Развитие сюжета в игре ребенка раннего возраста

Развитие сюжетной игры в раннем возрасте

Воспитатель

МБДОУ ДС №93 г. Челябинска

Ноздрина О.Г.

Предпосылки сюжетно-ролевой игры.

В течение первых месяцев при обучающем воздействии взрослых ребенок проходит этапы игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Первым таким этапом является ознакомительная игра (с 3-4 месяцев до полугода). Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы. Ее содержание составляют действия-манипуляции, которые ребенок совершает вместе со взрослыми, обследуя свойства и качества предмета, игрушки. В процессе самостоятельных манипуляций с игрушкой ребенок познает ее свойства. В ознакомительной игре прослеживается намеренность действий ребенка: тянется к погремушке, захватывает ее, рассматривает, стучит по краю манежа, бросает за бортик манежа, слушает, как она загремела и т.д. Такая преднамеренность действий с предметами – предпосылка развития целенаправленности, характерной для сюжетно-ролевой игры.

На втором этапе развития игровой деятельности (до 1 года) появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание малыша на его целевое предназначение: «Это чашка, из нее пьют. Это простынка, укроем мишку». Ребенка можно научить соотносить предметы по форме, по их физическим свойствам: снимать и надевать на стержень колечки, накладывать 2-3 кубика один на другой. Для становления сюжетно-ролевой игры важно научить ребенка обобщать действия.

Третий этап развития игры (от 1 года до 2-х лет). Формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (баюкают куклу, кормят мишку). Необходимо учить малышей отражать жизненные ситуации, знакомые им по личному опыту. Для развития сюжетно-отобразительной игры необходимы разные игрушки, с помощью которых педагог вовлекает детей в решение игровых задач («Мишка устал, уложи его спать и т.д.). Перед ребенком ставится условно-игровая цель деятельности, которую он достигает игровыми способами и средствами, и получает воображаемый результат.

Здесь ребенок должен научиться следующему:

  1. выполнять разные игровые действия (укладывать куклу, кормить ее, катать в коляске, варить еду, перевозить в машине игрушки, грузы и т.д.),
  2. дополнять или заменять игровые действия первыми речевыми высказываниями («Ляля бай-бай» и т.д.) .

Основное условие для развития сюжетно-ролевой игры – это совместные игры взрослого и ребенка. Чтобы научить детей развивать содержание игры, необходимо обыгрывать жизненные ситуации, привлекая их к активному участию. Например, видоизменяет игровую ситуацию кормления, которую так любят изображать дети раннего возраста: вводит новые персонажи («Пришел в гости зайка, давай покормим его»), новые блюда («Будем угощать пирогом, дадим гостям конфеты»), новую посуду (яблоки в вазе, конфеты в конфетнице). Создавать ситуации, стимулирующие ребенка к использованию предметов-заместителей (ножа нет, чем же резать хлеб?), к действиям в воображаемой ситуации. Такие игры обычно сопровождаются речью, которая помогает созданию образа (каша вкусная; зайка любит морковку; молодец мишка – вытер рот салфеткой).

Для развития сюжетно-отобразительной игры эффективны показы-инсценировки. Например, как одна игрушка умывается, вытирает лицо и руки полотенцем, садится за стол, пьет молоко, т.е. демонстрируются цепочки последовательных разнородных действий с одной игрушкой.

Инсценировки с использованием настольного, кукольного театров. Они с удовольствием смотрят, как разыгрывается знакомая сказка, стихотворение, бытовые сценки, созвучные их опыту. После показа предлагается малышам поиграть с игрушками, вызывает желание подражать тому, что они видели на занятии. Включаясь в игру детей, воспитатель подсказывает, как выполнить игровое действие, ставит перед ними игровые задачи («Спой с куклой песенку!»), помогает при затруднениях («Давай вместе с куклой прочитаем стихотворение про зайку»).

Чтобы обучающие занятия, разнообразные показы-инсценировки приносили положительные результаты, целесообразно повторять их, вводя новые элементы, вызывая у малышей эмоциональные реакции, повышая их активность. Повторные показы-инсценировки можно проводить с двумя-тремя детьми: это позволяет упражнять в их выполнении игровых действий (практических, условных, воображаемых), в использовании предметов-заместителей. В небольшой группе детей легче вовлечь в совместное выполнение игровой задачи («Кукла заболела, плачет. Что делать?»). Возрастные особенности детей второго года жизни таковы, что подбор игрушек и игрового материала, оформление игровой среды имеют особое значение. Внимание ребенка рассеивается, если в поле его зрения попадает одновременно много игрушек, поэтому их необходимо рассредоточить по всей комнате, желательно комплектовать по смысловым связям. Например, на плиту поставить кухонную посуду, на стол – чайную, обеденную, на лошадку посадить всадника, на тележку погрузить кирпичики, рядом с тазиком положить губку, полотенце, кувшин. Это подскажет ребенку, как выполнить не одно действие, а цепочку.

Итак, на втором году жизни развиваются игры, посредством которых ребенок знакомится с предметами, удовлетворяет потребность ориентироваться в окружающем мире. Меняется характер подражания: ребенок в игре передает те действия взрослых, которые видел сам, а не только те, которым его обучали. К концу этого периода в играх детей видны ростки сюжетно-ролевой игры, а именно: подражание взрослым, создание воображаемых образов, стремление активно действовать, познавать окружающий мир.

Сюжетно-ролевые игры в их собственном смысле возникают к концу третьего года жизни ребенка. Их появление связано с рядом условий: наличием разнообразных впечатлений от окружающего, накоплением предметных игровых действий, наличием игрушек, частотой общения со взрослыми, развитие самостоятельности детей.

Первые сюжетные игры протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Эта цепочка, состоящая из 2-х 3-х действий, многократно повторяется. Основным содержанием, как в предметной игре, являются разнообразные действия с предметами. Действия с предметами, игрушкой осуществляются каждым из играющих самостоятельно, и основания для объединения еще нет. Совместные игры возможны лишь при участии взрослого. Дальнейшее формирование игры связано с развитием сюжета, когда взрослые подбирают для детей игрушки, вызывающие разнообразные, связанные между собой действия.

Читайте также:  Социально личностное развитие ребенка фгос

Во второй половине третьего года жизни в развитии сюжетных игр детей происходит значительный скачок – в игре появляется роль. Вначале она присутствует как бы в скрытом виде: ребенок, действуя определенным возрастом, еще не называет себя именем взрослого. Затем свою роль в игре ребенок обозначает словом (мама, врач, шофер), но только после того, как им был совершен ряд соответствующих действий. И наконец, уже в самом начале игры ребенок берет роль, обозначает ее словом и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Благодаря умению переносить действие с одного предмета на другой развивается способность отождествлять свои действия с действиями других людей. Это и служит основанием для появления роли в играх детей. Игры становятся сюжетно-ролевыми.

Содержанием первых сюжетно-ролевых игр по-прежнему остаются разнообразные действия с предметами: мама готовит обед, укладывает дочку спать, врач ставит градусник и т.д. но наличие роли в игре приводит к быстрому увеличению разнообразных действий; обогащается и эмоциональное содержание игры: ребенок переживает чувства, связанные с конкретной ролью. Сюжет игры по-прежнему несложен: дети преимущественно отражают жизнь семьи, детского сада.

Таким образом, сюжетно-ролевые игры как таковые возникают к концу третьего года жизни ребенка вследствие накопления различных впечатлений от окружающей действительности.

Роль взрослых в развитии игровой деятельности ребенка

Сегодня игра рассматривается как форма организации детской жизни. Естественно, изменился и взгляд на позицию воспитателя. Он должен быть организатором детской жизни и деятельности; в его функции входит и руководство формированием реальных взаимоотношений в «детском обществе». Такая позиция обеспечивает активный переход педагогов от выжидательной тактики к руководству развитием игр и формированию в их процессе общественно ценных качеств, положительного стержня личности. Всё это доказано практикой детского воспитания и целым рядом специально проведенных исследований.

Руководство игрой требует глубоких знаний теории игровой деятельности. Осуществление грамотного, эффективного руководства игровой деятельностью предполагает высокий уровень владения профессионально-педагогическими умениями (Е. В., Новоселова С. Л.; Панько Е. А. и др.):

наблюдать игру, анализировать ее, оценивать уровень развития игровой деятельности;

проектировать развитие игры, планировать приемы, направленные на ее развитие;

обогащать впечатления детей с целью развития игр; оказывать помощь в выборе наиболее ярких впечатлений, которые могут послужить сюжетом хорошей игры;

организовать начало игры, побуждать детей к игре;

проектировать развитие конкретной игры; предвидеть ее развитие;

широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт (проблемные игровые ситуации, вопросы, советы, напоминания) и др.;

изменять характер и содержание общения с детьми в соответствии с уровнем развития игровой деятельности конкретной возрастной группы. С целью создания благоприятных условий для формирования готовности к переходу игры на более высокую ступень;

включаться в игру на главных или второстепенных ролях; устанавливать игровые отношения с детьми;

прямыми способами (показ, объяснение) обучать игре;

предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, новые игровые действия;

регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, использовать игру с целью создания педагогически целесообразного микроклимата в группе, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, «малоактивных» детей;

обсуждать и оценивать с детьми игру.

Таким образом, сложность руководства игрой связана с тем, что она является свободной детской деятельностью. Важно в процессе педагогического общения сохранить эту свободу и непринужденность. Оптимальное педагогическое общение возникает чаще всего при условии принятия взрослым на себя одной из ролей, обращением к детям условно через роль, что воспринимается детьми положительно значительно чаще, чем при сохранении реальных отношений педагога и воспитанников детского сада.

Источник

Вероника Галынская
Развитие сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста

Сюжетно – ролевая игра – это ведущая деятельность дошкольника, в которой он отражает свои впечатления об окружающей социальной действительности.

Сюжетно – ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий, последовательно сменяющих друг друга.

Этапы развития сюжетно-ролевой игры:

1) до 2-х лет – предметная игра

2) от 2 до 3 лет – развитие игровых действий (понарошку).

3) от3 до 4 лет – этап принятия роли.

4) от 4 до 5 лет – этап ролевого взаимодействия.

5) от 5 до 6 лет – этап сюжетосложения.

Вместе с игрой развивается и сам ребенок. На первом году жизни ребенка начинается этап развития предметной игры:

Развивается предметно- игровая деятельность (ознакомитель-ная игра со своим телом: руками, ногами).

Появление манипулирования с предметами и игрушками (стучит, обследует, бросает.)

С 9-10 месяцев появляется отобразительная игра (качает, кормит куклу)

У многих игра носит разрушительный характер (т. к. это единственно доступный для ребенка на данном этапе способ проявления активности в игре, а не проявление агрессии).

Взаимодействия со сверстниками в игре НЕТ.

Роль взрослого в данный период:

Общение с ребенком;

Обучение игровым и предметным действиям;

Создание развивающей среды для активной предметной и игровой деятельности.

Со второго года жизни у ребенка начинается этап отобразительной игры:

На 2- м году жизни развивается ходьба. Ребенок любит много двигаться, ориентироваться в окружающем, перетаскивать предметы;

Манипулируют с открывающимися коробками, ящиками, вкладышами.

Дети повторяют действия, показанные взрослым и начинают самостоятельно воспроизводить увиденное в жизни (кормление, укладывание спать куклы.) т. е. развивается отобразительная игра.

Ребенок многократно повторяет одни и те же действия (“круговые сюжеты“).

Появляются первые попытки конструирования с игрушками-вкладышами.

Ребенок постоянно ищет взрослого для игры и развлечения.

Взаимодействия со сверстниками в игре НЕТ.

Роль взрослого заключается в:

Обогащении ребенка яркими впечатлениями о доступных явлениях окружающей жизни;

Показа способов игровых и предметных действий;

Подборе и правильном размещении игрового материала.

Третий год жизни дошкольника характеризуется как период развития сюжетно – отобразительной игры, которая предшествует становлению сюжетно- ролевой игры.

Читайте также:  Характеристика особенностей возрастного развития ребенка

В игре ребенок увлечен действиями с игрушкой;

Появляются простые сюжеты из 2-3 взаимосвязанных действий (уже не круговые) ;

Роли пока нет (ребенок не осознает ее);

Идет активная подготовка к принятию роли: с 2.5 лет начинает активно развиваться самосознание ребенка, развивается воображение. Малыш начинает понимать, что оставаясь самим собой в игре, он может одновременно выполнять какую- либо роль.

Сверстник в игре малозначим (ребенок увлечен личной игрой). В контакт малыш вступает чаще ради своих интересов – завладеть игрушкой.

Основные задачи взрослого заключаются:

В развитии целенаправленной игровой деятельности, учить придумывать цель в игре, подбирать под нее игровые действия.

Помогать детям усваивать назначения предметов и овладевать действиями с ними.

Готовить детей к принятию роли;

Поддерживать интерес к игре.

В начале года игры детей не продолжительны (3-6 мин., но постепенно, при условии правильного педагогического руководства, направленного на совершенствование игровых умений, игры становятся более длительными (8-10 мин.)

Малыш 2-3 лет часто еще действует подражательно,но его действия существуют в рамках определенной роли: мамы, шофера, доктора.

В начале года ребенок в игре называет себя своим именем, то к концу года, как правило отождествляет себя с тем взрослым, действия которого изображает (я- доктор). Отдельные игровые действия объединяются в единую сюжетную линию. Поначалу цепочки игровых действий осуществляются довольно хаотично, но с приобретением жизненного опыта в этих цепочках появляется определенная логика, затем цепочки становятся более продолжительными, обогащается содержание игры. Основной задачей взрослого является формирование у детей раннего возраста игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры.

Исследователи, в частности Е. В. Зворыгина, отмечают, что игра носит развивающий характер, если организуется взрослым по принципу решения игровых задач. При формулировке игровой задачи могут использоваться как прямые, так и косвенные методы педагогического руководства. Так,игровая задача может быть оставлена прямо: “Уложи куклу спать”,может быть сформулирована в косвенной форме: “Кукла хочет спать”,а затем и менее конкретно: “Кукла устала”- в этом случае ребенок ищет решение сам. Одна игровая задача может решаться разными способами, можно решить показывая и (или) называя игровое действие. Далее задачу нужно усложнить. Затем ребенка следует поставить ребенка в условия необходимости использования предмета – заместителя. При успешном решении простых игровых задач перед ребенком нужно ставить следующие, более сложные задачи.С усложнением задач их решение также постепенно усложняется:

Один и тот же заместитель может использоваться в качестве разных предметов;

Использование заместителей сопровождается словом, пояснением;

Используется несколько заместителей;

Используются нарисованные предметы;

Таким образом, взрослый тщательно продумывает ряд постепенно усложняющихся игровых задач, которые он будет решать с ребенком в совместной игре. Для этого он заранее предусматривает наводящие вопросы, примерные советы по ходу игры, вызывающие у ребенка желание решить игровую задачу.

Источник

Надежда Анатольевна Волкова
Развитие игры в раннем возрасте

Одним из положений теории психического и личностного развития ребенка в отечественной психологии является признание ведущей роли деятельности в этом развитии. Деятельность обеспечивает связь ребенка с окружающим предметным и социальным миром. “Значение деятельности для психического развития состоит в том, что в ней и через нее ребенок усваивает общественный опыт, фиксированный в достижениях человеческой культуры, причем такое усвоение включает в себя как приобретение знаний, умений и навыков, так и формирование психических свойств и способностей. ” (Л. А. Венгер) (4)

Действие с предметами и игра – основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. Игровая деятельность ребенка зарождается и развивается на фоне предметной деятельности, которая занимает ведущее положение в раннем возрасте. Постепенно, к трем годам, начинает оформляться новая линия развития – постижение смысла деятельности взрослых, освоение мотивационно – потребностной сферы деятельности, что вызывает в последующем сюжетно-ролевую игру как ведущий вид деятельности. От специально организованных занятий эта деятельность отличается тем, что она возникает по инициативе самого ребенка.

В экспериментальных психолого-педагогических исследованиях детскую игру рассматривали с различных точек зрения. Применительно к раннему возрасту исследовали развитие предметных действий в игре, возникновение первичных игровых обобщений, перенос значений с одного предмета на другой, включение в игру предметов заместителей, обобщение и сокращение реальных действий в игровой ситуации, и другие моменты. В той или иной форме эти проблемы нашли отражение почти во всех работах, касающихся развития дошкольника и особенностей его воспитания. Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин – основоположники отечественной детской психологии – разработали теорию дошкольной игры, которую конкретизировали и дополнили как педагоги (А. П. Усова, Ф. И. Фрадкина, Д. В. Менджерицкая, Р. И. Жуковская, Н. Я. Михайленко, Е. В. Зворыгина, К. Л. Печора и др., так и психологи (Л. А. Венгер, С. Л. Новоселова, М. И. Лисина, Л. С. Славина, Л. Н. Галигузова и др.).

Итак, что говорит отечественная наука об игре в раннем возрасте.

Рассмотрев основные игровые теории современной педагогики, можно прийти к следующим выводам.

Во-первых,играм детей трех лет присущи следующие особенности: многократное повторение игровых действий, слитность образов (летчик-самолет, быстрая смена сюжетов, игры в одиночку.

Во-вторых, игровая деятельность является основной развивающей деятельностью дошкольников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений.

Н. М. АксаринаФ. И. Фрадкина разработали этапы развития игры детей раннего возраста. На первом этапе идет воспроизведение разученных действий; перенос действия на новые предметы; отображает отдельные действия; к 2 г. начало сюжетной игры, сюжетная игра, к 3 годам начало ролевой игры. Как отмечает Ф. И. Фрадкина, для раннего возраста характерно в игре наличие зачатков игровой ситуации; далее ребенок берет на себя роль, усложняется структура игровых действий.

Читайте также:  Значение связной речи для развития личности ребенка

Таким образом, Ф. И. Фрадкина показала, что основные предпосылки сюжетно-ролевой игры возникают в ходе развития предметной деятельности под руководством взрослых и в совместной деятельности с ними.

Значительным и полным исследованием игры занималась Н. Я. Михайленко (20, которая выделяет следующую структуру игры: сюжет, игровые действия, роль, результат. Н. Я. Михайленко на основе выделения основных структурных элементов игры ставила задачу установить значение элементов, трудность освоения детьми данных элементов игры. В своем эксперименте она использовала совместные специально организованные взрослыми игры. Но, к сожалению, в этом исследовании не выделен ряд вопросов, в частности как должно происходить формирование и руководство свободной, инициативной игрой.

Рассмотрев педагогические рекомендаций разных авторов я предлагаю рассмотреть основные методы и приемы руководства игрой:

Тарловская Н. Ф.:

раскрывать образ животных (внешний облик, характерные черты, где живет, название дома, чем питается, как добывает еду, хранит);

игровая ситуация “ мама – малыши”;

Зворыгина Е. В.:

обучение игровым действиям через развертывание игровой деятельности;

создание и разыгрывание воображаемой ситуации – косвенное обозначение игровой задачи;

эмоциональное общение с детьми;

внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;

сюрпризное появление, внесение новой игрушки.

Михайленко Н. Я.:

воспитатель – “учитель”;

воспитатель – “партнер”;

осуществление ребенком игрового действия – пояснение его смысла партнерам.

Лямина Г. М.:

воспроизведение общественных отношений и трудовых функций;

“Предложить аналог игрушки для переноса тех же действий”;

“Заменитель реального предмета”;

“Проведение подвижных игр с правилами”;

“Наблюдения за животными”;

Печора К. Л.:

показ со словом,

создание проблемной ситуации.

О руководстве игрой детей раннего возраста говорят и другие исследования проведенные совместно с зарубежными авторами. Эти материалы отражены в книге “Внешняя среда и психическое развитие ребенка“, в ней говорится о том, что обращения воспитателя к детям в момент игры часто бывает неэффективным. Такими обращениями оказались такие как, речевая констатация деятельности, которая не вызывала ответных действий ребенка, также не всегда эффективными были обращения, направленные на усложнение деятельности детей, которые требуют большого мастерства со стороны воспитателя. При организации деятельности детей 3-го года жизни часто были неэффективными и переключения детей на другой вид деятельности, так как они не всегда совпадали с желаниями ребенка Эти исследования, еще раз убеждают в том, что воспитатели не всегда умеют руководить самостоятельной деятельностью детей, следуя от его интересов.

Итак Разными авторами предлагаются несколько различные методы и приемы руководства игрой, среди которых участие взрослого в совместной игре с ребенком является ведущим приемом. руководство должно быть индивидуальным, деликатным, опираться на индивидуальные особенности, содержание игр ребенка, включать моменты развития целеполагания с помощью решения игровых задач;

использование разнообразных игровых ситуаций.

Педагогические условия для развития инициативной сюжетно-ролевой игры детей – это есть особо организованная игровая среда, то есть среда, состоящая из индивидуальных игровых наборов, изменяющихся по мере развития игры, включающих все виды игрушек и бросовый материал; индивидуальный эмоционально-положительный психологический контакт взрослого с ребенком.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Согласно ФГОС ДО, предметно-игровая среда в группе раннего возрастаможет быть организована следующим образом:

1. уголок театрализованной деятельности – уголок ряженья

Красивая ширма для показа представлений, игрушки серии «БИ-БА-БО» (кошка, собачка, заяц, лиса, волк, медведь, настольный плоскостной театр к сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». Разнообразные театральные костюмы, шапочки, короны, косыночки, колпаки, венки, маски животных, фартучки, бусы и другие украшения.

2. уголок сенсорного развития

Материал для освоения малышами представлений о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов (пирамидки, матрешки, коробочки разных цветов, игрушки-вкладыши, набор «маленькие и большие», мозаика, счеты с лабиринтами). Различные дидактические игры для овладения действиями с определенными предметами, обучения культуре общения

3. уголок конструирования

Различный строительный материал: мягкие модули, деревянные кубики, «кирпичики», пластины, наборы строительного материала.

4. спортивный уголок

Яркие разноцветные мячи разного размера, кегли, мягкие набивные кубы, игрушки-каталки, скакалки (через них дети переступают или перепрыгивают). Сухой бассейн с множеством разноцветных мягких массажных шариков. Спортивный надувной комплекс.

5. уголок изобразительной деятельности

Здесь ребенок может самостоятельно лепить, рисовать. В уголке собраны крупные трафареты различных животных, овощей, посуды, одежды, фруктов и карандаши, книжки-расскраски, пластилин, мелки, фломастеры и «волшебный экран»

6. музыкальный уголок

Погремушки, маракасы (так же сделанные из «киндер-сюрпризов», деревянные ложки, труба, бубен, барабан, гитара, гармошка, пианино. Мальчики любят музыкальные рули.

7. художественно-речевой уголок

Яркие картинки, книжки.

8. экологический уголок

Комнатные растения. Сухой аквариум. Ящик с песком, с мелкими игрушками, камушками.

Содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей может быть реализовано при помощи следующих видов игр, которые могут быть использованы воспитателями в группах раннего возраста:

• дидактические игры;

• сюжетно-ролевые игры;

• подвижные игры;

• пальчиковые игры;

• сюжетное конструирование и др.

Вывод.

Чтобы педагогический процесс в детском саду обеспечивал создание «благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями», необходимо сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни.

Таким образом комплексный метод руководства игрой в группах раннего возрастабудет включать в себя такие компоненты как:

• планомерное обогащение жизненного опыта детей;

• совместные обучающие игры педагога с детьми направленные на передачу детям игрового опыта игровых умений;

• своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта и игрового опыта;

• активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применения детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

Источник