Развитие слуха ребенка 2 лет

Алла Богданова
Развитие фонематического слуха у детей 2–3-х лет

Развитие фонематического слуха у детей 2-3-х лет.

“Плохо говорит. “, “Не произносит шипящие звуки. “, “Во рту будто каша”, “Пропускает звуки, слоги”, “Заменяет многие звуки речи

другими” – типичные жалобы, с которыми родители приходят к логопеду. На первый взгляд кажется, что эти речевые трудности имеют мало

общего. Однако причина у них одна, и носит она фонематический характер.

Уже к трем годам дети имеют достаточно большой объем слуховых впечатлений, но они еще не умеют управлять своим слухом:

прислушиваться, сравнивать, оценивать звуки по силе, тембру, характеру, ритмической структуре. Способность слушать и понимать звуки –

назовем ее “речевой слух” – не возникает сама собой даже при наличии острого природного слуха: ее нужно целенаправленно развивать.

Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. У

детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном

проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки

фонем.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть

умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Следовательно, успешное обучение чтению и письму предполагает как обязательное условие формирования фонематического

восприятия и развитие навыков звукового анализа.

Фонематический слухвключает в себя 3 речевые операции:

• способность слышать есть данный звук в слове или нет;

• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и

процесс развития восприятия звуков речи.

Развитие произносительной стороны речи берёт начало от первых голосовых проявлений (крик и лепет). Однако средством общения язык

начинает служить с появления первых слов (к одному году).

К двум годам произношение ещёнесовершенно: нечётко произносятся многие звуки, смягчаются согласные звуки, неточно передаётся

слоговая структура слов.

К трём годам сохраняется несовершенство произнесения многосложных слов, наблюдаются частые замены звуков, сокращения слов,

пропуски слогов.

Возрастные нормы развития фонематического слуха.

Первый год жизни – уже на третьей неделе жизни младенец должен проявлять внимание к резким звукам, а в два месяца начинать

прислушиваться и к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом заинтересовавший его источник звука,

реагирует на него улыбкой, с удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, лепетать, к полугоду

различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто употребляемые

слова.

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь ребенка ещё далека от совершенства, он

уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух, неверно произнесенный звук

в речи взрослого, но собственное произношение пока ещё не контролирует. Самое главное и очень важное достижение третьего года жизни

– возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического

восприятия не сформируется к трем годам, то малыш, не сможет овладеть правильным звукопроизношением. Дети с хорошим

фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с

недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут

отдифференцировать близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково,например: сами-сани, почка-бочка,

лиса (животное) – леса (мн. число слова лес).

Если у ребёнка нарушена моторика артикуляционного аппарата и фонематическое восприятие, то тяжело будет формироваться

звукопроизношение, процесс чтения и будут наблюдаться многочисленные ошибки на письме, и поэтому ему необходимы специальные

коррекционные занятия.

Поэтому так важно своевременно начать работу по развитию фонематического слуха. Условно её можно разделить на шесть этапов.

1. Этап. Узнавание неречевых звуков. Дети учатся на слух дифференцировать шум ветра, гудок машины, крик, звон колокольчика и т. д.

2. Этап. Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе, тембру голоса. В ходе игр дети учатся различать друг

друга по голосу, подражают низким и высоким голосам животных.

3. Этап. Умение различать слова, близкие по звуковому составу. Взрослый произносит какое-нибудь слово (например, вагон) то правильно,

то неправильно («фагон, вакон»). Если произносит неправильно дети хлопают в ладоши.

4. Этап. Умение различать слоги. Например, игра «определи лишний слог» (на-на-на-па, ка-га-ка).

5. Этап. Умение различать фонемы (звуки) родного языка. Начинать следует с дифференциации гласных звуков. Дети соотносят звук

с определённой картинкой (А-А-А-плачет девочка). Аналогичным образом производится работа по дифференциации согласных звуков.

6. Этап. Звуко-буквенный анализ

Рассмотрим развитие фонематического слуха в соответствие с детским возрастом – 3 года.

Этапы работы. Формирование слухового восприятия (внимания и памяти)

1. Привлечение внимания к звучащему предмету.

2. Формирование ориентировочно-поисковой и эмоциональной реакции на звучание предметов, голосов ближнего окружения.

3. Знакомство с характером звучащих предметов.

Читайте также:  На что обратить внимание при развитии ребенка

4. Определение места звучащего предмета в пространстве. (Впереди, сзади, справа, слева, близко, далеко).

5. Изменение места звучащего предмета.

6. Определение говорящего по характеру звучащей речи. (Дифференциация мужского и женского голосов, ласкового и строгого тона,

вопросительной и повествовательной интонации).

7. Различение неречевых звуков. (Транспортные шумы, подзывы животных, звукоподражания голосам животных, птиц, насекомых, шум

предметов, музыкальные инструменты, эмоциональные восклицания).

8. Дифференциация двух звучащих игрушек, различных по характеру звучания.

9. Дифференциация трёх звучащих игрушек, различных по характеру звучания.

10.Воспроизведение звучания двух предметов в заданной последовательности: с опорой на зрительный анализатор, без опоры.

11. Определение последовательности звучания трёх предметов, далёких по звучанию.

Шаг первый:

Узнаем неречевые звуки.

Начинать слуховые тренировки нужно с развития способности различать и узнавать звуки, не относящиеся к речи. Можно предложить

ребенку послушать звуки за окном: что шумит? (деревья); что гудит? (машина); кто кричит? (мальчик) и т. д.

Помогите малышу определить источник звука.

Игра “Громкие подсказки”. Взрослый прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен,

хлопки в ладоши и т. д.). Если малыш подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, – удары громкие, если он удаляется – тихие.

Поменяйтесь ролями, чтобы и малыш попробовал создавать звуки, ориентироваться в громкости и мощности звучания.

Игра “Где позвонили?” учит определять направление звука.

Игра “Узнай, что звенит (гремит?”. На столе несколько предметов (или звучащих игрушек). Предлагаем малышу внимательно послушать

и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или

гремит.Эту игру можно варьировать: увеличивать количество предметов, менять их.Можно узнавать по звукам и предметы обихода:

шуршание газеты, переливание воды, двигающийся стул и т. д.

Шаг второй:

Различаем звуки, слова и фразы по тембру, силе и высоте голоса

Игра “Узнай, кто позвал”. Эту игру хорошо проводить, когда вся семья дома. Ребенок стоит спиной к вам, кто-то из родных или гостей

называет его имя. Малыш узнает человека по голосу и подходит к нему.

Игра “Близко – далеко”. Взрослый издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) – далеко (тихо) или близко

(громко).Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом).

Сказка “Три медведя”. Меняя высоту голоса, попросить малыша отгадать,кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья

Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть покажет

изображение на картинке. Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, попросите его самого произнести одну из фраз за

медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

Игра “Узнай по голосу”. Перед ребенком картинки с изображением домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, овцы и

ягненка и т. п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова, то высоким (теленок). Малыш, ориентируясь на

качество и высоту звука одновременно, находит соответствующую картинку (например, изображение коровы или теленка).

Шаг третий:

Различаем близкие по звучанию слова

Игра “Правильно-неправильно”. Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано,например:

“Вагон”.Затем объясняет: “Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь – хлопни

в ладоши. Вагон – вакон – фагон – вагон – факон – вагом” и т. д. Вначале давайте слова, легкие по звуковому составу, затем – более сложные.

Игра “Слушай и выбирай”. Перед ребенком картинки с предметами,названия которых близки по звучанию:

рак – лак, мак – бак

сок – сук

дом- ком, лом- сом

коза – коса

лужи – лыжи

мишка – мышка, миска и т. д.

Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в

названном порядке.

Игра “Доскажи словечко”. Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово,которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка –

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Зовут его. (белка).

Ты не бойся – это гусь,

Я сама его. (боюсь).

Грязнулю всегда

Выручает. (вода).

В дом войти боится вол:

– Подо мной прогнется. (пол).

Свистнул чижик:

– Фью, фью, фью!

Я с утра росинки. (пью)

Шаг четвертый:

Различаем слоги.

К четвертой ступени ребенок уже подготовлен к тому, чтобы учиться различать слоги.Самые легкие для произнесения ребенком звуки: ф, в,

п, б, н, поэтому и начинать различать слоги лучше с элементарных комбинаций, включающих именно эти звуки. Например, вы произносите

ряд слогов, меняя последний, а малыш говорит, что лишнее (па-па-па-ба). Можно усложнять игру, вводя ошибочные слоги в середину или

начало, изменяя гласные буквы (ба-ба-бо-ба, га-ка-ка-ка).

Игра “Одинаковые или разные”. Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то

же, либо произносит противоположный. Задача малыша угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Слоги надо подбирать те,

которые малыш уже способен повторить правильно. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом,

что прекрасно тренирует слуховой анализатор.

Чистоговорки. Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог.

Ба-бо-ба – у дороги два стол. (ба).

Читайте также:  Роль культуры в развитии личности ребенка

За-зу-за – уходи домой, ко. (за).

Ти-ди-ти – на Луну ле. (ти).

Де-де-те – сядем в темно. (те).

Лю-лу-лю – лук зеленый я по. (лю).

Фе-ве-фе – посижу я на со. (фе).

Постепенно в течение этого периода ребенок должен овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие

и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

Шаг пятый:

Различаем фонемы.

На этом этапе ребенок учится различать фонемы (звуки родного языка). Начинать надо обязательно с различения гласных звуков.

Игра “Угадай-ка”. У малыша картинки с изображением волка, младенца, птички.Взрослый объясняет: “Волк воет: у-у-у”, “Младенец

плачет: а-а-а”, “Птичка поет: и-и-и”. Просим малыша поднять картинку, соответствующую произносимому взрослым звуку.

Аналогично учимся различать согласные звуки.

Игра “Звук заблудился”.Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:

Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

Сели в ложку (лодку) и – айда!

По реке туда-сюда.

Мишка плачет и ревет:

Просит пчел, чтоб дали лед (мед).

Доски на гору везем,

Будем строить новый ком (дом).

Предлагаемые игры не требуют пунктуального выполнения, скорее это тема для свободной игровой импровизации.

Источник

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов: “ апиед “ вместо –  велосипед), неправильное ударение и пр.

На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие — крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами. Такие упражнения помогают развивать у детей младшего дошкольного возраста слуховое восприятие, слуховое внимание и память и это  является базой  развития фонематического  слуха у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слов. Фонематический слух является одним из компонентов речевого слуха.

Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени: словарным запасом, грамматическим строем, тормозит  развитие связной речи, вызывает затруднения при дифференциации акустически близких звуков (В-Вь, Б-П, С-Ш). У детей с нарушенным фонематическим слухом с трудом формируются навыки звуко – слогового анализа и синтеза слова  (определение места, количества и последовательности звуков в словах), дети не могут подобрать слово с определенным звуком, с определенным количеством слогов и т. д.

Дети с хорошим фонематическим восприятием достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения  артикуляционного аппарата они не могу правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения.

Работу по формированию фонематического восприятия с детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется начинать с развития слухового внимания и памяти, используя игры  на развитие неречевого и  речевого слуха.

Предлагаемые ниже игры могут быть использованы для развития у детей слухового  внимания, правильного восприятия речи, для обучения малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить  одно-двух -, а также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо, воспроизводить звукоподражания.

Воспринимаемые ребенком слуховые сигналы сопровождаются показом игрушек, картинок так или иначе связанных  со слышанными звуками или выполнением действий при  которых слышны те или иные звуковые сигналы. Дети раннего возраста различают звуки:

— по способу воспроизведения (хлопки, притопы),

-по темпу (быстрые постукивания – «сильный дождь», медленные – «небольшой дождик»),

— по ритму (ритмичное звучание – «детки идут», сбитый ритм –  «лошадка скачет»)

— по силе звучания  (громкие звуки – «идет медведь», тихие —   «крадется кошка»).

Работа по формированию слухового восприятия, внимания  памяти проходит поэтапно:

  1. Нахождение и узнавание источника звука
  2. Способность к дифференцировке слуховых сигналов, где широко используются звучащие игрушки, погремушки, колокольчики, свистульки, металлофоны, барабаны, бубны и другие игрушки. Начинать работу надо с пар игрушек с резко контрастным звучанием.

Ребенок раннего возраста дифференцирует звучание игрушек, начиная с 2 – 3лет. Малыш показывает  что звучало,  при возможности называет игрушку, обязательно сам извлекает звуки  с помощью игрушки.

Играя  со звучащими игрушками, ребенок  учится различать звуки. По продолжительности звучания (долгие – короткие), по высоте звучания (высокие – низкие), по громкости (громкие – тихие). Так же ребенок учится передавать элементарный  ритмический  рисунок, темп, силу звучания.

Игра «А можешь ли ты?».

Цель: развивать навыки аудирования.

Описание: даем ребенку различные словесные задания – указания, начиная свою фразу словами: «А можешь ли ты… (два раза прыгнуть, подойти к столу, изобразить зайку и т. п.)».

Предложить ребенку поменяться ролями с воспитателем: теперь пусть ребенок предлагает воспитателю выполнить какое-либо задание в такой же форме.

Читайте также:  Как узнать отклонение в развитии ребенка

Игра «Внимание!».

Цель: развивать слуховое восприятие, внимание.

Игровой материал и наглядные пособия: мяч.

Описание: предлагаем ребенку поиграть в мяч. Ребенок совершает то или иное действие с мячом, после того как вы скажете: «Внимание!». Например: «Внимание! Кати мяч!», «Внимание! Кидай мяч!», «Внимание! Подбрось мяч вверх» и т. д.

Игра «Молоточек».

Цель: развивать слух, освоить категорию «громко – тихо».

Игровой материал и наглядные пособия: детский молоток.

Описание: предлагаем ребенку поиграть в «плотника». Дать ребенку молоток, объяснить, что сейчас он будет забивать маленькие гвозди, поэтому стучать надо тихо. Продемонстрировать. «А сейчас надо забить большой гвоздь – стучать надо сильно и громко». Отдать ребенку молоток, руководя игрой, повторять: «Маленькие гвозди, большой гвоздь».

Игра «Громко – тихо».

Цель: развивать слуховое восприятие, воображение.

Игровой материал и наглядные пособия: бубен.

Описание:  стучим в бубен, задавая различный темп и громкость звучания. Если стучим в бубен тихо, ребенок изображает «мышку», идущую мимо «кота» (воспитателя) на цыпочках. А если стучит громко, ребенок превращается в «слона» и идет, громко топая. Стучит быстро – ребенок бежит, стучит медленно – идет.

Игра «Угадай по голосу».

Цель: развивать внимание, слуховое восприятие.

Описание: для того чтобы играть в эту игру, понадобится помощь одного или нескольких взрослых (игру можно проводить с группой детей). Предложить ребенку закрыть глаза. Кто-нибудь из взрослых имитирует голос какого-либо животного (мычит, лает, мяукает). Ребенок должен угадать, чей голос он слышал.

Игра «Отвернись и угадай».

Цель: развивать слуховое восприятие.

Описание: взять карандаш и постучать вместе с ребенком по разным предметам: по столу, ножке стула, мячу, коробке, барабану и т. д. Предложить ребенку отвернуться и отгадать, по какому предмету стучали.

Поменяться ролями: ребенок стучит, а взрослый отгадывает.

Игра «Где я?».

Цель: развивать внимание, слуховое восприятие.

Игровой материал и наглядные пособия: бубен (колокольчик).

Описание: воспитатель предлагает ребенку закрыть глаза, отойти в сторону и постучать в бубен (позвонить в колокольчик). Ребенок, не открывая глаз, должен показать рукой то место, откуда исходит звук.

Игра «Ать-два!».

Цель: развивать чувство ритма.

Игровой материал и наглядные пособия: барабан.

Описание:  показываем ребенку, как можно маршировать под стук барабана, побуждая его повторять действия. Во время марша можно считать: «Раз-два, левый! Раз-два, правый!», стараясь, попадать под ритм шага ребенка.

Игра «Громкие прятки».

Цель: развивать слуховое восприятие, внимание.

Игровой материал и наглядные пособия: игрушка.

Описание:  прячем игрушку в комнате, и предлагает ребенку найти игрушку. Обговорить правила: если ребенок приближается к тому месту, где спрятана игрушка, вы хлопаете в ладоши громче. По мере отдаления от игрушки – хлопаете тише

Цели: учить различать громкие и тихие, а также характерные звуки; определять направление, откуда идет звук.

«Узнай по звуку»

Оборудование и материалы: игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (по выбору взрослого).

Описание игры. Ребенка посадить спиной к себе. Производить шумы и издавать звуки различными предметами: бросать на пол ложку, мяч, бумагу; ударять предметом о предмет, перелистывать книгу, рвать или мять бумагу и т.д. Если ребенок догадывается, чем произведен звук, он поднимает руку и, не оборачиваясь, сообщает об этом. За каждый правильный ответ наградить ребенка цветной фишкой или маленькой звездочкой.

«Кто внимательный?»

Оборудование и материалы: кукла, игрушечный мишка, машинка.

Описание игры. Игрушки положить на стол. Ребенка посадить на расстоянии 2 — 3 м от себя, предупредив: «Сейчас я буду давать тебе задания, говорить буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы все было слышно. Будь внимательней!»

Примерные задания:

• возьми мишку и посади в машину;

• возьми мишку из машины;

• посади в машину куклу;

• покатай куклу в машине.

Задания нужно давать краткие и простые, произносить их нужно тихо, но четко. Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти команды.

«Беги на носочках»

Оборудование и материалы: бубен.

Описание игры. Предложить ребенку выполнять движения соответственно звучанию бубна. Постучать в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно, под тихий звук ребенок идет на носочках, под громкий — полным шагом, под очень громкий — бежит.

«Где позвонили?»

Оборудование и материалы: звоночек.

Описание игры. Встать слева (справа, сзади) от ребенка (глаза у него закрыты) и позвонить в звоночек. Ребенок, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он указывает верно, констатировать: «Правильно!» Попросить ребенка открыть глаза, показать ему звоночек. Если ребенок ошибся, предложить ему отгадать еще раз. Игру повторяют 4—5 раз.

Примечание. Необходимо следить, чтобы ребенок во время игры не открывал глаза, а, указывая направления звука, повернулся лицом в ту сторону, откуда слышен звук. Звонить нужно не очень громко. 

«Мы топаем!»

Описание игры. Предложить ребенку совершать описываемые в песенке движения. Также можно воспользоваться музыкальными играми.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Качаем головой. (2 раза)

Мы ручки поднимаем,

Мы ручки отпускаем,

Мы ручки подаем

И бегаем кругом.

«Угадай, кто это?»

Оборудование и материалы: детские музыкальные инструменты (бубен, свистульки, дудочки).

Описание игры. Показать ребенку, как топает медведь под звуки барабана, как порхают птички под звуки свистульки, как летают комарики под звон колокольчиков. Затем по звучанию того или иного инструмента предложить ему угадать, кто пришел (прилетел), и изобразить этот персонаж.

Источник