Развитие самостоятельности ребенка в школе

«Воспитание самостоятельности».

Одним из важнейших качеств, которые необходимо формировать и развивать с детства,  является самостоятельность.

Понятие самостоятельности в различных источниках трактуется по-разному.

В обобщённом варианте самостоятельность представляет собой волевое качество личности, которое  характеризуется инициативным, критическим, ответственным отношением к собственной деятельности, умением планировать эту деятельность, ставить перед собой задачи и искать пути их решения без посторонней помощи, опираясь при этом на имеющиеся в собственном опыте знания, умения и навыки.

Практика показывает, что у многих подростков самостоятельность не сформирована. И только когда дети становятся старше,  родители начинают задумываться, почему их ребёнок не самостоятелен.

Самостоятельность необходимо формировать по мере взросления ребёнка и на каждом возрастном этапе имеются свои особенности.

Развитие самостоятельности надо начинать с самого раннего детства на этапе подражания, когда ребёнок копирует все действия и образы взрослых. В семь-восемь месяцев, когда ребёнок уже начинает сидеть и ему дают первый прикорм, ему уже нужно давать в руки ложку. Конечно, на первых порах малыш не будет попадать ложкой в рот и будет пачкаться, но рано или поздно он научится это делать, и это будет его первый шаг к самостоятельности.

Уборка игрушек после игры тоже, важный этап в развитии самостоятельности ребёнка. Сначала вы показываете, как надо убирать, потом просите помощи ребёнка, а когда он запомнит, что и куда нужно класть, нужно ему доверять убирать игрушки самостоятельно.

Следующий этап формирования самостоятельности ребёнка – это определение его зон ответственности, в которых он будет вправе решать всё сам. Например, он может сам выбирать, в каком свитере ему идти в садик, в какой последовательности делать домашние задания. Быть может, его выбор не всегда будет лучшим, но, принимая решения вместо ребёнка и не давая ему возможности совершать свои ошибки, вы будете растить пассивного, несамостоятельного человека.

Ведущая деятельность дошкольников – это игра, поэтому можно превращать  рутинные действия по воспитанию самостоятельности в весёлые развлечения. В игре ребёнок освоит новые навыки и приобретёт хорошие привычки быстрее и проще, чем под прессом скучных для него родительских указаний. Можно устроить соревнования: кто быстрее уберёт посуду или оденется на прогулку, кто лучше подметёт и т.д.

Ребёнок не может делать всё так быстро и качественно, как нам бы хотелось. В повторяющихся изо дня в день ситуациях быть терпеливым очень сложно: взрослому гораздо легче сделать что-то самому, чем выдержать неумение и медлительность ребёнка. Однако заботясь о собственном комфорте или о том, чтобы сэкономить своё время и сохранить в доме порядок, вы рискуете отнять у ребёнка возможность самостоятельного обучения. Потребность делать что-то самому, оставшись нереализованной, быстро угасает. К младшему школьному возрасту ребёнку уже нравится, что за него всё делают взрослые, и воспитание самостоятельности уже будет происходить медленнее и с определённым сопротивлением.

К 7 годам к периоду поступления ребёнка в школу должны быть сформированы определенные навыки самообслуживания, самоорганизации и личной гигиены:

1. Приём пищи: умение правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом, убирать посуду после еды; приобрести начальные навыки культуры поведения за столом.

2. Овладение навыками раздевания и одевания: снимать и одевать обувь, завязывать и развязывать шнурки на обуви, аккуратно застегивать «молнию», одевать и снимать одежду (колготки, шорты, брюки, куртку, пальто, шапку, варежки);

3. Гигиена тела: мыть руки и лицо, вытирать их насухо полотенцем, правильно пользоваться мылом, зубной щеткой, расческой перед зеркалом, ухаживать за ногтями с помощью щетки, пользоваться носовым платком.

4. Гигиена быта: умение наводить и поддерживать порядок в своей комнате, приводить в порядок свои вещи (складывать одежду, вешать её на вешалку), соблюдать порядок в своём шкафу, полках, содержать обувь в чистоте; держать в порядке игрушки, книги.

В младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности является учебная деятельность.

Домашние задания – это первый вид деятельности в жизни ребёнка, за который он несёт полную ответственность, это первое отражение взрослой жизни.  Она развивает навыки самостоятельной работы, поисковую активность, умение контролировать время.

Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть – это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.

Безусловно, сначала детям необходима помощь родителей, поскольку в этом возрасте они ещё плохо умеют планировать свои дела.

Когда мы говорим, что школьник умеет самостоятельно выполнять домашние задания, то речь идёт о целом комплексе навыков.

Это означает, что ребёнок может:

– сориентироваться в объёме заданий, которые ему предстоит выполнять;

– спланировать очередность (порядок) действий: что он будет делать сначала, что потом и т.д.;

– распределить время (представить, сколько приблизительно времени займёт то или иное задание);

– понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания;

– применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи;

– представить себе алгоритм действий, который помогут ему в случае затруднения при выполнении задания.

Эти навыки довольно сложны для ученика начальной школы. Бесполезно требовать от ребёнка то, чего он не умеет делать, и поэтому столь частые призывы взрослых к самостоятельному выполнению домашних заданий, как правило, не находят отклика у детей. 

Некоторые родители твёрдо убеждены в необходимости предоставления ребёнку полной самостоятельности при подготовке домашних заданий, они лишь контролируют и оценивают конечный результат. Но если при этом ребёнок систематически сталкивается с трудностями, которые не может преодолеть он начинает воспринимать как непреодолимое препятствие саму ситуацию домашней работы. В результате выполнение уроков оттягивается как можно дольше, вплоть до сна, ребёнок также может утаивать часть домашних заданий от родителей (нет задания – нет проблемы).

Конечно, сначала необходимо научить ребёнка выполнять уроки, но для того, чтобы способствовать развитию самостоятельности в учебной деятельности, надо стремиться к тому, чтобы учебные задания постепенно ребёнок выполнял без посторонней помощи.

Можно сказать, что если младший школьник научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений, – это важный шаг на пути к самостоятельному поведению, важный для ребёнка опыт, который он может перенести в свою взрослую жизнь.

И наоборот, формирование привычки при малейшем затруднении обращаться за помощью может привести к возникновению у ребёнка ощущения неуверенности в себе («Сам я ничего не могу»). Он приучается надеяться на других, подрывается вера в свои силы.

Важно помнить: то, что сегодня ребёнок делает с помощью родителей, завтра он сможет выполнять сам, если делать дело с ним, а не за него. 

Читайте также:  Психологический комфорт на занятиях как условие развития личности ребенка

В младшем школьном возрасте влияние на развитие самостоятельности помимо учебной, оказывает трудовая деятельность. Особенностью этого возрастного периода является то, что ребёнок проявляется интерес в большей степени не к результату, а к процессу труда. Если младший школьник принимает участие в коллективной трудовой деятельности, у него развивается не только самостоятельность, но и ответственность за выполнение дела, порученного группе. Возросшая самостоятельность детей сказывается в их умении оценивать работу и поведение других людей.

Большое значение имеют чувства, связанные с успешно выполненной работой. Ребёнок испытывает радость, удовлетворение от того, что он что-то делает своими руками, что у него хорошо получается, что он оказывает помощь взрослым.

Большие возможности развития самостоятельности заложены в приучении ребёнка к выполнению домашних обязанностей.

Он может помогать по хозяйству, например, накрыть на стол, полить цветы, вынести мусор, помогать с младшими детьми, ухаживать за домашними животными и т.д. У ребёнка должны быть свои постоянные обязанности по дому.

 Занятия спортом тоже способствуют воспитанию самостоятельности.

Основные условия развития самостоятельности ребенка.

1. Идти навстречу любой потребности ребёнка сделать что-то самостоятельно. Главное здесь – справиться с собой. Удержаться от вмешательства нелегко, ещё сложнее – создать ребёнку условия для деятельности.

2. Не делать за него то, что он может сделать сам. Выясните, что обычно умеют дети в определенном возрасте, и ориентируйтесь на более высокие результаты. Важно не занижать планку искусственно: а вдруг ваш ребёнок развивается более интенсивно?

3. Помочь ребёнку научиться выбирать.  Просить совета у ребёнка. Старайтесь предоставлять ребёнку право выбора, особенно в мелочах. Привыкнув выбирать в относительно безопасных ситуациях, ребёнок постепенно научится принимать более серьёзные решения. Даже маленький ребёнок сможет подсказать вам, в какую вазу поставить цветы или какое полотенце предложить гостям. В этой ситуации важно его участие и готовность отвечать за совместно сделанный выбор. Чем чаще вы будете просить совета у ребёнка, тем лучше.

4. Соблюдать договорённости, держать слово. Позвольте ребёнку самому назначить время возвращения с прогулки, уборки игрушек и т. д. Важно объяснить, что назначенное время должно соблюдаться неукоснительно. При этом важно помнить, что сын или дочь вряд ли поймёт, почему нельзя нарушать данное слово, если вы сами не всегда сдерживаете обещания.

5. Учить завершать начатое дело. Если ребёнок с детства не привык класть вещи на место, убирать за собой, доедать еду, которую сам положил себе в тарелку, то, став старше, он с большой долей вероятности будет небрежно относиться и к урокам, и к своим обязанностям по дому, и к чужому труду. То, как ребёнок преодолевает своё нежелание доделывать что-либо, как правило, и становится моделью отношения к проблемам в будущем. 

6. Хвалить за проявление самостоятельности. Старайтесь замечать даже незначительные успехи.

Если родители целенаправленно не занимались воспитанием самостоятельности, то в подростковом возрасте они столкнуться с множеством проблем, дети сами начнут её проявлять, как правило, в негативных вариантах, особенно часто это происходит при жёстком воспитании, когда все решения принимались за ребёнка, совсем не считаясь с его мнением.

 Каковы же этапы развития самостоятельности в подростковом возрасте?

1 этап  

5 класс – «Нужна ли мне самостоятельность?»

Становится непослушным и негативным: 

– сопротивляется проявлению заботы о нём и контролю; 

– преобладают детские желания и поступки.

Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно:

– терпеливо проявлять внимание, участие; 

– акцентировать внимание на положительных качествах; 

– осуществлять поддержку; 

– повышать уверенность в себе; 

– обсуждать начало взросления.

2-й этап

 6-7 классы – «Требую самостоятельности, хотя не знаю что это такое»

Борется за свою независимость: 

– закрывается в комнате, развешивает постеры; 

– настаивает на правах, игнорирует обязанности; 

– часто не следит за своей речью, может обидеть. 

Для успешного прохождения и оптимизации развития: 

– обсуждать необходимость равновесия прав и обязанностей 
(количество прав равно количеству обязанностей);

– сохранять спокойствие при эмоциональных вспышках подростка; 

– прощать и отделять реальные чувства от слов; 

– осуществлять поддержку.

3-й этап

8-9 классы – «Пробую быть самостоятельным, хотя не очень умею»

Есть своё мнение, не всегда верное: считает именно своё мнение истинно верным; не считается с мнением родителей; поступает так, как хочет; есть стремление попробовать всё, что делают его сверстники и взрослые (покурить и т.д.); считает, что он всё может и с ним ничего не может случиться 
(не заботится о безопасности).

  Для успешного прохождения и оптимизации развития:

– аргументировать запреты;

– обсуждать: если ты поступишь так, то какие будут последствия;

– считаться с мнением подростка (иначе он не будет считаться с вашим); 

– не считать свою позицию на 100% правильной; 

– поддерживать его, хвалить (возможно, иногда не совсем заслуженно, для повышения уверенности в себе); 

– не ругать его друзей или тех, с кем он встречается (бесполезно, вызовет только отрицание и негатив);

– в спорах пытаться договориться.

4-й этап

9-11 классы – «Проявляю самостоятельность»

Прислушиваются к мнению родителей: сами просят советов; понимают свои реальные возможности; пытаются сами договориться; воспринимают какие-то черты, качества родителей как пример для подражания; действуют самостоятельно; переносят самостоятельность из семьи на профессиональную деятельность (учёба, работа);

Для успешного прохождения и оптимизации развития: 

– поддержать подростка в его начинаниях, завышать оценку его успехов (для мотивирования его к действиям, к ещё большим успехам); 

– предоставить ему право брать на себя ответственность за свои поступки, за свою жизнь; 

– минимизировать контроль;

– быть внимательным к просьбам, самостоятельным решениям. 

Все решения лучше принимать на семейном совете, так подросток может безбоязненно высказать своё мнение, можно аргументировать, почему вы против его решения, чего вы опасаетесь. Можно совместно с подростком выработать приемлемый именно для вашей семьи круг решений:

1. Которые подросток может принимать самостоятельно.

2. Которые будете принимать совместно.

3. Которые будут принимать только родители.

Подводя итог, можно сказать, что самостоятельность ребёнка нужно развивать во всех сферах его жизни.

Привить самостоятельность ребёнку можно только благодаря слаженным действиям всех членов семьи. Система требований должна быть понятна ребёнку и не должна зависеть от вашего настроения. «Сегодня я очень устала, поэтому у меня нет сил ждать, пока ты разденешься, давай я раздену тебя сама» – такой метод приучит ребенка к манипулированию взрослыми.

Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека над ребёнком или наоборот полное устранение от поддержки его действий.

Самостоятельность учащегося – залог его успешного обучения в средней школе. Именно от того, как будут заложены основы самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит развитие этого важного качества в дальнейшем. Учебная самостоятельность школьника является одной из сторон его личностного развития, способностью расширять свои знания и умения по собственной инициативе.

Читайте также:  Игры для развития мозга ребенка 8 лет

Чем больше ребёнок умеет, тем увереннее он себя чувствует. Снимая с ребёнка часть нагрузки, вы тем самым лишаете его возможности стать взрослее, обрести уверенность в своих силах.

Цель родителей – заинтересовать ребёнка в ответственном поведении. Чтобы воспитание самостоятельности давалось ребёнку легче, не забывайте хвалить его каждый раз, когда он этого достоин.

Многие родители все решения принимают за детей, тем самым, ограничивают их свободу и не позволяют развиваться самостоятельности.

В любом возрасте важно разумно поощрять детскую самостоятельность, развивать необходимые навыки и умения. Ограничение самостоятельной деятельности ребёнка приводит к подавлению личности, вызывает негативные реакции.

Очень важно уделять особое внимание развитию этого качества. Невозможно воспитывать самостоятельность не предоставляя ее.

Источник

Развитие самостоятельности

у детей

                                                Воспитатель группы продленного дня

                                                Марченко Евгения Николаевна

        Темп нашей жизни настолько  напряжен, что нам взрослым, почти всегда легче, что-то сделать самим, чем ждать, пока с этим  справится ребенок.

        Мы продолжаем завязывать шапку, застегивать пуговицы, переобувать ребенка, выполняя за подросшего малыша все то, что он сам должен уметь! Ведь мы вечно опаздываем!

        При такой жизни не научиться самостоятельности. Он привыкает к тому, что ему все на ухо подсказывают, каждым маленьким шажком руководят. А в школе надо самому слушать, что говорит учитель и другие ребята, замечать, что происходит, запоминать, успевать.

        Есть пути и способы, как помочь ребенку-школьнику стать активным и самостоятельным.

        Способ пошагового, поэлементного руководства деятельностью ребенка (называется гиперопекой) формируется очень рано. Наши дети — младшие школьники подчас не умеют того, что кажется не относящимся к школе — но только на первый взгляд. Они не умеют быстро одеваться, есть, не задерживая других, самостоятельно занимать себя, добиваться поставленных перед собой целей, пусть в игре, но целей, выполнять простейшие домашние дела. Все это результат нашей вечной спешки, невозможности сосредоточиться на процессе повседневной жизни, как на чем-то достойном внимания.

        Решение этой проблемы должно осуществляться на протяжении всей жизни ребенка.

        То, чего не хватает ребенку, чтобы стать самостоятельным и в меру возраста ответственным человеком, называется, произвольностью. Пока ребенок  совсем маленький, его поведение, а также технические процессы — внимание, память, мышление и другие — регулируются на непроизвольном уровне. Он смотрит на то, слушает то, делает то, что ему непосредственно, непроизвольно интересно.

        А обучение в школе требует уже сложившейся произвольности. Ребенок должен спокойно сидеть на уроке, слушать, запоминать и выполнять то, что ему говорят.

        Как же помочь ребенку научиться произвольно регулировать свою деятельность и поведение? Путь развития произвольной регуляции деятельности — единственный реальный путь — это развернутая и полная реализация возможностей и потребностей ребенка на уровне непроизвольной регуляции. Если ребенок увлечен каким-то непосредственно интересным делом, то для того, чтобы его завершить, он согласен и немного постараться. Он сам ставит себе цель и ему нужно ее достичь. (например раскраска)

        Цель должно быть посильной для ребенка, доступной, исходя из его возраста, темперамента (терпеливый, не очень), сегодняшнего состояния и настроения.

        Демократизация и гуманизация воспитательного процесса определенным способом связана с развитием самостоятельности у детей и подростков. Современное общество нуждается в людях, способных к самостоятельным суждениям и оценкам, поступкам и действиям. В способности и возможности проявить самостоятельность выражаются потребности ребенка.

        Психологи считают, что потребность в самостоятельности присуща детям с раннего возраста. По их мнению фраза «я сам» означает начало становления личности. В. А. Сухомлинский, развивая эту идею в педагогике считал, что гражданин рождается в ребенке в те моменты, когда маленький человечек хочет выразить себя, свое «я». сочетание потребностей общества и личности является одним из показателей демократизации и гуманизации образовательного процесса в целом.

        Поскольку все поступки, действия существуют либо как самостоятельные, либо как подражательные, то самостоятельность можно определить как качественную сторону волевой, мыслительной и практической деятельности опосредованной жизненным опытом ребенка.

        Самостоятельность не рождается сам по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа. Младший школьный возраст — особый самоценный период, в котором развиваются важнейшие качества личности, позволяющая детям шагнуть в подростковую  жизнь и дальше. Чтобы достичь этого, необходимо педагогически грамотно выстроить «технологию» процесса воспитания.

        Начинать  следует с диагностики, с учета возрастных особенностей и возможностей детей данного возраста. Недаром еще К.Д.Ушинский говорил, что если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна сначала узнать его во всех отношениях.

        У детей младшего школьного возраста способность к подражательности. С одной стороны, свойственная им подражательность помогает детям усвоить пример, образец поведения, с другой — сдерживает их самостоятельность, сковывает ребенка, как бы возвращает к усвоенному образцу, ориентирует на него. Нередко младший школьник хочет стать самостоятельным, но недостаточно развитая воля, импульсивность, склонность действовать под влиянием различных побуждений, эмоций не позволяют выполнить задуманное и желаемое. Не меньшее значение имеют и  индивидуальные особенности ребенка, которые, в свою очередь, активизируют или тормозят, затрудняют проявление его самостоятельности. Так, неуверенность в своих силах и возможностях сдерживает самостоятельность, а напротив, смелость и решительность помогают безбоязненно высказывать свое мнение, браться за новое дело и т.д.

        Самостоятельность  – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.

        А как понимают что такое «сам» младшие школьники?

        Сам — это когда дети делают все без взрослых, одни, когда никто не заставляет, не командует, не руководит, не подсказывает.

        Самостоятельно значит «захотел и сделал», «как придумал так и будет». Как видим , суть понятия дети улавливают довольно точно. У малышей 6-8 лет уже есть определенный опыт самостоятельных действий. Рассматривая детские рисунки на темы «Что я умею сам», «Мы делаем сами», обратим внимание на пояснение к ним: «Мы можем сами делать уроки, убрать класс, полить цветы». «Я сам встаю, убираю постель, умываюсь, мне даже никто не говорит об этом», «А я прихожу из школы, сама ем, делаю уроки, иду гулять, жду маму». «Я сам хожу в магазин, выношу мусор», «Я сама могу сварить картошку», «Я  хожу за братом в детский сад один, без взрослых».

        Анализ наблюдения за детьми убеждает, что самостоятельность имеет у них относительно ограниченный характер. К примеру, готовя домашнее задание, большинство ребят в случаях затруднения охотно, без колебаний спешат за помощью к воспитателю, родителям. Выполняя обязанности по дому, поручения педагога, дети строго следуют, полученной установке и не выходят за ее границы.

Читайте также:  Ребенок 4 месяца психическое развитие

        Самостоятельность младших школьников проявляется в само-обслуживании, в домашних заботах, в приготовлении уроков. Дела общественного звучания, коллективные — в круг их самостоятельных действий почти не входят.

        В чем причина такого явления?

        Конечно, существенную роль играют психологические и возрастные возможности детей. Психика младших школьников отличается неустойчивостью и противоречивостью. Они с готовностью берутся за дело, но недостаточное развитие воли ведет к импульсивности, склонности действовать под влиянием случайных побуждений. Поэтому дети не всегда могут выполнить  задуманное. Им недостает настойчивости в достижении цели, в преодолении трудностей. Среди малышей редко кто не хочет иметь поручение, но, получив его, многие быстро утрачивают к нему интерес.

        Бесспорно, подобные проявления тормозят развитие самостоятельности детей. Но видеть только это — значит недооценивать самоценность данного периода, не считаться с тем, что именно на этом этапе могут развиваться, а могут и увянуть, не развившись, важнейшие качества личности. Одновременно с тем, что ограничивает развитие самостоятельности, существует и то что ею движет.

        Детей отличает огромный заряд активности. Их огорчает отсутствие дела, определенной роли в общественной жизни, конкретного поручения. Их обуревает жажда деятельности. Они открыты для общения, охотно подражают не только взрослым, но и популярным сверстникам, героям любимых книг, фильмов.

        Развитие самостоятельности у детей — процесс сложный, порой противоречивый. Тем не менее можно говорить об определенной его логике, выделить основные этапы.

        Первый этап. Дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (этап подражания).

        Второй этап. Ребята в состоянии выполнить  самостоятельно части работы, находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самостоятельности).

        Третий этап. Младшие школьники выполняют определенную работу, самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в любимых, наиболее знакомых видах деятельности (этап более полной самостоятельности).

        Конечно, в известном смысле выделение этих этапов условно, между ними нет непроходимой стены: бывает, что подражая старшему, ребенок вдруг проявляет собственное творчество. Но тем не менее взрослому важно иметь представление об этих этапах как об ориентирах, которые помогают обеспечивать продвижение ребят, их развитие.

        Этап подражательной самостоятельности у малышей помогает сформировать определенный фундамент способов действий, без чего затруднителен переход к более автономному поведению и деятельности. Очень важно, чтобы этот этап младшие школьники прошли вместе со старшими ребятами. Именно в совместных делах и возникает тот опыт, который становится для младших «строительным материалом», необходимым для развития самостоятельного поведения и деятельности. В совместной со старшими деятельности дети видят образцы, раскрывающие способы организации совместной работы, распределение обязанностей, формы контроля, разрешения конфликтов, поощрения за успех, поддержки тех, кому трудно.

        Образец, носителем которого является старший товарищ, по своему содержанию и форме более доступен младшему школьнику для понимания и освоения, чем тот, который может дать ему взрослый. Детям доставляет радость общение со старшими ребятами, совместное движение к цели.

        Совместными усилиями можно подготовить и провести концерты для учителей, родителей, дома престарелых и инвалидов.

        Можно шефствовать над детским садом, подготовить подарки, провести игры и спортивные соревнования, экскурсии и походы. Для совместных усилий младших и старших подходят дела, имеющие четко определенную цель, полезную для других и заманчивую для ребят, с ярко выраженной практической направленностью. Такие дела дают выход активности маленьких и старших, позволяют всем детям попробовать свои силы и в то же время посильны для тех и других.

        Важно, чтобы старшие имели определенный опыт такой деятельности и могли бы дать образцы для подражания.         

        Постепенно ребят необходимо привлекать и к обсуждению замысла проведения предстоящего дела. Пусть они пробуют высказывать свои мнения, предлагают, что и как делать, как распределить силы.

        Для организации совместных дел лучше всего создавать микроколлективы, включающие больших и маленьких — это бригады, отряды, экипажи, команды.

        Особую значимость  для младших школьников имеет подведение итогов работы. Важно объяснить им, что было и что стало после их труда, чтобы они осознали конкретные результаты своей работы. Следует отметить всех, особо проявивших себя. Удовлетворение, радость от хорошо выполненного задания вызовут желание трудиться еще. При оценке общего труда лучше начать с того, что удалось, что было хорошего. Ребятам можно предложить ответить на вопросы: «Все ли у них получилось?», «Что вам понравилось?», «Что не понравилось?», «Что бы вы могли сделать лучше?».

        При обсуждении результатов важно показать малышам, что результаты совместных усилий зависят не только от умения, но и от отношения между участниками: если ребята помогают друг другу, не ссорятся, проявляют доброжелательность, то работа идет веселее, да и результат заметнее.

        Сначала младшие ребята ориентируются на оценки старших товарищей, повторяют их, чтобы побудить их к большей самостоятельности. Целесообразно использовать цветовые знаки — светофорчики.

        Зеленый знак означает «так держать», желтый – «хорошо, но кое-что не так», красный – «стоп, дело надо поправлять». Использование игрового элемента помогает ребятам действовать самостоятельно на доступном для них уровне.

        Поначалу частичные, ограниченные проявления самостоятельности нравятся малышам, делают их более уверенными, раскованными. Поэтому взрослым важно закрепить эти приобретения, обогатить их содержание, расширить границы проявления.

        Важный резерв опыта — игра. Она занимает особое место в жизни младших школьников. Так как к ней они не утратили интерес, она дает возможность выхода эмоциональным проявлениям, богата коллективными действиями. В играх дети сами ставят цель, находят средства, распределяют роли (по очереди, с помощью считалок) следят за их выполнением, соблюдением правил игры. В играх быстро раскрываются лидеры, которые сами захватывают роли или оказываются выбранными. Именно в игре дети вступают в такие отношения, которые в реальной жизни бывают им недоступны: взаимного контроля, взаимной помощи. Поэтому игровой опыт составляет реальную основу для формирования самостоятельности. В игре, естественно, проявляется разный уровень самостоятельности и творчества ребят. В ней всегда присутствует репродукция, повторение, но непременно есть и элементы творческой самостоятельности. Правильно оценивая игру, воспитатель видит в ней способ развития самостоятельности ребят. По мере того как дети накапливают опыт самостоятельных действий, важно расширять границы того, что им доверено. В их жизни необходимо активнее вводить выбор. Дети должны иметь возможность выбирать содержание занятий в клубах, творческих мастерских, создавать по своему усмотрению варианты символики и атрибутики: эмблемы, головные уборы, которые отражают особенности содержания их деятельности в данный момент.

        Каждому ребенку необходимо упражняться в выборе: попробовал себя в одном деле, выбери другое, реши как будешь действовать — один или с товарищами, самостоятельно или с помощью старшего, учителя.

        Литература

        «Подготовка детей к школе»

        Ассоциация «Профессиональное образование»

Источник