Развитие самостоятельности ребенка в семье

Самостоятельность ребенка напрямую связана с независимостью и свободой выбора, что придется признать и принять его родителям. Если вы хотите воспитать в сыне или дочери самостоятельность, будьте готовы столкнуться с решениями, которые они начнут принимать лично. Именно поэтому к таким переменам в жизни вашей семьи нужно ответственно подготовиться.

Когда мы были маленькими, мир за окном не казался таким враждебным. Детей оставляли играть во дворе в компании сверстников, спокойно отпускали одних в школу и на секции, отправляли в магазин за молоком и хлебом. В современных реалиях самостоятельность прививают другими способами. Главное – не упустить момент и не взрастить в малыше инфантильность, нерешительность и тревожность.

Да, вам будет страшно, ведь «он еще совсем кроха, у него мало знаний и опыта, без контроля взрослых он не обойдется». Ваши опасения имеют основания, поэтому у самостоятельности, которой вы хотите наградить ребенка, должны быть четкие рамки. Подчините свободу принятия решений правилам – и все будет хорошо.

Для чего ребенку самостоятельность?

Несамостоятельность равна зависимости. Дети, которых постоянно опекают, берегут и балуют взрослые, как правило, имеют заниженную самооценку. Они эгоистичны и не уверены в себе, что часто скрывается за агрессией, подхалимством или грубостью. Но случись что серьезное, они тут же побегут к взрослым, потому что внутри застенчивы, слабы духом, не приспособлены кжизни.

Дайте ребенку шанс научиться преодолевать трудности и выстраивать нормальные отношения с окружающими людьми, чтобы он:

  • Обрел здоровую самооценку.
  • Был активным и любознательным, нашел цель в жизни.
  • Чувствовал себя нужным. Осознавал, что ему доверяют.
  • Мог сам спланировать свой день.
  • Терпеливо и спокойно занимался делом, которое ему нравится.
  • Брал на себя допустимую для его возраста ответственность.
  • Преодолевал препятствия, не теряя силу духа.
  • Умел постоять за себя и говорить «нет».
  • Активно участвовал в социальной жизни, имел друзей.
  • Всерьез воспринимал других людей, равно как и его воспринимают всерьез.
  • Чувствовал себя свободным, довольным и счастливым.

ВАЖНО: Позволить ребенку быть самостоятельным – не значит позволить ему творить все, что вздумается. Детская самостоятельность – это необходимость и способность делать все, что можно и нужно в раннем возрасте, без помощи родителей.

Что мешает ребенку расти самостоятельным

Ваш ребенок – личность. Да, вчера вы кормили его с ложечки и меняли подгузники, но он все равно отдельный от вас человек, у которого есть возможность вырасти успешным или переложить всю ответственность за свою жизнь на вас.

Если вам больше нравится первый вариант, позвольте крохе уже с 1 года обрести самостоятельность, соответствующую его возрасту. Пусть исследует мир и пробует свои силы, а вы наберитесь терпения, забыв о том, что:

  • Вам некогда. Разумеется, одеть ребенка, собрать его игрушки по всей квартире, накормить или взять на руки, потому что он еле тащится по улице, исследуя каждый камешек, быстрее и проще. Но вам придется принимать условия игры. Если хотите воспитать самостоятельного ребенка, вот вам совет психологов: дайте ему столько времени, сколько потребуется на завязывание шнурков,уборку, питание, передвижение и т.д.
  • Это опасно. Падающие предметы, углы, разбивающиеся вазы – даже дома малыша подстерегает множество рисков. Ваша задача – обеспечить ему безопасную среду для реализации потребности в изучении всего подряд и снабдить необходимыми знаниями. Например: «Включенный в розетку утюг сильно нагревается и обжигает. Потрогай его сейчас, пока он теплый. Чувствуешь? Чтобы не получить ожог, никогда не трогай включенный утюг!». Личный опыт фиксируется в детской голове лучше, чем теоретические знания.
  • Он еще маленький. В любом возрасте ребенок сталкивается с проблемами, с которыми может справиться самостоятельно, наблюдая за последствиями своих действий и делая выводы. Покажите ему, куда ставить кроссовки после прогулки. У него получилось это один раз под вашим присмотром? Теперь он должен постоянно выполнять это действие без каких-либо отговорок. Сам.

Как помочь ребенку стать самостоятельным, сохранив с ним гармоничные отношения

  • Уберите тревожность. Большую часть действий ребенок от двух лет совершает самостоятельно. Вы можете следить за каждым его шагом, но спешить к нему на помощь стоит только тогда, когда это действительно необходимо. Но и тут нужно задать предварительный вопрос: «Тебе нужна помощь?».
  • Не «негативьте». «Не беги быстро, упадешь». «Не ходи туда, а то злой дядя тебя заберет». «Сейчас порежешься». «Сейчас уколешься». «Ноги хочешь переломать?». Вы все делаете правильно, если хотите, чтобы ваш ребенок боялся всего на свете и прижимался к вашей юбке. Кстати, такие программы срабатывают мгновенно: ребенок бежит по дорожке и понятия не имеет, что может упасть. Но мама кричит: «Осторожно!». И вот уже малыш летит носом в асфальт.
  • Стимулируйте самостоятельность. При желании за ребенка можно даже играть и разговаривать. Этим вы лишаете его стимула к развитию. Поощряйте желание одеваться, есть, листать книгу, строить пирамидки и т.д.
  • Создайте атмосферу стабильности и безопасности. Дети моментально впитывают негатив и становятся маленькими параноиками, если их родители не соблюдают режим дня, негативно высказываются о мире, сами чего-то постоянно боятся. Окружите малыша добром, показывайте новые возможности, делайте его жизнь интересной.
  • Исключите шаблоны и стереотипы. Взрослый человек – это набор готовых сценариев, система ценностей и установок, полученных с личным опытом. Вы неосознанно передаете их ребенку, но вместо того, чтобы облегчить ему жизнь, они ограничивают его мышление. Процесс воспитания – это взаимный обмен. Вы учите малыша, а он учит вас. Подключите творчество, откройте разум, будьте готовы принимать его мысли, рассуждения и умозаключения.

Любите, общайтесь, доверяйте, помогайте развиваться – и ваши дети вырастут благополучными, понимающими, цельными личностями.

Читайте также:  Как правильно написать выписку из истории развития ребенка

А ваш ребенок самостоятельный?

Источник

Семья как фактор формирования самостоятельности у детей

Чувство любви не может стать чрезмерным, если оно вполне зрелое, и не связано с какими-то особыми условиями и ожиданиями. Однако, не все, что делается «во имя любви» к ребенку, в действительности идет ему на пользу и во благо.

Незаменимым, самым важным внешним фактором в жизни ребенка является семья. Она оказывает влияние на все процессы развития ребенка больше, чем любой другой человек или какие-то внешние обстоятельства. Некоторые семьи пытаются подчинять свою жизнь интересам ребенка. Многие родители связывают все свои надежды, мечты, желания и жизненные амбиции со своими юными чадами. Результатом всего становится стремление к чрезмерной заботе о молодом поколении. Взрослые, стремящиеся оградить свое дитя от любой опасности, готовы впасть в панику при малейшей угрозе. Но страдают от этого не только они, жертвами часто становятся их дети.

У ребенка, поставленного в такие условия, обычно возникает полная зависимость от родителей, что ведет к тяжелым последствиям. Чаще всего ребенок серьезно отстает от «графика» подготовки к окончательному переходу к жизни взрослого человека.

В десятилетнем возрасте такой ребенок не в состоянии заставить себя что-либо сделать, т.к. он не приобрел опыта в преодолении трудностей. Он не знает, что значит делиться с другими, и привык думать только о себе. Он обнаруживает, что ему трудно самому принимать решения или как-то контролировать свое поведение. Через несколько лет он попадет в мир сложных проблем подросткового периода, оставаясь совершенно неподготовленным к той самостоятельности и ответственности, которые предоставляет ему этот возраст.

Подготовить ребенка к умению самостоятельно справляться с обязанностями и правилами, можно только при условии, что эту подготовку родители начали с самого раннего детства. Конечно, не надо заставлять ребенка делать все так, как это делал бы взрослый. Необходимо поощрять детей в соответствии с их возрастом, формируя тот уровень самостоятельности и широкого круга обязанностей, которые находятся в пределах его возможностей. Например, вскоре после рождения ребенка мать может начинать перекладывать некоторые обязанности со своих плеч на младенца. Например, он постепенно приучается спать в течение всей ночи, самостоятельно держать бутылочку с молоком, дотягиваться до тех вещей, которые ему разрешено брать. Позже его приучают пользоваться горшком, он учится говорить и ходить. Постепенно, по мере того как ребенок овладевает все новыми навыками и умениями, его мать освобождается от соответствующих забот, по его обслуживанию.

С каждым годом ребенок может получать все больше возможностей самому принимать решение по самому широкому кругу вопросов. На него возлагаются повседневные жизненные обязанности, с которыми он в состоянии справиться. Например, в семилетнем возрасте ребенок может уже сам выбирать себе одежду на текущий день, он обязан держать в порядке свою комнату и каждое утро убирать постель. Ребенку в возрасте девяти-десяти лет можно предоставить больше свободы, например, в выборе программы телевидения (в пределах разумного). Необходимо все время думать о различном, упорядоченном переходе ребенка к состоянию самостоятельности и ответственности. Для этого надо готовить ребенка постепенно, год за годом, вплоть до возраста полной независимости, который наступает в свое время.

Читайте также:  Возрастные особенности развития организма ребенка дошкольного возраста

Лучшим временем для начала подготовки ребенка к вступлению во взрослую жизнь является период, когда он только начинает ходить, пытаясь освободиться от чьей-либо зависимости. Реншоу писал: «Когда ребенок пытается, есть сам, то он создаст больше грязи и беспорядка; когда он стремится одеваться сам, то это занимает больше времени и получается не очень аккуратно; когда он сам причесывается, то его волосы лежат в беспорядке. Но если не дать малышу возможности пытаться все это сделать самому, пусть сквозь слезы и неудачи, и будет все делать за него сама мама, то в результате формирование самостоятельности ребенка к независимому поведению будет откладываться на будущее»

Родителям тоже необходимо учиться обретать свободу от ребенка так, чтобы он мог обрести свободу от родителей, т.е., если отец и мать не обретут свободу от своего ребенка, в противном случае он может навсегда остаться зависимым от родителей. Бывают ситуации, когда мы должны давать детям возможность вступить в борьбу. Они не могут расти, не испытав чувства риска и опасности. Когда малыш учится ходить, он не может не падать. Когда он становится учащимся, то в той или иной мере сталкивается с определенными трудностями в учебе, которые приходится ему решать самостоятельно.

В этой связи нужно сказать, что в современной дидактике под самостоятельностью как важным личностным качеством понимают систему навыков сознательной самоорганизации; в качестве самостоятельной деятельности рассматривают деятельность ребенка, которую он совершает без помощи и указаний преподавателя, руководствуясь только сформированными ранее представлениями о порядке и правильности выполнения действий и операций; под самостоятельной работой понимают вид трудовой деятельности, способствующей наряду с усвоением информации формированию у ребенка самостоятельности, – труда, готовящего к самостоятельной деятельности, а также самоорганизованности, самоконтролю и других личностных качеств.

В проблеме самостоятельности надо различать две грани: способность ребенка обходиться своими силами, без посторонней помощи и инициативность в поиске нужной помощи. Соответственно можно выделить две грани несамостоятельности: беспомощность и безынициативность. Беспомощность ребенка связана по преимуществу с неосвоенностью содержания, средств и способов той или иной деятельности. Развитие самостоятельности по этой линии носит характер постепенного накопления детской умелости и столь же постепенного уменьшения дозы помощи, в которой нуждается ребенок. Безынициативность-другая грань несамостоятельности – связано по преимуществу с невладением формой сотрудничества, с неспособностью восполнить собственную неумелость, некомпетентность с помощью других людей. В становлении этой стороны самостоятельности не наблюдается постепенного количественного нарастания умелости. Инициативность возникает «скачком». Детские вопросы, знаменующие начало познавательной инициативы – это своеобразный речевой «взрыв». Так же остро прорывается знаменитое «Я сам» – отказ от помощи, прямое требование самостоятельности.

Эльконин Д.Б. считает, что путь к самостоятельности изломан, тернист, временами почти непроходим, а движутся по нему рывками, скачками, падая, расшибаясь и отступая назад, вовсе не из-за того, что жизнь наша несовершенна, а мы сами недовыполняем своего взрослого предназначения – быть вожатыми, проводниками ребенка на пути к взрослости, самостоятельной жизни. Речь идет не о злонамеренных или нерадивых родителях и учителях, не об исключениях и ошибках во взаимоотношениях ребенка и взрослого, а о психологических законах, о природе этих отношений. А природа эта не добра и не зла, она естественна.

Без взрослого нормальное психическое развитие ребенка просто невозможно, без взрослого ребенок никогда не станет самостоятельным человеком. Взрослый открывает ребенку путь к независимости, инициативе, и он же ставит на этом пути границы и преграды. Папа научил сына читать и тут же вынимает из его руки книжку: «Рано!». В любом возрасте: взрослый направляет, побуждает, учит ребенка самостоятельности, но он же эту самостоятельность ограничивает. Это ограничение необходимо, иначе самостоятельность выродится в своеволие, инициативность – в озорство, способность обходиться своими силами – в самонадеянность, самоуправление – в самоупорство. Это естественный, правильный, вытекающий из природы отношений детей и взрослых факт: взрослый обязан ограничивать детскую самостоятельность, ставить ей пределы своими «надо» и «нельзя», а иначе душевное и физическое благополучие ребенка будет под угрозой.

Читайте также:  Центр развития ребенка 7 бор

Формируя у детей самостоятельность, необходимо обратить внимание на три группы мотивов, которые являются определяющими.

  1. Социальные мотивы. Они могут включать показ необходимости осознания учащимися жизненных потребностей в приобретении знаний высокого качества, понимания общественной значимости хорошей подготовки и т.п. Усиливать мотивы этой группы родители могут путем превращения их из понимаемых в действенные за счет показа прикладного характера усваиваемой информации.

  2. Мотивы, направленные на развитие познавательных интересов к предмету и науке, которую он представляет. Усилить эти мотивы можно, формируя у детей знания о процессе познания.

  3. Реакция ребенка на ряд внешних факторов, организующих деятельность. Для усиления этой группы мотивов родители должны стараться показать детям престижность их хорошей работы.

Позвольте обозначить шесть основополагающих принципов, которые позволят последовательно, корректно выполнять работу по формированию самостоятельности у детей.

Первый принцип. Определите границы дозволенного, самый важный этап в процессе приучения детей к самостоятельности сводится к установлению разумных требований и ограничений. Ребенок должен знать, в чем заключается приемлемое или недопустимое в его деятельности, и только тогда от него можно требовать ответственности за соблюдение конкретных правил. Выполнение этого предварительного условия исключит возникновение сильнейшего чувства несправедливости, которое дети испытывают, когда их наказывают морально или за какой-нибудь случайный проступок. Если правила ограничения не определены, то наводить порядок в жизни ребенка нельзя!

Второй принцип. Когда дети открыто, бросают вызов неповиновения, отвечайте на него решительно и уверенно. Если ребенок понимает, что от него ждут, он должен нести ответственность за свою деятельность.

Третий принцип. Следует различать границы между сознательным неповиновением и ребяческой безответственностью. Ребенка нельзя наказывать, если его действия являются проявлением сознательного неповиновения, например, когда забывает покормить собаку или убрать свою постель, не вынесет мусор или оставит что-нибудь на улице под дождем. Помните: подобные действия типичны для детского возраста. Скорее всего, в таких ситуациях незрелый ум стремится изолировать себя от давления, оказываемого на него взрослыми, от их забот и проблем. Необходимо проявлять мягкость по отношению к ребенку, когда вы учите его лучше справляться с делами и своими обязанностями. Если он не реагирует на наставления, высказанные в спокойном тоне, то можно прибегнуть к использованию хорошо известных, опробованных мер воздействия, например, повзрослевшему ребенку можно поставить требование заработать деньги, чтобы компенсировать стоимость потерянной или сломанной им вещи, запретить пользоваться предметами, которые он портит, и.т.д.

Четвертый принцип. Утешение и наставление ребенка должно проходить после того, как столкновение закончилось. Когда закончится конфликт, во время которого родители продемонстрировали свое право на лидерство (особенно, если все закончилось слезами ребенка), у детей младшего возраста (от двух до семи лет, а, возможно и старше) может возникнуть потребность в утешении, в желании почувствовать, что их любят. Пользуясь всеми доступными средствами, пойдите на встречу и дайте им желанное утешение. Прижмите ребенка к себе и скажите, как вы его любите. Покачайте его немного и постарайтесь еще раз объяснить ему, за что он был наказан, что ему нужно было сделать, чтобы подобная неприятность больше не повторялась. Во время таких разговоров на фоне проявлений любви и заботы закладывается и строится здание любви, верности и семейного единства.

Пятый принцип. Избегайте требований, которые невозможно выполнить. Нужно быть абсолютно уверенным в том, что ребенок способен исполнить то, что от него требуют. Предъявление требований, которых ребенок не может выполнить, создает ситуацию неразрешимого конфликта, из которого он не видит выхода. Такая ситуация с неизбежностью наносит ущерб эмоциональной сфере человека.

Шестой принцип. Пусть вашими действиями руководит любовь! Взаимоотношения, основанные на искренней любви и привязанности, обычно складываются правильно, даже, несмотря на неизбежность отдельных, ошибок и просчетов со стороны родителей.

Лучшими из родителей окажутся те, кто преуспевает в выполнении трех ключевых функций:

-если они наилучшим образом спланируют и организуют внешнюю среду, в которой находится ребенок;

-если они будут разрешать детям обращаться к ним, чтобы дать ребенку возможность обменяться информацией или впечатлениями, чтобы успокоить при возникновении неприятностей или дать ему необходимый в тот момент полезный совет;

-если они будут проявлять твердость в соблюдении порядка и дисциплины, но одновременно не будут скрывать своей любви, привязанности и заботы в отношении своих детей.

Источник