагоги мира Я. А. Коменский, Г. Пестолоцци, Ф. Фребель, которые предпринимали попытки выделить структурные части, включенные в процесс рисования и обосновать их. Важное место в этом процессе занимают исследования способностей к рисованию, условия и характер их возникновения, специфика проявления и возможности формирования.

Дошкольный возраст имеет огромное значение в жизни человека, в развитии психических свойств, процессов, качеств личности. О том, какой большой путь в своем развитии проходит человеческий индивид за первые шесть лет свое жизни, писали многие педагоги, психологи, писатели (К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Л. Н. Толстой и др.). Велико значение дошкольного возраста в формировании и развитии способностей к изобразительной деятельности.

Читайте также:  Характеристика развития речи ребенка с синдромом дауна

Биографии многих художников (О. А. Кипренского, Е. Егорова, И. К. Айвазовского, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. А. Серова, И. Грабаря и др.) свидетельствуют о том, что они рано начали проявлять интерес к рисованию, лепке, рано начали заниматься изобразительной деятельностью.

Вместе с тем, ряд известных художников-педагогов отмечает целесообразность раннего развития способностей. Так, К. П. Брюллов говорил, что надо начинать рисовать с младенческого возраста, чтобы приучить руку передавать мысли и чувства подобно тому, как скрипач передает на скрипке то, что чувствует.

Известный русский художник и педагог, подготовивший целую плеяду выдающихся художников, П. П. Чистяков подчеркивал, что всякий опытный и честный профессор скажет, что чем моложе ученик поступает к нему, тем удобнее образовать из него художника.

Отечественные ученые Б. М. Теплов и Н. П. Сакулина, изучавшие художественные способности детей, подчеркивали, что способности – это не только знания, навыки и умения; вместе с тем, они проявляются через знания, навыки и умения, и отсутствие этих психических образований не позволит реализоваться способностям. Об этом же писал и известный дидакт И. Я. Лернер, подчеркивавший социальную направленность способностей и считавший, что способности реализуются через знания, навыки и умения, проявляясь и развиваясь в непосредственной деятельности ребенка.

Источник

1.
От организации и осуществления
целенаправленного учебно-воспитательного
процесса.

2.
От природных задатков.

3.
От объема приобретенных знаний, умений.

4.
От общения со сверстниками.

5.
От числа прочитанных книг.

I Деятельность как фактор развития

Влияние на развитие
наследственности, среды и воспита­ния
дополняется еще одним чрезвычайно
важным фактором — деятельностью
личности. Под этим понимается все
многообра­зие занятий человека, все
то, что он делает. Из глубины веков дошли
до нас мудрые наблюдения: «Скажите мне,
что и как делает ребенок, и я скажу вам,
каким он вырастет»; «Ни один бездельник
еще ничего не достиг»; «Сколько пота —
столько успеха»; «Человек сам кузнец
своего счастья»; «Кто рано вста­ет,
тому Бог дает»; «По труду и честь»;
«Творение указывает на творца» и т. п.
Словом, очевидна прямая связь между
результа­тами развития и интенсивностью
деятельности. Это еще одна общая
закономерность развития, которую можно
сформулиро-

90

вать
так: чем больше работает человек в
определенной области, тем выше уровень
его развития в этой области. Разумеется,
пределы действия этой закономерности
не безграничны, а оп­ределяются
«сдерживающими» факторами — способностями,
возрастом, интенсивностью и организацией
самой деятельно­сти и другими.

В процессе
деятельности происходит всестороннее
и цело­стное развитие личности
человека, формируется его отношение к
окружающему миру. Чтобы деятельность
привела к формиро­ванию запроектированного
образа личности, ее нужно органи­зовать
и разумно направить. В этом самая большая
сложность практического воспитания. К
сожалению, во многих случаях оно не
может предоставить возможностей для
развития; воспи­танники порой лишены
самого необходимого — активного участия
в общественной, трудовой, познавательной
деятельно­сти, обречены на ее пассивное
созерцание и затверждение го­товых
истин.

.
Основные виды деятельности детей и
подростков — игра,
учение, труд.

По направленности выделяется
познавательная,
общественная, спортивная, художественная,
техническая, ремес­ленническая,
гедоническая

(направленная на получение удоволь­ствия)
деятельность. Особый вид деятельности
общение.

Деятельность
может быть активной
и пассивной.
Даже са­мый маленький ребенок уже
проявляет себя как активное су­щество.
Он предъявляет требования к взрослым,
сверстникам, выражает свое отношение
к людям, предметам. В дальнейшем под
влиянием среды и воспитания активность
может как повы­шаться, так и снижаться.
Можно привести сколько угодно примеров,
когда человек занят, много работает, но
действует без желания, без настроения,
как говорится, спустя рукава. Ра­зумеется,
такая деятельность к высоким результатам
не ведет. Хорошее развитие обеспечивается
только активной, эмоцио­нально
окрашенной деятельностью, в которую
человек вклады­вает всю душу, в которой
полностью реализует свои возмож­ности,
выражает себя как личность. Такая
деятельность прино­сит удовлетворение,
становится источником энергии и
вдохно­вения. Вот почему важна не
столько деятельность сама по себе,
сколько активность личности, в этой
деятельности проявляю­щаяся.

Активность
в обучении

позволяет школьнику быстрее и ус­пешнее
осваивать социальный опыт, развивает
коммуникатив-

91

ные
способности, формирует отношение к
окружающей дей­ствительности.
Познавательная
активность

обеспечивает ин­теллектуальное
развитие ребенка. Для нее характерна
не только потребность решать познавательные
задачи, но и необходи­мость применять
полученные знания на практике. Трудовая
ак­тивность

стимулирует быстрое и успешное
формирование ду­ховного и нравственного
мира личности, определяет готов­ность
много и успешно трудиться.

Все
проявления активности имеют один и тот
же постоян­ный источник — потребности.
Многообразие человеческих по­требностей
порождает и многообразие видов
деятельности для их удовлетворения.
Показать растущему человеку полезные,
максимально ослабить ложные направления
активности — по­стоянная и одновременно
очень сложная задача воспитания.
Сложность в том, что потребности и мотивы
деятельности в пе­риод интенсивного
становления человека очень подвижны и
пе­ременчивы. На различных возрастных
ступенях должны опера­тивно меняться
виды и характер деятельности. Массовое
школьное воспитание не всегда успевает
за этими переменами, а должно успевать,
чтобы не допускать необратимых
последствий.

Активность самого
человека — непременное условие разви­тия
его способностей и дарований, достижения
успеха. Какие бы прекрасные воспитатели
ни опекали ребенка, без собствен­ного
труда он мало чего достигнет. К.Д. Ушинский
отмечал, что ученик должен учиться сам,
а педагог дает ему материал для учения,
руководит учебным процессом. Следовательно,
при правильном воспитании школьник не
столько объект пе­дагогического
воздействия, сколько субъект, т. е.
активный участник собственного
воспитания.

Активность личности,
как и деятельность, имеет избира­тельный
характер. Развитие личности происходит
под воздей­ствием не любых, не всяких
влияний, а главным образом тех из них,
которые выражают потребности самого
человека, обра­щены к его личности,
опираются на его собственное отноше­ние
к действительности. «Главное дело
воспитания как раз в том и заключается,
— писал С.Л. Рубинштейн, — чтобы тыся­чами
нитей связать человека с жизнью — так,
чтобы со всех сторон перед ним вставали
задачи, для него значимые, для него
притягательные, которые он считает
своими, в решение которых он включается.
Это важней всего потому, что главный
источник всех нравственных неполадок,
всех вывихов в пове-

92

дении — это та
душевная пустота, которая образуется
у людей, когда они становятся безучастными
к окружающей их жизни, отходят в сторону,
чувствуют себя в ней посторонними
наблю­дателями, готовыми на все махнуть
рукой, — тогда им все ста­новится
нипочем»*.

Активность личности
не только предпосылка, но и резуль­тат
развития. Воспитание достигает цели,
когда ему удается сформировать общественно
активную, инициативную, творчес­кую
личность, приносящую радость себе и
людям. Разумная, педагогически выверенная
организация деятельности школьни­ка
обеспечивает активность во всех ее
проявлениях. Ставить подрастающего
человека в позицию активного деятеля,
воору­жать его такими способами
деятельности, которые дают воз­можность
активного приложения сил, изучать его
личностное своеобразие, всемерно
раскрывать его потенциальные возмож­ности
— таковы функции воспитателя, разумно
направляюще­го процесс развития
личности.

m

VI.
Донецкий учитель В.Ф. Шаталов успешно
обучает всех учеников независимо от
способностей и домашних усло­вий.
Секрет своих успехов Виктор Федорович
выражает словами: «Ученик должен учиться
победно!» Что играет решающую роль в
достижении высоких школьных успе­хов
его учеников? „ 1. Хорошая наследственность.

2.
Благоприятная среда.

3.
Воспитание в семье.

4.
Правильно организованная познавательная
деятель­ность.

5.
Отношение к учебе.

Читайте также:  Развитие ребенка на 33 неделе при двойне

6.
Интерес к учебному предмету.

7.
Личность учителя.

Диагностика
развития

В педагогической
практике все больше ощущается потреб­ность
в оперативной диагностике достигнутого
учениками уровня развития. Это связано
с тем, что эффективно управлять


Рубинштейн
СЛ.
Принципы
и пути развития психологии. — М., 1959. С.
140-141.

93

процессами
формирования личности без знания
глубины, тем­пов и особенностей
происходящих изменений нельзя. Крыла­тые
слова К..Д. Ушинского: «Если педагогика
хочет воспитать человека во всех
отношениях, то она должна прежде узнать
его тоже во всех отношениях» — как
нельзя лучше объясняют не­обходимость
диагностики в живом учебно-воспитательном
процессе.

Диагностика
(от греческого «диа» — прозрачный и
«гно-зис» — знание) — общий способ
получения опережающей ин­формации
об изучаемом объекте или процессе.
Значение диа­гностики в области
развития аналогично значению хорошо
по­ставленного «прояснения» характера
заболевания в медицине:

если
вовремя и правильно определены его
признаки и причи­ны возникновения,
то можно надеяться на благоприятный
ис­ход лечения. Неправильный диагноз
не только обесценивает усилия врачей,
но и сводит к нулю шансы на выздоровление
больного. Все сказанное в области
телесного (соматического) здоровья
относится и к психическому здоровью, а
поэтому диа­гностика в области развития
— чрезвычайно важное дело, тре­бующее
высокой квалификации и ответственности.

Физическое развитие
человека диагностируется сравнитель­но
просто. Для этого во всем мире применяются
специально разработанные тесты
(нормативы), измеряющие степень разви­тия
как общих, так и специальных качеств. В
зависимости от того, как человек
справляется с предложенными заданиями,
делается вывод о достигнутом уровне,
конкретных параметрах физического
развития. Полученные данные соотносятся
с воз­растными возможностями. Примером
теста физического разви­тия можно
назвать хорошо известный комплекс ГТО,
в кото­ром содержатся конкретные
задания и нормативные показате­ли
для каждой возрастной группы.

Духовное, социальное
развитие диагностировать чрезвычай­но
трудно. Применяемые для этой цели
методики пока сложны и громоздки, не
всегда обеспечивают безошибочные
заключе­ния. Для повышения надежности
диагноза используют ком­плексное
обследование состояния здоровья, сбор
и сопоставле­ние антропометрических,
социальных и психологических дан­ных,
что требует специально оборудованных
клиник и лабора­торий, подготовленного
персонала. В реальной педагогической
практике школьные психологи и учителя
изучают отдельные качества личности,
но по результатам этих исследований,
од­нако, нельзя давать общую оценку
компонентов развития.

94

Овладение простыми
методиками диагностики отдельных сторон
развития обучаемых — важный компонент
профессио­нальной педагогической
подготовки. Главный интерес для школьных
учителей и воспитателей представляет
диагностика умственной деятельности
обучаемых, мотивации поведения, уровня
притязаний, эмоциональности, развития
социального поведения и многих других
важных качеств. Наиболее распро­страненный
метод изучения выделенных качеств —
тестирова­ние.

Тесты
с нами

Q

На практике
обычно применяется, не один, а комплекс
тестов для всестороннего изучения
определенных качеств. Для примера
познакомимся с тестом чешского психолога
И. Йырасека, составленным для диагностики
уровня вер­бального (словесного)
мышления шестилетних детей. Этот тест
входит в комплекс тестов для определения
школьной зрелости.

Тест
ВМ (вербальное мышление)

1.
Какое животное больше — лошадь или
собака? Лошадь = 0, неправильный ответ =
-5.

2.
Утром мы завтракаем, а в полдень …?

Обедаем
= 0, полдничаем, ужинаем,
спим и т. д. = -3.

3.
Днем светло, а ночью …?

Темно
= 0, неправильный ответ = -4.

4.
Небо голубое, а трава …?

Зеленая
= 0, неправильный ответ = -4»

5.
Черешни, груши, сливы, яблоки … это
что?-Фрукты = 1, неправильный ответ = -1.

6.
Почему раньше, чем проедет поезд, вдоль
пути опускаются шлагбаумы?

Чтобы
никто не попал под поезд и т. д. = 0,
неправиль­ный ответ =-1.

7.
Который час? (Показать на бумажных часах:
четверть седьмо­го, без пяти минут
восемь, четверть двенадцатого и пять
минут.)

Хорошо
показано = 4, показано только четверть,
целый час, четверть и час правильно = 3,
не знает = 0.

8.
Что такое Прага, Бероун, Плзень?

Города
= 1, станции = 0, неправильный ответ = -1.

95


9. Маленькая корова — это теленок,
маленькая собака — это …, маленькая
овечка — это…?

Щенок,
ягненок = 4, только одно из двух = О,

неправильный
ответ =-1.

10.
Собака больше похожа на кошку или на
курицу? Чем, что у них одинакового?

На
кошку (достаточно одного признака) = 0,
на кошку (без приведения признаков
подобия) = 1, на курицу = -3.

11.
Почему во всех автомобилях тормоза?

Две
причины (тормозить с горы, остановиться
и т.д.) = 1, одна причина = 0, неправильный
ответ = -1;

12.
Чем похожи друг на друга молоток и топор?
Два общих признака = 3, одно подобие = 2,
неправильный ответ = 0.

13.
Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Определение,
что это млекопитающее, или приведение
двух общих признаков (четыре ноги, хвост
и т.д.) = 3,

одно
подобие = 2, неправильный ответ =0. ‘ .

14.
Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты
их узнал? У винта нарезка = 3, винт
завинчивается или у винта гайка =
2,
неправильный
ответ =0.

15.
Футбол, прыжок в высоту, теннис, плавание…
это? Спорт (физкультура) = 3, игры
(упражнения, гимнастика, состязания) =
2, неправильный ответ = 0.

16.
Какие ты знаешь транспортные средства?

3
наземных транспортных средства и самолет
или . корабль = 4, после подсказки = 2,
неправильный ответ =0.

17.
Чем отличается старый человек от
молодого? Три признака = 4, одно или два
различия =
2,
неправильный
ответ (у него палка. Он курит) = 0.

18.
Почему люди занимаются спортом? Две
причины = 4, одна причина =2, неправильный
ответ = 0.

19.
Почему это плохо, когда кто-нибудь
уклоняется от работы? Правильный ответ
=2, неправильный ответ = 0.

20.
Почему на письмо нужно наклеивать марку?

Так
платят за пересылку = 5, чтобы не платить
штраф = 2, неправильный ответ = 0.

96

Результат
теста — это сумма баллов (+ и -), достигнутых
по от­дельным вопросам. Классификация
результатов:

Отлично
……………………………………..

,
+24 и более

Хорошо
………………………………………

,,+14
до+23

Удовлетворительно
…………………….

,+0до+13

Плохо
…………………………………………

-1до-10

Очень
плохо ……………………………….

—11
и хуже.

Развитие способностей и дарований ребенка главным образом зависит

ПРАВИЛЬНЫЕ
ОТВЕТЫ

Вопросы

I

11

Ill

IV

V

VI

Ответы

4

3,5,6

4,5

1

4

Контрольный
тест

1. Что такое
развитие личности ?

2. Что является
движущей силой развития ?

3. Какие противоречия
относятся к внутренним, а какие к

внешним?

4. Как формулируется
биогенетический закон? В чем его смысл?

5. Какими факторами
обусловливается развитие личности?

6. Что такое
наследственность?

7. Какие части
темы включают наследственные программы
раз­вития?

8.
Какие признаки передаются

по

наследству

от

родителей к

детям?

9. Что такое
задатки ? Наследуются ли они ?

10. Какие специальные
задатки наследуются детьми?

11. Наследуются
ли нравственные и социальные качества?

12. Что такое
среда?

13. Как проявляется
влияние ближайшего окружения на развитие

личности ?

14. Вы разделяете
биологизаторскую или социологизаторскую

точку зрения?

15. Как влияет на
развитие личности воспитание?

16. Можно ли
воспитанием полностью изменить человека
?

17. Что такое «зона
актуального развития» и «зона ближайшего
развития» ?

18. Как влияет
деятельность на развитие личности?
Какие ос­новные виды деятельности
школьников вы знаете?

19. Зависит ли
развитие от активности личности? Как?

20. Что такое
диагностика развития? Как она
осуществляется?

97

Литература
для самообразования

Рубинштейн
С.Л.
Человек
и мир // Методологические и теоретические
проблемы педагогики. — М., 1969.

Скаткин
М.Н.
Школа и
всестороннее развитие детей. — М.,1980.

Филонов
Г.Н.
Формирование
личности: проблема комп­лексного
подхода в процессе воспитания школьников.
— М., 1983.

Шванцара
И.
Диагностика
психического развития. — Пра­га, 1978.

Развитие способностей и дарований ребенка главным образом зависит

Соседние файлы в папке Подласый

  • #
  • #
  • #

Источник