Развитие сознания ребенка в 3 года

Развитие сознания ребенка в 3 года thumbnail

Психология детей в 3 года— сложная тема, описанная многими специалистами. Однако несмотря на это, многие родители не знают, как бороться с кризисами, которые испытывает ребенок. Из нашей статьи вы узнаете, как помочь крохе пережить сложный период.

Как развивается трехлетний ребенок, почему возникает кризис

фото 1286

В 3 года головной мозг малыша уже хорошо развит, поэтому он может одновременно делать несколько действий, контролировать тело. Эта возможность считается наибольшим достижением ребенка в таком возрасте. Навыки, которыми он сейчас овладеет, останутся навсегда. Происходит развитие крупной, мелкой моторики. Кроху нужно задействовать в домашних делах, отдать в кружок, детский сад.

Происходит активное развитие организма, психики. У карапуза формируется речь, игровые навыки, общение с окружающими, собственное «Я». Кризис возникает из-за скачка в развитии, становления собственной личности.

Малыша больше не устраивает прежнее поведение родителей, он хочет, чтобы с его личностью считались. Близким важно мудрыми и терпеливыми, поскольку от этого зависит характер их ребенка.

Развитие собственного «Я» может длиться от нескольких месяцев до 2 лет. Главный признак скорого кризиса — узнавание своего отражения: если раньше малыш называл себя «Это Кирилл», то теперь скажет — «Это Я».

Перечень главных признаков кризиса представлен:

  • негативом;
  • упрямством, строптивостью;
  • своеволием;
  • деспотичным поведением;
  • обесцениваем взрослых;
  • истерическими припадками.

Значение родительского запрета

Запрет —граница для ребенка, поставленная родителями для его блага. Запретнаделен важной воспитательной функцией— он формирует в детском сознании восприятие действительности. Карапуз учится понимать, когда нужно прекратить капризничать, как себя вести с другими людьми.

Конечно, дети не в восторге от родительских запретов, могут злиться и обижаться, но взрослым нужно понимать, что эти рамки играют важную психологическую роль в правильном воспитании чада. Благодаря им, мальчики и девочки 3-летнего возраста чувствуют родительскую заботу, успокаиваются и начинают привыкать к дисциплине.

К сожалению, в наше время актуальна проблема, когда родители, «выросшие» на многочисленных запретах, очень много позволяют своему малышу. С возрастом у ребенка выработается серьезная зависимость к манипуляции и провокации, инфантильность, капризность.

Вторая, очень серьезная родительская ошибка — злоупотребление запретами. Результат такого воспитания: робкая, несмелая и нерешительная личность, которая перед принятием решения будет советоваться с родителями.

Чтобы не столкнуться с вышеперечисленными проблемами, родителям нужно обосновывать запрет. Карапузу важно понять, почему запрещено совершать определенные поступки.

На основе первопричин, запрет бывают осознанным, неосознанным.

Осознанный запрет

Предполагает родительскую защиту ребенка от неприятных явлений. К примеру, не разрешив скушать мороженое или выпить холодный сок, мама защитит малыша от ангины.

Также сюда относят запреты, помогающие развить в крохе понятие дисциплины. Если их не использовать, есть риск, что для ребенка капризы, истерики и стремление манипулировать станут привычными явлениями.

Еще одна причина осознанного запрета— привычка. Родители малыша невольно копируют воспитательные методы своих родителей и запрещают своим детям тоже, что в детстве запрещалось им.

Неосознанный запрет

Взрослые прибегают к неосознанным запретам по таким причинам:

  1. Под ними скрывается переживание, обида, раздражение.
  2. Зависть. Не разрешая что-то, родитель может невольно вспоминать детские годы и сопоставлять с жизнью своего малыша. Дефицит красивых игрушек, одежды может провоцировать зависть, которая выльется в неосознанный запрет.Этот запрет не оказывает защитную, воспитательную функцию.
  3. Тревога. Чрезмерная забота родителей часто может навредитькарапузу. Например, он хочет завести кота или собачку. Заботясь о домашнем питомце, он поймет, что такое ответственность, долг, дисциплина. Но родители могут посчитать, что питомец может укусить ребенка. В итоге, крохе отказывают.

Подытожив, можно сказать, что родителям нельзя:

  • использовать осуждающий тон;
  • запрещать любимое занятие;
  • злоупотреблять запретами.

Темперамент малыша

Не секрет, что малыши по-разному относятся к запретам: кто-то спокойно, кто-то балуется, а некоторые стают просто неуправляемыми. Психологи доказали, что нет смысла применять одинаковый подход, поскольку у каждого ребенка свой темперамент. Учитывая это, найти общий язык можно даже с проблемным ребенком.

Если при воспитании малыша игнорировать его темперамент, это может стать причиной не только непослушания и многочисленных проблем, но и полной деградации личности.

Доказано — если в детские годы человек часто страдал от ругательств и побоев, он более склонен к алкоголизму, наркотикам. Таким людям сложно общаться с ровесниками.

В 3-4 года у ребенка уже начинает проявляться темперамент и формируется его поведение. Психологи напоминают о важности различения понятий «темперамент» и «характер». Первое — это тип нервной системы, данный природой, второе— это воспитание, с помощью которого можно возместить минусы темперамента.

Выделяют четыре типа темперамента.Рассмотрим каждый из типов более детально.

Сангвиник

Такого малыша нетрудно воспитывать, поскольку он всегда в хорошем настроении. Типичные признаки сангвиника:

  • отсутствие перепадов настроения;
  • подвижность, стремление к общению;
  • хорошая нервная система, высокая самооценка;
  • хороший сон, быстрое пробуждение.

Сангвиники хитрые — они никогда не будет делать то, что не нравится. Родителям нужно быть осторожными, не верить безоговорочно во все, что ребенок говорит.

Чтобы научить сангвиника порядку и дисциплине, родителям нужно объяснять ему спокойным тоном, не кричать. Также не рекомендуется перехваливать сангвиника, поскольку это может спровоцировать «звездную болезнь».

Меланхолик

Он остро нуждается во внимании. Малыши с таким темпераментом отличаются восприимчивостью, легко расстраиваются, обижаются. Крик взрослого для них равноценен физическому наказанию. Меланхолики наделены:

  • чувствительностью;
  • быстрой утомляемостью;
  • сложной адаптацией к новым условиям.

Родителям меланхолика нельзя наказывать его за медлительность, стыдить при окружающих.

Флегматик

Такой ребенок отличается:

  • безэмоциональностью;
  • медлительностью;
  • способностью спать больше 9 часов.

На основе такой характеристики родителям не рекомендуется словесно разъяснять требования ребенку, пассивно проводить с ним время. Чтобы в будущем малыш не вырос инертным, его нужно задействовать в активных играх и показывать на своем примере, как нужно вести себя.

Холерик

Ребенок с таким темпераментом — вечный двигатель. Ему нужно постоянно быть в движении, но он редко что завершает.

На фоне других холерик выделяется:

  • эмоциональностью;
  • подвижностью и шумностью;
  • тревожным сном.

Если не заниматься холериком, из него вырастет чрезмерно эмоциональная, агрессивная и асоциальная личность. Чтобы он начал слушаться, с ним нельзя быть агрессивным и чрезмерно опекать. Если холерик начинает плакать или кричать, родителям нужно разговаривать спокойным тоном. Главная задача взрослых— быть уравновешенными в конфликтах с ребенком.

В каждом карапузе смешивается 2 темперамента. От воспитания зависит, какой тип будет доминирующим.

Трудности воспитания

Родителей часто шокируют перемены с их крохой. У него начинает меняться вкус, ранее любимые игры раздражают. Малыш может спорить с взрослыми и делать назло. Часто бывает, что ребенок хочет что-то сделать, но не делает. Чаще проявляются истерики на показ.

фото 1287

Наверняка каждый из нас видел, как ребенок начинает сильно плакать и топать ногами в публичном месте, требуя удовлетворить его желание. Такую ситуацию усугубляют осуждающие слова окружающих. В итоге, маме/папе приходиться выполнить каприз малыша. Если не предпринимать ни каких мер, малыш будет манипулировать взрослыми при любой возможности.

Но со строгостью тоже нужно быть крайне осторожным. Родителям нельзя «блокировать» любое естественное проявление малыша своими криками. Если постоянно кричать на ребенка, он перестанет хотеть что-то делать и решит, что лучше всего быть спокойным и сидеть на месте. Если он не будет чувствовать родительской любви, то приучится к выученной беспомощности.

Изучая психологические особенности характера детей 3-4 лет, психологи пришли к выводу, что сочетание строгой мамы и доброго папы негативно сказывается на ребенке. Малыш начинает принимать сторону, которая ему удобна в определенный момент.

Некоторые родители считают вполне нормальным втягивать малыша в супружескую ссору, заставлять принять сторону одного из родителей. Чтобы не потерять близких, карапуз может выбрать 2 модели поведения:

  1. Старается быть хорошим и послушным, испытывая постоянную тревогу.
  2. Специально балуется, чтобы близкие сплотились вокруг него.

Развод родителей крайне негативно сказывается на психологии детей 4–5 лет. Если он видит, что между родителями нет любви, и они живут вместе ради него, ребенок начинает страдать от неосознанного, глубочайшего чувства вины. Родителям важно понимать, что дети такого возраста понимают больше, чем думают взрослые.

Как правильно выйти из кризиса

Родителям важно понимать, что происходящие изменения в поведении ребенка — естественный процесс, на который ничто не может повлиять. Во время кризиса у малыша:

  • развивается речь, воля и самостоятельность, творческие способности;
  • наблюдается подражание старшим;
  • развивается социализация;
  • формируется базовое понятие ощущения безопасности.

В три годика малышу открываются границы между собой и окружающим миром, он учится различать разрешенное и запрещенное. В это время родителям важно объяснить ребенку, что он должен уважать других, уметь сочувствовать.

Если трехлетнего ребенка отдают в садик, его социализация происходит намного быстрее. Если наблюдаются проблемы в общении с другими детьми, родители должны объяснить ребенку, почему нужно делиться с другими, а когда можно отказать.

Если малыш хочет самостоятельно что-то сделать, не запрещайте. Таким образом, он учится оценивать свои возможности и привыкать к самостоятельности.

Также в это время важно прививать навыки гигиены: аккуратно кушать, мыть ручки, чистить зубки, одеваться.

Использование положительного примера для воспитания

Пережив кризис, важно понимать, что ребенок — отдельная индивидуальная личность, которая стремиться познать мир, стать самостоятельной. Мамам и папам важно находить компромиссы в воспитании малыша, пытаться сохранить его доверие, не рвать эмоциональный контакт.

Английская поговорка гласит, что воспитание ребенка начинается с воспитания родителей, поэтому близкие своим поведением должны подавать крохе положительный пример.

фото 1288

Психолог поможет

Если родители не преуспевают в воспитании ребенка, им лучше посетить детского или семейного психолога. Под руководством специалиста семья сможет найти источники проблем, искоренить их. Возможно, эффект появиться не сразу, но работа над собой и желание добиться успеха поможет исправить даже сложную ситуацию.

Источник

Развитие сознания ребенка в 3 года

У всех детей есть эмоции и страхи в том числе, но зрительный ребенок переживает их гораздо сильнее, «делая из мухи слона». В попытках убежать от страха и найти позитивные эмоции маленький, еще неразвитый «зрительник», стремится привлечь к себе внимание окружающих, чтобы на него смотрели, чтобы эмоционально восхищались им, его внешним видом, поэтому, как правило, он ведет себя демонстративно – так, что не заметить его невозможно.

4
6067
6 Декабря 2016 в 10:38

Автор публикации:
Елена Горшкова, кандидат педагогических наук

Часть I. Кризис трех лет: становление самосознания ребенка

Часть II. Кризис трех лет: становление самосознания ребенка

ЭМОЦИИ ЧЕРЕЗ КРАЙ

«Зрительный» ребенок: каким он может стать?

Зрительный вектор дает ребенку возможность различать множество оттенков цвета и света, замечать то, что другие (без зрительного вектора) не заметят и не различат. Это становится базой для развития у ребенка несравнимой с другими способности видеть и создавать богатые визуальные образы, доставляющие ему огромное эстетическое наслаждение. Помогает развивать образное мышление и эйдетическую память, творческое воображение, высшую способность к обучению и освоению человеческой культуры.

Яркая отличительная особенность «зрительного» ребенка – высокая эмоциональность, которая природно базируется на корневом страхе – страхе за собственную жизнь и производной от него эмоциональной зависимости от тех, кто дает ему ощущение защищенности и безопасности – реальное от мамы или воображаемое от любимых игрушек, «одушевляемых» силой его фантазии.

У всех детей есть эмоции и страхи в том числе, но зрительный ребенок переживает их гораздо сильнее, «делая из мухи слона». В попытках убежать от страха и найти позитивные эмоции маленький, еще неразвитый «зрительник», стремится привлечь к себе внимание окружающих, чтобы на него смотрели, чтобы эмоционально восхищались им, его внешним видом, поэтому, как правило, он ведет себя демонстративно – так, что не заметить его невозможно.

Однако эта «отправная точка» при правильном воспитании позволяет постепенно выводить ребенка из мира страхов и грез, инфантильных чувств и демонстративности – и развивать у него очень сильные, но позитивные, созидательные переживания и свойства: любовь, сострадание, стремление защищать других от гибели, а также естественную эмоциональную выразительность и артистизм.

Причины и последствия

В период кризиса трех лет, когда у ребенка развивается самосознание, он – как и другие дети этого возраста, но по-своему, – начинает «пробовать» свои природные свойства, отделяя в своем сознании собственные желания от желаний окружающих его людей.

Критические варианты таких «проб» имеют место, когда родители, прежде всего мама, не понимает психической природы своего малыша, особенно если у нее самой нет зрительного вектора. Например, пугая такого ребенка, запрещая бурное выражение эмоций или высмеивая его слезы (чувства). Ребенок, не получая удовлетворения своих природных желаний, испытывает страдание, даже стресс.

Своим «неадекватным» поведением, непослушанием, истериками он на бессознательном уровне сигнализирует взрослым, что ему нужно помочь: именно взрослому надо изменить свое поведение по отношению к ребенку так, чтобы создать условия для развития природных свойств малыша. Точный индикатор правильной тактики взрослого – это появление позитивного эмоционального настроя ребенка, который довольно быстро становится вполне адекватным ситуации и послушным.

Обратите внимание: речь не о любых желаниях ребенка, а только о природных, удовлетворение которых развивает свойства его зрительного вектора.

Кризис трех лет

Трудности и преодоления

Итак, если вы видите эмоциональную нестабильность своего двух-трехлетнего ребенка, нет смысла говорить ему «успокойся», да еще строгим голосом. Лучше возьмите его «под свое крылышко», обнимите, слегка укачайте (это успокаивает) и спросите мягко: «Почему ты плачешь?» Конечно, малыш из-за рыданий и всхлипываний не сможет говорить внятно. Спокойно посетуйте: «Ничего не понимаю. Постарайся рассказать – может, я смогу помочь?»

Это мотивирует ребенка, чтобы немного умерить свой плач и объяснить причину огорчения. Так он перестает погружаться в негативное переживание. А дальше – простыми, доступными малышу словами – поговорите по сути произошедшего: возможно, он не понял другого, или другой не понял его, возможно, лучше было бы поделиться игрушками со сверстником и поиграть вместе (два-три года – возраст, когда дети еще только учатся этому); и подсказать способы действий: подойти, помириться и т. п. Это начало осознанного знакомства с культурными нормами поведения, которые зрительный ребенок воспринимает «на ура»; ему только надо подсказать. Таким образом закладываются первые кирпичики фундамента для развития сострадания, сочувствия и соучастия другому.

Конечно, если имеет место некоторая педагогическая запущенность, и трехлетний малыш спонтанно уже «умеет» истериками добиваться желаемого от взрослых, т. е. манипулировать ими, то маме потребуется особое терпение, чтобы выправить поведение ребенка.

Важно в ситуации детской истерики по возможности сохранять спокойствие, не повышая голоса, удерживать свою позицию (требование), не поддаваться на эмоциональные провокации ребенка (типа: «плохая мамка!», «ты меня не любишь!», «не люблю тебя!»), цель которых вывести взрослого «из себя», из равновесия. Вам в помощь – непосредственность и ситуативность внимания малыша, которое можно отвлечь на что-то привлекательное, чтобы переключить ребенка на другую эмоцию.

И еще несколько рекомендаций для повседневного общения со зрительным ребенком, чтобы развивать его эмоциональную сферу в позитивном ключе.

Игрушки не терять, обещания выполнять

Старайтесь следить, чтобы любимые игрушки ребенка не терялись. Такая потеря мишки, зайки или куклы, с которыми ребенок установил эмоциональную связь, общался с ним, как с живыми, может причинить малышу ощутимую психическую травму.

Если же потеря случилась, попытайтесь найти замену – такую же или похожую игрушку и придумайте трогательную историю, почему прежний мишка исчез, а новый появился (например, прислал своего братика-близнеца, которому надо помочь, а сам вернулся к маме-медведице, чтобы она не скучала одна). Важно, чтобы потеря, утрата эмоциональной связи (с любимой игрушкой) не осталась зияющей пустотой в душе ребенка – ее нужно заполнить более яркой позитивной эмоцией. Но самым лучшим способом обезопасить ребенка от потрясений из-за потерь будет сердечная связь с мамой и другими людьми.

Кризис трех лет

Выполняйте данные ребенку обещания. Во-первых, сроки обещанного события должны быть ему понятны; трехлетний ребенок не воспринимает долговременной перспективы: что значит: «послезавтра» или «в воскресенье»? Более определенно для него: «после завтрака», «перед сном» и т. п. – то, что связано с его непосредственным опытом. Во-вторых, ему трудно ждать намеченного события – для зрительного ребенка это определенный эмоциональный накал: ожидание, предвосхищение, фантазирование. И когда это вдруг отменяется – накал эмоций вырывается наружу в истерику. Кстати, вполне оправданную.

Театр и сказки

Зрительному ребенку необходимо выражать эмоции и изображать переживания, что наилучшим образом обеспечивается театральной игрой. Но с малышом двух-трех лет ходить в театр рановато, так как такие «культурные мероприятия» требуют, чтобы ребенок представлял, как себя вести в театре. Поэтому преддверием таких походов (которые лучше проводить позже, с четырех-пяти лет) может стать домашний театр. Это и настольный (напольный) театр с игрушками: ребенок передвигает одну игрушку, а вы – другую, разыгрывая диалоги между героями хорошо известных сказок. Это и домашние представления с ряжением, где основные исполнители (и организаторы) – взрослые и старшие дети – например, на Новый год или день рождения.

И, конечно, читайте ребенку сказки и детские стихи, написанные для самых маленьких. Например, стихи А. Барто из цикла «Игрушки»: «Наша Таня громко плачет…»; «Зайку бросила хозяйка…» и т. п. – они эмоционально насыщены, даже драматичны и при этом понятны для детей, и в них есть некая недосказанность, позволяющая совместно придумать благополучное завершение: как помочь Тане, чтобы она перестала плакать? Какое настроение у промокшего зайки, и что можно сделать, чтобы он почувствовал себя хорошо, радостно?

Важно выбирать для зрительного ребенка такие сказки, в которых никто никого не ест, чтобы не активизировать его врожденные страхи; например, хороши сказки «Курочка-ряба», «Теремок». Чтобы понимать, из чего выбирать, можно найти хрестоматию детской литературы для самых маленьких. А затем покупать книжки с иллюстрациями (картинки для зрительного ребенка очень важны!), желательно, в классическом оформлении, чтобы не было страшных, агрессивных изображений.

На основе таких детских художественных произведений можно начинать подводить ребенка к пониманию, что другому в беде можно помочь, и это в силах малыша – пусть и в игровой форме (пожалеть игрушечного зайку), в форме беседы, как помочь, чтобы было счастливое завершение истории.

Научить делиться и не пугать

Переживания, связанные не только с получением для себя, но и с отдачей для другого, особенно активно развиваются в реальном действии – делиться пищей. Вот один из примеров. В детских садах есть давняя традиция: ребенок в свой день рождения приносит конфеты и раздает детям своей группы. И такую традицию надо поддерживать и развивать, не жалеть угощения (приготовить вкусные конфеты, чтобы на всех хватило) и подсказать ребенку, что дарить надо с радостью, с желанием сделать приятное, тогда и самому будет гораздо радостнее.

И еще одно. К сожалению, некоторые родители, не задумываясь ни о психической природе своего зрительного ребенка, ни о последствиях собственных действий для него, очень любят его… попугать: дома неожиданно выскочить из-за угла, громко крикнуть «У!», скорчить «страшное лицо». А потом смеяться с умилением над тем, как малыш столбенеет от страха, как расширяются от ужаса его глаза…

Такие действия, особенно в отношении к зрительному ребенку, деформируют его жизненный сценарий, фиксируя состояние страха. Страхи не дают ребенку нормально развиваться, а в дальнейшем будут мешать уже взрослому зрительнику выстраивать позитивные отношения.

Кризис трех лет

Надо помогать зрительному ребенку не укореняться в страхах за собственную жизнь, а напротив, сопереживать другим, учиться быть человечным и добрым. Кризис трех лет – тот самый период, когда развивающееся самосознание ребенка позволяет на доступном для него уровне воспринимать такие смыслы, осваивать более широкий спектр позитивных эмоций в отношениях с окружающими людьми.

Продолжение следует

Автор публикации:
Елена Горшкова, кандидат педагогических наук

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Источник