Развитие слуха у слепого ребенка
Развитие слухового восприятия и речи у слепых детей
Самсонова Татьяна Алексеевна
Учитель-дефектолог
МБДОУ №77 г. Череповец
В первый год жизни слепых детей развитие деятельности сохранных органов чувств происходит в менее благоприятных условиях, чем у зрячих, из-за выключения из их взаимодействия зрительных компонентов. Отставание в развитии локомоций, длительная задержка в самостоятельном хождении ограничивают освоение дальнего пространства, значительно сокращают сферу предметной деятельности и являются причиной усугубления пассивности, возникающей у слепорожденных уже в первые месяцы жизни. Это в свою очередь впечет за собой большую зависимость слепого ребенка от взрослого.
Эти моменты, безусловно, затрудняют развитие восприятий и их совершенствование. Общение играет активную роль в развитии слепого, в усвоении им общественного опыта и имеет свои особенности. Возникшее на первой стадии системы компенсации слепоты дифференцированное слуховое восприятие и появляющиеся самостоятельные вокализации (голосовые реакции) при осязательном знакомстве с предметами начинают играть у слепого все более важную роль как средство общения с окружающими людьми.
Слепой ребенок использует речевые звуки и слова для привлечения к себе внимания, для достижения определенных предметов. Отклик взрослых и их эмоциональное отношение к этому стимулируют как произнесение звуков и слов, так и слуховое восприятие слепого. Он начинает узнавать по голосам своих родных и близких, отличать их от чужих. В это же время происходит развитие и других сохранных органов чувств, которые дают возможность ощущать вкус, запах в связи с новыми формами принятия пищи, употреблением более разнообразных продуктов питания. Привлечение слепого ребенка к участию во всех этих действиях, побуждение его через речь, называние предметов и действий с ними развивают понимание речи, активизируютего ответные реакции, т. е. формируют потребности соучастия в специфически человеческих и необходимых действиях с предметами. Речь взрослого, обращенная к ребенку, не просто сопровождает действие, а является необходимым звеном, она привлекает внимание слепого к обследованию предметов, вызывает у него интерес и тем самым создает прочные связи между словом и осязаемым предметом, расширяет круг понимаемых речевых ситуаций. Развивается смысловая сторона речи слепого ребенка. Уже в начале второго полугодия он начинает искать источник звука, тянет к нему руки. В такой поисковой ситуации употребленное несколько раз слово (название данного в руки ребенка предмета) становится сигналом к поискам того же предмета в следующий раз. Свой поиск слепой, как и зрячий, сопровождает вокализацией (голосовыми реакциями) или звуками речи. На этой основе начинается интенсивное развитие речи слепого; углубляется ее понимание и активное самостоятельное использование.
Для предметных действий слепого ребенка на первом году жизни характерны неспецифические манипуляции, повторяемость действий и их однообразие. Слепой трясет, стучит предметами, сбрасывает их на пол, прислушивается к звукам, возникающим в результате их падения. Большую роль в развитии действий с предметами играет слово взрослого в сочетании с привлечением внимания ребенка, например, к игрушке, издающей звук.
Понимание слепым ребенком смысла слова, как и зрячим, проходит целый ряд ступеней. На ранних этапах значение понимаемого ребенком названия предмета основывается на эмоциональном переживании целой ситуации. Это приводит к отнесенности слова к широкому кругу различных предметов и действий, входящих в эту ситуацию, что свидетельствует о неумении ребенка обобщать в слове однородные предметы. В дальнейшем слово начинает связываться с наличием конкретного предмета и лишь значительно позже — с появлением представлений: ребенок становится способным понять слово без наличия предмета.
К полутора годам понимаемые слова становятся более стойкими и обобщенными: ребенок знает названия ограниченного круга окружающих предметов, действия с ними и названия отдельных качеств предметов, может их оценить (хороший—плохой, большой — маленький). Развитие речевого общения слепого ребенка, как и зрячего, опирается на развитие фонематического слуха. Исследования развития фонематического слуха у ребенка раннего возраста показывают, что в восемь месяцев ребенок воспринимает ритмические и интонационные особенности фразы, но отдельных слов еще не различает; в десять- одиннадцать месяцев уже начинает выделять слова, но в них еще не различает фонем, а фиксирует лишь общую структуру слова, т. е. развитие понимания речи у ребенка идет от более комплексных к более дифференцированным частям речи, от фразы к слову. Но развитый фонематический слух понимается как умение выделять отдельные звуки речи, т. е. предполагает еще более тонкую дифференциацию элементов речи, что наступает у нормально видящего ребенка к полутора- двум годам.
Звуковое общение свойственно ребенку и до шести месяцев. Примерно в восемь-девять месяцев возникает подражание звукам, состоящее в повторении именно того звука, который произносит взрослый. Подражание возникает обычно в ответ на действия только близких ему людей, связанных с ним положительно окрашенными эмоциональными отношениями. В десять-одиннадцать месяцев слепой ребенок способен повторить за взрослым новые звуки, а потом и новые слова, сопровождая ими действия.
В возрасте одного года ребенок имеет от 1 до 20 активных слов, к полутора годам – 36-95 слов, но во взаимоотношениях со взрослым зрячий ребенок еще не использует речь как средство общения, а пользуется для него формами общения: мимикой, жестами, неречевыми звуками. У ребенка еще нет потребности в речевом общении со взрослыми. Такая речь называется “автономной”, так как в ней не используется сложившаяся система языка окружающих. Примерно после полутора лет происходит скачок в развитии речи ребенка, и она начинает развиваться ускоренными темпами. Именно в это время ребенок начинает требовать предметы, называя их, т. е. использует речь для общения. К двум годам у ребенка возникает описательная речь. В ответах на вопросы взрослого ребенок начинает употреблять описательное констатирующее предложение.
Слепой ребенок также в полтора-два года начинает использовать свою развивающуюся речь в качестве основного средства общения со взрослыми. Быстро растет активный словарь, совершенствуется грамматический строй речи. Общение слепого ребенка в этот период является еще самоцелью и направлено на само общение со взрослым, поэтому слепой, подражая взрослым, овладевает огромным запасом слов и целых предложений, непонятных ему по содержанию. Повторение и употребление слов с пока непонятными значениями не смущает слепого ребенка, так как в ответ на их употребление он получает отклик и радость со стороны взрослого. Это является стимулом дальнейшего накопления даже формального словаря, который он может употреблять в определенной ситуации и который является для него средством активного общения со взрослым. Активное общение слепого ребенка со взрослым в совместной предметной деятельности обеспечивает образование связи слова с обозначаемым им предметом. Поэтому опора на активное речевое общение и есть тот обходной путь, который обеспечивает преодоление трудностей в формировании предметных действий и обусловливает продвижение в психическом развитии слепого ребенка. Образование системы связей речевой деятельности со всей системой сохранившихся анализаторов, с развивающейся двигательно-мышечной системой обеспечивает основу для компенсации слепоты в этом возрасте.
В связи с этим огромный скачок в развитии слепого происходит именно в тот момент, когда речевое общение включается в предметное, и когда действия с предметами соответствуют их прямому назначению и оказываются в центре активности слепого. Опыт речевого общения слепого ребенка со взрослым неминуемо приводит ребенка к необходимости использовать речь для все более правильного отражения объективных свойств предмета, так как это позволяет ребенку достигать большего эффекта вобщении со взрослым в ходе совместной предметной деятельности. Использование взрослым совместных предметных действий с речевым словесным обозначением как самих предметов, так и действий с ними, с одной стороны, стимулирует соотнесение усвоенных ребенком слов с конкретными предметами окружающего мира, с другой — является условием лучшего познания предметного мира в процессе активного оперирования с предметами.
Интенсивно развивающаяся речь слепого ребенка, активно использующего ее в основном как средство общения, является тем звеном, опираясь на которое возможно продвинуть психическое развитие слепого. Процесс речевого общения позволяет ускорить формирование предметных действий, дает возможность их совершенствовать. Развитие же предметных действий в свою очередь ведет к формированию осязания у ребенка. Сопровождение всех действий речью, т. е. создание и укрепление связи между словом, предметом и действием, позволяет впоследствии использовать речь в качестве коррекционного средства моторики, нарушенной слепотой. Речь взрослого может активно способствовать усвоению слепым ребенком предметных действий не только за счет привлечения внимания к предмету и формулирования задачи, она позволяет руководить способами выполнения этой задачи. “Речь выступает в качестве носителя опыта действий: в ней этот опыт закреплен и через нее передается” (Эльконин Д. Б. Детская психология. – М.: 1960).
ЛИТЕРАТУРА
1. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии.
М.: Просвещение, 1967.
2. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Психол. и метод,
аспекты реабилитации.—Л., 1982.
3. Воспитание детей раннего возраста / Под ред. Г. М. Лялиной.—
М.: Просвещение, 1976.
4. Воспитание и обучение слепого дошкольника / Под ред. Л. И. Солнцевой.— М.:Просвещение, 1967.
5. Воспитание ребенка с нарушениями зрения в семье: Сб. науч. тр. / Под ред. Л. И. Солнцевой, В. П. Ермакова.— М., 1979.
6. Ерастова Е. А. Воспитание слепых детей в семье.—М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
7. Маркова Т. А., Гиневская Л. А. Воспитание детей третьего года жизни.—
М.:Учпедгиз, 1962.
8. Менчинская Н. А. Развитие психики ребенка: Дневник матери.— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.
Источник
Образы внешнего мира как слепых, так и слабовидящих никогда не бывают одномодальными: их структура сложна и всегда включает информацию, получаемую от различных анализаторов, как сохранных, так и нарушенных.
В зависимости от глубины поражения зрительного анализатора и индивидуальных особенностей доминирующей становится деятельность разных анализаторов. Именно поэтому в истории тифлопсихологии выдвигались теории приоритета в познании мира зрения, или слуха[1], или осязания.
В структуре образа объекта внешнего мира слепого и слабовидящего значительную роль играет слух, поскольку позволяет воспринимать характеристики объекта дистантно. По мере того как звуки начинают играть роль сигнала и связываются определенным образом с предметами и их действиями, ориентировка в социальной жизни становится более точной и определенной.
Как мы уже говорили, дифференциация звуков и отнесение их к определенным предметам и людям у детей с нарушением зрения возникает в пять-шесть месяцев, когда у ребенка формируются предметные действия в осязательном поле. Развитие сигнальной функции слуховых раздражителей связывается с взаимодействием слуха и осязания и формируется постепенно.
Исследование Л. И. Солнцевой слухового восприятия ребенка как сигнальной функции показало, что сначала звук воспринимается без соотнесения с предметом, затем как характеристика одного из взаимодействующих объектов (инструмент, орудие или объект) и, наконец, как обозначение взаимодействия объектов.
Дети от фрагментарного и глобального восприятия переходят к анализирующему, основанному на четком анализе отдельных качеств, их синтезе в системный образ, адекватно отражающий воспринимаемый объект. Сигнальность звуковых признаков характеризуется разной степенью обобщенности – от сигнализации неопределенного действия к четкому и конкретному отражению взаимодействующих объектов. Именно это позволяет детям с нарушением зрения использовать слух в качестве определителя различных жизненных ситуаций. Предметная отнесенность звуков является результатом более сложной психической деятельности, чем простая тренировка слуха. Она включает в себя осознание и оценку звука, соотнесение его с определенными предметами и их качествами и осуществляется в процессе практической деятельности и на основе использования информации, получаемой с помощью восприятия другой модальности, в частности осязательной. Предметная отнесенность звука позволяет воспринимать на расстоянии пространственные и временные отношения и является сигналом появления объектов, движения, изменения деятельности и т.д.
Роль слуха в жизни и деятельности слепых более значительна, чем у зрячих. А. А. Крогиус, цитируя П. Дюфо, говорил, что слух является для слепых тем же, чем зрение для зрячих. С помощью слуха слепые узнают и локализуют нахождение предметов, людей, ориентируются в пространстве. А. А. Крогиус, а впоследствии В. С. Сверлов отмечали, что по колебаниям тембра, интонации, громкости голоса слепые могут судить о человеке, его настроении, характере, отношению к окружающим и о психических состояниях человека.
В истории тифлопсихологии Д. Дидро, Д. Кляйн, П. Дюфо отмечали изощренность слуха слепых, развивающуюся спонтанно как компенсация утраченного зрения.
А. А. Крогиус приводит результаты исследования Д. Грис- баха, показывающие слабое развитие у слепых пространственных слуховых восприятий. В то же время в собственных экспериментах А. А. Крогиус отмечает более высокий “пространственный порог” слуховых ощущений у зрячих.
Современные экспериментальные психологические исследования показали, что различия в слуховой функции зрячих и слепых связаны с индивидуальными различиями и не свидетельствуют об изначальной изощренности слуха слепых. Постоянное использование слуха в пространственной ориентировке незрячих приводит к повышению как абсолютной, так и различительной чувствительности.
Пространственная ориентация и различного рода деятельность слепых требуют способности тонко дифференцировать звуки, шумы, определять источник звуков и направление звуковой волны, поэтому у них, чаще использующих слух при выполнении различных видов деятельности, повышается слуховая различительная чувствительность.
В общей психологии выделяются три вида слуховых ощущений, восприятий, представлений: речевые, музыкальные и шумы.
Способность воспринимать и различать звуки речи, т.е. фонемы, является основой овладения звуковой стороной языка. Развитый фонематичекий слух у слепых, как и у зрячих, является основой и предпосылкой успешного овладения детьми грамотой и развивается, совершенствуется в процессе обучения, формирования представлений о звуковом составе языка.
Б. М. Теплов отмечает, что музыкальный слух как особая форма человеческого слуха формируется в процессе обучения музыке. Его исследования опровергают мнение о том, что музыкальный слух свойствен слепым и автоматически развивается более быстрыми темпами, чем у зрячих, в связи с потерей зрения. Музыкальный слух развивается у лиц с нарушением зрения в основном теми же темпами, что и у нормально видящих. Однако более интенсивное использование слепыми слуха как единственного (не считая обоняния) дистантного анализатора, сигнализирующего о пространстве, объектах и их взаимодействии, обусловливает формирование более тонких дифференцировок звуковых качеств окружающего предметного мира. Этому способствуют также музыкальные занятия, обучение игре на различных инструментах. Ю. М. Гохфельд говорит, что в процессе обучения у детей вырабатывается обостренный слух, способность к сосредоточенному слуховому вниманию, хорошо натренированная слуховая память[2]. Его исследование показало, что пространственная ориентировка в процессе обучения игре на фортепиано и овладение не только клавиатурой, но и пространством над ней основывается на слуходвигательных связях, на умении “предслышать” внутренним ухом звук, соответствующий клавише. Роль слухового анализатора при этом – ведущая, так как слуховые восприятия и представления являются источником взаимодействия и центральным звеном в слуходвигательных связях.
Однако под влиянием шума и длительного звукового воздействия может проявляться усталость слухового анализатора, развиться тугоухость. А. Дашкявичюс, исследуя состояние слуховой функции инвалидов по зрению, показал, что у 32,5% слепых, работающих в шумных условиях, имеет место ухудшение слуха. При этом малейшее снижение слуха резко сказывается на приспособлении слепых к окружающему миру[3].
Источник
Физиология слуха и вкуса у слепых. Шестое чувство слепогоРяд исследователей не отметили у слепых физиологического утончения слуховых восприятий по сравнению со зрячими и даже обнаружили у них затруднения в локализации звуков в пространстве [Runz М., Зимкина А. М.]. По-видимому, у некоторых слепых слух не получает особенного развития, однако тонкие исследования многих авторов и самоописания слепых дают основания полагать, что в большинстве случаев слепота стимулирует развитие слуха. Если к этому же прилагаются и усилия педагогов, то у значительной части слепых слуховые восприятия могут достичь высокой степени совершенства. Имеются многочисленные наблюдения, свидетельствующие об остром обонянии у слепых. Несомненно также, что слепым приходится пользоваться обонянием чаще, чем зрячим. Морис де ла Сизеранн в книге «Слепец о слепых» пишет: «Алкоголь, вино, кофе, пирожные, мыло, туалетная вода, шерстяные ткани, меховые вещи, кожа перчаток, особенно если она согревается солнцем или теплом комнаты, — все это дает характерные запахи… Точно так же и предметы, с которыми человек обычно имеет дело, — дерево, железо, медь, масляные краски, фармацевтические средства; столяр, слесарь, портной, маляр, наборщик, фармацевт — каждый является носителем особого запаха. Платья очень быстро пропитываются атмосферою, в которой живет человек; затхлый воздух конторы, пары кухни, запахи различных эссенций в малярной мастерской переносятся вместе с платьями их обитателей. А люди, которые носят резиновые накидки или платья из толстого черного драпа и т. д. Все эти вещества создают целый агрегат ощущений, целую обонятельную гамму, то привлекательную, то безразличную, то неприятную, но которая, во всяком случае, помогает отличить, характеризовать людей, даже если не видишь их». Исследования, связанные с особенностями вкусовой чувствительности, очень немногочисленны. Естественно ожидать некоторое изощрение вкусовой чувствительности у слепых, однако это обусловлено индивидуально-биологическими особенностями и профессионально-трудовой деятельностью индивида. Известный советский тифлопедагог М. И. Земцова пишет, что отсутствие зрения не влечет за собой изменения элементарной функции (осязания, слуха, обоняния); их пороги раздражения не выше, чем у зрячих; но они достигают высокой степени дифференцированности. Более трех столетий многие исследователи обращали внимание на удивительную способность слепых ощущать предметы на расстоянии. Этому свойству условно был дан термин «шестое чувство», или «чувство приближения», «чувство пространства», «лицевое зрение». До настоящего времени достаточно полной трактовки этого феномена нет. В 1669 г. Франсуа де ла Мот ле Вейс описал шестое чувство у двух слепых при приближении к стене. Более подробно об этой особенности слепых сообщил Леви в 1872 г., сам ослепший в раннем детстве. Он пишет: «Хотя совершенно слепой, я могу сказать как у себя дома, так и на открытом воздухе, как на ходу, так и стоя, нахожусь ли я пред каким-нибудь предметом, и могу узнать, велик ли последний или мал, узок или широк. Точно так же я могу определить, изолирован ли этот предмет или преграда непрерывная, компактная ли эта преграда или с просветом, и часто я различаю, находится ли предо мною деревянный забор, кирпичная стена или живая изгородь. Я обыкновенно не могу распознать предметов, если они значительно ниже моего плеча, но бывают и исключения. Это может зависеть от природы этих предметов или от ненормального состояния атмосферы. Кажется, что предметы ощущаются непосредственно кожей лица и что впечатление от них передается прямо в мозг. Лицо есть единственная часть моего тела, обладающая этим свойством. Ни одно из пяти чувств не имеет никакого отношения к описанной способности, и вышеизложенное ведет меня к названию этого чувства, еще не изученного, лицевым восприятием». По поводу этого феномена было высказано несколько гипотез. Одной из самых распространенных и, казалось бы, естественных является сохранность остатков зрения в виде способности отличать свет от тьмм. В пользу этого может свидетельствовать ощущение предметов крупного размера при приближении к ним. Однако у слепых, сохранивших слабые остатки зрения, шестое чувство слабо развито, и при полной темноте они чаще, чем абсолютно слепые, натыкаются на препятствия. Вторая гипотеза — чувство расстояния — обусловлено слуховыми ощущениями. Известно, что слепые легче определяют приближение к препятствиям при полной тишине, чем при множестве посторонних звуков. В результате многочисленных экспериментов было высказано предположение, что шестое чувство является результатом восприятии отраженных звуковых волн, производимых шумом собственных шагов при движении, от впереди находящеюся предмета. В то же время большинство слепых воспринимают находящийся впереди предмет и в том случае, если спокойно стоят перед ним. Против гипотезы слухового ощущения говорит тот факт, что слепые считают органом восприятия отдаленных предметов кожу лица. Часто они заявляют: «Чувствую предмет лицом, но как — сказать не могу». Полное исключение органа слуха (затыкание ушей смоченной ватой и прижатие их пальцами) не способствовало устранению чувства предмета. При приближении предметов сзади или сверху к обследуемому, находящему в покое, шестое чувство не проявлялось. А. Л. Крогиус полагает, что шестое чувство возникает в результате восприятий тактильных ощущений колебания воздушного столба и теплового излучения. В более поздних исследованиях появление шестого чувства объяснялось за счет действия комплекса факторов: слуховых, кинестетических, тактильных, температурных. Заслуживают внимания исследования, проведенные под руководством И. С. Беритова. В результате исследований авторы пришли к заключению, что в основе шестого чувства лежит восприятие подпороговых раздражений слухового анализатора, что является условным сигналом для сокращения кожных мышц лица и воспринимается слепыми как «чувство предметов лицом». Авторы показали, что способность ощущать предметы на расстоянии свойственна и животным, по их мнению, эта способность относится к группе оборонительных рефлексов. В. А. Гиляровский к этой же группе рефлексов относил «чувство присутствия», якобы развивающееся у многих слепых в качестве своеобразной компенсации отсутствия зрения. Высказались и другие точки зрения, но они лишены достаточно убедительной биолого-физиологической основы. – Также рекомендуем “Пространственное представление, внимание, память и мышление у слепого” Оглавление темы “Психология глухих и слепых”: |
Источник