Развитие словаря ребенка старшего дошкольного возраста

Элла Неживова
Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.

Цель работы: осветить особенности овладения словарём детьми старшего дошкольного возраста.

Раскрыть проблему формирования словаря у детей как количественное накопление слов и качественное освоение значения слов на основе развития представлений и мышления.

I. Теоретическая часть

Введение

Уровень развития словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Дети со средним уровнем – отличаются нестабильностью успехов в учебе.

На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний, формировании словарного запаса. Словарный запас детей формируется за счёт познания окружающей действительности, предметного мира.

Речевое развитие ребенка 6 лет представляет собой интенсивное обогащение словарного запаса. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается та сторона языка, которая непосредственно связана с общением, то есть усвоение лексических значений слов.

Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами.

Формирование словаря как задача речевого развития дошкольного возраста

Работа над словом – исходной единицей языка занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи.

Работа по формированию словаря у дошкольников рассматривается как «целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка».

Развитие словаря детей понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально – закреплённых значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения.

Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная и письменная речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.

Язык, как средство общения – это, прежде всего, язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлечённые понятия, выражаются чувства и отношения.

Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идёт одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.

Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно – действенное и наглядно – образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно – логического мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий.

Методика развития речи рассматривает такой важный вопрос, как понятие о словаре активном и пассивном.

Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

Пассивный словарь – это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышит.

Перевод слов из пассивного словаря дошкольников в активный, представляет собой специальную задачу развития речи. Введение в речь детей слов, которые они самостоятельно усваивают с трудом, употребляют в искажённом виде, требует педагогических усилий. Данные психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, усвоение которых детьми на различных возрастных ступенях затруднено.

Формирование словаря детей рассматривается в двух аспектах.

Первый аспект заключается в освоении ребёнком предметной отнесённости слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей.

Второй аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Здесь особое значение приобретают ознакомление детей с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т. е. развитие смысловой стороны речи. Оба эти аспекта взаимосвязаны между собой, и, безусловно, работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова.

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьёвой, М. М. Кониной и уточнены в последующие годы.Сегодня принято выделять четыре основные задачи:

1. Обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных ребёнком слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счёт общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

2. Уточнение словаря, т. е. словарно – стилистическая работа. Овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т. п.). Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связанно с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов, поэтому требуется работа по углублению понимания детьми уже известных слов, наполнению их конкретным содержанием на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшему овладению обобщением, которое в них выражено, развитию умения пользоваться общеупотребительными словами.

3. Активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;

Усваиваемые детьми словаделятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребёнок понимает, связывает с определёнными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребёнок не только понимает, но и активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребёнок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить её много раз, так как в процессе восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении – ещё и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставление слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.

4. Устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны. Рассмотрим подробнее каждое из этих основных направлений.

Обогащение словаря способствует количественному накоплению слов, необходимых ребёнку для речевого общения с окружающими. Основную часть лексики составляют знаменательные слова (существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия). Это наиболее полноправные слова: они служат названиями, выражают понятия и являются основой в предложении (выступают в роли подлежащих, сказуемых, определений, дополнений, обстоятельств). Обогащение речи детей должно идти, прежде всего, за счёт знаменательных слов. Большую трудность для усвоения ребёнком представляют числительные, являющиеся наиболее абстрактной частью лексики; они называют отвлечённые числа или порядок предметов при счёте. Обогащение речи детей числительными в основном происходит на занятиях по развитию элементарных математических представлений, но закрепление и активизация этих слов должны быть специальным предметом словарной работы на занятиях по развитию речи. Важную роль играет обогащение речи дошкольников словами, обозначающими качества и свойства предметов, а также элементарными понятиями. Эти задачи появляются в средней группе, и большое значение приобретают в старших.

Переход к обобщениям возможен только тогда, когда ребёнок накопил достаточный запас конкретных впечатлений об отдельных предметах и соответствующих словесных обозначений.

В старших и подготовительной к школе группах детей приучают дифференцировать качества, свойства предметов по степени их выражённости (кисленький, кисловатый, кисло – сладкий, кислый – кислый, кислующий, а также усвоенные ранее понятия (посуда кухонная, чайная). В этих группах, особенно в подготовительной к школе группе, уделяется внимание ознакомлению детей с образным словарём, синонимами, антонимами, эпитетами, сравнениями.

Дошкольников следует знакомить и со словарём, используемым в фольклорных произведениях (пригожий, детушки, травушка, матушка, родимая и др.). Ребёнка дошкольного возраста, особенно старшего, следует приучать воспринимать, т. е. слышать, понимать и отчасти запоминать, и использовать в речи отдельные простые по содержанию, доступные ему выражения из народно – разговорной фразеологии, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. Маленькому ребёнку трудно усвоить общее значение словосочетания, которое не зависит от конкретного смысла слов, его составляющих (на седьмом небе и т. п.). Поэтому воспитатель должен включать в свою речь выражения, смысл которых будет ясен детям при определённой ситуации или при соответствующем объяснении,например: «вот тебе и раз», «капля в море», «мастера на все руки», «водой не разольешь» и т. п.

Закрепление и уточнение словаря подразумевает помощь ребенку в освоении значения слов, а также в их запоминании. Прежде всего, в специальном закреплении нуждаются слова трудные для детей:

-собирательные существительные (белизна, красота и др.);

-отвлеченные существительные, числительные, относительные прилагательные (городской, пассажирский, железнодорожный и т. д.);

-слова, сложные в звуковом или морфологическом отношении (тротуар, метро, экскаваторщик).

Наряду с закреплением словарярешается и другая задача: уточнение смысла, углубление его значения. Этот процесс происходит на протяжении всего дошкольного возраста.

С течением времени ребенок шире понимает значение слова, учится выделять и обобщать наиболее существительные признаки предметов и обозначать их словом. В многочисленном повторении и закреплении нуждаются слова, обозначающие цвет, материал, пространственные и временные понятия. Необходимо обращать внимание детей на многозначность слова.

Активизация словаря – это важнейшая задача словарной работы в детском саду. В процессе этой работы воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Специальные приемы активизации словаря должны вызвать у ребенка внимание к выбору слова, формировать точность и ясность речи.

Работа над синонимами (словами, разными по звучанию, но имеющими одинаковое или близкое значение) помогает понимать смысловую сторону слова, выбирать наиболее подходящее слова из всего лексического богатства. Антонимы заставляют вспомнить и сопоставить предметы и явления по их временным и пространственным отношениям, величине и свойствам и т. д. (холодный – горячий, толстый – тонкий, утро – вечер).

Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, усваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и, прежде всего, в значениях слов.

Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операционной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Заключение

Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Проводя словарную работу, мы одновременно решаем задачи нравственного и эстетического воспитания. Через слово формируется нравственность, навыки поведения. В отечественной методике обучения русскому языку работа над словом рассматривается не только в узком, прагматическом аспекте (формирование речевых навыков). В ее традиции уроки родного языка являются уроками воспитания нравственности, гражданственности. Большое значение имеет воспитательный потенциал лексики, помогающий выработать нравственные ориентиры.

Таким образом, роль слова как важнейшей единицы языка и речи, его значение в психическом развитии ребенка определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду.

II. Практическая часть

Опишите, составьте 2-3- дидактические игры на формирование и активизацию словаря детей старшего дошкольного возраста.

1. Игра «Что бывает круглым?»

Цель игры: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, воспитатель задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч воспитателю. Воспитатель, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня)

2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур)

3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто, дом, шкаф)

4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье)

5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней, камень, ночь)

6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко)

7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли)

8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки, перчатки, шапка)

9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока)

10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок)

11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей)

2. Игра «Объясните, почему…»

Цель игры: Игра направленная на обогащение и активизацию всех частей речи, научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Ход игры. Воспитатель объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить воспитатель, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.

Незаконченные предложения для игры:

Вова заболел… (простыл). Мама взяла зонт… (идёт дождь). Дети легли спать… (поздно). Очень хочется пить… (жарко). Лед на реке растаял… (тепло). Деревья сильно закачались… (дует ветер). Стало очень холодно… (пошёл снег).

3. Игра «Горячий – холодный»

Цель: формирование словаря прилагательных, закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Методическое указание. Игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный» («различный», «противоположный».По картинкам: Река широкая, а ручеек узкий. Медведь большой, а медвежонок маленький. Дедушка старый, а юноша молодой.

Ход игры. Воспитатель, бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая воспитателю мяч, называет другое — с противоположным значением.Воспитатель:Горячий – Дети: Холодный (Хороший – Плохой; Умный – Глупый ; Веселый – Грустный; Острый – Тупой; Гладкий – Шероховатый; Легкий – Тяжелый; Глубокий – Мелкий; Светлый – Темный; Добрый – Злой; Радостный – печальный; Быстрый – Медленный; Частый – Редкий; Мягкий – твердый; Ясный – пасмурный; Высокий – низкий).

Усложнение. Можно предложить детям добавить существительное.Например: Острый нож. Ясный день. Глубокое озеро.

Литература

1. Алексеева М. М. Методика развития речи дошкольников / М. М. Алексеева. – М., 2006.

2. Алексеева М. М. Речевое развитие дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М., 1998.

3. Атласова Т. Л. Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. //www.scienceforum.ru.

4. Бавыкина Г. Н. Формирование словаря детей дошкольного возраста / Г. Н. Бавыкина. – Комсомольск-на Амуре, 1996.

5. Бородич А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. – М., 1981

6. Колунова Л. А. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Проблемы изучения речи дошкольников / Л. А. Колунова. – М., 1994.

7. Рожкова А. Н. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры. //www.maam.ru.

8. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н. А. Стародубова. – М., 2007.

9. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 2001. – 336 с.

10. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. – М., 2001.

+

Источник

«Особенности развития словаря детей

старшего дошкольного возраста»

Слово – носитель содержания, обусловливающего звуковую оболочку речи. Известно, что чем богаче словарь человека, тем больше возможностей у говорящего выбрать нужную словоформу для построения связного высказывания. Таким образом, уверенное владение словарным запасом  – одно из условий успешного включения ребенка в сферу общения с окружающими.

Параллельно с коммуникативной функцией слово выполняет и когнитивную (познавательную) функцию, так как является не только единицей речи, но и мышления (по Л. С. Выготскому). Вот почему развитие словаря ведет к формированию всех высших психических процессов – мышления, восприятия, памяти, внимания, воображения, целенаправленного поведения.

При нормальном речевом развитии ребёнка его словарь изменяется количественно и качественно. Количественные изменения – это расширение объёма словаря, а качественные – закономерности усвоения детьми значения слов.

Так, словарь ребенка в возрасте 6 -7 лет составляет 4000-4500 слов. При этом старшие дошкольники активно овладевают не только предметным, но и глагольным словарём, а также словарём состояний, признаков. Словарный запас пополняется и за счёт использования детьми слов, образованных суффиксально-префиксальным способом (палец→ пальчик, железо → железный и т. д.).

Одновременно с количественным ростом словаря происходит систематизация лексики. Ребенок, пользуясь обобщающими существи-тельными, способен тонко дифференцировать их (например, дикие звери и домашние животные, а не просто животные), в речи детей появляются отвлеченные существительные (надежда), сложные слова (длинноногий жираф), многозначные слова, слова с переносным смыслом, антонимы, синонимы, эпитеты, метафоры.

Таким образом, к концу дошкольного периода словарь детей достигает такого уровня, что они свободно общаются со взрослыми и сверстниками и могут поддерживать разговор почти на любую тему, доступную для понимания в их возрасте.

У детей с речевыми нарушениями и ЗПР часто наблюдается разной степени выраженности недоразвитие лексической стороны речи. Словарь таких детей беден, нарушается понимание речи.

 Дети зачастую не владеют словарём по определенным темам:   «Насекомые»,  «Рыбы», «Продукты питания», «Деревья», «Грибы», «Учебные вещи», «Профессии людей» и др. Вызывает трудности называние отдельных частей предмета (У книги обложка, страница). Лексический запас  прилагательных ограничен: дети  редко пользуются определениями со значением формы (круглый, овальный и др.), высоты, толщины, длины и т. п. Дети не могут правильно подобрать глагольную лексику для обозначения способа передвижения, голосоподачи, профессиональных действий людей (черепаха идет, лягушка идет вместо черепаха ползёт, лягушка прыгает), путают близкие по семантике глаголы (шьёт, зашивает, штопает, вышивает). Характерно отсутствие синонимов, антонимов и слов сложной  семантики – обобщающих, абстрактных, многозначных, слов с  переносным значением.

Пассивный словарь значительно преобладает над активным. Отмечаются трудности актуализации пассивного словаря: часто для воспроизведения слова ребенку требуется наводящий вопрос.

Преобладающим типом лексических ошибок является неправильное употребление слов в речевом контексте. Не зная многих наименований предметов, действий, признаков, дети заменяют их другими неточными словами, нарушая тем самым лексическую сочетаемость. Например, чешет нос вместо точит нож.                       

Методика словарной работы предусматривает решение следующих задач:

Обогащение словаря (усвоение новых слов и новых значений уже известных слов);

Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно;

Активизация словаря (перевод слов из пассивного словаря в активный).

Способы объяснения значения нового слова:

Наглядные (натуральные) приёмы: демонстрация предметов, их действий

 и признаков, организация активного наблюдения за ними;

Словесные приёмы:

а) подбор родственного слова: яблоня – яблоко, яблочный;

б) подстановка синонима: изба – дом;

в) подбор антонима: тусклый – яркий;

г) сопоставление паронимов: землянка – земляника;

д) разложение общего понятия на частные: инструменты – это молоток, пила…;

е) объяснение с помощью толкования слова: подснежник – это название первого весеннего цветка;

д) опора на контекст: значение слова крохотный понятнее в предложении Крохотный ребёнок спал в коляске.

Рекомендации логопеда воспитателям по проведению словарной работы:

Словарная работа с детьми дошкольного возраста ведётся на практическом уровне без употребления специальной лингвистической терминологии;

Формирование лексики ребенка в детском саду тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире;

Изучаемый словарь обязательно должен быть тематическим и частотным (сначала дети знакомятся с наиболее часто встречающимися словами по заданной теме, а затем – с менее употребительными);

Изучаемый словарь должен быть нейтральным (в нём должны отсутствовать диалектные, жаргонные, профессиональные и др. слова);

Наглядные (натуральные) способы объяснения значения новых слов применяются в большей степени по сравнению со словесными приёмами семантизации;

Эффективность словарной работы во многом зависит от оснащённости занятий наглядным материалом: натуральные предметы, картинки, оречевление действий, символика и моделирование и т. д.;

Процесс презентации слов должен опираться на работу всех возможных анализаторов: новое слово воспринимается ребёнком на слух, далее разбирается его значение с использованием наглядных или словесных средств. Важно  предоставить ребенку возможность предметно-практической деятельности с наблюдаемыми предметами: ребёнок рассматривает, слушает, трогает, нюхает, разбирает, раскрашивает, лепит заданный предмет; выполняет с этим предметом по словесной инструкции как можно больше действий. Такое установление связей между личным опытом и речевым материалом помогает прочнее усвоить ребенку новое.

Должна быть выдержана дозировка слов на единицу учебного времени (оптимальное число слов для дошкольников в пределах одного этапа – 2-3);

Для введения слова в речь необходимо его постоянное повторение, а также включение в состав предложения;

 Презентацию и закрепление слов следует осуществлять в игровых, интересных для детей ситуациях, так как запоминание новой лексики идёт интенсивнее, если она эмоционально значима для ребёнка;

Особая задача на лексических занятиях – развитие у детей навыков словообразования;

Наиболее часто используемые воспитателями лексические игры: «Назови одним словом!» (подбор обобщающих слов), «Наоборот» (подбор антонимов), «Скажи ласково!», «Большой – маленький» (на образование слов с уменьшительно-ласкательным значением), «Что из чего?» (на образование относит. прилагательных от существительных), «Это чьё?» (на образование притяжательных местоимений и прилагательных) и др.

Источник