Развитие самостоятельности у ребенка с овз
Классик отечественной педагогики К.Д.Ушинский считал, что «самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретенных знаний о тех предметах и явлениях, которые окружают ребенка» Основным свойством детей дошкольного возраста он называл жажду деятельности и стремление к познанию окружающего мира и рекомендовал воспитателям и родителям поощрять детей в их порывах, не «переутомлять сидячими занятиями» и давать больше свободного времени для самостоятельности.
И педагоги и родители хотят видеть детей успешными. Одна из важных составляющих успешности- самостоятельность, умение проявлять инициативу и реализовывать ее.
Самостоятельность, как известно, от «самостояния». «Самостоянье человека- залог величия его, говорил А.С.Пушкин. Это деятельность, которая выполняется ребенком без помощи и участия педагога. Она требует от ребенка самодисциплины, ответственности, а при достижении результата приносит удовлетворение.
Особенно важно воспитывать самостоятельность у детей с ОВЗ. Часто бытует мнение, что ребенку с ОВЗ требуется гиперопека, и родители и воспитатели стараются все делать за него. Однако, развивая самостоятельность у таких детей мы формируем некоторые навыки и умения, формируем привычку, добиваемся от ребенка желания сделать что-то самому, своими руками. Сделав что-то самостоятельно, ребенок чувствует причастность себя к какому-то делу, важность и значение своих действий.
Главная наша задача- выяснить какие условия нужны для самостоятельной деятельности ребенка с ОВЗ и в частности, как можно изменить развивающую среду обычной группы. Наш рассказ о том как развивать самостоятельность детей с ОВЗ в экспериментальном уголке. Конечно, в групповом помещении места немного, но тем не менее мы- воспитатели нашего детского сада нашли возможность выделить небольшие уголки для самостоятельной детской деятельности, в том числе и для детей с ОВЗ. Сейчас уже сложно представить, что таких уголков не было: здесь постоянно собираются дети, чем-то занимаются, что-то обсуждают.
В нашей группе есть экспериментально-исследовательский уголок. Он расположен в доступном месте, материалы безопасны для детей. В уголке имеется небольшая «научная» библиотека. Она состоит из книг-энциклопедий об окружающем мире :.«Обитатели моря», «Растения средней полосы России», «500 вопросов о природе», «Насекомые»,открыток, альбомов, гербариев, коллекции полезных ископаемых(камни, песок, образцы почвы, соль), наборы плодов разных деревьев, образцов ткани, ракушек и многого другого. Здесь, на хорошо освещенном окне находятся комнатные растения, емкости с рассадой, предметы по уходу за ними и т.п
Детям интересно играть в ученых, поэтому уголок можно назвать лабораторией. Наша мини-лаборатория оснащена всем необходимым : халаты, фартуки, лупы, линейки, мерные емкости, зеркала, сыпучие продукты(горох, фасоль, сахар, пшено, гречка); термометры, магниты, наборы бросового материала и др.. Все материалы располагаются так, чтобы дети с ОВЗ могли самостоятельно проводить с ними простейшие опыты, делая выводы об из свойствах В этом уголке дети учатся самостоятельной деятельности, учатся видеть, выделять и решать проблему, ставить цель, формулировать задачи, устанавливать причинно-следственные связи, выбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности , действовать по алгоритму, проверять свои решения, проводить самостоятельные наблюдения, убирать за собой рабочее место.
Виды самостоятельной деятельности в экспериментальном уголке разнообразны: Это моделирование и обыгрывание ситуаций с мелкими игрушками, уход за растениями, наблюдение за их развитием, классификация растений; Труд( посадка, полив опрыскивание растений, пересадка цветов); приведение в порядок столов, дежурство в уголке природы; закрепление знаний о живой и неживой природе; сравнение и изучение свойств предметов, рисование, игры(дети превращаются в ученых, садовников, агрономов ) дидактические игры «С какого дерева лист», «Найди такой же», «Прячем и находим»; рассматривание, беседы; ручной труд и многое другое.
Воспитатель всегда рядом и дети с ОВЗ чувствуют поддержку педагога, это делает их более уверенными в своих силах, с удовольствием рассказывают родителям о своих исследованиях и просят организовать такие же условия дома, на даче. Родители в свою очередь очень отзывчивы, они с интересом пополняют наш уголок играми, пособиями, природным и бросовым материалом.
Благодаря этой работе, прививая детям основы самостоятельной деятельности, многие из ребят дома охотно занимаются выращиванием растений, самостоятельно ухаживают за домашними питомцами, собирают гербарии листьев, цветов, изготавливают поделки из природного материала.
Участие в работе такого уголка- это очень важный этап взросления. При этом цель развития самостоятельности не только в том, чтобы научить ребенка с ОВЗ самому себя обслуживать, убирать за собой, важно уделять внимание становлению таких важных качеств, как уверенность в собственных силах, формирование собственного мнения. Ребенок с ОВЗ учится принимать решения, не бояться последствий, желание проявлять инициативу, не бояться совершать ошибки.
Источник
Сара Тлишева
Воспитание самостоятельности у детей с ОВЗ в школе-интернате
ГКОУ РА «Адыгейская Республиканская школа-интернат
для детей с ОВЗ»
Доклад
на тему:
” Воспитание самостоятельности у детей с ОВЗ в школе-интернате“
Работа воспитателя:
Тлишевой С. А.
2018г.
“Мой взгляд на современные взгляды и подходы в работе по развитию самостоятельности воспитанников с ОВЗ, в условиях школы – интерната».
Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.
Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается в настоящее время гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Это позволяет нам предположить, что одним из важнейших качеств, которые необходимо формировать и развивать с детства, является самостоятельность. В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени.
Первая ступень — когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).
Вторая ступень—ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, научившись самостоятельно заправлять кровать, Андрей без подсказки помогает Ване правильно заправить кровать.
На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.
Таким образом, самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни. На самом деле у многих детей самостоятельность не сформирована. Не удивительно, что когда дети становятся старше, родители начинают задумываться, почему их ребенок ни к чему не приучен и ничего не умеет и, следовательно, начинают винить в этом всех окружающих. Но, прежде всего все зарождается в семье. Часто родители сами отказываются от воспитания в ребёнке самостоятельности, так как это для них проще и удобнее. Например, дети приучены к тому, что ничего нельзя делать без ведома родителей и поэтому без особых указаний они не сходят за продуктами или не сделают чего-нибудь по дому. Или ребенок хочет сделать какое-то дело самостоятельно, но взрослые из-за чрезмерной опеки и боязни за него, не позволяют ничего сделать. Именно этим объясняется наше обращение к проблеме формирования самостоятельности у младших школьников.
«Самостоятельность» позволяет нам сделать вывод, что самостоятельность представляет собой волевое качество личности, которое характеризуется инициативным, критическим, ответственным отношением к собственной деятельности, умением планировать эту деятельность, ставить перед собой задачи и искать пути их решения без посторонней помощи, опираясь при этом на имеющиеся в собственном опыте знания, умения и навыки. Самостоятельность формируется по мере взросления ребёнка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Однако в любом возрасте важно разумно поощрять детскую самостоятельность, развивать необходимые навыки и умения. Ограничение самостоятельной деятельности ребёнка приводит к подавлению личности, вызывает негативные реакции.
Перед воспитателем встаёт проблема, как творчески и без нанесения вреда психическому здоровью ребёнка и его родителям разрешить этот вопрос.
Определила для себя следующую цель: — добиться максимальной самостоятельности и проявления активности воспитанников.
Один из главных элементов социальной адаптации подростков является подготовленность к самостоятельной жизни путем освоения ими бытовых навыков и умений.
Особенно дети-сироты, выходя в большую жизнь, не могут принять новые жизненные условия. Они не могут принять свое новое жилье, в котором им приходится жить в одиночку. Для них это чужой дом, чужой мир, большой и непонятный, в котором они не умеют жить. Этим объясняется то, что выпускники интернатов и детских домов, особенно в первое время после выпуска, не живут по отдельности, уходят из дома, стараются собираться по несколько человек в одной квартире.
Работу по социально-психологической и бытовой адаптации детей в условиях школы-интерната я веду одновременно по нескольким направлениям. Я провожу целенаправленное обучение бытовым навыкам, обучению семейному поведению, знакомлю с планированием бюджета, формирую правильное представления о роли всех членов семьи и т. д.
Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что это такое. Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность,будет разным:
– самостоятельность – это способность решать учебные и жизненные проблемы без помощи извне;
– самостоятельность – уникальная способность человека противостоять давлению извне, сохранять свою индивидуальность;
– самостоятельность связывают с умением человека действовать самому, без системы внешнего управления, с умением управлять собой, своими поступками;
.- самостоятельность не дается человеку от рождения, она формируется в процессе воспитания и обучения через включение ребенка в различные виды деятельности;
Развивая самостоятельность, мы формируем некоторые навыки и умения, формируем привычку, добиваемся от ребенка желания сделать что-то самому, своими руками. Сделав что-то сам, ребенок чувствует причастность себя к какому-то делу, важность и значимость своих действий.
Процесс воспитания самостоятельности у учащихся школы-интерната имеет свои особенности, которые обусловлены,
во-первых, характерным для большинства воспитанников средним уровнем адаптивных функций, отставанием по таким важным направлениям прогрессивного становления личности как формирование активного, свободного поведения и умение владеть собой, своими потребностями, эмоциями, а также внешней ситуацией.
Во-вторых, в школе-интернате, в отличие от массовой школы, осуществляется одностороннее влияние на воспитанников, без должного воздействия семьи и широкой социальной среды. Воспитуемые находятся постоянно, в кругу одних и тех же впечатлений, одних и тех же педагогических воздействий, что накладывает специфический отпечаток на формы их поведения, занижает эмоциональный фон, ограничивает потребность в расширении круга общения, сопровождается беспрекословным выполнением требований педагога, препятствует выработке умения анализировать и проявлять требования к собственным действиям.
Несмотря на выше сказанное одним из ведущих направлений в подготовке детей к самостоятельной жизни является трудовое обучение и воспитание. Ведь только в процессе труда мы можем воспитывать такие качества, которые помогут ребенку в будущем вести самостоятельную трудовую жизнь.
В школе я при работе с детьми применяю различные виды трудовой деятельности. Внеурочные занятия трудом – одна из форм работы с детьми с ОВЗ, которая в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей.
Хозяйственно – бытовой труд. В силу своей каждодневности и системности является одной из активнейших форм, накопления детьми трудового опыта, трудовой культуры. Навыки самообслуживания и хозяйственно – бытовые навыки формируются в группах. Начиная с 1 класса, я приучаю ребенка к порядку. У каждого воспитанника есть свое место в шкафу, там все должно лежать если не в идеальном, то в разумно организованном порядке.Дети делят одежду на подгруппы: нижнее белье, кофты, брюки. И соответственно складывают их. Тоже самое можно сказать и о стирке. Носочки, трусики дети начинают стирать уже с начальной школы. Учатся соблюдать последовательность стирки, делят по цветам (темное, светлое). Большое внимание уделяю внешнему виду детей: приучаю их следить за чистотой школьной и повседневной одежды, вместе с воспитателем гладят одежу. Дети учатся самообслуживанию, самостоятельно выполняют влажные уборки (протирают свои тумбочки, наводят порядок в помещениях, осуществляют мелкий ремонт одежды, учатся накрывать столы, и убирать посуду после приема пищи. Содержание хозяйственно-бытовой подготовки включают дежурство в интернате, школе, столовой, но и беседы, чтение литературы, организации игр. С помощью этого вида труда с раннего возраста воспитывается опрятность, чистоплотность, аккуратность, привычка себя обслуживать.
:
Практика показывает, что многие выпускники коррекционных школ оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Наблюдается тенденция к частой смене работы, не всегда объективно – обоснованная неудовлетворённость заработком; имеют место трудности в установлении контакта с членами коллектива, отстранённость от участия в общественной жизни предприятия. Возникают проблемы в связи с неумением распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйства. У выпускников, живущих с родителями, наблюдаются иждивенческие настроения. Воспитанники коррекционной школы не подготовлены в достаточной мере к самостоятельному труду.
Модель выпускника школы-интерната исходя из современных взглядов на концепцию независимой жизни по отношению к лицам с ОВЗ, представляется как личность,которая:
способна жить в социуме, реализуя свои конституционные права;
ориентируется в своих правах и обязанностях; может реально использовать свои гражданские права,
имеет активную гражданскую позицию;
усвоила принятые формы социального поведения и соблюдает их, не допускает правовых нарушений;
готова к общению и совместной деятельности со здоровыми людьми;
понимает ценности культуры;
имеет сформированные навыки коммуникации;
готова, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме;
понимает важность здорового образа жизни, заботится о своем здоровье;
способна организовать свой быт и нести ответственность за будущую семью.
Большое место в жизни младших школьников продолжает занимать игровая деятельность. В процессе сюжетно-ролевой игры дети могут овладеть теми качествами личности, которые привлекают их в реальной жизни. Например, школьник, который плохо учится, берет себе роль отличника и старается, выполнив все игровые правила, полностью соответствовать роли. Такая ситуация будет способствовать усвоению младшим школьником требования, которые необходимо соблюдать, чтобы стать успевающим учеником. Самостоятельность проявляется и развивается в выборе и в развертывании сюжетов ролевых игр, в умении принимать решения в различных ситуациях, а также контролировать свои действия и поступки.
Выполнение домашних заданий является одной из основных форм самостоятельной учебной работы учащихся. В процессе выполнения домашних заданий осуществляется дальнейшее закрепление и совершенствование умений и навыков, приобретенных на уроке. Домашнее задание выполняется воспитанниками самостоятельно под контролем воспитателя. По своей значимости самоподготовка является вторым режимным моментом после учебной работы на уроке. Успешное проведение самоподготовки способствует решению одной из главных задач коррекционной школы – формированию у воспитанников умения самостоятельно трудиться. Немаловажное значение имеет и организация самоподготовки. Время выполнения домашних заданий должно быть твердо установлено. При ежедневных регулярных занятиях, начинающихся в одни и те же часы, у детей вырабатывается привычка к систематической, самостоятельной работе, что способствует формированию у них ответственности. С решением этой задачи связаны коррекционно-воспитательные цели и задачи самоподготовки:
1. Воспитание у детей добросовестного отношения к выполнению задания.
2. Формирование у воспитанников устойчивого желания самостоятельно трудиться, проявление у них чувства долга по отношению друг к другу, к коллективу группы к учителю и воспитателю.
3. Воспитание упорства, усердия, целеустремленности, воли и любви к учению.
4. Развитие у воспитанников активности и интереса к выполняемой работе.
5. Развитие у воспитанников чувства ответственности, формирования умения работать в коллективе.
Самоподготовка, по сути, является продолжением учебного процесса, однако значительно отличается от урока методикой организации и проведения. Задача воспитателя – закреплять у воспитанников знания, полученные на уроках, учить их работать самостоятельно.
В результате проведенной мной работы заметила, что дети стали более самостоятельными и активными в доведении работы до конца, понимают значение слова «самостоятельность», свободно оперируют этим понятием применительно к себе и сверстникам. Повысился уровень самоконтроля, более объективной стала оценка детьми своих возможностей. Подводя итог проделанной работы можно сказать, что такую черту личности ребёнка как самостоятельность необходимо развивать на протяжении всего периода нахождения ребенка в школе.
Я считаю себя творческим воспитателеми стараюсь жить и работать по принципу: «Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».
Источник