Развитие социальной компетентности ребенка в семье

Понятие социальных компетенций, их применение в

образовательном процессе

Детство – это особый период, когда ребёнок взрослеет и входит в

социальный мир взрослых. По мере освоения социальных, культурных,

нравственных правил поведения и закономерностей общественной жизни происходит развитие его социальной компетентности:

– способности оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими, выходить из сложных жизненных

ситуаций.

Дошкольный возраст – это период интенсивного освоения примеров

взрослой жизни (норм и правил поведения, которые приняты в обществе) и формирования механизмов собственно субъектного поведения. Управление своим поведением становится предметом осознания самих детей. Сейчас ребенок прежде чем сделать какой-то выбор или совершить какой-то поступок, сначала все осмысливает, осознает, потом только поступает так или иначе. Другими словами, у ребёнка формируется социальный интеллект, он осознает свои поступки и начинает действовать согласно установленным нормам и правилам поведения в обществе. То есть формирование социального интеллекта ребенка неразрывно связано со становлением произвольности в управлении собственным поведением. Из этого можно сделать следующий вывод, что именно в дошкольном возрасте закладывается основа социальной компетентности ребенка, которая определяет направления развития и успешной адаптации ребенка в меняющемся обществе.  Ребёнок приобретает социальный опыт, прежде всего в общении со сверстниками и воспитателями. Попадая в группу сверстников, ребёнок учится взаимодействовать с другими, учитывать установленные нормы и правила в группе, просить о помощи и оказывать ее другим и т.д. А взрослый играет главную роль в трансляции общечеловеческих форм поведения. Таким образом, усвоение ребенком норм поведения в обществе, общечеловеческого

опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими.

Термин «социализация» происходит от латинского слова socialis –

общественный, что значит «процесс усвоения определённой системы знаний,

норм и культурных ценностей, позволяющих растущему дошкольнику

активно и компетентно участвовать в жизни общества». Социализация

ребёнка дошкольного возраста – явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребёнок воспитывается, среды, окружающей его, собственной деятельности, игры, самопознания и саморазвития.

Главной целью социализации является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного – к людям

разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и

уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру.

Социальная компетенция – знания и умения, которые должны быть освоены ребенком для достижения лучшей интеграции в сообщество.

Освоение может быть достигнуто в результате направленного формирования

(образования) другими людьми (например, через специально организованное

обучение в ДОУ), либо через самостоятельное освоение, являющееся результатом самобытного опыта отношений ребенка с миром, складывающегося задолго до влияния специально организованного обучения. В первом случае компетенция превращается в цель образовании, во втором случае – осваивается за счета механизмов подражания, наблюдения и моделирования.

Социальная компетентность – способность и личная готовность

рёбенка

 а) действовать определенным образом в определенной проблемной ситуации, опираясь на знания и опыт, приобретенные благодаря обучению (или наблюдению и подражанию),

б) соотносить выбранный способ действия, с одной стороны, с актуальной ситуацией и, с другой стороны, с собственной личностью, в результате чего он субъективно переживается как правильный,

в) переживание правильности является основанием того, что индивид готов нести за него ответственность.

Проанализировав опыт ведущих в экономическом отношении стран

мира в области развития социальных и эмоциональных навыков и умений

детей 5 – 7 лет, Центром практической психологии образования Академии

социального управления Министерства образования Московской области

составлен список социальных компетенций. Перечень базовых социальных

компетенций детей старшего дошкольного возраста содержит 45 навыков и

умений, объединенных в 5 групп, отражающих разнообразные аспекты

жизни ребенка: коммуникацию, эмоциональный интеллект, совладание с

агрессией, преодоление стресса, адаптацию к образовательному учреждению.

Список социальных компетенций дошкольника

I. Навыки адаптации к образовательному учреждению

1. Умение слушать

2. Умение обращаться за помощью

3. Умение выражать благодарность

4. Умение следовать полученной инструкции

5. Умение доводить работу до конца

6. Умение вступать в обсуждение

7. Умение предлагать помощь взрослому

8. Умение задавать вопросы

9. Умение заявлять о своих потребностях

10. Умение сосредотачиваться на своем занятии

11. Умение исправить недостатки в работе

II. Навыки общения со сверстниками

12. Умение знакомиться

13. Умение присоединиться к играющим детям

14. Умение играть по правилам игры

15. Умение просить об одолжении

16. Умение предлагать помощь сверстнику

17. Умение выражать симпатию

18. Умение принимать комплименты

19. Умение проявлять инициативу

20. Умение делиться

21. Умение извиняться

III. Навыки обхождения с чувствами

22. Умение воспроизводить основные чувства

23. Умение выражать чувства

24. Умение распознавать чувства другого

25. Умение сочувствовать

26. Умение обращаться с собственным гневом

27. Умение реагировать на гнев другого человека

28. Умение справляться со страхами

29. Умение переживать печаль

IV. Навыки альтернативы агрессии

30. Умение мирно отстаивать свои интересы

31. Умение выражать недовольство

32. Умение спрашивать разрешения

33. Умение спокойно реагировать в ситуации, когда не принимают в  

общую деятельность группы

34. Умение адекватно реагировать в ситуации, когда дразнят

35. Умение проявлять толерантность

36. Умение принять последствия собственного выбора (отношение к

своей ошибке)

37. Умение реагировать на незаслуженные обвинения

38. Умение реагировать в ситуации, когда виноват

V. Навыки преодоления стресса

39. Умение проигрывать

40. Умение обходиться с чужой собственностью

41. Умение говорить «нет»

42. Умение адекватно реагировать на отказ

43. Умение справляться с ситуацией игнорирования

44. Умение справляться со смущением

45. Умение справиться с накопившимся стрессом с помощью

двигательной активности.

Для успешного формирования социальных компетенций у детей-

дошкольников, в условиях детского сада применяются такие методы работы

Читайте также:  Развитие личности ребенка среднего дошкольного возраста

как:

˗ индивидуальные занятия с детьми, направленные на развитие

индивидуальности и их социализацию;

˗ развивающие игры (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры);

˗ игровые тренинги (тренинги на развитие навыков общения, эмпатии,

сопереживания, работа в группе и т.д.);

˗просмотр мультфильмов;

˗ чтение художественных произведений, сказок (сказкотерапия);

˗ обыгрывание проблемных ситуаций

˗ изобразительная деятельность;

˗ ручной труд и др.

Все эти методы будут эффективны лишь в том случае, если между

воспитателем и детьми дружеские, доверительные отношения. В ходе

использования следующих методов, ребёнок овладевает новыми

социальными знаниями и умениями; у него формируются собственные

убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Таким образом, формирование социальной компетентности очень

важно для дальнейшего развития дошкольника и становления его как

личности. И поэтому, данная проблема требует срочного, своевременного решения. Ведь, только социально компетентный ребёнок хорошо ориентируется в новой обстановке, знает, как общаться со своими сверстниками, умеет оказывать помощь и просить об этом других, знает меру своих возможностей.

Источник

Юлия Таранникова
Формирование социальной компетентности дошкольника через семейную социализацию.

Подлинная школа воспитания, сердечности,душевности и отзывчивости – это семья: отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам являются испытанием человечности».

(В. А. Сухомлинский)

Актуальность проблем, связанных с «социальным воспитанием» подрастающего поколения бесспорна. Ведь в дошкольном возрасте создается та основа, на которой строится все последующее воспитание и обучение, формируется личность человека, складывается нравственная направленность личности. Ему, этому милому пришельцу, нужно научиться жить среди себе подобных – хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться и совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят и ругают.

Главенствующая роль в социальном воспитании отводится семье.

Семья – это среда, в которой удовлетворяются потребности ребенка быть принятым всерьез, быть уважаемым в каждый текущий момент времени. Именно в семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких; чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны значимых для них людей, ощущают себя любимыми и желанными.

В процессе общения с родителями и родными, подражая им. ребенок усваивает нормы, правила и формы социального поведения: переживание за членов своей семьи, уважение к старшему поколению, умению не только брать, но и отдавать, развивать бескорыстие, умение испытывать радость оттого, что сделал кому-то доброе дело.

Проблема развития детей во взаимодействии с семейным родственным окружением все более привлекает внимание исследователей дошкольного детства:что возьмут дети в будущее: внешнее преклонение перед красивой одеждой или внутреннюю духовную культуру?

В настоящее время в обществе происходит смена устоявшихся традиций, образа жизни, стиля общения и взаимодействия людей. С горечью приходится отмечать, что нестабильность экономической ситуации в стране и в мире, незрелость общественных институтов, искажение представлений о добре, милосердии, справедливости, смена идеалов замедлили физическое и психическое развитие детей, вызвали отклонения в социальном развитии. В семьях, особенно молодых, наблюдается глубокий кризис семейного воспитания.

Хаос и неразбериха в воспитании в конце прошлого века привели к разрыву связи между поколениями. Поэтому современные бабушки и дедушки, мамы и папы не владеют традициями домашнего семейного воспитания. В настоящее время в молодых семьях распространены такие явления как утрата престижа материнства и отцовства, что ведет к уменьшению прочности брака и росту разводов, теряются семейные связи, традиции. Стало нормой несколько раз жениться, выходить замуж. Дети часто в современных семьях от разных браков, к «своим» и к «чужим» детям относятся по – разному. Поэтому можно наблюдать нарушение передачи опыта семейного воспитания. Это наблюдается и в семьях со смешанными браками, которых становится всё больше и больше из-за миграции населения. Многие молодые семьи не состоят в законном браке, ребёнка регистрируют как внебрачного, потому что это выгодно. Бедность лишает ребёнка отца, заставляет родителей выкручиваться совсем неблагородным способом. Это приводит к неправильному восприятию эталонов «мужского» и «женского» поведения в семье.

За последнее время появилась тенденция к увеличению количества детей в семье, но связано это, в большинстве случаев, не с любовью к детям, не для того чтобы передать опыт семейных взаимоотношений, а для того чтобы решить материальные проблемы.

Последний экономический кризис – ещё одна причина,которая отрицательно сказалась на взаимоотношениях в семье: потеряв работу, часть заработка некоторые мамы и папы ушли в глубокую депрессию, пьянство и потеряли к детям всяческий интерес.

Одно из модных проявлений современности – появление бизнес-леди, что так же приводит к нарушению института семьи. Ребёнок, воспитанный гувернёром, лишён возможности знакомства с традициями семьи и дальнейшей передачи семейных отношений.

Результатом такого воспитания являются брошенные старики, увеличение числа домов престарелых, бомжей. Но ведь они же воспитали так своих детей.

Если социальная роль семьи 60-70 годов двадцатого столетия заключалось в передаче принятых в обществе ценностей и норм, то в настоящее время главным в деятельности семьи стало создание своего личного способа бытия.

В результате изменился облик семьи и современного родителя. Взрослые стали все больше говорить об оплате труда, чем о желании трудиться, больше о выгодной работе, меньше – об интересной. Таким образом, мы видим, что предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и предаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками.

Восстановление семейного уклада является условием восстановления гуманных социальных отношений, которые постепенно и естественно складываются в жизни семьи в соответствии с годовым кругом традиционных праздников, в общей трудовой и духовной жизни семьи, в уходе за маленькими детьми и престарелыми членами семьи.

Читайте также:  Предпосылкам психического развития ребенка следует отнести

Коллектив работает по программе «Детство», целью которой является создание условий для развития ценностно-эмоциональной сферы

ребенка, формирования здорового, адекватного поведения в обществе.

В структуре программы одним из разделов является «Социальное поведение», предполагающее формирование модели поведения ребенка как общественной личности в его взаимоотношениях с членами своей семьи развитием у ребенка таких качеств как доброжелательность, терпимость в общении, стремление к сотрудничеству, сочувствие, сопереживание, взаимопомощь.

Считаем, что системная и целенаправленная работа по формированию у детей представлений о семье окажет положительное влияние на разные стороны развивающейся личности ребенка.

Одним из важнейших условий решения наших задач будет обеспечение эффективного взаимодействия детского сада и семьи.

Источник

Формирование социальной компетентности дошкольника через семейную социализацию.

«Подлинная школа воспитания, сердечности, душевности и отзывчивости – это семья: отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам являются испытанием человечности».

(В.А. Сухомлинский)

Главенствующая роль в социальном воспитании отводится семье. Семья – это среда, в которой удовлетворяются потребности ребенка быть принятым всерьез, быть уважаемым в каждый текущий момент времени. Именно в семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких; чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны значимых для них людей, ощущают себя любимыми и желанными.

В процессе общения с родителями и родными, подражая им. ребенок усваивает нормы, правила и формы социального поведения: переживание за членов своей семьи, уважение к старшему поколению, умению не только брать, но и отдавать, развивать бескорыстие, умение испытывать радость оттого, что сделал кому-то доброе дело.

         Проблема развития детей во взаимодействии с семейным родственным окружением все более привлекает внимание исследователей дошкольного детства: что возьмут дети в будущее: внешнее преклонение перед красивой одеждой или внутреннюю духовную культуру?

      В настоящее время в обществе происходит смена устоявшихся традиций, образа жизни, стиля общения и взаимодействия людей. С горечью приходится отмечать, что нестабильность экономической ситуации  в стране и в мире, незрелость общественных институтов, искажение представлений о добре, милосердии, справедливости, смена идеалов замедлили физическое и психическое развитие детей, вызвали отклонения в социальном развитии. В семьях, особенно молодых, наблюдается глубокий кризис семейного воспитания.

      Хаос и неразбериха  в воспитании в конце прошлого века привели к разрыву связи  между  поколениями.  Поэтому современные бабушки и дедушки, мамы и папы  не владеют традициями домашнего семейного воспитания.  В настоящее время в  молодых семьях распространены такие явления как утрата престижа материнства и отцовства, что ведет к уменьшению прочности брака и росту разводов, теряются семейные связи, традиции. Стало нормой  несколько раз  жениться, выходить замуж. Дети часто в современных семьях от разных браков,  к «своим»  и  к «чужим» детям относятся по – разному.  Поэтому можно наблюдать  нарушение передачи  опыта семейного воспитания.  Это наблюдается и в семьях со смешанными браками, которых становится  всё больше и больше из-за миграции населения.  Многие  молодые семьи  не состоят  в законном браке, ребёнка регистрируют как внебрачного, потому что это выгодно. Бедность лишает ребёнка отца, заставляет родителей  выкручиваться совсем неблагородным способом.  Это приводит к неправильному восприятию эталонов «мужского» и «женского» поведения в семье. За последнее время появилась тенденция к увеличению количества детей в семье, но связано это, в большинстве случаев,  не с любовью  к детям, не для того чтобы передать опыт  семейных взаимоотношений, а для того чтобы решить материальные проблемы.

 Последний экономический кризис  – ещё одна причина, которая отрицательно  сказалась  на взаимоотношениях в семье: потеряв работу, часть заработка некоторые мамы и папы ушли в глубокую депрессию, пьянство и потеряли к  детям  всяческий интерес.

 Одно из модных проявлений современности – появление бизнес-леди, что так же приводит к нарушению института семьи. Ребёнок, воспитанный гувернёром, лишён возможности  знакомства с традициями семьи и дальнейшей передачи семейных отношений. Результатом  такого воспитания  являются брошенные старики, увеличение  числа домов престарелых, бомжей. Но ведь они же воспитали так своих детей.

Если социальная роль семьи 60-70 годов двадцатого столетия заключалось в передаче принятых в обществе ценностей и норм, то в настоящее время главным в деятельности семьи стало создание своего личного способа бытия. В результате изменился облик семьи и современного родителя. Взрослые стали все больше говорить об оплате труда, чем о желании трудиться, больше о выгодной работе,  меньше – об интересной. Таким образом, мы видим, что предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и предаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками.

         Восстановление семейного уклада является условием восстановления гуманных социальных отношений, которые постепенно и естественно складываются в жизни семьи в соответствии с годовым кругом традиционных праздников, в общей трудовой и духовной жизни семьи, в уходе за маленькими детьми и престарелыми членами семьи.

Ребенок с самого начала развивается как социальное существо. Этот процесс многогранен. Он включает в себя присвоение нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, любви к своей семье, Родине. Социальная действительность определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности.

Так что же такое социализация?

 В словаре современных терминов по социально-педагогической проблеме, которой дается в книге Е.П. Арнаутовой «В гостях у директора» Социализация – процесс передачи обобщенного опыта данной культуры (ценностей, умений, знаний, норм) ее индивидуальным членам.

Читайте также:  С шанина а гаврилова пальчиковые упражнения для развития и мышления ребенка

 Вопросы приобщения ребенка к «социальному миру» рассматривали многие великие русские педагоги. Так К.Д. Ушинский считал, что «ребенок, родившийся у определенного (русского) народа, должен «впитать» в себя дух этого народа, стать его частью через познание культуры, быта, языка». Его идеи и высказывания нашли свое отражение у педагогов и психологов в современных методиках и пособиях. Так в пособии «Управление качеством социального развития воспитанников ДОУ» Е.В. Рылеева дает определение социального развития ребенка.

Социальное развитие – это процесс приспособления ребенка к социальной действительности (миру людей), передачи и дальнейшего развития им социо культурного опыта, накопленного человечеством.

 Она же указывает, что: Социальное развитие включает в себя:

 –   культурные навыки;

 –   специфические знания;

 –   знакомство с традициями, обрядами, правилами Семьи;

 – социальные качества, позволяющие человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.

О необходимости знакомства детей с традициями, обрядами, правилами как компонента социального развития говорится также в пособиях «Наследие» М.Ю. Новицкой, «Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения» М.А. Викулина.

В своей практике в содержание образовательного процесса  мы стараемся включать элементы народной культуры, знакомим с национальными традициями. О важности правильно организованного воспитания ребенка в семье отмечают Г.А. Ренина, Р.Б. Стеркина («Общение в детском саду и семье», Педагогика, 1990 г.). «Опыт общения и взаимоотношений с родителями и близкими, приобретенный в семье, в значительной степени, определяет характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми и в последующей его жизни». И в этом нетрудно убедиться: в тех семьях, где утвердились отношения недоверия, бесчувствия, там вырастают дети не умеющие радоваться успехам других.

Этапы работы воспитателей в МБДОУ по формированию социальной компетентности у детей через раздел «Моя семья»:

  1. Определение отношения ребёнка к родным.
  1. Систематизация полученных знаний о составе семьи, традициях.
  1. Осуществление упорядочивания знаний детей по формированию социальной компетентности.
  1. Этап Определение отношения ребёнка к родным.

Цель:   Обогащение впечатлений о семье, выявить отношение ребёнка к родным, закладывать основы заботливого отношения к близким.

Задачи:  Вызвать интерес к теме:

 – формировать представление о необходимости иметь имя, фамилию, историю возникновения имени у человека;  – обогатить знания детей о членах семьи, учить ориентироваться в родословных отношениях; –  развивать представление о возрасте людей;

 –  формировать представления детей об обязанностях каждого члена семьи;

 –  познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье;

 –  развивать чувство гордости за свою семью.

Форма организации:

 Групповые, подгрупповые занятия; праздники;  беседы – общение.

Методы и приёмы: Детские игры, упражнения, творческие задания, рассматривание фотографий, иллюстраций, наблюдения за родителями и детьми.

 На первом этапе развития социального опыта дети осваивали имена и семейные роли членов семьи по отношению к ребёнку. У ребёнка развивались  представления о членах своей семьи, о семьях своих сверстников, о том, как в семье заботятся, помогают друг другу, представления об интересах членов семьи (мама любит вязать, дедушка умеет мастерить).

           Одним из методов развития социального опыта детей – было создание семейных альбомов. Привлекали внимание детей к фотографиям сотрудников группы, сопровождаемые их рассказами о себе, своей семье, происхождении имени и фамилии.

2 этап. Систематизация полученных знаний о составе семьи, традициях.

Цель: Стематизировать полученные знания, помочь осознать, что уважение к прошлому начинается с уважения к своим родителям, бабушкам, дедушкам, их традициям, увлечениям.

 Формировать привычку заботливого, чуткого отношения ко всем членам семьи.

Задачи: Углублять знания детей о своей семье.

 Закреплять знания детьми профессий родителей и других членов семьи.

 Вызвать интерес к традициям культуры, передающиеся из поколения в поколение.

 Воспитывать желание быть радушными гостеприимными хозяевами.

  Привлекать внимание детей к празднику – Дню защитников Отечества.

 Воспитывать в детях чувство гордости за своих родных, стремление подражать им.

Форма организации:  Групповые, подгрупповые занятия: викторины, беседы-разговор; комплексное занятие, праздник, КВН.

Методы и приемы:     Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок, оформление стенда «Наши папы», чтение художественной  литературы, заучивание стихов, дидактические игры, речевые? На этом этапе развития социального опыта дети осваивали имена и фамилии членов семьи, их связи друг с другом. Для этого использовали дидактическую игру «Кто ты?», в ходе которой выяснились родственные связи ребенка с другими членами семьи. Заполнение схемы генеалогического древа фотографиями своей семьи позволило выявить знания о своей родословной, родственных отношениях, учились прослеживать изменения людей со временем, определяя, когда было то или иное событие в семье, используя фотографии в беседах, задавали вопросы: Сколько взрослых? Сколько детей? Кто первый слева и т.д.? Кто самый старший? Кто самый младший?

 На данном этапе дети узнавали профессии родителей и других членов семьи (представления об этом на доступном для них уровне давали родители).

 3 этап. Осуществление упорядочивания знаний детей по формированию социальной компетентности.

Цель: Осуществление упорядочивания знаний и впечатлений по формированию социальной компетентности, выявление более сложных отношений, связей, для которых необходима способность предвидеть, понять, как будет развиваться ход событий в реальной и воображаемой обстановке.

Задачи:   Воспитывать доброе, уважительное отношение ко всем женщинам своей семьи, чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому человеку – маме. Учить понимать и осознавать основы взаимоотношений с родителями, близкими людьми.

 Закреплять навыки понимания основ взаимоотношений с родителями и другими членами семьи.

 Подвести к пониманию роли семьи в жизни человека, воспитании будущего гражданина.

Источник