Развитие собственной активной речи ребенка способствует

Наталия Шокурова
Консультация «Развитие активной речи детей»

Ответ на этот вопрос и предельно прост, и в то же время чрезвычайно сложен. Конечно же, развивать у ребёнка речь-это учить его разговаривать. Однако как возникает и из чего складывается способность говорить – в этом то и вся сложность. Говорить- это значит владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формировать свою мысль, понимать речь окружающих, слушать их и быть внимательным к ним и многое другое.

Выделить то главное и единственное качество или ту способность, которые свидетельствуют о правильном, нормальном развитии речи, очень трудно, и потому, что человеческая речь – явление сложное и многослойное. Мы считаем, что ребёнок плохо говорит, когда у него плохая дикция или, когда он не может ответить на простой вопрос. Когда не в состоянии рассказать о том, что с ним только что произошло, когда мало и неохотно разговаривает с окружающими, когда затрудняется назвать одним словом многие предметы или действия и т. п.

Очевидно, перечисленные недостатки отражают разные стороны недоразвития речи и могут не совпадать (ребёнок порой плохо произносит или не произносит вовсе) многие звуки, но правильно по смыслу отвечает на вопросы взрослого и сам задаёт не менее интересные, но очень мало разговаривает со сверстниками, но при этом охотно беседует с близкими взрослыми. Поэтому говорить о развитии (или недоразвитии) речи вообще невозможно. Обязательно следует понимать, какая именно сторона речи отстаёт; поняв суть, предпринять соответствующие меры.

Речь, как таковая, не развивается вообще, безотносительно и той роли, которую она выполняет в жизни ребёнка. Само по себе «овладение речью» не самостоятельная задача воспитателя. И в то же время без овладения речью и без специальной работы, направленной на её развитие, не может быть полноценного психического и личностного развития ребёнка. Освоение речи перестраивает всю психическую жизнь ребёнка. Ведь речь – средство уникальное, универсальное и незаменимое, развивается как средство многих видов человеческой деятельности. Развивать речь ребёнка, не включая её в ту или иную деятельность, невозможно.

Наша задача при развитии реи детей – не только сообщать им новые слова, требовать повтора своих рассказов, но (что гораздо важнее) использовать речь как необходимое и незаменимое средство той или иной деятельности – игры, конструирования, рисования и т. д.

Развитие речи во многом определяется развитием общения с взрослыми.

Познавая окружающий мир, мы стараемся, чтобы ребёнок усваивал словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений.

Развивая речь двухлетнего ребёнка, мы заботимся не только о том, чтобы малыш произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые он слышит и повторяет, были наполнены для него конкретным содержанием.

При поступлении ребёнка в детский сад, мы проводим с ним беседы, задаём ему вопросы, выясняем уровень развития речи, а за тем планируем работу по активизации разговорной речи.

Формирование словаря должна быть тесно связана с работой по ознакомлению с окружающим. Вот почему мы обеспечиваем постепенное усвоение детьми нового. В этих целях используем задания,например: «принеси», «найди зелёный карандаш», «принеси пирамидку», «покажи как поливают цветы из леечки». Эти задания позволяют выяснить, понимает ли ребёнок, о чём идёт речь, появилось ли новое слово в его пассивном словаре.

Когда знакомим с новым словом, неоднократно повторяем его уже в сочетании с уже известными им словами.Пример: «Клюёт курочка? Клюёт. У неё клюв, а у цыпляток клювики. И курочки и цыплятки клюют зёрнышки». За тем с помощью вопросов упражняем в употреблении этого слова. «Курочка клюёт. Что она делает? Клюёт (хоровые и индивидуальные ответы) .

Проводим игры и упражнения, способствующие развитию речи.Пример: «Поможем кукле Кате запомнить посуду (одежду, мебель, животных и т. д.)».

«Куда что нужно положить во время уборки игрушек?», платье повесить в шкаф, тарелку на полку в кухне, куклу посадить на диван и т. д.

Развитие речи происходит на специально организуемых занятиях, на тех занятиях, в ходе которых развивается действие с предметом,а так же в повседневной жизни: в режимные моменты, в самостоятельной игре.

Для развития речи мы широко используем картины с изображением отдельных предметов, предметов в действии, сюжетные картинки. И с помощью вопросов добиваемся, чтобы ребёнок назвал, что изображено на картине. А когда рассматриваем сюжетные картинки, рассказываем, что изображено на картине, и по ходу рассказа задаём детям вопросы.Пример: «На картине мы видим девочку. Кого мы видим? Девочку. Она поливает цветы. Что она делает? Поливает. Что девочка поливает? Цветы.

Важное значение для развития речи имеет чтение книги с иллюстрациями.

Большое место отводим слушанию и последующему воспроизведению коротких рассказов, стихов, а так же потешек и других фольклорных форм.

Для того, чтобы научить ребёнка понимать рассказ и выработать умение пересказывать, нужно организовать совместное рассказывание. Сначала побуждаем ребёнка, повторять слова и фразы за собой, затем задаём вопросы, дети отвечают на них. Нужно добиваться, чтобы дети отвечали не «да» и «нет», а полными предложениями и фразами. «Что это? Стул. Что делают на стуле? На стуле сидят».

Занятия с использованием сюжетных картинок и игрушек, обогащают нравственные представления, развивают способность к самостоятельной игре, речь выступает, как средство общения с взрослыми и сверстниками, активизирует разнообразный словарь.

Проводим сюжетно – ролевые игры (Кормление куклы, купание, лечение, приглашение в гости и т. д.) .

При развёртывании сюжетов даём много названий предметов (посуды, одежды, показываем действия с ними и рассказываем их назначение.

Из глубоких тарелок едят суп, борщ. Из мелких (кашу, котлеты, салат). Из стакана пьют (воду, чай). А так же закрепляем навыки приобретаемые детьми в режимных процессах, нормы поведения.

Проводим игры на развитие внимания, памяти, слухового внимания, на различение цвета, формы предметов. «Найди такой же предмет», «Что в коробочке?», «Узнай, кто позвал?», «Чего не стало?», «Чудесный мешочек», (с предметами разной формы) .

В режимные моменты закрепляем навыки у детей, приобретённые раннее и систематически формируем новые. Навыки – в процессе еды, раздевания, одевания и т. д.

В каждом режимном процессе получает развитие определённый словарь, связанный с конкретными видами деятельности.

Во время утреннего приёма детей проводим беседы с ними, задаём следующие вопросы: «С кем пришёл в садик?», «Что ты видел по дороге?», «Идёт ли дождь или снег на улице?», «как провёл выходной день?», «с кем ходил на прогулку?», «В какие игры играл дома?», «Расскажи о своих любимых игрушках», и. т. д.

Во время одевания на прогулку закрепляем названия одежды, действия с ними, говорим о том, в какой последовательности нужно одеваться. На прогулке ежедневно проводим наблюдение, за явлениями природы, за животными, растениями, птицами, как одеты взрослые и дети. Задаём вопросы, делаем обобщения.

Для закрепления и уточнения знаний, предлагаем выполнить какое – либо дидактическое задание,игровое упражнение: найти дерево, цветок, собрать листья, принести веточку и т. д.

Проводим наблюдение за трудом взрослых,затем предлагаем детям включаться в совместные с взрослыми трудовые действия: собираем с участка мусор, сгребаем лопатками снег.

В процессе трудовых действий обогащается речь ребёнка, совершенствуется ориентировка в окружающем пространстве, память, внимание.

На прогулке проводим много игр со словами,дети повторяют слова для игры и выполняют соответствующие движения:

«Зайки скачут скок-скок-скок

На зелёный, на лужок.

Щиплют травку, кушают

Осторожно слушают, не идёт ли волк».

У детей формируется умение слушать речь взрослого, развивается навык действовать по сигналу. Запоминание новых слов тренирует память малышей, их речь.

Во время кормления, называем названия блюд, затем задаём вопросы,например: «Сейчас мы будем кушать кашу. Что мы будем кушать? – кашу, и. т. д.

Дети слышат много слов (подвинь тарелку к себе, сядь поближе к столу, возьми салфетку и вытри руки). Если ребёнок правильно выполняет действия, значит, эти слова уже вошли в его пассивный словарь, и он будет ими пользоваться в разговорной речи.

Развиваем активную речь детей и во время умывания (читаем потешки: «водичка-водичка», «будет мыло, пенится», просим засучить рукава, учим правильно пользоваться мылом и полотенцем и т. д.)

Вечером, с детьми, проводим сюжетно –ролевые игры: «Семья». «Кухня», «парикмахерская», «прачечная», «больница» – закрепляем название предметов, необходимых для той или иной игры.

Часто дети сами сообщают о том, что они сделали,какие действия выполняли: «у меня чистые ручки», «я съела весь суп», «я выпил весь компот».

Развитие речи успешно осуществляется в самостоятельной игре детей.Во время выполнения действий дети произносят много различных слов: «Поехали на автобусе», «Кукла спит» т. д.

Речь это средство совместной деятельности с другими людьми и развивается она в зависимости от того, как эта деятельность организованна и в каких условиях протекает. Когда же и при каких обстоятельствах дети чаще всего разговаривают друг с другом?

Чаще всего оживлённые диалоги возникают при совместном выполнении какого – либо задания. Занятия лепкой, рисованием, конструированием – вот те особые условия для речевого общения сверстников. Но именно в этих ситуациях постоянно напоминаем детям, что работать следует, молча, не мешая остальным.И получается: стремление дисциплинировать нередко тормозит речевое развитие ребёнка. Детям очень трудно выполнять работу молча. Они непременно сопровождают свои действия словами, в особенности, если рядом находятся другие дети, которые эти слова услышат и ответят.

Речевое сопровождение собственных действий имеет очень важное значение для психического развития ребёнка. Речевое действие составляет основу мысленных операций и мышления вообще. Поэтому тормозить и останавливать речь детей, сопровождающую их практическими действиями, не следует.

Для развития речи на третьем году жизни применяем разные методические приёмы. По-прежнему сохраняем приём поручений: «Оля, подними мишку с пола и поставь его в шкаф».

Если ребёнок говорит не правильно, останавливаем и просим произнести слово правильно.

Для активации речи применяем все те побудительные слова, которые нацеливают ребёнка на высказывания (скажи, повтори, спроси, расскажи) .

Важным в работе являются приёмы договаривания (жила – была курочка… Ряба. Она снесла… яичко и т. д.

В ходе пересказа или чтения наизусть при затруднении употребления, какого либо слова вовремя помогаем ребёнку подсказкой.

Большое значения для развития активной речи детей имеет речь воспитателя, его умение разговаривать с маленькими детьми.

Речь педагога должна быть чёткой, выразительной, не торопливой. Слова и фразы, адресованные детям, не должны быть случайными. Их следует продумывать заранее.

Воспитатель: Шокурова Н. Ю.

Источник

Уважаемые родители, вы познакомились с этапами развития собственной речи ребенка. Возникает вопрос, что делать, если малыш не укладывается в приведенные нормы? 

Прежде всего, вы должны сказать о своих опасениях своему педиатру. Возможно, врач сочтет нужным назначить дополнительные обследования малыша. Безусловно, одним из первых должно быть обследование слуха.  Если врачи сочтут, что проблем с развитием ребенка нет, вы можете сами предпринять некоторые меры по стимуляции речи ребенка.  Все, что я опишу ниже, интуитивно делает каждая мама, но эти рекомендации помогут вам действовать более целенаправленно. 

Примечание: После полугода у ребенка начинает развиваться понимание речи окружающих (импрессивная речь). Эта сторона развития речи, тесно связанная с мышлением, игрой, предметной деятельностью и социализацией ребенка, вместе с активной/экспрессивной речью обслуживает общение ребенка с окружающими. А это значит, что развивать речь нужно в процессе общения и совместной игры ребенка и взрослого. 

Стимуляция гуления 

  • Привлекайте внимание ребенка к своему лицу. Позовите его, подуйте, поцокайте малышу, дожидаясь его взгляда. 
  • Разговаривайте с малышом, ведя с ним своеобразный диалог. Издавая звуки, напоминающие гуление, воркование, делайте паузы, давая возможность малышу ответить вам. 
  • Повторяйте звуки, которые произносит Ваш малыш. Помните, что говорящее лицо является самым сильным стимулом для привлечения внимания ребенка. В этом возрасте детям нравится плавная певучая речь. Они внимательно вслушиваются в интонацию, еще не понимая смысла речи. 
  • Будьте внимательны к сигналам ребенка, возможно, он тоже хочет с вами пообщаться. Об этом свидетельствуют его взгляд, улыбка, воркующие звуки. 
  • Разговаривая с малышом, пощекочите его, погладьте. Ваша речь и ваша улыбка в сочетании с тактильно-двигательной стимуляции поможет малышу улыбнуться именно вам. Кроме того, подобное «тормошение» стимулирует комплекс оживления. 
  • Если ребенок отвел взгляд, отвернулся, закинул руки за голову это сигнал о том, что он устал и вам нужно сделать перерыв в общении. 

Стимуляция лепета 

  • Играйте с малышом, сидя лицом к лицу. Для этого вы можете использовать специальное кресло с наклонной спинкой (детский шезлонг, автомобильное кресло). Сидя с комфортом, ребенок с удовольствием будет играть с вами. 
  • Повторяйте за ребенком звуки, которые он произносит. Делайте паузы, давая ему возможность ответить вам. 
  • В то время, когда малыш произносит протяжные гласные звуки, положите свой указательный палец под нижнюю губу и помогите ему сомкнуть губы. Повторите эти движения так, чтобы у ребенка, произносящего а, получились слоги ба-ба-ба. 
  • Поощряйте малыша брать в рот удобные для этого игрушки. Они создают во рту дополнительные смычки, что тоже стимулирует появление слогов с согласными звуками. 
  • Используйте сочетание цепочек движений с цепочками слогов: произнося слоги, например, ба-ба-ба, ма-ма-ма, совершайте с ребенком подпрыгивания. Для этого можно посадить ребенка на большой мяч, другую пружинящую поверхность, или просто к себе на колени. 
  • Тормошите, подкидывайте малыша, обычно это вызывает у него смех, громкие возгласы. 
  • Имитируйте лепет младенца. Старайтесь полностью сохранять темп, тембр и высоту детской речи. Произнося губные звуки и слоги, привлекайте внимание ребенка к своему рту. Делайте паузы, давая ребенку время повторить звуки. 
  • Если есть такая возможность, запишите лепетную речь другого ребенка и давайте ее прослушать вашему малышу. Если у вашего ребенка есть периоды активной вокализации, обычно это бывает по утрам, запишите «речь» своего ребенка и давайте ему для прослушивания. 

От лепета к лепетным словам 

Ниже приводится пример работы по стимуляции экспрессивной речи от года до 2-х, 2,5 лет. Если вам кажется, что малыш отстает в развитии собственной (экспрессивной) речи, можно попробовать следующие приемы приемы стимуляции. 

Шаг 1   Внесение смысла в лепет: если ребенок говорит «мама» – положительная реакция мамы (мама, папа, баба, дррр(машина) аааа (спать) бах(упал)) 

Шаг 2 Стимуляция использования первых 5-7 слов. Задавайте вопросы: Кто пришел, кто это, позови маму. Сами используйте лепетные слова и звукоподражания наряду с полными словами Как Ваня упал? Бах! Ориентировочный возраст – с года до полутора лет 

Шаг 3 Наблюдая за за игрой ребенка, запишите его речевую продукцию 

  1. Имеющиеся слова (любые звуки, слоги и звукоподражания, несущие смысл) 
  2. Имеющиеся лепетухи ( различные звуки и слоги, не несущие смысла) 

Проделайте анализ артикуляционных возможностей ребенка, например ребенок в словах и лепетухах использует следующие буквы и слоги.:  ма, па, ба, ааа да-да-да, ва-ва-ва, ка-ка, у, га-га 

Шаг 4.  Составление предположительного словаря с использованием лепетных слов  Слово звукоподражание: 

  • Барабан бам-бам-бам 
  • Упал бах, бабах 
  • Качаться, качели кач-кач 
  • Дождик кап-кап 
  • Гусь га-га-га 
  • лягушка ква-ква 
  • Дай, дать? дай 
  • Собака ав-ав 
  • Ворона кар-кар 
  • Спать а-а-а, бай-бай 

Возможно ваш ребенок будет почти одинаково называть дождик, ворону и качели (ка-ка), но это будет три слова. И если вы прислушаетесь, то говорить малыш их будет по-разному.  Шаг 3 и 4 – приблизительно в полтора года 

Шаг 5  Появление слов взрослого лексикона: 

  • Бабака (собака) 
  • Титики (часики) 
  • Моти (смотри) 

Появление галофразы, например, ребенок говорит «папа» в ответ на предъявление молотка, что означает «папа стучал этим молотком»  Появление двухсловных конструкций: яя бах (Ляля упала)  Приблизительный возраст начала этого этапа -год 8 месяцев. 

Для появления слов взрослого лексикона предлагаем поиграть в игру «Повторялки»:   Все дети разные. Одни слышат, как говорят родители и повторяют как могут, то есть у них как бы есть умение упрощать слово и произносить его. Например, слышит Большая, говорит аяя и все довольны, вместо слова трактор, говорит такта, или тата и опять это хорошо. Это уже взрослые слова, ребенок говорит их неправильно, но это допустимо для этого возраста. 

Есть дети, которых я бы назвала максималистами или все или ничего. Похоже, что они думают так:  Я не умею говорить большая, и не буду говорить, я отрицательно покачаю головой, если меня об этом попросят или попрошу сказать взрослого, используя указательный жест и вопросительную интонацию. 

Что делать? Мы не можем попросить скажи аяя, предлагая пример искаженной речи. Звукоподражания говорить взрослый может (ко-ко, га-га-га), а искаженные слова нет. Поэтому можно попробовать играть в повторялки со слогами. Они ничего не значат. Просто веселая игра. Но ребенок учится повторять осознанно (!) разные сочетания звуков и слогов. Кроме того, что это развивает слуховое внимание и расширяет произносительные возможности, это помогает ребенку сказать кусочек взрослого слова.  Предполагает осознанное повторение ребенком звуков, слогов и их сочетаний, предлагаемых взрослым. 

  • Всегда начинайте с одного и того же: Например, со звука «А». Это позволит ребенку настроиться на игру, а также сказать вам о том, что он хочет поиграть в повторялки. Малышу достаточно подойти к вам и сказать «а!»  
  • Говорите только те звуки и слоги, которые есть в репертуаре ребенка 
  • Используйте один-три повторяющихся слога (это среднее количество слогов в словах русского языка. Например, па, папа, папапа. 
  • Если ребенок произносит не те слоги, например, вместо «га-га», говорит «па-па» не поправляйте его, не говорите «нет», просто еще раз повторите «Га-га» 
  • Когда ребенок будет легко повторять за вами цепочки одинаковых слогов, начинайте учить его переключаться с одного слога на другой: па-пу (смена гласного) па-та (смена согласного) 
  • Если и здесь вы достигли успехов, можно предложить простые слова, состоящие из слогов, хорошо произносимых ребенком: пока, иди, нога, кукла (ребенок скажет «кука»), трава (тава). Всегда говорите слова правильно, но принимайте любое произнесение слов ребенком. 
  • Постепенно расширяйте репертуар ребенка, предлагая ему слоги, которые он пока еще не начал сам произносить. Делайте это в таком порядке: 
  1. Знакомый слог 
  2. Новый слог 
  3. Новый слог (тот же) 
  4. Знакомый слог 
  5. Знакомый слог. 

Знакомые слоги могут быть разными, важно, что ребенок легко повторяет их. 

Часто бывает так, что ребенок повторяя какое- либо слово/звук/слог спонтанно, на высоте эмоционального подъема не может повторить его по просьбе взрослого. Это значит, что произвольного повторения еще нет и нужно создавать эмоционально насыщенные ситуации, когда у ребенка слово вылетит непроизвольно. Со временем ребенок научится повторять по вашей просьбе, то есть произвольно. 

Помните, что все это должно быть интересно и привлекательно для ребенка.

От слов к фразе

Стимуляция появления простой фразы

Слово часто выступает в роли однословного предложения. Так слово «мама» может означать просьбу взять на руки, то есть заменить собой фразу «мама, возьми меня на руки», а слово «Ди!» – «Мама, иди сюда!» 

Объем словаря

Для появления двухсловной фразы важно чтобы в активном словаре ребенка было, как минимум 30 лексических единиц. 

Состав словаря

Среди слов, входящих в словарь ребенка должны быть не только слова-названия, но и слова-действия. Первыми двухкомпонентными высказываниями могут быть сочетания слова и жеста. Напомним, что словом мы, в данном случае, считаем любой звук, слог, звукоподражание несущие постоянный смысл. Так сочетание указательного жеста в сочетании со звукоподражанием «ав-ав» означает «это собака» и может считаться первой фразой. Это в полной мере относится к сочетаниям этого же звукоподражания и жеста «спит». 

Приведем советы, которые могут помочь вашему малышу строить фразы из двух компонентов:  Если ваш малыш использует одно слово или жест в качестве фразы, постарайтесь «развернуть» это высказывание.  Первый способ – это повторение с дополнением. Приведем пример того, что может сделать взрослый в определенной ситуации. Итак, ребенок увидел кошку, спящую на солнышке, и сказал «ксс». 

  • Подтвердите правильность сообщения ребенка: Да, это кошка – киса 
  • Повторите слово ребенка и добавьте к нему еще одно: «Киса спит» 
  • Вводите в свое высказывание доступные ребенку слова. «Киса спит – бай-бай». Если у ребенка нет слова «бай-бай», то произнесите то, что ребенок уже умеет говорить, например «а-а-а». 
  • Если у ребенка совсем нет слова, обозначающего действие «спит», используйте жест, сопроводив его лепетным словом. 
  • Произнесите фразу так, как ее может повторить ребенок, например: «Киса бай-бай» 

Второй способ – это повторение с уточнением 

  • Повторите за ребенком слово, которое он произнес, и подтвердите правильность сообщения: «Да – это киса» 
  • Задайте ребенку вопрос, который поможет ему произнести второе слово или сделать жест. Это может быть вопрос: «Что киса делает?» или более простой: «Киса кушает или СПИТ?» В этом случае, вы можете голосом выделить нужный ответ. 
  • Подтвердите правильность ответа ребенка: «Да, киса спит бай-бай». Если у ребенка нет слова, введите в высказывание жест. 
  • Произнесите фразу так, как ее может повторить ребенок, например: «Киса бай-бай» 

Еще один пример: если ребенок, увидев молоток, говорит «папа», то развернуть фразу можно так: 

  1. способ: «Да, папа стучал молотком – тук-тук!» 
  2. способ: «Как папа стучал молотком?» Слово, которое скажет ребенок в ответ, включается во фразу: «Да, папа стучал – тук-тук, папа тук-тук». Если при ответе на вопрос ребенок вместо слова использовал жест, то взрослый в своей фразе использует и жест и лепетное слово. 

Еще раз напоминаем: если ребенок уже использует облегченные взрослые слова: тата (трактор), бака (собака), тина/титина (машина), то повторять их так, как произнес ребенок нельзя, нужно повторить их правильно, уже не сопровождая лепетным словом. 

Развитие речи в игре 

Пример игры, позволяющей стимулировать появление первых слов. 

Теремок 

Выберите сказку, к которой вы можете подобрать игрушки, например, «Теремок» и играйте медленно, с паузами, давая ребенку возможность вставить реплику, сделать жест или движение.  В сказке – драматизации паузы обоснованы (зверь идет, затем пришел, потом стучит, потом по очереди выглядывают «жильцы» и т.д.) и потому не раздражают детей.  Зверей должно быть немного, например, для начала три, а потом придет большой медведь и сломает теремок.  Теремком может быть коробка из-под обуви с отверстиями, из которых выглядывают звери, а медведь ее опрокинет.  Стоит коробка на длинном ребре дном к ребенку. Окна вырезаны не полностью и держатся на одной стороне, то есть их можно открывать и закрывать. Заходят звери сбоку и сразу появляются в окне.  Комментируйте кратко, эмоционально, используйте звукоподражания и эмоциональные возгласы ( топ-топ, прыг-прыг, ква-ква, бах, ой-ой-ой) итд.  Вначале все роли выполняет взрослый, но потом постепенно ребенок начинает участвовать в игре. Первые реплики или движения, которые вы ему поручаете, должны быть в его репертуаре, чтобы ребенок почувствовал успех.

Частые вопросы о развитии детей в этой теме. Рекомендуемая литература

Источник