Развитие слуха у глухого ребенка

Развитие слуха у глухого ребенка thumbnail

Важное значение имеет, родился ли малыш уже с нарушением слуха или же потерял слух после травмы или болезни. Но в развитие детей с нарушениями слухалюбом случае существуют особенности психического развития глухого ребенка. Один из способов восприятия мира нарушен, значит, организм начинает искать возможность компенсировать это.

Например, глухие дети очень подвижные, так как это помогает им исследовать мир вокруг, понимать свойства предметов. Для детей важно иметь возможность учиться, развиваться, заниматься любимым делом. Ограничивать их в самостоятельности нельзя. Гиперопека родителей может серьезно навредить малышу – его личность должна развиваться без давления комплексов.

Ограничивая малыша, ограждая его от простых детских обязанностей, родители формируют негативные качества его характера.

Сегодня существует много возможностей для таких детей: образование, общение, игры, развлечения. Это позволяет им не воспринимать свои особенности как что-то резко негативное.

Нарушения слуха

Особенности развития зависят от того, какова причина появления глухоты:

  • наследственная (родители глухие или слабослышащие);
  • дефект внутриутробного развития;
  • родовая травма;
  • болезни, перенесенные во младенческом, грудничковом, раннем, школьном возрасте.

В любом случае таких детей можно обучать, развивать и учить развитие детей с нарушениями слухабыть самостоятельными. Глухие люди успешно учатся, работают и создают семьи. Они занимаются профессиональным спортом, творчеством, музыкой. Сегодня практически нет серьезных ограничений для дееспособности человека с нарушением слуха. Конечно, если оно не идет в комплексе с другими проблемами:

  • слепотой;
  • потерей речи;
  • нарушением активности;
  • умственной отсталостью.

Различают нарушения слуха разной степени тяжести: от легких до полной глухоты. Люди, которые находятся посередине данной градации, слабослышащие. Их способность слышать потеряна лишь частично. Все зависит развитие детей с нарушениями слухаот того, какова причина нарушения. В некоторых случаях может помочь операция, терапия, слуховой аппарат. В других, к сожалению, слух будут медленно ухудшаться.

Сегодня большой популярностью пользуются альвеолярные импланты, который могут помочь мозгу наладить связь с ухом. Даже тем, кто глух от рождения, они часто помогают. Конечно, каждый случай рассматривается врачами отдельно. Эта операция не самая простая, но она помогла начать слышать уже многим детям и взрослым.

Снижение или потеря слуха у грудного ребенка

К сожалению, выявить отсутствие или снижение слуха можно не сразу. Некоторые мамы первое время вообще не замечают, что с ребенком что-то не так.

Дело в том, что родившийся малыш будет кричать, плакать, как и все другие развитие детей с нарушениями слухадетки. У него начнется фаза гуления с 2-3 месяцев, а с 5-6 месяцев он будет лепетать. Все это благодаря естественному моторному развитию.Тут важны отличия в интонациях. Плач глухого малыша однообразен, безэмоционален.

Обычно только к 10 месяцам удается точно понять, что кроха не слышит. Этот этап психологического развития у других детей проходит в попытках активного общения. Дети без проблем со слухом проходят его, учась «перекличке». Мама зовет малыша – он отвечает ей криком особой тональности. А глухой младенец более отстранен, не реагирует на звук голоса матери.

Обучение ребенка

Важно учитывать 4 момента для определения развития и планирования обучения малыша:

  • насколько сильно снижен слух, есть ли зависимость между снижением слуха и дефектом речи;
  • чем раньше появилось нарушение слуха, тем тяжелее проблемы с речью;
  • была ли ему оказана помощь, были ли обследования, следуют ли родители советам врача или нет;
  • уровень психического развития к младшему или дошкольному возрасту.

Учиться в обычной школе такой малыш не сможет, поэтому для детей с нарушением слуха предусмотрены специальные учебные заведения.

Сурдологический кабинет

Дети от 0 до 18 лет с разной степенью глухоты посещают сурдологический кабинет. Врач направляет малыша к сурдологу для:

  • уточнения диагноза, формирования плана лечения;развитие детей с нарушениями слуха
  • принятия решения, можно ли повести операцию по сохранению или восстановлению слуха;
  • подбора учебного заведения и программы для детей со сниженным слухом или глухотой.

Здесь же сурдолог проконсультирует родителей. Для многих родителей такой диагноз ребенка — шок. Они просто не знают, как быть, к кому идти за помощью, их пугают некоторые особенности поведения малыша. Правильные отношение детей с родителями важны для их психического развития.

Необходимость обучения

Если у малыша сохранен или даже немного снижен школа для детей с нарушением слухаинтеллект, то его можно и нужно обучать. Это стимулирует нормальное психологическое развитие ребенка. Если не учить даже здорового малыша, это приведет к серьезным изменениям его психики, личности. Что уж говорить о детях с дефектами восприятия! Конечно, обучение проводят специальные педагоги-дефектологи, а не обычные учителя. Школа для малышей с нарушением слуха устроена не так, как обычная:

  • небольшие классы (4-6 человек);
  • учитель и несколько помощников (каждому малышу нужно внимание, помощь при разъяснении материала);
  • специальное оборудование для работы;
  • специальные учебные пособия.

Как и другие, эти школы делятся на начальное, среднее и старшее отделения. Основная нагрузка начальной школы — обучение речи. Тут идут в ход разные речевые методики. У детей с нарушением слуха большая проблема с воспроизведением, артикуляцией. Чем легче дефект, чем позднее он появился, тем проще научить малыша говорить. школа для детей с нарушением слухаЗдесь же учат языку жестов, азбуке глухих. Это дает детям возможность общаться между собой, вести нормальные дружеские беседы.

Последующее обучение в школе позволяет развивать навык устной речи, расширять словарный запас ребенка. Особенности такого образования в том, что его нельзя проводить по обычным учебным планам. Министерство образования разработало специальные планы и пособия. Но уже в старшей школе есть возможность учить детей по обычной программе. После завершения школы молодой человек получает аттестат – он прошел полный курс среднего образования. Возможно и дальнейшее обучение для получения специальности.

Психическое развитие

Особенности восприятия мира влияют на развитие психики малыша. И чем сильнее глухота, тем больше это влияние. развитие детей с нарушением слухаОчень часто родителям советуют вместе с ребенком посещать детского психолога. Это помогает ему избавиться от многих комплексов и пересмотреть свое поведение.

Для малышей с нарушением слуха определяющим фактором является, было ли это нарушение врожденным или приобретенным. Если малыш потерял слух полностью или частично, ему бывает очень тяжело адаптироваться к новым условиям жизни. Все меняется:

  • часто друзья отворачиваются от него;
  • нельзя ходить в свой садик или продолжать учебу в обычной школе;
  • многие любимые дела приходится забросить.

Конечно, нельзя оставлять сейчас малыша или подростка один на один с проблемой. Чтобы не случилось кризиса развитие детей с нарушением слухапсихического развития, родители должны быть рядом и оказывать поддержку. Точно не стоит постоянно указывать детям на их проблему, ограждать от обычной детской активности.

Если малыш с потерей слуха уходит в себя, это губительно для правильного психического развития. Лучше всего в таком случае проконсультироваться у врача, специалиста по работе с детьми с такими проблемами. Поддержка ребенку нужна будет не только в особой школе, но и дома.

Личность

Многое зависит от того, в какой среде воспитывается человек. Родители могут заложить две совершенно противоположные установки:

  • малыш понимает суть своего дефекта, осознает, что путь его развития будет не таким, как у других детей. Но он знает, что с помощью родителей, друзей, родственников, учителей он сможет реализовать свои возможности. Тут не только адаптация в мире, учеба, но и творчество, спорт, общественная деятельность;
  • малыш понимает, что он не такой как другие, у него есть серьезный дефект. Эта особенность воспринимается как негативная, ограничивающая его возможности. Он не сможет занять в мире какое-то достойное место, всегда будет нуждаться в помощи других.

Разница огромная. Развитие личности происходит у всех детей (с сохраненным интеллектом) вне зависимости от того, развитие детей с нарушением слухаслышат они или нет. Это лишь один из органов чувств. Если у малыша сохранилось зрение, вкусовые ощущения, обоняние, возможность двигаться, то он может вполне успешно развиваться.

С нарушением слуха связаны некоторые личностные особенности, но это никак не делает человека «второсортным», ненужным, бесполезным. Главное, чтобы у него была возможность общаться, так как это один из определяющих факторов развития личности.

Негативные последствия гиперопеки

Другой важный фактор — самостоятельная деятельность, независимость (хотя бы частичная), наличие ответственности. С физической точки зрения потеря слуха не ограничивает человека так сильно, как, например, слепота.

Детей нужно обязательно учить заботиться о себе – тут они мало чем отличаются от здоровых детей.

Глухой или слабослышащий ребенок вполне может заниматься собственной гигиеной, одеваться, кушать сам, играть, иметь какие-то домашние обязанности. Губительным для личностного развития было бы ограничение его в этих простых действиях.

Некоторые родители из самых благих побуждений пытаютсядети с нарушеним слуха оградить глухого ребенка от какой-то домашней работы, сложностей в учебе, проблем с другими детьми. Это негативно отражается на развитии личности, собственного и общественного «я». Установка, при которой дети чувствуют себя зависимыми, ограниченными, ведет к формированию очень опасных для личности качеств:

  • неадекватное возрасту поведение;
  • претензии к здоровым детям;
  • мысль, что «все мне должны»;
  • постоянная потребность в помощи взрослого;
  • эгоистичное поведение;
  • отсутствие воли.

Такое обращение с ребенком делает его инвалидом тогда, когда он им не является. Часто гиперопека родителей по отношению к детям с нарушением слуха тормозит их развитие, ведет к инфантилизму.

Эмоции

Дети с нарушением слуха проявляют меньший спектр эмоций. У них преобладает раздражительность, нетерпение. Они легко впадают в гнев. Это связано с невозможностью получать слухинормальную обратную связь от мира. Очень многое зависит от нашего голоса – так мы показываем мелкие нюансы настроения, шутки, сарказм. Если человек не слышит, он лишен возможности это понимать. С эмоциональной точки зрения, для глухих и слабослышащих детей, мир лишен многих красок.

При правильной работе с ребенком многие нюансы эмоционального поведения можно исправить. Очень важно, чтобы у таких малышей была возможность общаться друг с другом и со здоровыми детьми. Это помогает им учиться. Оставить его дружить и заниматься вместе только со слабослышащими и глухими – для эмоционального развития это будет очень вредно. Ведь дети копируют поведение другдети с нарушеним слуха друга, учатся, общаясь с другими. Так, от здоровых детей малыш с нарушением слуха получит навыки мимического выражения многих эмоций.

Опять же важно нормальное общение с родителями. Они — первые люди, которых увидит малыш. Он научится их улыбкам, будет лучше понимать, как реагирует на то или иное событие мама или папа. Не стоит ограждать кроху от обычных детских развлечений: походов в музеи, зоопарки, парки, совместных поездок. Это помогает ему получать позитивные эмоции. Так он не будет считать, что чем-то сильно отличается от других. Как и обычным детям, ему нужны радость, восторг, удивление – словом, самые разные впечатления.

Важность движения

Глухота или частичная потеря слуха могут серьезно повлиять на координацию движения. Обычно для таких людей характерно следующее:

  • шаркающая походка;
  • проблемы с координацией и ориентацией;
  • они часто падают;
  • плохо ощущают свое тело в пространстве.

У детей с проблемным слухом отмечается высокая двигательная активность. Даже несмотря на то, что малыш может часто падать, спотыкаться, он дети с нарушеним слухаочень подвижный. Это компенсация организма – еще один способ познавать мир. Так активизируется использование всех остальных, непострадавших видов восприятия. Часто бывает так, что малыш гиперактивен, но после быстро устает, нуждается в длительном дневном сне. Ничего страшного – его активность полезна для психического развития.

Если нет противопоказаний от врача, малышу можно попробовать себя в каком-то виде спорта. Существуют специальные секции для таких детей. Спорт поможет им преодолеть проблемы с координацией. Например, из-за особенности восприятия звуков как вибраций они могут хорошо танцевать.

Возможности музыкального развития

Многие дети со снижением слуха стали успешными музыкантами. Тут нет ничего удивительного. Их ограниченная способность слышать тут может стать вдруг очень полезной:

  • аудиограмма не влияет на звуковое восприятие;
  • развита вибрационная чувствительность;
  • легче улавливают ритм.

Не каждый ребенок может заниматься музыкой – это относится и к глухим детям. Зато, если есть дети с нарушеним слухапредрасположенность, ее можно использовать. Такая реализация своих способностей благоприятна для психического развития. Кроме того, можно научить малыша играть на музыкальном инструменте. Особенности восприятия звуков помогают им удерживать такт, ритм, не отвлекаться на посторонние звуки. Некоторые глухие музыканты отмечают, что их восприятие музыки совершенно особенное. Они ее «чувствуют» пальцами, телом, а не ушами.

Социальные возможности детей с нарушением слуха

Школой и кружками социальная жизнь таких детей не заканчивается. У них масса возможностей. Сегодня большинство музеев оборудовано программами помощи дети с нарушеним слухалюдям со сниженным слухом, проводятся экскурсии на языке глухих. Существуют всевозможные программы адаптации детей, а потом и взрослых людей. Возможно дальнейшее обучения по выбранным профессиям. Причем это не только профессиональное, но и высшее образование.

Родителям обязательно нужно узнать обо всех возможностях для детей. Чем активнее будет их жизнь, тем больше психологического комфорта испытывают дети. Равные возможности позволяют им забыть о своем недуге и вести нормальную жизнь в обществе.

Обязательно изучите язык жестов

Детям нужно изучить язык жестов: это заметно облегчит их жизнь и общение. Но родителям тоже придется его выучить, чтобы общаться со своим ребенком. Это не так сложно, как может показаться. Он состоит из дактилологической азбуки (каждая буква обозначена жестом) и жестов-слов. Так, например, одним жестом можно дети с нарушеним слухасказать «спасибо», «извини», «я тебя люблю».

Конечно, необходимо выучить эту азбуку еще и потому, что глухие и слабослышащие много времени будут проводить вместе. Это общение в школе, дружба. Многие из них заводят семьи и совершенно не чувствуют себя какими-то не такими в нашем обществе. Единый язык общения помогает почувствовать психологическую причастность к огромной группе людей. Для правильного развития психики это необходимо. Так малыш не будет одиноким или покинутым, сможет иметь друзей и точно такие же отношения, как любой из слышащих.

Следите за состоянием здоровья ребенка

Часто врожденная глухота — следствие особенности развития органов слуха или системы лор-органов (уши, горло, носоглотка). Из-за этого носоглотка страдает сильнее всего. У детей отмечаются частые отиты, воспаление аденоидов даже после простой простуды. Для них горло — особо чувствительная зона. Голосовые связки тоже сильно страдают. Малыш пытается говорить, но не может соизмерять громкость, часто кричит.

Родителям дети с нарушеним слухасоветуют хорошо следить за тем, чтобы малыши не простужались. По возможности давать им витамины, поддерживать иммунитет. Если в детстве будут серьезные проблемы с горлом, это скажется на качестве обучения. А ведь развить речь для такого малыша очень важно. Если сильно пострадают голосовые связки и носоглотка, то речевая функция может быть потеряна.

Врач пропишет вам специальные смягчающие ингаляции, полоскания. Особенно следует обратить внимание на то, как ребенок спит. Малыши часто спят с открытым ртом – от этого простужаются или пересушивают горло. Можно поставить в детской комнате аппарат, нормализующий влажность воздуха – так получится избежать пересушивания горла ночью.

Источник

Причины нарушения слуха у детей

Причины нарушения слуха у ребенка могут быть врожденными или приобретенными, возможны и сочетания различных факторов. Рассмотрим основные причины снижения слуха у детей.

Генетика

40% случаев снижения слуха в детстве происходит из-за генетической предрасположенности. Также потерю слуха может спровоцировать врожденный порок развития уха или слухового нерва. Обратите особое внимание на слух малыша, если он был рожден с недостатком веса, испытывал кислородное голодание, родился недоношенным или перенес желтуху в первые дни после рождения.

Инфекции

Если мать, будучи беременной, переболеет цитомегаловирусом или краснухой, то это может повлечь за собой нарушение развития органа слуха у плода. Если ребенок заболеет свинкой или корью, то слух также может пострадать. Отиты – особенно опасное заболевание в детстве. Если вы не долечили, например, насморк у ребенка, болезнь может добраться до ушей и привести к образованию нагноения и снижению слуха. Кроме того отит является опасным для жизни.

Неправильная гигиена

Специалисты по слуху призывают всех отказаться от использования ватных палочек в качестве инструмента для чистки ушей. Палочкой очень легко протолкнуть серу только глубже в ухо и даже повредить барабанную перепонку. Из-за скопления большого количества ушной серы образуются серные пробки, которые блокируют поступление звукового сигнала в среднее ухо. Для правильной гигиены уши достаточно регулярно мыть теплой водой.

Шумная обстановка

Берегите детей от шумных мест – и без того хрупкая система слуха может не выдержать постоянного шума и пострадать. Если ребенок использует наушники, научите его важным правилам обращения с ними: звук не должен быть громче 50%, а использование наушников должно быть ограничено одним часом в день.

Ототоксичные препараты

Некоторые сильнодействующие лекарства могут нарушить работу сенсорных клеток в среднем ухе. Такие препараты используются при лечении сложных заболеваний, например, малярии, туберкулеза и рака.

Признаки снижения слуха у детей

Проблема сниженного слуха чаще всего заметна не самому слабослышащему, а тем, кто с ним общается. В случае снижения слуха у ребенка это будет заметно в первую очередь его родителям.

Главный признак снижения слуха у ребенка до года – отсутствие реакции на громкие звуки. В норме ребенок должен реагировать (вздрагивать, плакать) после двух недель жизни, если этого не происходит, немедленно обратитесь к специалисту.

Если нарушение слуха произошло у ребенка старше года, то определить это уже проще. Ребенок не отзывается на свое имя, плохо ориентируется в пространстве по звукам, не слышит происходящего в соседней комнате и т.п.

Более старшие дети выпадают из разговора, отвечают невпопад, также не реагируют на свое имя и на зов издалека.

Классификация снижения слуха

  • I степень: обычно ребенок слышит хорошо, но начинаются проблемы при попадании в шумную акустическую ситуацию.
  • II степень: возникают проблемы с шепотной речью, даже если она звучит в тихой обстановке.
  • III степень: у ребенка серьезные проблемы с разборчивостью речи, даже если она звучит довольно громко.
  • IV степень: малыш слышит только то, что звучит совсем рядом с его ухом.

Страшнее четвертой степени тугоухости может быть только полная глухота.

Обратите внимание: тугоухость – это не временное количественное снижение возможности воспринимать звуки, а качественные необратимые изменения всей слуховой системы, которые неизбежно окажут свое влияние на развитие детской психики. Роль слуха в развитии человека очень велика.

Характеристика детей с нарушением слуха

Слабослышащие дети испытывают трудности не только с восприятием звуков, но и с процессом познания и с социальной адаптацией. Задача взрослых в этом случае – правильно расставить приоритеты и сделать все возможное, чтобы развитие ребенка проходило в нормальном ритме. Также взрослому необходимо знать об особенностях развития слабослышащих детей. Особенностями детей с нарушениями слуха являются особенности психического и умственного развития.

Особенности психического развития детей с нарушениями слуха

Если оставить без внимания нарушения слуха у детей в раннем возрасте, то можно столкнуться с вытекающей проблемой – недоразвитием речи и других функций: мышление, память, внимание. Этот тип развития называется дефицитарным.

В целом, психическое развитие детей с нарушениями слуха происходит по тем же законам, что и здоровых малышей, но происходит это значительно медленнее из-за ограниченности контактов с миром вокруг. Также психическая деятельность слабослышащего ребенка, как бы упрощается – теряются полутона, полумеры. Ребенку тяжелее связывать между собой различные явления, распознавать эмоции. Также отличительной чертой является нарушение речи у детей с нарушением слуха.

Особенности умственного развития детей с нарушениями слуха

Умственное развитие ребенка характеризуется развитием его внимания, памяти и мышления. Слабослышащие дети по результатам многочисленных исследований испытывают трудности при развитии всех этих показателей.

Особенности внимания

Дети с нарушением слуха одновременно воспринимают гораздо меньшее количество элементов, чем дети с нормой слуха. Особенно ярко это проявляется на уроках, когда необходимо, например, одновременно слушать учителя и писать в тетради. Также слабослышащему ребенку требуется значительно больше времени, чтобы переключиться с одного типа восприятия на другой, например, с чтения на слушание.

Особенности памяти

Дети с нормой слуха непроизвольно запоминают огромнейшее количество вещей при простом контакте с окружающим миром. У слабослышащего ребенка, как мы помним, такие контакты довольно сильно ограничены, поэтому запоминает он значительно меньше, хотя и способен на те же самые объемы, что и здоровый ребенок. У слабослышащих детей хорошо получается запоминать слова, тесно связанные со зрительными образами, и значительно хуже обстоят дела со словами, обозначающими звуковые или абстрактные явления.

Особенности мышления

Из-за ограниченности контактов с миром и социумом набор мыслительных инструментов ребенка с нарушением слуха не так широк. Он часто пытается, как бы открывать разные двери одним ключом. Ребенок может иметь сложности с вычленением главных и второстепенных деталей в рассказах или рисунках, выявлением неочевидных причинно-следственных связей. В целом, развитие мыслительных процессов будет в значительной мере замедленно.

Обучение детей с нарушением слуха – сложная задача. Ее решением должны заниматься и родители, и специалисты параллельно.

Диагностика нарушения слуха у детей

Своевременная диагностика – это важнейший этап в помощи слабослышащему ребенку. Чем раньше вы обнаружите проблему и начнете решать ее, тем быстрее и проще пройдет адаптация ребенка к жизни в социуме. Не ждите, пока ребенок замкнется в своем тихом одиноком мире.

Для определения состояния слуха у детей существует несколько методов.

В России самую первую проверку слуха должны провести в роддоме. Называется она «аудиоскриннинг» – это объективный метод исследования, который показывает наличие нарушений. Этот тип диагностики может проводиться, даже если ребенок спит. Для детей постарше диагностику должен проводить специалист сурдоакустик, лор, аудиолог или сурдолог. Это может быть игровая или речевая аудиометрия. Для детей с 12 лет допустимо проводить тональную пороговую аудиометрию.

Лечение нарушений слуха у детей

Как и у взрослых, лечение тугоухости будет зависеть от ее вида. Тугоухость бывает нейросенсорной и кондуктивной. И, если кондуктивная тугоухость по большей части успешно поддается медикаментозному или хирургическому лечению, то с нейросенсорной тугоухостью все не так просто. Шанс на восстановление слуха может быть только у тех, кто незамедлительно обратился за помощью к специалистам. Однако большая часть случаев тугоухости может быть скорректирована при помощи слухопротезирования.

Исправникова Олеся Владимировна

Обладатель диплома МГПУ по специальности «Сурдоакустик». Специалист по слуху «Аудионика» с 2016 года

Читайте статью на нашем сайте – https://audionika.ru/info/snizhenie-slukha/deti-s-narusheniem-slukha-osobennosti.html

Источник