Развитие сенсорных эталонов у ребенка

Вероника Гонччарова
Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в раннем возрасте в соответствии с ФГОС

Сенсорные эталоны — это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений — цвета, формы, величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, длительности промежутков времени и т. д. Они возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок, при помощи которых устанавливают и обозначают соответствующие свойства и отношения, как, например, при восприятии формы эталонами служат представления о геометрических фигурах (круге, квадрате, треугольнике и др., при восприятии цвета — представления о семи цветах спектра, белом и черном цветах. В природе существует бесконечное разнообразие красок и форм. Человечество сумело, их упорядочить, свести к немногим типичным разновидностям, что дает возможность воспринимать окружающий мир как бы сквозь призму общественного опыта.

Каждый вид эталонов представляет собой не просто набор отдельных образцов, а систему, в которой разновидности данного свойства расположены в той или иной последовательности, так или иначе сгруппированы и различаются по строго определенным признакам.

Усвоение сенсорных эталонов, так же как и формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование разновидностей формы, цвета, отношений по величине и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил те основные разновидности свойств, которые применяют в качестве эталонов, из всех остальных, начал бы сравнивать с ними свойства разнообразных предметов. Все это составляет сенсорное развитие ребенка.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формированиепредставлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Задачи сенсорного развития

формирование у детей систем перцептивных (обследовательских) действий,

формирование у детей систем сенсорных эталонов – обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов,

формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности,

• создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем их предметном мире

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная степень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии к свойствам предметов. Сенсорное воспитание в этот период – впечатлений. На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Ребенка знакомят со всеми основными разновидностями свойств – шестью цветами спектра. Начиная с 3 лет основное место – ознакомление их с общеприятными сенсорными эталонами и способами их использования. Начиная с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее знакомят их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Для детей 5-7лет разрабатываются игры-занятия, дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.

Три периода освоения сенсорных эталонов:

1 период: 0 – 2 лет жизни. Это период сенсомоторных предэталонов, когда ребенок отображает лишь отдельные особенности предметов, которые имеют существенное значение для непосредственного двигательного приспособления, – некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние и т. д.

2 период длится в среднем до 5 лет.

Происходит ознакомление детей с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.

В качестве сенсорных эталонов выступают:

-Эталоны цвета – семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности,

-Эталоны формы – геометрические фигуры,

-Эталоны величины – метрическая система мер.

Свои виды эталонов имеются

-в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения,

-во вкусовом, обонятельном восприятии.

3 период: в возрасте 5 лет и старше – происходит усвоение детьми системы общепринятых эталонов, когда сами свойства предметов приобретают эталонное значение в отрыве от конкретного предмета.

В этот период ребенок уже соотносит качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами предметов: трава зеленая, яблоко как шар, крыша у домика треугольная, палочка и карандаш деревянные и т. д.

Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью, вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познает предметный мир с его многообразными свойствами, также он познает явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению.

Значение сенсорного воспитания

• является основой для интеллектуального развития;

• упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

• развивает наблюдательность;

• готовит к реальной жизни;

• позитивно влияет на эстетическое чувство;

• является основой для развития воображения;

• развивает внимание;

• дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

• обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

• влияет на расширение словарного запаса ребенка;

• влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Восприятие детьми окружающего всегда определяется теми или иными интересами, потребностями, замыслами. Разнообразную направленность восприятия у детей следует развивать, используя и совершенствуя их интересы и потребности. Эта цель достигается путем использования игр и игровых упражнений, направленных на формирование сенсорных эталонов и других представлений о предметах и явлениях.

На занятиях задачи сенсорного воспитания и развития входят в дидактическую систему и осуществляются применительно к той или иной деятельности с учетом ее специфики.

Кроме того, в процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждение интересов, формирование потребностей.

Сенсорное воспитание в процессе обучения и в повседневной жизни требует разных путей и методов.

Сенсорное воспитание через разнообразные виды деятельности

Ранний возраст

– освоение самостоятельной предметной деятельности

В младенческом возрасте (2 месяца – 1 год)

• непосредственное эмоциональное общение с взрослым,

• манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия,

• восприятие музыки, детских песен и стихов,

• двигательная активность и тактильно-двигательные игры

1 год – 3 года

• предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

• экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.,

• общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,

• самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.,

• восприятие смысла музыки, сказок, стихов,

• рассматривание картинок,

• двигательная активность

Для детей дошкольного возрастас 3 до 8 лет характерны ведущие виды деятельности:

• игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,

• коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками,

• познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними,

• конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

• изобразительная (рисования, лепка, аппликация,

• музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

• двигательная (овладение основными движениями)

Содержание сенсорного воспитания должно быть согласованно с содержанием детской деятельности. Это значит, что обучение детей восприятию предметов, умению их анализировать, сравнивать должно быть согласованно с последующим процессом изобразительной, конструктивной или другой деятельности.

Формы работы по сенсорному воспитанию детей

сенсорные занятия,

• дидактические игры,

• совместные игры-экспериментирования воспитателя с детьми,

• индивидуальная работа с детьми,

• интерактивные выставки,

• коллекционирование,

• мини-музеи,

• развлечения,

• проектирование

Педагогическую организацию этих процессов можно считать правильной в тех случаях, когда воспитатель дает (объясняет, показывает)способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать – и направляет деятельность детей на самостоятельное использование этих способов применительно к разному содержанию.

Когда детям предоставляется возможность самостоятельно действовать,активность воспитателя не должна снижаться: не подавляя инициативы детей, нужно тактично управлять ею.

Надо видеть затруднения детей и понимать, чем они вызваны, как можно их устранить, сохранить вместе с тем самостоятельность действий, не снизив активности детей. Предоставление детям большей самостоятельности требует упрощения содержания занятий, особенно на первых порах.

Сенсорное воспитание, включенное в дидактическую систему занятий, является неотъемлемой частью умственного развития. Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащения впечатлениями. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений.

Организация предметно-развивающего пространства

Игры и оборудование

• для развития мелкой моторики и речи

• восприятия формы и величины

• для формирования цветового восприятия

• для слухового развития

• для развития тактильных ощущений и обоняния

• для художественно – творческого развития

• для элементарного экспериментирования

• для развития интеллектуальных и конструктивных способностей

В зависимости от задач сенсорного и умственного воспитания, возраста и опыта детей воспитатель подбирает и организует уголки по сенсорному развитию.

Существенно, что основным стимулом познавательной деятельности, мотивом выполнения дидактической задачи становиться не прямое указание воспитателя, а естественное для дошкольников стремление играть, желание достигнуть игровой цели, выиграть. Именно это заставляет детей внимательнее всматриваться, вслушиваться, быстрее ориентироваться на нужное свойство, подбирать и группировать предметы, как это требуется по условиям и правилам игры.

В основе же дидактических упражнений лежит иное начало: сенсорное обучение и воспитание осуществляются путем многократных упражнений с дидактическим, обучающим материалом, разработанным с определенной целью. Дошкольная педагогика располагает специальными материалами для упражнений в восприятии и различии величины (наборы палочек, брусков, кубов разного размера, формы (наборы плоских и объемных геометрических тел: кругов, квадратов, треугольников, шаров, кругов и т. д., цвета (тогда выше названные материалы даются разных цветов) и др. Конструкция дидактических материалов такова, что содержит не только задачу (например, различить величину, но и подсказывает нужный способ решения.

Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, многократно повторять разнообразные практические операции, действительно ощущать результаты своих умственных и практических усилий.

Кроме специальных дидактических материалов, широко используются различные наборы обычных игрушек и картинок.Они подбираются по какому-либо определенному свойству или признаку: по цвету, форме, величине и т. д. Так наборы предметов становятся дидактическими пособиями для различения цвета, формы, величины.

Много общего с рассмотренными упражнениями имеется в играх с дидактическими игрушками.Главным образом это игры с широко распространенными народными деревянными игрушками: матрешками, башенками, шарами, яичками, грибками и другими сборно-разборными игрушками и вкладышами. Как и дидактические материалы, они специально созданы для развития сенсорики детей, для упражнения в различении величины, формы, цвета и т. д. ; имеют такое же автодидактическое начало.

Дидактические игры и упражнения могут выполнять еще одну важную функцию – контроля за состоянием сенсорного развития детей.

В целях определения достижений детей в сенсорном развитии воспитатель может использовать упражнения с дидактическими материалами и игры с теми же башенками или игрушками-вкладышами. Предложив детям, например, подобрать части вкладышей по величине, педагог увидит уровень умений по тому, как будет действовать ребенок. Те, кто решает задачу путем хаотичных многократных проб и ошибок находятся на низком уровне. Другие дети тоже используют практические пробы, но делают это целенаправленно. Можно считать, что эти дети находятся по сравнению с первыми на более высоком уровне. И, наконец, детей можно отнести к еще более высокому уровню, если они безошибочно подбирают детали, лишь на основе зрительного соотношения.

Таким образом, в общей системе сенсорноговоспитания в детском саду дидактические игры решают учебные задачи: кроме того, они – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания.

Источник

Наталья Бурдакова
Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

«Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста»

Программа дошкольного воспитания групп раннего и младшего дошкольного возраста в детском саду на первое место по значимости ставит сенсорное развитие ребенка. И обращает внимание на необходимость развития у ребенка восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, запахе, вкусе). С развитием сенсорики (от лат. sensus — ощущения, также, у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют основу умственного развития.

Руководство взрослого, его непосредственное участие в формировании представления об окружающем мире облегчает, ускоряет, приводит в систему восприятие ребенка. Без формирования взрослым правильного восприятия и обучения ребенка основным умственным операциям, восприятие ребенком новых объектов и явлений может оказаться поверхностным и неполным. Все дети разные, и развитие каждого ребенка индивидуально.

Сенсорное развитие осуществляется целенаправленно посредством развития у детей сенсорных процессов: ощущений, восприятий, представлений. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия,характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и. т. д.

Значение сенсорного воспитания состоит в том,что оно:

– является основой для интеллектуального развития

– упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

-обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

развивает внимание;

развивает наблюдательность;

– влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти;

– является основой для развития воображения;

– дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

– позитивно влияет на эстетические чувства;

– обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

-готовит к реальной жизни.

В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. Дошкольный возраст-период первоначального ознакомления с окружающей действительностью: ребёнок познаёт предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. При этом правильные представления о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, различного рода действий с предметами. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путём: ему рассказывают, объясняют, читают. Оба эти пути познания тесно связаны между собой.

Восприятие окружающего всегда определяется теми или иными интересами, потребностями, замыслами. Разнообразную направленность восприятия следует развивать у детей, опираясь на их интересы и потребности.

В процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждение интересов.

Сенсорное развитие в процессе обучения и в повседневной жизни осуществляется различными методами и средствами.

На занятиях в дошкольных образовательных организациях задачи сенсорного развития входят в дидактическую систему и решаются во всех видах деятельности.

Сенсорное развитие на занятиях является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства развитием способности к ощущению, восприятию и формированию представлений детей.

Умение рассматривать, воспринимать предметы формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно изучать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. Потому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям смысл их действий.

Наибольший эффект для сенсорного развития даёт продуктивная деятельность, содержание и организация которой подчинены задачам умственного воспитания.

Любая содержательная деятельность детей включает как более простые познавательные процессы- сенсорные, так и более сложные- мыслительные. Успешное овладение мыслительной деятельностью в значительной мере зависит от сенсорного развития.

Включенное в дидактическую систему занятий сенсорное развитие является неотъемлемой частью умственного воспитания.

Сенсорное развитие влияет на:

• Умственное развитие;

• Эмоциональное развитие;

Развитие самостоятельности;

Развитие отношения ребенка к окружающему миру.

Задачи сенсорного развития детей раннего возраста:

• Способствовать развитию цветоразличения, умению воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;

•Способствовать формированию у детей зрительного способа обследования предметов;

•Способствовать развитию зрительной реакции на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, величину;

• Способствовать развитию познавательных процессов;

•Способствовать развитию мелкой моторики.

Для повышения результативности сенсорного развитиябольшое значение имеет использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: учебные занятия, дидактические игры, дидактические упражнения.

Упражнения с дидактическими материалами и игрушками, как и упражнения с наборами обычных игрушек и мелких предметов, подобранных по определённым качествам (форме, величине и др., чаще всего включаются в занятия по математике, развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. Данные упражнения могут выступать в форме самостоятельного занятия, если проводятся в течение всего времени, отведённого для обучения. В том и другом случае воспитателю надо позаботиться о том, чтобы у каждого ребёнка был необходимый материал и организовать работу детей.

В зависимости от задач, возраста и опыта детей воспитатель может направлять деятельность детей на развитие ощущений, восприятий и представлений в наиболее подходящей для данного момента форме.

Под руководством воспитателя дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам; включаются в экспериментирование, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность; целенаправленно наблюдают за объектами организованного восприятия; выполнять простейший сенсорный анализ; стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной деятельности и конструировании.

Для успешного сенсорного развития в группе создаётся предметно – развивающая среда, оформляется сенсорный уголок, разрабатываются и конструируются нетрадиционные игры и пособия.

При руководстве дидактическими играми, направленными на сенсорное развитие в младшем дошкольном возрастенеобходимо учитывать:

– у детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.

– игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.

– учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группами и осознавать, что вдвоем играть интереснее.

– с детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть с дидактическим материалом (пирамидки, башенки), разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.

– для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки, который можно обследовать и активно действовать с ним.

– известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводится что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.

– при объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.

– чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.

– подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста,воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что, убрали на место игрушки.

– интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры.

С помощь дидактических игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное развитие детей, развиваютсяпознавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции.

Таким образом, формирование сенсорных эталонов в младшем дошкольном возрасте обусловлено полноценным восприятием детьми окружающей действительности, служит основой познания мира. Можно сказать, что почти все дети обладают способностями с ярко выраженной сенсорной основой. Сензитивным периодом для развития сенсорного восприятия является ранний и младший дошкольный возраст. Упускать этот возрастни в коем случае нельзя: он важен для дальнейшего развития ребёнка. Ребёнка необходимо знакомить со всем разнообразием сенсорных ощущений, потому что невозможно представить себе жизнь без визуальных. слуховых, зрительных ощущений и впечатлений. Для полноценного развития с самого рождения ребенку жизненно необходима тренировка органов чувств. Тогда во взрослой жизни он приобретет способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

Дидактические игры:

Дидактическая игра “ Бассейн с сюрпризом”

Цель: воздействовать на различные точки кистей, пальцев, ладоней. Формировать основные сенсорные эталоны: форма, величина, материал, вес, звук, цвет, воспитывать усидчивость и терпеливость в работе; снимать эмоциональное напряжения.

Оборудование: тазик, капсулы от киндер-сюрприза, наполненные различными наполнителями (рис, горох, фасоль, пуговицы, мелкие гвоздики и др., мелкие игрушки, попрыгунчики, теннисные мячики и др.

Ход игры:1. Воспитатель просит детей искать в «сухом бассейне» различные мелкие предметы или игрушки. Выставлять их на стол, называя предмет или игрушку.

Сюда насыпали «сюрпризы», и пальцы запустили,

Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.

Ведь тут не соль, и не фасоль,

а разноцветные «сюрпризы».

На дне – игрушки для детей,

мы их достанем без затей.

2. Воспитатель просит детей найти звучащие капсулы и сравнить их по звуку, по весу, цвету.

Данное пособие может сопровождаться музыкой.Так же можно сопровождать игру стихотворениям с движениями:

ЗАЯЦ В ЛЕСУ (игра с шумелками – капсулы от киндер – сюрприза наполненные разными наполнителями)

Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.

Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!

(шуршат в тазике содержимым)

Испугался заяц и бежать.

(стучим киндер – сюрпризом друг о друга)

Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!

(стучим по столу киндер-сюрпризами)

Бросился заяц бежать.

(стучим по столу ладошками (быстро)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.

(шумим шумелками)

Побежал заяц из леса к речке

(стучим по столу (быстро)

А на берегу лягушки сидели.

Увидели они зайца – и скок в воду.

(хлопаем ладонями)

Тут заяц остановился и говорит:

– А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!

Сказал так и смело поскакал обратно в лес.

(стучим по столу (медленно) .

После этого, дети, ищут мелких животных в тазике, выставляют их на стол и играют с ними

Дидактическая игра «Весёлые пробочки»

Цели: развитие логического и наглядно-действенного, образного мышления; мелкой моторики рук; внимания, памяти.

Создания эмоционально положительного настроения.

Развитие интереса и побуждение к действиям с предметами.

Знакомство с разными свойствами предмета: величина (большой, маленький, форма (круг, цвет; формирование умения чередовать предметы по размеру и цвету.

Развитие умения понимать и правильно выполнять задания.

Оборудование: пробки разного цвета и размера, карточки-образцы выкладывания пробок.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки и выбрать по одной, после этого дети перебирают в коробке пробочки и ищут для своей карточки одинаковые по цвету и размеру. Закрывая на карточках такие же кружочки.

Источник