Развитие словаря ребенка 5 лет

Оля Каширская
Формирование словарного запаса у детей 5–6 лет с помощью различных игр и упражнений

Ребенок должен уметь использовать речь в качестве средства общения, строить связное, грамматически правильное монологическое высказывание и вести диалог.

Также необходимо, чтобы у него был развит фонематический слух и артикуляционные умения, сформированы основы интонационной культуры речи. Ребенок должен иметь достаточный словарный запас, уметь воспринимать на слух тексты и пересказывать их.

Проблема заключается в том, что у современных детей отмечается ухудшение познавательно-речевого развития. Поэтому считаю актуальной продолжать тему для самообразования «Развитие словарного запаса с помощью игр и упражнений у детей дошкольного возраста»

Целью работы над данной темой является:

• повышение теоретического и практического уровня, компетентности.

• систематизация работы по развитию речи у дошкольников в соответствии с ФГОС.

Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:

• изучить методическую литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;

• разработать перспективный план.

• выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей;

• определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;

• систематически проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой системы работы;

• представить коллегам наработанный опыт реализации проблемной темы.

В результате работы над темой предусмотрены такие формы отчетности:

• картотека дидактических игр, упражнений по развитию словарного запаса у дошкольников;

• памятка для родителей по работе над развитием речи у детей;

• занятие по развитию речи;

Деятельность по реализации темы самообразования направлена на достижение таких результатов:

совершенствование образовательного процесса;

активизация речевой деятельности дошкольников;

улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей;

повышение профессионального уровня и компетентности педагога.

Октябрь- ноябрь.

1.«Мяч бросай и животных называй»

В зависимости от темы игры возможны варианты:

«Мяч бросай, четко фрукты называй» или

«Мяч бросай, транспорт быстро называй».

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1. Ход игры.

Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Взрослый: – Овощи;Дети: – Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.

Взрослый: – Фрукты;Дети: – Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.

Взрослый: – Ягоды;Дети: – Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.

Взрослый: – Деревья;Дети: – Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь. и т. д.

Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова.Взрослый: Огурец, помидор,репа:Ребенок: Овощи.

Дикие и домашние животные.

«Животные и их детеныши»

Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного.Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре.

У медведя — медвежонок, у верблюда — верблюжонок, у волка — волчонок, у зайца — зайчонок, у кролика — крольчонок, у белки — бельчонок, у коровы — теленок, у лошади– жеребенок, у свиньи — поросенок, у овцы — ягненок, у курицы — цыпленок, у собаки — щенок.

Дидактическая игра «Отгадай, кто это?»

Цель: учить подбирать предмет к действию. (Взрослый загадывает загадку, а ребенок её отгадывает.) Сторожит, грызет, лает? – …. Хрюкает, роет? – …. Ржет, бегает, скачет? – …. Мяукает, лакает, царапается? – ….

Мычит, жуёт, ходит? – …. (Затем аналогичные загадки загадывает ребенок.)

Игра «Чей, чья, чье?»

Цель:: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

След (чей) – лисий, волчий …. Уши (чьи) – лисьи, волчьи, заячьи, медвежьи. Голова (чья) – лисья, волчья, заячья, медвежья.

«Какой? Какая?»

Цель: формирование умений у детей использовать в речи прилагательные и правильно согласовывать их с существительными.

Оборудование: картинки с изображением животных.

Волк (Какой) – злой, голодный, серый, большой, лохматый…

Медведь (Какой) – большой, огромный, лохматый, косолапый, сильный, бурый.

Лиса (Какая) – хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая…

Заяц (Какой) – трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой…

Белка (Какая)запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая…

«Подбери словечко»

Цель: формирование умений у детей подбирать и называть слова-действия.

Медведь (что делает)(спит, переваливается, косолапит, охотится).

Волк (что делает)(воет, убегает, догоняет, высматривает).

Лиса (что делает)(выслеживает, бежит, ловит, вынюхивает).

Заяц (что делает… (прыгает, прячется, грызет).

«Один – много»

Цель: образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Мы волшебники немного,

Был один, а станет много.

Белка – белки – много белок; заяц – зайцы – много зайцев;

Медведь – медведи – много медведей; волк – волки – много волков;

Еж – ежи – много ежей; лиса – лисы – много лис.

«Один-три-пять»

Цель: согласование существительных с числительными «один», «два», «пять».

Сколько их – всегда мы знаем,

Хорошо мы все считаем.

Один медведь – три медведя – пять медведей; Один волк – три волка – пять волков;

Читайте также:  Психологическое развитие ребенка школьного возраста

Один еж – три ежа – пять ежей; Одна белка – три белки – пять белок;

Одна лиса – три лисы – пять лис; Один заяц – три зайца – пять зайцев.

«Что делает?»

Цель: формирование умения употреблять в речи глаголы.

Педагог называет предложение про животное, а дети добавляют нужное слово – действие и заканчиваете предложение.

Белка:

1. Рыжая белка с ветки на ветку (что делает) – прыгает.

2. На зиму белка орехи (собирает, запасает)

3. Белка с удовольствием орешки (грызет)

Медведь:

1. Медведь вперевалочку … (идет, ходит)

2. В зимнее время медведь… (спит)

3. Медведь ульи… (ворошит, разрушает)

Волк:

1. Волк за зайцем (охотится).

2. Волчица о волчатах (заботится) и т. д.

«Кто как передвигается?»

Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет.

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.

Ход игры. Воспитатель, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч воспитателю, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами.Воспитатель:Дети:

• Летают – птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки.

•Плавают: рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы.

•Ползают: змеи, гусеницы, черви.

•Прыгают: кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы.

Игра «Я собрал в огороде…»

В зависимости от лексической темы,предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду…», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице…», «В лесу живет…», «На кухне есть…» и т. д

Цель: расширение объема словаря, развитие слуховой памяти

Оборудование: предметы или изображения по изучаемой лексической теме.

Содержание. Взрослый начинает игру,произнося предложение: «Я собрал на огороде…огурцы».Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры».Следующий участник повторяет все сказанное предыдущим игроком и придумывает следующий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним.

Посуда.

Игра «Магазин»

Дети «приходят в магазин и покупают» посуду, объясняя ее назначение.

Я куплю кастрюлю и буду готовить в ней суп. И т. Д

Игра «Где живут продукты?»

Воспитатель объясняет детям, что у каждого продукта есть свой домик и просит угадать детей название домика.

Сахар живет в… (сахарнице). Соль живет в… (солонке).

Сухари живут в… (сухарнице). Масло живет в… (масленке).

Перец живет в… (перечнице). Чай живет в… (чайнике).

Кофе живет в…. (кофейнике). Селедка живет в. (селедочнице).

Конфеты живут в. (конфетнице). Салат живет в. (салатнице).

Игра «Чего не хватает?»

Воспитатель показывает картинку с изображением посуды или предмет посуды, закрывая какую-либо часть,и спрашивает:

«Чего не хватает у чайника?» (У чайника не хватает носика).

Игра «Из чего сделана посуда?» (с мячом)

Проводится с перекидыванием мяча. Логопед называет предмет, Дети – прилагательное характеризующее материал, из которого он сделан.

Например:

Вилка из металла – металлическая

Ваза из хрусталя – хрустальная

Ложка из дерева – деревянная

Тарелка из пластмассы – пластмассовая

Чашка из фарфора – фарфоровая

Декабрь- февраль

«Мебель»

«Из чего сделана?»

Мебель из дерева (какая) – деревянная

Мебель из стекла (какая) – стеклянная

Мебель из металла (какая) – металлическая

Мебель из пластмассы (какая) – пластмассовая

«Для чего, для кого предназначена мебель?»

Стол, за которым обедают (какой) – Обеденный стол

Стол, за которым пишут (какой) – Письменный стол

Стол, на котором стоит компьютер (какой) – Компьютерный стол

Стол, на котором лежат журналы (какой) – Журнальный стол

Шкаф для книг (какой) – Книжный шкаф

Шкаф для белья (какой) – Бельевой шкаф

Шкаф для одежды (какой) – Одежный шкаф

Мебель для детей (какая) – Детская мебель

«Назови части мебели»

Что есть у дивана? – У дивана есть ножки, сиденье, спинка, подлокотники, подушки.

Что есть у стола? – у стола есть ножки, столешница

Что есть у стула? – У стула есть сиденье, спинка, ножки

Что есть у шкафа? – У шкафа есть стенки, двери, полки, ящики, ручки, ножки.

Что есть у кровати? – У кровати есть ножки, изголовье, матрац.

«Подумай и ответь»

У какой мебели есть ножки? – Ножки есть у стола, у стула, у кровати, у дивана

«Третий лишний» («Четвертый лишний»)

Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас.

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры. бросая мяч ребенку, называют три или четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например

(Прилагательные)

• Голубой, красный, деревянный, спелый.

• Храбрый,звонкий, смелый, отважный.

• Крепкий, прочный, надежный, далекий.

(Существительные)

• Кабачок, огурец, лимон.

• Пасмурно, ненастно, снег.

• Осень, лето, суббота, зима.

• Понедельник, вторник, декабрь, воскресенье.

• День, ночь, утро, весна.

• Саша, Оля Ивановы Ира, Настя.

• Лошадь, корова, олень, баран.

Дети, бросая мяч обратно, называют лишнее слово.

«Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход игры. бросая мяч кому-либо из детей, называют предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем)был раньше названный объект:

Читайте также:  Особенности развития деятельности слабослышащего ребенка

цыпленок — яйцом, лошадь — жеребенком, корова — теленком, дуб — желудем, рыба — икринкой, яблоня — семечком, лягушка — головастиком, бабочка — гусеницей, хлеб — мукой, шкаф — доской, велосипед — железом, рубашка — тканью, ботинки — кожей,

дом — кирпичом.

«Подбери словечко»

Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.

Ход игры :В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать:

«Свежий»(воздух, огурец, хлеб, ветер);

«старый»(дом, пень, дуб, человек, ботинок, стол);

«свежая»(булочка, новость, газета, скатерть);

«старая»(мебель, сказка, книга, бабушка);

«свежее»(молоко, мясо, варенье);

«Какой, какая, какое?» (Образование качественных прилагательных)

На улице мороз. День какой? (Морозный)

У страшилы много ума. Значит, он какой (Умный)

Коту лень ловить мышей. Значит,кот какой (Ленивый)

Весь день идет дождь. Значит, день какой (дождливый)

Книга вызывает интерес. Значит,она какая (интересная)

На куртке грязь. Значит,она какая? (Грязная)

У девочки много капризов. Значит, она какая? (Капризная)

В яблоке червяк. Значит, оно какое (Червивое)

Профессии

«Назови профессию»

Педагог напоминает детям, что есть мужские, женские и общие профессии. Затем детям объясняется условие игры: «Ребята, я буду называть общие профессии так, как если бы это были названия профессий ваших пап. А вы должны назвать такую же мамину профессию».

Например: ткач – ткачиха, повар – повариха, певец – певица, художник – художница, учитель – учительница, спортсмен – спортсменка, портной – портниха, продавец – продавщица, актер – актриса и т. д.

«Угадай мою профессию»

Цель: познакомить детей с атрибутами различных профессий.

Ребёнок отбирает на столе у педагога предметные картинки, относящиеся к определенным профессиям,и говорит: «Я взял нож, доску, половник. Какая у меня профессия?». Дети должны угадать, о какой профессии идет речь, и перечислить все действия, которые может выполнить человек этой профессии.

игра «Кто, чем управляет»

Цель: расширять и активизировать словарный запас.Материал: иллюстрации с изображением людей транспортных профессий, мяч. Дети рассматривают иллюстрации и называют профессии людей, работающих на транспорте. Чем управляет: машинист – … водитель – … мотоциклист – … шофер – … велосипедист – … летчик – … капитан – ….

Март- май.

«Какой это предмет?»

Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Взрослый называет признак и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок называет предмет, которым обладает этим признаком, и возвращает мяч воспитателю. Далее взрослый бросает мяч по очереди другим детям.

Например:

Длинная — веревка, шуба, нитка, улица, резинка, коса, юбка, дорога, резинка, лента, рубашка, занавеска.

Длинный — поезд, шнурок, огурец, день, карандаш, нож, пиджак.

Широкая — улица, речка, лента, дорога, кофта, юбка, резинка.

Широкий — шарф, переулок, двор, коридор, подоконник.

Красная — звезда, ягода, лента, шапочка, рубашка, майка, малина.

Красный — шар, шарф, помидор, мак, дом, карандаш.

Круглый — мяч, шар, лепесток, помидор.

Круглое — солнце, яйцо, яблоко, колесо.

Игра «Какие игрушки?» (образование сложных прилагательных)

Кукла с длинными волосами – длинноволосая.

Клоун с рыжими волосами – рыжеволосый.

Буратино с длинным носом – длинноносый.

Велосипед с двумя колесами – двухколесный.

Машина с четырьмя колесами – четырехколесная.

Лошадь с белой гривой – белогривая.

Карандаши разных цветов – разноцветные.

Птица с сизыми крыльями – сизокрылая.

Заяц с длинными ушами – длинноухий.

«Вкусная игра»(Образование относительных прилагательных)

Из яблока варенье –Яблочное варенье

Из яблока пирог – яблочный пирог

Конфета –яблочная конфета

Из сливы варенье –Сливовое варенье

Пирог из сливы – сливовый пирог

Конфета из сливы – сливовая конфета

Малина, груша, абрикос, вишня.

«Что бывает круглым?»

Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, воспитатель задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч воспитателю, а воспитатель, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)

2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур.)

3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, стол. дом, шкаф.)

4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.)

5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь.)

6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко.)

7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли.)

8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка.)

9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока.)

10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок.)

11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец.

Источник

Фикс Ольга Леонидовна
Дидактические игры для развития активного словаря детей 4–5 лет

Дидактические игры для развития активного словаря детей 4-5 лет.

Содержание:

1. Игры на развитие словаря существительных.

Читайте также:  Тесты на развитие ребенка дошкольного

2. Игры на развитие глагольного словаря.

3. Игры на развитие словаря прилагательных.

Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

В средней группе предусматривается интенсивная работа по углублению знаний ребенка о предметах. Его пассивный и активный словарь обогащается за счет слов – названий частей и деталей предметов, их качеств и свойств (цвет, форма, величина, особенности поверхности и т. д., а также слов, характеризующих пространственные и временные отношения.

Актуальность

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится в то время, которое отводится в режиме на непосредственную образовательную деятельность.

Цель: Создание условий для обогащения словаря детей дошкольного возраста через активное использование в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности дидактических игр.

Задачи:

1. Развивать память, восприятие, мышление.

2. Расширять представления детей об окружающем мире, других людях, о себе и о своей деятельности.

3. Создавать положительный эмоциональный настрой деятельности и повышающий ее результативность.

4. Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру и людям, живущим в нём.

Объект исследования: Формирование словаря у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: Дидактическая игра как средство формирования словаря у детей дошкольного возраста.

Ход работы:

1. Игры на развитие словаря существительных.

Игра №1 «Кто скорее соберет»

Цели:

1. Закреплять в словаре детей обобщающие понятия: овощи, фрукты;

2. Учить детей группировать овощи и фрукты;

3. Воспитывать быстроту реакции, выдержку и дисциплинированность.

Дидактический материал: 2 корзинки. Карточки с изображением различных овощей и фруктов.

Ход игры:

В игре могут участвовать 2 ребенка. Одному ребенку дается задание собрать в корзину овощи, другому – фрукты. По сигналу дети начинают выполнять задание. По окончании – проверяются корзины, дети должны назвать, что они положили в корзины.

Игра № 2 «Кто кем был или что чем было»

Цель: Расширение словаря существительных и знаний об окружающем.

Ход игры:

Воспитатель задает детям вопросы. Кем или чем раньше был цыплёнок? (яйцом, лошадь (жеребёнком, лягушка (головастиком, бабочка (гусеницей, ботинки (кожей, рубашка (тканью, рыба (икринкой, шкаф (доской, хлеб (мукой, велосипед (железом, свитер (шерстью) и т. д. ?

2. Игры на развитие глагольного словаря.

Игра №3 «Кто как разговаривает?»

Цель: Расширение глагольного словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Дидактический материал: Мяч.

Ход игры:

В первом варианте я, бросая поочередно каждому ребенку мяч, называла какого-либо животного. Например: корова, тигр, змея, комар, собака, волк, утка, свинья и т. д. Дети, возвращая мяч, должны были правильно ответить, как то или иное животное подает голос. Например: мычит, рычит, шипит, пищит, лает, воет, крякает, хрюкает и т. д. Во втором варианте игры я бросая мяч ребенку спрашивала: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д. Дети должны были назвать подходящих животных.

Игра№4 «Подскажи словечко».

Цель: Развитие глагольного словаря, мышления, быстроты реакции.

Дидактический материал: Мяч.

Ход игры:

В этой игре дети становились в круг. Я, в ходе игры бросая мяч поочередно каждому ребенку, задавала вопросы: Ворона каркает, а сорока? Сова летает, а кролик? Корова ест сено, а лиса? Крот роет норки, а сорока? Петух кукарекает, а курица? Лягушка квакает, а лошадь? Дети, возвращая мяч, отвечали: Сорока стрекочет. И т. д.

3. Игры на развитие словаря прилагательных.

Игра №5. «Скажи какой»

Цель: формировать словарь прилагательных, учить выделять и называть признаки предмета.

Дидактический материал: Фрукты в коробочке.

Ход игры:

Взрослый достает из коробки предметы, называет их (“Это груша”, а ребенок называет признаки (“Она желтая, мягкая, вкусная”. “Это помидор”. – “Он красный, круглый, спелый, сочный”. “Это огурец”. – “Он. продолговатый, зеленый, хрустящий”).

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

Список использованных источников:

1. Артемова, Л. В. Окружающий мир дидактических игр дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей. – М. : Просвещение, 1992. – 96 с.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М. : Мозаика – Синтез, 1999. – 272 с.

3. Белобрыкина, О. А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. – Ярославль: Академия развития, 1998.

4. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. Изд. 2-е, исп. и доп. М., «Просвещение», 1977.

5. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко – М. : Просвещение, 2005. – 160 с.

6. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – Спб. : Союз, 1997.

Источник