Развитие слухового восприятия у ребенка с нарушением речи

Развитие слухового восприятия у ребенка с нарушением речи thumbnail

Формирование фонематического слуха и восприятия у детей с нарушениями речи.

Лазуткина Т.С. учитель-логопед

Пронина М.И. учитель-логопед

ГБОУ детский сад комбинированного вида № 583

Фонематический слух – это способность к слуховому восприятию звуков речи. Звуки, объединенные в один звуковой тип и обладающие некоторым комплексом постоянных физико-физиологических признаков, которыми они отличаются от других, мы называем фонемами. При восприятии и при произношении мы выделяем сигнальные, фонематические признаки. Дифференциация звуков речи происходит на основе выделения, усиления этих сигнальных признаков и отвлечения от несущественных, случайных признаков, не имеющих фонематического значения. Фонематическое восприятие – базисный фактор успешного развития устной, а также письменной речи. Способность человека выделять из речевого потока отдельные речевые звуки, несущие в себе смыслоразличительную функцию, бывает нарушена при различных дефектах речевого развития. Без этой способности невозможно полноценное развитие устной речи ребёнка. Фонематическое восприятие (умение выделить речевой звук, определить его место в слове, последовательность звуков в слове) помогает ребёнку овладеть звуковым анализом и синтезом, т.е. создает предпосылки к овладению письменной речью. Нарушение фонематического слуха и фонематического восприятия вызвано нарушением нейродинамики нервных процессов и дифференцированного торможение в речеслуховом анализаторе, страдает аналитико-синтетическая деятельность в коре головного мозга. Первичный фонематический слух формируется на основе непосредственного речевого общения. Процесс формирования восприятия речевых звуков и речевого слуха осуществляется при ближайшем участии артикуляционного аппарата и только в процессе активного артикуляционного опыта приобретает свой законченный характер. На такое формирование речевого слуха, осуществляемого при участии артикуляции, уходят первые годы речевого развития ребенка. Обучение детей чтению и письму по звуко-буквенному принципу требует в качестве предпосылки производить звуковой анализ и синтез слова, умения раскладывать слово на составляющие его звуки и устанавливать порядок звуков в слове, т.е. анализу звуковой структуры слова. Эти действия не развиваются сами на основе речевого общения, их надо специально формировать. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. Выработка  артикуляционных навыков даёт минимальный, и притом временный, эффект, а стойкого навыка правильного произношения можно добиться только при опережающем формировании фонематического слуха и восприятия, что окажет положительное влияние и на освоение письма. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги и т.п.

Формирование фонематического слуха и восприятия – ключевой момент в системе коррекции, который позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать педагогического эффекта. Исходя из значимости полноценно сформированного фонематического слуха и восприятия, в логопедической работе уделяется большое внимание различным видам игр и упражнений для их развития. Игры и упражнения должны проводиться по принципу: от  лёгкого к сложному. Предлагаем ряд упражнений по развитию фонематического слуха и восприятия для детей с общим недоразвитием речи 3-го уровня: Фонематический слух – различение слов близких по звуковому составу (услышать правильно названное слово среди неправильных, но близких по звучанию; повторять по 3 слова в названном порядке; выбрать 1 слово из 4, которое не похоже по звуковому составу; подобрать слово-рифму к концу стихотворной строки, выбирая из 3-х предложенных слов);  дифференциация слогов (произнести слоговой ряд со сменой ударного слога; произнести слоговое сочетание с одним согласным, но разными гласными; произнести слоговые сочетания с общим гласным, но разными согласными, произнести слоговые сочетания, отличающиеся по глухости – звонкости (по 2-3 слога), так же по твёрдости – мягкости; произнести слоговые пары с наращиванием стечения согласных звуков во втором слоге; воспроизвести слоговые пары со сменой позиции согласных звуков в их стечении  – дифференциация фонем (выделить в звуковом потоке простой гласный, потом согласный звук); Фонематическое восприятие: – назвать первый гласный звук в слове (порядок звуков: у, а, и, о, с этих звуков начинается произносимый ряд слов);  назвать первый гласный звук в слове, где ряд слов начинается попеременно с любого из этих звуков; назвать последний звук в словах, которые оканчиваются на простые гласные; назвать первый и последний гласный звук в словах; назвать последовательно каждый гласный в сочетании из 2-3 гласных звуков; – назвать первый согласный звук в слове; определить, есть в слове данный согласный звук; в начале, середине или конце слов он слышится; в каком из двух слов слышится определенный согласный звук;  – выделение гласного из середины слова; – назвать по порядку все звуки в трехбуквенных словах. Порядок изучения и отработки гласных и согласных звуков общепринятый в логопедической практике. Данные упражнения могут быть применены в работе с детьми, имеющими как более простой, так и сложный речевой диагноз.

Источник

Автор Светлана На чтение 13 мин. Просмотров 628 Опубликовано 30.10.2019

Слуховое восприятие ребенка начинает свое формирование уже на первых неделях жизни и продолжает развиваться весь ранний и дошкольный период. Что оно представляет собой? Это комплекс характеристик, благодаря которым происходит узнавание слухового образа объекта и от чего, в общем, зависит пространственно-временная ориентировка в окружающем мире. Для данного процесса важны громкость звука, его темп, тембр, сила, тональность, ритмичность, мелодичность – все параметры, дающие возможность пополнять знания об окружающей среде, эмоциональных  оттенках происходящего и содержании ощущений других людей или собственных. Развитие слухового восприятия у детей – это основа для понимания устной речи и формирования своей экспрессивной речи.

Читайте также:  Развитие ребенка в 1 10мес

С раннего детства человек учится различать разные звуки: бытовые, музыкальные, технические, речевые, природные и многие другие. Весь этот спектр можно условно разделить на речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) звуки, усвоение которых происходит постепенно, динамично, с опорой на определенный эталон, заложенный предыдущими поколениями. Этот вид восприятия дает также базу под развитие эмоционально-волевой сферы. Слуховой анализатор тесно взаимосвязан с другими анализаторами (зрительный, вестибулярный, сенсомоторный и т.д.), что вкупе дает возможность овладевать знаниями, умениями и навыками предметной деятельности, разными движениями и определением местоположения своего тела относительно других объектов в пространстве.

При речевых нарушениях очень часто мы имеем дело с плохо развитым слуховым восприятием, что в свою очередь мешает развитию психики и собственно речи. Ребенку не хватает слухового сосредоточения, стимуляции данной сенсорной функции, фонематического восприятия, что не дает овладеть фонетической и ритмической структурой речи, заложить в коре головного мозга образы слов и словосочетаний, усвоить многообразие интонационного и мелодического оформления устной речи. Это тормозит не только речь, но и внедрение новой маленькой личности в социум, отдельно взятый коллектив, мешает выстраиванию отношений и коммуникации. Подобное отклонение заметно усложняет познавательный интерес к окружающему миру и замедляет личностное развитие.

Можно ли помочь таким детям и как? Конечно, даже в данной ситуации можно проводить с ребенком грамотную коррекционную работу, направленную на стимуляцию слухового восприятия и развитие слухового сосредоточения.

речевые зоны мозга

Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями речи, игры

Педагог и родители могут подобрать группу упражнений, способствующих воспитанию речевого и неречевого восприятия и слуха, а также внимания к звукам всего окружающего мира. После того, как звук усвоен ребенком в качестве основной характеристики свойств предметов и явлений живой и неживой природы, определяется внимание на развитие фонематического восприятия для развития устной речи. Происходит данная работа в несколько этапов (подготовительный, дофонемный, фонемный, интегративный) и двигается по следующей схеме:

  • привлекается внимание к звукам окружающего мира (воспитание неречевого слуха) – это могут быть звуки природы, техники, животных, бытовых предметов и все, что не связано с живой речью человека;
  • привлекаются игрушки, различные по своему звучанию – учитывается тот факт, что дети до 3 лет должны различать звуки по долготе звучания, способу воспроизведения, ритму, силе раздражителей, по темпу повторения звуковых сигналов;
  • когда слуховой анализатор подготовлен за счет узнавания и восприятия неречевых звуков, обращаемся к звукам нашей речи и тренируем речевое восприятие;
  • далее следует формирование фонематического восприятия (дифференциация звуков на слух, фонематический анализ и синтез слова, использование полученных данных на практике);
  • уже после можно начинать работу над произношением ребенка, постановкой и автоматизацией дефектных звуков.

При работе на развитие слухового восприятия у детей с нарушениями речи рекомендуется создавать зрительную основу для восприятия речи и моделирования целостного образа объекта. Как правило, привлечение зрительного анализатора дает хорошие результаты и прочную базу под усвоение эталонов.

Не стоит забывать, что у некоторых детей с ЗПР, ОНР и почти у всех с аутизмом (РАС) есть особая слуховая избирательность – ребенок может вычленять понравившиеся ему звуки и концентрироваться на них, отвергая другие слуховые стимулы. Наша задача – переключить их любым способом со сверхпрочных звуковых впечатлений на новые.

ТОП-15 игр для формирования правильного слухового восприятия

Я уже писала, что маленький ребенок учится сначала воспринимать неречевые звуки, окружающие его повсюду. На какие-то он обращает внимание сразу, какие-то его интересуют меньше, но постепенно он идентифицирует их и начинает определять источник звука, его удаленность/приближенность, направление и многие другие параметры. Пока мы не научим деток с нарушениями речи воспринимать и верно обрабатывать неречевые звуки, знакомить слуховой анализатор с речевыми бесполезно.

Игры на развитие неречевого восприятия

Стараемся познакомить ребенка с максимальным количеством неречевых звуков. Для этого можно включать аудио- и видеозаписи со звуками транспорта, бытовых приборов, музыкальных инструментов, животных и птиц. Приобретайте в детских магазинах книги с озвученными кнопками, развивающие звуковые плакаты. Гуляя по улице, обращайте внимание ребенка на шум дождя и ветра, шорох осенних листьев, звуки проезжающих и сигналящих мимо машин; дома слушайте, как скрипит дверь, включается телевизор или микроволновка, тикают часы, стучит молоток или работает дрель у соседей, шуршит пакет при разгрузке продуктов, мяукает кошка или поет попугайчик, шумит колесом хомячок в клетке, барабанит град по подоконнику, топают ноги по полу и т.д.

Это не только познакомит с новыми и важными звуками, но также позволит развить слуховое внимание, научит малыша сосредотачиваться на чем-то одном, улавливать разницу между ними и их параметрами. По сути, вам нет необходимости прикладывать лишние усилия, выделять время на занятия – все происходит при естественном повседневном взаимодействии с ребенком.

Читайте также:  Стадии развития интеллекта ребенка по пиаже

На этом этапе вам окажут незаменимую помощь звучащие и музыкальные игрушки: колокольчики, барабаны, маракасы, бубны, погремушки, пианино, дудочки, гармошки, металлофоны, свистульки, трещотки, чечетки и т.д.

игры на развитие фонематического слуха

Игра «Послушай звуки»»

Открываем окно, предлагаем ребенку закрыть глазки и прислушаться, что происходит на улице. Вслушиваемся в звуки транспорта, природы. Открываем глазки и соотносим то, что восприняли на слух, со зрительным восприятием.

Также можно поиграть со звучащими игрушками. Ребенок закрывает глаза, вы производите звук какой-либо игрушкой, он открывает глаза и показывает пальчиком (говорит, как умеет), кто источник звука. Снова закрывает глаза и опять определяет предметное происхождение звука.

Игра «Кто кричит»

Играем на улице, даче, ферме или дома с «говорящими» книжками, в которых озвучены лесные, домашние звери. Сначала знакомим малыша с животными и их звуками, показываем картинки, а после предлагаем определить с закрытыми глазами, кто только что прозвучал. Правила те же самые, что и в предыдущей игре.

Игра «Звуки дома»

После того, как ребенок познакомился с бытовыми звуками и уже хорошо соотносит их с источником, предложите малышу определить, что тикает, жужжит, звенит, шумит, громыхает и т.д. Часы тикают, миксер жужжит, бокалы звенят, пылесос шумит, дрель громыхает, дверь скрипит, окно хлопает, чайник шипит (свистит). Как видите, уже здесь можно давать синонимичные понятия и, таким образом, обогащать пассивный глагольный словарь, формируя грамматическую и лексическую стороны речи.

Игра «Волшебные мешочки»

Вам надо подготовить непрозрачные «волшебные» мешочки, в которых размещаются материалы, издающие звук. Используем крупы, фантики от конфет и шоколада, камушки, бусины, маленькие пакеты, мелкие игрушки от киндеров, ключи – любые небольшие предметы, которые при ощупывании и извлечении звуков выдают их. Предложите малышу из общей кучи с мешочками выбирать любой, трясти его, щупать и определять, что там спрятано. Для совсем неговорящих детей вы можете использовать опорные картинки, на которые он будет показывать пальцем.

В более сложном варианте этой игры вам надо сделать каждый мешочек в двойном экземпляре. Одну кучку мешочков вы кладете перед собой, другую – перед малышом. Берете один мешочек и трясете им, чтобы привлечь его внимание. Ребенок должен найти у себя такой же материал. Начинайте с 3 коробочек с наполнителями, которые издают совершенно разные звуки. Постепенно увеличивайте количество до возможностей своего малыша.

Игра «Повернись»

Приготовьте для этой игры куклу или любую другую игрушку, вызывающую интерес у ребенка. Также вам понадобится бубен или барабан, можно взять погремушку или маракасы. Смысл заключается в том, что взрослый встает за спиной малыша и ударяет в бубен (барабан) или издает звук любой другой музыкальной игрушкой, ребенок же, как только слышит звук, должен повернуться и поприветствовать пришедшую в гости к нему куклу (машинку, зайку и т.д.). Во-первых, такие игры позволяют определять расстояние до предмета на слух, ориентироваться в пространстве; во-вторых, с их помощью можно учить ребенка концентрировать внимание и удерживать определенное количество инструкций в уме. Добавьте со временем сюда еще одно-два условия, например, при первом звуке ребенок поворачивается, при втором – машет ручкой.

Игра «Звон и стук»        

Такие игры для развития слухового внимания у детей с нарушениями речи очень любят нейропсихологи, потому что они тренируют слуховое внимание и его переключение, позволяют соотносить действие со звуком, следовательно, затрагивают несколько анализаторов и заставляют работать кору полушарий слаженно. Это незаменимо для дальнейшей тренировки саморегуляции, когда постепенно будет вводиться процесс обучения.

Итак, берем два музыкальных предмета, например, погремушку и бубен или свистульку и барабан. При звоне погремушки ребенок должен просто ходить, изображая прогулку в солнечный день (или любой сюжет, подходящий вам), как только прозвучит второй инструмент, он должен побежать, будто прячется от дождя. Меняйте силу удара по инструментам, чередуйте их, специально запутывая малыша (на продвинутом этапе занятий), варьируйте длительность звука – ребенок учится различать характеристики звука по нескольким параметрам и соотносить их со своей деятельностью. Позже предложите ему ускоряться, если инструмент звучит быстрее и громче, и замедляться при его медленном и тихом звучании.

Игра «Карандаш»

Смысл заключается в том, чтобы ребенок учился отбивать тот же ритм, что задан в шаблоне. Вы стучите по столу карандашом в определенной последовательности и с определенными промежутками, он – точно воспроизводит ваши действия.

игра волшебный мешочек для развития слухового восприятия

Игры на развитие речевого восприятия

Чтобы ребенок с недоразвитием речи правильно улавливал звуки (фонемы) родного языка, с ним тоже нужно поиграть. Это поможет дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации, а также сосредотачиваться на эталонном произношении, выговаривании, использовании всех возможностей голоса и собственно устной речи.

Читайте также:  Закономерности физического и психического развития ребенка

Постарайтесь организовать занятия так, чтобы ребенок имел несколько дополнительных опор:

  • зрительную – для соотнесения образа предмета и его звучания;
  • слухозрительную – ребенок видит губы и лицо говорящего, соотносит его артикуляцию с фонемами.

Второй пункт важен для того, чтобы ребенок учился подражать, так как речевое восприятия и речевой слух не могут ставиться изолированно.

Игра «Кто позвал»

Приглашаем несколько людей в игру (знакомых ребенку) или записываем их голоса на телефон. Ребенок отворачивается и по отдельности прослушивает каждый голос, называя его обладателя. Можно менять звуковые характеристики (громкость, скорость, тональность и т.д.). Пробуем до тех пор, пока игрок не отгадает всех участников.

Игра «Покажи игрушку»

Чуть подальше от ребенка выкладываем знакомые ему игрушки или картинки с предметами (любой известной ему тематики). Взрослый называет один объект, малыш берет соответствующую игрушку и, если может, называет ее (можно использовать звукоподражание).

  • Берите для начала 3-4 простые игрушки (кукла, мяч, мишка, зайка). Добавляйте новые, когда нет путаницы с этими. Берите предметы, схожие по звучанию (кот – крот, мишка – мышка).
  • Постепенно увеличивайте расстояние между вами.
  • Можно спрятаться за любой преградой, чтобы малыш не видел вашей мимики, артикуляции и вообще лица. Это позволяет лучше концентрироваться на слуховом восприятии и параметрах голоса говорящего.

Можно поиграть в эту игру наоборот: взрослый называет неправильно игрушку и показывает ее. Ребенок должен исправить ошибку.

Игра «Лови мяч»

Для проведения данной игры на развитие слухового восприятия у детей с нарушениями речи вам понадобится мяч или любой шарик (теннисный, набитый песком). Поиграйте в «горячее – холодное», «съедобное – несъедобное» или «мягкое – твердое», в зависимости от того, с чем ребенок знаком хотя бы частично. Взрослый катит (кидает) мяч ребенку и называет слово. Если оно обозначает «горячее», он его ловит, в обратном случае – отбрасывает или просто не ловит.

Игра «Выполни задание»

Вы даете ребенку простую инструкцию, которую он должен выполнить. Сначала даем однокомпонентные задания, затем увеличиваем количество действий в одной инструкции.

Дай мне мишку.

Посади куклу в кресло.

Прокати кошку на машине.

Подойди ко мне и возьми зайку.

Сядь на стул и нарисуй кружок на бумаге.

Игра «Будь внимательнее»

Вы предлагает ребенку вместе под ваши команды совершать определенные действия (топать, хлопать, махать, приседать). Сначала вы делаете все вместе, а потом ребенок должен, слушая ваши команды, делать все самостоятельно. Можно замедляться, ускоряться, увеличивать количество действий, но на более продвинутом этапе.

Игра «Лишнее слово»

Эта игра направлена на развитие фонематического восприятия и слуха. Ребенок должен из потока речи вычленить лишнее, звучащее «не так», слово.

Кот – кот – рот – кот.

Вода – вода – вода – года.

Сок – сон – сок – сок.         

Липа – липа – лупа – липа.

Игра «Найди самое длинное/короткое слово»

Вы произносите цепочку слов, из которой малыш ищет сначала самые короткие слова, затем – длинные. Можно совмещать с прохлопыванием в ладоши или загибанием пальцев на каждый слог.

Груша – яблоко – мандарин.

Сок – компот – газировка.

Нос – глаза – волосы.

Игра «Что не так»

В рамках определенной тематики вы называете простые предложения (подлежащее – сказуемое), а ребенок должен определить, где вы сделали ошибку и исправить вас.

Кошка хрюкает.

Собака каркает.

Корова пищит.

Курица кукарекает.

Белка летает.

Заяц ходит.

Часы пикают.

Пылесос тикает.   

Плита стирает и т.д.

Когда ребенок легко справляется с этим заданием, усложняем условия. Дополните предложения другими частями речи, делайте по две ошибки в одном предложении. Это формирует не только правильное восприятия речи на слух, но и помогает корректировать недостатки в лексико-грамматических категориях языка.

Собака живет в улье и ест нектар.

Самолет едет по дороге и сигналит.

Стиральная машинку стоит в комнате и варит суп.

Мухомор съедобный и растет на грядке.

Волк живет на ферме и кушает сено.

Зимой нам нужен велосипед, а летом – санки и т.д.

Игра «Угадай, кто спрятался»

Подбираем игрушки или картинки и прячем их в кукольный домик (красивую коробочку). Ребенок должен угадать, кто это, ориентируясь на описание.

Черная, пушистая, усатая, любит молочко (кошка).

Бурый, большой, лохматый, косолапый, в лесу живет (медведь).

Разноцветная, собирается/разбирается, есть колечки (пирамидка).

Рыжая, ушки острые с кисточками, хвост пушистый, орехи грызет, в дупле живет (белка)

Красивая, в платье, туфельках, с прической (кукла) и т.д.

Чем лучше ребенок угадывает, тем меньше описательных конструкций и эпитетов прилагаем к спрятанному предмету.

Более тонкое и посильное восприятие речи на слух формируется ближе к школьному периоду, потому уровень сложности превышать не стоит! Ориентируйтесь на приведенные выше примеры игр и упражнений, занимайтесь дома с интересом, удовольствием и пользой!

Если какие-то термины вам не знакомы, используйте словарь научных терминов и узнавайте больше полезной информации!

Источник