Развитие сенсорики у ребенка до года

Развитие сенсорики у ребенка до года thumbnail

Курс Сенсорное-развитие-ребенка-до-года день 1Приветствую участниц курса «Вижу. Слышу. Ощущаю. Сенсорное развитие ребенка до года». Сегодня первый день нашего курса, а значит, нам нужно обсудить некоторые организационные моменты и перейти к нашей первой теме. А обсуждать сегодня мы будем самый простой и доступный способ сенсорного развития ребенка до года — во время бытовых дел.

Но для начала поговорим о важности сенсорного развития ребенка до года в целом, обсудим инструменты сенсорного развития на первом году жизни и наметим темы следующих дней тренинга. В конце этой публикации вы найдете домашнее задание (конечно же, обязательное к выполнению) и условия финального розыгрыша.

Вы можете прослушать аудио или прочитать текстовую версию урока.

Что такое сенсорные способности?

Это восприятие окружающего мира посредством органов чувств, а именно осязание, обоняние, слух, зрение и вкус. В рамках нашего курса мы сосредоточимся на трех направлениях сенсорного развития — развитии осязания, слуха и зрения, поскольку именно они играют особую роль в психическом развитии ребенка в целом.

Важность сенсорного развития

Итак, почему так важно уже на первом году жизни (и особенно на первом году жизни) уделять достаточное внимание сенсорному развитию малыша:

  • богатство сенсорных впечатлений служит фундаментом для интеллектуального развития крохи,
  • развивает внимание и память,
  • сенсорное развитие способствует накоплению пассивного словарного запаса (конечно, если вы комментируете происходящее);
  • развивает наблюдательность и произвольность;
  • учит сопоставлять, представлять, служит основой воображения.

Инструментами сенсорного развития могут быть как особые игры и занятия со специальными пособиями и игрушками, так и ряд приемов, которые следует использовать «между делом» или во время ухода за малышом (умывания, переодевания, купания, кормления и т.д.).

План нашего курса

Сегодня мы поговорим как раз о таких способах сенсорного развития «между делом» — в процессе выполнения обычных бытовых дел. Второй день будет посвящен приемам сенсорного развития во время ухода за ребенком. В третий день мы обсудим и смастерим игрушки для сенсорного развития. В четвертый день предложим нашим малышам специальные сенсорные игры. Ну а в последний день  курса соберем все это в систему (ну как же я без системы? :)) и обсудим вопросы удобной организации занятий на сенсорное развитие, которые вы не захотите и не сможете пропускать.

Как развивается зрение младенца

Новорожденный малыш реагирует на свет, а к 10 дню жизни уже кроха уже умеет удерживать в поле зрения подвижный предмет.

Удерживать взор на предмете малыш учится к 4-5-ой неделе, и вскоре после этого уже может следить за движущимся предметом — правда, пока совсем непродолжительное время.

В первые недели в поле зрения попадают лишь объекты, находящиеся на расстоянии до метра, но уже к 4-ому месяцу малыш может видеть и следить за перемещением объектов на другом конце комнаты (6-7 м).

Недавно стали мамой малыша?

Получите удобную шпаргалку об играх с ребенком до года по месяцам!

После 6 мес. возникает активное рассматривание предметов с целью их как следует изучить. На помощь зрению здесь приходят руки и, конечно, рот. Благодаря этому, малыш учится определять расстояние до предметов, оценивать их форму, размер и некоторые другие характеристики.

Как развивается слух младенца

Новорожденный малыш реагирует на резкие громкие звуки благодаря врожденным рефлексам. К месячному возрасту кроха начинает выделять отдельные звуки (прежде всего, голос матери), прислушиваться к ним.

В 1,5-2 месяца малыш ищет взглядом источник звука, а в 3-4 месяца уже легко и быстро его определяет.

В 4-5 месяцев ребенок реагирует на интонацию, с которой говорит с ним взрослый, в полгода — реагирует на свое имя, а к 7-9 мес. демонстрирует понимание речи. Понимание речи складывается благодаря зрению, ведь малыш соотносит слово с предметом, которое оно обозначает.

Как развивается осязание младенца

Руки ребенка до 3-х-месячного возраста могут находится в напряжении или хаотично двигаться. К 3-м месяцам ручки расслабляются, кулачки разжимаются и малыш начинает «освоение мира» с помощью рук.

Сначала пытается схватить все, до чего дотянется, а в 4-5-месячном возрасте занимается совершенствованием движений — учится оценивать расстояние до предмета и его положение в пространстве и соответствующим образом действовать своим «инструментом».

После 6 месяцев малыш начинает все разнообразнее манипулировать с предметами, оказавшимися в его руках, а к 8 мес. осваивает более тонкие движения пальцами, что позволяет ему хватать и удерживать довольно мелкие предметы.

Хотя мы подробно обсудили только развитие руки как органа осязания, не стоит забывать, что эту же функцию выполняет все тело малыша. Всей поверхностью кожи кроха воспринимает температуру окружающего воздуха и воды, ваши прикосновения во время массажа и гимнастики, жесткость матраца, на котором лежит, мягкость мыльной пены и мягкость — уже другую — махрового полотенца, в которое вы заворачиваете ваше сокровище после купания.

Бытовые дела и сенсорное развитие ребенка первого года жизни

Теперь поговорим о том, какие возможности для сенсорного развития ребенка до года открываются обычной маме, занимающейся домашними делами. Давайте вспомним, какими бытовыми делами наполнен мамин день? Это стирка, уборка, наведение порядка (раскладывание вещей по местам, расхламление и т.п.), готовка, уход за одеждой и обувью и др.

Стирка, уход за одеждой и обувью

  • изучаем теплое и холодное, сухое и мокрое, тяжелое и легкое, пустое и полное, мягкое и твердое, шершавое и гладкое;
  • знакомимся с основами соотнесения и сортировки;
  • трогаем пену, мыло, мыльную стружку, щетку, губку, различные на ощупь ткани;
  • слушаем звуки стиральной машинки, бегущей из крана воды;
  • рассматриваем цветное и однотонное белье, различные цвета и узоры на ткани.

Готовка

  • изучаем теплое и холодное, сухое и мокрое, тяжелое и легкое, пустое и полное, мягкое и твердое, шершавое и гладкое, большое и маленькое, сыпучее и вязкое, жидкое и твердое;
  • трогаем продукты и готовые блюда, посуду и кухонные принадлежности (фольга, бумага для выпечки, рукав для запекания, губки и щетки для мытья посуды и т.д.);
  • слушаем звуки бытовых приборов, журчание бегущей из крана воды, шкварчание сковородки;
  • рассматриваем продукты, посуду, рисунки на скатерти, шторах, разделочных досках.

Уборка

  • изучаем сухое и мокрое, пустое и полное, мягкое и твердое, шершавое и гладкое, большое и маленькое, громкое и тихое;
  • трогаем тряпку влажную и сухую, щеточку для сбора пыли, учимся выжимать губку, переливать воду;
  • слушаем звуки пылесоса и пение любимой мамочки;
  • рассматриваем мир за свежевымытым окном, цветы на подоконнике, узор на ковре, себя в чистом зеркале.

Наведение порядка

  • изучаем большое и маленькое, пустое и полное, шершавое и гладкое, мягкое и твердое;
  • трогаем все, что мама приготовила на выброс и отбираем самое интересное для постоянных игр;
  • слушаем скрип дверцы шкафа, звук от падения предметов в коробку «Выбросить»;
  • рассматриваем содержимое полок и ящиков.

Прочие бытовые дела

  • трогаем, слушаем, рассматриваем;
  • пробуем извлечь звук (так скрипит вкручивается лампочка, так работает напильник, так лязгают ножницы, так шуршит малярная кисть и т.д.);
  • ищем аналог по звуку, цвету, форме, размеру, фактуре (предлагаем малышу, находим сами).

Домашнее задание

Составьте список ваших домашних дел и отметьте, каким образом вы СЕГОДНЯ сделаете вклад в сенсорное развитие вашего крохи во время одного из них. В конце дня напишите, какой/какие приемы вы выбрали и почему. Что получилось, а что нет. Какие приемы вы попробуете завтра.

***

Среди активных участниц курса (выполнивших все задания и написавших отчеты о них) будет разыграно 3 сертификата на частичную или полную оплату участия в 5-недельном тренинге Марины Суздалевой «Первый год: система развития от А до Я».

Недавно стали мамой малыша?

Получите удобную шпаргалку об играх с ребенком до года по месяцам!

Развитие сенсорики у ребенка до года

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (https://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

  • О трудностях первого года материнства
  • Лепка с малышами + рецепт пластичного соленого теста
  • Развитие ребенка до года по месяцам: общепринятые нормы
  • 3 самых простых игрушки для самых маленьких
  • Игрушка-перетягивалка своими руками

Вам будет интересно:

Источник

Ни для кого не секрет, что ребенок начинает слышать еще в утробе матери, по-разному реагируя на эмоционально окрашенные звуки, оттенки голоса. Он даже может узнавать голоса людей. Когда развитие сенсорики у детей раннего возрастамалыш рождается, то с первых минут жизни в нем просыпается способность познавать мир. И начинается это познание с сенсорного восприятия.

«Здесь и сейчас» – вот главные критерии сенсорного восприятия мира человеком. В нем задействованы все пять органов чувств. Можно сказать, что это восприятие мира телом. И когда ребенок появляется на этот свет, то зрение и слух, обоняние, осязание и вкус тут же включаются в работу. Поэтому развитие сенсорики начинается у детей с самого раннего возраста. На старте жизни крохи его родителям необходимо использовать заложенные природой способности по максимуму – выявляя, раскрывая, развивая их потенциал.

Подробнее о сенсорном развитии детей

Если перевести слово «sensus» с латинского языка, то оно будет значить «восприятие», которое осуществляется органами всех пяти чувств человека. А если брать перевод этого слова с точки зренияразвитие сенсорики у детей раннего возраста психологии и физиологии, то «сенсорный» означает «данный в ощущениях».

Именно так с самого раннего возраста кроха и начинает познавать этот мир. Первый его контакт на уровне осязания, обоняния и вкуса происходит с мамой. Первое кормление и взгляд на того человека, которого прежде ощущал только изнутри. Все иное, и только голос мамы тот же, и малыш, вслушиваясь в него несколько дней, начинает это понимать.

Многообразие форм и красок, новые неприятные и приятные прикосновения, обилие запахов и звуков – во всем этом маленькому человеку необходимо помочь освоиться. Карапуз впервые окунается в море человеческой речи, звучащей отовсюду. Он начинает постигать особенности того языка, на котором некоторое время спустя заговорит сам.

Взрослые должны помочь ему в этом процессе. Чем больше мама общается с малышом, наклоняясь над ним, дает ему видеть движения ее губ во время произнесения слов, тем быстрее и правильнее заговорит ребенок. И так во всем! Мама является первым учителем развитие сенсорики у детей раннего возрастасвоего чада. Дети как чистый лист, который дан родителям. И только от них зависит, что же будет на нем написано.

Именно постижение малышом этого мира средствами сенсорики является основой для развития его умственных способностей и воспитания. Поэтому с раннего возраста необходимо заботиться о том, чтобы познание ребенком окружающего мира через его ощущения было правильным, а не ложным. Основы нравственного воспитания тоже закладываются в период сенсорного постижения карапузом этого мира.

Виды сенсорного восприятия и его работа

Видов сенсорных ощущений столько же, сколько и органов чувств, т.е. пять, и называются они соответственно:
• визуальные;
• органы слуха;
• вкусовые ощущения;
• осязательные навыки;
• нюх или обоняние.
Теперь об их работе. Именно они способствуют тому, что младенцы начинают осваиваться в этом мире и знакомиться с понятиями размера и формы, цветов и звуков, самых разнообразных вкусов и запахов.

Значение сенсорного воспитания детей

Какие же задачи решает сенсорное развитие детей? Сенсорное восприятие окружающей действительности с раннего возраста является единственным способом познать мир, в который пришел новый маленький житель. И от того, насколько хорошо в первый год жизни малышу помогут получить первые познания о нем, зависит и все его дальнейшее путешествие в этом мире.

Задача родителей – как можно полнее развивать сенсорный потенциал своих детей, так как чувственный опыт является основой умственного, нравственного, развитие сенсорики у детей раннего возрастаэстетического, физического развития личности. Если полнее отобразить задачи, которые выполняет сенсорное воспитание и развитие детей, то получится следующая последовательность.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
• закладывает основы для интеллектуального развития;
•  упорядочивает нагромождение представлений ребенка, появившееся в результате его взаимодействия с окружающей действительностью;
• способствует развитию хорошей наблюдательности;
• облегчает его вход в реальную жизнь;
• с раннего возраста развивает эстетическое чувство у детей;
• закладывает основы развитого, богатого воображения;
• обостряет внимание;
• позволяет ребенку познакомиться с новыми видами предметно-познавательной деятельности;
• знакомит и дает усвоить сенсорные эталоны;
• закладывает фундамент навыков учебной деятельности;
• способствует расширению словарного запаса детей;
• создает базис всех видов памяти.

Особенности развития сенсорики у детей разных возрастных категорий

При развитии сенсорного восприятия окружающего мира важно учитывать особенности каждого возрастного периода детей. Во-первых, методы и способы работы с детьми разного возраста должны отличаться друг от друга, а во-вторых, каждый новый период жизни сенсорное воспитание предыдущего периода будет являться основой для формирования последующего.

Так, развитие сенсорики детей до гразвитие сенсорики у детей раннего возрастаода заключается в наблюдении за передвижением объектов, знакомством со свойствами собственных рук, начинающих осязанием исследовать окружающий мир, прослушивание музыки или отдельных звуков и их сочетаний. Исследование запахов и вкусов в уже относится к более старшему возрасту.
С года до четырех лет происходит особенно активное сенсорное познание действительности малышом. На этом возрастном этапе оно претерпевает усложнение методов, потому что расширяются возможности ребенка.

С помощью всех органов чувств дети получают более полное ознакомление с различными формами и цветовым спектром, обилием вкусов и запахов. В период четырех лет закрепляются сформированные прежде сенсорные эталоны и закладываются основы для аналитического мышления детей.

Сенсорные эталоны детей раннего возраста

К их числу принадлежат основные:
• цвета спектра (обычно – девять);
• геометрические формы;
• размеры (величины);
• звуки музыки и родного языка;
• вкусы (обычно – четыре);
• температурные определения – два;
• пять запахов.

Когда начинать развитие сенсорной культуры ребенка

Ученые провели ряд исследовательских опытов с детьми и определили, что развитие сенсорики в раннем возрасте влияет на формирование интеллекта. А потому приучать малыша к сенсорной культуре необходимо с годовалого возраста. Именно в этом возрасте ребенок начинает живо интересоваться миром, узнавать, каков он на вкус, прикосновение, вид. развитие сенсорики у детей раннего возрастаЛюбознательность у деток такого возраста становится неотъемлемой частью всего существа. И родителям обязательно нужно использовать это качество!

Но лучше всего кроха воспринимает информацию об окружающем мире через игры, которые должны длиться ровно столько, сколько будет интересно малышу. Обычно это время ограничивается интервалом от пяти минут до пятнадцати. Поскольку восприятие в этом возрасте очень цепкое, то такого короткого промежутка времени хватает, чтобы ребенок мог вынести из занятий для себя максимум пользы.

Не нужно заставлять малыша играть: из-за этого дети попросту перестают воспринимать подаваемый материал даже в форме игры. Развитие сенсорики должно происходить ненавязчиво.

Несколько примеров занятий по сенсорному воспитанию детей раннего возраста

  • Дети от года до двух лет.

С ними можно проводить занятия следующего типа. На развитие понятий формы и цвета – устроить игру с разноцветными кубиками, шариками, частями пирамидки или другими формами, показывая и называя их по цвету и форме.

Занятия можно проводить на развитие наблюдательности и логики. Сначала показать сложенную пирамидку, потом разобрать ее, сложить снова перед глазами ребенка. Дать малышу возможность сложить разобранную пирамидку самому.

Для развития познаний о развитие сенсорики у детей раннего возрастасвойствах разных предметов по осязательным ощущениям показать малышу несколько предметов, отличных по своей структуре и форме: игрушка, варежка, перо, щетка, камень и т.п. Позволить потрогать ребенку все предметы, а потом попросить малыша закрыть глаза и потрогать предметы снова. Пусть он угадает их на ощупь.

Знакомство с эмоциями можно начинать, корча рожицы и объясняя гримасы под разными названиями. Так, улыбнувшись, произносите малышу слова «радостный», «добрый», «веселый». А изобразив на лице злость или грусть, обозначьте их соответствующими словами. Можно после попросить ребенка повторить движения лица в ответ на слова.

Игра «Таинственный мешочек» позволит малышу быстро развить понимание форм и предметно-образную память. В непрозрачный пакет следует положить несколько знакомых ребенку предметов и попросить на ощупь определить, что лежит внутри. Если ребенок правильно называет предмет, пусть сначала расскажет вам о нем и только потом вытащит.

  • От двух до четырех лет.

В этом возрасте параллельно с развитием сенсорного воспитания можно осуществлять уже и образовательные цели развития. Например, развитие сенсорики у детей раннего возрастаучить с ребенком алфавит и цифры, при этом то записывая знаки на листке бумаги, то показывая их малышу на кубиках или предлагая поставить их на магнитную доску.

Собирая пазлы, сначала вместе с ребенком, а потом побуждая его делать это самостоятельно, вы сможете поработать не только над формированием правильных сенсорных эталонов малыша, но и над зарождением логического мышления, наблюдательности и внимательности.

Игра со словами позволит ребенку развивать слух и внимательность, память и способность подбирать ассоциации. Назвав какое-нибудь понятие, например «лето», нужно попросить ребенка, чтобы он придумал несколько слов, которые характерны этой поре года. Также можно поступать с любым фруктом, временем дня и т.п.

Сенсорное развитие детей открывает перед ними много возможностей, а ваши занятия помогут им понять, как использовать эти возможности.

Родители – проводники детей в этом мире. Ведите своего карапуза по правильным дорожкам, и он обязательно достигнет вершин мироздания. Но только при вашем непосредственном участии!

Источник