Развитие слепого ребенка в семье

Развитие слепого ребенка в семье thumbnail

Совсем непросто воспитать здорового ребенка, а если он родился слепым, это просто испытание для родителей. Можно представить себе чувства родителей, шок, растерянность, неподготовленность их к воспитанию такого ребенка.

Воспитание слепых детей в семье 

Жизнь поставила перед ними тяжелую задачу и им необходимо помочь такому ребенку адаптироваться, вместе преодолеть все невзгоды и научить его жить полноценной нормальной жизнью.

Нельзя упускать ни минуты и начинать заниматься с малышом необходимо с первых недель, так как его поведение совсем не отличается ничем от поведения здоровых детей.

Уделяйте внимание интеллектуальному, физическому, психическому развитию, старайтесь развивать те органы, которые в будущем заменят ему зрение. Это слух, обоняние, осязание, им нужно уделять особое внимание при воспитании слепого ребенка.

 Воспитание слепых детей в семье

В этот же период вашему малышу крайне нужна информация об окружающем мире, и чем ее больше, тем лучше для него. Вам необходимо создать адекватную среду для ребенка, где все способствовало бы активному развитию органов чувств. Не нужно, например, его пеленать очень туго, он должен получать максимальное представление о пространстве, которое его окружает.

Обязательно большое внимание уделите тактильным контактам. Помогайте ему в этом, давайте ощупывать как можно больше различных поверхностей. Пусть они будут различной текстуры: шелковые, хлопчатобумажные, бархатные, вельветовые. Будет намного эффективнее, если ваш малыш будет лежать на тканях с разной текстурой.

Следующий важный этап – дайте ребенку больше представления о формах предметов, покажите, что они могут перемещаться и в пространстве менять положение.
Если же у вашего ребенка есть остаточное зрение, желательно сопровождать любое перемещение предмета включением фонарика или звуковым эффектом.

У слепых детей есть одна особенность – они не так шустры и подвижны, как дети здоровые.

Совершенствование их вестибулярного аппарата происходит естественно медленнее. Исходя из этого, крайне важно брать ребенка на руки и прогуливаться вместе с ним. Приветствуется переворачивание ребенка, изменение положения в пространстве.

Музыка в воспитании слепого ребенка вообще отдельная тема. Значение музыки огромно, и сложно переоценить эффект, который имеют для развития ребенка музыкальные образы.

Они помогают быстрее привыкать и ориентироваться в окружающем их мире, так как слух является одним из важнейших человеческих органов чувств, а для слепого ребенка – особенно.

Родители не должны замыкать его в замкнутом пространстве, он должен слышать не только их голоса, а голоса и других присутствующих людей. Благодаря этому он научится быстрее различать всех по голосам. И, когда вы увидите, что он встречает посторонних людей с милой улыбкой, тогда вы поймете, ваш ребенок готов к контактам с окружающим миром.

СЕМЬЯ СЛЕПОГО РЕБЕНКА

Рождение слепого ребенка порою оказывается настоящей трагедией для семьи. Это настолько неожиданно, что совсем не приносит морального облегчения матери, которого она естественно ожидала к концу беременности.

 Воспитание слепых детей в семье

Роды, сами по себе стресс для женщины, а рождение ребенка с недостатком – стресс вдвойне. И, наступает для мамы и для семьи период тревоги и неопределенности. Они часто начинают задаваться вопросом, почему такое случилось именно с ними и с их ребенком.

Родители остро начинают переживать такое к нему чувство несправедливости, что в дальнейшем может сказаться и на психическом состоянии родителей. Получается, когда их ребенку крайне необходима их помощь, они сами нуждаются в ней, замыкаются и довольно ревниво относятся к другим здоровым детям.

Именно на этом этапе родителям нужно перестать себя жалеть и повернуться лицом к ребенку и его проблемам. И, именно родители смогут помочь сделать жизнь своего ребенка счастливой и удачной. Слепой ребенок может быть и веселым, и любознательным, а в дальнейшем получить высшее образование, овладеть профессией и стать самостоятельным.

Самые тяжелые для родителей первые три года жизни ребенка. В этот период происходит формирование личности и важно не упустить этот момент.

В дошкольные годы устанавливается очень тесная связь с матерью и взрослыми членами семьи. Общаясь с ними, ребенок постепенно накапливает определенный опыт, усваивает навыки познавательной деятельности. Взрослые всегда должны помнить, что чем раньше они начнут заниматься с ребенком, тем лучше он будет адаптироваться в будущем. И, родители, не то чтобы должны, они просто обязаны помогать ребенку.

Что не нужно делать родителям слепого ребенка?

Постоянная опека родителей ни к чему хорошему не приведет. Нет необходимости чрезмерно проявлять заботу о ребенке, оберегать его от падений и ушибов, разных жизненных ситуаций.

Многие родители не дают ребенку ни ползать, ни ходить самостоятельно и не понимают, как вредят малышу, так он вскорости и совсем разучится ходить. Случается и так, что родители, бабушки и дедушки стремятся выполнить все действия за него, которые ему вполне под силу.

Тем самым, сами того не желая, они так запугают ребенка, что он и шага без них не сделает, а окружающий мир будет казаться ему опасным и страшным.

Маму устраивает, что он сидит тихо в своей кроватке или манеже, упасть ему некуда, а любое желание за него они мгновенно исполнят. Да и вообще, такие родители видят свою роль исключительно в служении ребенку, а затем и на протяжении всего взросления. В итоге родители и общество получают безвольного и апатичного человека, не способного ни на какие поступки.

 Воспитание слепых детей в семье

Существует и другая группа родителей, которые испытывают негативные эмоции к ребенку. Они стыдятся его, всеми силами пытаются скрыть от окружающих факт слепоты, а себя считают несчастными. К чему такое поведение родителей приводит? К полнейшей изоляции ребенка. Они лишают его любви, родительской заботы, общению со сверстниками, не верят в его возможности и способность стать личностью.

Некоторые родители воспринимают зрительный дефект малыша односторонне, как болезнь и тратят годы и деньги, чтобы вернуть зрение ребенку. Возят его по различным клиникам, обращаются к экстрасенсам, тем самым, упуская важный период в развитии малыша, слепота для которого – не болезнь, а состояние.

 Воспитание слепых детей в семье

Но, есть и третья группа родителей, не признающая факта тяжелого зрительного дефекта ребенка. Они всячески убеждают себя, что зрительный дефект автоматически стимулирует речевую и интеллектуальную деятельность ребенка, его музыкальные способности. Своей задачей родители считают создание комфортных условий и предпосылок для одностороннего развития психических способностей и процессов.

Хочется обратиться к родителям, чтобы они не были «слепыми», адекватно оценивали положение и состояние своего ребенка и делали все возможное и невозможное, чтобы ребенок чувствовал себя одновременно защищенным и самостоятельным.

Источник

учитель-дефектолог 1 квалификационной категории

Шайтанова Нина Николаевна

г.Мончегорск, Мурманская обл.

Роль семьи в воспитании детей с нарушениями зрения.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

    Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку).

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

Читайте также:  Социальной ситуации развития ребенка критерии

Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них:

личный пример

обсуждение

доверие

показ

любовь

сопереживание

возвышение личности

контроль

юмор

поручение

традиции

похвала

сочувствие и т.д.

Рождение в семье слепого и слабовидящего ребёнка становится шоком для многих родителей, у них нет знаний и понимания, как общаться, воспитывать такого ребёнка. Многие родители воспринимают состояние ребёнка как некое препятствие, которое мешает полноценно реализовать себя в роли матери и отца. Всё это ведёт к эмоциональной нестабильности, которая сказывается на ребёнке.

 Однако, несмотря на негативные стороны, семья является главным институтом развития такого ребёнка, правильные установки, воспитание, может помочь слепому и слабовидящему ребенку социализироваться и стать успешным членом общества. Для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, значение семьи велико. Семья является главным институтом в формировании их ценностных ориентаций, сферой формирования духовно-нравственных основ, именно в семье происходит процесс становления личности.

Зрение играет важную роль в понимании и восприятии окружающего мира. В связи с этим, характеристики личностей родителей и их индивидуальные особенности определяют успешность адаптации и социализации такого ребёнка в жизни.

Ряд исследований показали, что семья оказывает как положительное, так и негативное влияние на детей с какими- либо нарушениями здоровья. Родители допускают серьёзные ошибки в воспитании, которые травмируют психику ребёнка, закладывают в них невротизм. Поэтому, детско-родительские отношения, тем более неправильный стиль воспитания и обращения, особенно негативно воздействует на детей с отклонениями здоровья, а значит, и на их социализацию.

Воспитание и отношения в семье слепого или слабовидящего ребёнка имеет свои характерные особенности.

 Важными являются первые три года жизни, именно в это время родители могут противостоять сенсорной депривации, т. е. лишения ребёнка зрительной информации, которая может отразиться на его двигательном недоразвитие и снижение активности. Ребенок уже к трем годам начинает осознавать характер матери и отца, а к пяти годам осознавать свою «особенность», в результате чего, у ребенка начинает формироваться неправильное отношение к действительности, осознанию своих способностей.

По мнению В. А.Феоктистовой, Л. И. Солнцевой, Л Поташене, С. М. Хорош, формирование адекватной родительской реакции на рождение ребенка с нарушенным зрением происходит постепенно и носит стадийный характер. Сначала радость отцовства и материнства сменяется депрессией. С ростом и развитием проблемного ребенка в семье возникают новые стрессовые ситуации и трудности, к решению которых родители не готовы.

Постепенно срабатывают механизмы психологической защиты, и родители начинают искать способы рациональной деятельности. Именно на этом этапе для семьи становится крайне важным занять адекватную правильную позицию в отношении своего ребенка, благодаря которой у детей формируется адекватное отношение к себе и своему дефекту.    

Р. Баркер ,М. Буман , Ф. Кохен , С. Уильямсом, В. А. Феоктистовой, Л. И. Солнцевой проведены исследования типов отношений родителей к своим детям, которые показали три основные позиции в семье: 75,2% родителей озабочены нарушенным зрением своего ребенка; 18,9% выражают тревогу, но ничего не предпринимают, чтобы сохранить остаточное зрение; 6,2% вообще не обращают внимания на недостатки зрения.  

    Проблемам развития детей с нарушениями зрения в условиях семьи уделяется внимание рядом отечественных тифлопедагогов Г. А. Буткиной, А. М. Витковской, В. П. Ермаковым, Н. Б. Лурье, Л. И. Солнцевой, В.А Феактистовой, С. М. Хорош и др. Они подчеркивают, что дошкольный возраст – это период, когда формируется «фундамент» личности ребёнка. Родители  являются основными участниками педагогической реабилитации, особенно, если ребенок по тем или иным причинам не посещает никакого учебно-воспитательного учреждения. Поэтому перед родителями стоит задача помочь ребенку в сложных условиях зрительной депривации раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, подготовить к школе, сделать ребенка максимально приспособленным к пребыванию в коллективе сверстников и, в перспективе, к самостоятельной жизни и полезной профессиональной деятельности.

    Дети с нарушением зрения имеют ряд особенностей своего развития и, следовательно, путь помощи им семьёй отличен от нормально видящего ребёнка. Значительное снижение зрения у ребёнка может быть замечено в разное время. Однако родители должны помнить, что их реакция на зрительную патологию, так или иначе, влияет на формирование личности ребенка, на отношение к другим людям и к самому себе. Положение ребёнка с нарушением зрения в семье, его взаимоотношения с близкими людьми, могут или способствовать выработке волевых качеств и эмоциональной устойчивости, или неправильно сложившиеся отношения нарушают эмоциональную стабильность, способствуют развитию негативных сторон личности. Если ребенок часто слышит от родителей слова огорчения по поводу своего дефекта или высказывания о том, какие трудности его ожидают в будущем, то такое подчёркивание недостатка заставляет его фиксировать внимание на себе, как на человеке с особыми потребностями. Не следует также говорить о трудностях испытываемых им в присутствии других, так как это может вызывать у него неудовольствие и чувство жалости к себе.

    Неправильное отношение к ребёнку с нарушением зрения в семье может выражаться или в чрезмерной опеке, или, наоборот, в недостаточном внимании и заботе о нём.

Большое влияние на развитие личности слепого и слабовидящего ребёнка оказывает внутрисемейное воспитание. Воспитание в условиях гиперопеки, деспотизма, развитие личности ребёнка в условиях эмоционального отчуждения, негативно сказываются на развитие личности слепого и слабовидящего ребёнка и приводят к неадекватной самооценке

    В первом случае, родители, из чувства жалости и сострадания, окружают его чрезмерным вниманием и оказывают ему помощь там, где он и без них может быть самостоятельным. Они стараются всё сделать за него: кормят, одевают, умывают в таком возрасте, когда зрячие дети это делают сами; не приучают убирать за собой игрушки, книжки, стелить постель, выполнять другие виды самообслуживания и помощи по дому; задаривают его игрушками, книжками, сладостями, стремясь этим смягчить, скрасить его жизнь, которая, по их мнению, не может быть радостной и полноценной. Таким образом, снижая требования к ребёнку, искусственно отгораживая его от всех жизненных трудностей, развивают у него иждивенческие настроения, затормаживают развитие инициативы и самостоятельности, а также препятствуют своевременному формированию навыков самообслуживания.

    Во втором случае, родители и окружающие ребёнка люди открыто выражают своё недовольство им, подчёркивая его неполноценность, раздражаются из-за его ошибок и неловкости, не уделяют ему достаточного внимания. Частые напоминания об этом могут вызвать у него безразличие к окружающим, раздражение и способствовать развитию замкнутости и отчуждённости.

            Часто родители детей с нарушениями зрения, помимо указанных трудностей, встречаются с трудностями объективного характера: дети, привыкшие к постоянной помощи со стороны взрослых, отказываются от любой деятельности, которая требует от них приложения усилий или самостоятельности, не проявляют интереса к занятиям, желания овладевать какими-либо приёмами.

Домашнее воспитание и обучение ребенка с нарушением зрения имеет свои особенности, зависящие от состояния зрительного нарушения, от времени его возникновения. Родители ребенка с нарушенным зрением должны регулярно получать консультации и помощь специалистов: тифлопедагога, психолога, офтальмолога. Это способствует гармоничному развитию ребенка.

Воспитание и обучение ребенка с нарушением зрения в семье требует от родителей знания:

Читайте также:  Центр развития ребенка в видном

 – особенностей развития ребенка с патологией зрения;

 – влияния дефекта на формирование психических функций;

– двигательных, социальных учебных и других умений;

 – способов и приемов формирования и развития навыков ориентировки в пространстве;

 – восприятия предметов и явлений окружающего мира;

 – умения общаться и контактировать со сверстниками и взрослыми;

 – обслуживать себя;

 – исследовать и познавать окружающий мир ребенка при помощи сохранных чувств.

На первоначальных стадиях развития ребенка с нарушением зрения, особенно в первые месяцы его жизни, специфика воспитания отсутствует. Поэтому задача родителей – развивать у ребенка с нарушением зрения навыки движения (хватание, отпускание), держание головки, реакции на звук – обучать, как и нормально видящего ребенка. Ребенок с нарушением зрения, как и зрячий, легко осваивает эти навыки.

С рождением ребенка с нарушением зрения важно, чтобы в семье к нему относились как к здоровому полноценному человеку. Важно, чтобы правильное отношение было у всех членов семьи. Ребенку нужна не жертвенность, а нормальное отношение, основанное на реальной любви. Только принятие ребенка с нарушением зрения в семье способствует адекватному восприятию ребенком самого себя, а в дальнейшем способствует лучшей социализации в обществе, возможности большего развития компенсаторных возможностей.  

 Важно избрать правильную модель воспитания и адекватное отношение к ребёнку, при котором он воспринимается как здоровый, но имеющий ряд особенностей, связанных со зрением, которые нужно учитывать при воспитании. Такая позиция создаёт успешные условия для развития личности ребёнка. Как отмечалось ранее, воспитание семьи является одним из важнейших факторов формирования самооценки и развития личности, стиль, особенности воспитания влияют на самооценку и социализацию слепого и слабовидящего ребёнка.

Источник

“Чем больше деятелен ребенок, чем больше он
бегает,
работает, играет – тем лучше он спит после этого,
тем
лучше он растет, тем свежее и бодрее он будет
телом и духом”.

Я.А.Коменский “Материнская школа”.

Во многих семьях, как правило, щадя детей с
неполноценным зрением, большинство родителей
создают излишне щадящий режим, окружают
чрезмерным вниманием и опекой, все делают за
ребенка, освобождают его от домашнего труда и
самых простых обязанностей, заласкивают свое
“чадо”. В результате подобного воспитания дети
обнаруживают беспомощность и в повседневной
жизни, и в игровой деятельности со сверстниками,
воспитываются эгоистами.

Незрячие и слабовидящие дети сидят и лежат, и
очень мало двигаются, ходят и, тем более, бегают.
“Как же ребенку двигаться – скажете вы, если он
ничего не видит? А вдруг натолкнется на
что-нибудь и ушибется, или вообще упадет и
ударится?” Родители ограждают ребенка от
посильных, доступных ребенку движений и действий
(“не бегай быстро”, “не бери сам”, “не упади”).
Незаметное постоянное ограничение ребенка в
движениях может привести к тому, что у малыша
складывается образ окружающего мира как чего-то
опасного, страшного, в котором лучше не проявлять
активность, а сидеть смирно в углу и
раскачиваться.

Родители, бабушки и дедушки считают, что они
воспитывают и развивают своих незрячих и
слабовидящих детей, когда рассказывают сказки,
читают книги. А еще можно включить говорящую
книгу, сказку или телевизор. В силу своей
занятости и бытовых проблем, это самый доступный
способ занять и хоть как-то развивать ребенка.

Родители допускают большую ошибку –
одностороннее развитие ребенка со зрительной
патологией. Это приводит к диспропорциям в
формировании некоторых взаимно сопряжённых
функций, таких, как непосредственное чувственное
восприятие объектов и словесное
их обозначение,
интеллектуальное развитие и физическое.

О том, какую роль оказывают движения на
развитие незрячего ребёнка, родители
задумываются не всегда. Движения являются
основой подвижности и проявляются во всех видах
мышечной деятельности, оказывают благоприятное
воздействие на весь организм и все системы
ребенка. Именно от движения и физического
развития зависит дальнейшая жизнь незрячего
человека.

Физически не развитый незрячий ребенок, в
дальнейшей самостоятельной жизни, сталкивается
с очень большими для себя трудностями в бытовой и
трудовой деятельности. Ребенку трудно
наклониться, присесть и надеть обувь или
завязать шнурок, поднять упавшую вещь, ходить по
ступенькам, поднять таз с водой и присесть над
тазом для мытья. Ослабленные руки малыша не
позволяют самостоятельно застегивать пуговицы
или молнии. У ребенка наблюдается повышенная
утомляемость, устает рука во время письма и т.д.

Изучение человеческого организма показало, что
основой моторной деятельности
человека является органическая потребность
в движении – кинезофилия. Мышечная
деятельность и нервная система являются
биологическими аккумуляторами энергии. На этой
основе возникла и сформировалась ведущая роль
моторики двигательного аппарата в рефлекторном
взаимодействии систем организма.

Разносторонняя и полноценная трудовая
деятельность частично удовлетворяет
естественную потребность в движениях. И если
кинезофилия полностью не реализуется в трудовой
деятельности, то необходимы другие формы
моторной деятельности – физические упражнения.

Однако у детей с утратой зрения двигательная
активность значительно ниже.

Потеря зрения, прежде всего, отражается на
нервной системе. Значительно нарушается баланс
процессов возбуждения и торможения в коре
головного мозга, что неблагоприятно сказывается
на моторике незрячего.

При нарушении зрения у детей возникают
межсистемные функциональные отклонения – вторичные
отклонения, в том числе и в двигательной сфере
и физическом развитии.

Слепота вносит дискоординацию, нарушает
свободу движений. Снижается двигательная
активность, затрудняется процесс формирования
новых движений. В связи с этим у незрячих детей
мускулы конечностей и туловища не укрепляются.
Слабое развитие мышц туловища, отсутствие
достаточно крепкого “мышечного корсета”
предрасполагает к ряду нарушений физического
развития, снижается функциональное состояние
кардиореспираторной системы. Происходят
нарушения в двигательной ориентировке, в
способности максимальногорасслабления
(скованность, напряженность).

В результате гиподинамии у незрячих и
слабовидящих детей нарушаются осанка, походка,
функция равновесия, координация, точность,
скорость и ритм движений, развивается
плоскостопие.

Эти нарушения отрицательно влияют на общее
состояние различных органов и систем, особенно
сердечно-сосудистой и дыхательной, приводят к
снижению работоспособности и повышению
утомляемости. Наблюдается функциональная
слабость миокарда и изменение ритма сердечных
сокращений, частоты пульса и кровяного давления.

Незрячие малыши быстро устают даже после
непродолжительной ходьбы. Многим детям присуще
астеническое состояние, характеризующееся
значительным снижением желания играть,
повышенной утомляемостью и нервным истощением.

Слепота и слабовидение являются причиной
возникновения недостатков в формировании
личностных качеств таких, как неуверенность в
своих силах, отсутствие смелости, решительности,
которые значительно снижают возможности слепых
и слабовидящих детей в овладении двигательными
умениями и навыками, имеющими важное значение
для повседневной жизни и трудовой деятельности.

Каждый родитель должен помнить, что дальнейший
успех вашего ребенка зависит от того, какое место
вы отводите двигательной активности и
физическому развитию и воспитанию дошкольника.

Правильно организованная
коррекционно-воспитательная работа в семье, а в
дальнейшем в школе предупреждает возникновение
вторичных отклонений, а если они возникли –
компенсирует нарушенные функции.

Прежде всего:

– Движения;
– Самообслуживание;
– Выполнение трудовых домашних обязанностей;
– Проведение прогулок;
– Общеразвивающие и специальные физические
упражнения и игры;
– Подвижные игры позволяют:

  • Сохранять и укреплять здоровье;
  • Целенаправленно воздействовать на жизненно
    важные органы и системы детей с нарушениями
    зрения (нервную, мышечную, сердечно-сосудистую и
    дыхательную);
  • Способствуют коррекции недостатков
    физического развития;
  • Содействуют эффективному формированию
    двигательных навыков;
  • В процессе систематической работы, дети
    овладевают рядом жизненно необходимых навыков и
    умений;
  • Воспитываются положительные качества личности.

Причиной недостаточной подвижности незрячего
ребенка является боязнь столкнуться с
окружающими предметами.

Подвижность и ориентирование тесно связаны
между собой:

– с одной стороны подвижность ребенка зависит
от умения ориентироваться, а
– с другой, только достаточно много передвигаясь,
незрячий может совершенствовать
ориентировочные навыки.

Для развития подвижности существенное
значение имеют:

Использование вспомогательных звуковых
средств для ориентировки в свободной от
препятствий зоне, т.е. ориентировка, основанная
на функционировании слухового анализатора или
выполнение движений на звук.

Читайте также:  Развитие способностей ребенка в раннем детском возрасте

Звуковым ориентиром могут быть специальные
звуковые устройства или предметы: “звуковой
маяк”, мяч, браслет, колокольчик, бубен, игрушки.

Осуществлять передвижения на звуковой
ориентир
можно по прямой линии и по сложной
траектории
с постепенным увеличением
расстояния до звукового сигнала. Звуковой
ориентир
может быть неподвижным
(взрослый отходит на некоторое расстояние) и
перемещающимся (взрослый передвигается, а
ребенок, ориентируясь на звук, перемещается
следом). Целесообразно проводить такие игры как:
“Найди”, “Попробуй, догони”, “Перебежки”,
“Перебеги в свой город”.

Создание приспособлений, при выполнении
движений на которых, не требуется
ориентировочной основы.

Это могут быть занятия с велосипедом-тандемом.
Это два соединенных велосипеда, но один без
задней, а другой без передней части рамы. Впереди
сидит зрячий и управляет велосипедом, а позади –
незрячий. Оба вращают педали и получают нагрузку.

Наиболее целесообразные физические
упражнения, обогащающие двигательный опыт
незрячих детей, – это ходьба, бег, прыжки и
метание.

Ходьба является жизненно важным
двигательным действием незрячего. Необходимо
добиваться свободного передвижения ребенка без
видимых признаков напряжения, в определенном
темпе и ритме.

Необходимо чтобы положение тела было
естественным, голова и туловище держались прямо,
плечи развернуты и отведены назад, движения рук и
ног согласованы. Можно проводить игры
имитационного характера: “Как ходит медведь,
зайчик, котенок, петушок, мышка, лошадка,
утенок?”. Учить ходьбе с различными положениями
рук (на поясе, на голове, перед грудью и т.п.).

Для формирования правильной осанки используют
ходьбу с предметами (мяч, палка за спиной).

Для выработки ритмичной ходьбы – использовать
хлопки в ладоши, бубен, свисток, музыкальное
сопровождение и другие звуковые сигналы.

Для повышения скорости за счет увеличения
темпа ходьбы – ходьба с согнутыми в локтях
руками.

Для прямолинейной ходьбы применяется обычная
ходьба и на носках “в коридорчике” – между
длинными рейками или верёвками.

Незрячие дети трудно усваивают сочетание рук и
ног в процессе ходьбы, допуская одностороннее их
сочетание (при движении правой ноги вперед
выносится правая рука и наоборот) – это
нарушение координации рук и ног. Для исправления
этого недостатка применяется одновременная
ходьба взрослого и ребенка с держанием в руках
длинных палок.

Работа нарушенных функций компенсируется
упражнениями основной гимнастики, так как они
воздействуют на все мышечные группы.

Исправлению нарушенной осанки способствуют
силовые упражнения и упражнения
общеразвивающего характера.

Мышечная работоспособность слабовидящих
повышается с помощью прыжков, скоростного и
умеренного бега, метения.

Но в основе развития двигательного аппарата
дошкольника с нарушениями зрения, в умении
ориентироваться в пространстве лежит игра.
Подвижные и развивающие игры способствуют
комплексному воздействию на организм, а
положительные эмоции стимулируют функции всех
основных систем организма.

Подвижные и развивающие игры.

  • Подвижные игры: “Кошки-мышки”, “Петух”, “У
    медведя во бору”, “Поезд”, “Воробушки и
    автомобиль”, Самолеты”, “Солнышко и дождик”,
    “Кто соберет больше грибочков”, “Перелет
    птиц”, “Поезд” и т.д.;
  • Играйте с ребенком в мяч. Лучше всего
    использовать звенящий мяч. Можно катать его,
    передавать друг друг , подбрасывать, бросать в
    корзину, сбивать предметы или ударять о стену и
    ловить его и т.д.;
  • Для развития равновесия учите ребенка ходить по
    узким дорожкам, веревке, бревну, мостику и т.п.,
    проводите игры: “Паук и мухи”; “Не замочи ноги”,
    “Салки – ногу от земли” и т.д.;
  • Учите ребенка прыгать, подпрыгивать используя
    такие игры как: “Лягушки”, “С кочки на кочку”,
    “Кто выше”, “Достань яблочко”, “Достань до
    ладони”, “Перепрыгни через ручеёк”,
    “Воробушки”;
  • Для развития слухового восприятия используйте
    игры: “Где звенит колокольчик?”, “Догони мяч”
    (звенящий), “Узнай по голосу”, “Иди так, как я
    хлопаю” и т.д.

Немаловажным моментом является построение
режима дня с учетом возраста и функциональных
возможностей ребенка. Соблюдать режим
необходимо точно и неукоснительно. Это обеспечит
выработку определенного ритма в деятельности
всех систем организма ребенка и поможет быстрее
адаптироваться к школьной среде и школьному
режиму.

Все образовательные задачи необходимо решать в
часы подъёма умственной активности ребенка – с 9
до 12 часов и с 16 до 18 часов. Прием пищи в
определенные часы обеспечивает хороший аппетит
и нормальное пищеварение. Должен быть
обязательный дневной сон (1–1,5 часа) и прогулка на
свежем воздухе не менее 3–3,5 часов. Постоянство в
соблюдении времени отхода ко сну способствует
быстрому засыпанию, глубокому ночному отдыху
ребенка.

Двигательный режим является обязательной
составной частью общего распорядка дня.

  • Не допускайте, чтобы ребенок все время сидел или
    лежал.
  • Разрешайте ребенку как можно больше двигаться ,
    ходить и бегать.
  • Не бойтесь, что малыш натолкнётся на предмет,
    ушибется или ударится, оступиться или упадет.
  • Пусть ребенок всё делает самостоятельно.
  • У ребенка обязательно должны быть домашние
    трудовые обязанности.
  • Создайте дома спортивный уголок, в котором
    малыш сможет лазать по лестнице, висеть на
    кольцах и турнике, кататься на качелях, прыгать
    на скакалке и т.д.
  • Ходите с ребенком на прогулки.
  • Играйте с ребенком в подвижные и развивающие
    игры.
  • Делайте с ребенком утреннюю зарядку.
  • Выполняйте специальные упражнения для развития
    мелкой моторики рук.
  • Выполняйте упражнения для профилактики
    нарушений осанки и плоскостопия.
  • Выполняйте упражнения для развития дыхательной
    системы.
  • Во время занятий проводите физкультминутки.
  • Закаляйте ребенка.
  • Необходимо точно и неукоснительно соблюдать
    режим дня.

Соблюдайте принцип постепенного увеличения
физических нагрузок:

  • Проводите разминку перед выполнением
    физических упражнений;
  • Необходим плавный переход от большой
    и средней интенсивности к состоянию
    покоя.

Таким образом, для полноценного развития
ребенка, родители должны:

  • Организовать правильный режим двигательной
    активности,
  • Создать условия для максимальной подвижности
    малыша.

Дети с нарушением зрения, насколько это
возможно, должны быть приобщены к различным
видам деятельности.

Родителям следует воспитывать:

  • Самостоятельность;
  • Навыки личной гигиены;
  • Умение себя обслуживать;
  • Прививать культуру поведения;
  • Способствовать их общему развитию.

(Приложение 1)

Они должны, насколько это возможно, научить
своего ребенка делать, понимать, знать то, что в
этом возрасте является достоянием детей с
нормальным зрением.

Для подготовки незрячего ребенка к школе
необходимо:

Постоянно расширять представления ребенка об
окружающих его предметах:

  • Называть их;
  • Обращать внимание на их внешний вид;
  • Характерные признаки;
  • Свойства и особенности;
  • Указывать на их назначение и показывать по
    возможности способы применения.

Предоставлять возможность для обследования
предметов, вещей разных по форме, фактуре,
назначению.

Создавать условия для проявления
самостоятельности при выполнении показанных
ранее действий, не мешать ребенку, если он сам
захочет познакомиться с новым предметом.

Привлекать к выполнению простейших домашних
дел:

  • Мыть посуду;
  • Подметать пол;
  • Поливать цветы;
  • Чистить овощи.

Это необходимо для расширения жизненного опыта
и обогащения сюжетов для творческих игр.

Играйте с детьми в сюжетно-ролевые игры:
“Зоопарк”, “Семья”, “Магазин”, “Почта”,
“Парикмахерская”, “Школа”, “Стройка”, “Улица
и пешеходы” и т.д. Следите, чтобы ребенок
производил как можно больше действий, а не только
словесно их описывал.

Важно научить играть ребенка со зрячими
сверстниками. В игре как ведущем виде детской
деятельности развиваются как двигательные, так и
познавательные способности. Дети самостоятельно
вместе находят способ изменения игр или игрушек,
чтобы могли играть все, учатся общаться.

Следует заботиться о формировании у ребенка
позитивного образа своего “Я”, основанного на
адекватных представлениях о своих качествах и
возможностях:

  • Помочь увидеть свои достоинства и тактично
    указывать на недостатки и помочь исправить их;
  • Не высказывать слова огорчения по поводу
    дефекта ребенка и о том, какие трудности его
    ожидают в будущем (это заставит фиксировать
    внимание на себе как на человеке не таком как
    остальные);
  • Не следует говорить о его затруднениях и
    неудачах в присутствии других (это вызовет
    недовольство и чувс