Развитие социального и эмоционального интеллекта ребенка в доу
Елена Валерьевна Решетова
Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Актуальность: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В разделе 2.6. ФГОС «Социально – коммуникативное развитие» отмечена важность развития социального и эмоционально интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками. Требования к условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования (ФГОС, п 3.1) включают в условия реализации в социально-коммуникативной сфере на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям.
Указанные требования направлены на создание образовательной среды, которые гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей и обеспечивает их эмоциональное благополучие.А эти требования возможно выполнить при определенных условиях: через непосредственное общение с ребенком и через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.
Таким образом, вопрос развития социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста является приоритетным при организации и реализации образовательного процесса.
Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду. С этой целью в группах нашего детского сада созданы некоторые объекты предметно – развивающей среды ля психоэмоциональной разгрузки детей.
Нашей целью является: создание соответствующих условий и оборудования для сохранения и укрепления эмоционального здоровья детей и обеспечение специально организованных воздействий на дошкольников в условиях дошкольной организации.
Мы обозначили следующие задачи:
• создать атмосферу психологического комфорта и эмоционального благополучия, свободной, творческой и активной личности;
• посредством модернизации предметно-развивающей среды создать условия, способствующие развитию произвольной саморегуляции эмоционального состояния детей;
• способствовать развитию коммуникативной компетентности детей.
Ожидаемый результат:
• умение детей с повышенной психоэмоциональной активностью владеть приёмами саморегуляции;
• снижение проявления у агрессивных детей ссор и драк;
• благодаря материалам и оборудованию Центра эмоциональной разгрузки раскроются тревожные и застенчивые дети;
• умение дошкольников сотрудничать друг с другом, согласованно действовать в командных играх;
• посредством игр и упражнений у детей повышается самооценка, формируется уверенность в себе и своих действиях, создается ситуация успеха, одобрения и поддержки.
Игры в Центрах эмоциональной разгрузки применяются для достижения релаксации и отдыха. Они способствует умственному развитию детей, гармонизирует эмоциональный фон, возбуждает интерес к исследованию.
Умение полноценно и правильно расслабиться – важная составляющая в формировании психологического здоровья. Поэтому подбирать материалы для центра необходимо с учетом возрастных особенностей детей и с учётом их основного назначения,а именно:
• для физической и эмоциональной разгрузки воспитанников, снятию усталости;
• обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
• обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции;
• обучение детей бесконфликтному общению;
• повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
• обучение дошкольников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.
Вся жизнь ребенка дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть. Чтобы преодолеть негативное эмоциональное настроение у детей в нашей группе был создан Центр эмоциональной и психологической разгрузки.
Так, например, в первую очередь, в каждой группе нашего детского сада были организованы Зоны эмоциональной разгрузки или «Центры уединения». Это то место в группе, где ребенок может «спрятаться» от внешнего мира, скрыть свои эмоции от других. Снять напряжение может помочь «подушка-подружка» или большая мягкая игрушка, с которой ребенок может по обниматься. А выплеснуть накопившуюся энергию помогают «подушка-побитушка» и «коврик злости».
Благодаря наполнению этих зон ребята могут выразить свое эмоциональное состояние, которое может меняться в течении дня. Центры уединения могут быть как стационарными, так и перемещаться по помещению группы, могут меняться и трансформироваться. Так, например, в нашей группе центр уединения был изменен и используется как центр «Космос».
Также в нашей группе мы организовали для детей говорящую стену «Радуга настроения», которая каждое утро встречает их в приёмной: солнышко, тучки, облака и разноцветные мимические цветочки, бабочки. На ленты разных цветов, в зависимости от настроения, крепится фото ребенка или картинка. У каждого ребенка есть фото на прищепке или картинка, которую он себе выбрал и, приходя в группу, дети крепят свою фотографию или картинку к соответствующему их настроению цвету. Если настроение меняется, дети перевешивают свою фотографию. «Радуга настроения» привлекает детей и помогает им понимать собственные эмоции, эмоциональные состояния других, способствует овладению средствами эмоциональной выразительности.
Данное оборудование может быть изготовлено с учетом возможности использование пространства помещения группы.
Доброжелательное отношение к сверстникам формируется у детей, когда взрослый налаживает контакты между ними, создает благоприятные условия для создания эмоциональной связи. Особенно это важно для детей младшего дошкольного возраста. Каждое утро можно начинать с игрового приема «Утро радостных встреч» или «Минутки вхождения в день», помогающего детям лучше чувствовать себя в детском коллективе в начале дня. Эти сюрпризные игровые моменты могут проводиться не только педагогами группы, но и с участием родителей.
Так же положительное влияние на эмоциональное состояние детей младшего возраста оказывают игры в сухом бассейне. Эти игры способствуют не только физическому развитию малышей. Они также оказывают расслабляющий эффект, создавая положительный эмоциональный фон и благотворно влияют на нервную систему ребенка.
Для детей старшего дошкольного возраста целесообразней использовать «Часы настроения» или «Азбуку эмоций». В этом возрасте они уже умеют различать эмоции, изображенные на картинках или карточках.
Также можно предложить детям нарисовать эмоции, используя шаблоны для рисования.
В нашей группе есть «Сухой душ». Это оборудование способствует эмоциональной разгрузке детей перед сном. Ребенок заходит в спальню через завесу «Сухого душа», тем самым он оставляет все свои негативные эмоции, накопившиеся в течение дня за ней. Также эта «волшебная шторка» предназначена для того, чтобы отделить в подсознании ребенка игровое пространство от зоны покоя и сна.
Для обучения детей бесконфликтному общению используются дидактические игры, игровые упражнения и ситуации,например: «Что такое хорошо, и что такое плохо», «Кто тебе нравится больше?», «Собери лицо» или «Собери свою семью» и др. Эти игры могут быть как настольно-печатными, так и изготовленные разными способами. Дидактическую игру «Собери лицо» я изготовила из фетра (по принципу фланелеграфа).
В качестве оборудования для уголка ещё хотелось-бы представить «Мешочки настроений». «Мешочек радости» изготовлен из светлого материала с соответствующим изображением лица хорошего настроения. «Мешочек грусти» изготовлен из тёмного материала с соответствующим изображением лица плохого настроения. Мешочки завязаны шнурками. Если у ребёнка плохое настроение, он может взять мешочек, развязать шнурок и «сложить» в него своё плохое настроение, обиды, злость, а потом тщательно завязать. Потом из другого мешочка берёт хорошее настроение, воображаемые смех, улыбку, радость.
Так же есть «Баночки гнева». Это баночки с крышками разных цветов и размеров. Особо эмоциональные дети могут «выкрикнуть» свой гнев в такую баночку, заперев его там, затем взять ее на прогулку и открыв, «выпустить» гнев на свободу.
Немаловажный атрибут зоны эмоциональной разгрузки – это «Островок примирения», целью которого является научить детей разнообразным способам примирения после ссоры – «Скамейка – мирилка», «Футболка дружбы» и «Кубик – рукопожатия». Поссорившиеся дети могут самостоятельно использовать их для примирения, зачитывая разученные стихи-мирилки. Многие из них, нам, взрослым, знакомы с детства.
Таким образом, создаваемая нами предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный эмоциональный комфорт для каждого ребенка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально-волевой сферы.
Мы рекомендуем в каждой группе ДОУ создать условия для укрепление физического и психического здоровья детей и их эмоционального благополучия как важной составляющей в формировании открытой творческой личности.
Источник
Система развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
- Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Современный этап развития российского общества характеризуется глубокими изменениями в различных сферах.
Серьезные изменения в общественной жизни вызывают необходимость преобразования основных социальных институтов, в том числе и дошкольного образования.
Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.
Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка.
Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.
Во-вторых, мы 150 лет (с момента создания системы дошкольного образования) жили с пониманием важности общественного воспитания. А на самом деле для ребёнка важна его семья. Именно семья может обеспечить полноценное индивидуальное развитие и успешную социализацию ребёнка в обществе. Новый Закон об образовании закрепляет преимущественное право родителей на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами и определяет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных Федеральным законом. При этом дошкольные «образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития» (ст. 44 Закон РФ «Об образовании в Российской федерации»).
В-третьих, в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства, к сожалению, уходит игра. Перестают создаваться или распадаются детские дворовые сообщества. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру. Ту самую, познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Это игра, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение. Это игра, в которой малыш взрослеет. Ведь главная миссия дошкольного образования – наполнить жизнь ребёнка позитивными переживаниями детства!
В ходе реализации ФГОС приведет педагогов и родителей к пониманию важности реализации таких принципов Стандарта как:
– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений (теперь ребёнок не объект, который мамы, папы, воспитатели обучают и воспитывают, а полноправный творец своего «Я»);
– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (взрослый не указывает ребёнку чем заниматься, а создаёт условия для того, чтобы у ребёнка возникло желание заниматься каким либо делом);
– сотрудничество детского сада с семьёй (родители и педагоги – партнёры, а не две стороны, акцентированные каждая на решении своих задач. Они вместе ищут пути решения проблем) и др.
Реальная образовательная ситуация в ДОУ не соответствует требованиям ФГОС в части обеспечения полноценного социально – личностного развития ребенка и можно выявить следующие противоречия:
- необходимость целостного личностного развития ребенка – дошкольника (взаимосвязи всех личностных сфер развития ребенка: когнитивной, чувственно – эмоциональной, поведенческой);
- востребованность нового качества целостной воспитательной среды для позитивного социально – эмоционального развития с одной стороны, отсутствие механизмов ее преобразования с этих позиций с другой стороны;
- с одной стороны необходимость конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса, с другой стороны неготовность значительной части родителей и педагогов к сотрудничеству и диалогу в аспекте личностного развития ребенка.
Анализ практики показывает, что существуют определённые факторы, оказывающие влияние на развитие самостоятельной деятельности детей:
– в ДОУ недостаточно занятий, направленных на развитие у ребёнка различных способов самостоятельных действий;
– мало ярких впечатлений от праздников, от художественных зрелищ в детском саду, в семье;
– не всегда соответствует материальная среда игровой зоны (музыкальные уголки, центры);
– недостаточно специального оборудования, материалов, пособий, дидактических игр.
Новый дошкольный Стандарт, помимо определения комфортных условий для воспитания дошкольника, нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к обучению, познанию и творчеству. Творчество предполагает наличие у субъекта (ребёнка) способностей, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
Таким образом, анализ теории и практики дошкольного образования показывает, что существуют некоторые противоречия между:
– осознанием необходимости учета самоценности дошкольного возраста (приоритетность игры как продуктивного вида деятельности) и внедрением новых требований к выпускникам детских дошкольных учреждений;
– признанием значимости развития творческой активности ребенка как основы личностного развития и неразработанностью содержания, технологии, критериальной основы процесса развития;
– предъявляемыми современными требованиями общества к детям и недостаточным уровнем формирования личностных качеств.
Достичь желаемых результатов на практике не предоставляется возможным, поскольку не в полной мере происходит осознание педагогами и родителями необходимости целенаправленной деятельности в направлении развития самостоятельной творческой деятельности. Сравнивая модели организации образовательного процесса до введения ФГОС и после его введения, можно отметить главное изменение. До ФГОС ребёнок воспринимался как объект образовательной деятельности, в ходе которой педагог формировал определённые знания, умения и навыки, а теперь, согласно Стандарту, ребёнок понимается как субъект образования и развития, который в результате освоения программы приобретает интегративные качества.
Говоря о самостоятельной творческой деятельности детей, можно отметить, что реальные условия в ДОУ часто не предполагают практической реализации деятельности, возникающей по инициативе самого ребенка и отвечающей его потребностям и интересам. Практический опыт показывает, что за последние пять лет, очень снизилась творческая активность детей в ДОУ. И это можно объяснить многими причинами.
- Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
На основе проведённого анализа, можно сформулировать профессиональную проблему. Для успешной реализации самостоятельной творческой деятельности детей необходимо создать следующие психолого-педагогические условия (согласно ФГОС п.3.2.1.):
1) поддержку инициативы и самостоятельности детей;
2) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
3) поддержку взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом;
4) ориентировать образовательную деятельность на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывать социальную ситуацию его развития;
5) вовлекать родителей непосредственно в образовательную деятельность.
Профессиональная проблема заключается в различиях теоретической базы, на основе ФГОС и практики осуществления педагогической деятельности.
В настоящее время в ДОУ необходима переориентация педагогического процесса с существующей учебно-дисциплинарной модели обучения на личностно ориентированную модель.
- Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Под социально – эмоциональным развитием понимается развитие коммуникативной, эмоциональной и социальной сферы у дошкольников.
Структурными компонентами социально – эмоционального развития ребенка являются:
1.Формирование положительного самоощущения ребенка в любых жизненных ситуациях;
2.Развитие понимания ребенком своих индивидуальных внешних и внутренних особенностей (пола, возраста, внешнего вида, способностей, желаний, интересов, потребностей) и осознание своей уникальности (положительный образ – Я);
3. Развитие уверенного поведения (умение выражать желания и требования, проявить волю, принять собственное решение, делать выбор) и навыков регуляции своего поведения;
4. Положительное отношение ребенка к окружающим людям независимо от их возраста, пола, национальности, социального происхождения (формирование толерантности);
5. Умение на практике учитывать мнение, взгляды, настроение, желания других.
6. Развитие социальных навыков, а именно: осознание и осваивание различных социально – приемлемых способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договориться, ориентируясь на правила этикета и безопасности, способность установить дружеские взаимоотношения и новые контакты.
Отношения ребенка с миром, по сути, возникают задолго до его рождения, но лишь с появления совместной деятельности со взрослым, а затем и со сверстником эти отношения приобретают подлинный источник развития личности малыша. Ребенок осуществляет свою жизнедеятельность благодаря наличию этих взаимопересекающихся и взаимопроникающих систем, двух миров: мира взрослых и мира детей, каждый из которых объективно и субъективно влияет на социально – эмоциональное развитие ребенка на том или ином возрастном этапе.
В 4 – 5 лет дети становятся способны к более дифференцированному восприятию сверстников и самовосприятию, что является следующей ступенькой в самопознании и формировании толерантности. Ребенок проявляет живой интерес к сверстникам. В сюжетно – ролевой игре происходит общение по двум направлениям: общение персонажей и общение исполнителей. Роль педагога в этот период – формирование реальных отношений между детьми в группе. Несмотря на то, что соучастие и взаимное согласование выражены минимально, ребенок под руководством взрослого может приобрести первый социальный опыт сотрудничества в разных видах игровой и практической деятельности.
В старшем дошкольном возрасте (5 – 7 лет) ребенок способен более глубоко «заглянуть» в свой внутренний мир, осознать с помощью взрослого свои особенности и желания, научиться отстаивать свое мнение, делать выбор, целенаправленно достигать цели в деятельности. На основе самопознания у него формируется способность к саморегуляции своего поведения в соответствии с социально – принятыми в обществе нормами. Проявляя собственное достоинство, ребенок на практике способен уважать другого, понимать его состояние, проявлять сочувствие. У ребенка формируется положительная самооценка как основа для самоутверждения на следующей социальной ступени развития и как следствие нормального хода психического развития. Это стадия развития совместной деятельности, появления так называемых «играющих коллективов», в которых может вырабатываться единство «общественного мнения» по поводу тех или иных аспектов сотрудничества в игре, труде, занятиях.
Важнейшим фактором социально – эмоционального развития выступает организация разнообразных форм взаимодействия ребенка с разными социальными группами в процессе социально – одобряемой деятельности и открытости границ жизненного пространства ребенка.
- Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Социально – эмоциональное развитие ребенка – процесс длительный, непрерывный и многогранный. Оно будет результативным, если в детском саду и семье имеются необходимые условия и эффективно используется совокупность всех факторов социально – эмоционального развития ребенка.
Содержание социально-эмоционального воспитания и развития реализуется через специально организованные формы, виды совместной деятельности воспитателя с детьми (интерактивные игры, игры-тренинги, игры-экспериментирования, детские проекты). Помочь каждому ребенку поверить в свои силы, понять свои чувства и чувства других, развить социальные навыки общения и поведения в обществе – на это направлено взаимодействие с детьми по программе социально-эмоционального развития «Я – ты – мы» О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной. Работа по программе «Я- ты -мы» обеспечивает сбалансированное содержание, образование по социально-эмоциональному развитию, обогащает личностно-ориентированный подход к детям и строится по трем основным направлениям:
- воспитание уверенности в себе;
- развитие чувств, желаний и взглядов;
- формирование социальных навыков.
Субъектное взаимодействие педагога с детьми осуществляется через:
- яркую эмоциональную насыщенность видов детской деятельности;
- создание комфортной обстановки;
- создание для ребенка ситуации успеха;
- создание популярности ребенка среди сверстников;
- обогащение впечатлений и представлений об окружающем мире;
- обеспечение активизации переживаний.
Социальный уклад жизни групп: символика (название, девиз, герб), правила, ритуалы, обычаи, традиции эмоционально притягивают внимание детей и родителей, обогащают жизнь ребенка в детском саду положительными эмоциями.
Дополнительное образование, представленное занятиями по интересам детей: театрально-игровая деятельность в театральной студии, музыкальная деятельность способствуют формированию социальной уверенности у детей, предоставляют ребенку возможность в самовыражении, самореализации потребностей в творческих видах деятельности.
Внесение в среду группы социально значимых для ребенка атрибутов (игрушек, семейных фотографий, гербов, альбомов, рассказывающих о семье, ее традициях, интересах, генеологического древа, герба семьи) помогают ему чувствовать себя защищенным и уверенным.
Размещение специально оборудованных пособий в групповом помещении позволяют ребенку заявить о своем «Я»: «Я пришел», «У меня сегодня хорошее (плохое) настроение», выразить свое предпочтение в общении со сверстниками.
Мини-музей «Я и моя семья» – это своеобразный интегрированный продукт, над созданием которого работают воспитатели, родители и дети. В содержании материалов отражается прошлое, настоящее, традиции семьи, история рождения ребенка, генеологическое древо ребенка, семейные гербы, реликвии, фотографии.
Таким образом, предметно-развивающая среда приближает два близких ребенку мира – детский сад и семью. Практически такие условия обеспечивают ребенку возможность познавать себя и своих друзей, самостоятельно выражать свои личные особенности, общаться вербально и в процессе содержательной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Методическое сопровождение социально-эмоционального воспитания и развития ребенка 3-7 лет:
- программа «Я – ты – мы» О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной;
- перспективно-тематические планы работы с детьми;
- содержание тематических недель и тематических дней;
- совместные проекты педагогов с детьми;
- детско-родительские проекты;
- педагогические проекты,
- конспекты форм работы с детьми.
Методы:
1. наглядные (наблюдения, демонстрация тематических альбомов и дидактических пособий) и приемы (показ способов действий, показ образца) 2. словесные (рассказ, беседа,) и приемы: (вопросы., указания, объяснения, пояснения, педагогическая оценка, проблемная ситуация)
3. игровые: дидактическая игра, воображаемая ситуация в развернутом виде и приемы (внезапное появление игрушки, объектов; загадывание и отгадывание загадок и др.)
4. практические: упражнения (подражательные, конструктивные, творческие); элементарные опыты и эксперименты, моделирование.
- Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Для достижения новых образовательных результатов необходимо пересмотреть кадровые условия: доукомплектовать штат ДОУ педагогом-психологом, социальным педагогом; создать условия для повышения квалификации педагогов по курсу «Социально-эмоциональное развитие детей в ДОУ». Также необходимо проведение мастер-класса, семинаров по теме: «Мир эмоций», обращение к практическому опыту других педагогов из других регионов; ознакомление работников с инновационными образовательными программами и технологиями, и их применение на практике; обмен педагогическим опытом по теме «Влияние эмоционального развития на речевую активность дошкольников» на педагогических советах.
Также следует обновить и методическую базу. Следует приобрести новую методическую литературу, наглядные пособия, дидактические игры и др. Необходимо разработать различные методички (картотеку дидактических игр по возрасту детей) и буклеты по социально-эмоциональному развитию детей. Также важно для педагога обеспечение свободного доступа и использование компьютера, Internet ресурсов.
Изменения нужно внести и в материально-техническую базу ДОУ:
– пополнить в группе развивающую среду по самостоятельной деятельности (обновить уголки новыми пособиями, игрушками и т.д);
– использовать современные технические средства (компьютер, проектор, интерактивная доска);
Нормативно-правовые изменения: локальные акты, ФГОС, документация, конвенция ООН о правах ребёнка. Для успешной работы по эмоциональному развитию необходимо внести изменения в календарно-тематическое планирование педагога, в годовой план ОО «Социально-эмоциональное развитие дошкольников». Также нужно изменить и информационную работу педагога со специалистами и родителями. Нужно проводить следующие мероприятия:
– размещение информации на стендах ДОУ;
– индивидуальные и групповые консультации;
– день открытых дверей в ДОУ;
– родительские собрания на тему: «Социально-эмоциональные игры детей в семье»;
– проведение праздников с активным участием родителей;
– фото и видео отчёты.
Организационные изменения: организация проектной деятельности по теме «Наши чувства и эмоции»; эффективная и безопасная организация самостоятельной деятельности детей в группах.
Используемая литература
- ФГОС (от17 октября 2013г.)
- Примерная основная общеразвивающая программа дошкольного образования ««От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А, Васильевой».
- Конвенция о правах ребёнка (05.12.1989г.)
- Закон РФ «Об образовании» (от 29.12.2012г.)
- Программа «Я – ты – мы» О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной
Источник