Развитие словесной речи глухого и слабослышащего ребенка

Развитие словесной речи глухого и слабослышащего ребенка thumbnail

Библиографическое описание:

Яковлева, Е. А. Формирование словесной речи детей с нарушением слуха в процессе обучения / Е. А. Яковлева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 171-173. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1417/ (дата обращения: 02.12.2020).

Нормальное
функционирование слухового анализатора имеет огромное значение для
развития всех психических функций ребёнка, поскольку слуховой канал
является одним из основных источников получения сведений об
окружающем мире. Трудно переоценить роль устной речи как
универсального средства общения, познания окружающего мира. Известно,
что в жизни человеческого общества языку как средству общения
принадлежит ведущая роль. Общение – одна из наиболее
значительных сторон взаимодействия людей в процессе их деятельности.
Оно имеет прежде всего социальную природу. Для осуществления
полноценного общения необходима способность собеседников к обмену
информацией. Основная роль в общении отводится устной речи. Особенно
велика роль устного слова в процессе развития мышления ребёнка,
становления его личности. Овладение словом Л.С. Выготский называл
“речевым и интеллектуальным феноменом” [2, 45].

Устная речь с самого начала
формируется как средство коммуникации, так как дети обучаются общению
с окружающими в устной форме. В процессе овладения общением они
овладевают лексикой, грамматикой языка. Отсутствие слуха побуждает
проводить специальную работу в направлении обучения восприятию устной
речи и развитию навыка произношения [6]. Каждое из двух направлений
имеет свои задачи, содержащие методические приёмы достижения
результатов. Сложностью содержания обучения, признанием большого
значения устной речи в развитии детей объясняется выделение
значительного времени на этот раздел работы. На обучение устной речи
выделяется 3 часа в неделю из 8 часов, отводимых на русский язык в
подготовительном классе. Работа над устной речью продолжается на
индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и обучению
произношению (18 часов в неделю).

Организация специальных
упражнений по развитию слухового восприятия, а также мероприятия по
использованию слуховой функции составляют предмет так называемой
слуховой работы в школах І – ІІ вида [10]. Современная система
интенсивного развития слухового восприятия учащихся специальных
(коррекционных) образовательных учреждений І вида базируется на
следующих положениях:

нарушенная слуховая
функция, как и любая другая функция, развивается при постоянном
целенаправленном воздействии в определённых условиях; знание общих
закономерностей развития глухого ребёнка, использование в процессе
обучения пластичности его центральной нервной системы, – служат
важной предпосылкой для развития нарушенной слуховой функции в
условиях специального обучения;

учитывая
системность развития всех психических функций, их теснейшую
взаимосвязь, развитие речевого слуха у глухих школьников
осуществляется в условиях общего процесса их обучения и воспитания;
при этом происходит развитие всех форм словесной речи, прежде всего
устной, способности её восприятия и воспроизведения;

у большинства
глухих имеется неиспользованный слуховой резерв, который
активизируется при систематической слуховой тренировке (с
использованием электроакустической аппаратуры) и является основой для
развития речевого слуха;

речевой слух у
глухих развивается в неразрывной связи с усвоением словаря,
грамматического строя языка, формированием и коррекцией
произносительной стороны устной речи, совершенствованием всей
познавательной деятельности;

развитие речевого
слуха у детей носит поэтапный характер, уровень развития речевого
слуха у глухого ребёнка не всегда согласуется с состоянием его
тонального слуха, который является определяющим только на первом
этапе слуховой тренировки; основными факторами, обуславливающими
развитие речевого слуха, являются степень сформированности слуховой
функции, уровень общего и речевого развития, способность ученика к
семантической интерпретации поступающей речевой информации,
способность к моделированию высказывания по отдельным опознанным
признакам;

развивающаяся в
процессе специального обучения возможность восприятия глухими детьми
речи на слух создаёт полисенсорную основу для формирования, развития
и коррекции устной речи [4].

Основной
период характеризуется интенсивным развитием слухового
восприятия, формированием навыка восприятия глухими школьниками речи
на слух, активного использования развивающегося слухового восприятия
при формировании их устной речи. В этот период оказывается возможным
благодаря длительной слуховой тренировке с использованием
звукоусиливающей аппаратуры в определённой степени компенсировать
нарушенное слуховое восприятие. В результате у глухого школьника
накапливается определённый слуховой словарь, которым он активно
пользуется в речевой практике. При этом важным является формирование
чётких дифференцированных образов слов при активной опоре на
развивающееся слуховое восприятие, которые способствуют формированию
у глухих слухо-речевой системы, основанной на неразрывной связи
слухового восприятия и речедвигательных механизмов [2].

На фронтальных занятиях в
слуховом кабинете дети учатся воспринимать неречевые и музыкальные
звуки (бытовые шумы, голоса птиц и животных, уличные шумы, звуки
природы, звуки музыкальных инструментов и игрушек и т.п.), различать
речь и пение и т.д. Учитель-дефектолог слухового кабинета проводит
фронтальные (на первом и втором годах обучения) и индивидуальные
занятия с учащимися, а также методическую работу с учителями по
вопросам развития нарушенной слуховой функции, формирования устной
речи у учеников [5].

Таким образом, при обучении
в коррекционной школе I – II вида устная речь школьников формируется
в совместной деятельности развивающегося слухового анализатора и
речевых кинестезий и обусловливается не только произношением речевых
единиц, но и их слухозрительным и слуховым восприятием. Созданные
условия позволяют в определённой мере приблизить формирование устной
речи глухих и слабослышащих к процессу овладения речью детьми с
нормальным слухом.

В школах для глухих и
слабослышащих овладение детьми произношением в условиях интенсивного
развития слухового восприятия осуществляется в двух направлениях:
информальном и в процессе специального обучения [9].

Первое направление
– формирование произносительных навыков на основе
целенаправленного подражания речи учителя и воспитателя при
постоянном пользовании звукоусиливающей аппаратурой без специально
подобранного речевого материала на всех уроках и занятиях, так
называемое информальное обучение. Оно предполагает формирование у
учащихся умения воспринимать слухозрительно и на слух образец речи
педагога, воспроизводить воспринятое, соотнося собственное
произношение с данным образцом речи. В зависимости от исходного
состояния слуха и индивидуальных особенностей ребёнка дети могут
усваивать ритмико-слоговую структуру слов, воспринимать словесное
ударение, усваивать произношение ряда звуков, прежде всего гласных и
некоторых согласных. В процессе обучения при интенсивном развитии и
использовании остаточного слуха школьники учатся вслушиваться в
образец речи педагога при обязательной установке ученику: «Послушай
и повтори правильно
». В этих условиях большое значение
приобретает характер речи самого учителя, поскольку она является
образцом, которому подражают. Речь должна быть естественной,
эмоционально выразительной. Весь речевой материал должен
произноситься голосом разговорной громкости, с соблюдением правил
орфоэпии, с правильным членением фраз на смысловые синтагмы.
Послоговая, равноударная или с переносом ударения на последний слог
речь учителя пагубно отражается на произношении глухих и
слабослышащих [7].

Второе направление
специальное обучение произношению. Оно осуществляется на
индивидуальных и музыкально-ритмических занятиях, в слуховом
кабинете, а также при проведении фонетических зарядок [3].
Специальное обучение предполагает использование в работе над
произношением определённых методических приёмов постановки звуков с
применением, при необходимости, логопедических зондов, специальных
технических средств и т.д.

Формирование у глухих и
слабослышащих детей произносительных навыков связано с необходимостью
тем или иным способом вызвать у них требуемую работу речевого
аппарата. В процессе обучения произношению используются следующие
способы постановки дыхания, голоса и звуков [8]:

1. Подражание речи
учителя, которое может осуществляться на слуховой, зрительной,
слухозрительной основе, а также при опоре на тактильно-вибрационные
ощущения.

2. Механические способы,
при которых сурдопедагог воздействует на те или иные органы речи,
пассивно приводит их в движение или в определённое положение с
помощью пальца ребёнка, шпателя или логопедических зондов. После ряда
упражнений с такой помощью в коре головного мозга ученика
закрепляются следы кинестетических раздражений, соответствующих
новому положению и движению речевых органов, что позволяет в
дальнейшем ему самостоятельно воспроизводить требуемый звук, опираясь
на кинестетический, а при наличии остаточного слуха – и на
слуховой самоконтроль.

3. Третий способ –
смешанный – представляет собой соединение первого и
второго способов.

В настоящее время в
процессе обучения произношению широко используется фонетическая
ритмика, разработанная в поликлинике SUVAG (Загреб, Хорватия).
Фонетическая ритмика – это методический приём работы над
произношением, базирующийся на взаимодействии речи, развивающегося
слухового восприятия и движений тела. В процессе упражнений различные
движения корпуса тела, рук, ног, головы сочетаются с произнесением
определённого речевого материала (слов, словосочетаний, фраз, слогов,
словосочетаний и отдельных звуков), что способствует вызыванию и
закреплению в речи детей произносительных навыков, более
естественному звучанию их речи. Упражнения с использованием
фонетической ритмики содействуют развитию речевого дыхания и
связанной с ним слитности речи, развитию умения изменять силу и
высоту голоса, сохраняя нормальный тембр, произносить речевой
материал слитно, в заданном темпе, правильно воспроизводить звуковую,
ритмическую, и, по возможности, мелодическую структуру речи, выражать
свои эмоции интонационными средствами [1; 30].

Таким образом, развитие
слухового восприятия и произносительной стороны речи происходит в
единстве. Это проявляется в том, что работа по развитию устной речи
строится дифференцированно на основе выявленных в комплексном
обследовании резервов развития слухозрительного и слухового
восприятия устной речи с учётом уровня речевого развития и
индивидуальных особенностей учащихся. Обучение произношению на основе
аналитико-синтетического концентрического полисенсорного метода, а
также развивающееся слуховое восприятие создают у неслышащих
принципиально новую полисенсорную основу для развития и коррекции
устной речи в единой системе слухо-зрительно-кинестетических связей,
что позволяет приблизить формирование устной речи у детей с
патологией слухового анализатора к процессу овладения речью детей с
нормальным слухом.

Литература:

1. Власова Т.М., Пфафендрот
А.Н. Фонетическая ритмика. – М.:Просвещение, 1998.

2. Выготский Л.С. Основы
дефектологии. – СПб.: Лань, 2003.

3.
Корсунская Д.Б. Методика обучения глухих дошкольников речи. –
М.: Просвещение, 1969.

4.
Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих
учащихся. – М., Просвещение, 1991.

5.
Кузьмичёва Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В. Развитие устной речи у
глухих школьников. М.: Академия, 2001.

6.Леонгард Э.И.
Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих
дошкольников. – М: Педагогика, 1971.

7. Обучение учащихся
подготовительного, I – IV классов школы глухих. /А.Г. Зикеев,
Н.А. Морева, Т.В. Нестерович и др.; Сост. А.Г. Зикеев. – М.:
Просвещение, 1984.

8. Рау
Ф.Ф. Обучение глухонемых произношению. – М.: Учпедгиз, 1960.

9. Сурдопедагогика / Под
ред. М.И. Никитиной. – М.: Просвещение, 1989.

10. Сурдопедагогика / Под
ред. Е.Г. Речицкой. – М.: ВЛАДОС, 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): устная речь, слуховое восприятие, речевой слух, развитие, специальное обучение, интенсивное развитие, развивающееся слуховое восприятие, формирование, нарушенная слуховая функция, речевой материал.

Похожие статьи

Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением

устная речь, слуховое восприятие, речевой слух, специальное обучение, развитие, формирование, развивающееся слуховое восприятие, интенсивное развитие, нарушенная слуховая функция, речевой материал.

устная речь, слуховое восприятие, речевой слух

Формирование словесной речи детей с нарушением слухаустная речь, слуховое восприятие, речевой слух, специальное обучение, развитие, формирование, развивающееся слуховое восприятие, интенсивное развитие, нарушенная слуховая

Развиваем фонематический слух у детей | Статья в журнале…

Цель: развитие слухового восприятия и внимания, развитие словаря и фразовой речи.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, краткое описание, фонематический слух, слуховое восприятие, звук, развитие, родной язык, оборудование, игра, неречевой слух.

Конспекты уроков развития слухового восприятия

Учить воспринимать на слух слова, фразы, словосочетания.

Развивать диалогическую речь, используя речевой материал урока.

Развивающие цели: Развивать слуховое внимание, зрительную, слуховую память…

Формирование фонематического слуха у дошкольников…

Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения.

Роль фонематического слуха для развития всей речевой функции, необходимой для овладения чтения и письма, бесспорна.

Формирование речевых способностей у слабослышащих…

нарушение слуха, ребенок, развитие, речь, развитие мышления, нарушенный слух

Развивающееся слуховое восприятие помогает глухим детям лучше понимать устную речь окружающих людей.

Особенности коммуникативной функции детей с нарушением слуха.

Технология развития слухового восприятия у детей…

Развитие слухового восприятия у ребенка с нарушением слуха обеспечивает не только формирование понятия о мире звуков, но и ориентировку на звук как одну из характеристик предметов и явлений окружающей среды.

Этиология нарушения слуха и речи у глухих и слабослышащих…

ребенок, нарушение слуха, школа, речевой материал, нарушенный слух, речевое развитие, рабочее расстояние, образовательный процесс, образовательное учреждение, слуховое восприятие.

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

Формирование слухового восприятия (внимания и памяти). Задачи. Развивать слуховое внимание и слуховую память, способность дифференцировать неречевые звуки. Виды работы.

Источник

КГКОУ Школа 1

МО учителей начальных классов.

Бочарникова Е.Ю.

«Особенности развития речи детей с нарушением слуха».

Альтернативная коммуникация – это все способы коммуникации дополняющие или заменяющие обычную речь.

        Потеря слуха не может служить препятствием к всестороннему развитию человека. Ребенок с нарушенным слухом обладает всеми  потенциальными возможностями стать социально полноценной личностью. Необходимым условием для этого является обучение его словесной речи. В отличие от речи слышащего, речь глухого ребенка формируется в условиях специального обучения. Особенности речи неслышащих детей зависят от возраста, с которого началось обучение, характера дефекта, методов и эффективности педагогического воздействия.

        У глухого ребенка речь самостоятельно не формируется. Прежде чем изучить язык, ему необходимо приобрести речевой опыт, научиться пользоваться словесной речью в общении с окружающими. Поэтому работа над развитием речи осуществляется  на всех уроках и во внеклассное время. Развитие речи за пределами урока осуществляется во всех формах учебно-воспитательной работы и является неотъемлемой частью общей системы работы над языком. Система обучения глухих детей языку разработана С.А. Зыковым и строится на принципах формирования речевого общения. В его работах показано, что в школе необходимо активизировать работу по развитию речи учащихся за пределами урока, создать для них речевую среду.

        В развитии ребенка большое значение имеют большое значение лицо матери, ее подвижная утрированная мимика и голос плюс естественные жесты. Это — протоязык (довербальный этап развития речи), базовый язык на ранних этапах, который он использует потом всю жизнь.

В 7-8  месяцев лепет у глухого не появляется. Ребенок не реагирует на интонацию, плач и крик интонационно не окрашены. Если в 6-8 месяцев ребенок протезирован, речь развивается и становится эмоционально окрашенной. Ж.И. Шиф в своей работе «Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей» пишет: « Общение со взрослыми даже на самой ранней ступени развития оказывается у глухого ребенка менее дифференцированным как из-за того, что ребенок не воспринимает интонаций взрослого и не может правильно реагировать на них, так и из-за того, что взрослому трудно понимать жалобы и желания глухого ребенка.»

Также у ребенка по причине отсутствия речи нет потребности в общении. Так как у слышащего ребенка происходит громадное увеличение словарного запаса и успешное овладение некоторыми грамматическими, орфоэпическими и фонетическими нормами родной речи в период от 0 до 3 (раннее детство), то это еще более увеличивает разрыв между глухим и слышащим ребенком.

При нарушенном слухе речь формируется на базе сохранных анализаторов.

Зрительный — восприятие оптической стороны речи (чтение с губ), 42 фонемы русского языка представлены 17 оральными рисунками — это затрудняет процесс чтения с губ, приводит к ошибкам в их восприятии.

Кожный — используется для восприятия фонетической структуры речи (поднесение руки ко рту, прикосновение к гортани, к носу), можно уловить наличие или отсутствие голоса, отдельные типы фонем, ритмическую структуру слова. При обучении глухого речи каждое слово сообщается одновременно с его написанием (письменный образ слова оказывается более стойким), при формировании словесной речи используют дактильную речь (ДВИЖЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ РУКИ В ВОЗДУХЕ) для усвоения речедвигательного контура слова,  накопления речевого материала, активизации речевого аппарата.

Двигательный (особенно важен для слепоглухих) – дети воспринимают речь путем накладывания пальцев на шею и тому подобное, чтению с губ (если слабовидящий). Важен в работе над произношением, так как является дополнительным контролем за речедвигательными органами.

Слуховой — в зависимости от разной степени нарушения слуха наблюдается специфика восприятия фонетической структуры речи.  При слабом нарушении при восприятии слова он не обеспечивает полную дифференциацию звуков. Слово воспринимается ребенком как целостный двигательный рисунок, нерасчлененно. Если глухому ученику удалось достаточно хорошо усвоить буквенный и артикуляционный состав слова, то он пишет его правильно. Если этого не происходит, то он может переставлять звуки, пропускать некоторые из них. Однако у него не встречаются так называемые «слуховые» ошибки, свойственные слабослышащим детям.

Особенности развития речи слабослышащего ребенка

В отличие от глухого, речь у слабослышащего может развиваться самостоятельно, но в искаженно виде. Нарушено произношение, своеобразно развивается словарный запас и грамматический строй, наблюдается ограниченное и неправильное понимание речи окружающих и затруднения в восприятии смысла читаемого текста. Все перечисленное сказывается на письменной речи. С особыми трудностями эти дети овладевают выражением своих мыслей. Для них характерны некоторые особенности, иногда приобретающие характер стойких отклонений от языковой нормы и сохраняющиеся достаточно долго. В первую очередь — это  словарь слабослышащих детей. По объему он ограничен. Это касается и пассивного (понимание слов) и активного (использование в речи) словаря. Их объем практически совпадает, то есть ребенок хорошо понимает те слова, которые использует в своей речи. В норме пассивный словарь гораздо больше активного. Запас слов у слабослышащего минимален. Иногда не умеет назвать предметы ближайшего обихода. В их речи отсутствуют слова с отвлеченными понятиями, которые понимает и использует слышащий сверстник (чудеса, скука, победа, мечтать), нет слов, обозначающих части целого (носик, крышка — у чайника, шнурки, подошва — у ботинка). Для него незнакомы слова — синонимы к знакомому слову (жилище, здание — вместо дом).         

Работая с неслышащим или слабослышащим учеником, педагог должен знать, что ошибки ребенка в речи обусловлены недостаточным усвоением грамматического строя языка, что в свою очередь обусловлено суженным речевым опытом, ограничением словарного запаса и, конечно, неполным слышанием начальной и конечной частей слов, в которых, как известно, больше всего выражены грамматические возможности характеристики слов. Подобные ошибки называются аграмматизмами.   

    Как же обучают глухонемого звуковой речи?

Если с жестикуляцией все более-менее понятно, поскольку она, в основном, базируется на подражании, то со звуковой речью все гораздо сложнее…

Обучение происходит чисто механически, поскольку обучаемый не слышит и не контролирует произносимые им звуки. На помощь приходит зрение глухонемого и его способность к подражанию. В возрасте 7-9 лет дети начинают осваивать специальные упражнения для полости рта, губ, языка, умение вдыхать нужное количество воздуха, двигать челюстями, губами, соприкасаться языком с различными частями ротовой полости и т.д.

Затем учитель переходит к обучению глухонемого издавать звуки на основе уже освоенных ими упражнений. Он поясняет ребенку, какое положение должны занимать губы, язык и зубы и сколько воздуха и с какой силой должно проходить через рот для получения нужного звука. Постановка звука заключается в том, что ученик должен освоить все вибрации ротовой и носовой полости, происходящие при произношении звука. Достигается это методом тактильных ощущений, например, изменений силы потока воздуха изо рта на своей руке, а иногда даже на лбу учителя. Если руки и лба недостаточно, ученик практикуется в сдувании бумажки со стола до тех пор, пока учитель не сочтет произношение звука достаточно правильным. Попутно изучается написание буквы, соответствующая этому звуку. И так заучиваются все звуки один за другим…

Умению произносить звуки глухонемые обучаются в строго определенном порядке. Сначала они осваивают мгновенные согласные (п, б, т, д, к, г, ч, ц), затем длительные согласные (ф, в, с, з, ш, ж, х, г). После изучения согласных переходят к гласным звукам и так далее. После освоения произношения слов ставится артикуляция.

Многие глухонемые, постоянно упражняющиеся в устной речи настолько хорошо умеют «читать глазами» и четко произносить звуки, что незнакомый человек совершенно не в состоянии догадаться, что общается с глухонемым.

Для того чтобы глухие и слабослышащие детки смогли жить полноценной жизнью, их важно обучить таким навыкам, как: устная речь, чтение, письмо, слуховое восприятие. Кроме этого малыша нужно учить быть самостоятельным и находить общий язык со слышащими людьми, чтобы он мог без посторонней помощи общаться и выполнять все необходимые ему действия. Но организовывать занятия необходимо, учитывая особенности ребенка. Развитию устной речи помогут специальные игровые методики, к которым нужно относиться очень серьезно, только так можно получить результат. Необходимы разнообразные игрушки (куклы, машинки, животные, кубики и др.). Если ребенка заинтересовала какая-либо игрушка, следует поднести ее к губам, чтобы привлечь внимание малыша к артикуляции, и четко назвать игрушку простым сочетанием звуков (ля-ля или би-би). Ежедневное повторение этой ситуации приведет к тому, что кроха сам сможет произнести это слово по слогам. Первый шаг самый трудный, потом ребенок начнет говорить другие слова. Поначалу произношение будет не четким, приблизительным, но главное, что малыш начал обозначать предметы с помощью устной речи. Дальше можно изучать названия глаголов (бежит, гуляет, ест), повторяя их, когда ребенок попадает в эти ситуации. Чтению слабослышащих детей обучают с помощью табличек с печатными словами. Из-за особенностей восприятия, малышей не учат произносить отдельные буквы и слоги, а запоминать все слово целиком. Важно обратить внимание на то, чтобы ребенок понимал значение слов, а не просто правильно повторял звуки. Письму следует обучать параллельно с чтением. Дайте ребенку полную свободу выбора – яркие фломастеры или карандаши, свободное расположение букв на альбомном листе. Не слыша произношения научиться читать очень сложно, писать – еще сложнее, поэтому не нужно заставлять ребенка силком, а наоборот следует постараться всячески заинтересовать. Постепенно написание букв станет более аккуратным и упорядоченным. Развитие слухового восприятия очень важно для детей, которые носят слуховые аппараты. Сам по себе аппарат не дает должного эффекта, малыш должен уметь воспринимать окружающие звуки, не общей массой, а выделять необходимые. Так постепенно он научится понимать устную речь. 

Источник