Развитие самостоятельности ребенка в изо
Наталья Цыряпкина
Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях и поступках активно и настойчиво проявляет стремление к самостоятельности. Актуальность проблемы развития самостоятельности у младших дошкольников связана с определенными перекосами в воспитании детей. Исследования, проведенные в последнее время, свидетельствуют о том, что детям свойственен инфантилизм и синдром беспомощности, так как взрослые не предоставляют детям свободу выбора и не создают условия для развития самостоятельности. Промедление в развитии самостоятельности приводит к появлению детских капризов, упрямства, вредной привычки постоянно надеяться на помощь окружающих.
Вместе с тем, развитая самостоятельность и активность обеспечивает формирование эмоционально-положительного настроя ребенка в коллективе, уравновешенность его поведения, активность во взаимоотношениях со сверстниками. Своевременное развитие самостоятельности у младших дошкольников является необходимой предпосылкой для проявления ими активной взаимопомощи, заботы об окружающих, бережного отношения к вещам.
Для решения этой задачи, каждый педагог подбирает наиболее оптимальные методы и приемы в своей работе.
Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Что означает понятие инициативность и самостоятельность?
Самостоятельность – работа, совершаемая собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи.
Инициатива – первичный признак самостоятельности, показывающий независимость от посторонних влияний самого источника возникновения конкретного действия.
Для самостоятельной деятельности дошкольника характерны умение действовать по собственной инициативе, как в знакомых, так и в новых условиях; ставить перед собой цель и планировать результат; способность выполнять необходимые для достижения цели действия без помощи взрослых; наличие самоконтроля и самооценки.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности.
Изобразительная деятельность — одна из любимых детьми в свободное время и является одним из важных видов детской деятельности, в которой можно успешно сформировать эти качества. Но, чтобы ребенок стал инициативным, самостоятельным и творческим человеком в процессе самостоятельной изобразительной деятельности, необходимо сформировать у него определенные технические навыки и умения.
Проанализировав работы детей, выполненные в свободное время, я увидела,что они носят репродуктивный характер: дети в своих работах применяют только те навыки и умения, которые приобрели на занятиях, не проявляя творчества и фантазии. Работы по тематике и способу изображения сходны с темами занятий. Учитывая это,я поставила перед собой цель: развитие инициативы и самостоятельности у детей в изобразительной деятельности.
Для достижения поставленной цели определила следующие задачи:
• Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
• совершенствовать навыки работы с различными изобразительными материалами;
• содействовать развитию умений у детей самостоятельно поставить цель, отобрать для этого необходимый материал и инструменты в Центре творчества, определить последовательность, способы и приемы выполнения работы, адекватно оценить полученный результат, при необходимости скорректировать его.
Занятия изобразительной деятельностью интересны и привлекательны дошкольникам занимательностью содержания, направленностью на результат.
Самостоятельная изобразительная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей. Желание самостоятельно достичь результата заставляет детей преодолевать трудности, проявлять настойчивость, сообразительность.
Для развития инициативы и самостоятельности у детей в изобразительной деятельности служит созданная в группе развивающая предметно-пространственная среда, в которой каждый ребенок может заниматься любимым делом.
В Центре творчества, я собрала различные средства художественной деятельности и материалы такие как традиционные,так и нетрадиционные: краски с блестками, мелки, карандаши, палитры, зубочистки, печатки, ватные палочки, трубочки для раздувания, разнообразная бумага (газетная, обёрточная, картон, чертёжная, цветная, тонированная, трафареты для рисования, поролон, вата, губка и другие средства для художественной деятельности.
Это позволяет ребенку самостоятельно выбрать заинтересовавший его материал и сотворить вот такие яркие и запоминающиеся работы, которые можно использовать в интерьере детского сада и в интерьере собственной комнаты или квартиры, в которой ребенок проживает.
В своей работе придерживаюсь принципов новизны и динамичности, т. е. стараюсь регулярно пополнять содержание Центра творчества новыми художественными материалами,наглядными пособиями: интересные книги иллюстрированные художниками, раскраски, фотографии, игры – мастерилки, чтобы детям не было скучно, а интересно. Регулярно осуществляю сменяемость материалов.
Чтобы вызвать интерес к изобразительной деятельности, расширила представления детей о различных техниках и приемах в творчестве, познакомила с использованием нетрадиционных материалов при изготовлении работ. Например, рисовать можно не только кисточкой, но и пальцем, губкой, палочкой, бумажной салфеткой и т. д. При изготовлении аппликации использовать не только бумагу, но и пуговицы, бусинки, природный материал, поролон и т. д. Лепить можно не только из пластилина, но, например, из теста. Всё это помогает развивать творческие способности, ум, речь, воспитывает эстетический вкус.
Использование нетрадиционных методик очень привлекательно для детей, так как оно открывает большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Стремясь сформировать потребность в самостоятельном творчестве у детей, тщательно продумываю организацию различных форм изобразительной деятельности (создание коллективных работ, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр и т. д.). Подбираю интересные для детей темы: «Золотая осень», «Новый год», «Бабочки», «Аквариум» и т. д. Всё это дает толчок детскому воображению, заставляет ребенка творчески мыслить.
Такая работа развивает у детей самостоятельность, уверенность в своих силах, побуждает к проявлению инициативы, проведению самостоятельных исследований, созданию новых творческих работ.
Во время работы я отношусь ко всем детям благосклонно, подбадриваю их, одобряю. Если работа имеет не законченный или небрежный вид, не говорю об этом сама, а стараюсь чтобы в процессе самоанализа работы ребенок увидел и понял, как можно закончить или преобразить свою работу. В каждой из них стараюсь отметить что-нибудь хорошее. Не даю детям образцов в качестве примера, не делаю акцент на том, что должно получиться, не подгоняю, не вывешиваю только лучшие работы, не сравниваю их, чтобы не развивать чувство соперничества, так как это мешает нормальным отношениям между детьми.
В работе использую различные методы и приемы: информационно-рецептивный (рассматривание, наблюдение, образец и показ взрослого); репродуктивный – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей; эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии, т. е. предлагаю ребёнку выполнить часть работы самостоятельно; исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии активизирую внимание дошкольника, побуждаю его к деятельностипри помощи дополнительных стимулов:
– игра, которая является основным видом деятельности детей;
– сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
– просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми.
Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являются разнообразные выставки детского рисунка. Выставка – очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает степень мастерства других детей. Отчетные выставки проходят один раз в квартал.
Будучи убежденной, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями выстроила на основе сотрудничества, которое, по утверждению родителей, сблизила их с детьми, и позволило открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка.
Провела родительские собрания на тему: «Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста», «Развиваем вместе творческое начало в ребенке»;консультации: «Как часто вы рисуете с ребенком», «Использование нетрадиционных способов в изобразительной деятельности», «Развитие изобразительной деятельности детей в семье»; оформила папки –передвижки: «Как воспитывать инициативу у ребенка», «Самостоятельность ребенка. Её границы», провела мастер-класс «Опускаем руки в краску», на котором родители вместе с детьми создавали совместные работы.
В группе постоянно устраиваю выставки детских работ для детей и для родителей. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, когда видят на выставке детские работы. Постоянно провожу выставки совместных работ родителей и детей.
Самое важное, что нужно было довести до родителей то, что изобразительная деятельность крайне важна. Когда ребенок творит, то у него возникает желание поделиться своими впечатлениями с близкими ему людьми. Этим ребенок “подключает” близкого человека к сопереживанию. Ощущения того, что его понимают, поддерживают у ребенка, появляется стремление больше видеть, узнавать, искать, проявлять инициативу во всем, в том числе в изобразительной деятельности. Но мы должны развить в детях внутренний потенциал, научить его самостоятельно творить, приобщать ценный опыт.
В результате работа с родителями вышла на более высокий уровень. Это проявляется в заинтересованности данной деятельностью, что выражается в желании принимать участия не только в выставках совместного творчества с детьми на районном уровне, но также на краевом и Всероссийском.
В результате проделанной мной работы у детей повысился интерес к самостоятельной изобразительной деятельности. На занятиях и в самостоятельной деятельности дети стали более самостоятельными и активными в доведении работы до конца, в выборе необходимых изобразительных материалов и инструментов для достижения результата. Тематика детских работ стала более разнообразной и отличается выразительностью и оригинальностью.
Заканчивая год с детьми средней группы,я наметила перспективу работы на следующий учебный год:
• продолжить работу по развитию инициативы и самостоятельности у детей в различных видах деятельности;
• пройти курсы повышения квалификации по созданию условий для развития инициативы и самостоятельности у дошкольников.
Подводя итог проделанной работы можно сказать, что такую черту личности ребёнка как самостоятельность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.
Я считаю,себя творческим воспитателем и стараюсь жить и работать по принципу: «Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».
Список использованной литературы:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М., 2014 г.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 г. Москва.
4. Виноградова Н. А., Гайнуллова Ф. С. Предметно-развивающая среда детского сада. / Под ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
5. Дронь А. В., Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребенок – педагог – родитель» /А. В. Дронь, О. Л. Данилюк. –СПБ: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012.
6. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателя дет. сада / Т. Г. Казакова. – М.: Просвещение, 2012 г.
7. Ковалицкая Л. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ: Пособие для воспитателей/Л. М. Ковалицкая. – М.: Аркти, 2010 г.
8. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. – М.: Педагогика, 2002 г.
9. Юсупова Г. Воспитание самостоятельности у детей. // Д. в. 2004.- №8.
Источник
Щелканова Л.К.
Развитие самостоятельности дошкольников
в изобразительной деятельности
Искусство играет важную роль в духовном общении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В тоже время искусство – это среда для развития эмоционального – нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и представить их смысл для себя и окружающих.
Цель обучения изобразительной деятельности – развитие эмоционально мира ребенка. Изобразительная деятельность выступает как эмоционально насыщенная, активирующая все психологические процессы (внимание, представление, воображение и т.д.) деятельность способствует развитию мира чувств ребенка. Самое главное – не обучать рисованию, а знакомить детей с искусством, вызвать к нему устойчивый интерес через художественную деятельность.
Первое, это надо учитывать возрастные особенности детей, их восприятие цвета, формы, объема. Обучение осуществляется последовательно: цветовое пятно, линия, предмет, композиция. Особенно важно учитывать возможности и интерес каждого ребенка. Как он может себя реализовать.
Младшая группа 3 – 4 года
Малыш чутко воспринимает цвет, цветовое отношение и их воздействие на настроение. Важно не загубить и не упустить эту возрастную особенность к цветовому восприятию. Необходимо развивать чувство цвета, помогать искать свое понимание, учить через цвет выражать свои эмоции, и не повторять за взрослыми их представление о цвете.
Для этого нужно создать определенные условия. В этом возрасте самое большое стремление к свободному рисованию, манипулированию с красками, то есть малыша интересует не сам сюжет, а процесс изменения окружающего с помощью цвета. В этом возрасте они радуются смешению и размытости, восхищаются, новыми цветовыми пятнами.
Реальный мир многоцветен. Три основных цвета (красный, синий, желтый). Три составляющих (зеленый, оранжевый, фиолетовый). Это лишь часть цветового многообразия. Дети узнают, что добавлять белую и черную краски к трем основным цветам, можно получить просветленно-нежные цвета и сумрачно-тревожные тоны. На занятиях можно наблюдать, как меняется их «характер», «настроение». Все это способствует развитию фантазии и особых переживаний. Для такой работы используют (гуашь, акварель), большие листы бумаги и широкие кисти. При этом важно спрашивать, как он выбирает цвет, и поддерживать, одобрять. Соотносить цвет к настроению ребенка, которое он хотел выразить в рисунке.
Способы рисования нетрадиционные. Это рисование пальчиком, ладошкой, носиком, бумажкой, соломками, ваткой, кистями. Исходя из этой темы, для рисования даются необычные, сказочные: «Живые облака», «Волшебное яблоко», «Салют из ниток», «Дворец из пены» и т.д.
Процесс рисования несет в себе и психотерапевтические элементы; на лист выплескиваются переживания, и малыш освобождается от них.
Средняя группа 4 – 5 лет
В этом возрасте эмоции более устойчивые. Их состояние различают по внешним проявлениям – через жесты, мимику, пантомимику и т.д. Все это проявляется в рисовании. Линия уже более выразительная. Линия, черта, штрих могут быть длинными и короткими, наклонными и ровными, чуть заметными и яркими, волнообразными. Карандаш, сангина, пастель, уголь, тушь – средства для выражения ребенка и окружающего мира. Рисование помогает снять напряжение у ребенка, который не всегда может выразить его. Это средство между замкнутым ребенком и педагогом.
Например: игра-перевоплощение, где ребенок и взрослый становятся актерами, а то и зрителями. Это эффекты изотерапии, используются музыка, звуки, прикосновения, движения. Осуществляется эмоциональный контакт между ребенком и взрослым.
Например: игра,- «Мимика в рисунках», «Волшебные зверюшки», «Озорной котенок» и т.д.
Старшая группа 5 – 6 лет
В этом возрасте детей интересует предметное рисование. Ребенок создает свой образ, отношение к нему. Он выражает себя чрез настроение, слово, поступок. В рисовании это цвет, линии и другие выразительные средства. Одни рисунки у них получаются добрые, отзывчивые, другие грубые и резкие. Ребенок передает свои чувства, происходит «очищение души». Ребенок перевоплощается, он видит жизнь героя, растения, предмета, животного из нутрии.
Тема рисунков фантастическая и сказочная: «Царство красок», «Акварельная радуга», «Волшебный транспорт», «Сказочная птица» и т.д.
Подготовительная группа 6 – 7 лет
Это ключевой возраст в развитии воображения. Это развитие понимания «души» образа, развитие приемов выразительности. У дошкольников уже формируются критическое отношение к своей деятельности. Надо закрепить уверенность в том, что он все умеет! Не обязательно точно передавать героя, предмет на бумаги. Главное, чтобы в этом была своя индивидуальность, которая передается через цвет, форму, свет, художественное средства. Тем самым он выражает свой замысел, поэтому рисунки всегда разные.
Например: «Подводное царство», «Каменный букет цветов», «Пещера подземного короля», «Мир планет» и т.д.
Методы и приемы по развитию самостоятельности
- Художественное слово находит свое соприкосновение между словами и изобразительным искусством! Помогает осмыслить свои чувства.
- Эмоциональный настрой – через музыку, которая успокаивает и мобилизует заторможенных, активизирует внимание.
- Пластика. Все свои мысли и переживания дети проявляют через движение: «Танец цветов», «Море» и т.д., все это дает
- Театр. Эмоциональное проявление ребенка. В младшей группе теневой театр, где ребенок выделяет только главное, характерное. Более старшие дети путем цвета и линии, подбором художественных средств.
- Педагогическая драматургия. Путешествия в реальный, сказочный или воображаемый мир. Занимательный сюжет, нетрадиционные способы – все это развивает эмоции и воображения. У старших дошкольников – это метод творческой визуализации. Дети закрывают глаза и расслабляются, слышат звуки леса, шум моря… Представляют картину природы.
- Игра – это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей. В игре легко направлять внимание ребенка на самые важные ориентиры – нравственные, эстетические.
Нами активно используются
– художественно-развивающие игры: «Палитра», «Волшебные карточки», «Помоги цветам» и др.
– дидактические игры: «Дорисуй сказку», «Собери пейзаж», «Времена года» и т.д.
– графические игры: «Рисование по точкам», «Симметрия» и т.д.
Источник