Развитие слуха у умственно отсталого ребенка
« Развитие фонематического слуха
у детей начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»
Автор: Рассохина Л.Ю
учитель начальных классов, учитель надомного обучения КС (К)ОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида» Республики Алтай
Нарушение речи у детей младшего школьного возраста
Обучению русскому языку и чтению в специальной (коррекционной) школе уделяется большое внимание. От того, как ученики овладеют навыками чтения и письма, связной устной речью, во многом зависит успешность всего педагогического процесса, обеспечение адаптации выпускников.
Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения.
Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую сторону речи. В данной работе отражен системный подход к коррекции и развитию фонематической стороны речи.
Наиболее распространенными расстройствами у учеников младших классов специальной (коррекционной) школы, являются нарушения чтения и письма (дислексии и дисграфии).
Подготовительная работа к развитию фонематического слуха на уроках обучения грамоте
Развитие фонематических процессов включает в себя:
1) развитие умения услышать звук и выделить его в ряду других звуков, слогов слов;
2) развитие умения делить слова на звуки;
3) развитие умения объединять звуки в слоги и слова;
4) развитие умения сопоставлять слова, различающиеся одним звуком.
Умение различать фонемы – это основа основ: и понимания речи другого человека, и контроля над собственной речью, и грамотного письма в дальнейшем.
Основной задачей подготовительного этапа коррекции фонетических нарушений у детей – это создание готовности к вызыванию звуков речи.
1.Создание психологической готовности.
2.Создание фонематической готовности.
3.Создание артикуляционной готовности.
Работе по развитию у умственно отсталых первоклассников фонематического слуха предшествует формирование у них умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.
Развитию внимания к звукам окружающей действительности способствует чтение учителем стихотворений, загадок, потешек, в которых передаются голоса животных.
Все звуки, имитирующие голоса животных, учитель должен выделять голосом, интонацией и обязательно требовать повторения их учащимися.
Следующий этап – членение высказывания на слова. Вследствие того, что у умственно отсталых детей к моменту поступления в школу еще не сформирована фразовая речь, работа по усвоению термина «слово» начинается с называния отдельных предметов, когда слова выступают изолированно, вне предложения. Прежде всего, учитель предлагает рассмотреть предметы, которые выставлены на столе (игрушки, учебные вещи), назвать, подсчитать, сколько их. Повторяется первое, второе, третье слово, как правило, не более трех.
С этого момента вводится условно-графическая запись слов, затем предложений, слога, звука, т.е. своеобразная форма материализации, при которой моделируется фонемная структура слова (Д.Б. Эльконин), речевое высказывание (М.Ф. Гнездилов). Запись осуществляется полосками бумаги разной длины и цвета, а также кружочками – для обозначения звуков.
Далее дети учатся строить предложения на основе непосредственно производимого ими действия, или действия, изображенного на рисунке, или на тему, данную учителем.
Следующий этап работы – деление слов на слоги, выделение слога как части слова. На первых порах термин
«слог» не дается, о нем говорится как о «части слова».
Последним этапом подготовительных занятий является выделение звуков речи (а, у, м), с которых начинается овладение грамотой.
В современной методике подготовки детей к обучению в школе этап формирования звукового анализа рассматривается как начальный этап ориентировки в фонемной системе языка (Д.Б. Эльконин, Л.Е. Журова).
Развитие фонематического анализа и синтеза
Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный анализ – это выделение (узнавание) звука на фоне слова, он появляется у детей спонтанно. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места. И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа – определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения (В.К. Орфинская).
Выделение ( узнавание ) звука на фоне слова
В процессе развития элементарных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что умение выделять, вычленять звук зависит от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.
Известно, что ударные гласные узнаются гораздо легче, чем безударные. Ударные гласные легче выделяются из начала слова, чем из его конца или из середины. Щелевые и сонорные звуки, как более длительные, воспринимаются лучше, чем взрывные. При этом щелевые звуки легче выделяются из начала слова, чем из конца, а взрывные звуки – наоборот, из конца слова.
Прежде всего, необходимо уточнить артикуляцию согласного. Определяется наличие или отсутствие звука в слогах, предъявленных на слух. Затем учитель предлагает детям определить наличие или отсутствие звука в словах различной сложности: односложных, двусложных, трехсложных, без стечения и со стечением согласных.
Сначала наличие звука определяется на слух, и на основе собственного произношения, затем или только на слух, или только на основе собственного произношения, наконец, по слухопроизносительным представлениям, т.е. в умственном плане.
Звук связывается с буквой.
Вычленение первого и последнего звука из слова
Вычленение первого ударного гласного из слова. Работа начинается с уточнения артикуляции гласных звуков. Гласный звук выделяется на основе звукоподражаний с использованием картинок. Можно предложить такие картинки: малыш плачет (а-а-а); болит зуб, завязана щека (о-о-о). При уточнении артикуляции гласного звука внимание ребёнка обращается на положение губ. Сначала гласный звук в словах произносится с интонированием, т.е. с выделением голосом, затем с естественной артикуляцией и интонацией.
Вычленение первого согласного из слова. Из прямого открытого слога согласный вычленяется труднее, чем из обратного. Работа по вычленению первого звука из слова проводится после того, как у детей сформировано умение вычленять звук из обратного и прямого слогов и узнавать звук, находящийся в начале слова.
Определение конечного согласного в слове. Определение конечного согласного проводится вначале на обратных слогах, таких, например, как ум, ам, ух, ах, ус. Предлагаются слова, сходные по составу с ранее предъявленными слогами: ам – сам,
ом – сом, ук – сук, уп – суп и т.д. Определяется конечный согласный сначала в слоге, потом в слове.
В дальнейшем вычленение конечного согласного производится непосредственно в словах на слух, при самостоятельном произношении, по слухопроизносительным представлениям. Действие считается закрепленным, если ученик, не называя слова, научается определять конечную согласную.
Определение места звука в слове (начала, середина, конец). Уточняют, что если звук не первый и не последний, то он находится в середине. Используется полоска “Светофор”, разделённая на три части: красная левая часть – начало слова, средняя часть желтого цвета – середина слова, правая зелёная
часть – конец слова.
Развитие сложных форм фонематического анализа (определение количества , последовательности и места звука в слове )
Опираясь на исследования П.Я.Гальперина, Д.Б. Эльконина и др., можно выделить следующие этапы формирования функции фонематического анализа.
Первый этап- формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, внешние действия.
Работа проводится следующим образом. Ученику предъявляется картинка, слово – название которой необходимо проанализировать, и графическая схема слова, количество точек которой соответствует числу звуков в слове. Кроме того даются фишки. Первоначально для анализа даются односложные слова типа мак, кот, дом, лук, сом.
Второй этап – формирование действия фонематического анализа в речевом плане. Опора на материализацию действия исключается, и проведение фонематического анализа осуществляется в речевом плане, сначала с использованием картинки, затем без предъявления ее. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков.
Третий этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане.
На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова.
Параллельно с работой по формированию фонематического анализа слога и слова проводится коррекция нарушений чтения и письма.
В процессе коррекции нарушений чтения и письма используется не только устный анализ слов, но и составление слов из букв разрезной азбуки, разнообразные письменные упражнения.
Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство
Наиболее часто у умственно отсталых детей нарушается дифференциация следующих оппозиционных звуков: аффрикат и звуков, входящих в их состав (ц – с, ч – т, ч – щ), звонких и глухих, особенно смычных (д –т , б – п, г -к), свистящих и шипящих (с -ш,
з – ж, ц – ч). С учетом постепенного усложнения можно рекомендовать следующую последовательность в работе над звуками : б – п, д – т, г- к, з -с, ж- ш, с -ш, з- ж, ц -с, ч -т, ч -щ.
Работа по формированию звукопроизносительной дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа: 1) предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков; 2) этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.
На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану:
1.Уточняется артикуляция звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
2.Выделение звука на фоне слога.
3.Формирование умения определять наличие звука в слове.
4 .Определение места звука в слове.
5.Выделение слова с данным звуком из предложения.
На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков проводится в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука, но в силу того, что основная цель этого этапа – различение звуков, речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками.
Дифференциация твёрдых и мягких согласных
Распространенными ошибками являются замены твердых и мягких звуков при чтении и неправильное обозначение мягкости согласных на письме. Эти ошибки обусловлены целым рядом факторов: неумением дифференцировать на слух твердые и мягкие звуки, несформированностью ориентировки на гласную в процессе чтения, так как при чтении именно гласная определяет, какой согласный звук нужно воспроизвести – твердый или мягкий и др. Для преодоления указанных ошибок чтения и письма проводится следующая работа:
а) слуховая и произносительная дифференциация твердых и мягких согласных в словах;
б) уточнение двузначности многих букв, обозначающих согласные звуки, так как одна и та же буква предполагает двоякое звучание, твердое и мягкое, в зависимости от последующей буквы;
в) усвоение в процессе чтения того, что перед буквами е, ё, ю, я, и согласные мягкие;
г) чтение с ориентировкой на последующую букву, особенно в прямых открытых слогах;
д) обозначение мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака;
е) обозначение мягкости согласных на письме с помощью йотированных гласных букв е, ё, я, ю, а также и.
Заключение
Развитие фонематического слуха играет очень важную роль в обучении умственно отсталых школьников. Неусвоение букв, замена фонетически близких звуков несёт с собой нарушения чтения и письма.
Совершенствование слухового различения звуков будет успешнее в том случае, если оно проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. Чем более точно представляет ребёнок звуковую структуру слова, место каждого звука в слове, тем более четко определяет он характер звука, тем правильнее дифференцирует звуки речи. Развитие функции фонематического анализа способствует, таким образом, совершенствованию звукопроизносительной дифференциации.
В процессе коррекционной работы основные усилия следует направлять на развитие у детей фонематического восприятия. Вследствие того, что у школьников поражены речевые зоны в коре головного мозга, педагогу нужно опираться на сохранные анализаторы: зрительный, кинестетический, тактильный. Ребёнок должен «увидеть» звук, т.е. увидеть характерные особенности положения губ, языка, при его произношении, Это очень существенно на первом этапе коррекции. Развитие фонематического слуха протекает красной нитью во всех классах начальной школы. Усложняется звукобуквенный анализ слов, формируется навык фонетически правильного письма. Наиболее сложным этапом является формирование у детей навыка письма под диктовку.
Недоразвитие речи успешно корректируется с помощью совместной организованной работой учителя и логопеда.
Источник
Полина Силантьева
Развитие слухового восприятия дошкольников с нарушениями интеллекта
Развитие слухового восприятия дошкольников с нарушениями интеллекта.
Выполнила:
учитель-дефектолог
МБДОУ ДС №5 г. Челябинск
Силантьева Полина Вячеславовна
План:
• Понятие и значение слухового восприятия в общей и специальной психологии.
• Особенности слухового восприятия дошкольников с нарушением интеллекта.
• Развитие слухового восприятия дошкольников с нарушениями интеллекта
Понятие и значение слухового восприятия в общей и специальной психологии.
В литературе по общей и специальной психологии существуют различные определения понятия восприятия.
Восприятие – это процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.
Слуховое восприятие – форма восприятия, обеспечивающая способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора.
Органом, воспринимающим звук и анализирующим его, является орган слуха. Многообразие слуховых ощущений связано с особенностями и функцией слухового анализатора, обеспечивающего различение звуков по их высоте, ритму, тембру, их сочетаниями (фонемы, мелодии). Их восприятие вызывает у ребенка элементарные чувствования предметов и явлений, их движение в пространстве. Значение слуховой ориентации весьма важно в психическом развитии ребенка. Воспринимая звуки, исходящие от различных объектов и предметов, дети учатся понимать звучащий мир и правильно реагировать на него.
В своей книге Головчиц Л.А пишет: «Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка».
Являясь одной из важных характеристик и свойств окружающих предметов, а также явлений живой и неживой природы, звук обогащает представления ребенка об окружающем мире. В развитии ребенка овладение предметными действиями и познание предметов оказываются тесно связаны с восприятием звука как одного из свойств предметов. В процессе сенсорного развитияребенка происходит формирование звуковых дифференцировок: вначале по принципу «звучит — не звучит», далее —с учетом различных характеристик звука: его громкости, высоты, тембра сложных звуков. Овладение этими характеристиками способствует более полной предметности восприятия и его целостности.
Звук является одним из регуляторов поведения и деятельности человека. Регуляция поведения, связанная с ориентированием человека в пространстве, характеризуется как выделением зрительно воспринимаемых предметов, так и локализацией их на основе пространственного слуха. Ориентирование ребенка в окружающей среде связано со способностью слуха оценивать и измерять пространственные характеристики самого предмета. Пространственные характеристики звучания — одни из наиболее существенных при слуховом восприятии, определяют познавательный компонент этого процесса. Наличие в пространстве звуковых источников, перемещение звуковых объектов, изменение громкости и тембра звучания — все это обеспечивает условия наиболее адекватного поведения в окружающей среде. Для регуляции поведения и деятельности принципиальное значение имеют эмоционально-оценочные характеристики слухового образа. Форма реагирования особенно сильно изменяется в случаях восприятия экстремальных звуковых сигналов (плач, стон больного). Говоря о пространственном восприятии, имеется в виду как способность слуха локализовать звуковые объекты в пространстве, так и способность производить анализ всего комплекса характеристик.
Бинауральность слуха, или возможность воспринимать звук двумя ушами, делает возможной достаточно точную локализацию предметов в пространстве. Бинуральность восприятия обеспечивает улучшение дифференцировки одновременно звучащих предметов. Важное значение для регуляции поведения имеют и временные характеристики звучания. Динамические, или временные, характеристики имеют принципиальное значение для формирования слухового образа, поскольку выраженность процесса звучания во времени является специфическим признаком звука. Таким образом, формирование пространственно-временных представлений тесно связано с возможностями определения направления звучания предмета, его отдаленности, длительности звучаний, а также регуляции поведения и ориентирования в окружающем мире.
Наиболее велика роль слухового восприятия для речи и музыки. Слуховое восприятие развивается прежде всего как средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми. Звук как объект слухового восприятия имеет в своей основе коммуникативную направленность. Уже у новорожденного ребенка слуховыереакции имеют ярко выраженный социальный характер: в первые месяцы жизни ребенок более активно реагирует на голос человека, и прежде всего матери. По мере развития слухового различения речи формируется понимание речи окружающих, а затем и собственная речь малыша, что в дальнейшем обеспечивает его потребности в общении. Формирование слухового восприятия устной речи связано с овладением ребенком системой звуковых (фонетических) кодов. Усвоение одной из важнейших для человека знаковых систем (фонематической) обусловливает активное усвоение ребенком произносительной стороны речи. Формирующаяся на основе полноценного слухового восприятия речь является важнейшим средством общения и познания окружающего мира.
Одним из важных средств эмоционально-эстетического развития является музыка, восприятие которой базируется на слуховой основе. С помощью музыки ребенку передается содержание образов, состояний, ощущений, выраженных композитором. Музыка способствует формированию эмоциональной стороны жизни ребенка, влияет на поведение человека.
Прежде всего восприятие музыкальных звуков связано с моторной природой чувства ритма. «Восприятие музыки имеет активный слухомоторный компонент» (Б. М. Теплов). Реакции организма на слушание музыки проявляются в мышечных движениях, к которым относятся движения головы, рук, ног, невидимые движения голосового, речевого и дыхательного аппаратов.
Однако не только музыка, но и некоторые характеристики речи, в частности интонация и акустические особенности речи и голоса, содержат значимую для ребенка эмоциональную информацию.
Воздействие звука на эмоциональное состояние ребенка связано также с характеристиками звуков. Слишком громкие звуки вызывают усталость, раздражительность. Шум нарушает способность сосредоточиться, вызывает у ребенка подавленность, утомление, приводит к расстройству сна. Отрицательное воздействие на эмоциональное состояние, вплоть до стрессовых ситуаций, оказывают неожиданные и непривычные звуки, в том числе с излишней громкостью.
Таким образом, восприятие звуков окружающего мира, речи и музыки, при котором действие слухового анализатора подкрепляется другими анализаторами (зрительным, тактильным, двигательным, обонятельным, служит важнейшим средством развития психики ребенка.
Особенности слухового восприятия дошкольников с нарушением интеллекта.
Процесс слухового восприятия требует от учащихся умения сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. У умственно отсталых детей способность к слуховому вниманию и восприятию снижена, следовательно, у детей с нарушением интеллекта выделяются особенности в слуховом восприятии такие как: не часто реагируют на слуховые раздражители, самостоятельно не вырабатываются разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов, не дифференцируют на слух звучание музыкальных инструментов, звукоподражания, бытовых шумов, звуков природы. Зачастую, ребенок с умственной отсталостью не соотносит игрушку с соответствующим звукоподражанием, не выделяет знакомые предметы и явления по их звуковым характеристикам. Дети затрудняются в определение направления звука, интенсивности и его источника без опоры на зрительный анализатор. Дошкольники не могут определять последовательность звучания звукоподражания. Так же у детей не развит фонематический слух (глобальное различение на слух резко различных по слоговому и звуковому составу слов, без фонетического анализа/ близкие по слоговой структуре). Трудности вызывают выделение заданного слова из предложенной фразы и отмечание их каким-либо действием. В более старшем возрасте возникают сложности в воспроизведение заданного ритма.
У умственно отсталых детей часто отсутствует интерес, внимание к речи окружающих, что является одной из причин недоразвития речевого общения.
В связи с этим важно развивать у детей интерес и внимание к речи, установку на восприятие окружающих звуков. Работа по развитию слухового внимания и восприятия подготавливает детей к различению и выделению на слух речевых единиц: слов, слогов, звуков.
Развитие слухового восприятия дошкольников с нарушениями интеллекта
Развитие слухового восприятияидет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков (неречевых, с другой – восприятие речевых звуков, т. е. формируется фонематический слух. Фонематическое восприятие – это умение различать звуки речи, так называемые фонемы. Например, И от Ы, Т от Д, С от Ш, Ч от ТЬ и др.
Развитие неречевого слуха
Неречевой (физический) слух – это улавливание и дифференциация различных звуков окружающего мира (кроме звуков человеческой речи, различение звуков по громкости, а также определение источника и направления звука.
С самого рождения ребенка окружают разнообразные звуки: шум дождя, мяуканье кошки, гудки машин, музыка, человеческая речь. Маленький ребенок слышит только громкие звуки, но острота слуха быстро усиливается. Одновременно он начинает различать звуки по тембру звучания. Слуховые впечатления, которые переживает малыш, воспринимаются им неосознанно. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков.
Тем не менее, неречевые звуки играют большую роль в ориентировании человека в окружающем мире. Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ. Правильное определение на слух источника звука помогает узнать направление, откуда идет звук, позволяет лучше ориентироваться в пространстве, определять свое местонахождение.
Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание) – важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни.
Развитие речевого слуха
Речевой (фонематический) слух – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков – слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.
Умение сосредоточиться на звуках речи – очень важная способность человека. Без нее нельзя научиться понимать речь – основное средство общения между людьми. Умение слушать необходимо также для того, чтобы сам ребенок научился правильно говорить – произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, использовать все возможности голоса (говорить выразительно, менять громкость и скорость речи).
Способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, даже если у ребенка хороший физический (неречевой) слух. Эту способность нужно развивать с первых лет жизни.
Слуховое восприятие проходит следующие стадии (от простого к сложному):
• Восприятиесо зрительной опорой: ребенок слышит название предмета и видит сам предмет или картинку.
• Слухозрительное восприятие: ребенок не только слышит голос, но видит лицо и губы говорящего.
• Чисто слуховое восприятие: ребенок не видит говорящего (а также предмет, явление, о котором говорят, а только слышит голос.
В процессе развития слухового восприятияможно использовать приемы:
– привлечение внимания к звучащему предмету;
– различение и запоминание цепочки звукоподражаний.
– знакомство с характером звучащих предметов;
– определение местонахождения и направленности звука,
– различения звучания шумов и простейших музыкальных инструментов;
– запоминание последовательности звучаний (шумов предметов, различение голосов;
– выделение слов из речевого потока, развития подражания речевым и неречевым звукам;
– реагирование на громкость звучания, узнавание и различение гласных звуков;
– совершение действий в соответствии со звуковыми сигналами.
Работу по развитию слухового восприятия можно реализовать через слушание, игры и упражнения и др.
Литература:
Янушко Е. «Помогите малышу заговорить!».
Немов, Р. С. Специальная психология / Р. С. Немов. – М.:Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
Психологический словарь. И. М. Кондаков. 2000.
Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения /Под ред. Л. И. Плаксиной – М., 1995
Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика.
Источник