Развитие сотрудничества ребенка со сверстниками

Юлия Былкова
Современные подходы к развитию сотрудничества детей со сверстниками в процессе обучения

Под термином сотрудничество понимают «позитивное взаимодействие, в котором цели и интересы участников совпадают либо достижение целей одних участников возможно только через обеспечение интересов и устремлений других его участников».

Большое значение для социализации ребенка и его личностного развития имеет своевременнее включение ребенка во взаимодействие со сверстниками. В этом плане особое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада.

Именно благодаря опыту совместной деятельности со сверстниками ребенок овладевает кооперативными умениями, необходимыми для становления отношений сотрудничества.

Общение и стремление к совместным действиям со сверстником становятся одной из важнейших потребностей ребенка старшего дошкольного возраста. Наиболее важной стороной является равенство взаимодействия в процессе общения. Процесс общения и совместной детской деятельности моделирует субъект-субъектный тип социального взаимодействия и что, самое важное, осознается каждым из его участников как взаимодействие «на равных».

Именно старший дошкольный возраст связан с достижением ребенком определенного уровня социально-личностного развития, его формирования как члена общества, что является значимым фактором для возможности развития детского сотрудничества.

Старший дошкольный возраст – это период, когда ребенок способен к достаточно сложным самостоятельным контактам со взрослыми и сверстниками. В это время продолжается активное формирование социального мышления, чувств и поведения.Потребность в общении и взаимодействии с окружающими выражается в ряде показателей:

внимание к другому человеку, направленность на познание другого, его чувств, состояний, действий, намерений;

эмоционально-нравственные проявления по отношению к окружающим, желание оценивать их поступки, действия, состояния с позиции имеющихся у ребенка социально-нравственных представлений и нормативных ориентации;

разнообразные инициативные действия (вербальные, практические, экспрессивные и пр., имеющие целью привлечь внимание сверстников или взрослых и вовлечь их в общение и совместную деятельность;

чувствительность к отношению партнера по общению, стремление поддержать и закрепить дружескую атмосферу общения.

Отличительной особенностью общения старших дошкольников со сверстниками является преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает протесты, конфликты, обиды. Это указывает на необходимость постепенного обучения дошкольников терпеливому и уважительному отношению друг к другу, тем более в процессе развития сотрудничества.

В контактах со сверстником потребность в сотрудничестве приобретает черты потребности в сотворчестве. Дети апробируют новые образцы деятельности, активно предлагают их партнеру. Можно сказать, что взаимодействуя со сверстником, ребенок выявляет в себе новое, начинает воспринимать себя как деятеля. Одновременно сравнение себя со сверстником в общении углубляет представления о себе как личности, активизирует процесс самопознания. Основой для этого служит возрастная динамика развития мотивов общения с ровесниками у дошкольников.

Для развития сотрудничества важнейшим новообразованием старших дошкольников является активное формирование самосознания, самооценки своих поступков. Ребенок не только открывает для себя свой собственный внутренний мир, но и проявляет способность к эмоциональной децентрации, умение встать на позицию другого, понять его переживания, состояния. Все это имеет непосредственное значение для углубления эмоциональной отзывчивости, готовности сознательно и адекватно реагировать на физическое, психическое, эмоциональное состояние других людей, что имеет значение для установления сотрудничества как типа взаимодействия.

Осознание ребенком своей позиции участника общей деятельности и значимости результата своих действий для общей работы положительно влияет на развитие интереса к учению, формирует потребность в сотрудничестве, в согласованности своих действий с действиями сверстников. Деятельность педагога заключает в себе решение комплекса воспитательных задач по формированию ответственного отношения к заданиям, личностного поведения в условиях коллектива, уважения к действиям сверстников.Деятельность педагога на занятии приобретает определенное строение: в процессе освоения детьми знаний он формирует нравственно-волевые качества, нормы поведения в коллективе, развивает эмоциональную отзывчивость к сверстникам и окружающим людям.

Активная совместная деятельность, обладающая общественной направленностью, может способствовать формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, умению договариваться о содержании деятельности оказывать помощь тем, кто нуждается в ней, подбодрить товарища и т. п.

Читайте также:  Восьмой месяц ребенку развитие питание

В развитиии сотрудничествадошкольников педагог содействует:

установлению эмоционально положительной атмосферы в детском сообществе группы детского сада и поддержанию дружеских взаимоотношений между детьми;

обеспечению возможности каждому ребенку заявить о себе в сотрудничестве со сверстниками, представить свои действия и предложения партнерам;

обогащению представлений и развитию умений, необходимых для сотрудничества ребенка со сверстниками в совместной деятельности;

приобретению старшими дошкольниками опыта сотрудничества, предоставлению возможности занимать адекватные собственному потенциалу функционально-ролевые позиции.

Развитие детского сотрудничества требует серьезных педагогических усилий со стороны взрослого и разворачивается как поэтапное решение усложняющихся задач педагога и детей.

Источник

Уже на первом году у ребенка появляется интерес к другим детям. Необходимость общения и обретения связей заложена природой, это наш социальный инстинкт. Однако в юных коллективах образуются индивиды, которые держатся отстраненно от всей группы, их не принимают сверстники, т.е. навыки социализации находятся на низком уровне. О том, почему так происходит и как избежать таких проявлений у Вашего ребенка читайте далее.

Почему ребенку нужно общаться со сверстниками

Многие родители сетуют на школьное образование и жестокость подростков, оставляя детей на домашнее обучение и сводя контакты со сверстниками на минимум. Это не всегда оправдывает себя, ведь школа, детский сад — это упрощенная модель общества, в которой дети обретают навык взаимоотношений с окружающими, а реакция на ребенка сверстников формирует его представление о себе и отношение к своей личности.

В возрасте полтора года ребенок относится к ровеснику скорее как к живой игрушке, нежели партнеру по общению. Если посадить рядом с годовалым ребенком куклу и сверстника, то отношение к ним будет идентичным: малыш поковыряет глаз у куклы, а потом попытается проделать то же самое со сверстником, похлопает куклу по голове и повторит это же с другим ребенком. Он будет с любопытством ощупывать его одежду, пробовать на вкус его пальчики и совершать множество других действий исключительно познавательного характера. Это говорит о том, что сверстник для него выступает объектом, который хочется исследовать и узнавать.

Почти до двух лет в детских контактах переплетаются человеческие и предметные отношения, затрудняя полноценное общение. А навыков равноправного взаимодействия у детей пока еще нет. На третьем году жизни между детьми возникает особый род контактов: эмоционально-практическое общение. Детям доставляет огромное удовольствие наблюдать друг за другом, подражать действиям, без устали прыгать, кружиться, падать, кувыркаться и бросаться игрушками.

Возрастные особенности общения и выбора компании для общения

С возрастом изменяются отношения у детей к дружбе изменяется. Как отмечалось ранее, первый интерес у детей к друг другу проявляется в возрасте 2-3 лет.

Становясь старше, от 4 до 7 лет дошкольники дружат с теми, кто предложит поиграть со своими игрушками или угостит конфетами.

Дружба для 3–6-летнего ребенка – это возможность ходить в гости, играть вместе, веселиться, защищать от обидчиков и жалеть друга, а также прощать товарища и извиняться перед ним. Все дружеские отношения в этот период строятся на принципе «добро – за добро, зло – за зло».

В 7–9-летнем возрасте огромное значение для детей приобретает учеба. Младшие школьники чаще дружат с верными и сообразительными сверстниками, которые делятся школьными принадлежностями и дают списывать. Дружба скорее воспринимается школьниками как взаимовыгодное сотрудничество, не требующее понимания и принятия интересов своего приятеля.

В начале подросткового возраста с 10 до 14 лет другом, скорее всего, станет тот, с кем можно поделиться самым сокровенным секретом. В этот период подросток особо подвержен влиянию группы, т.к. боится утратить популярность среди сверстников.

Что может сделать родитель в помощь ребенку

Развивать навыки общения у Вашего ребенка стоит с самых юных лет во избежание проблем в коллективе и будущей социализации.

  • Будьте примером для своих детей. Демонстрируйте навыки позитивного социального общения, заботу о других людях, разговаривайте с родными и знакомыми, показывайте свою любовь, контролируйте свои эмоции.
  • Учите детей уважению к другим людям и разрешению конфликтных ситуаций, а также знакомству со сверстниками. Наиболее просто это можно сделать при помощи игрушек. Так, например проигрывайте варианты поведения, диалоги: как приблизиться, что и как сказать в зависимости от ситуации. Ролями можно меняться, видоизменяя условия, чтобы ребенок знал, как стоит реагировать, если собеседник обиделся, рассердился или полез драться. Так в игровой форме Вы подкорректируете сложности в поведении.
  • Расширяйте круг общения своего ребенка. На начальных этапах понадобится именно Ваша помощь как друга. Сначала это семья, родственники, дети друзей, соседи. Знакомьте детей на детской площадке, отдайте ребенка заниматься в творческие студии.
  • Создавайте условия для развития способностей детей. Помогите понять ребенку сильные и слабые стороны. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет гордиться своими родными, близкими и друзьями.
Читайте также:  Как составить программу индивидуального развития ребенка

Общительность – это способность, которую нужно формировать с детства. Это труд, который обязательно даст свои результат в будущем. А помочь развить навыки коммуникации поможет детский сад «Поколение», которые предоставляет услуги занятости для детей разных возрастов по интересам.

Источник

Развитие навыков сотрудничества у старших дошкольников.

     Необходимо воспитывать у ребенка

отношение к миру, к людям, к себе.

Основы наук передать может каждый,

а воспитать человека можно только

с помощью сотрудничества.

Ш. Амонашвили

Дошкольное детство является благоприятным временем для освоения разнообразных форм взаимодействия ребенка со сверстниками. Старший дошкольный возраст играет особую роль в социальном развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Группа старших дошкольников в детском саду – это действующий социальный организм, механизмы которого обеспечивают социализацию и индивидуализацию ребенка. У детей этого возраста активно  появляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи, способность объединяться в небольшие группы, обсуждать и согласовывать действия и оценивать полученный результат. Взаимный интерес и сотрудничество – вот главные черты подлинного взаимодействия с детьми, при котором создаются наиболее благоприятные условия воспитания дошкольников и подготовки к школе.

 Сотрудничество характеризуется согласованной деятельностью с партнером или партнерами по взаимодействию, активной помощью друг другу, способствующей достижению целей каждого и общих целей совместной деятельности.

В образовательном процессе сотрудничество было рассмотрено в трудах передовых отечественных педагогов и психологов: Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и в практической деятельности А. С Макаренко, В. А. Сухомлинского и многих других.. В отечественной и зарубежной психологии и педагогике неоднократно подчеркивалось, что для полноценного социального и познавательного развития ребенку необходимо общаться не только со взрослыми, но и со сверстниками (З. М. Богуславская, Р. С. Буре, Я. Корчак, В. А. Петровский, Т. А. Репина, А. Г. Рузская, В. А. Сухомлинский, Ж. Пиаже).

Актуальность технологии сотрудничества нашей группы заключается в том, что детям не всегда удается мирно прийти к общему решению. Отсутствие умения сотрудничать со сверстниками, преобладание эгоистических мотивов, мотивов соперничества в коллективной деятельности ведет к возникновению конфликтных отношений, психологических травм. Появляются разочарования, обиды, агрессивность, эмоциональная подавленность, потеря интереса к школьной жизни. Дети должны уметь работать коллективно и в определенном темпе, ориентироваться на других детей, уметь планировать и согласовывать свои действия и действия партнеров, подчиняться групповым правилам.

Целью нашей работы является научить детей самостоятельно принимать и осознавать цель совместной деятельности, понимать, что предложенное задание быстрее и эффективнее можно выполнить совместными усилиями.

Технология развития сотрудничества разворачивается как трехэтапное решение усложняющихся задач взаимодействия педагога и детей:

1 этап: необходимо сосредоточить внимание на обогащении представлений старших дошкольников о сверстнике как о партнере по совместной деятельности в атмосфере укрепления положительных эмоциональных контактов между детьми, поддержания желания и интереса в сотрудничестве с ними.

2 этап: освоение детьми определённой модели сотрудничества (по принципу усложнения):

  • совместно-индивидуальной:
  • совместно-последовательной,
  • совместно-взаимодействующей.

3 этап: предоставление возможности для самостоятельного выбора детьми моделей сотрудничества.

На 1 этапе развития детского сотрудничества уделяется внимание:

  • поддержанию положительного эмоционального фона взаимодействия детей;
  • ориентации на развитие понимания детьми эмоционального состояния партнера, отзывчивость на него;
  • проведению с детьми бесед по обогащению, уточнению правил сотрудничества и дружбы;
  • демонстрации образцов поведения и действий с использованием игровых персонажей;
  • внесении поправок в поведение ребенка в процессе выполнения действий по просьбе самого ребенка или сверстников в случае конфликта.
Читайте также:  Семиотика нарушений физического развития ребенка

Начинать работу следует со специальных игр и упражнений с использованием пиктограмм, целью которых является пробуждение интереса детей к характерным эмоциям человека, возобновление в памяти представления об основных эмоциональных состояниях и обогащение их.

Эффективными способами обучения детей является:

  • моделирование (модель «Лесенка» – применяется для формирования у детей представлений о взаимосвязи компонентов совместной деятельности);
  • игры-инсценировки (игра «Говорящие куколки» – освоение речевых конструкций, необходимых для установления сотрудничества между детьми);
  • правила сотрудничества (беседа «Как правильно дружить» – правила сотрудничества в стихотворной форме).

В процессе освоения детьми моделей сотрудничества 2 этапа, на каждой ступени действовала общая стратегия. Она включала:

  1. формирование представлений о данной модели сотрудничества на основе анализа практических, проблемных инсценированных ситуаций сотрудничества («Куклы, куклы, к нам спешите, как все делать расскажите»), в ходе которых шло накопление опыта обсуждения и решения совместной задачи с применением модели, как потребности в необходимом способе решения совместной задачи;
  2. введение обобщенной наглядной карты-схемы, отражающей содержание модели сотрудничества (“Волшебные карточки – помощницы”). Для этого использовалась демонстрация наглядной карты-схемы. Каждая карта отличалась вариантом изображения способа распределения действий между партнерами в ходе совместного выполнения задания;
  3. закрепление представлений о модели происходило в процессе решения детьми практических ситуаций с целью усвоения зависимости результата совместной деятельности от последовательности компонентов, составляющих модель;
  4. практикование дошкольников в применении модели сотрудничества.

На 3 этапе от детей требуется не просто применение одной модели сотрудничества, но и гибкой их смены в соответствии с условиями совместной деятельности. Дошкольникам предоставляется возможность применить приобретенные умения сотрудничества: самостоятельно проанализировать содержание совместной деятельности; определить собственную функционально-ролевую позицию, соотнести ее с позицией партнера; объединиться со сверстником и договориться о совместном выполнении задания; самостоятельно, последовательно реализовать цель совместной деятельности в паре, осуществлять планирование для достижения общего результата, применяя выбранную модель сотрудничества. Реализация данной цели осуществлялась в разных образовательных областях детской деятельности:

  • развитие умения самостоятельно организовывать совместную двигательную деятельность с окружающими детьми, соблюдая правила игры («Физическая культура»);
  • совершенствование игрового, познавательного и делового общения со сверстниками в соответствии с нормами и правилами коммуникативного взаимодействия («Социально-коммуникативное развитие»);
  • обогащение совместной деятельности со сверстниками в процессе создания коллективных работ (коллажи, иллюстрирование рассказов и т.д.), развитие умения использовать эстетические оценки относительно творческих работ сверстника («Художественно-эстетическое развитие»);
  • стимулирование интереса детей к совместному речевому творчеству, расширение представлений о культуре речевого общения («Речевое развитие»);
  • развитие совместной деятельности детей в организации и проведении познавательно-исследовательской детятельности, направленной на изучение предметного мира )»Познавательное развитие»).

Таким образом, освоение опыта сотрудничества развивает способности детей к согласованию общих целей, осуществлению взаимного контроля и коррекции действий, умению понимать состояния и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. При этом у детей формируются эмпатия, чуткость. Все это в дальнейшем поможет ребенку психологически грамотно строить свое взпимодействие со сверстками.

Развитие сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в совместной деятельности происходит успешно при реализации поэтапной педагогической работы, обеспечивающей последовательное освоение детьми усложняющихся моделей сотрудничества (от совместно-индивидуальной и совместно-последовательной модели к совместно-взаимодействующей) и возможность самостоятельного, их использования адекватно поставленным задачам. Проведенная работа показала правомерность освоения моделей сотрудничества в предложенной последовательности.

В результате осуществления предложенной системы работы произошло общее повышение уровня сотрудничества старших дошкольников со сверстниками, что явилось подтверждением ее рациональности и эффективности. Исследование показало, что развитие сотрудничества старших дошкольников со сверстниками обеспечивает влияние на улучшение отношений в группе, на повышение результативности детской деятельности и обогащение представлений о сверстнике как партнере совместной деятельности.

Источник