Развитие словаря ребенка в онтогенезе

8. ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ
ЛЕКЦИЯ 8. ОНТОГЕНЕЗ СЛОВАРЯ
Онтогенез словаря
Словарь и лексика – синонимы. Словарная работа и лексическая работа – синонимы.
Словарь – словарный запас отдельного человека = лексикон
Словарь активный – те слова, которые употребляет в речи. Словарь пассивный – те слова, которые понимает, но не употребляет в собственной речи
В возрасте около года, родители могут решить, что их ребенок знает больше слов, чем указано по статистике (см. ниже). На самом деле нельзя говорить об усвоении ребенком слова, пока он не начнет на него одинаково реагировать во всех ситуациях и при различных интонациях. То есть на вопрос: «Где собачка?» если ребенок реагирует правильно дома и не реагирует на улице, значит «собачка» для него это еще не слово, а только звуковой компонент той ситуации, которая разыгрывается дома. Этому ребенку нужно еще немного времени, чтобы «собачка» стала словом.
Первоначально, примерно до возраста 2-х лет почти все слова-существительные при их усвоении проходят стадию связи с действием. То есть при назывании предмета, если ребенок его опознал на слух, начинается ориентировочная реакция. Малыш ищет этот предмет и стремится выполнить с ним привычные действия (кружка – пить).
Следующий этап в освоении ребенком слова эта работа подражательного рефлекса – ребенок, услышав слово пытается многократно его проговорить, испытывая при этом удовольствие. (бака-бака-бака = собака).
Первые слова, появившиеся у ребенка носят функцию слов предложений. Ребенок говорит с разной интонацией и выражением лица «мама» и это может означать: я рад тебя видеть; или где ты была, мне без тебя плохо было, или иди сюда; или хочу есть; или спаси меня от вон того страшного зверя; или не отдавай меня на ручки этой тете Маше. Смысл слов-предложений полностью зависит от ситуации и потребностей ребенка на момент их произнесения.
Состав словаря у каждого ребенка глубоко индивидуален и зависит от образа жизни семьи, её культурного уровня, стиля материнского общения (императивный – словарь формируется позже, глаголов больше, чем у ребенка с комментирующей матерью, при комментирующей матери словарь формируется раньше, в нем существительных больше, чем у ребенка с императивной матерью. Затем разница в словаре исчезает). В возрасте 4 лет и позже словарь ребенка начинает отражать круг его интересов (география, космос, динозавры, машины), но круг интересов ребенка, так же зависит от образа жизни семьи. Императивный стиль – много молчим, даем указания. Похвалу и замечания только по делу. Комментирующий стиль – постоянно проговариваем что делаем сами, что делаем с ребенком, что делает сам ребенок.
Около 1 года – 12-20 слов. 80% составляют существительные. Глаголы (бух- падать, ам- кушать);.
– прилагательные, местоимения, наречия, служебные части речи отсутствуют.
– Первая степень обобщения слов*. Чтобы ребенок усвоил слово требуется 50-70 повторений с совпадением слова и предмета.
– Слова-предложения.
– Пассивное усвоение словаря (что рядом с ребенком произнесли, то и усвоил, те слова, которые чаще произносили, те быстрее освоил)
Около 2 лет – 200 – 300 слов. существительные – 75%, глаголы составляют 20% от общей речи. Прилагательные – 5%, появляются такие слова, как: хорошо, плохо. Местоимения также 5%.
– Активное расширение словаря – теперь ребенок сам спрашивает «Что это?».
– Появляется эффект «растяжения лексики» – одним словом называет все похожее («кися» – кошка, любая пушистая плюшевая игрушка, шапка, стрижка).
– Первая степень обобщения, начинает формироваться 2-ая степень обобщения. На вопрос: «Что такое стол» ребенок может ответить: «На нем едят». Для усвоения слова требуется 10 совпадений при проговаривании слова и предмета.
Около 3 лет – 1000 –1500 слов.
– местоимения и наречия часто путают при употреблении. Появляются служебные части речи. Простые предлоги и союзы: на, в, под, из.
– Вторая степень обобщения слов*.
– Начинает уменьшаться проявление растяжения словаря.
– Статистика по трехлетним детям – 36 % слов – бытовые слова; 16 % – объекты природы; 15 % – средства и способы передвижения. 1/3 от всех употребляемых за день слов = глаголы.
4 года – 1900 слов. есть сравнительная степень* больше, меньше. Появляются сложные союзы: потому что, чтобы, если б.
– Третья степень обобщения слов*. На вопрос: «Что такое стол?», ребенок может ответить: «Это мебель».
– Происходит уточнение словаря по типу освоения синонимов (веселый радостный, грустный – больной – по внешнему виду для детей это одинаково; и по типу разбора предметов на часть и целое (чайник – донышко, носик, ручка, крышечка).
5 лет – 2000-2500 слов. Четвертая степень обобщения слов*. Уточнение словаря.
6 лет – 3500 – 4000 слов (перечислить все) (шутка). Уточнение словаря
7 лет – 7 000 слов. Уточнение словаря
Словарь, сформировавшийся в дошкольном возрасте является ядром, которое мало меняется у человека в течении жизни. У среднего взрослого человека в активном словаре – 9 000 слов (у Пушкина 21 000 слов в активном словаре).
«Любимые слова детей дошкольного возраста»
- Я
- Хочу
- Буду
- Люблю
- Слова обозначающие людей*.
- Слова, обозначающие размер*.
- Слова, обозначающие цвет*.
- Сравнительная степень прилагательных*.
- Слова, обозначающие отрицательные оттенки*.
Всего за день ребенок произносит около 11 000 слов. Конечно многие слова повторяются.
Степени обобщения.
1 степень обобщения – слово обозначает только один предмет (кошка – только эта кошка, все остальные кошки – что-то неизвестное, чему названия нет)
2 степень обобщения – слово обозначает ряд однородных предметов (все кошки имеют право называться кошками, ребенок с этим согласен).
3 степень обобщения – появляются слова, объединяющие несколько групп предметов (ребенок понимает, что кошка входит в понятие животные).
4 степень обобщения – высшая степень обобщения всех предыдущих понятий (кошка – животные – фауна земли).
Литература
- Алексеева М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.
- Белякова Л.И., Заикание.
- Бородич А.М., Методика развития речи детей.
- Винарская В.Н., Возрастная фонетика, 2005 г.
- Жукова Н.С., Логопедия.
- ИНТЕРНЕТ ! ! !
- Малыш учится говорить, О.Жукова, 2007 г.
- Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / под ред М.Ф. Фомичевой.
- Основы логопедической работы с детьми / под ред. Г.В. Чиркиной.
- Поваляева М.А., Справочник логопеда.
- Программы воспитания и обучения детей «Радуга», «Детство», «Развитие» и др.
- Теория и методика развития речи дошкольников, Стародубова Н.А., 2007 г.
- Филичева Т.Б., Основы логопедии.
- Язык и сознание, Лурия А.Р., 1998 г.
https://subscribe.ru/catalog/socio.edu.logoped – здесь можно подписаться на еженедельную логопедическую рассылку.
Сайт о педагогике и логопедии https://nsportal.ru/olga-gubareva
Женский блог https://idi-k-nam.ru/profile
Блог о логопедии https://www.liveinternet.ru/users/4701016/
Дружественная группа в «Одноклассниках» – «Логопеды, логопедия»
Серия сообщений “Онтогенез детской речи”:
Переход на страничку онлайн логопеда Губаревой Ольги Анатольевны (жми)…
Часть 1 – ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ. ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ
Часть 2 – 2 ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ)
…
Часть 6 – 6. ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
Часть 7 – 7. ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.
Часть 8 – 8. ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ
Часть 9 – 9. ОНТОГЕНЕЗ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Часть 10 – 10. ОНТОГЕНЕЗ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Часть 11 – ПРИЗНАКИ НОРМАЛЬНОГО И ПАТОЛОГИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Часть 12 – ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ
Часть 13 – КАК БУДЕТ ГОВОРИТЬ ВАШ РЕБЕНОК, ЗАВИСИТ ОТ ВАС. М.Шохор-Троцкая
Источник
8. ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ
ЛЕКЦИЯ 8. ОНТОГЕНЕЗ СЛОВАРЯ
Онтогенез словаря
Словарь и лексика – синонимы. Словарная работа и лексическая работа – синонимы.
Словарь – словарный запас отдельного человека = лексикон
Словарь активный – те слова, которые употребляет в речи. Словарь пассивный – те слова, которые понимает, но не употребляет в собственной речи
В возрасте около года, родители могут решить, что их ребенок знает больше слов, чем указано по статистике (см. ниже). На самом деле нельзя говорить об усвоении ребенком слова, пока он не начнет на него одинаково реагировать во всех ситуациях и при различных интонациях. То есть на вопрос: «Где собачка?» если ребенок реагирует правильно дома и не реагирует на улице, значит «собачка» для него это еще не слово, а только звуковой компонент той ситуации, которая разыгрывается дома. Этому ребенку нужно еще немного времени, чтобы «собачка» стала словом.
Первоначально, примерно до возраста 2-х лет почти все слова-существительные при их усвоении проходят стадию связи с действием. То есть при назывании предмета, если ребенок его опознал на слух, начинается ориентировочная реакция. Малыш ищет этот предмет и стремится выполнить с ним привычные действия (кружка – пить).
Следующий этап в освоении ребенком слова эта работа подражательного рефлекса – ребенок, услышав слово пытается многократно его проговорить, испытывая при этом удовольствие. (бака-бака-бака = собака).
Первые слова, появившиеся у ребенка носят функцию слов предложений. Ребенок говорит с разной интонацией и выражением лица «мама» и это может означать: я рад тебя видеть; или где ты была, мне без тебя плохо было, или иди сюда; или хочу есть; или спаси меня от вон того страшного зверя; или не отдавай меня на ручки этой тете Маше. Смысл слов-предложений полностью зависит от ситуации и потребностей ребенка на момент их произнесения.
Состав словаря у каждого ребенка глубоко индивидуален и зависит от образа жизни семьи, её культурного уровня, стиля материнского общения (императивный – словарь формируется позже, глаголов больше, чем у ребенка с комментирующей матерью, при комментирующей матери словарь формируется раньше, в нем существительных больше, чем у ребенка с императивной матерью. Затем разница в словаре исчезает). В возрасте 4 лет и позже словарь ребенка начинает отражать круг его интересов (география, космос, динозавры, машины), но круг интересов ребенка, так же зависит от образа жизни семьи. Императивный стиль – много молчим, даем указания. Похвалу и замечания только по делу. Комментирующий стиль – постоянно проговариваем что делаем сами, что делаем с ребенком, что делает сам ребенок.
Около 1 года – 12-20 слов. 80% составляют существительные. Глаголы (бух- падать, ам- кушать);.
– прилагательные, местоимения, наречия, служебные части речи отсутствуют.
– Первая степень обобщения слов*. Чтобы ребенок усвоил слово требуется 50-70 повторений с совпадением слова и предмета.
– Слова-предложения.
– Пассивное усвоение словаря (что рядом с ребенком произнесли, то и усвоил, те слова, которые чаще произносили, те быстрее освоил)
Около 2 лет – 200 – 300 слов. существительные – 75%, глаголы составляют 20% от общей речи. Прилагательные – 5%, появляются такие слова, как: хорошо, плохо. Местоимения также 5%.
– Активное расширение словаря – теперь ребенок сам спрашивает «Что это?».
– Появляется эффект «растяжения лексики» – одним словом называет все похожее («кися» – кошка, любая пушистая плюшевая игрушка, шапка, стрижка).
– Первая степень обобщения, начинает формироваться 2-ая степень обобщения. На вопрос: «Что такое стол» ребенок может ответить: «На нем едят». Для усвоения слова требуется 10 совпадений при проговаривании слова и предмета.
Около 3 лет – 1000 –1500 слов.
– местоимения и наречия часто путают при употреблении. Появляются служебные части речи. Простые предлоги и союзы: на, в, под, из.
– Вторая степень обобщения слов*.
– Начинает уменьшаться проявление растяжения словаря.
– Статистика по трехлетним детям – 36 % слов – бытовые слова; 16 % – объекты природы; 15 % – средства и способы передвижения. 1/3 от всех употребляемых за день слов = глаголы.
4 года – 1900 слов. есть сравнительная степень* больше, меньше. Появляются сложные союзы: потому что, чтобы, если б.
– Третья степень обобщения слов*. На вопрос: «Что такое стол?», ребенок может ответить: «Это мебель».
– Происходит уточнение словаря по типу освоения синонимов (веселый радостный, грустный – больной – по внешнему виду для детей это одинаково; и по типу разбора предметов на часть и целое (чайник – донышко, носик, ручка, крышечка).
5 лет – 2000-2500 слов. Четвертая степень обобщения слов*. Уточнение словаря.
6 лет – 3500 – 4000 слов (перечислить все) (шутка). Уточнение словаря
7 лет – 7 000 слов. Уточнение словаря
Словарь, сформировавшийся в дошкольном возрасте является ядром, которое мало меняется у человека в течении жизни. У среднего взрослого человека в активном словаре – 9 000 слов (у Пушкина 21 000 слов в активном словаре).
«Любимые слова детей дошкольного возраста»
- Я
- Хочу
- Буду
- Люблю
- Слова обозначающие людей*.
- Слова, обозначающие размер*.
- Слова, обозначающие цвет*.
- Сравнительная степень прилагательных*.
- Слова, обозначающие отрицательные оттенки*.
Всего за день ребенок произносит около 11 000 слов. Конечно многие слова повторяются.
Степени обобщения.
1 степень обобщения – слово обозначает только один предмет (кошка – только эта кошка, все остальные кошки – что-то неизвестное, чему названия нет)
2 степень обобщения – слово обозначает ряд однородных предметов (все кошки имеют право называться кошками, ребенок с этим согласен).
3 степень обобщения – появляются слова, объединяющие несколько групп предметов (ребенок понимает, что кошка входит в понятие животные).
4 степень обобщения – высшая степень обобщения всех предыдущих понятий (кошка – животные – фауна земли).
Литература
- Алексеева М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.
- Белякова Л.И., Заикание.
- Бородич А.М., Методика развития речи детей.
- Винарская В.Н., Возрастная фонетика, 2005 г.
- Жукова Н.С., Логопедия.
- ИНТЕРНЕТ ! ! !
- Малыш учится говорить, О.Жукова, 2007 г.
- Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / под ред М.Ф. Фомичевой.
- Основы логопедической работы с детьми / под ред. Г.В. Чиркиной.
- Поваляева М.А., Справочник логопеда.
- Программы воспитания и обучения детей «Радуга», «Детство», «Развитие» и др.
- Теория и методика развития речи дошкольников, Стародубова Н.А., 2007 г.
- Филичева Т.Б., Основы логопедии.
- Язык и сознание, Лурия А.Р., 1998 г.
https://subscribe.ru/catalog/socio.edu.logoped – здесь можно подписаться на еженедельную логопедическую рассылку.
Сайт о педагогике и логопедии https://nsportal.ru/olga-gubareva
Женский блог https://idi-k-nam.ru/profile
Блог о логопедии https://www.liveinternet.ru/users/4701016/
Дружественная группа в «Одноклассниках» – «Логопеды, логопедия»
Источник
Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности [9, с.59].
Словарь делят на активный и пассивный. Пассивный словарь – это часть словарного состава языка, понятная ребёнку. Она зависит от психического развития, социальной среды и возраста ребёнка. Под активным словарём имеют в виду употребляемую в повседневной жизни часть словарного языка конкретного ребёнка.
По мнению исследователей Н.В.Серебряковой и Р.И.Лалаевой, развитие словаря ребёнка зависит с одной стороны от развития мышления и других психических процессов, с другой – от развития всех компонентов речи, а именно фонематического и грамматического строя речи [6, с.68].
Для обозначения того, что доступно его пониманию, ребёнок использует слова, речи. Поэтому для словаря ребёнка характерна раннее появление слов конкретного значения и позднее – слов обобщающего характера.
По мнению исследователей Н.В.Серебярковой и Р.И.Лалалаевой развитие речи в онтогенезе обусловлено и развитием представлений об окружающей действительности. По мере знакомства с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, словарь ребёнка обогащается. Освоение окружающего мира происходит за счёт неречевой и речевой деятельности при взаимодействии с реальными явлениями и объектами, а также при общении со взрослыми [6, с.38].
Установление контакта с окружающим миром является первоначальной функцией речи ребёнка. Это функция сообщения. Общение ребёнка носит ситуативный характер в связи с тем, что деятельность ребёнка раннего возраста осуществляется совместно со взрослым.
По мнению Р.И.Лалаевой и Н.В.Серебряковой предпосылки для развития речи определяются двумя процессами. Первым является неречевая предметная деятельность самого ребёнка. Под этим процессом понимается расширение связей с окружающим миром через чувственное, конкретное восприятие мира. Речевая деятельность взрослых и их общение с ребёнком является вторым фактором развития речи [7, с.56].
В связи с этим в развитии лексики немаловажное развитие имеет и социальная среда, в которой воспитывается ребёнок. В зависимости от социального уровня семьи возрастные нормы словарного запаса детей одного возраста колеблются. Это связано с тем, что словарь усваивается ребёнком непосредственно в процессе общения [7, с.56].
По мнению исследователей для конца первого и начала второго года жизни всё большее значение имеет словесный раздражитель. Реакция на него в начальной стадии проявляется как ориентировочный рефлекс. Потом на основе рефлекса формируется рефлекс второго порядка, для которого характерны подражательность и многократное повторение слов. Для данного периода развития речи характерны лепетные слова.
В научной литературе этот период развития речи имеет название стадии «слово-предложение». Слова на этой стадии либо повелительного или указательного значения, либо называют предмет или действие.
Расчленение комплексов на части, выступающие между собой в различных комбинациях, происходит в возрасте от 1,5 до 2 лет. В это время запас слов ребёнка начинает быстро расти, и к концу второго года жизни насчитывает порядка 300 слов разных частей речи.
Слово у ребёнка развивается не только в направлении предметной соотнесённости слова, но и в направлении развития значения.
Л.С. Выготский, анализируя развитие значения слова в онтогенезе, писал: «Речь и значение слов развивались естественным путем, и история того, как психологически развивалось значение слова, помогает осветить до известной степени, как происходит развитие знаков, как у ребенка естественным образом возникает первый знак, как на основе условного рефлекса происходит овладение механизмом обозначения» [3, с.29].
Вначале новое слово у ребёнка возникает как непосредственная связь между конкретным слово и соответствующим ему предметом.
Для первой стадии развития детских слов характерен тип условных рефлексов. При восприятии нового слова (так называемого условного раздражителя) ребёнок сначала связывает его с предметом, а впоследствии и воспроизводит его.
Переход от пассивного приобретения слов окружающих его людей к активному расширению своего словаря приходится на возраст от 1,5 до 2 лет. В это время ребёнок использует вопросы: «Что это?», «Как это называется?».
К 3,5 – 4 годам предметная соотнесённость слова носит достаточно устойчивый характер, процесс формирования предметной соотнесённости слова продолжается.
По ходу формирования лексики у детей происходит и уточнение значения слов.
Вначале значение слова носит полисемантический характер. Его значение аморфно и расплывчато. Слово нередко может иметь несколько значений. Одним и тем же словом могут обозначаться и предмет, и признак, и действие с предметом.
Слова сопровождаются интонацией, жестами, с помощью которых уточняется его значение. Параллельно уточнению значения слова идёт и развитие структуры значения слова.
В зависимости от контекста и интонации слово приобретает различные оттенки значения.
В процессе онтогенеза значение слова развивается. Л.С. Выготский писал: «Всякое значение слова … представляет собой обобщение. Но значения слов развиваются. В тот момент, когда ребенок впервые усвоил новое слово … развитие слова не закончилось, оно только началось; оно является вначале обобщением самого элементарного типа и только по мере своего развития переходит от обобщения элементарного типа к все высшим типам обобщения, завершая этот процесс образованием подлинных и настоящих понятий» [3, с.32]. Структура значения слова в разные возрастные периоды является различной.
Сначала ребёнок осваивает денотативный компонент значения слова: устанавливает связь между конкретным денотатом (предметом) и его обозначением.
Освоение концептуального, понятийного значения слова идёт по мере становления операций синтеза, сравнения, анализа, обобщения. Постепенно ребёнок усваивает и контекстуальное значение слова. На формирование предметной соотнесённости слова оказывают влияние побочные, ситуативные факторы, в дальнейшем перестающие играть роль в этом процессе.
На предметную соотнесённость слова при раннем этапе развития речи оказывают большое влияние ситуации, мимика, интонация, жест. Слово при этом имеет расширенное значение. Предметная соотнесённость слова в это время может терять конкретную предметную соотнесённость и приобретать расплывчатое значение.
При формировании речевой деятельности в онтогенезе центральным процессом является развитие связи между языковыми знаками и действительностью.
Имя предмета на начальном этапе овладения знаками языка становится как бы частью или свойством самого предмета. Значение слова при этом выступает как способ закрепления в сознании ребёнка представления о данном предмете.
На начальной стадии знакомства со словом ребёнку ещё сложно усвоить слово в его «взрослом» значении. Поэтому детям свойственен феномен неполного овладения значением слова. Это связано с тем, что ребёнок понимает слово как название конкретного предмета, а не как название класса предметов.
В развитии значения слова у детей могут отмечаться явления сдвинутой референции, или растяжения значения слов, сверхгенерализации. Это происходит в основном у детей от 1 до 2,5 года. Характерным является перенос названия одного предмета на ряд других, ассоциативно связанных с ним. Ребёнок может использовать слово, чтобы назвать целый ряд предметов, имеющих один или несколько общих признаков, или общее функциональное назначение предметов.
С развитием словаря растяжение значений слов постепенно сужается. Так происходит потому, что при общении со взрослыми дети усваивают новые слова, уточняют их значение и корректируют употребление старых. Таким образом по изменению значения слова можно увидеть развитие представлений об окружающем мире у ребёнка. Оно тесно связано с когнитивным развитием последнего.
Л.С. Выготский подчеркивал, что в процессе развития ребенка слово изменяет свою смысловую структуру, обогащается системой связей и становится обобщением более высокого типа. При этом значение слова развивается в двух аспектах: смысловом и системном. Смысловое развитие, значения слова заключается в том, что в процессе развития ребенка изменяется отнесенность слова к предмету, системе категорий, в, которую включается данный предмет. Системное развитие значения слова связано с тем, что меняется система психических процессов, которая стоит за данным словом. Для маленького ребенка ведущую роль в системном значении слова играет аффективный смысл, для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста – наглядный опыт, память, которая воспроизводит определенную ситуацию. Для взрослого же человека ведущую роль играет система логических связей, включение слова в иерархию понятий [2, с.52].
Постепенный количественный рост словаря ребёнка происходит в результате обогащения жизненного опыта, усложнения деятельности и развития общения с окружающими людьми. В литературе можно встретить значительные расхождении в объёме словаря и его прироста. Это связано с тем, что в зависимости от условий жизни и воспитания индивидуальные особенности развития словаря разные [8, с.72].
По данным исследований Е.А.Аркина в 1 год словарь ребёнка составляет 9 слов, 1 год 6 месяцев – 39 слов, 2 года – 300 слов, 3 года 6 месяцев – 1110 слов, к 4 годам – 1926 слов.
Словарь ребёнка старшего дошкольного возраста можно уже рассматривать как национальную языковую модель. Это связано с тем, что в этом возрасте ребёнок успевает освоить все основные модели родного языка. В этом возрасте происходит формирование ядра словаря, существенно не меняющегося в дальнейшем. Основной каркас независимо от количественного пополнения словаря не меняется [4, с.93].
Анализируя словарный состав разговорной речи детей в возрасте от 6 до 7 лет, А.В. Захарова выделила наиболее употребительные знаменательные слова в речи детей: существительные (мама, люди, мальчишка), прилагательные (маленький, большой, детский, плохой), глаголы (пойти, говорить, сказать). Среди существительных в словаре детей преобладают слова, обозначающие людей. Исследование словаря детей с точки зрения распространенности имен прилагательных показало, что на каждые 100 словоупотреблений приходится в среднем лишь 8,65 % прилагательных. Среди наиболее частотных прилагательных, регулярно повторяющихся в речи детей Захарова выделяет прилагательные с широким значением и активной сочетаемостью (маленький, большой, детский, плохой, мамин и др.), антонимы из самых употребительных семантических групп: обозначение размера (маленький – большой), оценки (хороший – плохой); слова с ослабленной конкретностью (настоящий, разный, общий); слова, входящие в словосочетания (детский сад, Новый год). Важное место среди групп прилагательных детского словаря занимают местоименные прилагательные. В общем списке самая высокая частотность отмечается у таких местоименных прилагательных, как такой (108), который (47), этот (44), свои (27), всякий (22), наш (10), весь, каждый (17), мой, самый(16) [6, с.84].
Если анализировать речь детей 6-7 летнего возраста то можно выявить более 40 прилагательных, которые употребляют дети для обозначения цвета. Речь детей этой группы оказалась по сравнению со взрослыми более распространена прилагательными. Чаще всего дети употребляют следующие прилагательные для обозначения цвета: красный, синий, чёрный, белый.
Кроме того, в речи детей данной возрастной группы отрицательная оценка преобладает над положительное. Активно употребляются сравнительные степени прилагательных.
Таким образом, словаря ребёнка в количественном и качественном отношении формируется по мере развития психических процессов, обогащения сенсорного опыта, качественного изменения деятельности и расширения контактов с окружающим миром.
Слова в лексиконе не выступают как изолированные единицы. Они соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями, тем самым образуя сложную систему семантических полей. Поэтому актуальным является вопрос о становлении лексико-семантической системы в онтогенезе.
Лексика ребёнка по мере развития мышления обогащается, систематизируется. Слова как бы группируются в семантические поля. При этом происходит не только объединение слов в семантические поля, но и распределение лексики внутри семантического поля: выделяются ядро и периферия. Ядро семантического поля составляют наиболее частотные слова, обладающие выраженными семантическими признаками [4, с.69].
Исследователь А.И.Лаврентьева по данным исследования становления лексико-семантической системы у детей от 1 года 4 месяцев до 4 лет выделила четыре этапа развития системной организации детского словаря.
Первый этап развития словаря ребёнка выступает как набор отдельных слов (от 20 до 50). Набор лексем при этом неупорядочен [5, с.102].
На втором этапе словарный запас быстро увеличивается. В сознании ребёнка формируется некоторая система слов, которые относятся к одной ситуации, образуются их группы. Об этом свидетельствуют вопросы ребёнка о названиях окружающих его предметов и явлений. Как правило, называние одного слова из данной группы вызывает у ребенка называние других элементов этой группы. А.И. Лаврентьева определяет этот этап как ситуационный, а группы слов – ситуационные поля [5, с.48].
Далее ребёнок уже начинает осознавать, что определённые элементы ситуации сходны. Начинается объединение лексем в тематические группы. Эти явления сигнализируют о начале третьего этапа в формировании лексической системы. Он носит название тематического этапа.
Особенностью четвертого этапа развития лексической системы в онтогенезе является преодоление этих замен, а также возникновение синонимии. На данном этапе системная организация словаря ребенка приближается по своему строению к лексико-семантической системе взрослых [1, с.37].
Проанализировав литературные данные можно сделать вывод, что этиология общего недоразвития речи очень многообразна. Поэтому в современном мире среди детей распространённость общего недоразвития речи достаточно широка. При общем недоразвитии речи нарушено формирование всех компонентов речевой системы: и звуковой, и смысловой стороны.
При общем недоразвитии речи остаются стойкими отклонения количественной и качественной характеристики словарного запаса. В связи с этим необычайно важно исследовать особенности лексической стороны речи.
Список использованной литературы:
- Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью. – М., 1991.
- Выготский Л.С. Развитие устной речи.// Детская речь. – М., 1966. Ч. 1. С. 51-78.
- Выготский Л.С. Мышление и речь//Психология. – М., 2000.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: 1961.
- Лаврентьева А.И. Этапы становления лексико-семантической системы у детей // Усвоение ребенком родного языка. – СПб.,1995.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. – СПб, 2003.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб., 2004.
- Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до 5 лет. – СПб.: КАРО, 2004.
- Понятийно – терминологический словарь логопеда. Под ред. Селиверстова В.И. – М., 1997.
Источник