Развитие слепого ребенка раннего возраста

Развитие слепого ребенка раннего возраста thumbnail

Ранний возраст — это особый и очень важный период в жизни ребенка. Малыш учится ходить, говорить, обращаться и взаимодействовать с разными предметами.

  В промежутке от рождения до 3-х лет наиболее выраженные особенности развития детей раннего возраста проявляются в следующем: стремительно увеличивается подвижность ребенка, он начинает ползать и перемещаться по пространству, исследуя все, что попадается на его пути. Развивается сенсорика: ребенок взаимодействует с предметами (переворачивает, бросает их, старается все ощупать и попробовать на вкус). Появляется интерес к книгам, но пока ещё просто как к объектам, а не как к источнику информации: ребенок внимательно разглядывает картинки и переворачивает страницы. Наблюдается становление памяти. Ребенок понимает и запоминает все больше слов и реагирует на просьбы. В этом раннем возрасте дети не любят оставаться в одиночестве, тянутся к возможности установить контакт с объектом, отвечающим ему взаимодействием. Однако если ребенок от рождения имеет ограниченные возможности здоровья или инвалидность — все это становится недоступным для него.

         В последние годы участились случаи рождения слепых или слабовидящих детей (около 8 % от общего количества новорожденных). Семьи с такими детьми особенно нуждаются в психологическом сопровождении и поддержке специалистов, обучении навыкам общения. Работу с родителями необходимо начинать сразу, как только у ребенка выявляется патология. И здесь огромное значение имеет обучение матери приемам взаимодействия с малышом, ее психологический настрой и поддержка, так как именно мама в первые годы жизни ребенка является его проводником в окружающем мире.

         Слепой малыш не имеет возможности следить за действиями матери в отдалении, разделять с ней зрительное внимание к объектам, привлекать ее внимание к окружающим предметам. Он может только дать знать, что его комфорт нарушен. Но как развивать такого ребенка, как достигать положительных результатов в обучении малышей с ограничениями здоровья?

Рекомендации родителям по развитию и адаптации слепого ребенка

  •        Ориентировать ребенка в окружающем его пространстве. Задача мамы — стать первым «неисчезаемым объектом», так как у слепых детей все предметы появляются из ниоткуда и исчезают в никуда. Всякий раз, заходя в комнату ребенка, мама должна приветствовать малыша и представлять себя. Независимо от того, поворачивает ребенок к ней голову или нет, комментировать свои и совместные действия и информировать ребенка о своих и совместных планах.
  •     Организовывать окружающую ребенка среду так, чтобы пространство и время несли для него неизменную смысловую нагрузку. Вещи в пространстве на одних и тех же местах, одни и те же действия имеют постоянную пространственную привязанность. Когда мама будет подходить к одной и той же стороне кроватки, ребенок будет ожидать ее именно с той стороны. Игрушки следует располагать в том месте, где их всегда можно найти. Кормить ребенка, слушать с ним радио, играть необходимо в одних и тех же местах квартиры. После исследования пространства квартиры, можно исследовать внешнее пространство, так же озвучивая все, что окружает ребенка. Не беда, что малыш не может повторить за мамой названий предметов, он их запоминает, затем сможет использовать в совместной деятельности.
  •    Побуждать детей двигаться в пространстве. Игра типа «прятки», стимулирует ребенка, находящегося в кроватке, двигаться на голос матери, меняя направление. Передвигаясь с ребенком по квартире, маме следует говорить, откуда и куда они идут. Благодаря этому малыш будет отмечать характерные особенности пространственных локусов (место расположений): по шуму воды и прохладному полу, по ковру и звукам из окна, по запахам и теплу от плиты.
  • Соблюдать строгий режим дня. Необходимо, чтобы ребенок просыпался, ел, купался, занимался тактильным исследованием домашней обстановки, предметов, построением диалогов, в одно и то же время. Тогда возникающие ожидания ребенка будут оправдываться, мир станет более определенным, у малыша снизится уровень базовой тревоги.
  • Стимулировать самостоятельную и исследовательскую активность ребенка. Задача мамы — проявлять максимум активности, но не подавлять ее у ребенка, побуждать его двигаться (переворачиваться, ползти, вставать, ходить и т.д.), стимулировать голосом, или звуком любимых игрушек и т.д.
  • Развивать двигательную активность ребенка, заниматься с ним физическими упражнениями. Не следует потакать привязанности к одним и тем же игрушкам и занятиям, которая часто проявляется у детей с нарушениями зрения. Нужно демонстрировать новые игрушки, подкрепляя интерес ребенка собственным интересом к ним. После того, как ребенок начнет ходить, давать ему поручения, которые будут способствовать его передвижениям по квартире.
  • Развивать слуховое и тактильное восприятие. У детей с нарушениями зрения на первых этапах возникают сложности с анализом звуковой и тактильной информации. Ребенка не должно окружать многообразие звуков, в которых трудно разобраться. В то же время, необходимо планомерно обращать внимание ребенка на разные звуки в окружающей среде: тиканье часов, дверной звонок, шум воды, пыхтение чайника, звук радио и т.д. С самого раннего возраста нужно учить ребенка ориентироваться на звуки в пространстве, двигаться за звуком, за голосом мамы, меняя направления вслед за источником звука. Особое внимание уделить тренировке поиска «замолчавшего объекта». Звонить погремушкой до того момента, как положить ее на стол перед ребенком, подбадривая его, чтобы он ее нашел и взял. Развитию звукового восприятия способствуют и занятия музыкой, пением, танцами.
  • Развивать тактильное восприятие и обучать прослеживающим движениям руки. Расслабляя ладонь ребенка, передвигать ее вдоль разных предметов, обращать внимание на разные поверхности: гладкие, шершавые, ворсистые, необходимо связывать качество этих поверхностей с предметами.
  • Формировать ментальные репрезентации. Объекты окружающего мира для детей с грубыми нарушениями зрения часто представлены фрагментарно, и это не позволяет сформировать у них полные и устойчивые ментальные представления об этих объектах. В понимании формы помощь оказывают занятия лепкой. Начинать эти занятия нужно рано — в 2–3 года. Рисование также доступно слепым и слабовидящим малышам. Эти занятия помогут развить прослеживающие движения ребенка и сформировать более точные представления о форме.
  • Заниматься развитием речи. Нужно постоянно стимулировать имитационную активность ребенка, подбадривая его словами: «скажи, как мама»; «подними руки вверх, как мама» (ребенок не видит маму, но будет уверен, что он повторяет за ней); «подметай, как мама»; «повторяй за мной» и т.д. Большое внимание уделять жестовой активности. Во-первых, развивать пространственные указания: «Покажи рукой, где стоит радио, где окно, дверь и т.д.». Во-вторых, стимулировать развитие коммуникаций через жесты: «Покажи мне, какая у тебя игрушка, мне интересно, и т.д.». В третьих, развивать конвенциональные жесты и просить ребенка делать благодарственный наклон головы, когда ему что-нибудь дают, делать прощальный взмах рукой, когда он прощается и т.д. Для детей с нарушениями зрения большое значение имеет и сама речь взрослых. Она должна быть медленной, ясной и отчетливой. Это поможет ребенку быстрее дифференцировать слова и запоминать их.

         Применение родителями рекомендаций поможет слепому ребенку ориентироваться в окружающем пространстве, чувствовать себя уверенно и комфортно, быстрее развиваться и познавать мир.

Использованный источник:

Солнцева Л.И., Хорош С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста /Под. ред. Г.П. Коваленко.- М., 2003.

И.Ю. Андросова, ведущий специалист, методист

отдела организации работы по реабилитации инвалидов

Источник

Марина Фомина
Особенности развития ребенка раннего возраста с тяжелыми нарушениями зрения

По данным ВОЗ за последние годы заметно возросла рождаемость детей с различными зрительными нарушениями.

А. И. Каплан, анализируя причины детской слепоты, свидетельствует о возрастающем значении к началу 60-х годов врожденных аномалий развития и заболеваний органа зрения, а также последствий заболеваний ЦНС (атрофия зрительного нерва, заболевания сетчатки, врожденная катаракта, микрофтальм). Повысился удельный вес различных наследственных факторов генной и хромосомной природы.

Начиная с 50-х годов ХХ в, одним из распространенных заболеваний, приводящих к слепоте, стала Ретролентальная фиброплазия, развивающаяся у недоношенных детей весом менее

1800-1900гг, вследствие общего недоразвития организма и неадекватного кислородного режима.

По данным ВОЗ врожденные заболевания и аномалии развития органа зрения в начале 60-х годов составляли 64,9% от всех тяжелых зрительных патологий у детей, с начала 90-х годов это число составляет уже более 80%.

Многие авторы (А. Н. Гнеушева, М. И. Земцова, А. И. Каплан.

Н. Б. Лурье) отмечают, что у отдельных детей зрительный дефект сочетается с отклонениями в нервно-психической сфере.

В результате, слепые и слабовидящие дети представляют сложную и разнообразную группу. Они различаются по причинам, по степени снижения зрительных функций, зрительной патологии, по течению и степени прогрессирования заболевания глаз, по своим зрительным возможностям, общему состоянию здоровья, выраженности вторичных отклонений и т. д. Это обуславливает разные функциональные возможности детей.

Данные специальной психолого-педагогической литературы

(А. М. Витковская, М. И. Земцова, Н. Б. Лурье, И. С. Моргулис, Л. И. Плаксина, Л. В. Рудакова, Г. П. Свиридюк, Л. И. Солнцева, С. М. Хорош) указывают на то, что в возрасте трех лет ребенок с тяжелым нарушением зрения уже имеет серьезные отставания в психомоторном развитии, игровой и познавательной деятельности, и отмечаются различные вторичные отклонения в развитии. Корни этого

отставания лежат в том, что пропускается сензитивный период в развитии ребенка. Не имея возможности усваивать жизненный опыт по подражанию, слепой ребенок воспитывается стихийно, без учета особенностей его развития, восприятия окружающего мира.

Такие специалисты как Т. П. Головина, А. Г. Литвак, В. Радулов,

Л. И. Солнцева, В. А. Феоктистова настаивают о необходимости создания системы воспитания, которая будет предупреждать появление вторичных отклонений в развитии ребенка с тяжелым нарушением зрения и понимая того, что это возможно лишь при условии тесного союза тифлопедагогов и семьи.

Основополагающим является тот факт, что психическое развитие слепого ребенка протекает по тем же закономерностям, что и развитие зрячего ребенка (Л. С. Выготский).

Л. И. Солнцева указывает на то, что по характеру реакций и системе поведения слепые дети до трехмесячного возраста мало чем отличаются от зрячих детей того же возраста. Слепые от рождения младенцы поворачивают глаза к источнику звука и смотрят на свои руки, но позже такие межсенсорные координации исчезают (Фридман1964). Отставание возникает, когда у нормально видящего ребенка зрение включается в контроль за выполнением двигательных актов, благодаря чему его двигательные способности начинают развиваться стремительно быстро. Из-за недостатка стимула для движения к предметам окружающего у слепого тормозит развитие двигательных навыков, а отсутствие координирующей и коррегирующей движения функции зрения задерживает развитие координации двух рук и мелких движений пальцев. Появление стереотипных движений с 4-5 месяцев. Причину этого явления видят в стремлении малыша к ритмичным движениям, тренировке вестибулярного аппарата, в «голоде» движений в ранний период детства (Л. В. Рудакова, В. А. Феактистова).

Овладение ходьбой, которая является одним из необходимых двигательных навыков, происходит у слепых к 2-2,5 годам, слабовидящих к 1,5 годам,тогда как нормально видящие дети овладевают ею к концу первого года жизни.

Затянувшееся становление вертикального положения и самостоятельного передвижения, боязнь нового пространства, новы предметов задерживают образование и укрепление связи предмет – действие, не способствуют вычленению свойств этих предметов.

Речь слепого и слабовидящего развивается и усваивается в ходе специфически человеческой деятельности общения с людьми и предметами окружающей действительности, но имеет свои особенности формирования – изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «формализм», накопление значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием.

Общение на всех этапах раннего развития – основное условие развития речи ребенка. Н С. Костючек отмечает определенное своеобразие в динамике речевого развития, выражающееся в малой подвижности артикуляционного аппарата, в дефектах звукопроизношения, нарушения выразительных движений (мимика лица, жесты, сопровождающие устную речь, бедность словарного запаса (вербализм в речи). Волкова Л. С. указывает на то, что замедленное становление речи начинается уже на первом этапе онтогенетического развития. Наиболее же отчетливо оно проявляется на втором этапе (весь период от 6 мес. до 3 – 4 лет). Это объясняется сокращением сферы активного взаимодействия ребенка с окружающим миром, трудностях в организации его предметной деятельности

Особенности в развитии коммуникативных навыков, общения у детей. Ограничение во многих сферах несловесного, невербального общения. Отсутствие контакта глаз, позднее появление улыбки, бедность в мимических проявлениях, невладение жестами. Причину подобных особенностей видят в отсутствии стимулов, невозможности подражания (Л. И. Солнцева, Харли Р. ,ФридманД.)– одного из каналов самостоятельного приобретения знаний.

Ведущей деятельностью в раннем возрасте является для ребенка общение со взрослым, в процессе которого он овладевает знаниями об окружающем мире.

Мало того – оказывается, ребенок не может стать человеком, если рядом с ним не будет взрослых людей.

Слепой ребенок должен быть специально обучен тому, чему зрячий обучается сам.

В деятельности формируются новые психические образования и она создает зону ближайшего развития ребенка.

Следующей особенностью развития ребенка с нарушением зрения в раннем возрасте является снижение его познавательной активности, отсутствие мотивации (Л. И. Солнцева, В. М. Сорокин).

В период до трех лет наблюдается значительное отставание в психическом развитии детей с нарушениями зрения из-за возникающих вторичных нарушений, проявляющееся в неточных представлениях об окружающем мире, в недоразвитии предметной деятельности, в замедленно развивающемся практическом общении, в дефектах ориентирования и мобильности в пространстве, в общем развитии моторики.

Источник

, педагог-психолог

ГБОУ г Москвы «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 000 (Структурное подразделение №3 ЦППРиК «Давыдково»

Мастер-класс

Новорожденный лишь немногое узнает об окружающем мире благодаря зрению. Сначала для него важнее тактильная информация (особенно то, что узнается с помощью рта), вестибулярная информация (чувство равновесия), информация, получаемая в результате его собственных движений, запахи и вкус. Зрение и слух – два сенсорных канала, служащих для приема информации на расстоянии, используются с рождения, но роль основных информационных каналов они начинают играть позднее.

Во время нескольких первых недель жизни младенец с нарушенным зрением получает примерно ту же сенсорную информацию, что и нормально видящий ребенок, вследствие ограниченной роли зрения. В это время плохое зрение – не проблема для ребенка. Это проблема для родителей, которые, по-видимому, переживают кризис и чувствуют себя обманутыми. Вместо здорового ребенка у них родился больной. Они могут испытывать чувство вины из-за своей негативной реакции по отношению к ребенку. Только через какое-то время они поймут, что эта реакция нормальна. Вначале родителям бывает трудно брать ребенка на руки, даже если они знают, насколько это важно. Когда они держат ребенка на руках, возникают сложности в общении с ним, особенно если зрительный контакт с ребенком не развивается. Отсутствие зрительного контакта воспринимается как отсутствие интереса. Родителям нужно научиться слушать слабовидящего ребенка и общаться с ним. Пока родители чувствуют себя некомфортно с ребенком, кто-то, знающий, как развиваются дети с нарушениями зрения, должен посещать семью, лучше ежедневно или хотя бы несколько раз в неделю.

Многие родители, стремясь решить проблему с помощью медицины, забывают, к сожалению, о необходимости уделять внимание развитию своего ребенка. Некоторые заболевания органа зрения, такие как, нарушения рефракции (дальнозоркость или близорукость), достаточно успешно лечатся назначением очковой или контактной коррекции. Другие же – заболевания сетчатки, зрительного нерва, трудно поддаются лечению и существенно ограничивают зрительные возможности ребенка, что приводит к выраженным отклонениям в развитии ребенка. После двух-трехмесячного возраста недостаток зрения начинает сказываться на психическом и двигательном развитии ребенка. Неправильное функционирование зрения или его отсутствие в большей мере сказывается на моторном развитии ребенка раннего возраста, а ведь ребенок должен конструировать свой мир с помощью информации, получаемой через движения, слух, осязание, обоняние и вкус.

Занятия с ребенком необходимо начинать с первых дней жизни. Ребенок рождается с багажом двигательных рефлексов.

На базе этих рефлексов должны строиться первые гимнастические упражнения. Купание в детской ванночке и особенно плавание в большой ванне — также очень хорошая возможность для развития движений малыша.

Чтобы привлечь внимание слабовидящего ребенка используют максимально яркие предметы: фонарик, блестящие предметы, картинки и предметы с контрастным рисунком. Максимальным контрастом обладает черно-белый рисунок. Для привлечения внимания слабовидящего ребенка желательно сочетание контраста и движения, а если необходимо, то и звука. В период от 1 до 3 месяцев следует продолжать работу по развитию зрительного сосредоточения и прослеживания за ярким предметом. Зрительный стимул необходимо перемещать в горизонтальной плоскости вверх-вниз, вправо-влево, по кругу. Если у ребенка будут наблюдаться выраженные зрительные реакции на уже подобранном для него оптимальном расстоянии, можно попытаться вызвать зрительные реакции, немного увеличив расстояние стимула от глаз ребенка, а затем приближая его обратно.

Зрительные реакции у ребенка с остаточным зрением необходимо развивать, когда ребенок находится в разных положениях: лежа на спине, на животе, в вертикальном положении на руках у взрослого. При изменении позы ребенок должен освоить зрительные реакции снова.

После 3,5 месяцев у ребенка с остаточным зрением нужно пытаться вызвать перевод взгляда с одного источника света на другой.

Бутылочка для молока – это эффективный стимул. Запах, бульканье молока при потряхивании бутылочки и высококонтрастные полоски на бутылочке заставляют ребенка пытаться найти ее глазами.

Развитие слепого ребенка раннего возраста

Фото 1. Бутылочки и игрушки благодаря высококонтрастным полоскам являются эффективным зрительным стимулом для слабовидящего ребенка.

Для того чтобы привлечь внимание ребенка к лицу взрослого нужно подкрашивать его, выделяя рот, брови, глаза, можно одеть черную оправу для очков. С этой же целью подвешивают картинку с изображением лица человека над кроваткой ребенка. Для привлечения внимания ребенка одежда взрослого должна быть контрастной. Важно соблюдать постоянство запахов ухаживающих за ребенком взрослых.

Развитие осязательного восприятия является неотъемлемой частью психолого-педагогической коррекции развития детей с глубоким нарушением зрения. В основе осязательного восприятия лежат тактильные и кинестетические ощущения.

Для стимуляции тактильных ощущений можно сделать ребенку специальное одеяло, сшитое из лоскутков тканей различной фактуры, а если у ребенка есть остаточное зрение, то кусочки ткани должны иметь не только тактильный контраст, но и зрительный. Ребенка надо раздеть и укладыодеяло на спинку, на живот, на бочок.

Развитие слепого ребенка раннего возраста

Фото 2. Одеяло с тактильным и зрительным контрастом

Чтобы способствовать попыткам ребенка поднимать голову, нужно положить ребенка на живот и с небольшим нажимом проводить указательным и средним пальцами вдоль позвоночника. Если у ребенка есть остаточное зрение, то в этом положении нужно привлечь внимание ребенка ярким предметом. Если нет зрения, необходимо использовать такие подкрепляющие стимулы, как тактильный и слуховой.

Хорошей подготовкой к следующему этапу двигательного развития могут стать совместные с ребенком повороты в положении лежа.

К двухмесячному возрасту зрячий ребенок становится способным поворачивать голову в сторону источника звука. Для наших детей освоение этого навыка достаточно трудно. Для развития навыка поворота головы в сторону источника звука можно использовать тактильное подкрепление.

Например, позвенев колокольчиком с правой стороны, дотронуться до правой щечки ребенка, позвенев с левой стороны, дотронуться до левой щечки. Это будет способствовать образованию связи между слуховыми и тактильными ощущениями. Тренировке вестибулярного аппарата ребенка также будут способствовать следующие упражнения: 1) покачивание в позе «эмбриона»  (показ упражнения) ,2) упражнение «полетели-полетели» (показ упражнения): поднимая ребенка надо говорить ему: полетели-полетели высоко наверх, а опуская – полетели-полетели вниз, полетели-полетели направо, полетели-полетели налево.

Для развития малыша необходимо чаще брать его на руки и двигаться вместе с ним. Ребенок должен находиться в специальном рюкзачке – «кенгуру». Передвигаясь вместе со взрослым малыш совершает пассивные движения, которые способствуют развитию его вестибулярного аппарата. Делать это нужно каждый день. Помимо развития вестибулярного аппарата, это также обеспечит хороший телесный контакт между родителем и ребенком, который необходим для комфортного эмоционального состояния малыша. Он будет чувствовать себя спокойно и защищённо.

В период с 1 до 3 месяцев можно начать вкладывать ребенку в руку погремушку. В кроватке необходимо подвешивать над ребенком различные звучащие предметы горизонтально над руками и ногами ребенка, чтобы ребенок непроизвольно задевал их. Это будет провоцировать ребенка совершать более активные движения. Подвешивать игрушки нужно либо над руками, либо над ногами, но не одновременно.

К 3 месяцам у ребенка формируется первая координация рука-рот, и он начнет тянуть вложенные предметы в рот.

Для общего психического развития ребенка такой сенсомоторный опыт как ощупывание собственного тела играет значительную роль. Приблизительно к 3,5-4 месяцам зрячие младенцы начинают сводить руки к средней линии тела и играть ими, а около 6 месяцев играть со своими ногами. Для стимуляции сведения рук слабовидящего ребенка необходимо подвешивать предметы над средней линией тела ребенка. Важно, чтобы эти предметы, имели подвижные части, которые способны привлечь внимание ребенка. Все это будет способствовать формированию осязания как перцептивного действия.

Ребенку нужно очень много тренироваться для того, чтобы научиться использовать свой слух. Доска-резонатор и звуковые отражатели вокруг ребенка весьма полезны для начальных стадий обучения. Доска-резонатор усиливает звуки и дает возможность ребенку слышать шумы, возникающие даже при его незначительных движениях. Обратная связь активирует двигательные функции, а это в свою очередь, дает возможность ребенку слышать больше звуков.

Приблизительно в 3-х месячном возрасте ребенок начинает отличать один звук от другого.

Развитие слепого ребенка раннего возраста

Фото 3. Схема игрового места для слабовидящего младенца: доска резонатор со зрительными стимулами, звуковые отражатели, зеркало и подвешенный мяч (3)

Для того чтобы разнообразить сенсорный опыт ребенка, помимо погремушек, бубенчиков, колокольчиков можно предложить ему для игры пластиковые флаконы, наполненные различными сыпучими продуктами: гречкой, рисом, горохом, фасолью, сахаром и макаронами. Все эти наполнители имеют разную частоту звучания.

В возрасте от 3 до 6 месяцев особое внимание надо обратить на формирование таких координаций как: рука-рот, рука-рука, рука-голова, рука-лицо, рука-корпус тела, рука-колено, рука-ступня. Для этого нужно проводить специальные игры, во время которых взрослый совершает совместные действия с ребенком и активизировать собственные действия ребенка в которых сформируются эти координации.

Ухаживая за ребенком необходимо с ним разговаривать и петь песенки. В этом возрасте обращенная речь взрослого служит средством установления эмоционального контакта с ребенком.

Воспитание слепых детей требует от родителей особой заботы, времени и терпения. Если родители занимаются с детьми с раннего детства упорно, систематически, то слепые дети могут научиться почти всему, что умеют делать зрячие дети.

В своей работе мы используем «Рекомендации по коррекции психомоторного развития детей первого года жизни с глубоким нарушением зрения» , практическое пособие «Воспитание слепых детей раннего возраста» и и игры с детьми младенческого возраста , практическое пособие Леа Хювяринен  Зрение у детей: нормальное и с нарушением.

Упражнения и игры для детей первого полугодия жизни

1.Упражнения направленные на развитие зрительного внимания (привлечение внимания слабовидящего ребенка максимально яркими предметами, сочетание контраста, движения, звука)

2.Упражнения для стимуляции тактильных ощущений.

3.Упражнения способствующие попытке поднимать голову (использование врожденных рефлексов и привлечение внимания ярким предметом, а если зрения нет используем тактильные и слуховые подкрепляющие стимулы).

4.Упражнения направленные на развитие вестибулярного аппарата и укрепления мышц шеи ребенка (совместные с ребенком повороты из положения лежа, покачивание в позе «эмбриона», упражнения «полетели-полетели», «качели» ).

5.Упражнения для развития дефференциации движений.

6.Упражнения на формирование представления о частях тела.

7.Упражнения подготавливающие ребенка к умению сидеть.

8.Игры способствующие развитию тактильной чувствительности ребенка и формированию первых сенсомоторных координаций.

Используемая литература:

1., Хорош слепых детей раннего возраста. Практическое пособие для родителей, тифлопедагогов и воспитателей, М.: Издательство «Экзамен», 2004.

2., , Парамей зрения у детей раннего возраста, М. : Издательство «Полиграф сервис», 2003

3.Леа Хювяринен. Зрение у детей: нормальное и с нарушением, СПб. Петербург – XXI век, 1996.

Источник