Развитие социальных навыков у ребенка
Рассказываем о важнейших социальных навыках, которые нужно развивать ещё в детстве, чтобы в будущем добиться успеха.
Курс обществознания в пятом классе начинается с запоминающегося утверждения: «Человек – существо биосоциальное». Что делает человека не просто животным? В первую очередь, общество себе подобных – взять хотя бы детей-маугли, которые выросли с животными и так и не смогли адаптироваться к человеческому образу жизни.
Принято считать, что самые важные знания о поведении в обществе ребёнок получает только в традиционной школе – якобы больше нигде нельзя научиться общению со сверстниками, дисциплине и мирному разрешению конфликтов. Поэтому многие родители боятся дистанционного обучения как огня. Мы решили развеять этот миф и рассказать, какие навыки являются ключевыми и откуда они на самом деле берутся!
Работа в команде
Что это даст?
С этим навыком люди охотно участвуют в принятии коллективных решений, более ответственно относятся к своему и чужому труду и, как показывают исследования, лучше устраивают семейные отношения.
Как развивать?
Все начинается с семьи. Видели ли вы телешоу, где семьи соревнуются друг с другом? Колоссальную роль в них играет командный дух и то, насколько сплочённо работают над заданиями все члены семьи.
Конечно, необязательно прыгать в мешках перед камерой, но можно регулярно делать что-то всей семьёй: играть в настольные игры, что-то мастерить. Даже элементарные домашние обязанности можно превратить в увлекательное командное занятие. Главное – не забывать всегда отмечать, как важен вклад каждого члена команды в общее дело.
Также полезен командный спорт – например, футбол, или занятие танцами в коллективе. Там ребёнок научится работать сообща, быть ответственным и найдёт хороших друзей.
Вежливость
Что это даст?
Нет нужды объяснять, насколько упрощает жизнь простая вежливость. Как сказал Мигель де Сервантес: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость».
Как этому учиться?
Тот случай, когда подать хороший пример – лучшее, что вы можете сделать. Если ребёнок регулярно слышит от родителей «волшебные» слова, такие как «спасибо» и «пожалуйста», то и сам начинает их употреблять. Можно обращать внимание ребёнка на то, как и при каких обстоятельствах проявляют вежливость другие люди или герои мультфильмов, книг и сказок и как приятно от этого другим.
Уважение личных границ
Что это даст?
Детям свойственна большая открытость миру и неумение определять, где заканчиваются их личные границы и начинаются чужие. Но из тех детей, которые так и не приобрели этот навык, вырастают взрослые, не умеющие уважать чужие взгляды и навязывающие своё мнение.
Это ведёт к проблемам в общении и взаимопонимании, сложностям на работе и в личной жизни. Напротив, умение уважать и соблюдать личные границы поможет ребёнку вырасти человеком, с которым будет приятно общаться.
Как этому учиться?
Направляйте и объясняйте, как вести себя с детьми и взрослыми, почему нужно соблюдать границы. Приведите примеры из сказок или мультфильмов или расскажите поучительную историю. И конечно, показывайте на своём положительном примере.
Следование инструкциям
Что это даст?
С одной стороны, хотелось бы воспитать свободную и независимую личность с собственным мнением и собственными идеями, но с другой – нужно научить ребёнка соблюдать конкретные требования, которые перед ним ставят. Это умение ему пригодится и в школе, и в вузе, и на работе, и в семейной жизни.
Как этому учиться?
Игры или совместная деятельность с чёткими инструкциями помогут ребёнку научиться выполнять поставленные задачи. Например, делая вместе работу по дому, дайте ребёнку максимально понятные и подробные указания. И не забудьте его похвалить, когда он их выполнит! Хорошо развивает этот навык сбор конструктора по инструкции, рисование картин по номерам и прочие игрушки и хобби.
Слышать, а не просто слушать
Что это даст?
Уметь слушать – это не про физические возможности. Это про способность услышать и понять, что тебе говорят. Люди, которые умеют слышать других, более успешны в общении с друзьями, начальством, родными и второй половинкой.
Как этому учиться?
Самый простой и очевидный способ – разговаривать с ребёнком, рассказывать ему о каких-то событиях и личностях. В этом вопросе нельзя недооценивать пользу книг. Читайте вместе с ребёнком, делайте небольшие перерывы, чтобы ребёнок мог рассказать, как он понял прочитанное. Или обсуждайте с детьми просмотренные ими фильмы и мультфильмы.
Делиться
Что это даст?
«Поделись улыбкою своей – и она к тебе не раз ещё вернется», – известный с детства девиз Крошки Енота. Делиться игрушками, конфетами и другими вещами с теми, кто им нравится, дети начинают уже в возрасте двух лет. Так они устанавливают новые контакты и заводят друзей.
Мало просто находить возможность делиться, нужно этого хотеть. Люди, у которых развит этот социальный навык, гораздо охотнее других приходят на помощь друзьям и коллегам, умеют поддержать в трудную минуту.
Как этому учиться?
Если заставлять ребёнка насильно делиться, то это действие для него будет связано исключительно с негативными эмоциями и быть щедрым ему вряд ли захочется. Поэтому лучше всего показать ребёнку, что щедрость приносит положительные эмоции не только тому, кто делится, но и тому, с кем поделились. Обращайте внимание ребёнка на такие события в сказках и мультфильмах, подавайте личный пример и обязательно хвалите его, когда он искренне делится чем-то с другими.
***
Исследования современных психологов доказывают, что взрослым, у которых социальные навыки были хорошо развиты в детстве, гораздо проще решать конфликты, вливаться в новые коллективы и сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях. Это позволяет им лучше справляться со своей работой и быстрее двигаться по карьерной лестнице. Социальные навыки ребёнка закладывают родители, поэтому так важно уделять детям время, играть с ними, разговаривать.
А что в вашем воспитании в детстве помогло вам во взрослой жизни и общении?
Источник
Рейтинг Социальные навыки – залог успешности в будущем, поэтому крайне важно развивать их у своих детей |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
Родители огорчаются, когда видят, как их дети не могут поделить между собой игрушку или не могут найти себе друзей. Если у ребенка развиты социальные навыки, он может справиться с такими сложными ситуациями. Социально адаптированные дети знают, как заводить друзей, играть, начинать беседы со сверстниками и взрослыми.
Социальный навык: «Умение попросить»
Ребенку бывает нелегко подойти к другим детям и попроситься поиграть с ними. В конце концов, дети могут ответить: «Нет». Страх отказа может помешать ребенку даже попробовать, и тогда он упустит удовольствие от игры со сверстниками, а также возможность научиться чему-то новому в процессе игры.
Ребенок достигает наибольшего успеха, когда он сначала выясняет, чем занимается группа сверстников, затем выясняет, чем он может быть полезен, а затем предлагает присоединиться к игре. Например, если дети играют в школу, он может спросить: «Можно, я буду учеником?»
Как помочь ребенку научиться просить
Понаблюдайте вместе с ребенком, как играют другие дети. Задавайте ему наводящие вопросы: «Как ты думаешь, для чего Саша использует кубики? Достаточно ли у него кубиков, чтобы он поделился ими с тобой? Возможно, нам нужно поискать еще кубиков, чтобы ты мог поиграть с Сашей?» Предложите ребенку поиграть с кем-то вдвоем. Для него это будет легче, чем вливаться в большую группу.
Социальный навык: “Умение вести разговор”
Детям обычно требуется определенная практика, прежде чем они научатся вести беседу – говорить по очереди, не перебивать и слушать собеседника. Детям-интровертам требуется, чтобы кто-то начал разговор и поддерживал его. Экстраверты, наоборот, должны научиться не перебивать собеседника и дать ему возможность высказаться.
Как помочь ребенку научиться вести разговор
Хорошим способом развить у ребенка данный навык является пример родителей и ролевые игры. Покажите ребенку, как правильно общаться, разговаривая с ним как можно чаще.
Спрашивайте его мнение по разным поводам и проявляйте искренний интерес к тому, что он говорит. Если его речь слишком длинная, осторожно верните его к теме разговора.
Играйте в игры, в которых каждый делает свой ход по очереди. Убедитесь, что у ребенка есть возможности для творческой игры. Игры по сценарию: «Давай представим, что…» помогут ему видеть различные ситуации с другой точки зрения.
Социальный навык: “Понимание эмоций окружающих”
Чтобы полноценно участвовать в социальных ситуациях и развивать отношения с окружающими, дети должны читать эмоции сверстников, с которыми они играют и общаются. Тогда они смогут их понять и ответить соответствующим образом. Это требует от ребенка уверенности, потому что интерпретировать чувства другого человека довольно трудно. Если уверенный в себе ребенок видит, что двое его сверстников спорят, он понимает, что сейчас не самое подходящее время для того, чтобы начинать игру. Более того, он может попытаться разрядить ситуацию. Или, если ребенок чувствует, что его друг грустит, он может предложить поддержку.
Как помочь ребенку понимать эмоции людей
Прежде всего научите ребенка определять собственные эмоции: «У тебя на лице улыбка! Должно быть, ты чувствуешь себя счастливым» или «Я вижу на твоем лице слезы. Тебе грустно?» После этого вы можете предложить, как применить этот навык по отношению к окружающим: «Саша кажется рассерженным. Как ты думаешь, что случилось?» или «Как ты думаешь, что почувствовала Аня, когда упала с качели? Как мы можем ей помочь?»
Социальный навык: “Уверенность в себе”
Когда ребенок в целом хорошо себя чувствует, это положительно сказывается и на его социальных навыках. Если он понимает, что совершать ошибки или терпеть неудачи – это нормально, ему проще высказывать свое мнение, просить о помощи или общаться друг с другом. Если ребенку отказывают в чем-то, он не воспринимает это на свой счет и готов настаивать на своем, при этом не выходя за рамки вежливости.
Как помочь ребенку обрести уверенность в себе
Это может показаться парадоксальным, но дети должны терпеть неудачи, чтобы добиться успеха. Им нужно знать, что они должны пробовать что-то снова и снова – и, в конце концов, у них получится. Ключ к овладению новыми навыками – уверенность в себе.
Также необходимо правильно хвалить ребенка. Ему нужно говорить не просто: «Хорошая работа», а быть максимально конкретными: «Я горжусь тем, как усердно ты работал, чтобы решить эту сложную задачу» или «Спасибо, что принес мне книгу. Мне она была очень нужна».
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
4.88 из 5 на основе
8 оценок.
Развитие ребенка
27.01.2020
Источник
Екатерина Фетищева
Развитие социальных навыков у детей дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности
Развитие социальных навыков у детей дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности
Фетищева Е. В. ,
воспитатель,
МКДОУ № 17 «Чебурашка»
Потребность в общении с окружающими людьми, рано становится основной социальной потребностью ребенка. В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослыми и сверстниками играет ведущую роль в его развитии. Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым. Наблюдая за взрослым, подражая, слушая, ребенок учится думать, говорить и действовать. В процессе взаимодействия с партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, решать возникающие конфликты, поэтому проблема общения со взрослыми и сверстниками в настоящие дни не утратила своей острой значимости. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и личные качества, следовательно, растет его творческая самостоятельность и социальная компетенция, что также обусловливает актуальность данной работы.
«Социализация – процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта». А. В. Мудрик
Социальные навыки – это умение эффективно управлять отношениями с другими людьми.
Для установления правильного социальноговзаимодействия необходимо:
• знание норм поведения в общественных местах и дома (здороваются, прощаются, благодарят, и т. д.);
• норм общения со взрослыми и сверстниками (вежливо обращаются, не кричат, не перебивают, разговаривают спокойно, проявляют интерес к собеседнику)
• знание правил и норм поведения при организации совместной деятельности детей (умеют договариваться, управлять разногласиями).
Если дети правильно применяют социальные навыки, то они лучше знают, что говорить и делать, общаясь с другими людьми, и в целом лучше взаимодействуют с окружающими.
Цель: Развитие социальных навыков взаимодействия у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить особенности личностного поведения детей дошкольного возраста, подобрав для этого необходимый диагностический инструментарий.
2. Определить технологию развития социальных навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
3. Создать условия для развития навыков взаимодействия.
4. Организовать работу с родителями.
5. Реализовать план действий.
6. Сделать выводы об эффективности проводимой работы и предоставить педагогическому сообществу.
Новизна опыта заключается в определении последовательности работы с детьми по развитию социальных навыков взаимодействия, разработке перспективного планирования.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, выделила три формы отношений ребенка с окружающими людьми (на основе методики Т. В. Сенько, но модернизированной).
1 группа детей (высокий уровень): это дети, которые пользуются популярностью у сверстников. Они активны, любознательны, доброжелательны, легко вступают в общение.
2 группа детей (средний уровень): это дети, которые обладают хорошими положительными качествами, легко вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, доброжелательны. Они хорошие исполнители, но не достаточно активны.
3 группа детей (низкий уровень): дети не умеющие взаимодействовать с окружающими взрослыми и детьми (конфликтные дети, застенчивые, неуверенные).
Изучение личностного поведения ребенка
2012-2013г 2013-2014г
Младшая группа Средняя группа
Высокий уровень 2 ребенка 5 детей
Средний уровень 11 детей 11 детей
Низкий уровень 8 детей 5 детей
Количественные данные изучения личностного поведения ребенка подтвердили актуальность нашей работы: необходимо обратить внимание и оказать необходимую помощь детям со средним уровнем и особое внимание обратить на детей с низким уровнем личностного поведения.
За основу я взяла здоровьесберегающую педагогическую технологию группы авторов Елены Владимировны Примы, Людмилы Васильевны Филипповой и Ирины Николаевны Кольцовой «Развитие социальной уверенности у дошкольников». Авторами даны методические рекомендации, планы занятий. Данный опыт я использовала частично, а именно мое внимание привлекли рекомендации по развитию навыков взаимодействия в процессе организации игровой деятельности.
Всю работу условно разделила на два направления
Основы социального взаимодействия
• Положительный образ «Я» рассматривается как уверенность в себе. Социально уверенный ребенок верит в то, что он будет действовать успешно и правильно и добьется положительного результата.
• Способность к восприятию другого человека предполагает внимание, интерес к нему, умение понимать, сопереживать ему.
• Установление контактов предполагает умение устанавливать связь, вступать в контакт с другими, объединяться, договариваться, спрашивать, обращаться с просьбой и т. д.
• Реализация самоутверждающих способов поведения проявляется в выражении своих желаний, чувств, эмоций (как позитивных, так и негативных).
Организация работы с детьми строится по этапам
I этап «Я и мир» (3-4 года) –помощь ребенку в осознании себя, через обогащение сенсорного опыта.
II этап «Я и другие» (4-5 лет) – развитие умения воспринимать окружающих.
III этап «Один и вместе» (5-6 лет) – развитие умения сотрудничать.
Решение образовательных задач осуществляется в рамках совместной деятельности взрослых и детей:
• непосредственно образовательной деятельности;
• образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (в утренний прием детей, на прогулке, вечером);
• в совместной деятельности педагогов и семьи, как участника образовательного процесса.
• Самостоятельная деятельность детей реализуется в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды;
Планирование работы
Младшая группа
«Я и мир»
Цель: побуждать детей прислушиваться к различным звукам и передавать свои ощущения и чувства при восприятии звуков. Средняя группа
«Я и другие»
Цель: развивать у детей умение воспринимать другого человека, развитие эмоциональной отзывчивости, преодоление неуверенности. Старшая группа
«Один и вместе»
Цель: формировать у детей некоторые социальные навыки, такие как умение сотрудничать.
сентябрь Игра «Поезд». Игра «Разноцветный зонтик»
октябрь Слушаем шум дождя, поем песенку про дождь. Игра «Солнышко и зонтик»
ноябрь Игра –инсценировка «Гав-гав» Игра «Праздник зонтика»
декабрь Путешествие по стране звуков. Игра «Угадай-ка», «Нарисуем, что слышим». Игра «Прогулка в лес»
январь Игра «Оркестр погремушек» Игра «Узнай по голосу»
февраль Игра-инсценировка «Теремок». Игра-инсценирование «Упрямые козлики»
Март Игра «В гостях у животных». «Идет Матушка-весна»
апрель Игровое упражнение «Прогулка» Игра-инсценировка «Репка»
май Игра «Приглашение». «В гости к березке»
Алгоритм занятия
Iчасть: введение в игровую ситуацию, создание мотивации и эмоционального настроя у детей.
IIчасть: игровые упражнения, ситуации, задания, имеющие смысловую нагрузку и направленные на реализацию задач занятия.
IIIчасть: Подведение итогов занятия.Рефлексия: беседуем с детьми о том, что им понравилось на занятии, в какие игры они хотели бы играть в свободное время, приятно ли им было общаться с другими детьми. Даем возможность высказаться всем детям. Делимся с детьми своими впечатлениями, чувствами, которые испытывали на занятии.
Занятие проводим 1 раз в месяц. Проводится большая работа вне занятий. Основное внимание уделяем игровым методам: используем игры-инсценировки, игры с правилами, дидактические упражнения и игры.
Большое разнообразие игр позволяет использовать их как сильное, и ненавязчивое педагогическое средство, так как их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворить разносторонние интересы каждого ребенка.
Используем и другие формы работы: чтение художественной литературы, художественно-творческую деятельность, беседы, рассказ воспитателя и др.
Условия для развития социальных навыков:
1. Положительный психологический климат в группе (интерес к ребенку, готовность принять его, не осуждать, искренне верить в него, улыбаться ребенку, использовать ласковые слова).
2. Создавать в группе условия для развития различных видов деятельности.
3. Совместная деятельность со сверстниками и взрослыми, создающая основу для общения, проявления активности, совместных переживаний, сотрудничества и т. д.
4. Создание проблемных ситуаций, помогающих освоению новых способов взаимодействия.
Работа с родителями.Цель: оказание консультативной помощи семье по вопросам социализации ребенка и формирования социальных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей. В дошкольном возрасте для ребенка значимой группой выступают члены семьи. Очень важно, чтобы они формировали у ребенка чувство собственной значимости.
Показатели развития социальных навыков:
1. В разговоре ребенок проявляет инициативу.
2. Способен слушать.
3. Осмысленно отвечает на вопросы.
Во взаимодействие с другими:
1. В игре ждет своей очереди.
2. Может играть с другими детьми или сидеть рядом.
3. Делится игрушками, другими предметами в игре. Не отбирает у другого его вещи.
Оценка результативности работы:
• Дети вступают во взаимодействие друг с другом, увеличивается число контактов между детьми.
• Дети активны, любознательны, готовы к контактам с другими детьми и взрослыми.
• Сравнивая детей младшей и средней группы, можно отметить, что увеличилось количество детей с высоким уровнем личностного поведения и меньше стало детей с низким уровнем развития.
Перспективы работы связываю с разработкой плана на старшую группу, выбором игр для формирования социальных навыков взаимодействия детей старшего дошкольного возраста.
Источники:
1. Безруких М. М. Развитие социальной уверенности у дошкольников. М., Издательский центр «Владос», 2003.
2. Емельянова Н. В. Роль и место социальных навыков в структуре компетенций бакалавров экономических вызов. https://www.teoria-practica.ru/-1-2012/sociology/emelyanova.pdf
Источник