Развитие социального интеллекта у ребенка

Развитие социального интеллекта у ребенка thumbnail

Относительно недавно в интеллектуальном развитии личности стали выделять социальный аспект. А именно, интеллектуальные способности, помогающие человеку общаться и адаптироваться в социуме. Представляет интерес, как формируется социальный интеллект у дошкольников, и насколько данное понятие применимо к дошкольному возрасту. 

Что понимают под социальным интеллектом

Далеко не все различают понятия интеллекта, как такового, и социального интеллекта, считая, что это одна и та же характеристика. Прежде чем рассматривать их развитие в дошкольном возрасте, нужно уяснить, в чем состоит различие этих структур.

Социальный интеллект

Напомним, что общий интеллект представлен умением мыслить и широким багажом знаний. Невозможно изъять эти характеристики и у социального интеллекта, только поле применения здесь иное – отношения в социуме.

Нельзя сказать, что социальный является частью общего интеллекта. Это подтверждают примеры общественных отношений. Нередко бывает так, что эрудированный и отлично оперирующий знаниями человек ведет себя среди людей, как слон в посудной лавке. То ли по незнанию, то ли из-за прихоти, он не проявляет стремления понимать окружающих или желания быть понятым другими.

Человек с развитым социальным интеллектом может многого не знать из общедоступных научно-практических сфер, но при этом удивительно легко находит общий язык с людьми, разными и по характеру, и по статусу, и по возрасту.

Этот вид интеллекта объединяет четыре способности, составляющие его структуру:

  • предвидение последствий поведения
  • умение считывать информацию по мимике, позам и жестам
  • умение слушать и распознавать различные оттенки речи, так называемую вербальную экспрессию
  • способность анализировать ситуации взаимодействия людей.

Перечисленные способности заметны при непосредственном наблюдении. Но также созданы специальные методики, позволяющие диагностировать уровень их развития. Самой известной из них является стандартизированный тест Дж. Гилфорда.

Методику удобно применять, начиная с подросткового возраста. Измерить социальный интеллект маленьких детей с ее помощью невозможно. Да в этом и нет необходимости. Социальный интеллект у детей дошкольного возраста нужно развивать, а не измерять.

Формирование социального интеллекта в дошкольном возрасте

Как и другие способности, умение эффективно общаться с окружающими нужно развивать с детства. Знание структуры социального интеллекта дает понятную подсказку, на формировании каких умений следует сконцентрироваться.

Дошкольник, даже в 6-7 лет, не сможет проанализировать ситуации взаимодействия, что подразумевается развитым социальным интеллектом. Но ему доступны для понимания невербальная и вербальная экспрессия.

Невербальная экспрессия включает мимику, позы, жесты, выражающие определенное настроение и чувства человека. Вербальная – это характер речевых высказываний, который определяется тоном, акцентированием, мелодичностью звучания.

Уже трехлетний малыш отлично понимает, что имеют в виду взрослые, когда грозят ему пальчиком. И тональность речи он также воспринимает в соответствии с тем, что она выражает.

В дошкольном возрасте развивается социальная чувствительность ребенка, способность сопереживать близкому человеку, а ближе к школьному возрасту – способность порадоваться за другого. Эти качества — естественное проявление социального и эмоционального интеллекта.

Умение распознавать эмоции по мимике и жестам

Иногда малыши удивляют тем, как они, обидевшись, переплетают руки на груди и отворачиваются. Как будто их специально обучили этим закрывающим жестам. Очевидно, что все дети используют мимику и жесты в соответствии со своим состоянием и настроением.

Невербальная экспрессия

Задача состоит в том, чтобы расширить их язык жестов, а также научить пониманию невербальных сигналов других людей.

Обучаясь элементам выразительных движений, дошкольники станут чаще замечать мимические и жестовые сигналы окружающих. Им проще будет выразить свои чувства и эмоции, а также понять чувства сверстников.

Самый подходящий способ научить дошкольника выразительным движениям — познакомить с основными эмоциональными состояниями. Как известно, к фундаментальным относят 10 эмоций:

  • Интерес
  • Радость
  • Удивление
  • Страдание
  • Гнев
  • Презрение
  • Отвращение
  • Страх
  • Стыд
  • Чувство вины

Разумеется, не нужно ребенка знакомить с приведенным списком. Обращать внимание дошкольника, как он выражает ту или иную эмоцию необходимо в игровой форме. И обязательно вместе анализировать, как проявляется интерес, или удивление, или гнев и т.д.

Например, можно заинтриговать малыша:  «В моей руке зажат маленький предмет. Что это?». Ребенок проявит активность и нетерпение, чтобы разжать руку и посмотреть на загадочный объект. После этого нужно объяснить ребенку, что он был очень настойчив, потому что ему было интересно. Изобразить ту же мимику заинтересованности, которая отражалась на лице малыша. Пояснить, что, когда человек чем-то очень увлечен, он может быть нахмуренным. У него сосредоточенный взгляд, направленный на предмет своего интереса.

Дошкольники с удовольствием обыгрывают коротенькие этюды на отображение эмоций. «Представь, что ты откусил конфету, а она… соленая» — в мимике живо отразится эмоция отвращения. «Твоя собачка поранила лапу» — в ответ лицо ребенка выражает сострадание.

Подобные упражнения принесут наибольшую пользу, если обсуждать с ребенком эмоциональные реакции, отзеркаливать его мимику и жесты, обращать внимание на нахмуренные или приподнятые брови, линию рта, положение рук и подобные признаки.

Развитие способности улавливать оттенки речи

Мелодику и тональность речи дети начинают различать гораздо раньше, чем сами заговорят. Ласковые радостные нотки голоса – первое, что слышит ребенок. В дальнейшем добавится понимание строгих высказываний. Это базовый характер речи, обращенной к ребенку.

Еще взрослые успешно тренируют детей на восприятие речевой тональности, связанной болью и страданием. В общении с ребенком распространено демонстрировать, что от его небрежного поведения может кто-то пострадать. Швырнул кубик, стукнул машинкой – боль от подобных действий неизбежна. И совершенно правильно то, что взрослые показывают малышу и мимикой, и голосом, что он причинил страдание. Воспроизведение чувств комплексно – эффективный способ развития социального интеллекта.

Читайте также:  Нормы развития ребенка по неделям от рождения

Коммуникация

Старшие дошкольники хорошо владеют речью, у них уже сформирована звуковая культура высказываний, и они отличают гораздо больше нюансов речевого звучания. Они замечают прерывчатый голос под действием страха, чувствуют насмешливый тон и другие особенности.

Следует заметить, что при высоком уровне социального интеллекта и дети, и взрослые чутко улавливают презрительный, насмешливый, агрессивный тон речи. Но сами подобного неуважительного характера речи не допускают. Хамство, наглость, надменность – признаки низкого уровня социального интеллекта того человека, который их демонстрирует. Если эту истину дети будут знать с дошкольного возраста, появится шанс уменьшить негативные тенденции в социуме.

Развитие понимания причин и следствий в поведении

С детства нужно прививать ответственность за свои действия и поступки. Простейшие причинно-следственные связи ребенок начинает осознавать, осваивая предметную область. Включаясь в активное общение со сверстниками, дошкольнику предстоит научиться выделять причины и следствия конкретных поступков и эмоциональных проявлений. Что гораздо сложнее, чем на бытовом уровне. «Чашка разбилась, потому что упала» – это ребенку понятно. «Почему Даша не хочет со мной дружить?» — это непонятно.

Дошкольники остро чувствуют несправедливость, проявленную со стороны сверстников. Они обижаются и ссорятся, но не связывают действия причинами и следствиями. Поэтому дети так часто обращаются с жалобами к взрослым. Причем, характер жалоб может быть разным:

  • Обида за себя самого (не принимают в игру, мешают заниматься своим делом, обзываются).
  • Обижают другого и его нужно защитить.

В любом из подобных случаев дети ожидают, что взрослый вмешается и восстановит справедливость. Зачастую взрослые реагируют на сиюминутный факт, не вникая в предшествующие события детских взаимоотношений. Хотя, самое время не только выступить в качестве арбитра, но выяснить более глубокие причины и обсудить их с детьми.

В силу малого опыта дошкольники слабо осознают причины поступков окружающих людей, а часто и своего поведения. Особенно им трудно понять переживания и чувства других. Взрослые помогают детям больше разобраться в причинно-следственных связях, если обсуждают с ними не только отношения со сверстниками, но и поступки литературных персонажей, сказочных героев.

Особенности социального интеллекта дошкольников

Взрослые люди получают достоверную информацию в общении, в большой мере ориентируясь на невербальные сигналы. Многие психологи подчеркивают значимость мимики и жестов и отмечают их преобладающую роль по отношению к речи. В то время как взрослые люди отлично управляют речью, скрывая за правильными фразами истинные чувства и мотивы, мимика и пантомимика гораздо меньше поддается контролю.

Дошкольникам сложнее ориентироваться на язык жестов. Это объясняется особенностями развития познавательных процессов детей и становлением форм общения. В дошкольном возрасте только формируется внеситуативное общение. На первый план выходит развитие речевых навыков как основы отношений между людьми. Дети слышат слова и буквально воспринимают смысл сообщений. Вербальная информация для них является главной.

Ребенок не будет искать иной смысл, даже, если его сверстник протягивает ему игрушку под настойчивые уговоры мамы, что нужно делиться с друзьями. Все мимические сигналы останутся проигнорированными, а дошкольник радостно возьмет эту игрушку.

Социальный интеллект в дошкольном возрасте находится еще только в начальной стадии своего развития. Предстоит развивать каждый структурный компонент интеллекта. И в дальнейшем он будет работать на достижение главной цели – устранение барьеров в общении и развитие взаимопонимания в каждом отдельном случае.

Источник

Особенности становления социального интеллекта у детей

дошкольного возраста

Социальный интеллект дает представление о поведении и действиях людей, понимание человеческой речи, и невербальные реакции людей (мимика, поза, жесты).

Большинство маленьких детей в их отношениях с другими людьми не нуждаются в социальном интеллекте до тех пор, пока нет столкновения интересов ребенка с другими людьми, он имеет подобное поведение в будущем, когда будет утвержден на партнера по коммуникации. Это простая форма социального интеллекта. Дети начинают понимать, что они могут манипулировать партнером с использованием искусственно созданного ими поведения.

В 3-4 года приобретаются первые формы социального интеллекта. В течение трех лет дети приобретают способность проектировать реальные события.

В четыре года дети понимают, что они могут обманывать, и они также могут быть обманутыми. В четыре года дети начинают понимать поведение других.

В 6 лет и старше социальный интеллект становится более развитый, он носит более высокий характер, ребенок учится воздействию на партнеров, умению обмануть. Понимать социальную причинность дети учатся ближе к 5-7 годам. Старшие дошкольники достаточно хорошо осваивают социальную функцию языка. Они узнают, что язык отражает социальный статус людей, хорошо понимают роль слов, что слова, тон, в котором они говорятся, зависят от отношений к людям, к которым они обращаются. Дети довольно быстро улавливают нюансы речи и приспосабливаются к роли.

В течение этого периода, восприятие становится значительно анализирующим. Становление социального интеллекта происходит в повседневной жизни. Неразвитый социальный интеллект в детстве приводит к агрессии у детей, изоляции, и, как следствие, к непониманию сверстников. Решая межличностные проблемы, ребенок рисует в памяти одно или несколько путей и помещает их в «рабочее место», для разработки и реализации. Удаление стратегии выхода из проблемы происходит автоматически или намеренно. Новые стратегии создаются путем улучшения существующих. Выбор стратегии является автоматическим или намеренным. Если появляются нестандартные факторы окружающей среды, выбор стратегии становится сознательным. Каждая стратегия неизменно соотносится с возможностью ее реализации и потенциальной эффективностью.

Читайте также:  Воспитание и развитие ребенка от 0 до 3 лет тарабарина скачать

Первая стратегия, которая отвечает этому критерию, реализуется в жизнь. Констатация от успеха или неудачи – поворотный момент в процессе решения социальных проблем. Если проблема не будет решена успешно, процесс заканчивается, и информация вводится в длительную память. Если выбранная стратегия приносит частичный успех, ребенок воспринимает результат, как если бы он был полностью успешным. Ребенок может отказаться от выбранной цели, может выбрать и другую цель, и процесс начинается снова и снова, или ребенок может принять решение и повторить действия, которые могут изменить ход действий для достижения той же цели. Реакция на отказ может быть как сознательная, так и автоматическая. Ребенок повторяет действия, которые привели к провалу, после рассмотрения вариантов, или продолжает без колебаний. Факторы, влияющие на выбор стратегии и стремление к недостижимой цели – это восприятие ребенком собственной компетенции, казуальные атрибуции, которые появляются после провала, и аффект, связанный с целью или переживанием неудачи. Некоторые дети убеждены, что им не хватает социальных навыков, другие дети не верят, что могут успешно общаться с людьми. Это видно в выборе самых простых социальных ролей.

Стратегии, которые эти дети выбирают – наиболее правильные из стратегий, чем те стратегии, которые выбирают дети с более высокой самооценкой. Дети, которые объясняют свои неудачи личностными качествами, сдаются чаще тех, кто списывает неудачи на внешнюю нестабильность. Общественный порядок, социальный контекст или опыт социальной неудачи сопровождаются негативными аффектами. Социальный аффект может быть направлены на мишени (например, гнев) или на самого себя (например, печаль). Большой вклад в социально-компетентное поведение так же вносит самооценка, внутренние отношения и эмоции.

Социальный интеллект определяет адекватность и эффективность социального взаимодействия. Особенностью и чертами личности с высоким интеллектом являются достаточно развитые социальные навыки во всех аспектах жизнедеятельности.

Социальный интеллект – это интеллект индивида, который формируется в процессе социализации, под влиянием обстоятельств определенной социальной среды.

Критериями проявления социального интеллекта у детей дошкольного возраста могут выступать следующие возможности:

  • Умение устанавливать межличностные контакты со сверстниками и взрослыми;

  • Ориентироваться в межличностной ситуации;

  • Объяснять различные психические состояния (собственные и наблюдаемые у других людей)

  • Анализировать поведение собственное и других людей во время общения;

  • Сопереживать и сочувствовать другим людям.

Какие же предпосылки для развития социального интеллекта имеются у детей старшего дошкольного возраста?

Одна из предпосылок – способность дошкольников к согласованным действиям с учетом позиции других. Следующей предпосылкой выступает способность ребенка старшего дошкольного возраста к обоснованию причин собственных действий в отношении других людей как реакции на их поступки. Эти способности развиваются у ребенка в процессе познания своего «Я» через собственные достижения в различных видах деятельности и оценки окружающих людей.

Одним из таких видов деятельности является социальное экспериментирование.

Выделяют четыре вида социального экспериментирования, которыми овладевают дети старшего дошкольного возраста:

  • Поисковые изменения социальной ситуации;

  • Выявление особенностей личности другого человека;

  • Выявление ребенком своих собственных возможностей;

  • Поисковое прогнозирование развития различных социальных ситуаций.

Ребенок дошкольник с развитым социальным интеллектом:

  • Умеет устанавливать коммуникативный контакт с детьми;

  • Откликается на просьбы других детей

  • С удовольствием занимается вместе с взрослым;

  • Успешно действует под руководством взрослого;

  • Принимает помощь взрослого;

  • Часто взаимодействует со сверстниками;

  • Моделирует различные отношения в сюжетно – ролевых играх;

  • Проявляет лидерские способности;

  • Умеет занимать других детей; с удовольствием участвует в играх, предложенных другими детьми;

  • Успешно разрешает конфликты со сверстниками;

  • Действует самостоятельно;

  • Умеет сдерживать проявление своих эмоций, контролировать свое поведение;

  • Признает правила предложенные взрослым и другими детьми.

Необходимо обращать внимание на такие проявления, как обман, манипулирование, непрямые формы агрессии, хитрости – так проявляется социальный интеллект, имеющий негативную моральную оценку. А вот проявления лидерства, сложных форм кооперации и нахождение компромисса – это формы с позитивной моральной оценкой. Все они свидетельствуют о развитости социального интеллекта у ребенка.

Существуют ситуации, которые приводят к неудовлетворению социальной потребности детей в условиях дошкольного учреждения.

Первый тип ситуаций связан с неудовлетворением у дошкольника потребности в эмоциональной близости с воспитателем: непонимание последним эмоционального состояния дошкольника, отсутствие у воспитателя способов демонстрации своего отношения к ребенку и зависимость отношения к дошкольнику от настроения воспитателя

Второй тип ситуаций связан с неудовлетворением потребности в общении со сверстниками: непонимание эмоционального состояния других детей, несформированность способов общения с детьми в группе.

Третий тип связан с неудовлетворением у ребенка потребности в деятельности: несовпадении замыслов участников самостоятельной деятельности; отрицательная оценка выполнения роли или результата труда со стороны партнера по совместной деятельности; жесткая регламентация воспитателем самостоятельной игры ребенка.

Таким образом, можно проследить зависимость уровня развитости социального интеллекта от уровня удовлетворенности социальных потребностей ребенка во взаимодействии с взрослыми и сверстниками. Неудовлетворенность ребенка в социальных потребностях приводит к его психологическому дискомфорту.

Примеры игр способствующих формированию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

«Я и моё имя»

Цель:

1. Дать детям знания о том, что у каждого человека есть имя, которое отличается от других.

2. Формировать позитивное отношение к сверстникам.

3. Вызывать у детей желание правильно обращаться друг к другу.

Совместная деятельность начинается с приветствия:

– Ребята, закройте глаза. Сейчас я дотронусь до того, кто сидит справа от меня, он примет мое приветствие. Затем он дотронется соседа справа, передавая привет ему, и так далее, пока мое приветствие опять ко мне не вернется.

Читайте также:  Понятие о психическом развитии норме и отклонениях психического развития ребенка

Игра «Назови себя»

 Каждому ребенку воспитатель предлагает назвать свое имя так, как ему больше нравится, как его называют дома мама, бабушка, как бы ему хотелось, чтобы его называли в группе. Начинает игру воспитатель.

Игра «Клубочек»

У воспитателя в руках волшебный клубочек. Его воспитатель передает своему соседу справа, но у себя оставляет ниточку. И так каждый, пока клубочек не вернется к ведущему обратно. Передавая клубочек, нужно назвать ребенка, которому передаешь, очень ласково по имени.

Семь советов для родителей, как развить в ребенке социальный интеллект

Разгадка «счастливой судьбе» – в социальном интеллекте. От того, насколько он развит, зависит наша социальная адаптация, способность понимать людей и успешность.

Социальный интеллект можно развивать. И начинать это делать лучше с раннего возраста. Как именно?

 1. Обратить внимание на то, с кем и как общается ребенок. Для начала нам нужно занять максимально объективную позицию и посмотреть на круг общения ребенка. Где и с кем он проводит свободное время? Есть ли у него реальные (а не виртуальные) друзья, с которыми он регулярно встречается, ходит к ним в гости? Есть ли у него возможность самостоятельно выбирать друзей? Или мы, проводим тщательную ревизию его знакомств, и в попытке уберечь от дурного влияния запрещаем общаться с «неровней», «плохими» мальчиками и девочками? Умеет ли он выходить из трудных ситуаций, разрешать конфликты или бежит за помощью к родителям?

 2. Расширять круг общения ребенка. Ограничивая контакты ребенка, мы тормозим развитие его социальных навыков. Подрастая, он выходит в мир, не понимая, как в нем жить и как взаимодействовать с людьми, которые живут в этом мире. На тренировках по айкидо существует правило: каждый спортсмен должен отработать один и тот же прием с максимальным количеством спарринг-партнеров, потому что с каждым из них это будет немного по-другому – спортсмен учится видеть сильные и нащупывать слабые стороны противника, приноравливаться к его росту, весу, скорости, а заодно находить свои преимущества. Именно поэтому ребенок должен общаться с людьми разного возраста, разного материального достатка и культурного уровня. Он должен отрабатывать свои социальные навыки.

  3. Давать опыт различных социальных ситуаций. Отношения с людьми – это всегда риск. Все мы разные, кому-то ты нравишься, а кого-то раздражаешь и отталкиваешь. Кто-то может относиться к тебе доброжелательно, а кто-то строить козни. Для полноценного развития детям необходимы незапланированные, неожиданные, порой даже конфликтные ситуации. Опыт попадания и выхода из таких ситуаций помогает выработать социальный иммунитет. Ребенок подрался, не будем спешить разбираться, кто прав, кто виноват. Лучше расспросим его, что случилось, и вместе обсудим, как можно было разрешить конфликт мирно и как вести себя в будущем.

  4. Использовать социальные тренажеры. Даже если ребенка возят на машине с персональным водителем, ему полезно время от времени прокатиться  на метро или на трамвае. Поездка в общественном транспорте – идеальный вариант отработки социальных навыков. Несмотря на кажущуюся простоту, даже умение правильно найти себе место в салоне вырабатывается постепенно. Какое из них считать хорошим? То, где мы не мешаем другим, и никто не мешает нам, откуда хорошо видно происходящее вокруг. Задача «протиснуться между людьми» решается гораздо легче, если обратиться к соседям со словами: «Вы сейчас не выходите? Разрешите, пожалуйста, мне пройти!» Ребенок на собственном опыте узнает, что слова намного эффективнее, чем грубый напор.

  5. Научить соблюдать границы в общении. Для успешного социального взаимодействия ребенку очень важно научиться понимать границы личного пространства других людей и стараться их не нарушать. Особенно это касается границ незнакомых людей – в общественных местах, на улице, в ресторане, в самолете, поезде. К примеру, ребенок с криком носится по ресторану от столика к столику – надо остановить его и сказать, что он всем мешает. А если не поймет, должно последовать наказание. Требуя соблюдения внешних границ, мы тем самым даем импульс к формированию внутреннего самоконтроля, то есть умения следить за собой, справляться со своими импульсами, эмоциональными порывами.

  6. Учить понимать свои чувства и чувства других людей. Жизнь ставит перед ребенком задачи, для выполнения которых необходимо чего-то добиваться от людей с разными взглядами, ценностями и характером. Чтобы успешно справляться с этими задачами, необходимо уметь понимать и предвидеть поведение других людей, оценивать их мотивацию, намерения и определять, кому можно доверять, а кому нет. Но часто мы сами не знаем, что чувствуем – обиду или гнев, досаду на себя или зависть, радость или удовлетворение. Умение распознавать свои чувства – это очень полезный навык. Только научившись понимать свои чувства, мы можем научиться сочувствовать, то есть понимать чувства других людей.

  7. Научить ребенка адекватно реагировать в различных ситуациях общения. В большом мире ребенку придется самому решать свои проблемы, отвоевывать место под солнцем, определять, кто друг, а кто нет. Где-то придется отступить в сторону, где-то нужно договориться и пойти на компромисс, где-то активно настаивать на своем и прямо высказывать свое мнение. Для этого в арсенале ребенка должно быть много способов реагирования в разных ситуациях. Чем разнообразней опыт ребенка, чем больше у него было репетиций, тем убедительнее он сыграет спектакль под названием «жизнь».

Источник