Развитие словарного запаса у ребенка 6 лет презентация
Слайд 1
«Приемы и методы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель МБДОУ № 9 Анисимова Л.В .
Слайд 2
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
Слайд 3
Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на активный и пассивный. Объем активного словаря у любого человека меньше объема пассивного.
Слайд 4
Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено изучение нескольких тематических групп слов, которые называют: Близких ребенку людей, их родственные и общественные отношения, их имена; Самого ребенка, части его тела; Предметы быта, игрушки; Вещи из интерьера помещений, где живет, находится ребенок (комната, двор, сад, парк, улица); Объекты живой природы (животные, части их тела, повадки; растения, их части, изменения, которые с ними происходят); Объекты неживой природы в сезонных изменениях (в разные времена года); Различные виды труда людей; Явления общественной жизни.
Слайд 5
Задачи развития словаря: Обогащение словаря новыми словами Закрепление, уточнение словаря Активизация словаря Устранение из речи нелитературных слов
Слайд 6
Методы и приемы обогащения словаря детей 1.Непосредственное ознакомление с окружающим миром, обогащение словаря. 2. Опосредованное ознакомление с окружающим миром и обогащение словаря. Методы для закрепления и активизации словаря
Слайд 7
Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой
Слайд 8
БЕСЕДА Вопросы поискового и проблемного характера, требующих умозаключений о связях между объектами ЭКСКУРСИИ, ОСМОТРЫ – должны быть интересны; методы работы в разных возрастных группах различны; обеспечить активность восприятия
Слайд 9
Рассматривание предметов, наблюдение Методика повторений Речевой образец Показ картин с малознакомым содержанием Художественная литература Рассматривание игрушек Дидактические игры
Слайд 10
Лексические упражнения Классификации слов по: родовому признаку(овощи, фрукты, посуда) родовому и подродовому признаку (животные, домашние и дикие животные); по свойствам (цвет, вкус, материал, величина и т.д.); составление словосочетаний и предложений; распространение предложений.
Слайд 13
Словесные игры для развития словарного запаса у детей дошкольного возраста: «Кто так умеет делать?»: махать крыльями, прыгать и т.п.; «Найди по указанному признаку»: что может быть большое? Что – круглое? Что – желтое, круглое? «Что делает?»: корова, автомобиль и т.п.; «Какой он?»: мяч, забияка и т.п.; «Назови целое»: стенки, донышко, ручка, носик, крышка; «Назови части»: у куклы, у грузовика, у платья; «Скажи одним словом»: яблоко, апельсин, банан, груша; «Уточни название»: насекомые, обувь, цветок; «Дай три названия и больше»: гвоздика – цветок – растение, диван – мебель – вещь, плов – блюдо – пища – питание; «Что добавлено к слову?» Как изменяется слово, если к нему прибавить -ок, -ик, -очек, -еньк, -енька? Сравните: гриб-грибок-грибочек, волк-волчище, мальчик-мальчишка; «Почему так называют?»: кукушка, самолет, девясил. «Скажи наоборот»: злой-добрый, веселый-грустный, тихий-громкий; «Скажи по-другому»: жара – зной; ураган – буря, ветер; огорчаться – печалиться, плакать, грустить, тужить.
Слайд 14
Спасибо за внимание!
Источник
Слайд 1
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА РАЗВИТИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
Слайд 2
ИГРА С ПЕРЕБРАСЫВАНИЕМ МЯЧА «МЯЧ БРОСАЙ И ЖИВОТНЫХ НАЗЫВАЙ» Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. Вариант 1. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. Взрослый: Овощи. Дети: Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь. Взрослый: Фрукты. Дети: Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос. Взрослый: Ягоды. Дети: Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика. Взрослый: Деревья. Дети: Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь и т.д. Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребенок – обобщающие слова. Взрослый: Огурец, помидор, репа. Ребенок: Овощи.
Слайд 3
«Я ЗНАЮ ТРИ НАЗВАНИЯ ЖИВОТНЫХ (ЦВЕТОВ)» или «Я ЗНАЮ ТРИ ИМЕНИ ДЕВОЧЕК (ПЯТЬ ИМЕН МАЛЬЧИКОВ» Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости . Раз и два, и три, четыре – все мы знаем в этом мире. Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша раз, Витя два, Коля три, Андрей четыре, Володя пять». Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте ИГРА С МЯЧОМ (проводится индивидуально)
Слайд 4
«ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ» Цель: закрепление в речи детей названий детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти . Человеческие дети знают всех зверят на свете. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей. Группа 1. У тигра, у слона, у оленя, у лося, у лисы. Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у волка – волчонок, у зайца – зайчонок, у коровы – теленок, у лошади – жеребенок, у свиньи – поросенок, у овцы – ягненок, у курицы – цыпленок. Группа 3. Тигренок, львенок, слоненок, олененок, лосенок, лисенок. ИГРА С МЯЧОМ
Слайд 5
«КТО КАК РАЗГОВАРИВАЕТ?» Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. Вариант 1. Мяч лови, да поскорей назови язык зверей. Взрослый бросает мяч ребенку, называя животных. Ребенок, возвращая мяч, должен правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова, тигр, змея, комар, собака, волк, утка, свинья; мычит, рычит, шипит, пищит, лает, воет, крякает, хрюкает. Вариант 2. Родители, бросая ребенку мяч, спрашивают: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д. ИГРА С МЯЧОМ
Слайд 6
«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО» Цель: развитие мышления, быстроты реакции. Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то нет. Родители, бросая мяч ребенку, спрашивают: Ворона каркает, а сорока? Ребенок, возвращая мяч, должен ответить – Сорока стрекочет. Примеры вопросов: Сова летает, а кролик? Корова ест сено, а лиса? Крот роет норки, а сорока? Петух кукарекает, а курица? Лягушка квакает, а лошадь? У коровы теленок, а у овцы? У медвежонка мама медведица, а у бельчонка? ИГРА С ПЕРЕБРАСЫВАНИЕМ МЯЧА
Слайд 7
ИГРА С ПЕРЕБРАСЫВАНИЕМ МЯЧА «ЧЕЙ ДОМИК?» или «КТО ГДЕ ЖИВЕТ?» Цель: закрепление знаний детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в». Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей! Бросая мяч ребенку, родители задают вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. Кто живет в дупле? Белка. Кто живет в скворечнике? Скворцы. Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, сойки и т.д. Кто живет в будке? Собака. Кто живет в улье? Пчелы. Кто живет в норе? Лиса. Кто живет в логове? Волк. Кто живет в берлоге? Медведь . Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Ребенку предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге». Вариант 2. Где живет медведь? В берлоге. Где живет волк? В логове.
Слайд 8
«ЧЬЯ ГОЛОВА?» Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях. Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова. Родители, бросая мяч ребенку, говорят: У вороны голова… Ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: – …воронья. Примеры: У рыси голова рысья. У утки – утиная. У рыбы – рыбья. У лебедя – лебединая. У кошки – кошачья. У оленя – оленья. У сороки – сорочья. У овцы – овечья. У зайца – заячья. У кролика – кроличья. У верблюда – верблюжья. Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными.
Слайд 9
Слова целесообразно разделить на 3 группы: – Слова, в которых основа слова, обозначающего взрослое животное, сохраняется неизменной (у козы – козленок). – Слова с чередованием согласных в корне (у медведя – медвежонок). – Слова с различной основой слова (у овцы – ягненок).
Слайд 10
«СКАЖИ ЛАСКОВО» Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. Родители, бросая мяч ребенку, называют первое слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол – столик, ключ – ключик. Шапка – шапочка, белка – белочка. Книга – книжечка, ложка – ложечка. Голова – головка, картина – картинка. Мыло – мыльце, зеркало – зеркальце. Кукла – куколка, свекла – свеколка . Коса – косичка, вода – водичка. Жук – жучок, дуб – дубок. Вишня – вишенка, башня – башенка. Платье – платьице, кресло – креслице. Перо – перышко – стекло – стеклышко. Часы – часики, трусы – трусики. ИГРА С МЯЧОМ
Слайд 11
Глагольный словарь группируется по следующим разделам: – Бытовые глаголы (одевается, умывается, играет). – Глаголы, обозначающие движения и крики животных (крадется, прыгает, кукарекает). – Глаголы движения (ходит, бегает, прыгает), приставочные глаголы (входит, уходит, заходит). – Глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, плачет, радуется). – Глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продает). – Глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается).
Слайд 12
Антонимы – слова с противоположным значением
Слайд 13
Прилагательные в речи детей
Слайд 14
Смысловые группы: Величина – большой (маленький), высокий (низкий), широкий (узкий). Форма – круглый, овальный, продолговатый, квадратный, четырехугольный. Цвет – основные + промежуточные (оранжевый, голубой, серый). Вкус – горький, сладкий, соленый, кислый, кисло-сладкий, вкусный, невкусный. Запах – приятный, неприятный, смолистый, цветочный. Температура – холодный, горячий, теплый, прохладный. Материал, из которого сделан предмет – деревянный, стеклянный, железный. Принадлежность предмета – мамин, папин, лисий, медвежий. Другие признаки – шероховатый, мягкий, колючий, добрый, злой, честный.
Слайд 15
«ОДИН – МНОГО» Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных. Мы волшебники немного: был один, а станет много. Родители, бросая мяч ребенку, называют имена существительные в единственном числе. Ребенок бросает мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре. Примеры: Стол – столы двор – дворы нос – носы гора – горы нора – норы мост – мосты дом – дома глаз – глаза луг – луга город – города провод – провода день – дни пень – пни сон – сны лоб – лбы ухо – уши стул – стулья кол – колья лист – листья перо – перья крыло – крылья дерево – деревья кружок – кружки дружок – дружки утенок – утята гусенок – гусята цыпленок – цыплята тигренок – тигрята слоненок – слонята ИГРА С МЯЧОМ
Слайд 16
«ВЕСЕЛЫЙ СЧЕТ» Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции. Сколько их – всегда мы знаем. Хорошо мы все считаем. Родители, бросая мяч ребенку, произносят сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь»…). Сначала лучше называть сочетания по принципу сходства окончаний имен существительных. Примеры: один стол – пять столов; один слон – пять слонов; один шкаф – пять шкафов; один гусь – пять гусей; одна гайка – пять гаек; одна майка – пять маек; один утенок – пять утят; один заяц – пять зайцев; одна шапка – пять шапок и др. Вариант «А у меня» Родитель бросает мяч и произносит: «У меня один стол». Ребенок, бросая мяч обратно, отвечает: «А у меня пять столов». ИГРА С МЯЧОМ
Слайд 17
«ГДЕ МЯЧ?» Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания Вариант 1. Мячик, мячик, где лежишь? Ты от нас не убежишь. Ребенок выполняет задание с мячом: «Подними мяч над головой, положи мяч у правой ноги, положи мяч на ковер, перед собой» и т.п. Вариант 2. Ребенок отвечает на вопрос: «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом…) ИГРА С МЯЧОМ
Источник
Рейтинг материала:
5,0 (голосов: 1)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Советы логопеда. Развитие словаря детей дошкольного возраста.
2 слайд
Описание слайда:
Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на активный и пассивный. Объем активного словаря у любого человека меньше объема пассивного. Задачи развития словаря: Обогащение и активизация словаря (расширение активного и введение новых слов в пассивный словарь). Уточнение и закрепление семантической (понятийной) стороны слов. Перевод нелитературной лексики в пассивный словарь.
3 слайд
Описание слайда:
Различают несколько степеней обобщения по смыслу: • Нулевая степень обобщения – имя собственное, название или имя единичного предмета (Миша, Витя, бабушка, стол). • Первая степень обобщения – имя нарицательное, т.е. общее наименование однородных предметов, действий, качеств. • Вторая степень обобщения – слова, обозначающие родовые понятия • Третья степень обобщения – слова, обозначающие родовые понятия для слов второй степени обобщения. • Четвертая степень обобщения – слова, называющие предельные лексические обобщения: предметность, действие, состояние, признак, качество, количество, отношение.
4 слайд
Описание слайда:
В.И. Логинова разработала систему занятий, содействующих развитию словаря детей: 1. Занятия по первичному ознакомлению с предметами и явлениями: • Демонстрация предметов и явлений; • Дидактические игры. 2. Занятия по ознакомлению с особенностями предметов: • Осмотры предметов; • Занятия на сравнение; • Занятия по ознакомлению со свойствами и качествами предметов. 3. Занятия по введению элементарных понятий о предметах и явлениях: • По ознакомлению с видовыми понятиями • По ознакомлению с родовыми понятиями; • Занятия на классификацию. 4. Занятия по обучению детей отгадыванию и составлению загадок.
5 слайд
Описание слайда:
Методы усвоения форм речи (направлены на активизацию словарного запаса ). Методы формирования содержание речи (направлены на обогащение словарного опыта детей). Методы ознакомления с окружающим миром Рассматривание предметов, картин Элементарные опыты Наблюдения Методы организации продуцирования речи Методы организации восприятия речи Беседа, разговор Рассказ воспитателя Чтение художественной литературы Просмотры диафильмов, спектаклей Сюжетные игры Моделирование Дидактические игры Упражнения Методы развития речи
6 слайд
Описание слайда:
Тематические группы слов, изучаемые в детском саду.. Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено изучение нескольких тематических групп слов, которые называют: 1. Близких ребенку людей, их родственные и общественные отношения, их имена; 2. Самого ребенка, части его тела; 3. Предметы быта, игрушки; 4. Вещи из интерьера помещений, где живет, находиться ребенок (комната, двор, сад, парк, улица); 5. Объекты живой природы (животные, их части тела, повадки) 6. Объекты неживой природы в сезонных изменениях в разные времена года); 7. Различные виды труда людей; 8. Явления общественной жизни.
7 слайд
Описание слайда:
Вместе с предметами (существительными) дети знакомятся с их признаками (прилагательными), их действиями (глаголами), признаками действий (наречиями), их количеством (числительными). Забота воспитателей детей всех дошкольных возрастов должна быть направлена не столько на то, чтобы расширять лексический запас каждого ребенка (хотя это тоже необходимо), сколько на то, чтобы каждое слово, воспринятое ребенком, усваивалось им в свойственной степени обобщения. Иначе нарушается закономерность усвоения родного языка, которая требует полного понимания лексического смысла слова, а не только запоминания его звуковой оболочки.
8 слайд
Описание слайда:
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
9 слайд
10 слайд
11 слайд
12 слайд
13 слайд
14 слайд
15 слайд
16 слайд
Описание слайда:
ПОВЕЛИТЕЛЬНЫЕ НАКЛОНЕНИЯ
17 слайд
18 слайд
19 слайд
20 слайд
21 слайд
22 слайд
23 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание.
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-211334
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Репетиторы онлайн
✅ Подготовка к ЕГЭ/ГИА
✅ По школьным предметам
✅ На балансе занятий — 1
Подробнее
Найдите подходящий для Вас курс
Источник