Развитие самостоятельности у ребенка в подготовительной группе

                 Консультация:

            «Воспитание самостоятельности у детей».

Наверное каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, на производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются еще в раннем возрасте. От совместных усилий при взаимодействии педагогов, родителей и детей. Успешность ребёнка во многих видах деятельности зависит от способности проявить самостоятельность, управлять своими действиями, добиваться поставленных целей, которые ставятся перед ребёнком в воспитании и обучении. Всё это приобретается постепенно и только с помощью взрослого, родителя. Чтобы помочь ребёнку приобрести перечисленные раннее навыки, нужно знать, как в зависимости от возрастных особенностей формируется самостоятельность, управление действий. Самостоятельные дети отличаются хорошей учебой и навыками для «взрослой» жизни.

Обычно самостоятельность понимают примерно так: «это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью»; «это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия»; и тому подобное. Но все эти определения практически не применимы к маленьким детям — 2-3-х лет или дошкольникам, хотя и у них мы можем наблюдать некоторые навыки самостоятельности. Если говорить о маленьких детях, то к ним более приемлемо использовать следующее определение самостоятельности: «это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых».

Специалисты определяют самостоятельность таким образом:

• умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;

• умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

• умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;

• умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат) ;

• умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

• умение переносить известные способы действий в новые условия.

Самостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано.

К сожалению, многие родители считают, что развитие самостоятельности у детей всегда соприкасается с гранью опасности. Как можно привить этот навык, если за «порогом» дома ребенок постоянно подвергается рискованным ситуациям? Легко, главное, следовать грамотным инструкциям!

В начале этого «пути» самое важное для родителей – понять, что самостоятельность ребенка всегда сопровождается свободой выбора и независимостью. Это нелегко! Не каждый родитель сможет без страха позволить ребенку принять свое решение. На это есть немало причин, например: он может ошибиться из-за отсутствия опыта и знаний в данном вопросе.

Вот здесь вам и поможет грамотный подход, доказывающий дошкольнику, что вся его самостоятельность основана на четких границах и правилах. Свобода выбора имеет свои законы!

Если вы еще сомневаетесь, тогда подумайте о том, что дети без права на свои ошибки чаще всего вырастают инфантильными, нерешительными и тревожными. Они бояться сделать любой «шаг», требующий ответственности.

Как не нужно развивать самостоятельность у ребенка.

Воспитание самостоятельности у детей основывается всего на одной важной составляющей: родительский контроль должен быть сокращен до минимального уровня так, чтобы ребенок при получении жизненного опыта не мог попасть в рискованную и опасную ситуацию.

Желание «я сделаю сам» – естественная потребность, живущая в каждом малыше и подвергающаяся препятствиям в виде взрослых, которые бояться, что их «подопечный» не справиться с поставленной задачей. Вот самые популярные ошибки этих взрослых:

Так быстрее.

Лучше все сделать самому, чем ждать медлительного малыша. Пока он там вывернет штанишки, рассмотрит рисунки на ткани или испачкается. Проще и быстрее, если взрослый сам примется за нужный процесс.

Однако наша цель – воспитание самостоятельности, которая требует гранитного терпения. Пусть малыш сам разбирается со своим заданием, а вы не мешайте ему и не подталкивайте.

Безопасность превыше всего.

Маленького ребенка опасность подстерегает везде, даже в его комнате. Он может споткнуться о порог, стукнуться об угол столешницы, проглотить мелкий предмет и многое тому подобное.

Чтобы подобного избежать, нужно продумать и устранить все рискованные нюансы. Не помешает и профилактическая беседа про осторожное поведение. Объясните ему, что утюг может обжечь, а иголка – уколоть.

Жалость.

Очень часто родители стараются оберегать ребенка от любых трудностей и ошибок. Им становится жалко своего крошку. А вот это первый шаг к инфантильности! Дети в любом возрасте должны сталкиваться с посильными задачами и анализировать полученный итог.

Дошкольник уже может помогать маме в уборке дома (убрать игрушки, развешать свои вещи) и неукоснительно следовать семейным законам, например, ложиться спать сразу после вечерних ритуалов (умывание, переодевание, чистка зубов). Но самое примечательное – каждому детскому возрасту присущи индивидуальные уровни развития.

Таким образом, не обходимо помнить:

– Не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно! Конечно, Вы можете одеть ребенка быстрее, чем он сделает это сам, или накормить его, не испачкав одежду и все вокруг, но тогда Вы будете мешать возрастанию самостоятельности ребенка.

– Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит Вас об этом. Конечно, взрослые зачастую лучше понимают, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно! Пусть он учится постигать какие-то вещи сам и делать маленькие открытия. Но родителям при этом следует быть разумными! Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, то следует, конечно же, оградить его от этого, даже если он не просит об этом.

– Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. В этом возрасте ребенок очень часто повторяет: «Я сам! ». Важно не препятствовать ему в этом стремлении (конечно, в рамках разумного, всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий. Очень часто родители на неумелые попытки своего чада что-то сделать самостоятельно реагируют так: «Не мешай! », «Отойди», «Ты еще маленький, не справишься, я сам (а) все сделаю» и т. д. Старайтесь давать ребенку возможность попробовать свои силы. Хочет он помыть пол, — дайте ему ведерко и тряпку. Вам потребуется потом всего несколько минут, чтобы незаметно убрать за ним лужи, образовавшиеся в результате его труда, но зато у ребенка будут формироваться навыки не только самостоятельности, но и трудолюбия. Хочет он постирать свой носовой платочек? Позвольте ему сделать это. Ничего страшного, если потом Вам придется перестирать его, ведь в данный момент не столь важен конечный результат. Поддерживайте ребенка и одобряйте его действия — ведь он так нуждается в этом. Главное не делать предметом насмешек его неумелые попытки. Ведь от малыша порой требуется очень много усилий для того, чтобы сделать то, что взрослому кажется простым и несложным. Если у ребенка что-то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно все получится.

Источник

Несколько слов о понятии «самостоятельность»

Под самостоятельностью часто понимают конкретное свойство индивида, которое помогает реализовать себя как личность.
В настоящее время развитию детской самостоятельности много внимания уделяют педагоги и психологи в период подготовки дошколят к началу обучения в школе. Это важнейший период в развитии личности ребенка.

Если ребенок самостоятелен, он инициативен, ответственно подходит к любой деятельности. У самостоятельных детей наблюдается некоторая независимость. Будь то игровая или познавательная деятельность.

Особенности самостоятельности у детей старшей и подготовительной группы

В старших и подготовительных группах дети более организованны, чем их младшие товарищи. При выполнении требований взрослых или осуществления поставленных воспитателем творческих задач старшие дошкольники могут проявлять инициативу. Они делают это охотно и с присущим детским удовольствием.
Например, дети могут на занятиях предложить что-то нарисовать по-своему. Тут проявляется к тому же и самореализация.

Старший дошкольник обладает уже необходимым для самостоятельных действий количеством и качеством знаний, опыта, хоть и небольшого, но все же определенные навыки выполнения различных деяний у старшего дошкольника уже имеются.

Все мы знаем, как любят в этом возрасте дети повторять “Я сам!”. То есть ребенок уже может и желает что-то делать без помощи со стороны. Ребенок пробует выполнять даже легкие трудовые поручения. Если у детей что-то не получается сделать самостоятельно, все равно они неохотно передают эти обязанности другому. Пытаются делать посильную и непосильную работу по не поймут, что это им еще не доступно.

Самостоятельность старших дошкольников очень разнообразна. Дети проявляют ее как в игре. Тут они выбирают роли, организуют игровые сюжеты.

В трудовой деятельности дети самостоятельно выбирают дело, которое им по душе. Например, девочки любят подметать пол, прибирать игрушки. Мальчиков привлекают конструкторы, и они с удовольствием собирают различные постройки, а в конце игры прибирают кубики. Им под силу поставить на место стульчики. После обеда детки уже могут собрать свои тарелочки и унести их в моечную.

Изобразительная деятельность позволяет старшим дошкольникам самостоятельно выбрать рисунок или конструкцию для изображения. Дети сами выбирают изобразительные средства, цвета, с помощью которых они хотят передать изображение.

Развитие самостоятельности требует от детей желания учиться выполнять различные задания и действия, мотивировать к их повторению. Чтобы развитие самостоятельности осуществлялось успешно, у ребят должны быть развиты на должном уровне критичность ума, логичность мышления, приобретены необходимые знания и умения для осуществления любой деятельности.

Когда ребенок начинает подражать, проявляет инициативу и желание выполнять задания воспитателя, в этот момент и начинается развитие самостоятельности старших дошкольников.

Затем ребенку начинает нравиться то, что он делает, появляется интерес к результату, что же там получится в конце. Это и есть те факторы, способствующие развитию самостоятельности у дошкольников.

Время от времени дети повторяют свои действия, у них появляется творческая активность, желание изменить что-то. Это также ведет к самостоятельности.

Есть легкий способ проверить, самостоятелен ли малыш. Уже в раннем детстве родители просят говорить “спасибо”, когда ребенок что-то получает. Ребенка просят быть благодарным. Спустя какое-то время можно предложить ребенку угощение. Если ребенок поблагодарит, значит, у него сформировался навык без просьбы взрослого самостоятельно выразить свою благодарность за угощение. Если же ребенок промолчит, значит, он еще не может сам непроизвольно благодарить. Это повод и дальше работать над таким качеством малыша.

Другие навыки самостоятельности также можно развивать на похожих примерах.

Когда ребенок научится анализировать свои поступки, принимать решение о выполнении деятельности, можно отметить, что зачатки самостоятельности у него уже есть.

Развитие контроля над собой возможно лишь в коллективе, будь то игровая или любая другая деятельность. Только сравнивая себя с другими у дошкольников появляется способность анализировать – правильно ли я поступил, может нужно сделать вот так, или иначе.

Хорошо, если к старшему дошкольному возраста у детей уже будут навыки произвольного поведения. Так как поступая произвольно, ребенок может направлять свои желания в определенное русло. Он знает, что хорошо и что не очень, если у ребенка развиты нравственные чувства. Согласно этим навыкам ребенок сможет делать осознанный выбор в своих делах и поступках.

Одними из самых первых навыков самостоятельности у будущих первоклассников можно наблюдать навыки самообслуживания. Ведь ни один старший дошкольник не идет на кухню, чтобы попить, по требованию взрослого. Это он делает самостоятельно. Дети в этом возрасте самостоятельно одеваются утром и раздеваются перед дневным сном в детском саду.

Источник

Формирование самостоятельности у

детей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе

Поступление в школу – важное событие в жизни ребенка. Учеба в школе – нелегкий труд, к которому ребенок должен быть подготовлен. Уметь управлять своим поведением, подчинять  его нормам и правилам, установленным школой, считаться с интересами окружающих, преодолевать встречающиеся трудности – вот далеко не полный перечень требований, предъявляемых школой будущему первокласснику. Чтобы справиться с ними, ему необходимо обладать такими нравственно – волевыми качествами, как организованность, ответственность, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность.

Понаблюдайте за своим ребенком в разных видах деятельности, в разных условиях общения и отметьте, достаточно ли воспитаны у него данные качества.

Рассмотрим характеристику такого качества, как самостоятельность.

 Это охотное принятие ребенком предложения что – либо сделать, умение самому найти себе полезные дела и создать условия для игры, занятия, работы;

– выполнение задания при отсутствии контроля со стороны взрослого;

– умение выполнить работу без посторонней помощи;

– умение преодолевать трудности и достигать результаты;

– моральное удовлетворение от самостоятельно – выполненного действия.

Воспитание у ребенка активности и самостоятельности во многом зависит от того, насколько заинтересовывает его содержание предлагаемых учебных заданий. В свою очередь, активное участие в учебном процессе ведет к  развитию нравственно – волевых качеств: настойчивости, старательности, целеустремленности.

Так, если педагог объясняет причины  какого – то природного явления (появление капели в солнечный зимний день и т. п.), но не опирается на знания детей, не привлекает их личный опыт, не организует наблюдения, то он не вызывает у детей настойчивого стремления к самостоятельному поиску ответа, и усвоение нового происходит механически, формально.

Если же при встрече с очередным детским «почему» педагог, правильно оценив возможности своих воспитанников, наводящими вопросами, рассуждениями помогает им самим что – то припомнить, сравнить, приложить усилия, подумать, то вместе с поиском правильного решения у дошкольников формируется настойчивость, самостоятельность мышления.

Найденный самостоятельно ответ доставляет ребенку радость победы .Он убеждается в своих возможностях, а это делает его более уверенным, самостоятельным в решении учебных задач.

Важное место в обучении дошкольников занимает игровой метод. Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание детей.

В процессе интересных игровых действий ( прятания, поиска, подражания и пр.), формирование у ребенка знаний и умений осуществляется эффективнее, чем при прямом обучении.

В условиях игры воспитателю легче активизировать внимание детей, удерживать его на предлагаемом содержании, формировать интерес к занятиям, работе в условиях коллектива.

Такое же значение имеют и дидактические игрушки. С помощью их дети сравнивают предметы, сопоставляют их, выделяют общее…

Так у детей воспитывается привычка к систематическому труду, чувство ответственности, умение прилагать усилия, преодолевать трудности, воспитывается самостоятельность.

                                                        Материал взят из книги «Воспитателю о работе  

                                                         с семьей»  Н.Ф. Виноградова  

Источник

Воспитание самостоятельности

Ваши дети стали взрослее ещё на один год. Теперь они воспитанники подготовительной группы, самые старшие в саду Совсем скоро в школу! Как сложится обучение ребёнка в первом классе, во многом зависит от наших с вами усилий. «Почему сегодня Петя просыпался десять раз? Потому что он сегодня поступает в первый раз!…» Эти строки из стихотворения А.Барто хорошо известны всем нам. Как встретится ребёнок со школой, во многом будет зависеть от того, какое отношение к школе у него сложится, какие ожидания будут сформированы. Формирование  стремления стать учениками – это обогащение общего развития дошкольника, создание положительной психологической установки на новый  этап жизни.

Серьёзное отношение семьи к подготовке ребёнка к школе должно основываться прежде всего на стремлении сформировать у ребёнка желания много узнать и многому научиться, воспитанию в детях самостоятельности, интереса к школе, доброжелательного отношения к окружающим, уверенности в себе, отсутствии боязни высказывать свои мысли и задавать вопросы, проявлять активность в общении с педагогами.

       Чем же характеризуется самостоятельный ребёнок? Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать без помощи взрослого, в готовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества. Самостоятельный ребёнок – это прежде всего ребёнок, который в результате опыта успешной деятельности, подкреплённой одобрением окружающих, чувствует себя уверенно. Вся ситуация школьного обучения  (новые требования к поведению и деятельности ученика, новые права, обязанности, отношения) основаны на том, что за годы дошкольного детства у ребёнка сформировались основы самостоятельности, элементы саморегуляции, организованности.  Умение относительно самостоятельно решать доступные задачи составляет предпосылки социальной зрелости, необходимой в школе. Опыт показывает,  что первоклассник, у которого не развито это качество, испытывает в школе серьёзные нервно-психические перегрузки. Новая обстановка. Новые требования вызывают у него чувство тревоги и неуверенности в себе. Привычка к постоянной опеке взрослого, исполнительская модель поведения, сложившаяся у такого ребёнка  в дошкольном детстве, мешают ему войти в общий ритм работы класса, делают его беспомощным при выполнении заданий. Непродуманная тактика воспитания, стремление взрослого, даже их самых лучших побуждений, постоянно опекать и помогать ребёнку в элементарных делах заранее создают серьёзные трудности  для его обучения. Адаптация к школе таких детей значительно затрудняется.

Памятка для родителей

«Как воспитывать у ребёнка самостоятельность»

·  Постоянно обогащать знания и умения детей.

·  Создавать условия, побуждающие ребёнка активно использовать имеющиеся знания и навыки.

·  Воспитывать интерес к самостоятельным действиям, регулярно предлагая новые задания.

·  Постоянно менять тактику руководства деятельностью ребёнка: от прямых приёмов (показ, объяснение) переходить к косвенным (совет, напоминание).

· Поддерживать желание преодолевать трудности, доводить дело до конца.

· Ориентировать ребёнка на получение хорошего результата.

· Постоянно расширять область самостоятельности ребёнка. Раскрывать перед ним новые возможности, показывать рост его достижений, связывать растущую самостоятельность с задачами будущего школьного обучения.

· Поддерживать у ребёнка чувство радости и гордости за собственные успешные действия.  

Источник