Развитие слухового восприятия ребенка раннего возраста
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Раннее детство – особый период в жизни человека. По насыщенности овладения навыками и умениями данный период жизни не имеет себе подобного на последующих этапах развития.
Коррекционно-развивающая помощь детям, начатая в раннем возрасте, признана в современной педагогической науке самым эффективным средством профилактики и компенсации имеющихся нарушений в развитии. При этом возраст от рождения до трёх лет, является наиболее сензитивным, для развития важнейших психических функций.
Практический опыт работы последних лет показывает наметившеюся тенденцию роста числа детей раннего возраста с нарушениями речевого развития, задержкой темпов речевого развития. Одна из причин данных нарушений – проблема с формированием слухового восприятия.
Таким образом, был выделен отдельный комплекс занятий под названием «Звуки музыки», цель которого – развитие слухового восприятия у детей. В работе с детьми раннего возраста используются звучащие развивающие пособия, игрушки и музыкальные инструменты.
Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны развивается восприятие обычных звуков, с другой – восприятие речевых звуков, т.е. формируется фонематический слух (способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, даже если у ребенка хороший физический (неречевой) слух. Эту способность нужно развивать с первых лет жизни). Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться уже в младенческом возрасте.
Важно понимать, что нарушение или недоразвитие фонематического восприятия, изначально имеет недостаточно сформированное слуховое восприятие. Будь то дошкольник или школьник, для начала эффективной работы, необходимо опуститься на уровень развития ребёнка и начать работу с корня проблемы. Поэтому комплекс занятий «Звуки музыки» применим к детям любого возраста.
Принципиальным в этом комплексе является присутствие системной логопедической работы с детьми, начиная с раннего и младенческого возраста. Данный опыт работы может применяться не только с двух лет, но с 1 года или ранее, как только у ребенка появляется заинтересованность звуками и манипуляции с предметами.
Были адаптированы игровые приёмы, для детей среднего и старшего дошкольного возраста, а так же разработаны игры для детей раннего возраста.
Многие знакомы с оборудованием «Дусима» и знают, что оно предназначено для детей от 3-5 лет. Адаптированные игры, позволяют внедрять это оборудование в работу с детьми, начиная со второго года жизни.
Организация работы по развитию слухового восприятия предполагает активное участие родителей. Родители обучаются методам игрового взаимодействия с детьми. Им рекомендуют и демонстрируют необходимые образцы развивающих игр и упражнений, с помощью которых можно развивать познавательную и речевую сферу детей, играя с ребенком дома. Возможность включения дополнительных игр открывает простор для творчества специалистов, родителей и детей. Предложенные игры музыкальны, ритмизованы, влекут детей и сообразно возрасту, вызывают эмоциональный отклик. Так же, с целью более эффективной работы и повышения психолого-педагогической компетенции родителей были созданы вариации игр с заменой профессионального методического оборудования на подручные материалы.
Внедрение игр из комплекса «Звуки музыки» в образовательно-игровой процесс условно можно разделить на 4 блока: знакомство со звучанием музыкального инструмента, игрушки или пособия; произвольная игра ребёнка; игры, предложенные специалистом; игры, предложенные родителями (игры дома).
Развивая слуховое восприятие у детей раннего возраста, решаются следующие задачи: профилактика и коррекция речевых нарушений, развитие чувства темпа и ритма, развитие слухового и зрительного внимания/памяти, развитие зрительно-моторной координации, координация движений и речи, развитие общей и мелкой моторики, развитие навыка вслушиваться в окружающие звуки, закрепление положительного эмоционального фона настроения, развитие познавательного интереса, развитие концентрации, переключаемости и произвольности внимания, закрепление сенсорных эталонов.
В работе используются:
Сенсорное оборудование «Дусима»: набор звучащих панелей «Имитация шума дождя», «Томбурин», «Трещётка»; «Шарики на шнурках перемещающиеся по ребристой поверхности», «Два металлических звучащих шара», «Колесо с усиками (щёлкающие превращения)», звучащие деревянные «куколки», звучащие деревянные кубики.
Музыкальные инструменты:
– большие разноцветные колокольчики (по нотам), маленькие колокольчики, маракасы (большие пластмассовые и маленькие деревянные), трещётки, барабан, бубны (разных размеров), металлофон, румба, бубенцы, деревянные ложки (большие и маленькие), погремушки.
Звучащие игрушки: звучащие неваляшки, металлические звучащие шары, звучащие деревянные шарики, звучащие пластмассовые шарики, музыкальная шкатулка, баночки с различными наполнителями (чаще крупами и орехами) и т.д.
Комплекс занятий «Звуки музыки» поддерживает неиссякаемую творческую активность педагогов или родителей. Ниже перечислены некоторые игровые приёмы, с помощью которых идёт развитие слухового восприятия у детей.
«Звонок в колокольчик»
Начало каждого занятия – это звонок в колокольчик (для этой цели используется каждый раз один и тот же инструмент).
Знакомство с различными звуками.
«Тихие и громкие «игрушки»
Используются два персонажа Мишка и Мышка. Детям объясняется, что Мишка любит громкие «игрушки», а Мышка тихие. Педагог предлагает послушать как звучат заранее отобранные игрушки. Если тихо, то дети кладут игрушку Мышке в коробку, а если громко, то Мишке.
«Найди пару»
Перед ребёнком звучащие «куколки «Дусима», звучащие кубики «Дусима», звучащие шарики, баночки с различными наполнителями. Педагог предлагает послушать как они звучат. Ребёнку предлагается найти пару звучащему предмету, находящемуся у него в руках (выбор из 2-4).
В домашних условиях данная игра может проводиться с помощью баночек или коробочек от «Киндер Сюрпризов» с различными насыпными материалами.
«Подвижные игры с использованием музыкальных инструментов»
Педагог с детьми и родителями разучивает танцы с музыкальными инструментами, например, танец с погремушками. Дети повторяют движения за педагогом под его чёткую инструкцию и музыкальное сопровождение.
«Где звучит?»
Вариант 1. Для этой игры используется музыкальная шкатулка и три одинаковых коробки/ведёрка. Педагог знакомит ребёнка с её звучанием. Затем просит ребёнка закрыть глаза и не подглядывать. Тем временем педагог прячет заведённую шкатулку под коробку/ведёрко. Три коробки/ведёрка располагают в разные места, доступные ребёнку. Затем педагог просит ребёнка открыть глазки и внимательно послушать, откуда идёт звук, и найти шкатулку.
Вариант 2 (упрощение). Педагог не просит ребёнка закрывать глаза. Пока педагог прячет шкатулку, ребёнок стоит рядом с родителем и наблюдает.
В домашних условиях так же можно проводить эту игру с помощью заводных музыкальных игрушек, будильника и т.д.
«Катаем с горки шарики из разного материала»
Вариант 1. Для этого упражнения используется многоярусная деревянная горка для шариков и комплект шаров из различно материала (пробка, стекло, мрамор, войлок, резина, дерево «Дусима»). Ребёнку предлагается пощупать шарики из различного материала. Затем ребёнок катит их с горки, слушает и говорит, тихо катится шарик или громко.
Вариант 2 (усложнение). Перед ребёнком комплект шаров из различного материала (пробка, стекло, мрамор, войлок, резина, дерево «Дусима»). Такой же набор у педагога. За спиной ребёнка педагог скатывает с горки один шарик, а ребёнок по звуку определяет и называет из какого материала шарик скатился по горке, если ребёнок не может назвать, то показывает педагогу такой же шарик.
В домашних условиях при наличии горки, вместо комплекта шаров «Дусима» родителям рекомендовано использовать небольшой клубок шерстяных ниток, небольшой клубок шерстяных ниток, обмотанный фольгой или другими шуршащими материалами, а так же тканью (для разнообразия на ткань пришиваются маленькие пуговицы или бисер).
«Катаем по желобку шарики»
Вариант 1. Для этой игры используется деревянный желобок, набор звучащих и простых шариков. Педагог просит ребёнка: «Поймай шарик. Пока шарик катится, послушай и скажи, звучит он или не звучит?».
Вариант 2. Педагог просит ребёнка: «Покати мне шарик. А я буду слушать, звучит шарик или нет».
В домашних условиях вместо желобка может быть использован картон, поставленный с небольшим уклоном, или дощечка, книга. Вместо звучащих и простых шариков могут быть использованы коробочки от «Киндер Сюрпризов» (в нескольких из них спрятан горох, фасоль, фундук в скорлупе и др., а остальные коробочки пустые).
«Играем на ложках»
Для этого упражнения используются деревянные ложки (большого, среднего или маленького размера). Дети держат ложки в двух руках.
Вариант 1. Педагог читает ритмичную потешку, желательно, используя игрушки или куклы Би-Ба-Бо (герои потешки), отстукивает ритм, родители помогают детям поймать ритм педагога и отпускают руки ребёнка.
Вариант 2 (усложнение). Педагог задаёт простой ритм и отстукивает его вместе с детьми под музыкальное сопровождение.
В домашних условиях эта игра может осуществляться как на деревянных ложках, так и на столовых приборах – ложках.
По окончании сессии занятий у детей наблюдается положительная динамика: расширение и обогащение словаря, дети четко выполняют инструкцию, у многих появляются звукоподражания, слова, простые предложения. Дети различают понятие «громко-тихо», появляется навык изменения голоса по силе и высоте, развивается устойчивое внимание и сохраняются яркие эмоциональные реакции на протяжении всего занятия. Высшей наградой являются счастливые детские лица, их радостные восклицания и тот факт, что большинство детей справляются со всеми заданиями к концу комплекса занятий «Звуки музыки». Так же радуют рассказы родителей о том, что дети, приходя домой начинают проигрывать эти игры, вовлекая в них всю семью.
Литература
1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить (развитие речи).–СПб., 2005.
2. Янушко Е. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей от 1.5 – 3 лет. М., 2011.
Данная статья опубликована в сборнике.
Современные технологии логопедической помощи в условиях специального и инклюзивного образования: материалы городской межрегиональной научно-практической конференции. В 2-х томах. Том 2. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 183с.
Источник
Слайд 1
Расева Галина Константиновна Развитие слухового восприятия, слухового внимания и слуховой памяти у детей раннего возраста
Слайд 2
Я много лет работаю с детьми раннего возраста и хочу рассказать вам о хорошо знакомой и близкой для вас теме – развитии фонематических процессов с самого раннего возраста.
Слайд 3
Мы живем в мире сложных природных, речевых, музыкальных звуков. С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собаки, сигналы машин, музыка, речь людей. Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру.
Слайд 4
Слуховое восприятие – очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения . Слуховое восприятие начинается со слухового внимания – умения сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издаваемым предметом. Слуховая память – умение удерживать в памяти и воспроизводить сложную многоступенчатую инструкцию, ряд действий, слов и т.д.
Слайд 5
Развитие слухового восприятия я веду в 2-х направлениях: восприятие обычных (неречевых) звуков; – восприятие речевых звуков, на базе чего и происходит формирование фонематического слуха. Оба направления начинают формироваться еще в младенческом возрасте. Работа по развитию слухового восприятия предусматривает : – развитие умения прислушиваться к различным звукам; – умение ориентироваться в пространстве на слух; – различение темпа, высоты и силы голоса, – формирование умения определять, что звучало( бытовые звуки, звучащие, музыкальные игрушки и т.д.)
Слайд 6
Для развития слухового сосредоточения (умения прислушиваться) и слуховых дифференцировок (умение слушать, воспринимать и различать звуки) нужно с ребенком не только разговаривать, но с 2,5 месяцев проводить специальные занятия. К 4- м месяцам ребенок поворачивает голову в сторону невидимого источника звука, т.е должен хорошо определять его направление. Около 5 месяцев он уже различает строгий и ласковый тон обращения. Для развития слуховых дифференцировок необходимо ласково разговаривать с ребенком, окликать его на разном расстоянии, менять интонацию голоса, учить прислушиваться к звучанию погремушки, барабана, других звучащих игрушек.
Слайд 7
В 9 месяцев ребенок по- разному реагирует на музыку: под плясовую оживленно двигается, а к спокойной музыке прислушивается! Для развития способности слушать музыку, прислушиваться к ней уже в этом возрасте проводят специальные игры – занятия. Для развития слухового восприятия нужны специальные пособия – звучащие игрушки, издающие различные не очень резкие звуки, музыкальные игрушки (игрушечная гармошка, барабан, дудочка, бубен, колокольчик) различные по звучанию погремушки и др.
Слайд 8
Следующие два года – период раннего детства – приносят ребенку новые большие достижения. В возрасте 2 – 4 лет у ребенка активно развивается как зрительное, так и слуховое восприятие. Но способность напрягать слух, улавливать и различать звуки не возникает сама по себе, даже если у ребенка хороший слух от природы. Ее нужно развивать и лучше всего делать это в игре . Цель игр, приведенных ниже, – открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих .
Слайд 9
Где позвонили? Цель: Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве. Оборудование: Колокольчик. Ход: Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доноситься звук. Если малыш ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.
Слайд 10
Кто что услышит? Цель: Развивать слуховое внимание, память, восприятие, пополнять активный словарь. Оборудование: Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, барабан и т.п. Ход: Взрослый за ширмой по очереди издает звуки выше перечисленными предметами и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.
Слайд 11
Угадай, что делать Цель: Развивать слуховое восприятие и память, развивать умение переключать слуховое внимание, развивать координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна. Оборудование: Бубен, два флажка. Ход: У ребенка в руках два флажка. Если взрослый громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз. Важно следить за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение.
Слайд 12
Кто внимательный? Цель: Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. Оборудование: Кукла, игрушечный мишка, машинка. Ход: Взрослый сидит около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2 – 3 метров от него. Взрослый предупреждает ребенка: «Я буду говорить шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорит: – Возьми мишку и посади в машину. – Возьми мишку из машины. – Посади в машину куклу. – Покатай куклу машине. Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.
Слайд 14
Кто лает? (Что звучит?) Цель: Развитие слухового внимания, выработка умения повышать и понижать голос. Ход: Логопед говорит, что в гости к детям пришли 2 собачки (большая и маленькая). Большая собачка лает «АВ-АВ-АВ» (произносит звукоподражание низким голосом), а маленькая « ав-ав-ав » (произносит высоким «тоненьким» голосом. Затем дети должны угадать, какая собачка лает.
Слайд 15
Кто как голос подает? Цель: Развитие слухового внимания и способности к звукоподражанию. Ход: Логопед показывает детям картинки животных и говорит: «Это кошка. Кошка мяукает «мяу-мяу-мяу». Это собака. Собака лает « ав-ав-ав ». Это мышка. Мышка пищит «пи-пи-пи». Затем по звукоподражаниям ребенок должен найти и показать соответствующую картинку.
Слайд 16
Поезд Цель: Развитие силы голоса, слухового восприятия. Ход: Логопед показывает детям картинку и говорит, что один поезд близко и гудит громко, другой – не очень громко, а третий – тихо. Затем задает вопросы детям . 1.Угадай и покажи, какой поезд гудит вот так: ТУ-ТУ-ТУ!(логопед гудит очень громко). 2.А теперь покажи, какой поезд гудит вот так: Ту-Ту-Ту! (логопед гудит голосом средней силы). 3. А какой поезд гудит так: ту-ту-ту! (логопед гудит очень тихо).
Слайд 18
Три медведя ( развитие высоты голоса) Ход: Логопед показывает детям иллюстрацию из сказки «Три медведя). Просит вспомнить из какой сказки эти медведи. 1.Угадай, кто рычит: медведь, медведица или медвежонок ( рычит голосом разной высоты: самый низкий – папа, самый высокий – Мишутка, средний – мама). 2. Угадай, кто это говорит: «Кто сидел на моем стуле?» (говорит низким, средним и высоким голосом).
Слайд 20
Колобок (игра для развития высоты и тембра голоса)
Слайд 21
Таким образом, развитие слухового восприятия, а также слухового внимания и слуховой памяти позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения и других нарушений речи. Но развитие слухового восприятия не происходит само по себе. Его необходимо развивать с раннего возраста. Поэтому проведение дидактических игр и упражнений, направленных на развитие слухового восприятия, является необходимой составной частью коррекционно-логопедического процесса во всех специальных учреждениях, где воспитываются дети раннего возраста.
Источник