Развитие словаря ребенка в разных видах деятельности
Елена Бабич
Развитие словаря детей в разных видах деятельности
Развитие словаря детей происходит в процессе общения с окружающими в разных видах деятельности. Большое значение для обогащения и активизации словаря имеет бытовая деятельность. В связи с воспитанием культурно-гигиенических навыков, формированием навыков самообслуживания ребенок осваивает слова, обозначающие предметы одежды, мебели, постельные и умывальные принадлежности, а также их качества, действия с ними.
В трудовой деятельности словарь детей пополняется за счет названий орудий труда, инструментов, действий, качеств и свойств предметов. Особое значение имеет совместный, коллективный труд, в котором возникают и специально создаются разнообразные коммуникативные ситуации, требующие употребления соответствующих слов: планирование работы, обсуждение конкретных способов ее выполнения, обмен мнениями в ходе труда, краткие отчеты о выполненной работе.
Большая роль в активизации словаря принадлежит игре. В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы — профессиональная лексика; в строительных играх — слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы.
Исключительные возможности для развития словаря создает творческая художественная деятельность детей. Ознакомление с различными видами искусства благодаря сочетанию зрительного и слухового восприятия, особого эмоционального воздействия на чувства ребенка расширяет кругозор и обогащает лексикон детей. Театрализованные игры, праздники и развлечения, участие в концертах и утренниках способствуют активизации образного словаря.
Публикации по теме:
Использование современных технологий в воспитательно-образовательном процессе с детьми в разных видах деятельности
Атяшева Вера Дмитриевна. Старший воспитатель Обновление содержания образования требует от педагогов развития таких компетенций, которые.
Активизация словаря, развитие связной речи и творческого воображения в различных видах деятельности
АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ, РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Использование арт-терапии в развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР в разных видах детской деятельности
Аннотация: в статье рассматривается актуальность проблемы развитие связной речи у детей дошкольного возраста с использованием методов арт-терапии,.
Использование игрового пособия «Чудо-парашют» в разных видах детской деятельности
Конспект по инновационным технологиям Тема:«Использование игрового пособия “Чудо-парашют” в разных видах детской деятельности». Цели и.
Консультация для педагогов на тему «Групповой сбор как способ развития детской инициативы в разных видах деятельности»
Консультация на тему: «Групповой сбор – как способ развития детской инициативы в разных видах деятельности» Слайд 2. Ребенок дошкольного.
Консультация для родителей «Роль педагога в разных видах деятельности детей»
Любая деятельность детей сопровождается педагогом. Например,при игровой активности ипользую различные приемы: -добавляю количество персонажей;.
Консультация для молодых педагогов ДОУ «Педагогические задачи в разных видах деятельности»
.
Проект «Развитие самостоятельности в разных видах деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников»
Участники проекта: – Воспитатели групп (средняя, старшая,подготовительная) – Дети – Специалисты – Родители Актуальность. В федеральном.
Пути развития речевого общения детей 4-го года жизни в разных видах деятельности
Развитие речи и речевого общения в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности.
Совершенствование связной речи дошкольников в разных видах деятельности. Обучение детей рассказыванию
Совершенствование связной речи дошкольников в разных видах деятельности. Обучение детей рассказыванию. Развитие связной речи занимает одно.
Источник
Способы формирования словаря в разных видах
детской деятельности
Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории. Прежде всего, бросаются в глаза количественные изменения в словаре ребенка. В 1 год малыш активно владеет 10–12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3–3,5 тысяч
Формирование словаря детей разных возрастных групп реализуется в тех или иных видах детской деятельности это может быть: обучение, игра, труд, бытовая или повседневная деятельность, восприятие произведений искусства, т.е. любая деятельность, если ею руководит и ее направляет взрослый.
В повседневной жизни дети самостоятельно пользуются речью из своего словаря. Но если их оставить без руководства взрослого, могут закрепляться отрицательные качества речи: жаргонные, бранные выражения, грубые интонации, примитивность словаря, грамматические ошибки и т.д.
Обучение – это планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и формирование соответствующего словаря, Основная форма дошкольного обучения – это непосредственно образовательная деятельность.
Для обогащения словаря, а также расширения и уточнения знаний дошкольников, активизации памяти и эмоций – используются следующие приемы: беседа, объяснение и рассказ воспитателя, чтение художественных произведений (или отрывков), в том числе пословиц, загадок, рассматривание картин и картинок, игрушек, показ наглядного материала, игровые приемы (кратковременные словесные игры или упражнения, привлечение игрового персонажа или создание игровой ситуации, например получение «письма» или «бандероли» из другого детского сада и т.п.).
Как правило, в беседе используется целый комплекс приемов обучения. Это объясняется многообразием воспитательно-образовательных задач. Одна группа специфичных приемов обеспечивает работу детской мысли, помогает строить развернутые суждения; другая облегчает поиск точного слова, запоминание его. Характер беседы должен быть непринужденным, естественным, при котором не только допускаются хоровые реплики детей, живые реакции, смех, но и должны быть видны серьезные усилия их мысли.
Воспитателю нужно помнить о правильной методике постановки вопросов. Четкий, конкретный вопрос произносится неторопливо. Для того, чтобы ребенок мог «оформить мысль», подготовиться к ответу, педагог выдерживает паузу.
В обогащении словаря малышей очень велика роль художественной литературы. Для введения эмоциональной лексики особенно ценны сказки, стихи, потешки, прибаутки. Произведения художественной литературы используются и на прогулке, и в повседневном общении, и на других занятиях. Воспитатель читает детям стихи, загадывает загадки. Словарь малышей следует обогащать меткими словами и выражениями народной речи: косолапый мишка; петушок – золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка; красное солнышко; травушка-муравушка; зайчик-побегайчик, лягушка-квакушка и др.
Большая роль в активизации словаря принадлежит игре. В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы – профессиональная лексика; в строительных играх – слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы.
Рассматривание игрушек как метод словарной работы используется во всех возрастных группах. Подобные занятия проходят интересно, так как при этом используется игровая деятельность детей: игрушку трогают, двигают, катают и пр. Эти занятия важны и с воспитательной точки зрения. Одновременно с развитием словаря ребенка учат правильно обращаться с игрушкой, воспитывают аккуратность, активизируют коллективные игры с игрушками.
Театрализованные игры, праздники и развлечения, участие в концертах и утренниках способствуют активизации образного словаря.
Большое значение для обогащения и активизации словаря имеет бытовая деятельность. Дети осваивают жизненно необходимый обиходный словарь. В связи с воспитанием культурно-гигиенических навыков, формированием навыков самообслуживания ребенок осваивает слова, обозначающие предметы одежды, мебели, постельные и умывальные принадлежности, а также их качества, действия с ними. Естественность ситуаций общения в быту, связь с чувственным восприятием, собственная деятельность приводят к тому, что ребенок быстро запоминает слова, осваивает стоящие за словами обобщения, основанные на существенных признаках.
В трудовой деятельности словарь детей пополняется за счет названий орудий труда, инструментов, действий, качеств и свойств предметов. Особое значение имеет совместный, коллективный труд, в котором возникают и специально создаются разнообразные коммуникативные ситуации, требующие употребления соответствующих слов: планирование работы, обсуждение конкретных способов ее выполнения, обмен мнениями в ходе труда, краткие отчеты о выполненной работе.
Словарная работа проводится на всех занятиях по другим разделам программы. Например, на занятиях по изобразительной деятельности дети осваивают названия предметов, оборудования, материалов, их качеств; занятия по физической культуре помогают уточнить и закрепить глаголы движения и т.д.
Исключительные возможности для развития словаря создает творческая художественная деятельность детей. Ознакомление с различными видами искусства благодаря сочетанию зрительного и слухового восприятия, особого эмоционального воздействия на чувства ребенка расширяет кругозор и обогащает лексикон детей.
Закрепление и активизация словаря происходит в процессе рассматривания картин. Используются настенные предметные и сюжетные картины. Предметные картины служат для уточнения названий предметов, признаков (петух, петушок, большой, красивый, у него гребешок, бородка, клюв, ноги, хвост; курица, наседка, цыплята). Сюжетные картины служат для активизации словаря («Наша Таня», «Мы играем»). Можно использовать серии картинок и фотографий, связанных одной темой.
Картины рассматриваются, по ним проводятся беседа и рассказывание, способствующие развитию речевой активности детей, формированию обобщающей функции слов, умений употреблять их в связной речи. С настольными мелкими картинками организуются дидактические игры.
Например, закрепление названий одежды происходит в игре с парными картинками «У кого такая картинка?». Один набор картинок у воспитателя, другой роздан детям. Воспитатель показывает картинку и спрашивает: «У кого такая же? Что это у тебя?»
Большое место занимают экскурсии в природу. Природа дает много интересного для наблюдений и для развития словаря.
При посещении парка зимой внимание детей обращают на снегопад, на то, что деревья стоят в снежном уборе, мороз, метель, небо серое, пасмурное. Весной наблюдают голубое небо, яркое солнце, на деревьях набухли почки или уже распускаются листочки. Дети узнают новые слова: капель, почки; закрепляют известные: сосульки, ручейки. Осенью наблюдают листопад, деревья, стоящие в золотом уборе, слушают шелест под ногами опавших листьев, собирают семена, срезают цветы. Дети узнают названия цветов (астры, циннии, георгины), их окраску (синяя, сиреневая, розовая), величину, форму, определяют цветы по запаху.
Много ценного для обогащения словаря дают наблюдения на прогулке за состоянием погоды. Так, можно научить детей определять силу ветра по раскачиванию деревьев, одновременно употребляются слова ветер слабый, сильный, порывистый; срывает, гонит листья, раскачивает, ломает, подгоняет.
Проводится рассматривание предметов и живых объектов. Объектами наблюдений в значительной степени остаются те же предметы и явления, но расширяется круг знаний о них, наблюдения усложняются. Дети узнают не только названия животных, но и чем они питаются, какую пользу приносят людям.
Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.
Таким образом, роль слова как важнейшей единицы языка и речи, его значение в психическом развитии ребенка определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду.
Источник
Комплексный подход к решению задач развития речи и речевого общения в детском саду состоит в значительном увеличении возможностей каждого ребёнка для участия в речевом общении.
Процесс развития речи заключается в овладение детьми не только языковыми навыками (фонематическими, грамматическими, лексическими), но и коммуникативными, т. е. умением детей общаться друг с другом и с взрослыми. Отсюда важнейшим становится формирование, как культуры речи, так и культуры общения.
Установлено, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу.
Задачи развития речи детей:
– формирование словаря
– воспитание звуковой культуры речи (ЗКР)
– формирование грамматического строя речи
– развитие связной речи
– подготовка к обучению грамоте.
Эти задачи решаются на всех видах занятий познавательно – речевого и художественно – эстетического цикла, а также по физическому развитию.
Познавательно – речевые это математика, развитие речи, ознакомление с окружающим, экология, конструирование.
Художественно-эстетические: изодеятельность (лепка, аппликация, рисование), музыкальные занятия.
Так работа над словарём оказывает подлинное развивающее воздействие, если она не ограничивается его расширением, а включает углубление понимания значений слов, правильное употребление синонимов, антонимов, многозначных слов с прямым и переносным смыслом. Подбор антонимов и синонимов к словам,
расширяет представление детей о слове, помогает уточнить его значение (платье старое – рваное, подушка мягкая, а скамейка жёсткая).
Эта работа должна проводиться не только на занятиях по развитию речи, но и на других.
Так, например, на занятиях по ФЭМП, при сравнении групп предметов по количеству, размерам дети также учатся называть слова с противоположным значением (длинный – короткий, широкий – узкий, низкий – высокий), а также находить слова близкие по значению (маленький – низкий), подбирать определения к словам (какие квадраты? – красные, большие). Особенно эта работа проходит плодотворно при использовании на занятиях блоков Дьеныша и палочек Кюзенера.
На занятиях по экологии, ознакомлению с окружающим миром уточняются обобщающие понятия (игрушки, одежда, овощи,..), формируются представления о животных и их детёнышах, игрушках, растениях, их качествах, величине. Активизацию и обогащение словаря на этих занятиях можно проводить, используя игры по подбору синонимов, антонимов (банан сладкий, а лимон кислый), описательных прилагательных (осень золотая, багряная, прекрасная, дождливая; яблоко спелое, сочное, кислое). Это такие игры как «Отгадай по описанию», «Продолжи цепочку», «Скажи по – другому».
Основной смысл словарной работы состоит в том, чтобы выработать для высказывания те лексические средства, которые будут точно отражать его замысел.
В совершенствовании грамматического строя речи в качестве основной задачи выступает не просто преодоление грамматических ошибок в речи детей, а формирование языковых обобщений. Оно строится на обучении детей образованию новых слов, в ходе которого активно усваиваются средства и способы словообразования.
В обучении дошкольников необходимо включать такие упражнения, которые показали бы изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков.
На занятиях по математике продолжается работа по согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже: «Сколько?» , «Один – много» (один шар, два шара, много шаров), образованию родительного падежа множественного числа (сливы -слив, карандаши – карандашей).
Проводя с детьми на занятиях так и вне их такие дидактические игры как «Чьи лапы, ушки?», «Где чей хвост?» позволяют упражнять в употреблении притяжательных наклонений (беличьи уши, заячий хвост, волчья пасть).
Владение связной монологической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников.
В дошкольном возрасте ребёнок овладевает прежде всего диалогической речью. Для которой характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменить значение слова.
Именно в процессе диалога ребёнок учится произвольности высказывания, у него развивается умение следить за логикой своего высказывания, т.е. в диалоге зарождаются навыки монологической речи.
Необходимо развивать у детей умение строить диалог с использованием разнообразных языковых средств, в соответствии с ситуацией. Для этого проводятся беседы на различные темы, связанные с жизнью ребёнка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, о своей работе выполненной на занятиях (изодеятельность), вовлекать детей в разговор при наблюдении погоды на прогулке.
Именно в диалоге ребёнок учится выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать.
Необходимо научить детей правильно передавать не только смысловое значение высказывания, но и эмоциональные особенности.
Работа над интонацией, звуковой выразительностью речи необходима для того, чтобы дети научились выражать голосом своё отношение к высказыванию, повышая или
понижая голос в соответствии с контекстом, отчётливо произнося звуки, слова, фразы, предложения.
Для этого надо чаще давать детям задания, в которых бы они упражнялись в выражении вопросительной, восклицательной, пояснительной интонации.
Дикция отрабатывается с помощью чистоговорок, потешек, поговорок, стихотворений, содержащих определённую группу звуков, упражнения на
договаривание слогов, название слов, сходных по звучанию (мышка – мишка).
Усложнение задания: предложить им произнести скороговорки или двустишее, придуманные самими детьми с разной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) с разной скоростью (медленно, быстро). К подготовительной группе дети подбирают рифму к слову или к ритмической фразе, начатой взрослым.
Для развития интонационной выразительности речи важна театрализованная деятельность, сюжетно – ролевые игры. В инсценировках дети учатся говорить разными голосами, передавая диалог действующих лиц.
Также надо помнить, что по формированию звуков у дошкольников должна проводиться систематически не только на занятиях по ЗКР, но и вне их, поправляя ребёнка, если он не правильно произносит звук, согласует слова в предложении.
Наблюдение за собственной речью приводит к тому, что дети, понимая значение слова, начинают связывать его со звуками, составляющими эти слова.
Можно развивать у детей навыки монологической речи в изложении коллективного рассказа на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим (в старших группах составление рассказа по сюжетным картинкам, можно проводить командами); при выполнении коллективных работ в лепке, аппликации, конструировании, рисовании (создание книги из всех рисунков). Такая деятельность развивает у детей умение договариваться между собой, согласовывать свои действия, учитывая мнение других ребят, в случае необходимости помогать товарищу, уступая ему.
Очень важно учитывать разный речевой уровень детей. Поэтому особое значение приобретает индивидуальная работа с каждым
ребёнком, а также с игровые формы обучения на занятиях и особенно вне, занятий. Цель индивидуальной работы – развитие речевых способностей каждого ребёнка.
Работа проводится в обстановке естественного общения участников игры. Детям с высоким уровнем речевого развития можно предложить короткие, но довольно сложные схемы, а для детей с низким уровнем – давать задания, с которым они могут справиться. В индивидуальном общении легче обучать рассказыванию из личного опыта: о любимых игрушках, о его близких,…
Дидактические игры, пальчиковая гимнастика, игры, хороводы помогают формированию двигательной активности, темпа, ритма речи, развитию мелкой и речевой моторики. Способствуют развитию речи в целом.
Особенно отчётливо тесная связь речевого и интеллектуального развития видна в формировании связной речи.
Чтобы связно рассказать о чём – нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать и отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно -следственные, временные) между предметами явлениями. Связное высказывание показывает, насколько ребёнок владеет богатством родного языка, его грамматически строем и одновременно отражает уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Поиск по сайту:
Источник