Развитие слабослышащего ребенка в школе

Система работы со слабослышащими детьми в условиях общеобразовательной школы

В феврале 2010 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев утвердил национальную образовательную инициативу “Наша новая школа”, цель которой модернизация и развитие системы общего образования страны. Национальная образовательная инициатива предусматривает и модернизацию образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Трудно не согласиться с тем, что каждый ребёнок с ограниченными возможностями здоровья должен иметь право обучаться совместно со своими здоровыми сверстниками. Но не надо забывать и о том, что такое интегрированное (инклюзивное) образование должно быть качественным, должно отвечать особым образовательным потребностям данного ученика с ограниченными возможностями здоровья.

Во 2-д классе МБОУ СОШ № 49 обучается 24 учащихся, (11 мальчиков, 13 девочек). Среди них одна обучающаяся с нарушением слуха (диагноз – двухсторняя сенсоневральная тугоухость IV степени). Для девочки разработан индивидуальный образовательный маршрут, т.е. индивидуальная траектория образования в календарно-тематическом, поурочном планировании. Задача учителя – постараться найти индивидуальные формы обучения, позволяющие реализовать его актуальные коммуникативные возможности и преодолеть трудности в обучении и общении, возникающие на уроке и вне урока.

В деятельность учителя, работающего в условиях интегрированного обучения детей с нарушениями слуха, входит:

Диагностика уровня развития ребенка на основе изучения заключения ПМПК, характеристики из предшествующего ОУ, детских работ, бесед с родителями, наблюдений за ребенком, диагностики уровня знаний по предметам

Составление на основе диагностических данных индивидуального образовательного маршрута (составляется с перспективой не более чем на месяц)

Отслеживание динамики развития ребенка

  • регулярное изучение учащихся с целью выявления индивидуальных особенностей и определения направления коррекционно-развивающей работы;
  • фиксация динамики развития обучающихся с нарушениями слуха в диагностических документах (дневник наблюдений, характеристика);

Взаимодействие со специалистами и родителями:

  • изучение педагогом класса, специалистами условий семейного воспитания особого ребенка и, как результат, выработка конкретных рекомендаций для родителей;
  • знакомство специалистов с данными обследования и планом работы педагога, а педагога – с результатами диагностики и планами специалистов;
  • предоставление родителям в индивидуальном порядке данных о результатах диагностики, планах работы, динамике развития их детей с конкретными рекомендациями как со стороны учителя, так и специалистов;
  • проведение психолого-медико-педагогических консилиумов, педсоветов, семинаров по вопросам диагностики, коррекционного обучения, социальной адаптации данных детей, работе с родителями;
  • участие имеющихся узких специалистов ОУ (логопедов, психологов, социальных педагогов, врачей) в работе МО учителей, проведении родительских собраний;
  • ведение педагогической документации, обеспечивающей взаимосвязь в работе специалистов (тетради взаимосвязи логопеда, психолога, логопеда с педагогом, дневник наблюдений за учащимися, написание характеристик)
  • работа с родителями обычных детей, направленная на формирование толерантного отношения к особым детям и их семьям.

Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок. Эмоциональных срывов, профилактика детского травматизма через организацию физкультурно-оздоровительных перемен, динамического часа, физкультминуток на уроках, проведение занятий на свежем воздухе и др., создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности в её фронтальной и индивидуальной формах.

Реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса через проведение уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, классных часов, праздников, экскурсий. Каждая из названных форм имеет свою структуру, методику.

В школе собраны и обобщены материалы, выявляющие особенности обучения детей с нарушениями слуха в коллективе сверстников. Разработан индивидуальный план педагогической (в том числе и коррекционной) работы со слабослышащим обучающимся, позволяющий построить наиболее оптимальный маршрут образовательной интеграции учащегося массовой школы, определяемый уровнем его речевого и психофизического развития.

В учебном процессе слабослышащему ученику иногда бывает трудно объяснить на словах некоторые явления, а компьютер – это уникальная машина, благодаря мультимедийным возможностям которой ученикам становится легче воспринимать окружающий мир и развиваться интеллектуально. Кроме этого, новые информационные технологии, позволяющие легко варьировать громкость, в частности актуализируя конкретные частоты аудиоматериалов, могут быть использованы для тренировки остаточного слуха и для развития речевых навыков. А это играет огромную роль в системе социальной адаптации слабослышащего ребенка.

Особую роль в педагогической деятельности, обращенной к слабослышащим детям, играют видеоматериалы. Они полезны при работе с учебным материалом, связанным с изучением различных процессов и явлений, сурдологическое описание которых затрудняется ограниченным словарным запасом детей. Важную обучающую функцию выполняют компьютерные модели и конструкторы, компьютерный лабораторный практикум.

На индивидуальных занятиях с особым ребёнком я использую готовые электронные материалы:

“Игры для Тигры”. Компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры” предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок – все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к занятиям. Применение программы “Игры для Тигры” способствует индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: “Фонематика”, “Просодика”, “Лексика” и “Звукопроизношение”. https://www.logopunkt.ru/images/ss3-b.jpgОсновные принципы, положенные в основу построения программы “Игры для Тигры”:

Читайте также:  Развитие мышления ребенка с использованием методик триз

системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;
игровая форма обучения;
интерактивность;
полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов;
дифференцированный подхода к обучению. Программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки;
объективность. Программа позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции, ее состояние в процессе работы и конечные данные;
создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.

“Баба-Яга учится читать”. Программа предназначена для того, чтобы ребенок легко и естественно приобщился к чтению, а буквы и слова стали для него добрыми приятелями в играх.

Ключевые достоинства:
– Методика опережающего обучения
– Красочная мультипликация и анимация
– Игры озвучены известными актерами
– Сказочные герои с яркими характерами

“Мир за твоим окном” – первая в России специализированная компьютерная программа, предназначенная для развития и обучения детей старшего дошкольного возраста с различными нарушениями в развитии. Она удостоена государственной премии в области образования. Ее авторы – сотрудники Института Коррекционной Педагогики РАО (Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина Программа “Мир за твоим окном” Программа состоит из пяти частей: “Времена года”; “Погода”, “Одежда”; “Рассказы о временах года”; “Календарь”, однако названия частей в основном меню отражают лишь тематический материал. У каждой части свои задачи в области развития и обучения.

“Кроссворды”.

  • Тренажер по математике в начальной школе.
  • “Маленький гений. Тренируем внимание”
  • “Тетрис. Математический тренажер”.

Составляю электронные приложения к урокам, коррекционным и внеклассным занятиям, интегрированным урокам, к отдельным темам уроков и занятий, праздничным мероприятиям.

Необходимо отметить, что использование ИКТ в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучаемым и педагогом и, соответственно, на методику проведения занятий в целом. Вместе с тем информационно-коммуникационные технологии не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность.

Совместная деятельность педагога, логопеда и психолога способствует постепенной успешной адаптации к школе детей с нарушенной слуховой функцией.

Литература

  1. “Мы вместе” Специальные компьютерные инструменты обучения детей с нарушениями слуха. Институт коррекционной педагогики РАО, Москва // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2009-03-16. – №1.
  2. https://logoped.far.ru/p48aa1.html
  3. https://softlus.ucoz.ru/load/igra_baba_jaga_uchitsja_chitat_igra_dlja_malyshej_dlja_obuchenija_chteniju/71-1-0-649
  4. https://www.logopunkt.ru/tigra.htm
  5. Волкова Л.С. Логопедия (учебник) ООО “Гуманитарный центр Владос”, 2004. стр. 551-553
  6. Вренева Е.П. Использование компьютерных технологий в работе коррекционного педагога ДОУ// Коррекционная педагогика. – 2008 . – №4(28).
  7. Гилевич И.М., Тигранова Л.И. К проблеме интеграции (программа подготовки учителей массовых школ к работе с детьми с нарушениями слуха)// Дефектология, 1996. № 6. с.44-51
  8. Ефимов В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании // Начальная школа. – 2009. -№ 2.
  9. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития// Дефектология, 1997. с.3-15
  10. На пути к инклюзивной школе. Пособие для учителей. USAID, 2007
  11. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (1-3 апреля 1998г.). СПб., 1998, 126с.
  12. Учебные проекты с использованием Мicrosoft Office: Методическое пособие для учителя. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 93с.
  13. Шипицына Л.М., Ресвейк К. Навстречу друг другу: пути интеграции. СПб., 1998. с.130
  14. Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка. М., Изд.центр “Академия”, 2003. стр.159-163

Источник

Реалии нашей страны таковы, что государственные образовательные «предложения» для ребенка со слуховым аппаратом – интернат либо коррекционная школа. Что плохого в специальном образовании? Ответ прост: изоляция от говорящих сверстников с типичным для них набором проблем. Изоляция от мира слышащих людей. Именно невозможность общаться с обычными ребятами, а не слуховой аппарат, превращает детей с нарушениями слуха в инвалидов.

Несогласие с системой и общим положением дел, выбор иного пути для раскрытия потенциала слабослышащего ребенка – практически всегда остается личной ответственностью родителей. Как и выбор школы – общеобразовательной или коррекционной.

Как подготовить ребенка к школе? Какой реакции ждать от педагогов и как познакомить необычного ученика с одноклассниками? Рассмотрим два возможных варианта развития событий.

Сценарий первый: не благодаря, а вопреки

«По результатам ЕГЭ я была одной из лучших в школе», – рассказывает будущий экономист Маша из небольшого города на Кубани. Русский – 98 баллов, математика – 74, обществознание – 88.

Вместе с золотой медалью эти баллы дали девочке возможность поступить на факультет «Финансы и кредит» в университете. На дневное отделение, на общих основаниях и бюджетной основе.

Читайте также:  Стадии психосексуального развития ребенка оральная стадия

Как все начиналось

В возрасте 3 лет осложнения после гриппа лишили девочку возможности слышать. Маленькому ребенку, вспоминает Маша, нелегко от того, что он не может играть в «испорченный телефон», как другие дети, не может петь хором, не участвует в секретных разговорах с подружками.

«У меня было меньше возможностей. Я это понимала. Но у меня было больше, чем у кого-либо. Это я поняла потом».

Первым (и самым главным) человеком, который отказался сдаться, стала мама Маши. Все, что не могла расслышать дочь, она повторяла ей на ухо: диалоги в театре, кино, магазине, дома. Невзирая на капризы, раздражение. Каждый день, без устали, упрямо и настойчиво.

«Она боролась за меня», – говорит Маша.

Девочка с мамой прошли через десятки консультаций. Пока не попали в Краснодаре в медицинский центр МастерСлухТМ, к Владимиру Гауфману, врачу-сурдологу.

«С момента первой встречи прошло 14 лет, но до сих пор он – мой доктор. Хороший специалист для слабослышащего человека как спасательная шлюпка для утопающего. Это не просто подбор и настройка слуховых аппаратов. Это моральная поддержка, психологический настрой. Думаю, если бы на нашем с мамой пути он не встретился, сейчас меня такой не было бы».

Маше было пять лет, когда она надела первый слуховой аппарат. Мир вокруг звучал! Но у счастья, конечно, была своя цена.

Разрушенные мечты

Ценой стала сложная адаптация. Головные боли, резкая реакция на звуки – учиться слышать заново было непросто. Маша мечтала стать актрисой или телеведущей. Но сенсоневральная тугоухость внесла свои коррективы.

«Моя речь звучит не идеально. Да, на радио, на телевидении немало популярных персон, узнаваемость которых извиняет особенности их речи. Но моя жизнь уже не будет связана с публичными выступлениями. Специальности, в основе которых лежит иностранный язык, увы, тоже не для меня».

Маша посещала логопедический садик, где детей готовили к обычной школе. За возможность вливаться в коллектив тоже пришлось платить. Истериками и слезами.

«Меня постоянно мучили вопросами: «А что у тебя в ушах?» Не хотели дружить, я была «не такая». Не обошлось без издевок. Единственным адвокатом, как всегда, оставалась мама. Ходила к воспитателям, педагогам. Просила, объясняла, уговаривала».

Непонимание и агрессию транслировали не только дети. Взрослым тоже оказалось непросто переступить через неприятие.

«Трудности были (и есть) с английским языком, с аудированием. Никто из преподавателей не желал понимать, что аудиозаписи я и на русском-то языке не очень разбираю».

Но школа, определенно и без иллюзий, дала понять: будет так, как себя поставишь. Будешь бороться – получишь отдачу. Самым абсурдным эпизодом стала борьба с экспертами ЕГЭ за разрешение использовать слуховые аппараты на экзаменах. Но и этот рубеж был пройден.

«Я думаю, это только начало. Мое первое высшее образование даст основы материального благополучия, но не станет делом жизни. Я люблю компьютеры, делаю сайты и игры, обожаю космос, не перестаю читать одну книгу за другой. Определенно не дружу с музыкой, пением и спортом.

Несмотря на серьезную потерю слуха, у меня хороший словарный запас. Граница практически стерта. Уже не думаю, что «не такая». Есть цель – прожить счастливую, насыщенную жизнь.

Мозг дал мне отличную способность спать даже в ужасном шуме! Надо только снять аппараты, – смеется Маша. – И этим надо пользоваться!»

Сценарий второй: благодаря и с благодарностью

Ане из Ставрополя поставили диагноз «нейросенсорная тугоухость степени 4+, пограничная с глухотой» в 9 месяцев. Но родственники и больше всех, конечно, мама Ани были настроены на победу с самого первого дня.

В 2 года – кохлеарная имплантация в питерском ЛОР НИИ. Практически сразу после подключения процессора девочка стала слышать и реагировать на звуки, оборачиваться на хлопки. Появились предвестники речи, слоги, звукоподражание. Слова пришли позже. И мама особенного ребенка не сдавалась: через год после первой имплантации прошла еще одна, на второе ухо.

То, что у Ани есть старшая сестра, безусловно, сыграло огромную роль. Когда детки общаются между собой, все идет быстрее: и развитие речи, и обучение.

Родители очень постарались, чтобы девочка пошла в обычный садик, а не специализированный. Именно для того, чтобы дать ей возможность общаться с детьми. Конечно, пришлось предупредить и заведующую, и воспитателей о том, что ребенок особенный. Повезло: попались прекрасные педагоги, которые не испугались поставленной задачи. И в целом все получалось хорошо.

Хотя Аня и отставала от других ребят, но ее не «вычеркивали» из участия в утренниках, чтения первых стихов. Первый класс – общеобразовательная школа.

Был период, когда принятие особенностей слуха для Ани проходило со слезами. Она сердилась, говорила, что ее раздражают постоянные вопросы в школе. И что она уже хочет слышать без «всех этих штуковин», как другие дети. Но терпение родителей, уговоры дали результат. Она стала проще относиться к слуховым аппаратам. Нашла подруг, увлеклась танцами.

Читайте также:  Влияние семейного воспитания на развитие личности ребенка курсовая

«Оказалось, что у Анечки способности, и педагог ее очень хвалит за чувство ритма. И за дисциплину. Дети разучивают танцевальные элементы несколько небрежно, а Аня очень серьезно к этому относится. И считает про себя, и держит ритм», – с гордостью за дочь рассказывает мама.

«Аня хорошо говорит, но все-таки понимание некоторых слов и понятий для нее сложны. Так, например, она с трудом пока еще понимает, что такое профессия. Хотя раньше мы с ней разбирали, учили это. Есть такой момент в обучении детей с особенностями, таких как Аня: если какие-то слова не повторять достаточно часто, они забываются. Тяжело даются пересказы прочитанного, хотя читает она очень хорошо».

Еще одна характерная особенность речи у таких детей – путаница в склонениях, окончаниях, в определении мужского и женского рода.

«Конечно, то, что медицина дошла до такой операции, как кохлеарная имплантация, – это настоящее чудо. Мы с дочкой вполне осознанно не учим язык жестов, не хотим им пользоваться! Мы все время говорим, и это вошло в привычку, даже в ванной, где она купается без слухового аппарата [устройство боится воды – прим. ред.].

Сейчас наши занятия с Аней – это уже не сурдопедагогические методы, а обычное развитие, расширение кругозора. Фактически все, чему учит школа, – знания об окружающем мире, литература и так далее».

Единственное отличие в том, что у Анечки меньше самостоятельности при выполнении домашнего задания. Все уроки она делает вместе с родителями. Ну и, конечно, повторяют и разговаривают в той семье много. Намного больше, чем в других семьях с детьми ее возраста.

И хотя оценки в первом классе Ане пока не ставят, но в школе ее хвалят: и читает, и диктанты пишет она очень хорошо.

И, судя по первому классу, легче Ане дается математика.

Советы Аниной мамы родителям слабослышащих детей

«Первое, что нужно, – это взять себя в руки. Диагноз «глухота» – в любом случае тяжелое испытание, к которому нельзя быть морально готовым. Особенно если среди близких и родственников не было таких случаев. Необходимо заручиться максимальной поддержкой родных, без этого будет нелегко. Меня очень поддержал муж, который взял в свои руки практически всю организацию и подготовку к операции дочери, пока мама (то бишь я) пыталась справиться с шоком.

Не стоит бояться. Но и уповать на то, что после операции все образуется само собой, тоже не стоит. С ребенком придется много и терпеливо заниматься, отдавая этому колоссальное количество времени. И без этого ничего не сложится. Нужно потратить два, три года на развитие малыша, чтобы вырастить из него полноценного и счастливого взрослого».

Что еще к этому можно добавить?

  • Не опускайте руки, если у вашего ребенка обнаружена тугоухость. Особенно в случае тяжелой степени потери слуха ­– буквально каждая минута промедления может обернуться неделями и месяцами, которые потребуются для того, чтобы малыш смог догнать своих сверстников в развитии.
  • Примите то, что вам понадобится много терпения, а вашему ребенку – вдвое больше внимания. Посещать специалистов придется регулярно.
  • Узнайте о льготах, которые предоставляет вам государство, и будьте настойчивы в получении всех возможностей, которые доступны по полису, – например, замена речевого процессора кохлеарного импланта, хотя в основном рассчитывать придется только на свои силы. И средства. Да, реабилитация – это не бесплатно. Все остальное, чем «поделится» государство, будет приятным сюрпризом.
  • Развитие ребенка – и физическое, и эмоциональное, и психологическое – будет в огромной степени зависеть от вас, его родителей.
  • Не оттягивайте момент начала ношения слухового аппарата либо направления на кохлерную имплантацию, если ваш врач-сурдолог говорит, что динамики в развитии нет. Даже если у ребенка на одном ухе кохлеарный имплант, второе необходимо протезировать цифровым слуховым аппаратом для равномерной стимуляции звуковой коры головного мозга. Иначе процесс адаптации может проходить сложно и долго. Экономить на слуховых аппаратах тоже не стоит – это не блажь, а инвестиция в здоровье вашего ребенка, в его возможность жить полноценной жизнью.
  • Ищите квалифицированных специалистов с хорошим «сарафаном» отзывов – слухопротезиста, сурдолога, сурдопедагога.
  • Не делайте ребенка изгоем, старайтесь социализировать его: ему нужно учиться знакомиться, общаться со сверстниками, преодолевать трудности, получать свой собственный опыт.

Продолжение следует.

Источник