Развитие системного мышления у ребенка
В жизни важно развитое логическое, образное, аналитическое мышления, но системное мышление так же важно. Логика, как раз позволяет нам делить информацию на отдельные элементы, а системное мышление позволяет искать бесконечные варианты их взаимодействия и ориентироваться в них.
Что такое системное мышление
Системное мышление в дошкольном возрасте – это умение соотносить часть и целое, искать сходства и отличия, уметь обобщать и понимать простые причинно-следственные связи.
Как понять, что системное мышление развито?
– ребенок воспринимает систему целиком и видит в ней связи ее компонентов.
Например: Смена времен года-это система, а сами времена года, природные явления, характерные лету, зиме, весне или осени их компоненты.
– ребенок видит закономерность процессов;
-ребенок видит систему целиком и в мельчайших ее компонентов.
Например, все те же времена года-это система, компоненты: природные явления, одежда людей, поведение животных и природы, одежда людей и т.д.
– ребенок может быстро переключаться с одного предмета на другой.
– ребенок умеет сравнивать, анализировать.
Зачем развивать системное мышление?
Готовность к школе включается в себя различные компоненты, такие как: мотивация к обучению, умение общаться, самоконтроль, умственное развитие и т.д. А для достаточно высоких умственных способностей ребенка необходимо развитое мышление, в том числе и системное.
Когда развивать системное мышление?
Начинать можно уже с раннего детства.
Как развивать системное мышление?
Различные занятия с ребенком развивают, в том числе и мышление ребенка (например, чтение, рисование, лепка, конструирование и т.д.). А если с ним проводить специальные занятия, то развитие проходит гораздо быстрее и эффективнее.
Занятия должны проходить в игровой форме, без принуждения и систематически.
Для того чтобы развить системное мышление у ребенка нужно научить его: выделять главное; видеть не только целое, но и детали; самостоятельно делать выводы; видеть решение ситуации и их последствия; решать творческие задачи (опыты и эксперименты); уметь находить разные пути решения ситуаций; а так же развитое воображение и хороший кругозор.
Знакомство ребенка с новой информацией должно проходить по следующему плану:
1. Название.
2. Откуда взялось.
3. Зачем и кому нужно.
4. Рассказать о надсистеме (т.е. куда входит), обобщить.
5. Рассказать о подсистеме (составляющие).
6.Установить связи с другими предметами.
Например, вы увидели на улице воробья, ребенок заинтересовался им. Расскажите, когда-то воробей вылупился из яйца и был маленьким птенчиком. Родители кормили его мошками, комарами, гусеницами. Затем родители научили его летать.
Воробьи живут и в городе и в деревне, поближе к людям, в теплые края зимовать не улетают.
Это дружные птицы, живут стайками и помогают друг другу во время опасности, делятся с другими, если найдут много корма.
Воробей это птица, в мире очень много птиц, они отличаются от других тем, что у них есть крылья, клюв и перья.
В ходе рассказа задавайте вопросы ребенку, например, почему воробьи селятся рядом с людьми, в чем сходство и различие с другими птицами и т.д.
Игры на развитие системного мышления
“Закончи слово”
Взрослый говорит первый слог, а ребенок должен произнести все слово. Можно усложнить задачу, придумывать не одно слово, а сколько сможет.
“Пофантазируй”
Если на земле закончатся все ручки (или например учебники, спички, пуговицы), чем можно их заменить? Карандашами, фломастерами, кистями и т.д. В ходе игры учатся находить резервы предметов.
“Один или много”
Игра учит находить в одном предмете составные части.
Например: Сколько у меня в руке книг? (Одна) А сколько в ней листов? (Много) Сколько букв в книге? (Очень много).
“Главное в предмете”
Цель игры научиться определять главную функцию в предмете.
Например: Игла – тонкая, острая, умеет шить.
“Беги ко мне”
Подвижная игра, подходит для 3х и более игроков. Помогает научиться классифицировать предметы по разным признакам: форма, цвет, размер, назначение, количество.
Для игры нужны цветные картинки с изображением различных предметов. Дети бегают по кругу, взрослый говорит “Раз, два, три ко мне беги, если твой предмет имеет синий цвет” и так далее меняя все время признак.
Источник
Как ни старайся, мы не сможем впихнуть в голову ребенка абсолютно все знания об окружающем мире. Но, к счастью, этого и не требуется. Важнее не загрузить ребенка информацией, а научить его с информацией работать. Мы не сможем дать ребенку готовые инструкции по выходу из любой ситуации – жизнь гораздо богаче на события, чем рисует наше воображение. Но в наших силах научить ребенка искать недостающую информацию, анализировать ее и на основе анализа принимать решения. Как сказал Мишель Монтень: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный».
Для развития лучше давать меньше знаний, но в системе, формируя, таким образом, привычку искать и устанавливать связи между отдельными элементами. Однако взрослые часто дают ребенку информацию фрагментарно, как конечный, ни с чем не связанный факт.
Приведу такой пример. Соседская девочка Кристина сообщает мне о планах на вечер:
– Мы с мамой сегодня пойдем на день рождения. Я только не очень помню, к кому. То есть я знаю, к кому мы пойдем, но будет ли день рождения тети, дяди или брата, я не помню. Но торт будет обязательно!
С пониманием киваю. Торт – это очень важно. А Кристина восторженно продолжает:
– У меня так смешно: день рождения всегда весной. У других бывает летом, зимой, осенью. А у меня всегда весной. Каждый год весной получается, и ни разу даже осенью!
В восприятии семилетней Кристины день рождения – это просто праздник конкретного человека, не привязанный к строго определенной дате и конкретному факту появления на свет. Как-то эту взаимосвязь ей объяснить забыли. Так, кстати, часто бывает: взрослые скажут что-то с высоты своего опыта и своих знаний в полной уверенности, что ребенок их понял нужным образом. А у ребенка в голове совсем другая картина выстраивается. Вот и у Кристины относительно дня рождения получилась мешанина из случайных чисел.
Это дидактическая ошибка. Нельзя формировать хоть временное, но ложное представление. Знания нужно давать в системе. Не просто выдавать информацию по кусочкам, а показывать, как этот кусочек соотносится с целым, с уже известным. Представьте, что будет, если показать ребенку картинку с хоботом слона и сказать: «Это хобот», – а с остальными частями тела животного познакомить только через год. Возможно, что некоторое время маленький ребенок будет думать, что хобот – это самостоятельное животное, похожее на удава. Потом, конечно, он все поймет, когда получит остальные фрагменты целостной картинки. Казалось бы, ничего страшного. Но при таком подходе системность мышления не формируется. У человека, привыкшего получать знания в разрозненном виде, без установления взаимосвязей, без понимания соотношения части и целого, не формируется потребность в выстраивании целостной картины. Он не будет фанатично искать недостающие элементы системы и задавать проясняющие вопросы. Есть то, есть это, а как это связано с тем – его не волнует… Системность – важный дидактический принцип, суть которого хорошо отражена в философском тезисе: «Целое больше суммы своих частей».
При фрагментарном подходе ребенок знает, что есть день, есть ночь, есть солнце и луна. И удивляется: «Зачем глупое солнце светит днем, когда и так светло? Светило бы, как луна, ночью, было бы больше пользы». При системном подходе ребенку помогают установить правильную причинно-следственную связь: днем светло, потому что в этот момент наш участок Земли освещен Солнцем.
При фрагментарном подходе ребенок считает, что волк плохой, потому что съедает хорошего зайчика. При системном подходе ребенок понимает, что волк и зайчик – звенья пищевой цепочки.
При фрагментарном подходе ребенок заучивает домашний адрес: «Улица Пушкина» – и спорит, что он живет на улице Пушкина, а не в Екатеринбурге. При системном подходе ребенок знает, что улица Пушкина находится в Екатеринбурге, а Екатеринбург – город в России. Он легко встроит в эту систему любой город мира по критерию «находится в России или нет». Теория множеств для дошкольников? Легко!
При фрагментарном подходе ребенок зубрит таблицу сложения как странный стих без рифмы. При системном – понимает общий принцип и сам доходит до операции умножения, радостно сообщая однажды: «Сто раз по сто – это десять тысяч!» В пять лет реально даже начинать знакомить с понятием возведения в степень. (Если уж пытливый детский ум своими вопросами до этого доведет.) Мой пятилетний сын Сашка вместо «очень-очень много» говорил «додекальон», имея в виду 10 в степени 39. А я в его годы никак не могла понять, почему не существует самого большого числа.
При системном подходе новая информация дается обязательно с опорой на уже существующую, и при этом объясняется, как новое связано с уже известным.
Когда вы знакомите ребенка с новым понятием, обязательно помогите ему выстроить связи с тем, что уже есть в системе его знаний.
1. Дать этому название. В дальнейшем сформируется узнавание.
2. Рассказать, откуда это взялось. Установление причинно-следственных связей.
3. Рассказать, зачем это нужно, кому это нужно, как можно это использовать. Функциональность объекта.
4. Дать более общее понятие. Рассказать о надсистеме, то есть о множестве, куда входит этот объект. Обобщение.
5. Рассказать о подсистеме, о составных частях объекта. Из чего он состоит. Умение видеть части целого.
6. Рассказать о связях с другими объектами. Установление сходства и отличий.
Системное мышление в младшем дошкольном возрасте – это умение соотносить часть и целое, искать сходства и отличия, уметь обобщать и понимать простые причинно-следственные связи. Лужа – она ведь не сама по себе лужа, а потому что прошел дождь. И исчезнет лужа не потому, что ей так захотелось, а потому, что ее высушат солнце и ветер. Точно так же дома можно высушить капли воды на поверхности стола, если на них дуть. Эксперименты и аналогии в дошкольном возрасте? Легко!
Ребенок принес вам одуванчик. Кроме «спасибо», скажите, как называется этот похожий на солнышко цветок. Отметьте, какой он красивый, как приятно на него смотреть. Объясните, что вырос одуванчик из маленького семени. Когда одуванчик отцветает, он становится похожим на пушистый белый шарик. Если подуть на такой шарик, семена полетят в разные стороны. Если ребенок уже знает, что такое парашют, можно сравнить семена одуванчика с парашютом, поискать сходство. Еще можно рассказать ребенку, какие животные из известных ему едят одуванчики (черепаха, например). Познакомьте ребенка с надсистемой: одуванчик – это цветок, цветы – это растения. Расскажите о подсистеме: у одуванчика есть головка, стебель, листочки, корешок.
Расскажите о связях с другими объектами, знакомыми ребенку. Например, ромашка – это тоже цветок, как и одуванчик. Что у них общего? Чем они отличаются? Понятно, что чем старше ребенок, тем больше связей он может выстраивать. Если, конечно, его этому постепенно учить.
Давайте разберем еще один пример. Кот. Предположим, вы встретили кота на прогулке. Кто это? (Дать название.) Что у него есть? (Лапы, хвост, глаза, уши и так далее.) Какой он? (Белый, с черным ухом, пушистый, худой, с грязными лапами.) Где он живет? (Этот кот домашний или, наоборот, бездомный.) Как он вообще появился? (Родился у кошки. У всех зверей есть свои мамы. Кот – зверь. Мама кота – кошка.) Поговорите о связях с другими животными, о которых ребенок уже знает, о сходствах и отличиях. (Собака тоже зверь. У нее тоже четыре лапы и хвост. А чем она отличается от кота? Чем кот похож на тигра? А отличается от него чем?). Если ребенок узнаёт кота на картинке, но не узнаёт, встретив на улице, – система не выстроена.
Источник
Наряду с логическим, образным, аналитическим мышлением всё чаще специалисты упоминают о необходимости развития у детей системного мышления. Пресловутая логика позволяет нам делить системы на отдельные составляющие, исследовать их сущность, находить между ними связи, а затем объединять их. Однако мир вокруг нас неделим. Это органичная совокупность множества факторов, которые имеют бесконечное число вариантов взаимодействия между собой. Системное мышление позволяет видеть эти глубинные нюансы модели окружающего мира и правильно в них ориентироваться.
Основные признаки системного мышления
Человек с развитым системным мышлением
- воспринимает систему цельно, умеет распознавать в ней множество функциональных связей;
- осознаёт потребность искажения реальной сути предметов, чтобы упростить их восприятие, умеет переключаться с одного предмета на другой;
- способен видеть закономерность процессов, обратную связь;
- может обрабатывать большие объёмы информации;
- обладает гибким мышлением, готов развиваться и менять свои убеждения;
- видит систему как в своей целостности, так и в мельчайших составляющих деталях;
- способен анализировать, сравнивать, давать оценку, принимать решения и прогнозировать их последствия.
Когда и как нужно развивать мышление?
Чтобы добиться глубины восприятия окружающего мира, развивать соответствующие свойства ума необходимо с раннего детства. Главные направления:
1. Расширение ментальных моделей (убеждений), формирующих детское восприятие мира:
- способность фильтровать поступающую информацию (выделять важное, не заостряя внимание на ненужном);
- конструирование (умение додумать ситуацию в своём воображении, если иначе не получается её понять);
- искажение (преуменьшение или преувеличение) реальности.
2. Изучение системы от целого к рассмотрению деталей. Например, движущиеся рисунки в блокноте. Если просто перелистывать страницы, на которых изображён один и тот же человечек с незначительным смещением в сторону, трудно заметить разницу между картинками. Но если сначала быстро пролистнуть листы, становится ясно, что человечек движется, словно в немом мультике.
3. Отсутствие стереотипов в воспитании. Общепринятые шаблоны ограничивают детское мышление, а свобода от них наделяет ребёнка способностью самостоятельно делать выводы и принимать нестандартные решения.
4. Развитие способности видеть обратную связь. Ребёнок должен научиться прогнозировать не только мгновенные последствия принятых решений, но и их долгосрочные перспективы.
5. Расширение кругозора. Чем больше у ребёнка интересов, тем шире его взгляды, глубже суждения.
6. Создание ситуаций с сомнительным вариантом решения, требующих поиска разных путей выхода.
7. Решение творческих задач. Развязывание головоломок, конструирование, опыты и эксперименты помогают развивать системное мышление и творческие способности.
Развитие системного мышления у детей – задача довольно сложная. Однако как известно, невыполнимых задач не существует, особенно если ребёнок занимается в Школе устного счёта «Соробан». Занятия с японскими счётами интенсивно развивают правое полушарие головного мозга, а ведь именно оно отвечает за целостное восприятие явлений и предметов.
Одновременно с развитием правого полушария тренируется и рациональная левая половинка мозга, отвечающая за анализ, логику, способность изучения системы в деталях. Методика обучения «Соробан» способствует образованию прочных нейронных связей между полушариями, которые повышают эффективность обмена информацией, её обработки и запоминания. Все мыслительные процессы становятся более активными, у детей развивается способность сравнивать и обобщать изучаемые предметы, систематизировать их по определённым признакам. Регулярные тренировки делают детский ум гибким, активным соискателем новых знаний. Дети, которые занимаются по программе «Соробан» отличаются глубоким нестандартным мышлением, способностью видеть суть вещей, умеют ставить цели, разрабатывать способы их достижения, при этом просчитывая возможные последствия и принимать правильные решения.
Источник
Здравствуйте, дорогие друзья, гости и читатели блога.
Сегодня я решила немного поделиться мыслями по поводу развития системного мышления у детей и, вообще, системного взгляда на воспитание детей. Часто считают, что в это понятие входит развитие ребенка “по всем фронтам”: и математика, и музыка, и английский язык, и окружающий мир и еще бог знает что.
Недавно на сайте замечательного психолога и, вообще, интересного блоггера Анны Быковой мне попалась статья о системном мышлении. Мне очень импонирует взгляд Анны, и я во многом согласна с ней. Хотя, в комментариях завязался небольшой спор по поводу примеров, которые приводятся в статье.
Спор был на тему “Как объяснить ребенку-дошкольнику, что такое депозит?” Мое мнение заключается в том, что вы сможете системно описать понятие, если расскажете:
о подсистеме, т. е. о составляющих, которые входят в это понятие. Это деньги, люди, труд, как рассчитывается стоимость продуктов (то есть вы купили продукты, приготовили из них варенье и оно стоит дороже, чем сумма продуктов, потому что вы вложили свой труд).
Это, как раз, главное в понимании депозита и кредита: как “работают” деньги, и что такое вообще деньги (кстати, еще одна сущность, которую дети не понимают, считая их просто красивыми бумажечками).
о надсистеме, т.е. о людях, банках, организациях — о тех, кто использует депозит, и зачем они это делают.
Уже на этапе описания надсистемы и подсистемы вырисовывается суть процесса.
о прошлом, т.е. о том времени, когда депозита не было. Как тогда люди давали деньги в долг и платили ли за использование чужих денег?
о будущем, т.е. о том, будет ли депозит существовать в будущем, как он, возможно, видоизменится.
Другой способ развития системного мышления
О нем мне рассказал мой учитель, сертифицированный специалист по ТРИЗ Валерий Павлович Гальетов. Нужно ответить на 4 вопроса:
- Откуда ЭТО возникло? (вопрос о прошлом)
- Как ЭТО устроено? (вопрос о подсистемах)
- Зачем ЭТО нужно? (вопрос о надсистемах)
- Что такое ЭТО? (вопрос о самой системе?)
Ответы на эти вопросы могут дать понимание любой сущности.
Возможно, все это нельзя описать одним предложением. Скорее всего, усвоение и понимание всего этого растянется на несколько месяцев или лет. Но тут, как и во многих других областях, важно скорее не то, что знает ребенок, а то что знают родители. Если родители сами не видят предмет в системе, то и рассказать о нем системно они не смогут. Никогда.
Этот подход отличается от тех же тематических неделек или дней (когда ребенку в течение всего дня или целой недели рассказывают об одном явлении или предмете).
Отличается он, как раз, не наполнением, а тем как “видят” сущность родители.
Можно целую неделю говорить о деньгах, показывать их ребенку, выучить 115 названий всевозможных валют и государств, где они используются, нарисовать свои собственные, играть в магазин или в банк — но при этом ребенок так и не поймет, чем фантики от конфет отличаются от денег.
А можно вскользь несколько раз рассказать ребенку о деньгах, и он поймет их суть, назначение, “деньги” найдут связь с объектами и знаниями, которые уже есть у ребенка о мире. Опять все упирается в то, что знают родители и как мыслят они…
На прошедшем тренинге мы немного говорили о развитии системного мышления. Участники попросили сделать небольшой “задачник” для детей по теме “Надсистема-система-подсистема”. Вот небольшой сборник таких материалов, для распечатывания:
Чтобы скачать, нажмите кнопку любой соц.сети и подождите перезагрузки страницы.
Поделись с друзьями и скачай
Буду рада услышать ваше мнение по этому поводу в комментариях. Что такое по вашему «системное мышление» и как развивать и воспитывать ребенка «системно»?
С Уважением, Ксения Несютина
Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.
Источник