Развитие слухового внимания у ребенка с ффн
Для вас, родители. Консультация психолога.
Особенности развития внимания, памяти и мышления у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Помимо нарушений речевого характера, у детей с ФФН могут наблюдаться некоторые особенности в протекании высших психических функций:
— внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное слуховое внимание;
— объем слуховой памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;
— отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала. Уровень развития словесно-логического мышления может быть несколько снижен;
— возможны затруднения в запоминании инструкций взрослого, особенно двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения.
Поэтому рекомендуется с такими детьми больше использовать игры и упражнения по развитию слухового внимания, слуховой памяти, мыслительных операций, словесно-логического мышления.
Внимание и память – процессы, теснейшим образом связанные с речью. Если у ребёнка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объёме, нарушение слухового внимания может быть одной из причин возникновения общего недоразвития речи, фонетико-фонематического недоразвития. Развивающие игры и упражнения для внимания и памяти положительно сказываются на коррекции речевого недоразвития.
В процессе развития ребенок осваивает четыре последовательные ступени памяти: моторную (память-привычку), аффективную, образную и вербальную (речевую). При этом каждый из этих видов памяти не заменяет, а дополняет другие, увеличивая возможности хранения и воспроизведения информации. Наиболее специфична, а также значима для развития речи слуховая память.
Внимание — это главное условие осуществления познавательных процессов. Оно, не являясь самостоятельным процессом, составляет неотъемлемую часть, свойство различных видов деятельности, в том числе познавательной. Внимание не имеет своего, отдельного и специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой, в том числе и речевой, деятельности. У детей с нарушениями речи значительно снижены, по сравнению с их сверстниками без нарушений речи, различные стороны внимания: концентрация, переключение, распределение, объем и устойчивость. Особенно снижено слуховое внимание.
Словесно-логическое мышление – одно из трёх видов мышления – характеризуется использованием суждений и умозаключений (два других – наглядно-действенное и наглядно-образное – осуществляются, соответственно, посредствам действий и образов). Оно невозможно без речи и в то же время является одной из её функций. Иными словами, речь и мышление тесно связаны между собой и, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга.
Для развития внимания, памяти и мышления мы рекомендуем использовать игры и упражнения, представленные вашему вниманию ниже.
Развиваем слуховое внимание
1. «Самые внимательные»
Дети сидят и выполняют движения в соответствии со словами: «Вода» – руки в стороны; «Земля» – руки вниз; «Огонь» – закрыть руками глаза; «Воздух» – поднять руки вверх.
2. «Что звучало?»
2. «Что звучало?» Детям демонстрируются звучание разных музыкальных инструментов. Затем эти музыкальные инструменты звучат за ширмой, а дошкольники называют, что звучало.
3. «Телеграфист»
Дошкольникам предлагается воспроизвести по образцу, задаваемому взрослым, ритмичные удары палочкой по столу.
4. «У кого колокольчик?»
Дети ходят по кругу, звоня в колокольчик, который передают друг другу. Ребёнок с завязанными глазами стоит в центре круга и внимательно слушает откуда доносится звон колокольчика. Когда взрослый произносит фразу: «Колокольчика не слышно», ребёнок, стоящий в центре круга, должен указать рукой в ту сторону, откуда ему последний раз слышался звон. Можно играть вдвоем: ребенок (с завязанными глазами) и родитель (двигается по комнате с колокольчиком).
5. «Слова»
Взрослый чётко произносит детям 6 слов, после чего просит ребят повторить слова в той же последовательности. Например: собака, курица, корова, утка, поросёнок, цыплёнок и пр.
6.«Что в коробке?»
Дошкольникам демонстрируются звучание в спичечных коробках: песка, земли, проса, гороха, камешков. После чего взрослый мешает коробочки и предлагает детям за звучанием определить, что находится в коробке.
7. «Расскажи, как было»
Дошкольникам предлагается рассмотреть сложную сюжетную картинку и запомнить все детали рассказа взрослого о приключении её героев. Затем взрослый задаёт вопросы по этой картинке, а дети отвечают на них, вспоминая рассказ.
8. «Кто это?»
Взрослый читает интересные загадки в стишках, дошкольники должны назвать, о ком или о чем идёт речь.
9. «Узнай по описанию»
Взрослый описывает предмет, перечисляя его основные признаки и свойства, но не называет его. Ребенок внимательно слушает, затем называет загаданный взрослым предмет.
10. «Глухой телефон»
Играют несколько человек. По-очереди друг другу на ушко дети передают какое-либо слово, выбранное первым игроком. Каждый игрок должен передать то, что услышал, даже если не совсем точно расслышал слово. Можно играть вдвоем, сделав телефон из пластиковых стаканчиков, соединенных ниткой. Вполголоса проговорить простую фразу, ребенок повторяет, что услышал.
11. «Кто сказал мяу»
Играют несколько человек. Один игрок поворачивается спиной к остальным участникам. Ведущий показывает на кого-либо из участников, тот, на которого указали, должен сказать «Мяу», но постараться сделать это, изменив свой голос (басом, тоненьким голоском и пр.). Тот, кто стоит ко всем спиной, должен повернуться ко всем остальным игрокам лицом и угадать, кто сказал «Мяу».
12. «Путаница»
Взрослый дает команды детям: «Руки вверх», «руки в стороны», «руки вниз», «руки к плечам», «руки вперед», «руки за голову», «руки на пояс» и прочее. Одновременно с командой, взрослый выполняет движения руками, но наоборот, чтобы запутать детей, он показывает им неправильный образец, который отличается от устной команды. Дети должны смотреть на взрослого и слушать его, но выполнять только устные команды и игнорировать зрительный образец.
13. «Хлопни и топни»
Взрослый называет разные слова, предварительно предложив ребенку хлопнуть в ладоши, если в слове есть звук «А», и топнуть, если в слове есть звук «О». Слова: слон, папа, торт, суп, кот, тигр, крот, порт, пир, стол и пр. Вариант: взрослый читает текст, если называет животное – дети должны хлопнуть в ладоши, если называет растение – дети должны топнуть.
Развиваем слуховую память
1. «Найди клад».
Игра на выполнение многошаговых инструкций (2, 3, 4, 5-шаговые инструкции) по памяти (т.е. по словесной инструкции). Взрослый предлагает ребенку найти «клад» (спрятанную игрушку), выполнив последовательно ряд действий (например, встать у окна спиной к нему, сделать 3 шага вперед, 2 шага вправо, присесть и найти спрятанную вещь – «клад»). Инструкция читается сразу целиком, ребенку нужно запомнить инструкцию, а затем уже выполнять действия.
2. «Снежный ком».
Лучше если играть будут несколько человек, чем больше, тем лучше (все члены семьи). Первый участник называет свое слово, следующий игрок повторяет слово, сказанное первым игроком и добавляет свое слово, следующий игрок повторяет слова, сказанные первым и вторым игроком, и добавляет свое слово и так далее. Последнему игроку необходимо повторить слова, сказанные всеми предыдущими игроками и добавить свое слово. Чтобы было интереснее играть, можно обыгрывать ситуацию, например, представим себе, что мы складываем в мешок фрукты. Тогда первый игрок говорит: «Я положил в мешок яблоко», следующий игрок говорит: «Я положил в мешок яблоко и грушу» и т.д. Возможные фразы для обыгрывания: «я видел в лесу (перечисляем диких животных)», «в чемодан сложили (перечисляем предметы одежды)» и пр.
3. «Зарядка»
Дети должны запомнить последовательность движений от 3-х до 6-ти, для выполнения физкультминутки. Далее взрослый включает музыку, а дети выполняют движения, как запомнили. Инструкцию необходимо давать устно (перечислить последовательность упражнений и их количество). Например: 3 раза приседание, 2 раза подпрыгнуть, 4 раза наклониться вперед. Инструкцию можно прочесть 2 раза.
4. «Барабанщик»
Отстукивание ритмов по памяти, ритмы постепенно можно усложнять.
5. Рядоговорение (времена года, месяцы, дни недели, части суток, цвета радуги и прочее).
Детям предлагается перечислить в правильной последовательности (по порядку) выше перечисленные временные и прочие понятия.
6. Пересказ текста
Предложить детям послушать простой текс и попробовать его пересказать. После первого прочтения текста детям можно задать вопросы о содержании (о чем рассказ, кто главный герой, что он сделал, что произошло, чем все закончилось и т.д.). Если ребенок затрудняется пересказать текст после первого прочтения – можно прочитать ему текст еще раз.
Развиваем словесно-логическое мышление
1. Сравнение.
Важной операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно искать различие в сходном и общее в различном. Например, можно спросить:
Чем различаются кукла и девочка (птица и самолёт, чайник и кофейник, диван и кровать, шкаф и полка, грузовик и легковая машина, лиса и волк и т. п.)?
Что общего у дерева и цветка (шапки и цыпленка, дома и муравейника, стола и кубика, голубя и вертолёта, лодки и утки, лошади и автомобиля и т. п.)?
2. Вопросы по сказкам.
Неиссякаемую пищу для словесно-логических упражнений предоставляют взрослому хорошо знакомые детям и любимые ими сказки. С радостью и интересом дети ответят на примерно такие вопросы:
Почему Волк прибежал быстрее Красной Шапочки к дому её бабушки?
Почему семеро козлят открыли дверь Волку?
Кто из трёх поросят не боялся Волка в своём доме? Почему?
Можно сказать, что Мышка вытянула репку? А кто вытянул?
Почему Колобок от всех зверей убежал, а Лисе на нос сам прыгнул?
3. Обобщение.
Выделение существенных признаков предметов и явлений, включающих операции на умение обобщать. Учим детей правильно относить единичные предметы к той или иной группе. Взрослый бросает мяч ребенку, перечисляя сразу несколько предметов и просит назвать предметы одним словом (диван, кровать, шкаф – это…)
4. Толкование пословиц и метафор
Предложите детям объяснить смысл пословиц и поговорок: что значит – без труда не выловишь и рыбку из пруда?
5. Игра «IV лишний»
Учим выделять лишний предмет среди однородных. Что лишнее и почему?
– самолет, вертолет, велосипед, воздушный шар;
– синица, воробей, грач, снегирь;
– медведь, волк, заяц, лошадь:
– молоко, творог, сметана, колбаса
Главное здесь — обращать внимание на построение речевых конструкций и на принцип исключения лишнего предмета, например, велосипед лишний, потому что все остальное—это воздушный транспорт, а велосипед—наземный транспорт
6. Определение понятий»
Учим детей давать определение предмета через родовое название и видовое понятие. Ведущий сообщает, что к нам прилетел инопланетянин и он не понимает некоторые слова, надо ему их обьяснить ( сахарница — это посуда, в которой находится сахар, у нее есть крышка, сделана из фарфора, стекла и пр., стол—это мебель, у него есть столешница и ножки, за ним едят, рисуют, сделан из дерева и пр.). Можно использовать другой вариант этой игры—составляем и угадываем загадки о предметах.
Источник
Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.
Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произношение.
Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только еще ставятся и вводятся в самостоятельную речь).
Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.
В процессе логопедических занятий ребенок должен прежде всего приобрести умения контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих. •
Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:
I этап – узнавание неречевых звуков.
II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
III этап – различение слов, близких по звуковому составу.
IV этап – дифференциация слогов.
V этап – дифференциация фонем.
VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа. . Остановимся подробнее на том, как осуществляется развитие
фонематического восприятия у детей на каждом из указанных этапов логопедического воздействия.
I ЭТАП
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
На первых занятиях логопед предлагает детям послушать звуки за окном: Что шумит? (Деревья.) Что гудит? (Автомашина.) Кто кричит? (Мальчик.) Кто разговаривает? (Люди.) Кто смеется? (Девочка.) И т. д.
Затем детям дается задание внимательно послушать и определить какие звуки доносятся из коридора, из помещения соседней группы, из кухни, зала и т. д.
Далее проводятся игры. Приведем описания нескольких игр.
1. Логопед назначает водящего и предлагает ему плотно закрыть глаза или повернуться к нему спиной. Потом прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору, за спину у одного у детей и т. д.) и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка барабан бьет громко, если удаляется – тихо.
Эту игру целесообразно повторять на многих занятиях. Чтобы поддерживать у детей интерес, можно варьировать звуки, направляющие поиски ребенка, например ударять в бубен, звенеть колокольчиком, хлопать в ладоши, стучать молоточком по столу и т. п. Необходимо, чтобы сила звука менялась плавно: от сильного к среднему и тихому.
2. Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка прозвенел колокольчик.
3. Логопед сажает на стол двух игрушечных зайцев – большого и маленького. Объясняет и показывает, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, – громко, сильно, и как маленький – тихо. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны отгадать и показать, который из зайцев только что играл.
Эту игру нужно разнообразить, заменяя зайцев куклами разной величины, мишками, обезьянами и т. д.
4. Логопед расставляет на столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с предметами (стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками, погремушкой), ои предлагает детям внимательно слушать и запоминать, какой звук издает каждый предмет. Затем прикрывает предметы ширмой, а дети отгадывают, что звенит или гремит.
Эту игру можно варьировать, увеличивая количество предметов, (игрушек), заменяя их новыми, постепенно, усложняя для детей задачу определения звуков.
Последние варианты этой игры должны быть такие: в ряд ставят несколько игрушек или предметов. Слева направо каждый последующий предмет должен быть больше похож по звучанию на предыдущий. Например, стакан, чашка, кружка металлическая, кружка керамическая, деревянный бочонок.
Количество звучащих предметов надо постепенно увеличивать от двух до пяти.
5, Логопед знакомит детей со звуками, которые издают различные предметы: мяч, ударяясь о пол; шарик, перекатываясь в стеклянной банке, керамической кружке; газета, если ее разрывать, и т. д. Затем эти же действия, но в другой последовательности он производит за напольной ширмой.; Дети должны возможно полнее и точнее рассказывать, что они слышат каждый раз.
II ЭТАП
На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр. Приведем примеры.
1. Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут водящего (“Ау!”), а тот отгадывает , кто его звал.
Последний вариант усложнения этой игры состоит в том, что водящий произносит “Ау!” то громко, то тихо, а дети отгадывают далеко или близко он находится. Затем каждый ребенок по очереди произносит “Ау!” то громко, то тихо – в зависимости от того, что скажет логопед (“Далеко ушел в лес”. Или: “Близко зовет, от самой опушки”).
2. Логопед показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как – когда далеко (тихо). Затем произносит “Мяу”, меняя силу голоса, а дети отгадывают, близко или далеко мяукает котенок.
Затем дети мяукают по сигналу воспитателя: “близко” или “далеко”.
Дальнейшее усложнение игры должно состоять в том, что дети будут различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Логопед объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Каждый ребенок по очереди мяукает, изображая страх, а водящий отгадывает.
Аналогично проводятся занятия, на которых дети учатся, например, различать, где гудит пароход (“У-у-у”) – далеко (тихо) или близко (громко); какая дудочка играет – большая (“У-у-у” произносится низким голосом) или маленькая (“У-у-у” произносится высоким голосом); кто плачет – мальчик (“А-а-а” низким голосом) или девочка (“А-а-а” высоким голосом) и т. п.
3. Логопед выставляет перед детьми трех медведей (игрушки или картинки): большого, среднего, маленького. Затем рассказывает сказку “Три медведя” (в сокращенном варианте), произнося соответствующие реплики и звукоподражания то очень низким, то средним по высоте, то очень высоким голосом. Дети угадывают медведей.
4. Детям раздают картинки с изображениями домашних животных -взрослых и детенышей: коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка и др. Логопед произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом (“Му-у”, “Бе-е’ “Хрю-хрю” и т. д.). Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, поднимать соответствующие картинки.
III ЭТАП
На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. Вначале проводится такая игра.
1. Логопед показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: “Вагон”. Затем объясняет: “Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши”. Затем он произносит “Вагон – вакон – фагон – вагон- факон – вагом”. и т. д. Затем логопед показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и называет: “Бумага – пумага – тумага – пумака- бумака”. И т. д. Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны1 хлопнуть в ладоши
Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.
Усложнение этих игр-упражнений может также состоять в том, что дети будут реагировать на неверно сказанное слово не хлопками, а подниманием кружка из цветного картона. Сначала воспитатель предлагает детям, услышав неверное слово, поднимать красный кружок, в дальнейшем -красный, если заметят ошибку, и зеленый, если слово произнесено верно. Последний вариант игры в большей степени способствует развитию у детей внимания.
2. Логопед выставляет на наборном полотне картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи и т. д. Затем называет 3 – 4 слова, а дети отбирают соответствующие картинки и расставляют их на наборном пологие в названном порядке (в одну линию или столбик -‘в зависимости от инструкции логопеда).
3. Логопед выставляет на наборном полотне в одну линию
следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем он вызывает детей по одному и каждому дает по картинке. Ребенок должен поставить эту картинку под той, название которой звучит похоже. В результате на наборном полотне должны получиться примерно такие ряды картинок:
ком бак сук ветка каток горка
дом рак лук клетка платок корка
сом мак жук пятка листок норка
лом лак бук плетка моток марка
IV ЭТАП
На данном этапе детей учат различать слоги. Начинать эту работу целесообразно с такой игры.
1. Логопед произносит несколько слогов, например на-на-на-па. Дети определяют, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложняются, например на~но-на; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т. п.
2. Логопед вызывает водящего и говорит ему на ухо какой-то слог, например па. Ребенок вслух повторяет его. затем логопед называет тот же самый слог, или оппозиционный. Это должно выглядеть примерно так:
Ребенок. Па. Логопед. , Па.
Ребенок. Па. Логопед. Ба,
Ребенок. Ка. Логопед. Га.
Ребенок. Фа. Логопед. Ва. И т. д.
Всякий раз, после того как водящий и логопед произнесут очередной слог (слоги), дети указывают, одинаковые они или разные. Для того чтобы логопед мог контролировать реакцию каждого ребенка, он предлагает на одинаковые слоги поднимать красный кружок, а на разные – сидеть молча или на разные слоги поднимать красный кружок, а на одинаковые – зеленый.
Понятно, что эта игра должна варьироваться за счет подбора слогов. Последнее нужно делать с учетом произносительных возможностей детей, а также последовательности всей звуковой работы в целом.
Необходимо подчеркнуть, что первый слог всегда называет логопед (воспитатель). То что он делает это шепотом (на ухо водящему), повышает интерес детей к занятию, служит дополнительным средством для мобилизации их внимания.
УЭТАП
На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, например с такой игры.
Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: “Поезд гудит у-у-у~у девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и”. Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а-а; у-у-у-у; и-и-и-и), а дети поднимают соответствующие картинки.
Затем игра усложняется. Варианты игры:
1) логопед произносит звуки кратко;
2) детям раздают вместо картинок кружки трех цветов, объясняют, что красный кружок соответствует, например, звуку а, желтый – звуку и, зеленый – звуку у;
3) в ряд гласных а, у, и включают другие звуки, например о, ы, э, на которые дети не должны реагировать.
Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.
VI ЭТАП
Задачей последнего шестого этапа занятий является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.
Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух- и трехсложные слова. Логопед должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог.
Далее проводится анализ гласных звуков.
1. Детям раздают по несколько одноцветных кружков. Логопед произносит один, два или три гласных звука, например а, ау, иоу и т. п. Дети откладывают на своих столах столько кружков, сколько звуков произнес логопед.
2. У детей на столах лежат по три кружка разных цветов, например красного, желтого, зеленого. Логопед уславливается с детьми, что красный кружок обозначает звук а, желтый – звук у, зеленый – звук и. Затем он произносит сочетания из этих звуков – сначала по два звука: ау, уи, уа, аи, затем по три: ауи, аиу, уиа, уаи, иуа, иау. Дети раскладывают на столах кружки в определенных сочетаниях и в нужном порядке.
Примерно так же проводится анализ всех остальных гласных звуков.
Затем приступают к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала ребенка учат выделять в слове последний согласный звук. (Следует заметить, что легче всего детям даются глухие взрывные согласные.) Для этой цели проводится такое упражнение.
Дети по одному выходят к столу воспитателя и вынимают из конверта картинки (подобраны воспитателем заранее), громко и четко называют их, выделяя последний звук. Затем ребенок повторяет этот звук отдельно.
На взрывные согласные могут быть следующие картинки: кнут, кот, паук, каток, танк, мак, жук, лук, веник и т. д.
Это упражнение можно варьировать, постепенно усложняя задания, например:
1) дети раскладывают картинки на наборном пологие так, чтобы в одной стороне оказались предметы, названия которых оканчиваются на звук w, а в другой – на звук к;
2) логопед показывает детям картинки (по одной) и называет их, опуская последний звук, например: “Тан.., пау.., вени…” и т. д. Ребенок повторяет слово целиком, а затем произносит звук, который пропустил логопед.
Источник