Развитие семантической стороны речи ребенка

Слайд 1

Формирование семантической стороны речи детей дошкольного возраста.

Слайд 2

« Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний». К.Д. Ушинский Семантика — (фр. Semantique, от греч. semantikos — обозначающий, sema — знак) (В. И. Селиверстов.)

Слайд 3

«В обучении родному языку центральное место должна занять работа над словом, определяющим свойством которого является семантическое содержание, значение. Именно правильное понимание смысла слов позволяет ребенку вступать в общение со взрослыми и сверстниками», — пишут О.С. Ушакова и Е.М. Струнина.

Слайд 4

Слово – основной элемент и одновременно знак языка. Оно обозначает предметы, выделяет их признаки, обозначает действия, отношения между предметами, т. е. кодирует наш опыт. Эту основную роль позволяет выполнять его семантическая (смысловая) структура, включающая значение и смысл слова.

Слайд 5

Три основные семантические функции слова. 1. Слово-наименование не только называет предмет, указывает на него, но и одновременно указывает на его свойства, функции, выделяя и обобщая их. Так, слово «хлебница» содержит не только прямое указание на соответствующий предмет, но и одновременно указание на то, что данный предмет имеет отношение к определенному продукту питания, что он является вместилищем. Наконец, это слово обозначает, что в речи отображается только один, а не несколько одинаковых предметов

Слайд 6

2. Слово на основе обобщения основных признаков, свойств предмета относит его к той или иной предметной категории. Каждое слово как бы обобщает вещи, их признаки (или действия), относит их к определенной категории. Например, «книга» – это любая книга (художественная, научная, детская); «часы» – любые часы (наручные, будильник, часы с боем и т. д.).

Слайд 7

3. слово «вводит» обозначаемый предмет (действие, качество) в определенную систему смысловых связей и отношений . Например, слово «ученик» неизбежно вызывает в сознании человека такие смысловые связи (понятия), как «школа», «учителя», «уроки», «школьные принадлежности», а иногда соотносится и с более отвлеченной системой категорий, таких как «процесс обучения», «методы обучения и воспитания» и др.

Слайд 8

Задачи: Вызвать у детей интерес к языку и обеспечить творческий характер речи, тенденцию к ее саморазвитию. Накопление, обогащение словаря, эта задача тесно связана с расширением знаний и представлений об окружающем.

Слайд 9

Три уровня семантического развития дошкольников. Первый уровень (высокий) – дети владеют названиями предметов, их действий и признаков, используют различные стратегии толкования значений слов, пользуются словообразовательными операциями и средствами. Их связные рассказы характеризуются определенной структурой, разнообразием лексического наполнения.

Слайд 10

Второй уровень (средний) – дети называют предметы, действия и некоторые качества (цвет, размер). Связные (описательные) рассказы содержат названия предметов и отражают либо их действия, либо качества. Третий уровень (низкий) – дети испытывают затруднения при назывании предметов, их действий и особенно качеств. Рассказы состоят из названий предметов и перечисления их отдельных частей.

Слайд 11

В процессе онтогенеза значение слова не остается неизменным, оно развивается. В процессе формирования речи ребенка слово становится «основой обобщения (а тем самым и орудием мышления) и средством общения — орудием речевой коммуникации»

Слайд 12

Значение слова как основной компонент внутренней содержательной стороны этого универсального знака языка нельзя рассматривать в отрыве от его внешнего «материального носителя». Внешним аппаратом или материальным носителем значения является звуко-слоговая структура слов, т. е. слово как устойчивый звукокомплекс . Как указывал А.А. Потебня, «всякое слово как звуковой знак значения основано на сочетании звука и значения».

Слайд 13

То есть за каждым словом обязательно стоит система звуковых, смысловых, механических связей, которые составляют семантическое поле. Комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова, называется «семантическим полем» Например, слово «КОШКА» может вызвать связи по звуковому сходству (кошка — крошка, крышка, кружка, окошко). В ответ на это же слово могут всплывать и ситуационные связи (кошка — молоко — мышка), и понятийные связи (кошка — домашнее животное).

Слайд 14

Наличие «семантического поля» и позволяет человеку быстро производить отбор слов в процессе общения. «Семантическое поле» состоит из ядра, которое окружает периферия — концерны. В ответ на слово — стимул дети выдают ассоциаты по типу- ситуации; словотворчества; – антонимии; синонимии; – понятийных связей; видовых связей; родовых отношений, – звуковых связей; – случайных связей; – переносного значения; омонимов и т. д.

Читайте также:  Интелектуальное развитие ребенка до года

Слайд 16

Содержание и методы обучения развитие неречевых функций: внимания, памяти, зрительно-моторной координации отработка умений сравнивать, выделять характерные свойства предметов учить обобщать слова по определенному признаку Производить фонематический анализ каждого звукокомплекса, т. е. различение сходных звукосочетаний (фонем) и слов, например: «мальчик-мячик»;

Слайд 17

отнесение выделенного слова к определенному объекту (признаку, действию, связи), т. е. понимание слова; освоение механизма речепроизношення (артикуляции);

Слайд 18

Практический материал по работе над формированием семантической стороной речи.

Слайд 19

Упражнение « Скажи какой ». Цель: Учить выделять и называть признаки предмета. Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки: «Она желтая, мягкая, вкусная»; «Это помидор».«Он красный, круглый, спелый, сочный»). « Это огурец» («Он продолговатый, зеленый, хрустящий»). От называния видимых и ярких признаков ( цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойство, внутренних качества предмета, к его характеристике, сравнению (например, в игре «Кто больше скажет слов о яблоке? Какое оно? А какой апельсин?»; «Сравни апельсин и яблоко. Чем они похожи и чем отличаются?»)

Слайд 20

Упражнение «Сравни кукол» Цель: Учить соотносить предметы с разными характеристиками. Взрослый предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Дети дают куклами имена, описывают внешний вид кукол , используя в речи прилагательные. Куклы захотели поиграть в мячики. Дети называют признаки предмета и его действие.

Слайд 21

Упражнение « Сравни медвежат» Цель: Учить различать предметы по характерным признакам. Воспитатель предлагает внимательно рассматреть 2 медвежат: один- черней и большой, другой- коричневый и маленький. Назови, кто это и чем они отличаются. Как его можно назвать, чтобы было понятно , что он черней? ( Черныш). Что он умеет делать? Как назвать другого другого медведя, чтобы было понятно, что он маленький?(Малыш).

Слайд 22

Упражнение « Сравни разных зверят» Цель: Учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки. Воспитатель предлагает рассмотреть мишку и мышку Мишка большой, а мышка (маленькая.). Еще какой мишка? А какая мышка? Что любит мишка? А что любит мышка? Далее в форме добавления сравниваются : лапы, голос, хвост.

Слайд 23

Упражнение « Назови одним словом». Цель: Закрепить представления об обобщающих словах. Воспитатель проводит беседу на тему: давайте вспомним, на чем спали куклы? Куда складывают вещи? Какие? Давай перечислим. Каким одним словом можно назвать эти предметы?

Слайд 24

Взаимодействия всех участников образовательного процесса: логопеда, воспитателя и родителей позволят добиться более высоких результатов.

Источник

Каретина Елена Валерьевна
Формирование семантической стороны речи

Формирование семантической стороны речи

Каретина Е. В.

МБДОУ «Детский сад № 51 «Красная шапочка», г. Тамбов, elisalenasem@yandex.ru

Речевое развитие дошкольников обязательно связано с работой над содержательной стороной слова, что является важной задачей на пути формирования связной речи. Многие дошкольники испытывают затруднения в подборе лексических средств при построении связного высказывания, так как семантическому развитию не всегда уделяется должное внимание в процессе речевого воспитания. А также дети не умеют пока вычленять существенные признаки ситуации,недостаточно овладев фонетической стороной слова и пониманием его семантики.

В словарной работе с младшими дошкольниками основное внимание уделяется обогащению словаря за счёт знаний и представлений,которые они получают в процессе ознакомления с окружающим и за счёт активизации разных частей речи. Наша задача показать детям,что каждый предмет,его свойства и действия имеют названия. Поэтому учим детей различать предметы по существенным признакам,называть их правильно,выделять характерные признаки и качества,а также действия,которые связаны с движением,состоянием предметов,животных,человека через упражнения «Что за предмет?», «Скажи какой», «Кто это умеет делать?».

Уже в младшем дошкольном возрасте детей нужно знакомить с многозначными словами, сначала на основе наглядности (иголка швейная-иголка у ежа на спине – иголка у ёлки).Необходимо показать детям,что слова могут быть связаны между собой смысловыми отношениями (по сходству,по контрасту) и отношениями типа «предмет-материал» и др.

Детей нужно учить понимать семантические отношения разных частей речив едином тематическом пространстве: мяч сделан из резины- карандаш сделан (из дерева).

Слова,относящиеся к одной части речи,могут выстраиваться в ряд:кофта,платье (юбка,брюки).

Семантическое отношение «предмет-обобщающее понятие»дети учатся понимать через упражнения:брюки-одежда,стол-мебель и т. д. Важно освоить отношения «животное –детёныш» на примере словообразования (лиса-лисёнок) и на примерах супплетивных форм (лошадь-жеребёнок); усвоить семантическое отношение «название предмета-уменьшительно-ласкательное название предмета».

Читайте также:  Методы исследования в методике физического развития ребенка

Очень важно научить детей ориентироваться на коммуникативный (смысловой) центр высказывания,на его интонационное оформление. Поэтому при построении связных текстов нужно создать условия для активизации слов,связанных различными смысловыми отношениями (Красивая птичка сидит на ветке. На ветке сидит красивая птичка.)

Индивидуальные особенности овладения семантической стороной языка позволяют выделить три уровня семантического рвазвития младших школьников.

Первый уровень (высокий)-дети владеют названиями предметов,их действий и признаков,пользуются словообразовательными операциями и средствами.

Второй уровень (средний)-дети называют предметы,действия и некоторые качества. Описательные рассказы содержат названия предметов и отражают либо их действия,либо качества.

Третий уровень (низкий)-дети ипытывают затруднения при назывании предметов. их действий и особенно качеств.

Для индивидуальной работы необходимо определить критерий,который позволил бы воздействовать на становление лексико-семантической системы каждого ребёнка. Здесь важны причины,которые определяют индивидуальные различия в процессе овладения семантическими средствами родного языка,а также такие факторы,как:

• степень влияния экстралингвистических причин на речевое поведение ребёнка (ребёнок не стремится что-либо сообщить или получить новую информацию,его речь отражает лишь его субъективное состояние,что является проявлением несоответствия между речевым поведением ребёнка и другого участника коммуникации);

•автономность развития различных уровней языковой системы:фонетического,лексического,грамматического;

• уровень развития лексико-семантической системы ребёнка (здесь наблюдается как склонность к порождению повествовательных текстов, так и предпочтение строить тексты-описания).

В целях коррекции структурных особенностей лексико-семантической системы детей следует использовать интонационные средства при передаче смысловой структуры предложения.

При разработке упражнений для индивидуальных занятий с детьми учитывается роль ремы (ядро,содержание высказывания) в организации связного текста (игра «Я начну рассказ, а ты продолжи его»).Связи в лексико-семантической системе детей активизируютя также путём подбоа названий предметов,соответствующих определённым признакам или действиям («Что бывает круглым?», «Подбери существительные к глаголу «идти»).Так активизируется употребление слов. Близких по значению, по ситуации употребления;расширяется смысловое содержание слов,закрепляется и уточняется понимание значений многозначных слов (игра «Скажи какой», «Сравни кукол», «Сравни медвежат», «Назови одним словом»)

В целом словарная работа направлена на подведение ребёнка к пониманию значения слова, на обогащение его речи смысловым содержанием, т. е. на качественное развитие словаря.

Литература

1. Козырева Л. М. Развитие речи: Дети 5-7 лет.Ярославль: Академия развития,2002.

2. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М.: Издательство Московского Психолого – социального института, 2002.

Источник

Формирование семантической стороны речи детей младшего дошкольного возраста.

              Работа над содержательной стороной слова является важной задачей речевого развития дошкольников. В педагогике вопросы методики словарной работы представлены достаточно полно, но тем не менее многие дошкольники испытывают затруднения в подборе лексических средств при построении связного высказывания, так как в процессе речевого воспитания  семантическому развитию не всегда уделяется должное внимание.

             Основное внимание в словарной работе с младшими дошкольниками уделяется обогащению словаря за счет знаний и представлений, полученных в процессе ознакомления с окружающим, а также за  счет активизации разных частей речи. Прежде всего детям необходимо показать: каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого детей следует учить их различать по различным признакам, правильно называть их, отвечать на вопросы: Кто? Что? Выделять характерные признаки и качества , а также их действия, связанные с движением игрушек, животных и т.д.

          В младшем дошкольном возрасте детей знакомят с многозначными словами, сначала на основе наглядности( ножка стула- ножка гриба- и т.д.)

Необходимо показать детям , что слова могут быть связаны между собой различными смысловыми отношениями и отношениями типа «род – вид».

 Детей нужно научить понимать семантические отношения разных частей речи в едином тематическом пространстве: птица летит – рыба плывет.

 Семантическое отношение: «  Предмет – обобщающее понятие «дети должны учить в упражнениях: шкаф – мебель, тарелка – посуда. Усваивая семантическое отношение» Название предмета – уменшит.- ласкат. название предмета», дети должны опираться на собственный опыт: дом – домик.

С отношением « Животные – детеныши» детей знакомят на примерах словообразования типа: кошка – котенок.

Знакомят детей с семантическим отношением « Действие – субъект действия» – строить – строитель, учить – учитель.

Читайте также:  Роль кризисов психическом развитии ребенка

Очень важно научить детей ориентироваться  на коммуникативный центр высказывания, на его интонационное оформление. При построении связных

Текстов необходимо создать условия для активизации слов, связанных различными семантическими отношениями. Так ребенку говорят: Я начну рассказ, а ты продолжи.

          Как показала практика  наиболее важным оказывается при составлении рассказа его описание.

           В целом словарная работа направлена на подведение ребенка к пониманию значения слова, на обогащение его речи смысловым содержанием, т.е. на качественное развитие словаря.

   Выделяют 3 уровня семантического развития младших дошкольников.

   1 уровень: -Дети владеют названиями предметов, их действий и признаков, используют различные стратегии толкования значений слов, пользуется словообразовательными операциями и средствами. Их связные рассказы характеризуются определенной структурой, разнообразием лексического наполнения.

 2 уровень:- Дети называют предметы, действия, некоторые качества этого предмета. Среди ассоциативных реакций преобладают внеязыковые.

Связные рассказы содержат названия предметов и отражают либо их действия, либо качества.

 3 уровень: – Дети испытывают затруднения при назывании предмеов, их действий и особенно качеств. Среди ассоциативных реакций преобладают неадекватные. Рассказы состоят из названий предметов и перечисления их отдельных частей.

Практический материал

по работе над формированием  

семантической стороной речи.

Упражнение « Скажи какой ».

    Цель: Учить выделять и называть признаки предмета.

  Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки: «Она желтая, мягкая, вкусная»; «Это помидор».

«Он красный, круглый, спелый, сочный»). « Это огурец» («Он продолговатый, зеленый, хрустящий»).

    От называния видимых и ярких признаков ( цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойство, внутренних качества предмета, к его характеристике, сравнению (например, в игре «Кто больше скажет слово о яблоке? Какое оно?  А какой апельсин?»; «Сравни   апельсин и яблоко. Чем они похожи и чем отличаются?»)

Упражнение «Сравни  кукол»

     Цель: Учить соотносить предметы с разными характеристиками.

  Взрослый предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Дети дают куклами имена,  Описывают  внешний вид кукол , используя в речи прилагательные. Куклы захотели поиграть в мячики.  Дети называют признаки предмета и его действие.

Упражнение « Сравни медвежат»

    Цель: Учить различать предметы по характерным признакам.

Воспитатель предлагает внимательно рассматреть 2 медвежат: один- черней и большой, другой- коричневый и маленький.

 Назови, кто это и чем они отличаются. Как его можно назвать, чтобы было понятно , что он черней? ( Черныш). Что он умеет делать? Как назвать другого другого  медведя, чтобы было понятно, что он маленький?(Малыш).

Упражнение « Сравни разных зверят»

    Цель: Учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

 Воспитатель предлагает рассмотреть мишку и мышку

Мишка большой, а мышка  (маленькая.). Еще какой мишка? А какая мышка? Что любит мишка? А что любит мышка?

Далее в форме добавления сравниваются : лапы, голос, хвост.

Упражнение « Куклы рисуют и гуляют».

     Цель: Обратить внимание на слова, близкие и пртивоположные по смислу, а также на промежуточные признаки.

 В гости к детям приходять две куклы: большая и маленькая. Куклы захотіли рисовать. Чем будут рисовать? Сравнение карандашей по длине.Сравнение кукольных рисунков

 Куклы идут гулять, а зонтики забыли дома. Тут пошел дождь. Они спрятались под. елкой, Сравнить елочки. Дождь закончился куклы пошли домой. Стали мыть руки : открыли кран а там горячая вода, а потом пошла…..и т.д.

Упражнение « Кукла веселая и грустная»

     Цель: Познакомить с противоположными сотояниями.

Стала девочка Маша играть с куклами  и заметила, что одна – веселая, другая- грустная. Как вы думаете почему? Каками другими словами можнр сказать какая она. Что можно сделать, чтоб она розвеселилась.

У детей формируется понимание и употребление обобщающих понятий ( платье, рубашка – одежда.), равивается умение сравнивать предметы, соотносить целое и его части ( паровоз- трубы, окна, колеса – поїзд).

Упражнение « Назови одним словом».

     Цель: Закрепить представления об обобщающих словах.

Воспитатель проводит беседу на тему: давайте вспомним, на чем спали куклы? Куда складывают вещи? Какие? Давай перечислим.  Каким одним словом можно назвать эти предметы?

 Далее можно повторить все предыдущие варианты

Источник