Развитие социально бытовых навыков ребенка

Развитие социально бытовых навыков ребенка thumbnail

Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего

                  дошкольного возраста в условиях детского сада

     Дошкольный возраст – это значительный период в жизни детей, так как от рождения до школы они проходят очень большой путь развития. Это период не только физического роста, но и психического, социального. Формирование ребенка как личности происходит под воздействием окружающего его мира, и особенно значительную роль в этом играют детский сад и семья. Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, в котором трудовое воспитание занимает достаточно важное место. Формирование у ребенка социально-бытовых навыков осуществляется по большей мере в рамках именно трудового воспитание. Формирование этих навыков способствует процессу социализации ребенка, т.е. вхождению его в общество, в котором он будет достаточно самостоятелен, и поэтому будет чувствовать себя полноценным его членом. В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности. совершенствование умений и навыков состоит не только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослого. У него развиваются самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Именно поэтому организация в рамках дошкольного учреждения формирования социально-бытовых навыков так важна в общем процессе обучения и воспитания детей. Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.

С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.

Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.

В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.

Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания. Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет свое отношение к окружающим.

  Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными социально-бытовыми навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего дошкольника формируется только под воздействием взрослых. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости.

Таким образом, овладение младшими дошкольниками социально-бытовыми навыками – эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость

На четвертом году жизни у ребенка повышаются активность и целенаправленность действий,  улучшается координация . Дети начинают овладевать умениями действовать, намечая цель, но из-за неустойчивости внимания быстро отвлекаются и переходят от одного дела к другому.

В младших группах основной задачей является воспитание самостоятельности, положительного отношения к труду.

Положительная оценка взрослого даже небольших успехов ребенка вызывает у малыша удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно помнить в общении с детьми застенчивыми, робкими. По отношению к ребенку избалованному, имеющему склонность к зазнайству, следует поощрение использовать осторожно.

Навыки самообслуживания у малышей формируются в играх с куклами, в процессе выполнения разнообразных действий (раздевание, одевание, умывание и др.), в дидактических играх типа «Мишка замерз», «Кукла Наташа пришла в детский сад» и др.

Ребенку трехлетнего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам! – заявляет он, часто не осознавая свои возможности. Большое место в трудовой деятельности детей этого возраста занимает самообслуживание. Организуя труд детей, обучая их навыкам самообслуживания, важно не подавить стремление к самостоятельности, это великое «завоевание» трехлетнего ребенка – важный фактор в формировании его трудолюбия.

Огромное трудолюбие и педагогический такт требуются от воспитателя, чтобы не только не погасить детскую инициативу, но и способствовать его развитию. Решающее значение имеют игровые приемы, поскольку именно они позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша.

Эффективным приемом может стать положительный прием сверстников. «Посмотрите, как Таня быстро и правильно одевается!», – говорит педагог. Большое место занимают такие приемы, как рассматривание иллюстраций, чтение литературных произведений, использование эмоциональных песенок, потешек, пословиц, поговорок. Увлечь ребенка деятельностью по самообслуживанию можно, вызвав у него интерес к предмету. Так, во время умывания воспитатель дает детям новое мыло в красивой обертке, предлагает развернуть посмотреть и говорит: «Какое гладкое мыло, как хорошо оно пахнет! А как наверно хорошо это мыло пенится! Давайте попробуем!».

Весьма действенным приемом является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, кукол бибабо и т. п. сюжеты воспитатель может придумать сам.

Воспитателю необходимо помнить, что, если не обращать внимание на то, как ребенок выполняет действие ( как завернул рукава, зашнуровал ботинки, убрал в шкаф сменную обувь), у него не только не формируются необходимые навыки, но и формируются отрицательные привычки

 ( небрежность, неряшливость и т.д.).

Важно побуждать детей к взаимопомощи, используя пример тех, у кого уже воспитаны определенные навыки, учить внимательному, доброжелательному отношению друг к другу. Но пользоваться этим приемом следует осторожно, чтобы ребенок не привык к постоянной помощи.

    Хозяйственно-бытовой труд в данном возрасте в основном сводится к выполнению детьми простейших индивидуальных поручений. Содержание труда не сложно – это отдельные действия, которые ребенок производит на первых порах совместно со взрослым. И пусть их труд совсем незначителен, но его следует всячески поощрять, поскольку он содержит зачатки коллективного труда и способствует воспитанию уважения и бережного отношения к труду взрослых.

   Формирование у ребенка потребности участвовать в посильном для него труде способствует воспитанию у малыша интереса к трудовой деятельности взрослых. Давая малышам элементарные представления о труде няни, дворника, шофера, повара, нужно обратить внимание на добросовестное отношение взрослых к работе. В процессе наблюдения следует привлечь внимание детей к трудовым операциям, совершаемым взрослым, рассмотреть с ними материалы и оборудование, которые используются в работе. Нужно обязательно подчеркнуть результат труда. Так у ребенка складывается представление о том, что в основе каждого трудового процесса лежит удовлетворение той или иной потребности людей. На основе таких конкретных впечатлений у ребенка начинает складываться представление о трудовой деятельности человека, воспитывается положительное отношение к труду, желание принимать в нем посильное участие.

  В течение дня важно найти для каждого ребенка полезное и важное дело. Можно дать одно и тоже поручение нескольким детям одновременно

 например протереть стулья. Это самая первая ступень к коллективному труду – труд рядом.

Со второго полугодия детям начинают прививать умения и навыки дежурства по столовой. Готовят их к этому постепенно. Путем поручений у ребенка исподволь воспитывают умение выполнять несколько трудовых действий, связанных с накрыванием на стол. Например, сначала его учат ставить салфетницы и хлебницы на стол, затем раскладывать ложки. После этого, как ребенок освоит эти действия, его учат расставлять тарелки. На первоначальных этапах привития навыков дежурства дети накрывают на стол с помощью воспитателя, затем с незначительной помощью. При этом используются дидактические игры. В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает развитие социально-бытовых навыков, связанных с самообслуживанием, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой комнате и на участке. Этот труд, как никакой другой, дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. Особое место в системе воспитания детей занимает дошкольное учреждение, целью деятельности которого является развитие детей. Существуют различные методы формирования социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста, выбор которых осуществляется в соответствии с особенностями ребенка, с конкретными условиями и т.д. Овладение данными навыками способствует развитию необходимых умений для социализации человека, для формирования самостоятельности, независимости в бытовом отношении, что, безусловно, является и фактором личностного развития.

Формирование социально-бытовых навыков происходит постепенно и планомерно. Очень важно при этом активное сотрудничество детского сада и семьи, так как в первую очередь ребенок берет пример со своих родителей.

Источник

Всем привет!

По многочисленным просьбам, я решила открыть еще одну рубрику на сайте и сохранять здесь прошедшие эфиры. Поэтому тем кто не успел на эфир или хотел бы пересмотреть его еще раз,у вас появилась
такая возможность. Здесь тоже можно оставлять вопросы и я,по мере их поступления,буду на стараться на них отвечать.

К сожалению,первый эфир я не сохранила,но есть моя шпаргалка,которой я пользовалась во время эфира. Вот с нее я сегодня и начну:

Формирование  навыков самообслуживания и социально-бытовых навыков детей с особенностями
развития.

Человек всегда стремится к комфорту и пытается высвободить для себя больше свободного времени. Сейчас
это вполне по силам,потому что стирает стиральная машина,посуду моет-посудомоечная машина.пылесосит –робот пылесос, а готовит -мультиварка.

Безусловно это удобно для нас,но для ребенка это выливается в огромную проблему,неспособность
обслужить самого себя
.

Если мы говорить о нормотипичных детях,то там все проще,потому что они легко повторяют за взрослыми и
учатся просто наблюдая. И то,там благодаря маме тоже не всегда все гладко.

В нашем случае,есть определенные трудности,потому что просто наблюдая НЕ РАБОТАЕТ в силу
физиологических особенностей. Мы будем об этом говорить дальше.

Очень часто можно встретить ,что дети 3-5 лет сами не едят, а в 9 сами не могут одеваться и часто
родители не видят в этом проблему. Потому что в современном обществе происходит что-то страшное  в плане развития детей: в 1,5 года у него график ,как у взрослого: драм кружок,кружок по
фото….. А коснись элементарных навыков помыть самостоятельно руки помыть,а там УПС!

И реально родители говорят,что если он будет есть сам да ,мы везде опаздывать будем , а уж про то чтобы
самостоятельно одеться и речи нет.  Тогда встречный вопрос:

-А накой вам все остальные занятия и какого
развития вы ждете,если он элементарно ложку ко рту поднести не может. Вы гораздо больше получите в плане
развития если уберете у ребенка мягкие стулья со спинками,научите пользоваться ложкой и кидать смятую салфетку за себе. Освоение вот этих трех  навыков  круче всех занятий с
нейропсихологом, потому что в мозге в этот момент происходит буквально взрыв , и как следствие,огромный скачок в развитии.

Формирование навыком самообслуживания и элементарных бытовых навыков это одна из первостепенных
задач детей с особенностями

. Потому что умения с вязанные с самообслуживание важны для развития всех остальных сфер и адаптации в
этом мире.

Предлагаю вам одно упражнение, в свое время оно меня сильно подстегнуло в действиях.

Итак,представьте себе сейчас на минуту вашего ребенка через 10-15 лет…..

Вот,прям буквально, нарисовали себе картинку….Какой он….. Как ему в этом мире…. Может ли он жить
один(это кстати больная тема всех родителей и самый распространенный вопрос)

Представили?

А теперь ответьте каждый себе на вопрос,только честно: вы довольны тем что увидели? Если да,тогда все
ОКей,если нет,то пора делать шаги вперед.

Для этого после прямого эфира нужно сесть и записать сегодняшнюю дату и все те наавыки которые уже
есть, а на другой стороне листа,то  чего мы в итоге хотим через пол года,год.Прям прописываете все…. Вам будет видно куда двигаться и с каких шагов начинать. Не пытаемся ухватить сразу все,
а мелкими шагами но в светлое будущее.

Так с заданием понятно? Если вопросов нет,двигаемся дальше…

Давайте разберемся,что же включает в себя навыки самообслуживания  для самого безумного времени
для всех мам,времени идти в сад,
а значит ребенка третьего года жизни:

-прием пищи

-раздевание-одевание(снимает обувь,шапку,варежки,натягивает штаны,трусики)

-гигиена(самостоятельно моет лицо,руки,пользуется мылом и полотенцем)

-опрятность(пользование горшком)

Эти навыки не появляются сами,они формируются под воздействием воспитания и при
определенном уровне психофизических возможностей:

Что же должно быть хорошо сформировано у ребенка:

-Общая моторика- (умение садиться и самостоятельно вставать,ходить,подниматься и спускаться по
лестнице)

-мелкая моторика (уметь тянуть,толкать,переворачивать,кто со мной,тот в теме,что я много этого
использую,опускать предметы в коробку,брать мелкие предметы,несложные пальчиковые игры,с этим вообще беда!!!)

-зрительно-слуховое внимание( умение приходить когда зовут,слушать сказки,уметь отвечать на вопрос любым
доступным образом)

-мышление(уметь узнавать предметы,выполнять простые указания,уметь имитировать ,подражать
взрослому)

И поэтому первым этапом должна быть подготовка именно кисти-орудование ложкой,сначала большой потом
маленькой.,простые движения,далее осваивается хватание кулачком,щепотью,тремя пальцами,одной рукой,обеими,действия с пальцами,далее ребенок учиться выполнять соотносящиеся действия с
предметами-матрешки,башенки

Так,с этим тоже разобрались…

Теперь,последние организационные моменты перед началом освоения навыка:

1 Вы должны быть последовательными

-т.е все члены семьи это единый механизм. И если мама решила пора учить есть самому, а бабушка
кормит,ничего у вас не получиться

2. нельзя требовать сразу!!!

Вы проснулись и решили,что ему пора самому убирать постель и свою комнату и вы ему это говорите. СТОП!
Сначала вы пишите что вы хотите,потом вы присматриваетесь, а что из этого ему реально под силу и тогда именно с этого и начинаете.

3.Все ваши просьбы не должны оставаться без внимания и невыполненными.Это касается всех возрастов.Не надо
кричать ребенку из кухни,когда он играет в своей комнате,что ему надо вынести мусор или собрать свои вещи.

Вы подходите к ребенку,присаживаетесь на уровень глаз и говорите ему:

-Вася,отнеси носочки в корзину.

Всегда даем простую и четкую инструкцию .Если ребенок не выполняет,вы даете ему в руку носочки и идете
вместе с ним. После этого говорим,спасибо тебе,ты мне очень помог! Обнимаем,хвалим. Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата.

!

Про благодрность!!!

Не надо задаривать и заваливать ребенка подарками, тем более если это уже навык сформированный. Быстро
наступает пресыщение и падает мотивация.,Цыганей звать не стоит.

Не надо торопиться!!!!!

Формирование нвыка зависит от индивидуальных особенностей ребенка,его типа нервной
системы(холерик,флегматик,сангвиник,меланхолик)от скорости запоминания,от семейного отношения к опрятности

Про самостоятельное одевание….. весь процесс удердать в голове ну не реально…потому что промежуточное
созревание лобных долей происходит в 3 гоа

До трех лет у ребенка нет лобных долей,поэтому что либо ему обьяснять это бесполезно!

В 3 года говорим –надо чистить зубы каждый день! Все

С 3-5-можем расширить,там появляется страх и на нем ребенок будет делать все что угодно. Надо
чистить зубы каждый день, а если не будешь они будут болеть!

И только после 5 лет вы можете ему объяснить,почему они будут болеть и как и что с этим
делать.

Приходит мама и говорит:

-он не чистит зубы и я уже задолбалась,потому что он ест пасту. Выдавливает ее всю из тюбика и ест.А
если не ест,то размазывает.

 В свое время я использовала картинки. Понятно,что  тогда я не знала ни про лобные доли,ни про
визуальное подкрепление , а как то все по наитию. Но в ванне и на шкафу у меня были нарисованные картинки-последовательности,что за чем идет. Для того чтобы перестать быть лбом своих детей и дать
им возможность самому контролировать и программировать свои действия начинать важно с малого.Это на первый взгляд кажется примитивным,но это реально рабочие инструменты. Картинки висят до
автоматизации процесса. Вы когда приходите умываться ,то уже не задумываетесь что за чем идет.

Навык самостоятельной еды я уже описывала в одном из постов,про то что никаких гаджетов и мультиков
и танцев с бубнами там быть не должно. Помним опять про лобные доли,уговаривать не надо. Ты либо ешь,либо нет. Третьего не дано. Если ребенок кричит,выворачивается,кидает тарелку в этот момент
главное не выдать эмоцию и не включиться в его «игру».

До трех лет у ребенка усваиваются все нормы и правила семьи,формируется навык порядка.И именно в
этот период вы должны дать понять,либо вот так,либо никак,потому что это ты пришел в нашу семью. Это не ломает личность,потому что вы не орете и не давите. До трех лет все усваивается через тело.
Именно сейчас важно показать,что за каждое его действие бывают последствия. И это важно в этом возрасте. Потому что если ребенок швыряет еду,бьет вас,кидает игрушки,падает и бьется
головой,хлопает дверьми и вы не справились с этим до 5 лет,в 14 вы его реально будете бояться!

Горшок трогать не буду сегодня,это всегда много вопросов, а если еще начать рассказывать про игры в
которые горшечные играет мама с ребенком,это надо отдельный эфир делать. Если время останется,немного коснемся этого вопроса.

Сейчас перейдем к теме быта!!! Тут меня порой родители готовы растерзать и говорят,что я и не мать вовсе. Как же заставлять бедное дитятко,да он же
еще и инвалид, а я вот его заставляю….. Это и про вторичные выгоды…. Про манипуляции…..Но я эту тему люблю…. Здесь всегда возникает дискуссия.

Развитие происходит не тогда когда нас ограничивают, а когда мы учимся преодолевать границы

Выготский говорил,что всякая отсталость носит социальный характер.

Если ребенка не принимает общество,мама дома его вторично инвализируется,то он делает? Он уходит в
себя.Потому что он не хочет быть отвергнутым и неуспешным. Он перестает общаться с внешним миром вообще.

А быт,это то самое место где ребенок может почувствовать себя нужным и состоятельным.

С 1,5 лет ребенок ,как правило,проявляет первое желание помочь,когда тянется к пылесосу,ну у всех же
было. А теперь вспомнили,что мы обычно говорим: уйди, я сама! Или еще хуже,у тебя вся жизнь впереди,ты еще успеешь…

Но зато потом, в 14 лет меня все мамы спрашивают, а почему вот он ничего не хочет. Почему все делает
из-под палки?Так время упущенное,ты ж все сама,ну вот и продолжай.

Потянулся он к тряпке в 1,ради бога,остановитесь,дайте ему его тряпочку,покажите как правильно и все…..
Вам же легче. Вы попросту половину обязанностей с себя снимите.Пусть сначала свой столик вытирает сам. Как только он это сделал несколько раз это переходить в требование. Вытирает свой столик, а
теперь и наш,справляется, а теперь тумбу в комнате еще вытри, а теперь плинтуса,в одной комнате,потом во всей квартире, а теперь пропылесось и вот так постепенно ребенок получает свои обязанности
по дому. Вы моете посуду,пусть ребенок вытирает рядом с вами,вы готовите обед-пусть и он режет,пусть неправильно,кусками,но иначе и не научиться. Разгрузить машинку,сложить правильно вещи в
шкаф,помыть обувь ведь это не сложные моменты из которых состоит наша жизнь.

На занятиях я даю детям чек-листы,учу не хаотично, а по порядку выбирать то,что есть в листе. Зачем?
Потому что когда пойдет в магазин  ему будет проще купить продукты по списку. Кстати,и про магазин,надо тоже приучать с детства. Сначала вы говорите ему,а напомни как мне чтоб я не забыла
купить яйца и молоко.Или то,что ребенок любит и ест каждый день. Не напомнил, вы не покупаете,но потом дома говорите,ты же не напомнил, а я забыла. Но ты, в следующий раз……тра-та-та. И он больше
никогда не забудет!!!!!

Потом вы пришли в магазин и говорите иди купи молоко, а я подожду тебя на кассе,но первый раз
наблюдаете куда пошел и чего купил. Успешно,отлично,значит в другой раз вы будете стоять уже на кассе, а потом и вовсе около магазин, а потом он пойдет туда вообще сам. Делая постепенно такие
маленькие шажки вы готовите ребенка к самостоятельно жизни о которой так мы все мечтаем.

 И тогда в 14 не будет слез у мамы и она не будет как загнанная лошадь….Потому что это реально
тяжело когда все сама.Потому что делая это из раза в раз это уже не в тягость а как само собой разумеющиеся.

Разбил ребенок что-то,разлил,рассыпал-не сами кидаемся убирать, а даем посильное ребенку или делаем
вместе с ним его ручкой. Какое Монтессори,вот оно все Монтессори у вас в квартире.

Вот тогда вы увидите горящие глаза,потому что он нужен,он вовлечен в процесс,он чувствует себя
успешным а это означает иннервацию переднего мозга, т.е. построение новых нервных окончаний, а значит процесс обучения идет.Значит ребенок развивается!

Источник